Понятие системы права, ее черты и основные компоненты. Понятие системы права, её значение и признаки

Главная / Бизнес

Система права - это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений. Характерные черты системы: её первичный элемент - право, элементы не противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и частное. Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства. Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.

Ж. Ж. Руссо

Понятие правовой нормы

"Клеточкой" права, его "кирпичиком" является норма права (правовая, юридическая норма).

Правовые нормы – это разновидность социальных норм и им присущи все те же признаки, что и другим социальным нормам (они имеют общий характер, регулируют распространенные ситуации, для них характерна многократная повторяемость).

Но у норм права есть особенные черты.

Во-первых, они регулируют наиболее важные общественные отношения, т.е. юнеющие большую значимость, ценность для всего общества (например, формирование и осуществление государственной власти или признание деяний преступными).

Во-вторых, правовые нормы обязательны для исполнения. Это означает, что независимо от своего желания гражданину все равно придется их соблюдать, иначе он навлечет на себя неизмеримо бо́льший вред.

В-третьих (и это самое главное), нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения, т.е. возложением каких-то неблагоприятных последствий, применяемых от имени государства. Реакция государства может быть различной: сильной и жесткой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, снятие с должности и др.), а также слабой, если правонарушение не столь опасное (выговор, предупреждение и др.).

Нормы, составляющие право того или иного государства, несмотря на все их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы между собой и образуют единую систему.

Система нрава – это строение нрава, которое выражается в его делении на отрасли. С помощью права государство регулирует отношения во многих сферах жизни общества. Поэтому и нормы нрава можно классифицировать в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли.

Однако не всякое деление отношений в обществе имеет значение для права. Например, существуют отношения в сфере работы бань и прачечных или пользования троллейбусами. Этому посвящены соответствующие нормы. Но это нс означает, что существуют соответственно банно- прачечное или троллейбусное право. Для права имеют значение только самые крупные группы общественных отношений, требующие особых методов урегулирования.

Как система всех правовых норм, существующих в государстве, право имеет сложную внутреннюю структуру (рис. 2.5).

Самое крупное подразделение в праве – отрасль права.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сторону общественных отношений (применение труда, собственность, управление государством и т.п.).

Рис. 2.5.

Отрасль права делится на подотрасли, объединяющие нормы права, которые регулируют отдельную область отношений. Например, в гражданском праве, регулирующем имущественные отношения, есть такая область отношений, как отношения по переходу имущества после смерти собственника. В соответствии с этим выделяется подотрасль – наследственное право.

Подотрасль права состоит из институтов нрава, объединяющих нормы, предусматривающие правила поведения для определенного вида общественных отношений. Так, наследование имущества возможно как по закону, так и по завещанию. Это виды отношений, регулируемые каждый своими нормами права, которые, соответственно, составляют институты наследования по закону и по завещанию.

Институт права состоит из субинститутов права, объединяющих нормы права, регулирующие разновидность отношений. Так, институт уголовного права, называемый преступления против личности, делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств) и преступлений против здоровья личности (различные виды телесных повреждений).

Рассмотрим, из каких отраслей состоит российское право.

Отраслей права довольно много – около тридцати.

Для начала попробуем классифицировать отрасли права. Если в качестве критерия классификации мы выберем направленность большинства норм права отрасли, то сможем разбить все отрасли на две группы: регулятивные и охранительные (рис. 2.6).

Регулятивные отрасли права в основном направлены на установление прав и обязанностей для граждан, организаций.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные из них.

Конституционное право занимает в системе права ведущее место. Оно закрепляет основы государственной власти, общественного строя, систему государственных органов и их основные полномочия, в общем, все то, что охватывается термином "управление государством". Законодательные органы власти в системе органов государства занимают очень важное место (они определяют программу развития общества), и поэтому конституционное право детальным образом регулирует их деятельность, порядок их формирования.

Рис. 2.6.

Немаловажное значение для нас имеют права и свободы. Люди боролись за них на протяжении всей истории существования человечества. Наш правовой статус отражен в комплексе прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ. Одним словом, Конституция РФ является основным законом нашей жизни, а конституционное право составляет каркас системы права.

Административное право регулирует общественные отношения в особой области государственной жизни – сфере государственного управления. Исполнительные органы ежедневно выполняют работу, которая затрагивает практически каждого человека, и в силу специфики своей деятельности обладают большой свободой действий. Вот почему с помощью норм права важно установить для них определенные рамки, чтобы оградить граждан от беззакония с их стороны. Административное право призвано выполнять именно эту задачу.

Основным нормативным актом данной отрасли является Кодекс РФ об административных правонарушениях .

Финансовое право регулирует доходы и расходы государства. Доходы государства складываются в основном из уплаты организациями и гражданами налогов, размеры и порядок уплаты которых расписан в Налоговом кодексе РФ. Сборы и пошлины также пополняют доходы государства. Однако, сколько бы средств ни собрало государство в качестве налогов, пользы для общества может быть немного, если расходовать их неэффективно. Вот почему финансовое право в общих чертах регулирует и направления расходования этих средств. Сбор средств и их расходование должны производиться в рамках государственного бюджета. Государственный бюджет, т.е. финансовый план государства, утверждается на каждый год. Финансовое право устанавливает правила принятия госбюджета, которые находят отражение в Бюджетном кодексе РФ .

Гражданское право регулирует различные имущественные отношения (приобретение и использование собственности, создание предприятий и их виды, а также виды договоров и ответственность за их неисполнение и т.п.), а Гражданский кодекс РФ является его основным нормативным актом. Находясь в обществе, человек вступает в различные отношения с другими людьми, причем объектом его действий чаще всего оказывается имущество. Повседневно мы вступаем в многочисленные имущественные отношения, возможно даже не осознавая этого. Имущественные отношения – это отношения, которые носят эквивалентновозмездный характер.

Трудовое право регулирует применение наемного труда на предприятиях и в организациях. Основным нормативным актом в сфере трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ . Конечно, в законе невозможно отразить совершенно различные условия труда на предприятиях и в организациях, где процесс труда протекает по-разному. Законодатель может устанавливать только самые общие требования к процессу применения труда, направленные на защиту трудовых прав работников (максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность времени отдыха, основания увольнения, вопросы охраны труда, применения мер юридической ответственности и др.). В рамках трудового законодательства законодатель пытается решить и проблему безработицы (устанавливает пособие по безработице, сроки его выплаты, право на обучение и переобучение и др.).

Семейное право регулирует правовую сторону отношений между супругами (условия вступления в брак, порядок его заключения, права и обязанности супругов, порядок расторжения и некоторые другие), хотя большая часть супружеских отношений регулируется нормами морали. Семейное право регулирует также отношения между родителями и детьми. Причем закон защищает не только права детей, но и права родителей, которые, вырастив детей и состарившись, становятся немощными, слабыми и беззащитными.

Главный нормативный акт семейного права – Семейный кодекс РФ .

Природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами: землей (Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3), недрами (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах"), водой (Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ), воздухом (Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ).

Экологическое право – одна из новых отраслей права. Проблема охраны природы давно находится в центре внимания развитых стран, и именно с помощью права там добились неплохих результатов. Так, в Федеративной Республике Германия после войны главная водная магистраль – река Рейн – была настолько загрязнена, что в ней гибло все живое. В законодательном порядке были введены настолько высокие штрафы для предприятий, загрязнявших Рейн, что под угрозой своего разорения промышленники были вынуждены устанавливать очистные сооружения. Сейчас в Рейне вновь появилась форель, которая живет, как известно, только в самой чистой воде. В России проблема окружающей среды стоит не менее остро. За нарушение правил охраны природы могут быть наложены меры не только административной (различные штрафы), но и уголовной ответственности.

Охранительные отрасли права направлены на защиту нрав граждан и организаций, установление мер государственного принуждения и порядка их применения.

Уголовное право – ведущая охранительная отрасль права, и вот почему. Государство может относиться к разной деятельности людей по-разному. Одни действия оно может признавать полезными, даже героическими, достойными награды, другие вредными, опасными, заслуживающими наказания. Такие поступки государство запрещает с помощью различных отраслей права.

Однако существует категория поступков, отличающихся особой опасностью. Государство определяет перечень таких поступков, запрещает их и устанавливает суровые наказания за их совершение с помощью особой отрасли права – уголовного права.

Уголовное право – отрасль права, определяющая, какие деяния являются преступлением, и устанавливающая наказания за них.

Уголовное право предусматривает наказание за деяния, которые посягают на личность (ее жизнь, здоровье, честь и достоинство, права и свободы), собственность, общественный порядок, государственный и общественный строй и др. Уголовный кодекс РФ определяет очень суровые виды наказания, например лишение свободы.

Уголовно-исполнительное право регулирует порядок исполнения наказаний, назначенных за совершенные преступления: виды колоний, права и обязанности заключенных, применение к ним санкций за нарушение порядка отбывания наказания, возможности и порядок их досрочного освобождения и др. Уголовно-исполнительный кодекс РФ – главный нормативный акт этой отрасли права.

Процессуальные отрасли также относятся к охранительным отраслям, поскольку устанавливают порядок применения от имени государства мер принуждения.

Уголовно-процессуальное право (или уголовный процесс) регулирует деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде.

Гражданско-процессуальное право (или гражданский процесс) регулирует деятельность судов в связи с рассмотрением споров между гражданами (гражданами и организациями), возникших в сфере гражданских, семейных, трудовых, земельных, финансовых и других отношений.

Арбитражно-процессуальное право (или арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения различных видов споров между организациями.

Особое место в системе права занимает международное право – система норм, регулирующих отношения между государствами.

Завершая рассмотрение системы права, отметим, что она постоянно изменяется и развивается. С возникновением новых общественных отношений систему права дополняют новые отрасли, например предпринимательское, банковское, избирательное право.

Международное право

Оно занимает в системе права особое положение. Международное право – система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества.

Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной признак права – обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств. Система принуждения к исполнению норм международного права только зарождается, например, "голубые каски ООН". Пока у международного сообщества нет ни материальной, ни организационной возможности сделать систему принуждения более разветвленной и эффективной.

Система международного права уже довольно разветвленная и состоит из следующих отраслей:

  • защита прав человека;
  • дипломатическое и консульское право;
  • право международных организаций;
  • право международных договоров;
  • финансовое право;
  • торговое право;
  • морское право;
  • воздушное право;
  • космическое право;
  • экологическое право;
  • информационное право;
  • уголовное право;
  • гуманитарное право (право ведения войн);
  • процессуальное право (право мирного разрешения споров).

Это надо запомнить

  • 1. Норма права – это обязательное правило поведения, охраняемое государством.
  • 2. Система права – это строение права, выражающееся в делении права на отрасли.
  • 3. Отрасль права – э го совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сторону жизни.
  • 4. Отрасль права делится на подотрасли, институты, субинституты права. См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  • См.: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Φ3.
  • См.: Федеральный закон от 8 января 1996 г. № 1-ФЗ.

Тема № 13

«Элементы системы права и их характеристика»

Вопросы темы:

1. Уровни системы права и их краткая характеристика.

2. Отрасль права и ее виды

1. Уровни системы права и их краткая характеристика

Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права:

1. правовые нормы,

2. институты,

3. подотрасли,

4. отрасли,

5. вся система права.

Эти взаимосвязи можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости.

В горизонтальной плоскости осуществляется координация в границах одного уровня: взаимосвязь между нормами, институтами, подотраслями, отраслями.

Вертикальная плоскость обеспечивает сочетание взаимосвязей указанных компонентов в последовательном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.

Норма права - формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государ-ством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

Институт права - обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные об-щественные отношения (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).

Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо-трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

Отрасль права - совокупность правовых норм, ин-ститутов и подотраслей права, регулирующая однород-ные общественные отношения.

Используем об-разное сравнение, поясняющее это деление.

"Юридические нормы, как мы уже знаем, - "кирпичики", исходные элементы всего здания права данной страны. Из этих "кирпичиков" складываются правовые институты, т. е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в право-охранительной областях. Например, институт государственной службы, институт договора подряда, институт ответственности за воинские преступления. А вот из блоков - правовых институтов - образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и со-ставляют право в целом, систему права данной страны." 1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая литература, 1993, С. 82-83.

Такое деление объясняется боль-шим разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих обществен-ных отношений придает системные свойства праву.

2. Отрасль права и ее виды

Понятие отрасли права

Отрасль права - это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Для деления норм права на отрасли применяют сле-дующие критерии:

Предмет правового регулирования;

Метод правового регулирования.

Именно предмет и метод правового регулирования - основа подразделения системы права на отрасли.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой. Поэтому предмет правового регулирования - это группа каче-ственно однородных общественных отношений, регулиру-емых правом.

Этот критерий является основным, поскольку тот или иной вид общественных отношений объективно существу-ет и требует правового регулирования. Например, имущественные отношения выступают предметом регулиро-вания гражданского права.

Но общественные отношения чрезвычайно разнооб-разны, зачастую одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому и приме-няется дополнительный критерий - метод правового ре-гулирования.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных при-емов и способов правового воздействия (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования. Метод правового регулирования воплощается в определенные общественные отношения посредством различных способов правового регулирования: дозволения, запре-щения, обязывания.

Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных пред-писаний, не допускающих отклонений в регулируемом поведении от предписаний нормы права, основанный на запретах, обязанностях, наказа-ниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Диспозитивный (автономный) - метод, предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение- представление лицу права на совершение тех или иных действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: "если иное не предусмотрено законом", "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ гласит: "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами".

По мере развития рынка диспозитивный метод станет основным в регулировании экономических отношений.

Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.

Применение того или иного метода правового регули-рования зависит от содержания общественных отноше-ний, усмотрения законодателя, сложившейся правоприме-нительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: ме-тод автономии и авторитарный метод.

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными сло-вами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом сто-роны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязатель-ства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия пря-мо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного"). Например, соб-ственник имущества вправе делать с ним все, что он пожелает, за исключением тех действий, которые запрещены законом.

На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли.

Классификация отраслей права

Профилирующие , базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: консти-туционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уго-ловное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства ре-гулирования.

Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) - процессуальным, процедурным вопросам.

Материальное право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

Процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

Материальные отрасли права связаны с процессуальными. К. Маркс отмечал, "что материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни".

Среди отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связан-ные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного су-веренитета, правового положения личности и т. д.

Кроме того, роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция - Основной Закон государства, нормы кото-рого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, за-крепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные от-ношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости.

Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, пре-кращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.

Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроиз-водства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении право-судия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, ко-торые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, об-ществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т.д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголов-ных дел.

Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.

Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотно-шений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения ин-дивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на уча-стие в управлении производством и т. д.

Семейное право - это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления и расторжение брака и т. д.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.

Комплексные отрасли

Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, предпринимательское право экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право, воздушное право, военное право.

Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих обще-ственные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмо-сферного воздуха и т.д.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг, и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен-ности предпринимателей.

Понятие подотрасли права

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли права содержат в себе еще один компонент - подотрасль права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь упорядоченной со- вокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципи-альные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Та-ково, например, обязательственное право в составе гражданского права.

Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муници-пальное и парламентское право. В гражданском праве в качест-ве подотраслей выступают авторское, обязательственное, на-следственное право и др. В финансовом праве выделяются такое подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные от-расли права, в частности процессуальные, земельное, семей-ное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонен-том каждой отрасли права не является.

3. Институт права: сущность и виды

В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элемен-ты, которыми являются институты права.

Для института, как и для отрасли права, свойственны обособленность юридических норм и самостоятельность функционирования. Институт права целиком входит в состав со-ответствующей отрасли права (институт договора страхования - в состав гражданского права). Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует не всю совокуп-ность соответствующих общественных отношений, а лишь отдельные его стороны (например, только обязательственные отношения). Нередко одни и те же общественные от-ношения становятся предметом регулирования норм различных отраслей права. Тогда соот-ветствующие нормы образуют так называемый комплексный институт. Например, отноше-ния собственности регулируются нормами конституционного гражданского, уголовного пра-ва.

Институт права - это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок от-расли права, которому свойственны: а) однородность фактичес-кого содержания - каждый институт предназначен для регули-рования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юри-дическое единство правовых норм.

Нормы, входящие в право-вой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых по-нятиях, что создает особый, присущий для данного вида отноше-ний, правовой режим регулирования; в) нормативная обособлен-ность, т. е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых от-ношений. Институт права включает такой набор норм (дефини-тивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который при-зван обеспечивать беспробельность регулируемых им отноше-ний.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском пра-ве и др.

Сложный, или комплексный , институт права представляет со-бой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отноше-ния. Типичным примером является институт собственности, кото-рый является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты .

Кроме названных, принято выделять материальные и процессу-альные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, суще-ствуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.

Итак, правовой институт - это обособленный комплекс юридических норм, которые яв- ляются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг одно-родных общественных отношений.

4. Норма права как элемент системы права

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права.

Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизне-деятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эф-фективную юридическую конструкцию: закрепление в Конститу-ции РФ права на информацию, в федеральном законодательст-ве - корреспондируемых ему обязанностей и санкций, обеспе-чивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (сис-темный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права.

Принимая законодательный акт, законотворческий орган обя-зан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режи-ме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве.

В правоприменительной деятельности системный принцип пра-ва позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Несомненно значение системной организации права для сис-тематизации законодательства, приведения его в упорядочен-ную и согласованную систему.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • понятие системы права, элементы системы права;
  • отличие отраслей права;
  • особенности предмета и метода правового регулирования;
  • систему отраслей права;
  • особенности системы права и системы законодательства;
  • соотношение внутригосударственного и международного права;

уметь

  • анализировать структурные элементы системы права;
  • различать предмет и метод правового регулирования; частное и публичное право; материальное и процессуальное право;

владеть

  • юридической терминологией, относящейся к системе права;
  • навыками работы с научной и юридической литературой, навыками анализа источников.

Ключевые слова: система права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут права, норма права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, система законодательства, императивный метод, диспозитивный метод, материальное право, процессуальное право, публичное право, частное право.

Понятие, признаки и структура системы права

Право регулирует различные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Понятие "система права" не следует путать с понятием "правовая система", которое по содержанию шире. В первом случае речь идет о внутреннем строении права, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, которые существуют и функционируют в государстве. Система права выступает одной из составляющих элементов правовой системы.

Что же представляет собой система права?

Система права представляет собой исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, которая определяется характером реализуемых общественных отношений:

  • - системное образование, т.е. не просто совокупность составляющих ее элементов, а целостное образование, обладающее соответствующими свойствами, связями и внутренней структурой;
  • - объективное явление, так как связана с общественными отношениями, сложившимися в обществе;
  • - обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
  • - динамичная система, изменяющая свою внутреннюю структуру под влиянием внешней среды.

Существуют и иные определения системы права, рассмотрим их.

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

Система права - объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, фажданскос, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.).

В советский период под системой советского общенародного права понималась обусловленная характером социалистических общественных отношений внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Несмотря на различные существующие определения системы права, можно сделать вывод о том, что система права - эго связанное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и институтам права.

Признаками системы права являются следующие (рис. 14.1):

  • 1) объективный характер, который выражается в отражении реально существующей системы общественных отношений. Каждому историческому типу права соответствует своя система;
  • 2) единство, что означает целостность и согласованность ее внутренней организации, непротиворечивость и взаимосогласованность всех норм права;
  • 3) дифференциация, т.е. подразделение на относительно самостоятельные структурные элементы - отрасли, подотрасли, институты права. Подобная дифференциация связана с большим разнообразием общественных отношений;
  • 4) непротиворечивость, означающая то, что в системе права не должно быть коллизий, противоречий между структурными элементами системы права - отраслями, подотраслями, институтами;
  • 5) системность - любое право имеет свою систему, посредством которой определяются структурные элементы права. Системность является важнейшим свойством права как регулятора общественных отношений. В ее основе лежат субъективные и объективные факторы. К числу субъективных факторов необходимо отнести создание такой системы права, которая отличалась бы слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, необходимо отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только механизм возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее четкого и эффективного функционирования.

Рис. 14.1. Основные признаки системы права

Структурными элементами права являются: норма права (как первичный, исходный элемент); институт права; субинститут права", отрасль права; подотрасль права (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Структура системы права

Норма права составляет основу любой системы права. Это "кирпичик", посредством которого создаются все отрасли и институты права. Именно в норме права выражаются основные черты права - нормативность, формальная определенность, обеспечение силой государства.

Институт права представляет собой совокупность норм права, обособленных в рамках определенной отрасли права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений. В отличие от норм права - первичных структурных элементов права - институты права являются более объемными по своему характеру и содержанию. Институтом права регулируются не все, а только однородные общественные отношения.

Институт права может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты.

Сформированная и структурированная система права - важнейшее условие функционирования государства. Соответствующая юридическая сфера может характеризоваться наличием примечательных свойств, обусловленных национальной спецификой. Какие можно назвать особенности российской системы права? Каковы распространенные в юридических школах РФ концепции, отражающие природу рассматриваемого термина?

Определение системы права

Что представляет собой система права? Согласно распространенной версии, это совокупность юридических отраслей, институтов и правовых норм, отражающая одновременное единство и специализацию каждого из составляющих ее элементов. Понятие системы права не следует отождествлять с совокупностью различных видов законодательства, представляющего собой только один из возможных её аспектов.

Основной признак рассматриваемого нами явления - это системность. То есть логическая взаимосвязь формирующих ее элементов. Другой важный признак системы права - актуальность. То есть предполагается, что она будет отражать реальные потребности государства и общества. Следующий ключевой признак системы права - легитимность. То есть механизм его воспроизводства принимается государством и обществом как законный, общеобязательный для всех граждан.

Принципы системы права

Рассмотрим ключевые принципы, которые лежат в основе любой системы права. Современные исследователи сформировали следующий их перечень: верховенство прав и личных свобод человека, законность, компетентность, формализованность, общедоступность, а также перспективное действие правовых норм. Перечисленные принципы наблюдаются во всех отраслях системы права, сущность которых мы сегодня изучим. Их должен придерживаться в первую очередь законодатель, который издает нормативные акты, направленные на регулирование тех или иных сфер общественных отношений.

Роль предмета и метода

Понятие и структура системы права тесно связаны с такими компонентами, как предмет и метод регулирования. Данные элементы выступают ключевыми критериями деления рассматриваемой юридической сферы на те или иные структурные составляющие - отрасли и институты (сущность которых мы рассмотрим чуть позже).

Предмет регулирования - это обособленная область общественных правоотношений, которая обладает, с одной стороны, рядом признаков, отличающих ее от других сфер, а с другой - свойствами, позволяющими объединять те или иные элементы правоотношений по схожим признакам. Так, например, семейное право имеет предмет, формируемый на основе самых разных правоотношений с участием супругов, родственников, детей.

Метод регулирования - не менее значимый, с точки зрения классификации отраслей права, критерий. Он представляет собой совокупность способов, с помощью которых законодатель регулирует те или иные виды правоотношений. Есть методы административного характера, предполагающие непосредственное вмешательство государства в коммуникации тех или иных субъектов, а есть метод дозволения, в рамках которого участники правоотношений могут принимать решения сами.

Рассмотрев понятие и признаки системы права, изучим специфику ее структуры. Исследование данного аспекта важно для понимания целей и задач, которые выполняет соответствующая юридическая сфера.

Система права и ее структура

Что представляет собой структура системы права? Принято выделять три основных элемента, которые составляют исследуемый нами предмет. Это нормы, институты и отрасли права. Рассмотрим каждый из элементов, посредством которых выстраивается структура системы права, подробнее.

Нормы

Начнем с норм. Данный элемент представляет собой набор правил поведения, обязательных для общества в целом или конкретных его субъектов, которые установлены государством и им же защищаются. Правовые нормы - это ключевой элемент соответствующей системы. Классифицироваться они могут по разным критериям. Например, один из распространенных - отнесение норм к диспозитивным или императивным.

Институты

Институт - это элемент, представляющий собой совокупность норм, которые регулируют определенную группу общественных коммуникаций, объединенных по тем или иным признакам. Это может быть, например, коммерческое право, регулирующее правоотношения бизнесов и ИП, защита прав несовершеннолетних, обеспечение социальных гарантий трудящихся. Каждый из упомянутых институтов аккумулирует нормы соответствующей направленности, представленные в Гражданском, Семейном или Трудовом Кодексах (если говорить о российской модели). Классифицироваться институты так же могут по самым разным основаниям. Так, распространена модель, в рамках которой используется критерий отнесения институтов к регулятивным или охранительным.

Отрасли

Понятие и структура системы права включает такое понятие, как отрасль, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих отдельную область общественных отношений посредством тех или иных методов.

Правовые отрасли обычно подразделяются на общую и особенную части. Первый компонент содержит положения, фиксирующие правовые основы регулирования отношений в отрасли, второй - конкретизирует те или иные правовые институты, имеющие отношение к соответствующей сфере.

Выделяются также подотрасли права - сферы, которые аккумулируют в себе признаки нескольких институтов, но, в то же время, могут быть объединены с иными смежными юридическими категориями, в результате чего образуется отрасль. Например, налоговое право и бюджетное, объединяя в себе свойства различных институтов, допустимо относить к общей финансовой отрасли. То есть отмеченные сферы будут считаться в этом случае подотраслями.

Бывают смежные отрасли права, которые трудно отнести к той или иной самостоятельной категории. Например, понятие системы земельного права справедливо соотносить с таким термином, как подотрасль. Но данная сфера по многим признакам соответствует более широкому понятию административного права, а также во многом коррелирует с налоговыми институтами.

Из каких отраслей сформирована современная российская система права? Можно выделить следующий их перечень:

  • конституционное,
  • административное,
  • гражданское,
  • финансовое,
  • экологическое,
  • семейное,
  • уголовное,
  • трудовое,
  • процессуальное,
  • исполнительное право.

Подотрасли и смежные категории права могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Есть сферы, которые образовались относительно недавно, и в среде юристов нет единого мнения относительно их классификации. Например, не совсем ясно, к какой отрасли следует относить корпоративное право - к гражданской или к трудовой. Также специфика российской юридической системы предполагает, что национальная система права может коррелировать с международными правовыми нормами.

Классификация отраслей права

Классификация отраслей права может осуществляться по разным критериям. Так, одним из таковых может быть принадлежность сферы к категории публичных или частных, материальных, процессуальных сфер. Рассмотрим особенности классификации соответствующих отраслей, базирующихся на таком критерии, как отнесение права к публичной или частной категории.

Публичные отрасли права

К публичным отраслям относятся: конституционное, уголовное, административное, а также финансовое право. Рассмотрим специфику каждого подробнее.

Конституционное право - основополагающее с точки зрения национальной правовой модели. Понятие и структура системы права в РФ в ключевых аспектах закреплены в основном законе государства. Конституция России закрепляет принципы политического устройства страны, то, как должны формироваться органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Уголовное право - это система норм, которые позволяют относить те или иные действия граждан к преступлениям, а также определять законные основания ответственности и ее пределы.

Административное право призвано регулировать правоотношения, которые возникают как результат активностей органов политического управления, функционирующих в РФ на том или ином уровне.

Финансовое право регулирует правоотношения, которые возникают в силу осуществления теми или иными государственными органами деятельности, связанной с денежным оборотом, распределением финансовых ресурсов, бюджетной политикой, развитием банковской системы.

Частные отрасли права

Такое явление, как система права (понятие, структурные элементы её были рассмотрены выше), предполагает формирование также и частных отраслей. Какова их сущность? К частным отраслям принято относить: гражданское, семейное, а также коммерческое право. Какова специфика каждого из них?

Гражданское право призвано регулировать правоотношения как имущественного, так и личного характера, в рамках которых предполагается юридическое равенство сторон. Можно выделить большое количество подотраслей данной юридической сферы. Так, семейное право призвано регулировать отношения, которые возникают в силу коммуникаций на уровне супругов, родственников, детей. Коммерческое право функционирует в силу необходимости законодательного регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Также есть версия, что данную отрасль можно считать частью гражданского права.

Мы рассмотрели, что такое система права и каковы критерии ее классификации. Теперь давайте обсудим, как могут влиять международные нормы на национальную юридическую систему. Российская модель характеризуется определенной спецификой, отражающей данный аспект.

Специфика международного права

Есть мнение, что понятие системы права в национальном аспекте не предполагает включение в структуру тех или иных юридических отраслей международных норм. Но также есть версия, что в практике законодательного регулирования правоотношений, сложившейся в РФ, предусмотрена значимая роль актов как раз таки интернациональной природы.

Дело в том, что даже на уровне Конституции России прописан приоритет обязательств РФ, которые установлены как результат подписания договоров с другими государствами, над национальными правовыми актами. В этом смысле понятие системы конституционного права в РФ предполагает значимость международных норм, а также то, что они могут считаться частью национальной юридической системы. Но на этот счет нет единой точки зрения.

Специфика подходов к структурированию права

Разобравшись, что такое система права, какова специфика ее российской модели, попробуем резюмировать ключевые моменты нашего небольшого исследования. Итак, на основании всего вышеизложенного делаем такой вывод.

Система права состоит из трех основных элементов:

  • норм;
  • институтов;
  • отраслей.

Кроме того, некоторые юристы выделяют такие категории, как подотрасли права. В их число также могут входить сферы, которые относятся к смежным, коррелирующим с признаками нескольких отраслей.

Нормы могут подразделяться на два основных типа:

  • диспозитивные;
  • императивные.

Правовые институты могут быть (по одной из классификаций):

  • регулятивными;
  • охранительными.

Отрасли права бывают:

  • публичными;
  • частными;
  • материальными;
  • процессуальными.

Следует отметить важный нюанс. Понятие и структура системы права - это явления, сущность которых часто пересматривается на уровне различных юридических школ. Отсюда широкий спектр подходов к классификации упомянутых выше элементов, которые формируют рассматриваемую сферу. Понятие и структура системы права - категории, исследование которых может осуществляться при задействовании широкого спектра методов и теоретических концепций.

Можно отметить, что в ряде научных трудов понятия «института» и «отрасли» права в ряде контекстов отождествляются. То есть иногда термин «институт гражданского права» допустимо использовать в качестве синонима к словосочетанию «гражданское право», обозначающему соответствующую юридическую отрасль. Такова специфика, которой характеризуется структура системы права. Схема, которая нами рассмотрена, может быть интерпретирована иными способами, в зависимости от методологических приоритетов той или иной исследовательской школы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация