Причины техногенных аварий. Техногенная катастрофа - что это? Техногенные катастрофы в России почему возникают? Основная причина всех аварий техногенного характера

Главная / Бизнес

К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;

Недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;

Недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;

Недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;

Недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;

Размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;

Резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

Для обеспечения личной безопасности и безопасности членов семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характере необходимо:

Выяснить в территориальном органе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или из других источников степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом.

По каждому виду реально возможных, в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.

Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:

Освоить курс по программе «Безопасность жизнедеятельности »:

знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

Знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или другого специального органа;

Иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

Знать порядок своих практических действий. Действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций, при очевидной опасности уметь применить меры к самоспасению;

Соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище;

учебном заведение, на рабочем месте, транспортных средствах и местах массовых помещений;

следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме, учебном заведении, на рабочем месте;

уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;

Застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;

Предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).

Услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», подаваемый сиренами гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи.

Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.

Виды происшествий

Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.

Выделяют 4 типа катастроф:

  1. Экологические.
  2. Природные.
  3. Социальные.
  4. Техногенные.

Бедствия техногенного характера

Техногенная катастрофа - чрезвычайное происшествие или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса. Такое событие влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, оказывает ущерб здоровью людей и значительный урон окружающей среде. Техногенные аварии и катастрофы обуславливаются внезапным выходом из строя различных агрегатов, машин и механизмов во время эксплуатации, что связано с серьезными нарушениями производственного процесса. Также они характеризуются взрывами, радиоактивным, биологическим или химическим заражением больших территорий земли.

Природные и техногенные катастрофы

Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.

Почему возникают бедствия техногенного характера?

Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.

Классификация

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:

  1. Транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов.
  2. Взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.).
  3. Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении.
  4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  5. Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ.
  6. Гидродинамические техногенные катастрофы - прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.
  7. Аварии на электроэнергетических системах - это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях.
  8. Аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения.
  9. Чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.

Возникновение техногенных катастроф в России

Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  2. Гибель теплохода устаревшей конструкции "Булгария".
  3. Авария на шахте "Распадская" и др.

Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Причины техногенных катастроф

Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:

  1. Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
  2. Недостаточный уровень безопасности сооружений.
  3. Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
  4. Размещение производства в непродуманном месте.
  5. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.

Влияние происшествий техногенного характера на природу

Объекты потенциальной опасности:

  1. Ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности.
  2. Уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.
  3. Транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы.
  4. Газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы.
  5. Объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др.

Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.

Защита от техногенных аварий

Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:

  1. Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.
  2. Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными.
  3. Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства.
  4. Повышение надежности систем контроля.
  5. Замена изношенного оборудования и техники вовремя.
  6. Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.
  7. Своевременное обслуживание техники и оборудования.
  8. Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.
  9. Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.
  10. Нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов.
  11. Использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.

Катастрофы техногенного характера за рубежом

На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:

  1. Погибло более десяти человек.
  2. Сто или более человек считаются пострадавшими.
  3. Местные власти объявили о чрезвычайном происшествии.
  4. Пострадавшая страна обратилась за помощью к другим государствам.

По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.

Глобальная катастрофа

Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа - взрыв атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Эта авария обошлась в 200 млрд долларов ущерба. И это притом, что действия по ликвидации катастрофы не завершены еще и наполовину, несмотря на то что прошло уже почти тридцать лет. Более 135 тысяч человек и 35 тысяч голов скота были эвакуированы в тот период. Вокруг атомной станции, находящейся вблизи белорусско-украинской границы, была создана зона отчуждения. Там сама природа справляется с высоким уровнем радиации. Эта зона - своего рода огромная лаборатория, где ставится эксперимент относительно того, что произойдет с флорой и фауной в условиях ядерного заражения местности.

Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!


Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:
1) отказ технических систем из‑за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10‑4 и более (нерегламентирован‑ное хранение и транспортирование опасных химических веществ приводит к взрывам, разрушению систем повышенного давления, пожарам, проливам химически активных жидкостей и т. п.);
2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем (более 60 % аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала);
3) высокий энергетический уровень технических систем;
4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).
Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации средств транспорта, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации.
Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т. п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.
Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

Лекция, реферат. 11. ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ И АВАРИЙ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Содержание
    Введение………………………………………………………… …………….3
    Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация………………..3
    Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения……………5
    Последствия аварий и катастроф…………………………………………….7
    Крупнейшие аварии и катастрофы XX века………………………………...8
    Заключение…………………………………………………… ……………..13
    Список использованной литературы……………………………………….14

1. Введение
На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза.
Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

2. Техногенные чрезвычайные ситуации. Их классификация
Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.
Техногенные чрезвычайные ситуации – это ситуации, происходящие в большинстве своем в техносфере и связанные, как правило, с производственной деятельностью человека, приводящей к авариям или катастрофам, в результате которых нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Специалисты разделяют техногенные чрезвычайные ситуации на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:

В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды:

Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% – при авиакатастрофах и 80% – при катастрофах на море.
Наиболее вероятными являются аварии на больших технологических системах, что обусловлено увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно–опасных объектов.

3. Понятие об аварии и катастрофе. Факторы их возникновения
Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро– и взрывоопасных технологий и производств.
Авария происшествие в технической системе, которое приводит к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально–бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
Катастрофа – происшествие в технической системе; крупная авария, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.
Основными факторами возникновения опасностей и ЧС техногенного характера являются:
нарушение трудовой и технологической дисциплины;
ошибки при проектировании и строительстве;
грубое нарушение регламентированных требований безопасности (промышленной, пожарной, санитарно–эпидемической и т. п.);
использования плохого качества конструкций, материалов и сырья;
износ оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств и основных производственных фондов;
увеличение количества потенциальных опасных объектов;
кризисные явления в экономике и спад производства;
концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
нехватка квалифицированных кадров, обладающих культурой безопасности на производстве и в быту;
усложнение технологий и режимов управления современными производствами;
конструктивные недостатки и неисправность оборудования;
существенное ухудшение материально– технического снабжения;
недостаточный уровень предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, снижению риска их возникновения.
Перечисленные факторы повышают риск возникновения опасных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

4. Последствия аварий и катастроф
Характер последствий аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.
Возникающие при авариях и катастрофах пожары могут вызвать взрывы, которые в свою очередь могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:
– правильно определить мероприятия по предупреждению аварий;
– предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения аварии.
Большое значение имеют своевременность и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:
– организация устойчивости системы управления в любых возможных условиях обстановки;
– на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.
Разработка этих мероприятий позволяет заблаговременно подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.

5. Крупнейшие аварии и катастрофы XX века
Аэрокосмические катастрофы
9 сентября 1913г. – вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L 1. Большая часть экипажа утонула.
4 декабря 1933г. – упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.
30 января 1934г. – стратостат «ОСОАВИАХИМ 1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.
18 мая 1935г. восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ 20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.
3 мая 1953г. во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета – 1 G – ALYV». Место катастрофы Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
16 марта 1969г. – самолет «DC – 9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
30 июня 1971г. разгерметизация станции «Союз 11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.
3 марта 1974г. – турецкий «DC – 10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.
3 августа 1976г. – «Боинг – 707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.
27 марта 1977г. – два «Боинга – 727» столкнулись на взлетно посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв – 582.
25 мая 1979г. – «DC – 10» разбился после взлета в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго, США. 275 погибших.
19 августа 1980г. самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр–Рияде. 301 человек погиб.
12 августа 1985г. японский «Боинг 747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
28 января 1986г. космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.
11 июля 1991г. – нигерийский «DC – 8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
12 ноября 1996г. после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг 747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил 76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.
6 декабря 1997г. сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.
2 сентября 1998г. аэробус «Макдонел Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.
Взрывы
10 марта 1906г. страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
6 декабря 1917г.
и т.д.................

Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. За год происходит около тысячи аварий, где гибнет примерно 1 тысяча человек. За период с 1992 по 1996 года пострадало около 3200 человек.

Причины аварий:

  • - грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ;
  • - ухудшение техники безопасности;
  • - чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%);
  • - конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения;
  • - всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий.

Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Аварийно-опасные объекты:

  • - транспорт;
  • - нефтепроводы;
  • - газопроводы;
  • - угледобывающие шахты;
  • - металлургия;
  • - химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность;
  • - атомная промышленность.

Радиационноопасные объекты (РОО). РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транспортируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Таким объектами в РФ являются: 29 энергоблоков на 9 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 13 промышленных предприятий ядерно-топливного цикла (ПЯТЦ), 13 других предприятий, осуществляющих деятельность с использованием РВ.

Основным и наиболее опасным элементом атомных станций является ядерный энергетический реактор (ЯЭР). В нашей стране создана серия энергетических реакторов различных типов и мощностей, на которых базируется ядерная энергетика. На атомных электростанциях наиболее распространены корпусные, водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР) и водо-графитовые реакторе канального типа РБМК (реактор большой мощности канальный).

На АЭС в качестве ядерного топлива применяется главным образом двуокись урана-238. Топливо размещается в тепловыделяющих элементах (ТВЭлах). В активной зоне реактора, где размещены ТВЭлы, происходит реакция деления ядер урана, выделяющаяся тепловая энергия нагревает реактор.

Во время реакции в ТВЭлах накапливаются радиоактивные продукты ядерного деления (ПЯД). Процесс деления в ТВЭлах длится несколько лет, поскольку загрузка реакторов ядерным горючим осуществляется не чаще одного раза в 3 года. За этот срок короткоживущие изотопы распадаются. Одновременно идёт накопление радионуклидов с большим периодом полураспада (стронций-90, цезий-137, а также плутоний-239 (-240, -241, -242)).

В ходе трёхгодичного периода эксплуатации реактора процентное содержание долгоживущих радионуклидов в ПЯД увеличивается. В случае радиационной аварии последние создают устойчивое радиоактивное загрязнение местности.

Несмотря на применяемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, прежде всего на АЭС, пока не удаётся.

Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

Аварии на атомных станциях подразделяются на проектные и запроектные (гипотетические). Система технической безопасности на АЭС, как правило, обеспечивает локализацию максимальной проектной аварии, но не позволяет избежать гипотетических аварий.

Анализ аварии на Чернобыльской АЭС позволяет сделать некоторые выводы:

  • - газо-аэрозольное облако выброса распространяется на сотни километров и является мощным источником излучения;
  • - радионуклиды, находящиеся в газообразном состоянии не задерживаются респираторами;
  • - загрязнение местности имеет сложный характер и трудно прогнозируется в процессе аварии;
  • - спад радиоактивности во времени во многом определяется наличием долгоживущих радионуклидов;
  • - мелкодисперсный состав радионуклидов способствует их проникновению в микротрещины, поры, обитаемые объекты и существенно затрудняет их дезактивацию.

Химически опасные объекты (ХОО). Химически опасный объект - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества (ОХВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. Число таких объектов в РФ превышает 3 тыс.

Характерной особенностью значительной части объектов экономики (ОЭ) является их химическая опасность. Из общего числа ОЭ более 75% являются химически опасными объектами.

Химическая авария сопровождается проливом или выбросом ОХВ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных растений и животных, или к химическом заражению окружающей природной среды.

Пожарно-взрывоопасные объекты (ПВОО).

Пожарно-взрывоопасный объект - это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят и транспортируют легковоспламеняющиеся и пожарно-взрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения технологических ЧС.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

К пожарно-взрывоопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей, текстильной, хлебопродуктовой промышленности и другие. Особенно опасны объекты, на которых в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан).

Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на следующие категории:

  • - Отдельный пожар - пожар, возникшей в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты от теплового излучения.
  • - Сплошной пожар - одновременное интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений да данном участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара невозможно без средств защиты от теплового излучения.
  • - Массовый пожар - совокупность отдельных и сплошных пожаров.
  • - Огневой шторм - особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются: наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха; приток свежего воздуха со всех сторон со скоростью не менее 50 км/ч по направлению к границам огневого шторма.

Транспортные аварии. Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Транспортные аварии (ТА) классифицируют по видам транспорта:

  • - авиационная катастрофа
  • - железнодорожная авария
  • - дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
  • - авария на магистральном трубопроводе
  • - авария на подземном транспорте и др.

Железнодорожный транспорт - основное средство транспортировки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора.

Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры ёмкостью от 0,1 до 0,8 м. куб. и баллоны от 0,016 до 0,05 м. куб. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.).

Развитие техногенной аварии на продуктопроводе:

  • - 1-й этап - прорыв продуктопровода;
  • - 2-й этап - появление течи углеводорода;
  • - 3-й этап - заполнение низменного участка местности;
  • - 4-й этап - образование вторичного очага пожара.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация