Статья 63 гражданского кодекса российской федерации. Может ли налоговый орган производить бесспорное списание средств со счёта фирмы, находящейся в стадии ликвидации? Раздел i. общие положения

Главная / Бизнес

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ статья 63 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
Источник ГАРАНТ

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 63 ГК РФ

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего , прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Текущая редакция ст. 63 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 ГК РФ

1. Ликвидационная процедура включает в себя несколько основных (обязательных) стадий:
- уведомление о начале ликвидационной процедуры;
- опубликование сообщения в Вестнике государственной регистрации;
- предъявление требований кредиторов и их оплата;
- утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
- утверждение ликвидационного баланса и исключение организации из ЕГРЮЛ.

Минимально допустимый срок для предъявления кредиторских требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. С момента приобретения полномочий ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязаны выявлять всеми доступными им средствами имеющихся кредиторов ликвидируемого субъекта и производства расчетов с ними.

2. По истечении установленного для предъявления кредиторских требований срока ликвидационная комиссия обязана составить и утвердить на общем собрании учредителей организации промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса и государственная регистрация соответствующих сведений является завершающей стадией ликвидационной процедуры. Одним из ее последствий является исключение организации из ЕГРЮЛ. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине непредставления ликвидационного баланса является несостоятельным, поскольку сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджет могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

К моменту завершения ликвидации юридического лица его кадровая документация должна быть передана на хранение в муниципальный или государственный архив.

3. Ликвидация по решению учредителей корпорации может быть реализована лишь при условии отсутствия у организации долгов либо их полном погашении за счет собственных средств и имущества ликвидируемого субъекта. В противном случае допускается применение иных процедур, в том числе и возбуждения дела о банкротстве. Банкротство ликвидируемого должника осуществляется в упрощенном порядке, минуя стадию наблюдения. Факт недостаточности денежных средств и имущества должника свидетельствует о необходимости и возможности введения лишь одной процедуры - конкурсного производства и признания должника банкротом. Полномочия от ликвидационной комиссии переходят к утвержденному судом арбитражному управляющему. Завершение конкурсного производства допускается только при максимально полном погашении требований кредиторов за счет собственных средств и имущества должника, а также с учетом возможности привлечения к ответственности органов его управления, в том числе и руководителя. Исчерпание всех возможностей погашения кредиторских требований является основанием для завершения процедуры и исключения организации из ЕГРЮЛ, которое производится на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

4. Погашение задолженности осуществляется в соответствии с установленной очередностью независимо от вида выбранной ликвидационной процедуры. Однако на практике ликвидатор в большинстве случаев руководствуется очередностью поступления требований кредиторов. В рамках процедуры банкротства очередность погашения требований кредиторов определяет суд. Пропуск срока предъявления требований в деле о банкротстве означает, что такое требование подлежит удовлетворению после всех своевременно заявленных требований.

Имущество должника, оставшееся после полного удовлетворения требований всех кредиторов, подлежит передаче его учредителям и распределению между ними.

Юридическое лицо признается ликвидированным лишь с момента государственной регистрации данного юридического факта, т.е. исключения сведений о такой организации из ЕГРЮЛ.

Внесенные в комментируемую статью изменения сформированы практикой проведения ликвидационных процедур и призваны регламентировать процессуальные аспекты ликвидации юридического лица. Эти нормы подлежат применению в совокупности с нормами иных законодательных актов, в том числе регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц.

5. Применимое законодательство:
- ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

6. Судебная практика:
- постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А13-2411/2012;
- определение ФАС Московского округа от 27.06.2014 по делу N А40-1647/2011;
- определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2014 по делу N А60-22090/2013;
- решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.07.2014 по делу N А13-7854/2014;
- решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 по делу N А14-13097-2013;
- решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2009 по делу N А47-4698/2008.

Консультации и комментарии юристов по ст 63 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 63 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

  • Глава 7. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
  • Глава 8. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ИХ ЗАЩИТА
  • Подраздел 4. СДЕЛКИ. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
    • Глава 9. СДЕЛКИ
    • Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
    • Глава 10. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ДОВЕРЕННОСТЬ
  • Подраздел 5. СРОКИ. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ
    • Глава 11. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ
    • Глава 12. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ
  • Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
    • Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
    • Глава 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
    • Глава 16. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
    • Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)
    • Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
    • Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • Глава 20. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ
  • Раздел III. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА
    • Подраздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
      • Глава 21. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
      • Глава 22. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
      • Глава 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
      • Глава 24. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
      • Глава 25. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
      • Глава 26. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    • Подраздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ
      • Глава 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
      • Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
      • Глава 29. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел IV. Отдельные виды обязательств
      • Глава 30. Купля-продажа
      • Глава 31. Мена
      • Глава 32. Дарение
      • Глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением
      • Глава 34. Аренда
      • Глава 35. Наем жилого помещения
      • Глава 36. Безвозмездное пользование
      • Глава 37. Подряд
      • Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
      • Глава 39. Возмездное оказание услуг
      • Глава 40. Перевозка
      • Глава 41. Транспортная экспедиция
      • Глава 42. Заем и кредит
      • Глава 43. Финансирование под уступку денежного требования
      • Глава 44. Банковский вклад
      • Глава 45. Банковский счет
      • Глава 46. Расчеты
      • Глава 47. Хранение
      • Глава 47.1. УСЛОВНОЕ ДЕПОНИРОВАНИЕ (ЭСКРОУ) (введено Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
      • Глава 48. Страхование
      • Глава 49. Поручение
      • Глава 50. Действия в чужом интересе без поручения
      • Глава 51. Комиссия
      • Глава 52. Агентирование
      • Глава 53. Доверительное управление имуществом
      • Глава 54. Коммерческая концессия
      • Глава 55. Простое товарищество
      • Глава 56. Публичное обещание награды
      • Глава 57. Публичный конкурс
      • Глава 58. Проведение игр и пари
      • Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда
      • Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    • Раздел V. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
      • Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ
      • Глава 62. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ
      • Глава 63. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ
      • Глава 64. ПРИОБРЕТЕНИЕ НАСЛЕДСТВА
      • Глава 65. НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
    • Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
      • Глава 66. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 67. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ
      • Глава 68. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЛИЧНЫМ НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
    • Раздел VII. ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
      • Глава 69. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО
      • Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ
      • Глава 72. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
      • Глава 73. ПРАВО НА СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
      • Глава 74. ПРАВО НА ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
      • Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)
      • Глава 76. ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ
      • Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  • Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации , в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

    2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

    В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

    5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

    6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

    8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

    9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

    Вправе ли находящаяся в процессе добровольной ликвидации фирма вести хозяйственную деятельность?

    Согласно п 9 ст 63 ГК РФ ликвидация фирмы будет считаться завершенной, а значит и юрлицо перестанет существовать, только после внесения записи в единый реестр (ЕГРЮЛ). Правоспособность юрлица возникает в момент занесения сведений о нем в реестр и заканчивается в момент занесения туда же сведений об окончании деятельности (ст 49 ГК РФ). Поэтому можно посчитать, что в процессе ликвидации фирма не лишена правоспособности, а значит может исполнять гражданские права и обязанности, ведя хозяйственную деятельность. Однако, после принятия решения о ликвидации, фирма лишается прежнего руководства, и управление делами берет на себя ликвидационная комиссия. Полномочия ликвидатора подробно отражены в ст 63 ГК РФ. К этим полномочиям отнесены: выплаты кредиторам, продажа имущества фирмы для погашения долгов, составление ликвидационного баланса, передача имущества фирмы её учредителям и др. В ст 63 ГК РФ не отражено, что ликвидатор занимается хозяйственной деятельностью. Поэтому ряд судов считает, что в период ликвидации хозяйственная деятельность ликвидационной комиссией осуществляться не может. Но есть другая точка зрения. Некоторые судьи считают, что в при назначении ликвидатора, к нему переходят все функции по управлению делами фирмы, в том числе и по осуществлению хозяйственной деятельности. А значит такая комиссия имеет полномочия и для выполнения функций юрлица по его прежним договорам. В частности, может исполнять договоры, подписывать документы и акты выполненных работ. Таким образом единообразной позиции у судей по этому вопросу нет.

    Может ли налоговый орган производить бесспорное списание средств со счёта фирмы, находящейся в стадии ликвидации?

    Важно понять, что такое бесспорное списание средств со счёта. Бесспорно - это значит принудительно, но без обращения в суд. Налоговый кодекс дает право налоговым органам в определенных случаях списывать деньги в счёт налога в таком порядке. Обязательное условие для применения такого способа - ограничение срока, в который налоговая служба вправе этот налог взыскать внесудебном порядке.

    НК РФ устанавливает, что при ликвидации обязанность уплаты налогов и сборов ложится на ликвидационную комиссию. Производит она эту уплату за счёт средств организации, в том числе и за счёт продажи её имущества.

    С одной стороны, процесс ликвидации организации ограничивает срок взыскания с неё налога, но, с другой стороны, по вопросам, касающимся ликвидации, налоговое законодательство частично отсылает к нормам гражданского права. П 3 ст 49 НК РФ указывает, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и штрафов наряду с другими расчётами, которые необходимо сделать организации при ликвидации, устанавливается ГК РФ.

    Орган, решивший ликвидировать фирму, или учредители ликвидируемого юрлица (если они сами приняли такое решение) назначают ликвидационную комиссию и устанавливают срок и порядок ликвидации согласно ГК РФ.

    В силу п 2 ст 63 ГК РФ после того, как всё кредиторы предъявили к организации свои требования, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он включает информацию об имуществе и средствах ликвидируемой организации и весь перечень предъявленных к фирме требований. Баланс утверждается лицами его составившими, иногда по закону требуется его дополнительное согласование с уполномоченными гос органами.

    Исходя из п 4 ст 63 ГК РФ при ликвидации деньги кредиторам, выдвинувшим к организации свои требования, выплачиваются в порядке очередности согласно промежуточному балансу. Порядок очередности предусматривает ст 64 ГК РФ . В ст 63 ГК РФ также указано, что кредиторы третьей и четвертой очереди получают выплаты по своим требованиям только по прошествии месяца со дня утверждения ликвидационного баланса.

    Налоговая служба - кредитор третьей очереди (так, согласно ГК РФ, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет).

    А значит НС не имеет право бесспорно взимать недоимки по налогам ликвидируемой фирмы, так как сначала фирма должна расплатиться с кредиторами первой и второй очереди.

    Получается, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации, налоговые службы не вправе принудительно взыскивать с него налоги, пени и штрафы.


    [Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 63]

    1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

    4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

    7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

    8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


    1 комментарий к записи “Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица”

      Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

      Комментарий к статье 63

      1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (момент — включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.
      Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, описанный в комментируемой статье.
      2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На той же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.
      3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, порядке и сроках заявлений требований кредиторов (о печатном органе см. ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц), а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.
      В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом, например в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного и ликвидационного балансов.
      ———————————
      Положение «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России», утверждено ЦБ РФ 16 января 2007 г. N 301-П.

      С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.
      4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.
      В частности, Законом о политических партиях (ст. 45) предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии, или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
      Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , обращается в собственность Российской Федерации.
      ———————————
      Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
      Закон об общественных объединениях (ст. 26).

      5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).
      С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра.
      ———————————
      Пункт 10 письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

      В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
      В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.
      Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона сделано не было.
      Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

    1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

    абзац шестой утратил силу.

    При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.

    Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

    2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

    3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    5.1. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

    1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);

    2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

    3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

    5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

    Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

    Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

    Комментарий к Ст. 64 ГК РФ

    1. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК) в процедуре ликвидации юридического лица начинается этап расчетов с кредиторами, а именно выплаты им денежных сумм. Очередность таких выплат по предъявленным в процессе ликвидации юридического лица требованиям кредиторов и порядок удовлетворения таких требований устанавливает комментируемая статья. При этом речь идет именно об удовлетворении денежных требований кредиторов.

    Всего комментируемая статья предусматривает четыре очереди, каждая из которых имеет преимущество перед последующей. Приоритет одной очереди перед другой заключается в том, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Требования, которые имеют приоритет перед другими требованиями, — это прежде всего требования так называемого социального характера, т.е. те, по которым кредиторами являются граждане. Эти требования составляют первую и вторую очередь.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (п. 2 ст. 1093 ГК). Соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

    Один из случаев капитализации соответствующих платежей предусмотрен ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» . При ликвидации юридическое лицо, являющееся страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по данному Закону, обязано внести в Фонд социального страхования РФ капитализированные платежи для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

    Ликвидационная комиссия рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72.

    Также в первую очередь включены выплаты по требованиям о компенсации морального вреда.

    Комментируемая статья предусматривает еще ряд требований, включаемых в первую очередь, которые могут быть предъявлены при ликвидации банков, привлекающих средства граждан. К ним относятся:

    во-первых, требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета. Исключение составляют требования граждан по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций, требования индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, из обязательств по счетам, открытым для осуществления их предпринимательской или профессиональной деятельности, которые в эту очередь не включаются;

    во-вторых, требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», выполняющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с осуществлением ею выплат в возмещение по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ;

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

    в-третьих, требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» .

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3232.

    Во вторую очередь включаются требования по выплате заработной платы гражданам, работающим по трудовому договору (в том числе выходных пособий), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Как правило, работники любого ликвидируемого юридического лица становятся наиболее незащищенными его кредиторами, и по этой причине законодатель предоставил им преимущественное удовлетворение их требований по отношению к другим требованиям (по обязательным платежам и гражданско-правовым обязательствам).

    Требования кредиторов, включенные в первую и вторую очередь, подлежат удовлетворению путем выплат по ним денежных сумм начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК).

    В третью очередь производятся фискальные платежи, т.е. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

    В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (см. п. 4 ст. 63 ГК).

    2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение сделано только для требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Такие залоговые кредиторы имеют особое положение, которое предоставляет им преимущества перед кредиторами соответствующей очереди.

    Привилегированность залоговых кредиторов состоит в том, что их требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога (имущества ликвидируемого юридического лица), преимущественно перед иными кредиторами. Такого преимущества у залоговых кредиторов нет только в отношении кредиторов первой и второй очереди, чьи требования возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования залоговых кредиторов удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

    Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостаточности распределяется пропорционально суммам их требований.

    3. Требования кредиторами предъявляются в ликвидационную комиссию в срок, который указан в публикации о начале процедуры ликвидации юридического лица. При их рассмотрении ликвидационная комиссия отражает в промежуточном ликвидационном балансе предъявленные требования и результаты их рассмотрения (т.е. в балансе должны содержаться в том числе сведения о тех требованиях, в удовлетворении которых ликвидационной комиссией отказано).

    В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

    Такие требования рассматриваются в порядке искового производства. Это значит, что кредитору, которому, по его мнению, отказано в удовлетворении требования необоснованно, следует предъявлять иск в суд об удовлетворении требования, а не об оспаривании действий ликвидационной комиссии по правилам гл. 24 АПК РФ. Очевидно, что ответчиком должно быть само ликвидируемое юридическое лицо, так как ликвидационная комиссия действует от его имени, к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом, от имени юридического лица ликвидационная комиссия выступает в суде (п. 3 ст. 62 ГК).

    ———————————
    Об этом свидетельствует и сформировавшаяся судебная практика. См., например, Определение ВАС РФ от 21 мая 2009 г. N 6063/09.

    По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

    Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными. Поскольку ликвидация есть способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, постольку погашенными также считаются требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица.

    4. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

    Оставшееся имущество ликвидируемого юридического лица — это то имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов и передано его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК). По большей части «иное» предусмотрено законом в отношении большинства некоммерческих организаций (ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация