Причины техногенных аварий. Техногенная катастрофа - что это? Техногенные катастрофы в России почему возникают? Основная причина всех аварий техногенного характера
К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:
Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
Недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
Резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.
Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.
Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях
Для обеспечения личной безопасности и безопасности членов семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характере необходимо:
Выяснить в территориальном органе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или из других источников степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом.
По каждому виду реально возможных, в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.
Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:
Освоить курс по программе «Безопасность жизнедеятельности »:
знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;
Знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или другого специального органа;
Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;
Знать порядок своих практических действий. Действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций, при очевидной опасности уметь применить меры к самоспасению;
Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище;
учебном заведение, на рабочем месте, транспортных средствах и местах массовых помещений;
следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме, учебном заведении, на рабочем месте;
уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;
Застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;
Предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).
Услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», подаваемый сиренами гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым.
При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи.
Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.
Виды происшествий
Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.
Выделяют 4 типа катастроф:
- Экологические.
- Природные.
- Социальные.
- Техногенные.
Бедствия техногенного характера
Техногенная катастрофа - чрезвычайное происшествие или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса. Такое событие влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, оказывает ущерб здоровью людей и значительный урон окружающей среде. Техногенные аварии и катастрофы обуславливаются внезапным выходом из строя различных агрегатов, машин и механизмов во время эксплуатации, что связано с серьезными нарушениями производственного процесса. Также они характеризуются взрывами, радиоактивным, биологическим или химическим заражением больших территорий земли.
Природные и техногенные катастрофы
Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.
Почему возникают бедствия техногенного характера?
Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.
Классификация
Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:
- Транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов.
- Взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.).
- Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении.
- Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
- Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ.
- Гидродинамические техногенные катастрофы - прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.
- Аварии на электроэнергетических системах - это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях.
- Аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения.
- Чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.
Возникновение техногенных катастроф в России
Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:
- Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
- Гибель теплохода устаревшей конструкции "Булгария".
- Авария на шахте "Распадская" и др.
Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.
Причины техногенных катастроф
Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:
- Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
- Недостаточный уровень безопасности сооружений.
- Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
- Размещение производства в непродуманном месте.
- Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.
Влияние происшествий техногенного характера на природу
Объекты потенциальной опасности:
- Ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности.
- Уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.
- Транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы.
- Газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы.
- Объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др.
Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.
Защита от техногенных аварий
Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:
- Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.
- Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными.
- Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства.
- Повышение надежности систем контроля.
- Замена изношенного оборудования и техники вовремя.
- Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.
- Своевременное обслуживание техники и оборудования.
- Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.
- Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.
- Нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов.
- Использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.
Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.
Катастрофы техногенного характера за рубежом
На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:
- Погибло более десяти человек.
- Сто или более человек считаются пострадавшими.
- Местные власти объявили о чрезвычайном происшествии.
- Пострадавшая страна обратилась за помощью к другим государствам.
По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.
Глобальная катастрофа
Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа - взрыв атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Эта авария обошлась в 200 млрд долларов ущерба. И это притом, что действия по ликвидации катастрофы не завершены еще и наполовину, несмотря на то что прошло уже почти тридцать лет. Более 135 тысяч человек и 35 тысяч голов скота были эвакуированы в тот период. Вокруг атомной станции, находящейся вблизи белорусско-украинской границы, была создана зона отчуждения. Там сама природа справляется с высоким уровнем радиации. Эта зона - своего рода огромная лаборатория, где ставится эксперимент относительно того, что произойдет с флорой и фауной в условиях ядерного заражения местности.
Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!
Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:
1) отказ технических систем из‑за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10‑4 и более (нерегламентирован‑ное хранение и транспортирование опасных химических веществ приводит к взрывам, разрушению систем повышенного давления, пожарам, проливам химически активных жидкостей и т. п.);
2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем (более 60 % аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала);
3) высокий энергетический уровень технических систем;
4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).
Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации средств транспорта, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации.
Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т. п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.
Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.
|
Содержание
- Введение………………………………………………………… …………….3
Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация………………..3
Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения……………5
Последствия аварий и катастроф…………………………………………….7
Крупнейшие аварии и катастрофы XX века………………………………...8
Заключение…………………………………………………… ……………..13
Список использованной литературы……………………………………….14
1.
Введение
На
всех стадиях своего развития человек
связан с окружающим его миром и
средой обитания. На рубеже XXI века человечество
всё больше и больше ощущает на себе проблемы,
возникающие при проживании в высокоиндустриальном
обществе. Опасное вмешательство человека
в природу резко усилилось, расширился
объём этого вмешательства, оно стало
многообразнее и сейчас грозит стать глобальной
опасностью для человечества. Практически
ежедневно в различных уголках нашей планеты
возникают так называемые «Чрезвычайные
Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах
массовой информации о катастрофах, стихийных
бедствиях, очередной аварии, военного
конфликта или акта терроризма. Количество
ЧС растет лавинообразно и за последние
20 лет возросло в 2 раза.
Но
наибольшую опасность представляют
крупные аварии, катастрофы на промышленных
объектах и на транспорте, а также
стихийные и экологические бедствия.
В результате вызываемые ими социально-экологические
последствия сопоставимы с крупномасштабными
военными конфликтами. Аварии и катастрофы
не имеют национальных границ, они ведут
к гибели людей и создают в свою очередь
социально политическую напряженность
(пример Чернобыльская авария). На всех
континентах Земли эксплуатируются тысячи
потенциально опасных объектов с такими
объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых
и отравляющих веществ которые в случае
ЧС могут нанести невосполнимые потери
окружающей среде или даже уничтожить
на Земле жизнь.
2.
Техногенные чрезвычайные
ситуации. Их классификация
Чрезвычайными
ситуациями (ЧС)
принято называть обстоятельства, возникающие
в результате стихийных бедствий (природные
ЧС), аварий и катастроф в промышленности
и на транспорте (техногенные ЧС), экологических
катастроф, диверсий или факторов военного,
социального и политического характера,
которые заключаются в резком отклонении
от нормы протекающих явлений и процессов
и оказывают значительное воздействие
на жизнедеятельность людей, экономику,
социальную сферу или природную среду.
Техногенные
чрезвычайные ситуации
– это ситуации, происходящие в большинстве
своем в техносфере и связанные, как правило,
с производственной деятельностью человека,
приводящей к авариям или катастрофам,
в результате которых нарушаются нормальные
условия жизнедеятельности людей, возникает
угроза их жизни и здоровья, наносится
ущерб имуществу населения, народному
хозяйству и окружающей природной среде.
Специалисты
разделяют техногенные чрезвычайные
ситуации на 10 типов по объектовому признаку
и в зависимости от природы происхождения:
В
свою очередь, каждый тип аварий (катастроф)
подразделяют на отдельные виды:
Считается,
что человеческими ошибками обусловлены
45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60%
– при авиакатастрофах и 80% – при катастрофах
на море.
Наиболее
вероятными являются аварии на больших
технологических системах, что обусловлено
увеличением их числа, сложности, ростом
мощности агрегатов и территориальной
концентрации аварийно–опасных объектов.
3.
Понятие об аварии и
катастрофе. Факторы
их возникновения
Техногенные
опасности и угрозы
человечество ощутило и осознало несколько
позже, чем природные. Лишь с достижением
определенного этапа развития техносферы
в жизнь человека вторглись техногенные
бедствия, источниками которых являются
аварии и техногенные катастрофы. Опасность
техносферы для населения и окружающей
среды обусловлена наличием в промышленности,
энергетике и коммунальном хозяйстве
большого количества радиационно, химически,
биологически, пожаро– и взрывоопасных
технологий и производств.
Авария
–
происшествие в технической системе,
которое приводит к повреждению или уничтожению
материальных ценностей. Очень часто аварии
происходят на автомобильном, железнодорожном,
воздушном и водном транспорте, в системах
коммунально–бытового обслуживания.
На промышленных предприятиях они, как
правило, сопровождаются взрывами, пожарами,
обрушениями, выбросом или разливом аварийно
химически опасных веществ (АХОВ).
Катастрофа
–
происшествие в технической системе;
крупная авария, влекущее за собой трагические
последствия. Катастрофы сопровождаются
разрушением зданий, различных сооружений,
уничтожением материальных ценностей
и гибелью людей.
Основными
факторами возникновения опасностей и
ЧС техногенного характера являются:
нарушение
трудовой и технологической дисциплины;
ошибки
при проектировании и строительстве;
грубое
нарушение регламентированных требований
безопасности (промышленной, пожарной,
санитарно–эпидемической и т. п.);
использования
плохого качества конструкций, материалов
и сырья;
износ
оборудования, зданий, сооружений, транспортных
средств и основных производственных
фондов;
увеличение
количества потенциальных опасных объектов;
кризисные
явления в экономике и спад
производства;
концентрация
различных производств в промышленных
зонах без должного изучения их взаимовлияния;
нехватка
квалифицированных кадров, обладающих
культурой безопасности на производстве
и в быту;
усложнение
технологий и режимов управления
современными производствами;
конструктивные
недостатки и неисправность оборудования;
существенное
ухудшение материально– технического
снабжения;
недостаточный
уровень предупредительных мероприятий
по уменьшению масштабов и последствий
чрезвычайных ситуаций, снижению риска
их возникновения.
Перечисленные
факторы повышают риск возникновения
опасных ситуаций, аварий и катастроф
техногенного характера во всех сферах
хозяйственной деятельности.
4.
Последствия аварий
и катастроф
Характер
последствий аварий и катастроф зависит
от вида аварии (катастрофы), ее масштабов
и особенностей предприятия, на котором
возникла авария, как правило, следствием
крупных аварий и катастроф являются пожары
и взрывы, в результате которых разрушаются
здания, повреждается техника и оборудование.
В ряде случаев они вызывают загазованность
атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также
агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую
опасность представляют взрывы на предприятиях
нефтяной, газовой и химической промышленности.
Возникающие
при авариях и катастрофах
пожары могут вызвать взрывы, которые
в свою очередь могут быть вторичной
причиной пожара. Знание причин возможных
производственных аварий на том или
ином предприятии и всесторонняя оценка
опасности, которую может представлять
предприятие в случае аварии для рабочих
и служащих и проживающего вблизи населения,
позволяют:
– правильно
определить мероприятия по предупреждению
аварий;
– предусмотреть
необходимые меры по защите людей и снижению
ущерба в случае возникновения аварии.
Большое
значение имеют своевременность
и полнота проведенных оргмероприятий
по предупреждению аварий и катастроф.
К таким мероприятиям относятся:
– организация
устойчивости системы управления в любых
возможных условиях обстановки;
– на каждом
объекте должен быть разработан план ликвидации
возможных аварий, организована подготовка
рабочих и служащих к работе в аварийных
условиях, предусмотрен резерв сил и средств
для ликвидации последствий аварии.
Разработка
этих мероприятий позволяет заблаговременно
подготовить необходимые силы и
средства, обеспечивающие успешную ликвидацию
аварий в кратчайшие сроки.
5.
Крупнейшие аварии
и катастрофы XX
века
Аэрокосмические
катастрофы
9
сентября 1913г.
– вблизи острова Гельголанд
потерпел крушение немецкий «цеппелин»
L
–
1.
Большая часть экипажа утонула.
4
декабря 1933г.
– упал в воду и разрушился
американский дирижабль «Акрон». Это самая
страшная катастрофа дирижабля, при которой
погибли 73 человека.
30
января 1934г.
– стратостат «ОСОАВИАХИМ
–
1»,
установивший мировой рекорд высоты 22
км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех
человек.
18
мая 1935г.
–
восьмимоторный агитационный
самолет «Максим Горький» («АНТ
–
20»)
столкнулся с самолетом сопровождения.
Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов
экипажа.
3
мая 1953г.
–
во время сильной бури
разбился первый в мире реактивный лайнер
«Комета
–
1 G
–
ALYV». Место катастрофы
–
Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
16
марта 1969г.
–
самолет «DC
–
9» разбился после взлета
из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
30
июня 1971г.
–
разгерметизация станции
«Союз
–
11» при возвращении
на Землю. Сгорели три советских космонавта:
Волков, Добровольский и Пацаев.
3
марта 1974г.
–
турецкий «DC
–
10» разбился недалеко
от Парижа из-за разгерметизации грузового
отсека. 346 человек погибли.
3
августа 1976г.
–
«Боинг
–
707» врезался в склон
горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли
188 человек.
27
марта 1977г.
–
два «Боинга
–
727» столкнулись на взлетно
–
посадочной
полосе аэропорта Тенерифе на Канарах.
Количество жертв
–
582.
25
мая 1979г.
–
«DC
–
10» разбился после взлета
в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго,
США. 275 погибших.
19
августа 1980г.
–
самолет «Тристар»
Саудовских авиалиний сгорел после аварийной
посадки в Эр–Рияде. 301 человек погиб.
12
августа 1985г.
–
японский «Боинг
–
747»
врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
28
января 1986г.
–
космический корабль
«Челленджер» взорвался сразу после старта
с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели
в считанные секунды.
11
июля 1991г.
–
нигерийский «DC
–
8»
разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
12
ноября 1996г.
–
после взлета из аэропорта
Дели (Индия) «Боинг
–
747» Саудовской авиакомпании
столкнулся с «Ил
–
76» компании «Казахские
авиалинии», заходившим на посадку. Погибли
372 человека.
6
декабря 1997г.
–
сразу же после взлета
с Иркутского аэродрома транспортный
самолет «Руслан» рухнул на близлежащие
дома, жители которых и экипаж погибли.
2
сентября 1998г.
–
аэробус «Макдонел
–
Дуглас»
упал в море недалеко от Галифакса, Канада.
229 человек погибли.
Взрывы
10
марта 1906г.
–
страшная катастрофа
начала века в Европе. От взрыва на руднике
«Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
6
декабря 1917г.
–
и т.д.................
Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. За год происходит около тысячи аварий, где гибнет примерно 1 тысяча человек. За период с 1992 по 1996 года пострадало около 3200 человек.
Причины аварий:
- - грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ;
- - ухудшение техники безопасности;
- - чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%);
- - конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения;
- - всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий.
Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.
Аварийно-опасные объекты:
- - транспорт;
- - нефтепроводы;
- - газопроводы;
- - угледобывающие шахты;
- - металлургия;
- - химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность;
- - атомная промышленность.
Радиационноопасные объекты (РОО). РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транспортируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.
Таким объектами в РФ являются: 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла (ПЯТЦ), 13 других предприятий, осуществляющих деятельность с использованием РВ.
Основным и наиболее опасным элементом атомных станций является ядерный энергетический реактор (ЯЭР). В нашей стране создана серия энергетических реакторов различных типов и мощностей, на которых базируется ядерная энергетика. На атомных электростанциях наиболее распространены корпусные, водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) и водо-графитовые реакторе канального типа РБМК (реактор большой мощности канальный).
На АЭС в качестве ядерного топлива применяется главным образом двуокись урана-238. Топливо размещается в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах). В активной зоне реактора, где размещены ТВЭлы, происходит реакция деления ядер урана, выделяющаяся тепловая энергия нагревает реактор.
Во время реакции в ТВЭлах накапливаются радиоактивные продукты ядерного деления (ПЯД). Процесс деления в ТВЭлах длится несколько лет, поскольку загрузка реакторов ядерным горючим осуществляется не чаще одного раза в 3 года. За этот срок короткоживущие изотопы распадаются. Одновременно идёт накопление радионуклидов с большим периодом полураспада (стронций-90, цезий-137, а также плутоний-239 (-240, -241, -242)).
В ходе трёхгодичного периода эксплуатации реактора процентное содержание долгоживущих радионуклидов в ПЯД увеличивается. В случае радиационной аварии последние создают устойчивое радиоактивное загрязнение местности.
Несмотря на применяемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, прежде всего на АЭС, пока не удаётся.
Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.
Аварии на атомных станциях подразделяются на проектные и запроектные (гипотетические). Система технической безопасности на АЭС, как правило, обеспечивает локализацию максимальной проектной аварии, но не позволяет избежать гипотетических аварий.
Анализ аварии на Чернобыльской АЭС позволяет сделать некоторые выводы:
- - газо-аэрозольное облако выброса распространяется на сотни километров и является мощным источником излучения;
- - радионуклиды, находящиеся в газообразном состоянии не задерживаются респираторами;
- - загрязнение местности имеет сложный характер и трудно прогнозируется в процессе аварии;
- - спад радиоактивности во времени во многом определяется наличием долгоживущих радионуклидов;
- - мелкодисперсный состав радионуклидов способствует их проникновению в микротрещины, поры, обитаемые объекты и существенно затрудняет их дезактивацию.
Химически опасные объекты (ХОО). Химически опасный объект - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества (ОХВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. Число таких объектов в РФ превышает 3 тыс.
Характерной особенностью значительной части объектов экономики (ОЭ) является их химическая опасность. Из общего числа ОЭ более 75% являются химически опасными объектами.
Химическая авария сопровождается проливом или выбросом ОХВ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных растений и животных, или к химическом заражению окружающей природной среды.
Пожарно-взрывоопасные объекты (ПВОО).
Пожарно-взрывоопасный объект - это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожарно-взрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения технологических ЧС.
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
К пожарно-взрывоопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, текстильной, хлебопродуктовой промышленности и другие. Особенно опасны объекты, на которых в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан).
Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие категории:
- - Отдельный пожар - пожар, возникшей в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.
- - Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений да данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения.
- - Массовый пожар - совокупность отдельных и сплошных пожаров.
- - Огневой шторм - особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются: наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха; приток свежего воздуха со всех сторон со скоростью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.
Транспортные аварии. Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Транспортные аварии (ТА) классифицируют по видам транспорта:
- - авиационная катастрофа
- - железнодорожная авария
- - дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
- - авария на магистральном трубопроводе
- - авария на подземном транспорте и др.
Железнодорожный транспорт - основное средство транспортировки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора.
Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.
Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.).
Развитие техногенной аварии на продуктопроводе:
- - 1-й этап - прорыв продуктопровода;
- - 2-й этап - появление течи углеводорода;
- - 3-й этап - заполнение низменного участка местности;
- - 4-й этап - образование вторичного очага пожара.