Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ. Реферат: Конституционное судопроизводство в России Ii. предварительное изучение жалобы судьями кс рф

Главная / Бизнес

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны.

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей - докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья - докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.

Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

Судьям Конституционного Суда РФ;

Сторонам;

Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе,

Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ, не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ;

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

"Стадии конституционного судопроизводства - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации. Совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство".

Выделяют несколько таких стадий:

внесение обращения в Конституционный Суд РФ;

предварительное рассмотрение обращения;

принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

подготовка к разбирательству;

непосредственно разбирательство;

исполнение решения Конституционного Суда.

Центральной С.к.с, связанной с рассмотрением всех обстоятельств дела и уяснением на этой основе правовой позиции сторон, является стадия разбирательства в Конституционном Суде. Как правило, данная стадия имеет форму устного разбирательства. Судебное разбирательство согласно ст. 60 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых в связи с подготовкой дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик должен воздерживаться от того, чтобы в какой-либо форме излагать собственную позицию по рассматриваемому делу. После доклада судьи Суд заслушивает предложения сторон, устанавливает порядок исследования вопросов дела. Составными частями последующего разбирательства являются: объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, исследование документов, заключительные выступления сторон. По завершении исследования вопросов дела председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд вправе отложить разбирательство, если сочтет рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, непредоставления необходимых Суду документов и др.

На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ.

На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

правовой суд конституционный статус

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ - обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ - обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение - решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) подготовка к судебному разбирательству - для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) - руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания (для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии с порядком, установленным решением Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы. Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения - итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда РФ - решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

- судьям Конституционного Суда РФ;

- сторонам;

- Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

- Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается, принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ;

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ - решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст. 66-67 Закона о Конституционном Суде (по содержанию, по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.). Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд - более тысячи в месяц - не может быть в положенные сроки изучено 13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом. Конституционный Суд - особое учреждение со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает, что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.

Конституционное судопроизводство включает пять основных стадий. Первая стадия предварительное изучение обращений, поступивших в Суд. Обращение в Конституционный Суд РФ может подаваться в формах запроса, ходатайства или жалобы. В запросах, как правило, излагаются просьбы об оценке конституционности нормативного правового акта, о толковании Конституции РФ. Их направляют уполномоченные органы или суды. В жалобах физических и юридических лиц оспаривается конституционность положений конкретных нормативных правовых актов

Вторая стадия принятие Судом обращения к рассмотрению. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

Третья стадия подготовка дела судьей-докладчиком к судебному слушанию. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Четвертая стадия. рассмотрение и разрешение дела в пленарном заседании или в заседаниях палат. Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В ходе конституционного судопроизводства предусматриваются следующие формы судебных действий: заслушивание объяснений сторон; ознакомление с заключением эксперта; заслушивание показаний свидетелей; исследование документов, обстоятельств, доказательств; заслушивание заключительного выступления сторон.

Пятая стадия принятие, оглашение и опубликование решения Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ, как правило, считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания.



Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарном заседании, в котором участвуют все 19 судей, и заседаниях двух палат. Одна включает в себя 10 судей, другая 9 судей. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Однако исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: дает толкование Конституции РФ; разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; решает некоторые принципиальные организационные вопросы деятельности Суда.

Решения Суда по существу отнесенных к его компетенции вопросов именуются постановлениями. Решения Конституционного Суда РФ по существу запросов о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ, а также о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) именуются заключениями. Решения по процедурным вопросам, принимаемым в ходе конституционного судопроизводства, именуются определениями. В форме определений, например, Конституционный Суд РФ отказывает заявителю в принятии обращения к рассмотрению.

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется следующими признаками. Решения:

1) обязательны на всей территории России для всех государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан иих объединений;

2) не подлежат обжалованию;

3) вступают в силу немедленно после провозглашения; являются окончательными;

4) не могут быть преодолены повторным принятием акта, признанного неконституционным и, как следствие, утратившим юридическую силу;

5) действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта. Этот акт должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Решения Конституционного Суда РФ имеют сложную правовую природу. С одной стороны, они представляют собой индивидуальные акты правоприменительного органа. С другой стороны, в содержании некоторых решений Суда можно усмотреть положения, которые характеризуются свойством нормативности. Неверно, однако, утверждать, что все решения Суда содержат нормы права и являются, таким образом, источниками права.

Так, постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ носят официальный и обязательный характер. О нормативности соответствующих решений Суда в законодательстве ничего не говорится. В то же время анализ постановлений о толковании позволяют говорить, о нормативном значении конституционного толкования. В отдельных постановлениях Суда положения Конституции РФ были не просто разъяснены или конкретизированы. Например, Конституционный Суд РФ существенно развил процедуру изменения наименования субъекта РФ, предусмотрев включение нового наименования в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.

Вопрос о том, может ли судебный орган конституционного контроля в процессе толкования создавать нормы права и создает ли он их в реальности, до сих пор остается окончательно нерешенным ни в законодательстве, ни в научной литературе.

Конституционный Суд РФ формулирует правовые позиции. Правовая позиция Конституционного Суда РФ это выводы, доводы Суда в отношении того или иного правового явления, которые служат основанием итоговых решений и образуют их интеллектуально-юридическое содержание. Конституционный Суд РФ в процессе рассмотрения вопроса о конституционности конкретной оспоренной нормы исследует определенный, концептуальный вопрос юридической науки и практики, итоговый вывод, довод по которому будет являться правовой позицией.

Правовые позиции встречаются практически во всех решениях Конституционного Суда РФ, как в их мотивировочных, так и в резолютивных частях.

В качестве примера можно привести следующую правовую позицию:

публичная власть может быть как государственной, так и муниципальной (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П; от 15.01.1998 № 3-П).

Правовые позиции так же, как и решения Конституционного Суда РФ в целом, могут признаваться общеобязательными. В законодательстве прямо не указывается, какую юридическую силу имеют правовые позиции Суда как отдельные части его решений. Общеобязательными, очевидно, могут считаться правовые позиции Конституционного Суда РФ, которые находятся в прямой взаимосвязи с итоговым выводом конкретного решения, непосредственно предопределяют результат разрешения спора.

Об обязательности правовых позиций Конституционного Суда РФ для всех государственных органов и должностных лиц речь идет в одном из определений Конституционного Суда РФ и лишь в отношении правовых позиций, содержащих толкование конституционных норм либо выявляющих конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Суда в резолютивной части его решений.

Конституционный Суд РФ связан своими правовыми позициями. При рассмотрении и разрешении последующих дел, аналогичных или похожих на предыдущие, Суд обязан ссылаться на ранее высказанные правовые позиции. В случае если большинство участвующих в заседании палаты Конституционного Суда РФ судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Следование Конституционного Суда РФ своим правовым позициям позволяет ему выносить согласованные между собой решения.

Наиболее значимые и часто повторяющиеся в решениях Конституционного Суда РФ правовые позиции можно характеризовать в качестве конституционно-правовых принципов. Среди них можно назвать: принцип предсказуемости действий (бездействия) и решений органов публичной власти; принцип пропорционального (соразмерного) ограничения прав и свобод; принцип информационной открытости, прозрачности деятельности публичной власти и др.

РАЗДЕЛ 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Обращение в Суд . Оно должно соответствовать Закону «О Конституционном Суде РФ», содержащему как общие требования, так и специфические по каждой категории дел.
  2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом . В случае несоответствия обращения установленным требованиям оно возвращается.
  3. Предварительное рассмотрение обращения судьями . Один или несколько судей составляют заключение о юридических основаниях для рассмотрения в КС, которое обсуждается на пленарном заседании. Там и решается, принимается обращение к рассмотрению либо нет.
  1. Назначение и подготовка дела к слушанию и назначение судьи-докладчика происходит на пленарном заседании. Судья-докладчик проводит анализ дела, готовит проект решения.
  2. Судебное разбирательство аналогично разбирательствам в других судах, только уровень обсуждения иной: достаточно сказать, что представителями сторон, кроме руководителей и адвокатов, могут быть только кандидаты и доктора юридических наук...

Итоговое решение выносится в форме Постановления. Оно принимается в совещательной комнате после обсуждения, открытым голосованием, путем поименного опроса судей, простым большинством голосов. (Только решения о толковании Конституции РФ принимаются большинством не менее двух третей.) Судья, несогласный с Постановлением, вправе изложить особое мнение, которое публикуется вместе с Постановлением. Это важный элемент гарантии независимости конституционных судей. После провозглашения Постановление рассылается всем заинтересованным лицам (участвовавшим в деле), соответствующим органам исполнительной и законодательной власти и публикуется в официальных изданиях высших органов власти.

Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу.

Постановление Конституционного Суда многие юристы относят к источникам права с высшим статусом, так как оно может отменить действие закона, на него вправе ссылаться другие суды как на законодательное основание своих решений. Причем обязательна не только та часть решения, которая признает неконституционность и фактически отменяет отдельные статьи законов. Обязательным является и толкование действующих норм. Пример этому приведенное выше постановление по жалобе осужденного 3. Р. Шенгелая. Аналогично толкование Конституционным Судом РФ статьи 1070 ГК о праве на возмещение вреда при незаконном задержании по жалобе Т. Н. Али-киной, о котором мы говорили, знакомясь с уголовным процессом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация