Пьяный на велосипеде что грозит. Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде? Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде

Главная / Бизнес

В этой части кратко отметим общие Правила для велосипедистов.

Светофоры

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Сигналы маневрирования

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой . При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Световые приборы

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари , на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

Какая максимальная скорость велосипедиста?

Максимальная скорость движения велосипедиста ограниченна в равной степени, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать установленный лимит в 60 км/ч, во дворах и жилых зонах разрешенная скорость не более 20км/ч. В обязательном порядке велосипедисты обязаны соблюдать требования дорожных знаком с ограничением скорости.

Кроме того, развить скорость выше 25км/ч велосипедист может только при помощи собственных сил, так как в соответствии с определением “Велосипед” развиваемая скорость велосипедным электродвигателем не может превышать 25 км/ч.

Расположение велосипедистов для движения на дороге

Требования для движения велосипедистов изложены в специальной главе Правил дорожного движения – “24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов”. Эта часть требует особого внимания.

Для велосипедистов в возрасте старше 14 лет

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Важно. Данный пункт устанавливает обязанность велосипедистам старше 14 лет двигаться по специально выделенному участку дороги при его наличии. Движение по иным элементам дороги запрещено. Все последующие пункты устанавливающие иное расположение велосипедистов на дороге являются последовательностью исключений из первого пункта .

Движение по правому краю проезжей части

Первое исключение – допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части – в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

И так, если отсутствует специальный выделенный участок дороги для движения велосипедов – велосипедист в первую очередь должен двигаться по правому краю проезжей части.

Движение по обочине

Второе исключение – движение по обочине :

  • в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Движение по тротуару или пешеходной дорожке

Третье исключение – по тротуару или пешеходной дорожке :

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Как видите – движение по тротуару или пешеходной дорожке является крайним случаем для движения по ним велосипедистов. Будьте внимательны и следуйте этой последовательности при определении элемента дороги для движения на велосипеде.

Для велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Велосипедистам до 14 лет запрещается движение по проезжей части и обочине.

Для велосипедистов в возрасте младше 7 лет

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Велосипедисты младше 7 лет должны двигаться на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов.

Правила движения велосипедистов по проезжей части

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд .

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м .

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м .

Правила движения велосипедистов по тротуару и пешеходным зонам

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

На тротуаре пешеходы и другие лица имеют полное преимущество перед велосипедистами. Это также относится и к пересечению дорог и пересечению выездов с прилегающих территорий при движении велосипедиста по тротуару.

Велосипедистам запрещается

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Выделим запрет поворота налево на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении и расположение велосипедиста перед поворотом.


Перед совершением маневра велосипедист, являющийся водителем, должен занять .

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

Еще один важный момент, велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. В случае нарушения этого требования велосипедист не имеет преимущества в движении .

Запрещена буксировка велосипедов и велосипедами.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Запрещено движение по автомагистрали.

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, домашних животных, велосипедов , мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или по состоянию менее 40 км/ч;

Привилегии велосипедистов

15 апреля 2015 года в Правила дорожного движения , разрешающие движение велосипедов по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов – в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Воспользоваться этим правом возможно, только если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки или полоса для велосипедистов.

Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?

Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед – это транспортное средство, а велосипедист – водитель.

Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.

2.7. Водителю запрещается:

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Могут ли лишить права вождения автомобилем, если поймают в нетрезвом состоянии на велосипеде? Обратимся к статье КоАП РФ по которой наказывают пьяных водителей:

1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На первый взгляд кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов и сотрудники могут попытаться привлечь по ней. Однако для движения на велосипеде не требуется специального права управления и получение, как и лишение такого права никак не связано с управлением велосипедом. Для велосипедистов в КоАП РФ предусмотрена специальная статья, определяющая ответственность.

Обратите внимание, если управлять скутером или мопедом в состоянии опьянения, применение данной статьи полностью правомерно. Исключение для этой статьи только велосипедисты.

Штрафы для велосипедистов

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), –
восьмисот рублей .

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, –
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

Нарушения Правил дорожного движения рассмотренных в этой статье для велосипедиста будут стоить 800 рублей, а в случае совершения нарушения в состоянии опьянения от 1000 до 1500 рублей.

В последнее время на улицах белорусских городов много велосипедистов. Не скажу, что это плохо, но вот вопрос: знают ли они правила дорожного движения? Почему на зеленый свет не ПЕРЕХОДЯТ улицу, как это нужно по правилам, а ПЕРЕЕЗЖАЮТ, создавая тем самым опасность и риск травматичного ДТП? Почему их никто не штрафует за это? И еще вопрос: могут ли лишить велосипедиста за нахождение в нетрезвом состоянии водительских прав (если тот, конечно, их имеет)?

Олег ШИЛОВ, г. Минск

Отвечает заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома подполковник милиции

Владимир ПИУЛЬСКИЙ:

Двигаться на велосипеде нужно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару, не создавая препятствий для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист ОБЯЗАН вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов. Согласно этим правилам, на светофорах велосипедисты должны ПЕРЕХОДИТЬ дорогу, не создавая препятствий пешеходам. Переезжать «зебру» не положено!

Что касается пьяных велосипедистов, то лишать водительского удостоверения (если оно, конечно, есть) за управление в нетрезвом виде никто не будет. Максимум ему грозит штраф: как за переход в неположенном месте, так и за управление велосипедом.

Когда велосипедист переезжает проезжую часть по пешеходному переходу - это нарушение ПДД. Влечет за собой ответственность в размере от 1 до 3-х базовых величин или предупреждение, если человек в нетрезвом состоянии - от 3 до 5-ти базовых величин. Такие случаи происходят, нарушителей вылавливают и штрафуют. К счастью, крупных ДТП, где из-за велосипедистов гибли на пешеходном переходе люди, не происходило, - рассказала старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык.

Подготовил Станислав ЛОБАТЫЙ, «БН»

Ответственность велосипедиста за наезд на пешехода на тротуаре: Пример из жизни

Велосипедист в равной степени такой же участник движения, как водитель моторизированного транспорта и пешеход. Обязанностей у велосипедистов, конечно, меньше, чем у автомобилистов, но правила вождения двухколесного транспорта на мускульной тяге все же прописаны в ПДД, и их нужно знать любому владельцу велосипеда. Зачем? Хотя бы, чтоб не попасть в ситуацию, в которой оказалась велосипедистка из Санкт-Петербурга.


Это сюрреалистичное событие уже осветили разнокалиберные СМИ. Вот что произошло:

Велосипедистка из города на Неве, проезжая по тротуару, по случайности совершила наезд на пешехода. После случившегося ДТП (а такое столкновение, повлекшее причинение телесных повреждений, является в правовом поле именно дорожно-транспортным происшествием) виновница столкновения не растерялась, и не уехала.

Напротив, сделала все возможное для того, чтобы помочь сбитой ей женщине:

«Остановилась, спросила, как она себя чувствует, предложила вызвать такси хотя бы до травмпункта».

На предложение поехать в больницу пострадавшая ответила отказом. При этом она пожаловалась, что у нее болит рука и нога. От «Скорой», которую была готова вызвать велосипедистка, пострадавшая также отказалась. Очень нехороший звонок для виновника подобного ДТП, поскольку это дает пострадавшему возможность в дальнейшем, при наличии злого умысла, значительно завысить материальную плату за причиненный вред здоровью. Впрочем, взятую «с потолка» сумму истцу придется обосновать через суд, но все же.

Обратите внимание, что велосипедистка, понимая вину за совершенное столкновение, изначально старалась перевести дальнейшие разбирательства в законное русло, в том числе предлагая оформить недоразумение через полицию.

Светлана, так зовут петербурженку, предложила отдать деньги за испорченные вещи, но поскольку наличности с собой не было, женщина предложила перевести в этот же день 5,000 рублей, как только появится такая возможность. Эта сумма приблизительно должна была покрыть причинённый ущерб: испачканную одежду и легкие ссадины. Именно так визуально выглядела пострадавшая.

На этот момент мы также обращаем внимание, а именно, что визуально человек действительно может не выглядеть травмированным, у него может быть адекватная речь, он может стоять на ногах и так далее. Но это вовсе не означает, что при падении он не ударился головой, не получил сотрясение мозга, не вывихнул сустав. Все вышеперечисленные травмы по законодательству относятся к среднему вреду здоровью и подпадают под действие Гражданского или даже Уголовного кодекса.

Женщины обменялись телефонами и разошлись каждая в свою сторону.

«…дня через четыре позвонила, сказала, что она была в травмпункте, ей наложили гипс, и у нее перелом руки. Поэтому та сумма, на которую мы договаривались изначально, ее не устраивает, озвучила, что у нее оклад в 25 тыс. руб. и она бы хотела компенсировать себе месяц, что она будет на больничном» , - рассказала Светлана «Коммерсантъ FM».

Велосипедистке грозит лишение прав до 1.5 лет или арест на пятнадцать суток за столкновение с пешеходом на велосипеде

Что тут скажешь. Классический случай, доказать обратное в котором виновнику будет крайне тяжело. Причем действует это, как мы увидим далее, вполне безотказно как с автомобилистами, так и с велосипедистами. Разумеется, это абсолютно не означает, что женщина, оказавшаяся под колесом велосипеда, симулирует и «играет» нечестно, просто оформляться следовало сразу, а не постфактум. Это очень важно, если вы не хотите в подобной ситуации выслушивать слезливые речи о переломах и других травмах, практически не совместимых с жизнью, и настойчивые требования крупной суммы денег на "лечение".

Из травмпункта, куда обратилась пострадавшая, в ГИБДД прислали телефонограмму. На следующий день с велосипедисткой связался сотрудник ГИБДД и пригласил на объяснение. Вот тут началось самое «интересное». Как рассказывает Светлана, сотрудник обрисовал ситуацию следующим образом: «Езда по тротуару - 3700, за с причинением легкого и среднего вреда - 2500, лишение прав. Я спросила: «За что?» Он говорит, что это оставление места ДТП. 28 мая у меня есть повестка, иду, собственно, подписывать протокол, в котором все будет перечислено».

Вот такие доводы и выводы были у инспектора. Он посчитал, что в данном конкретном случае велосипед - это транспортное средство, которым управляет водитель, который, в свою очередь, оставил место ДТП. И финальная точка в этом - лишение ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ. Нет, это даже не точка, просто вишенка на торте абсурда!


В таком выводе ГИБДД можно усомниться, и вот по какой причине:

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях не рассматривает как транспортное средство. Читаем примечание к статье 12.1:

«Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право».

Как видно, о велосипедах ни слова! Таким образом, применять к , совершившему наезд, положения главы 12 КоАП, никак нельзя, и уж тем более лишать петербурженку водительских прав, применяя статью 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».

Для велосипедистов в КоАП прописаны две другие статьи:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Применяется часть 2,3 ст. 12.29:

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства),
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения,

Велосипедистке-петербурженке вменяют нарушения по двум статьям: езда по тротуару (ч. 2 ст. 12.15 КоАП) и оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП)

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств,
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Часть 2 статьи 12.30 как раз отлично подпадает под вышеописанную ситуацию, в которой, конечно же, никто никого водительского удостоверения на полтора года лишать не будет. Виновнику ДТП обязаны будут выписать штраф в размере до 1.5 тыс. рублей, и уже через суд ответчик и истец продолжат решать конфликт, возникший как итог столкновения на тротуаре, о выплате материальной компенсации.

С тех пор как белорусские водители наконец-то худо-бедно поняли, что с алкоголем внутри безопаснее/дешевле/проще ходить пешком, на горизонте замаячила альтернатива - . "А можно ли ехать на велосипеде пьяному? А что за это будет? А заберут ли "права"?" - посыпались в редакцию вопросы, и мы решили, что с этой темой надо разобраться. Тем более что разбираться есть с чем. Итак, поехали!

1. Столкновение автомобиль - велосипед

Подобное происшествие полностью укладывается в рамки ДТП, определение которого можно найти в п.2.18 ПДД: происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Это значит, что само ДТП будет рассматриваться сотрудниками ГАИ, а действия его участников, а также их состояние - оцениваться по отработанной схеме.

Если виновным будет признан велосипедист, он будет привлечен к ответственности по ст.18.23 КоАП. К слову, это "главная" статья в КоАП для велосипедистов.

Статья 18.23. Hарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ пешеходом, ЛИЦОМ, УПРАВЛЯЮЩИМ ВЕЛОСИПЕДОМ, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, повлекших СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, - влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

2. Столкновение велосипед - велосипед, велосипед - пешеход

В рамках ст.18.23 КоАП будут оцениваться действия велосипедиста и тогда, когда столкновение произошло с другим велосипедистом или пешеходом. Правда, на такой вызов сотрудники ГАИ уже не поедут.

Такие случаи не относятся к компетенции ГАИ, поскольку не являются ДТП. Ведь велосипед не является механическим ТС, поскольку приводится в действие мускульной силой человека, - сообщили нам в профильном ведомстве.

К кому же тогда обращаться? В пресс-службе МВД пояснили:

Если в результате столкновения велосипедисту или пешеходу причинены телесные повреждения и (или) материальный ущерб (сломался велосипед, порвалась одежда, пришли в негодность багаж или ручная кладь и т.п.), необходимо обращаться в милицию по телефону 102. Правильно будет записать координаты очевидцев (имя, фамилию, номер телефона). Далее составляется заявление в РОВД по месту происшествия, проводится проверка, устанавливается виновник происшествия, а уже вопрос о возмещении ущерба затем решается в судебном порядке.

- Но к столкновению так или иначе все равно приводит чья-то ошибка. Это значит, кто-то из участников нарушил ПДД и должен быть привлечен к ответственности…

Да. Вопрос привлечения к ответственности за нарушения ПДД по статье 18.23 КоАП решается органами внутренних дел. И здесь, кстати, важно знать, что деяния, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.23 КоАП, в случае причинения лицом, управлявшим велосипедом, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, влекут административную ответственность ЛИШЬ ПРИ НАЛИЧИИ выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях порядке ТРЕБОВАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Какими бы легкими ни казались травмы

- Особо следует обратить внимание на причинение вреда здоровью участников таких столкновений, - отмечают в пресс-службе МВД. - Кто бы ни был прав или виноват, окажите друг другу посильную первую помощь и в случае необходимости вызовите "скорую". Даже если полученные травмы не кажутся серьезными, не будет лишним посетить поликлинику и проверить состояние здоровья. Не забывайте, что при необходимости пешеход или велосипедист может попросить у сотрудника милиции направление на судебно-медицинскую экспертизу или самостоятельно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз Республики Беларусь.

3. Нарушение ПДД велосипедистом

Естественно, в случае фиксации нарушения ПДД велосипедист будет привлечен к ответственности все по той же ст.18.23. Чтобы правильно квалифицировать его проступок, он может быть освидетельствован на предмет употребления алкоголя. Как сказано выше, штраф для "принявших" увеличивается в разы.

Как нам сообщили в МВД, за 5 месяцев нынешнего года по данной статье, которая одновременно устанавливает ответственность и за нарушения ПДД пешеходом, лицом, управляющим гужевым транспортным средством, лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, органами внутренних дел составлено 145.349 протоколов об административных правонарушениях.

4. Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

А теперь, так сказать, самое интересное. Что будет, если велосипедист выпил, но ничего не нарушает, никого не травмирует, а просто аккуратно едет домой?

Здесь можно сломать голову, прорываясь сквозь дебри нашего законодательства.

Смотрим ПДД. Здесь сказано, что водитель - это физическое лицо, управляющее ТРАНСПОРТНЫМ средством (…), а велосипед - это ТРАНСПОРТНОЕ средство, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем.

При этом п.10.1 запрещает ВОДИТЕЛЮ "управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения".

А что у нас предусмотрено за нарушение ПДД? Правильно, ответственность по ч.1 ст.18.23 КоАП!

Но с применением ч.2 в таком случае уже возникают проблемы: привлекать к ответственности за нарушение ПДД, заключившееся в управлении велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, и как отягчающий признак указывать все то же состояние алкогольного опьянения? Это уж никуда не годится.

Очевидно, что законодатель имел в виду нарушение иных требований ПДД, касающихся участия велосипедиста в дорожном движении, но, как обычно, неудачно сформулировал норму?

Такой "формальный" подход к нарушению велосипедистом ПДД нелогичен и несправедлив. Поэтому на практике нормы закона трактуются "по совести":

За что я буду штрафовать велосипедиста, который ничего не нарушает? Едет человек - пусть едет! А вот если он нарушил правила маневрирования, расположения на проезжей части или что-то еще, то будет привлечен к ответственности. Если он при этом будет пьян, штраф будет больше, - рассуждают в неофициальных разговорах сотрудники ГАИ.

На словах все, конечно, хорошо. Но пока в проблеме привлечения велосипедистов к ответственности не будут расставлены точки над "i", каждый, кто сядет за руль велосипеда выпившим, будет "под колпаком". Пусть даже и формальным.

***
Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения. Поэтому попытки управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения должны пресекаться, а нарушители - преследоваться. Однако если мы требуем от водителей соблюдения правил и законов, эти правила нужно четко прописать.

Все знают: садиться за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения нельзя ни в коем случае. Не посадят, но прав лишат. А еще выпишут большой штраф. А что будет, если «гаишник» поймает пьяным на велосипеде?

А причем тут права? На велосипед у нас пока еще "корочки" не нужны...

Многие полагают, что на велосипеде можно ездить где угодно, как угодно и в каком угодно состоянии. И если на водителя велосипеда и можно наложить какие-то санкции, то лишь в том случае, если он выехал на дорогу, сбил кого-то или поцарапал бампер припаркованного авто. И вообще, если на велосипеде нет госзнака, он не считается транспортным средством. И права на него не нужны. Это так. И не совсем так…

В пункте 1.2 ПДД черным по белому написано, что велосипед является транспортным средством (кроме инвалидных колясок). Здесь же говорится, что велосипед «может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Некоторые наши граждане, знакомые с ПДД, садятся за руль велосипеда в состоянии алкогольного опьянения, ошибочно полагая, что в отношении к нему действует статья 12.1 КоАП РФ, где говорится, что под транспортным средством <…> следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час…». По их мнению, раз велосипед не может развивать такой скорости, то и статьи главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» по отношению к нему не работают.

Мы не станем разубеждать их в этом. Приведем случай из практики Верховного суда, в котором владелец двухколесного велосипеда с моторчиком лишился прав, сев за руль пьяным. На дороге его остановил наряд ГИБДД, освидетельствовал на состояние опьянения, после чего отстранил от управления и составил протокол. В итоге велосипедист был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения»). А это, как вы помните, штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на длительное время.

Велосипедист с решением мирового судьи категорически не согласился, посчитав, что его его вел не может считаться транспортным средством (согласно Примечанию к статье 12.1 КоАП РФ). И если он действительно нарушил, так по части 3 статьи 12.29 КоАП РФ, где как раз говорится о нарушениях ПДД велосипедистами в состоянии алкогольного опьянения. За это полагается штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

Незадачливый велосипедист дошел до Верховного суда, но тот ему навстречу не пошел. Более того, в высшей судебной инстанции согласились, что управление моторным велосипедом в состоянии опьянения должно квалифицироваться по статье 12.8 КоАП и наказываться лишением водительских прав и штрафом, если этот велосипед отвечает признакам мопеда, в частности, имеет двигатель внутреннего сгорания или может развивать скорость более 25 км/ч».

ВС РФ напомнил: Примечание к статье 12.1 КоАП РФ относится исключительно к применению этой статьи, а не ко всей главе 12 КоАП РФ. Это во-первых. Во-вторых, данный велосипед оборудован двигателем внутреннего сгорания объемом 48 куб.см. То есть, к велосипедам – в понимании ПДД и главы 12 КоАП РФ – он вообще не относится. Зато он прекрасно подходит под определение «мопеда», которым является двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, с двигателем – именно внутреннего сгорания – рабочего объема не более 50 куб. см, номинальной максимальной мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Пьяная езда была? Была. Мопед был (согласно ПДД)? Был. Стало быть, пьяная езда имела место на мопеде, для управления которым требуются водительские права категории «М», а сам мопед есть транспортное средство, на которое распространяется действие главы 12 КоАП РФ.

Вот как получается: сел на велосипед, а водительское удостоверение все равно отобрали…

Вывод

В законодательстве российском есть управа на пьяных велосипедистов. Она прописана в статье 12.29 КоАП РФ. После ее применения задержанный в состоянии алкогольного опьянения водитель велосипеда может быть оштрафован госавтоинспектором на сумму от одной тысячи рублей до тысячи пятисот рублей.

Если к велосипеду приделать мотор или купить готовое изделие с мотором, следует внимательно ознакомиться с ПДД и выяснить, к какой категории транспортных средств оно относится. Если окажется, что велик с мотором попадает под категорию «мопед», в этом случае к «наезднику» может применяться весь спектр наказаний, указанных в главе 12 КоАП РФ. Вроде так!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация