Ст 134 трудового кодекса российской федерации. Теория всего

Главная / Бизнес

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, - на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения - в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.

§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).

§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ , предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Другой комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

СТ 134 ТК РФ .

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Ст 134 ТК РФ обязывает работодателя поддерживать размер реальной заработной платы работников на постоянном уровне и проводить индексацию. Как регламентируется порядок повышения оплаты труда, рассказывают эксперты.

Из статьи вы узнаете:

О чем говорится в статье 134 ТК РФ

Таким образом, как следует из ст. 134 ТК РФ с комментариями 2018 года, работодатель имеет право устанавливать коэффициент индексации выше или ниже официального уровня инфляции с учетом реальных финансовых возможностей. Но при этом также должны учитываться интересы работников. Их реальный заработок, по возможности, должен поддерживаться на постоянном уровне.

Что касается составных частей системы оплаты труда, которые подлежат индексации по ст. 134 ТК РФ, считают, что повышаться должна постоянная часть заработной платы, производится повышение .

При этом меры по сохранению реального заработка должны касаться всех без исключения работников.

  • Компания вправе установить, в каких случаях проиндексирует зарплаты
    Чем поможет: правильно прописать условия проведения индексации оплаты труда.
  • Нужно ли индексировать зарплату сотрудников, которые были переведены в другой отдел на те же должности с повышением оклада
    Чем поможет: узнать, в каких случаях индексация сотрудникам может не проводиться.
  • Какие выплаты необходимо индексировать в связи с повышением оклада при расчете среднего заработка
    Чем поможет: узнать, какие выплаты индексируются в связи с повышением оклада.

Трудовым кодексом РФ предусмотрена индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня ее реального содержания. Однако эта норма сформулирована крайне неопределенно, что затрудняет ее реализацию на практике. Является по действующему трудовому законодательству индексация заработной платы правом работодателя или вменяется ему в качестве обязанности?

В статье 134 ТК РФ сказано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными государственными и муниципальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Остальные работодатели проводят индексацию в порядке, закрепленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, в отношении бюджетных организаций данная статья Кодекса содержит ясный отсыл к нормам трудового права. В отношении же частных компаний требования сформулированы неопределенно, что оставляет простор для разных толкований.

С одной стороны, порядок индексации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, из чего можно сделать вывод, что и сам факт индексации остается на усмотрение работодателя.

С другой — ТК РФ предусмотрена индексация зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не только для бюджетных организаций, но и для бизнеса, из чего можно сделать вывод, что к полномочиям работодателя относится не установление индексации (которое является его обязанностью), а определение порядка учета роста цен при индексации зарплаты. Так, индексация может проводиться в соответствии с индексом потребительских цен, определенным по методическим рекомендациям Росстата, или на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает предприятие. В каждом варианте размер индексации разный.

Наконец, еще одна неопределенность, не разрешенная в формулировке ст. 134 Трудового кодекса РФ, - периодичность, с которой осуществляется индексация. Этот вопрос важен с практической точки зрения. Ведь если ежеквартальная или даже ежегодная индексация заработной платы возлагает на работодателя безусловные финансовые обязательства, то индексация один раз в пять лет считается не более чем бонусом за лояльность фирме. Рассчитывать на него в условиях российской текучки кадров могут немногие.

Обязанность работодателя

Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 при толковании ст. 134 ТК РФ пришел к выводу, что законодатель установил для работодателя безусловную обязанность проводить индексацию. Причем если в его локальных нормативных актах не предусмотрен порядок индексации, то с учетом того, что индексация зарплаты - обязанность работодателя, необходимо внести соответствующие дополнения в действующие локальные нормативные акты.

На справедливость этого вывода указано в Определении Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О. Еще до его вынесения на аналогичном толковании нормы трудового законодательства об индексации зарплаты основывались, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 № Ф08-2060/2005 и от 01.06.2005 № Ф08-2054/2005.

Таким образом, можно утверждать, что в 2010 г. и Рострудом, и Конституционным судом РФ было подтверждено сложившееся толкование ст. 134 ТК РФ как возлагающей на любого работодателя обязанность индексировать заработную плату.

Порядок индексации

Статьей 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Госдуму одновременно с предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в очередном финансовом году и плановом периоде. Несмотря на это в настоящее время в открытом доступе отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок индексации зарплаты бюджетников.

Аналогичным образом и в большинстве отраслевых соглашений раздел о порядке индексации заработной платы работников отрасли содержит отсыл к коллективным трудовым договорам и локальным нормативным актам. Исключениями являются отраслевые соглашения железнодорожников и угольщиков.

В пункте 3.2 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта сказано, что конкретный порядок и сроки индексации заработной платы (ежеквартально, по полугодию или один раз в год упреждающим порядком) определяются коллективным договором, но во всех случаях не ниже среднегодового индекса роста потребительских цен. Согласно подп. 3.2.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы проводится ежеквартальная индексация заработной платы работников отрасли исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Данные Росстата о росте потребительских цен регулярно публикуются на его официальном сайте, например в справке «Об индексе потребительских цен в августе 2010 года».

Помимо этого при индексации могут использоваться и инфляционные показатели - как федеральные, так и региональные. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» официальный уровень инфляции был установлен в 10%, но уже 23 июля 2010 г. был понижен до 7% - именно его можно принять за общегосударственный официальный показатель инфляции. Региональные показатели инфляции, которые сейчас позволяют наиболее адекватно оценивать покупательную способность денежных средств в той или иной местности, устанавливаются региональными нормативными актами.

Очевидно, что работодателю выгоднее использовать наиболее «экономный» из альтернативных показателей изменения покупательной способности зарплаты, коль скоро нормами Трудового кодекса РФ ему прямо предоставлено такое право. Работодатель же определяет и периодичность проведения индексации в том случае, если отраслевым соглашением или коллективным договором она прямо не установлена.

Оформление и налогообложение индексации

Размер заработной платы согласно ст. 57 ТК РФ - одно из обязательных условий трудового договора. Любое изменение его условий в соответствии со ст. 72 ТК РФ допускается только по письменному соглашению сторон.

Тем не менее индексация не считается повышением зарплаты, поскольку ее реальное содержание при этом остается неизменным, а значит, не является и изменением условий трудового договора, требующих письменного соглашения сторон. Индексация - обязанность работодателя. Для ее реализации достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт со ссылкой на ст. 134 ТК РФ, в котором дается указание провести соответствующую индексацию. При этом не важно, предусмотрено вообще трудовым договором условие об индексации заработной платы или нет.

Выплаты, полученные работником от индексации, суммируются с основными доходами и на основании ст. 208 НК РФ облагаются НДФЛ в общем порядке. Эти же расходы, документально подтвержденные, учитываются при уплате налога на прибыль согласно ст. 255 НК РФ.

Защита трудовых прав

Несмотря на трудовое законодательство многие работодатели не горят желанием проводить обязательную индексацию зарплаты работников. В этом случае их действия могут быть обжалованы в суде. Кроме того, в соответствии со ст. 353 ТК РФ работник вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру и федеральную инспекцию труда. Соответствующее заявление он может подать на сайтах данных учреждений или лично, обратившись в их территориальные органы.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность. Для должностных лиц штраф составляет от 1000 до 5000 руб., для юридических - от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юрлиц возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако при оспаривании отказа работодателя от осуществления индексации заработной платы работнику сложнее всего будет сформулировать финансовые параметры претензии. Законодатель, установив обязанность работодателя по осуществлению индексации, не конкретизировал требования к ее параметрам ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. В этих условиях работник может требовать от работодателя лишь принятия локального акта, в котором будет установлен порядок индексации. И лишь после этого появятся основания требовать его соблюдения.

Таким образом, при существующем законодательном регулировании даже предусмотренная законом обязанность фактически не обременяет работодателя финансовыми затратами на ее исполнение. Законопослушный работодатель, реализуя предусмотренную законом индексацию, имеет все основания позиционировать ее как свое конкурентное преимущество на рынке труда.

Трудовой кодекс РФ предусматривает проведение индексации оплаты труда, но формулировка этой нормы для многих работодателей звучит неопределенно и оставляет множество вопросов. Для правильного понимания индексации заработной платы по Трудовому кодексу, нужно разобраться, обязан ли работодатель индексировать ее или нет?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое?

Под индексацией принято понимать увеличение коэффициента заработной платы связанное с повышением цен на услуги, а так же товары.

Эта процедура проводится в целях реабилитации способности к покупкам. Существуют два способа индексации:

  1. Ожидаемый – происходит с учетом повышения цен.
  2. Ретроспективный – это увеличение зарплаты, происходящее с учетом уже сложившейся ситуации с уровнем цен.

Многие работодатели не видят отличий между индексированием и повышением окладной части , но отличия имеются, причем существенные. При повышении окладной части это может коснуться одного или нескольких работников.

При этом процент в повышении финансового вознаграждения у каждого сотрудника может быть разным. Кому-то повезло, и его была увеличена на пятьдесят процентов, а кому всего на десять.

При проведении индексации увеличение оплаты труда происходит для всех категорий сотрудников, работающих в организации на один и тот же коэффициент.

Индексация зависит от минимального размера оплаты труда , уровня инфляции и других внешних факторов.

Статья 134 ТК РФ дает четкое понятие, что оплата трудовой деятельности должна быть проиндексирована из-за роста цен на приобретаемые услуги и различные категории товаров. Если сотрудник работает в бюджетном учреждении, индексация осуществляется на основе соответствующего закона и муниципальных правовых актов.

Еще один документ, устанавливающий обязательный порядок для проведения всеобщей индексации – это письмо Роструда от 19.04.2010 №1073-6-1 . Если сотрудник числится в коммерческой организации, тогда право на совершение индексации принадлежит руководителю. Он закрепляет порядок индексирования в локальных актах предприятия.

Если этого не происходит, тогда комиссия может предъявить ему еще одну статью, регулирующую этот вопрос. Это статья 5.27 КоАП РФ.

Входит ли этот процесс в обязанности работодателя?

Работодатель осуществляет личную оценку увеличения цен на продукты питания и услуги, и на основе этого он должен производить периодическую индексацию.

Если руководитель предприятия не спешит с проведением индексации оплаты труда или вообще отрицает все предъявляемые ему требования со стороны его сотрудников, такие действия должны быть обжалованы иском в суде.

Помимо обращения в судебную инстанцию, сотрудник имеет право написать жалобу в Инспекцию по охране труда и сообщить о том, что работодатель не проявляет интереса к просьбам сотрудников по поводу проведения индексации. В обращении работник может ссылаться на статью 353 ТК РФ .

В законодательстве нет фиксированного указания на индексирование зарплаты, но следует учесть тот факт, что если в локальных нормативных актах не прописаны сроки индексации, тогда, согласно Письму Роструда от 19.04.2010 N1073-6-1, нужно внести в документы соответствующие изменения.

Правила для индексирования

Перед проведением индексации важно знать, что она проводится в отношении всех сотрудников, осуществляющих деятельность в пользу компании на основе трудового договора.

Руководители должны сами понимать, что нужно своевременно проводить такую процедуру для проявления особой лояльности к тем людям, которые отдают много времени и сил на благо организации. Периодичность проводимых индексаций должна быть заранее прописана в локальной нормативной базе предприятия.

Начинать индексацию нужно при превышении индекса цен на рыночную продукцию до 101 процента . проводят с начала месяца после актуальной опубликованной цифры. Расчеты проводит Госкомстат.

Если решение было принято в пользу индексации, тогда нужно оформить некоторые документы. Если ее наличие не было прописано в локальных актах предприятия, тогда нужно незамедлительно добавить этот момент. При прописывании индексации нужно внимательным образом отнестись к таким деталям как:

  • Какая периодичность будет указана для проведения процедуры. Это может быть месяц, полгода или год.
  • Каких выплат коснется изменение. Это может быть окладная часть, премия или доплата.
  • Порядок выбора индексационного коэффициента.

Что влияет на индексацию заработной платы?

Есть ситуации, когда работы по индексации были произведены после завершения расчетного периода, но в промежутке до начала выплат средней зарплаты. В таком случае зарплату увеличивают на сумму средней зарплаты за взятый расчетный период.

Если осуществление индексации пришлось на период выплат, тогда следует произвести увеличение на сумму коэффициента среднего заработка с момента проведения индексации до того момента, когда должен произойти расчет.

При осуществлении действий по установке индексации в расчетном периоде будут происходить увеличения выплаты на тот коэффициент, который начинается с первой стадии периода и до того месяца, когда произведется индексация.

Положение и приказ о процедуре

Положение об оплате труда закрепляет на предприятии сам процесс проведения процедуры индексации. Иногда происходят случаи, когда новый сотрудник приходит устраиваться на работу, а Положение об оплате труда успело поменяться, тогда с работником нужно заключать дополнительное соглашение , регулирующее подобные вопросы.

В Положении должны быть прописаны:

  1. срок для проведения индексации;
  2. формула, по которой проводят эту процедуру;
  3. период для принятия новой суммы.

Образец Положения о порядке индексации зарплаты скачивайте бесплатно.

Руководитель закрепляет нововведение приказом и меняет , где указывает новые размеры для окладов или других выплат действующим сотрудникам. Увеличение оклада работнику существенно влияет на размер связанных с этим вопросом выплат.

В документе в обязательном порядке должны содержаться такие параметры как:

  • Дата и номер приказа.
  • Название организации.
  • Сведения о производстве индексации.
  • Коэффициент, на который будут увеличены выплаты.

Составлением может быть занят:

  • секретарь;
  • юрисконсульт;
  • кадровик;
  • бухгалтер.

Главное условие для такого сотрудника – это четкое знание и умение составлять подобные приказы.

После процедуры составления документ передают на подпись руководителю. Определенного образца, который мог быть взят за основу приказа, не существует. Главное, чтобы он составлялся в рамках закона и общей политики компании.


Часто в тексте указывают основание для проведения индексации и ссылки на статьи, регламентирующие эту процедуру. В содержании документа должны быть обозначены лица, ответственные за проведение индексации. Рекомендуется указать их инициалы и должности.

Бумага, которая будет использоваться для создания документа, не имеет существенного значения. Это может быть простой белый лист форматом А4 или фирменный бланк организации, но главное чтобы в этом документе была проставлена подпись главного руководителя или лица, который обладает полномочиями для подписания подобных документов.

Приказ можно заверить печатью, но это требование не является основополагающим. С произведенным приказом должны ознакомиться все сотрудники , которых затронуло это нововведение.

После ознакомления приказ об индексировании перекладывают в папку со специальными документами. Поскольку этот документ относят к разряду распорядительных, доступ к нему должен быть ограниченным .

После утраты актуальности его помещают в архив. Там он находится срок, который установлен законодательством или локальным нормативным актом. Этот срок не может быть менее трех лет . После истечения срока его хранения, приказ рекомендуется утилизировать.

Как посчитать — пример индексации

Предположим, что индекс инфляции цен 2016 года по положению на 2015 составил:

Февральский период -103,8%;
Июньский период -106,1%;
Августовский период -105,9%;
Ноябрьский период -104,7%.

Если приводить пример с учетом дневной ставки, тогда получится, что
с учетом дневной ставки, составляющей одну тысячу рублей к концу декабря 2015 года, ставка была пересчитана.

Тогда результат получится такой:

  • 1250 дневной нормы в рублях × 103,8% = 1298 рублей;
  • 1250 дневной нормы в рублях × 106,1% = 1326 рублей;
  • 1250 дневной нормы в рублях × 105,9% = 1324 рубля;
  • 1250 дневной нормы в рублях × 104,7% = 1309 рублей.

Пример о том, как рассчитать индексирование оплаты труда в окладной части. Оклад в конце декабря 2015 года был 20000 руб./мес. ООО «Свет» произвело процедуру индексации, и ставка за каждый день была пересчитана. Она получилась такая:

  • 18 500 месячной нормы в рублях × 103,8% = 19 203 рубля с первого марта 2015 года;
  • 18 500 месячной нормы в рублях × 106,1% = 19 629 рублей с первого июля 2015 года;
  • 18 500 месячной нормы в рублях × 105,9% = 19 592 рубля с первого сентября 2015 года;
  • 18 500 месячной нормы в рублях × 104,7% = 19 370 рубля с первого декабря 2015 года.

Этапы расчета коэффициента для оплаты труда

Расчет коэффициента проводят в несколько этапов:

  1. Проведение индексирования усредненного уровня зарплаты на коэффициент для повышения окладной части. Его вычисляют путем деления окладной части после повышения на тот, что был до момента новой индексации.
  2. Второй этап заключается в индексации среднего заработка на свободный коэффициент для повышения. Такой метод используют, если у работника были премии, доплаты и надбавочные выплаты.
  3. Для того чтобы вычислить коэффициент повышения, нужно разделить общую сумму надбавок и премий после увеличения на ту, которая была до индексации.

Применение одного или иного метода применяется индивидуально .

Индекс реальной и номинальной оплаты труда

Для того чтобы вычислить такую динамику нужно воспользоваться специальными индексами.

Для номинальной оплаты расчет делают по определенной формуле, в которой определяется соотношение текущей зарплаты к прошлогодним выплатам:

Инд н = З/п тек г / З/п пр г х 100 (%)

Инд н – это величина индекса для зарплаты номинального вида, выраженная в процентах.

З/п тек г – это трудовая оплата в период текущего года.

З/п пр г – это трудовая оплата за прошлогодовой период.

Эта простая формула говорит о прямой пропорциональности величины индекса и роста выплат номинального характера, которые не зависят от ситуации в стране по части экономики.

Номинальный заработок за средний месяц устанавливают предприятия на основе статистической отчетности.

Инд р = Инд н / Инд пот ц (%)

Инд р – это величина индекса дохода в реальном виде.
Инд н – это фиксированный индекс дохода номинального типа.
Инд пот ц – это величина индекса цены для потребителей.

Сопоставляя между собой уровни индексов оплаты труда номинального и реального видов, можно выяснить:

  • текущий уровень ;
  • наличие квалифицированного штатного дефицита;
  • инфляционные процессы;
  • выявить необходимость в принятии мер.

Индексация для бюджетников и работников коммерческих организаций

Для бюджетных организаций статья предусматривает обращение к нормам трудового права. В отношении коммерческих компаний требования по индексированию остаются неопределенными и требуют конкретного разбора.

Если работодатель не числится в списке организаций из бюджетной категории, индексация выполняется на почве ранее предусмотренных соглашений, трудовых договоров и нормативных актов локального характера.

На первый взгляд можно сделать такой вывод, что если правила индексации всегда регулируются установленными в каждой организации трудовыми договорами, коллективными соглашениями и прописаны в локальных нормативных актах, тогда индексация может быть проведена только по усмотрению руководства.

С другой стороны, если внимательно прочитать статью 134 ТК РФ , тогда становится понятно, что индексация должна производиться в связи с ростом цен на продукты и другие нужды. Индексация, таким образом, предусматривает периодический учет цен услуги и другие нужды по приведенным рекомендациям Росстата.

При изучении статьи 134 ТК РФ возможен еще один вопрос, волнующий многих работодателей: как часто требуется производить индексацию для увеличения заработной платы?

Некоторые компании могут проводить индексацию ежегодно, а другие раз в год. Кто-то может подумать, что достаточно проводить индексацию раз в пять лет в качестве бонуса для сотрудника. При существующей текучке во многих организациях рассчитывать на такую лояльность могут немногие.

Несмотря на то, что в статье не указано прямых указаний на проведение индексации – они должны быть. Это право закреплено в письме из Роструда №1073-6-1 от 19.04.2010 года.

Про индексацию зарплаты в России простыми словами:



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация