Понятие применения норм права. Применение относительно определенных норм права Абсолютно определенная норма

Главная / Бизнес


Применение норм права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. (проф. Леушин В.И.)

Применение норм права необходимо в следующих случаях:

а) когда права и обязанности субъектов не могут возникнуть без властного решения уполномоченного органа (право на пенсию);
б) в случаях конфликтов сторон (спор о правах, нарушения кем-либо права субъекта, спор между работником и работодателем по поводу увольнения, спор между продавцом и покупателем по поводу продажи некачественной вещи);
в) в случаях совершения правонарушения;
г) в случае необходимости установления либо подтверждения факта, имеющего юридическое значение

Стадии (этапы) применения норм права:

1) установление фактических обстоятельств юридического дела;
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;
4) исполнение правоприменительного акта.

1) установление фактических обстоятельств юридического дела – это сбор информации о совершенном деянии.
На этой стадии необходимо выполнить 2 действия:
1) выявить и процессуально (документально) закрепить (зафиксировать) все факты, имеющие отношение к делу;

Выявление и фиксация фактов осуществляется: в уголовно-правовых отношениях, например, путем составления протокола осмотра места преступления, с указанием в нем:
а) координат места
б) времени
в) способа совершения правонарушения
г) описания места преступления
д) фиксации в этом протоколе следов преступления.

2) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов
Для этого следует знать, что факты, которые будут положены в основу решения, будут отвечать следующим требованиям:
а) относимости
б) допустимости
г) полноты
д) доказанности

Факт - дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности а во-вторых, достоверное знание, отражающие эту действительность. (проф Черданцева А.Ф.)

В энциклопедическом словаре термин «факт» (лат. сделанное, совершившееся) определяется в трех значениях:

1) в обычном смысле – синоним понятия «истина», «событие», «результат»;
2) знание, достоверность которого доказана;
3) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирические знания.

Требование относимости юридических фактов заключается в том, что при сборе информации о совершенном деянии: устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу.

Требование допустимости юридических фактов означает, что в процессе определения количества и объема юридически значимых для дела фактов должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания.

Требование полноты юридических фактов состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были всесторонне и объективно проанализированы.

Требование доказанности юридических фактов означает, что все факты, положенные в основу решения по делу были достоверными и обоснованными.

2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела

На второй стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) определить соответствующий данным фактическим обстоятельствам нормативный правовой акт;
б) найти в нормативном правовом акте соответствующую норму права, которая относится к данным фактам, а также проверить распространяет ли она свое действие на эти факты во времени, в пространстве и по субъектам;
в) проверить является ли этот источник права (нормативный правовой акт) официальным, а юридическая норма действующей, не отменена ли она, не изменена, либо не дополнена ли. При юридическом анализе дела обязательно следует учесть эти изменения и дополнения;
г) провести юридический анализ соотношения смыслового содержания юридической нормы с фактическими обстоятельствами дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела).

3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление

На третьей стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) выработать содержание текста принимаемого решения;
б) подготовить проект правоприменительного акта;
в) проверить соответствие правоприменительного акта действующим юридическим нормам;
г) оформить (издать, подписать, зарегистрировать) акт правоприменения;
д) ввести акт правоприменения в юридическую силу;
е) довести информацию о содержании правоприменительного акта до соответствующих субъектов.

4) исполнение правоприменительного акта:

а) оформление исполнительного листа и его направление управомоченному органу (взыскателю). Исполнительный лист оформляется только после вступления судебного решения в юридическую силу;
б) добровольное выполнение обязанным лицом (должником, осужденным) правоприменительного акта;
в) принудительное исполнение юрисдикционных (судебных) актов органами службы судебных приставов;
г) полное возмещение ущерба, убытков, уплата штрафов, отбытие срока юридического наказания.

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Оно необходимо в тех случаях, когда юридическая норма может быть реализована только при властном содействии уполномоченных на это государством органов, например, в ситуации восстановления незаконно уволенного работника решением суда. Это существенно отличает применение норм права от ранее рассмотренных форм реализации права (соблюдение предписаний права и др.), относительно которых субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. К тому же, применению, как особой форме реализации свойственны свое назначение, определенный субъектами состав, роль в механизме действия права.

В самом общем плане можно сказать: применение норм права означает «приложение» общих правовых норм к определенной правовой ситуации, к определенных лицам. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Применение норм права – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов государства или иных органов по его уполномочию, по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении индивидуального решения в виде специального акта 2 .

Особенности применения норм права

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют физические и юридические лица) осуществляется только специально уполномоченными субъектами. Это – государственные органы (должностные лица), а также негосударственные органы (организации, учреждения), которым государство делегировало полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.). Деятельность по применению права могут осуществлять органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, администрация предприятий и учреждений, должностные лица, общественные структуры по поручению (с санкции) государства. Правоприменительный орган, распространяя правовые нормы на тот или иной конкретный жизненный случай, решает конкретное юридическое дело, принимает необходимые меры по практической реализации норм права 1 . Граждане, не являющиеся должностными лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.

Вместе с тем это не означает, что граждане совсем не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко именно по их инициативе осуществляется применение права, например, в связи с обращением гражданина с иском в суд по поводу возмещения причиненного вреда, с заявлением о приеме на работу или увольнения с работы, о назначении пенсии и т.д.

2. Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С учетом содержания данного признака отметим два обстоятельства: 1) к субъектам применения права преимущественно относятся государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностные лица (Президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.), а в ряде случаев иные уполномоченные субъекты (например, органы местного самоуправления); 2) применение права отличается властным характером . Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех кому они адресованы (например, обязанность водителя заплатить штраф по решению суда за совершенное правонарушение).

Властный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение правоприменительных решений может повлечь за собой соответствующее правовое воздействие. В такой ситуации возможен, к примеру, принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

3. Применение права как определенный процесс имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения, доведение содержания решения до сведения заинтересованных физических лиц и организаций).

4. Применение права отличается организационным характером , направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Целью применения права в этом аспекте является организация нормального процесса действия права, обеспечение поведения индивидов, организаций согласно правовым предписаниям. Без такого индивидуального регулирования в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели физических и юридических лиц. Имеется в виду, в частности «подключение» к ситуациям, когда без правоприменительного решения не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан (назначение на должность, выделение земельных участков, разрешение спора, решение о выплате пособия, поступление в вуз и т.д.).

Применение права в этом аспекте, образно говоря, обеспечивает, «обслуживает» право, поскольку здесь закон как бы «вверяется», «передается в руки» специальным органам для претворения его норм на практике, в действительности относительно определенных жизненных ситуаций, требующих правового решения (разрешение спора между наследниками).

5. Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение - это конкретизация права применительно к конкретному случаю, подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение «связывает» общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами (приговор, решение суда). Применение права, по сути, является «проводником» перевода общих нормативных предписаний закона в фактическое поведение определенных субъектов (назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию).

Наиболее отчетливо данный показатель правоприменения проявляется в деятельности суда. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (спор о правах, правонарушение) суды принимают определенное конкретизированное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав и обязанностей и т.д., определяться возможность их реализации.

6. Применение права характеризуется творческой направленностью в том смысле, что закон позволяет управомоченным субъектам, не выходя за рамки его предписаний, выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких. Например, выбор судом наказания за преступление с учетом личности преступника, обстоятельств совершения.

7. Применение права осуществляется на основаниях и в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет четко очерченные законом основания и сферы распространения. Как вид государственной деятельности правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом.

Процедурный порядок применения права способствует тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в соответствии с требованиями законности. Такой порядок, в частности, предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др. С учетом этого осуществляется правоприменительная деятельность судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц.

8. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер поощрения и наказания и т.п.

9. Конечный результат применения права – вынесение акта применения (индивидуального правового решения). По-видимому, там где нет правоприменительного решения, выраженного в специальном правовом акте, там, по сути, нет и применения права. Правоприменительные акты – это приказ о назначении на должность, решение, приговор суда, акт регистрации брака и т.п. Результат правоприменения, т.е. вынесенное решение в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Основания применения права. В справочной литературе слово «основание» трактуется как фундамент сооружения или означает основополагающее суждение, относящееся к природе того или иного явления 1 .

К основаниям применения права можно отнести следующие ситуации, когда:

а) без властного индивидуального решения компетентного органа не могут возникнуть права и обязанности у конкретных лиц.

Соответственно, требуется установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, право на пенсию у гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее правоприменительное решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсии), основанное на анализе определенных фактов и документов. Аналогичная правоприменительная деятельность предшествует признанию гражданина безвестно отсутствующим и др.;

б) существует спор о праве , правах и обязанностях и к тому же стороны сами не могут прийти к согласованному решению по поводу сложившейся ситуации. Соответствующий компетентный орган рассматривает дело с целью разрешения конфликта, восстановления нарушенного права. В результате, наследники производят раздел имущества в соответствии с решением суда, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь и т.д.;

в) имеются препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (решение суда об истребовании вещи собственника из чужого незаконного владения);

г) требуется официальное установление определенных юридических фактов, признание их юридической значимости (наличие фактических брачных отношений, нахождение лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д.). В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих судебных и административных решений и др.;

д) необходима официальная регистрация физических или юридических лиц, определенных прав, действий людей, например, регистрация права собственности на недвижимое имущество, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация транспорта в органах ГИБДД и т.д.;

е) совершено правонарушение и необходимо установить степень вины правонарушителя, причиненный ущерб и др. и, соответственно определить вид и меру юридической ответственности или другие меры государственного принуждения.

(особенности применения относительно-определенных норм права)

Понятие и формы реализации права

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде". Звучит весьма современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения. Нельзя понять подлинную сущность права, отвлекаясь от всего этого процесса, т.е. в статическом состоянии, а только в динамике, движении, развитии. Значение имеет лишь живое, действующее право.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.



Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.



Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

┌────────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА │

└────────────────────┬───────────────────┘

┌───────────────┬──────────┴────────┬─────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴──────┐

│ Соблюдение │ │ Исполнение │ │ Использование │ │ Применение │

└──────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение права как особая форма его реализации

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация".

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА │

└───────────────────────┬─────────────────────────┘

│ Установление фактических обстоятельств дела │

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Выбор нормы права и юридическая │

│ квалификация дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Проверка и толкование нормы права │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Решение дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Контрольно-исполнительная стадия │

└─────────────────────────────────────────────┘

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что - где - когда - кто - как и почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Современная правовая наука уже давно преодолела концепцию А.Я. Вышинского о так называемом "относительном характере" следственной и судебной истины. Под "относительной" же истиной тогда, в разгар сталинских репрессий, понималась определенная степень вероятности того, что дело было так, как считают следователь, судья, прокурор. Мол, абсолютная истина здесь недостижима, поэтому можно довольствоваться относительной.

Практические последствия такой концепции хорошо известны. Версий может быть много, а истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд.

Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона. "Закон всеобщ, а случай единичен" (К. Маркс).

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: "Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится";

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья - это говорящий закон, а закон - немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Акты применения норм права:

понятие, особенности, виды

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов .

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1) По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2) По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4) По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

6) По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, адми нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права.

Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют ся нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про дукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре деленные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде телей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санк ции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответствен ности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязан ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Так, согласно гражданскому законодательству покупа-тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое-му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка-чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра-нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа-теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право нарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра ботами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязан ности загладить причиненный вред.

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

закрепительные - это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде ния от наказания;

дефинитивные - нормы, в которых содержатся научно сформу лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ ности, сделки, должностного лица);

нормы-принципы - это нормы, в которых сформулированы об щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан ского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося-гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация право вых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно- правовых актов классификации норм права должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе ния теории. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

первичный элемент системы права, юридически обязательное правило по-ведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплен-ное или санкционируемое в официаль ном акте (законе, указе и т. п.) и охра няемое от нарушений мерами государ ственного принуждения

устанавливаются или санкционируются государством

определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов

имеют предоставительно-обязьшающий характер

их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными госу дарственными мерами

выступают государственным регулято ром типового общественного отноше ния ГИПОТЕЗА

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СТРУКТУРА

ДИСПОЗИЦИЯ САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов ПОЛНАЯ ОТСЫЛОЧНАЯ БЛАНКЕТНАЯ в статье излагаются в статье содержатся в статье лишь все необходимые не все элементы называются элементы правовой правовой правила либо нормы (гипотеза, нормы, но имеется устанавливается диспозиция, отсылка к другим ответственность за санкция) статьям их нарушение, но без отсылок этого же сами правила к другим акта, где имеются поведения статьям недостающие содержатся в сведения другом нормативном акте

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

закрепляет в правовых нормах специфические общественные отношения, возникающие в условиях вооруженных сил

обеспечивает упорядочение, слаженность, организованность разнообразных общественных отношений в вооруженных силах

охраняет от противоправных посягательств

боеспособность вооруженных сил, воинскую дисциплину, порядок несения военной службы, права и законные интересы военнослужащих и их семей

оказывает воспитательное воздействие на военнослужащих

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Норма права как первичный элемент системы права. Ее призна ки и регулятивные возможности.

Что означает предоставительно-обязывающий характер право вой нормы?

Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека? В чем это выражается?

Что такое структура правовой нормы?

Может ли норма права выполнять свои государственно- регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структур ных элементов?

Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным обстоя-тельствам?

Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

В чем отличие отсылочного способа изложения логических эле ментов правовой нормы от бланкетного?

Классификация норм права и ее значение для практики правово го регулирования.

Еще по теме § 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ:

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, гак как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно- правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы "должен", "обязан" и т.п.

Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: "Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом". Часть 1 ст. 80 СК РФ: "Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей". Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: "государственная Дума избирается сроком на четыре года" (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы "воспрещается", "запрещается", "не допускается" и т.п.

"Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). "Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы" (ст. 1066 ГК РФ). "Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка" (ст. 17 СК РФ).

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения "имеет право", "вправе", "может", "возможно" и т.п.

"Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков" (ч. 2 ст. 405 ГК РФ). "Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка".

В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались "ненастоящими" нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована как обязывающая, запрещающая или управомочивающая. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело – это и право, и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других – его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательно-альтернативной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один – предпочтительный.

Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов.

Есть нормы основные (исходные) и производные (детализирующие); постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).

По объему регулирования общественных отношений выделяют общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует запомнить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

Так, к примеру, ч. 1 ст. 158 УК РФ ("Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, – наказывается...") является общей нормой, а специальными по отношению к ней будут нормы, содержащиеся в ч. 1–4 ст. 158 УК РФ, а также в части своего действия нормы, содержащиеся в ст. 164, 229, 221, 226 УК РФ.

В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (или чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных норм). Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения "в исключительных случаях", "в виде исключения" и т.п. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать. Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.

В зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса), и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям, имеющим в основном внешний по отношению к самой норме характер (т.е. в зависимости не от специфики правила поведения, а от принадлежности нормы к той или иной отрасли права, от вида и особенностей нормативного правового акта и т.д.).

В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права), нормы частного и нормы публичного права (подробнее об этих классификациях см. гл. 12).

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те и другие также имеют свою иерархию. Подробнее об этой классификации см. параграф 10.2, посвященный нормативным правовым актам.

По сфере действия существуют нормы права внешнего и внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким- либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона, районы Крайнего Севера (ст. 287 ТК РФ) и т.п.) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но распространяют свое действие только на данную местность.

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация