Пакет яровой. Закон Яровой – что это простыми словами? Суть и текст закона

Главная / Бизнес

Закон Яровой (или пакет Яровой ) - два законопроекта, имеющих "антитеррористическую направленность", принятых в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2 и 3 чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком до 6 месяцев, вступят в силу 1 июля 2018 года. При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна будет храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приема, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (с полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма. Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года . В настоящий момент [когда? ] пока нет распоряжения Правительства о порядке, сроках и объёмах хранения информации, содержащей текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео и иные сообщения пользователей услуг связи, как и нет информации о том, что сроки будут составлять максимально возможные законом 6 месяцев.

Также «закон Яровой» устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификация систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Кроме того, закон накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций, например, запрещая им проводить проповеди и вести миссионерскую деятельность в квартирах и жилых домах.

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61%) , в третьем - 277 (61%) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали практически все представители партии Единая Россия, около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия. Воздержались или голосовали против депутаты партий КПРФ и ЛДПР.

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объемом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающих доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Госдумы, Совет по правам человека при президенте РФ , глава Минкомсвязи Николай Никифоров , депутаты КПРФ и ЛДПР , а также СМИ за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента .

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно: оборудование для сбора информации закупят операторы, в центры хранения данных вложатся инвесторы.

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн. р.

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым может Правительство в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа. Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд р. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн р.)

Исполнение

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Аналогичные хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто . В России создано 2 хранилища ёмкостью 5 петабайт .

Петиции и протесты против закона Яровой

12 Апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект.

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей необходимых для рассмотрения инициативы .

Руководитель некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Леонид Волков подал в мэрию Москвы уведомление о проведении митинга 26 июля 2016 года против этого закона возле здания Роскомнадзора . Идею такого митинга поддержали Дмитрий Мариничев , Роскомсвобода и Пиратская Партия России . Было анонсировано проведение митингов против этого закона в Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Саратове и Сыктывкаре .

Сначала московские власти разрешили проведение митинга в этот день, но изменили место его проведения - на площади Яузские ворота . Организатор митинга Леонид Волков объяснил своё согласие на изменение места проведения митинга тем, что новое место для митинга находится прямо под окнами царь-квартиры Игоря Шувалова , однако позже мэрия Москвы отозвала своё разрешение на том основании, что в этом же месте в то же самое время согласовано проведение какого-то другого публичного мероприятия . Этот отказ в проведении митинга был безуспешно оспорен в Тверском районном суде Москвы .

Аналоги

В Великобритании в 2014 г. парламент одобрил Data Retention and Investigatory Powers Act 2014 (англ.) русск. , обязывающий операторов связи хранить метаданные, но закон был оспорен в Высоком суде Лондона и суде Европейского союза . Стоимость создания и эксплуатации инфраструктуры для сбора и хранения метаданных в Великобритании оценивается в 170-180 млн £ за 10 лет. Однако British Telecom , занимающая 32 % британского рынка операторов связи, полагает, что в такую сумму обойдется только инфраструктура для неё одной .

До начала 2016 г. в Германии операторы должны были хранить метаданные шесть месяцев, в начале 2016 г. в стране вступили в силу положения, снизившие срок хранения данных до 10 недель. Кроме того, сокращен перечень случаев, в которых правоохранительные органы могут истребовать эти данные .

В Австралии с октября 2015 г. операторы должны хранить метаданные за последние два года. С учётом размера населения в 23 млн человек программа по сбору метаданных обходится в 400 млн австралийских долларов, операционные расходы - по 4 австралийских доллара на абонента в год. Правительство выделило 131 млн австралийских долларов в качестве грантов операторам связи на создание инфраструктуры, но не будет компенсировать операционные расходы .

Бывший сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден в 2013 г. он передал СМИ информацию о разработанной Национальным агентством безопасности США системе PRISM , позволяющей негласно собирать любую информацию, передаваемую по сетям электросвязи. По оценкам The Washington Post, ежедневно системы сбора информации АНБ перехватывали и записывали около 1,7 млрд телефонных разговоров и электронных сообщений и около 5 млрд записей о местонахождении и передвижениях владельцев мобильных телефонов по всему миру .

См. также

  • MAINWAY (англ.) русск. - национальная программа регистрации телефонных звонков США.
  • Дата-центр АНБ (штат Юта) - национальный дата-центр США для обработки больших данных в интересах национальной безопасности.

Напишите отзыв о статье "Закон Яровой"

Примечания

Ссылки

  • Виктор Шендерович на YouTube

Отрывок, характеризующий Закон Яровой

В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Расходившееся звездой по Москве всачивание французов в день 2 го сентября достигло квартала, в котором жил теперь Пьер, только к вечеру.
Пьер находился после двух последних, уединенно и необычайно проведенных дней в состоянии, близком к сумасшествию. Всем существом его овладела одна неотвязная мысль. Он сам не знал, как и когда, но мысль эта овладела им теперь так, что он ничего не помнил из прошедшего, ничего не понимал из настоящего; и все, что он видел и слышал, происходило перед ним как во сне.
Пьер ушел из своего дома только для того, чтобы избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его, и которую он, в тогдашнем состоянии, но в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, – а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противоположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича. Когда он, в мертвой тишине кабинета, сел, облокотившись на руки, над запыленным письменным столом покойника, в его воображении спокойно и значительно, одно за другим, стали представляться воспоминания последних дней, в особенности Бородинского сражения и того неопределимого для него ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они. Когда Герасим разбудил его от его задумчивости, Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие в предполагаемой – как он знал – народной защите Москвы. И с этой целью он тотчас же попросил Герасима достать ему кафтан и пистолет и объявил ему свое намерение, скрывая свое имя, остаться в доме Иосифа Алексеевича. Потом, в продолжение первого уединенно и праздно проведенного дня (Пьер несколько раз пытался и не мог остановить своего внимания на масонских рукописях), ему несколько раз смутно представлялось и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта; но мысль эта о том, что ему, l"Russe Besuhof, предназначено положить предел власти зверя, приходила ему еще только как одно из мечтаний, которые беспричинно и бесследно пробегают в воображении.
Когда, купив кафтан (с целью только участвовать в народной защите Москвы), Пьер встретил Ростовых и Наташа сказала ему: «Вы остаетесь? Ах, как это хорошо!» – в голове его мелькнула мысль, что действительно хорошо бы было, даже ежели бы и взяли Москву, ему остаться в ней и исполнить то, что ему предопределено.
На другой день он, с одною мыслию не жалеть себя и не отставать ни в чем от них, ходил с народом за Трехгорную заставу. Но когда он вернулся домой, убедившись, что Москву защищать не будут, он вдруг почувствовал, что то, что ему прежде представлялось только возможностью, теперь сделалось необходимостью и неизбежностью. Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона.
Пьер знал все подробности покушении немецкого студента на жизнь Бонапарта в Вене в 1809 м году и знал то, что студент этот был расстрелян. И та опасность, которой он подвергал свою жизнь при исполнении своего намерения, еще сильнее возбуждала его.
Два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастия, то чувство, вследствие которого он 25 го поехал в Можайск и заехал в самый пыл сражения, теперь убежал из своего дома и, вместо привычной роскоши и удобств жизни, спал, не раздеваясь, на жестком диване и ел одну пищу с Герасимом; другое – было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира. В первый раз Пьер испытал это странное и обаятельное чувство в Слободском дворце, когда он вдруг почувствовал, что и богатство, и власть, и жизнь, все, что с таким старанием устроивают и берегут люди, – все это ежели и стоит чего нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить.
Это было то чувство, вследствие которого охотник рекрут пропивает последнюю копейку, запивший человек перебивает зеркала и стекла без всякой видимой причины и зная, что это будет стоить ему его последних денег; то чувство, вследствие которого человек, совершая (в пошлом смысле) безумные дела, как бы пробует свою личную власть и силу, заявляя присутствие высшего, стоящего вне человеческих условий, суда над жизнью.
С самого того дня, как Пьер в первый раз испытал это чувство в Слободском дворце, он непрестанно находился под его влиянием, но теперь только нашел ему полное удовлетворение. Кроме того, в настоящую минуту Пьера поддерживало в его намерении и лишало возможности отречься от него то, что уже было им сделано на этом пути. И его бегство из дома, и его кафтан, и пистолет, и его заявление Ростовым, что он остается в Москве, – все потеряло бы не только смысл, но все это было бы презренно и смешно (к чему Пьер был чувствителен), ежели бы он после всего этого, так же как и другие, уехал из Москвы.
Физическое состояние Пьера, как и всегда это бывает, совпадало с нравственным. Непривычная грубая пища, водка, которую он пил эти дни, отсутствие вина и сигар, грязное, неперемененное белье, наполовину бессонные две ночи, проведенные на коротком диване без постели, – все это поддерживало Пьера в состоянии раздражения, близком к помешательству.

Был уже второй час после полудня. Французы уже вступили в Москву. Пьер знал это, но, вместо того чтобы действовать, он думал только о своем предприятии, перебирая все его малейшие будущие подробности. Пьер в своих мечтаниях не представлял себе живо ни самого процесса нанесения удара, ни смерти Наполеона, но с необыкновенною яркостью и с грустным наслаждением представлял себе свою погибель и свое геройское мужество.
«Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! – думал он. – Да, я подойду… и потом вдруг… Пистолетом или кинжалом? – думал Пьер. – Впрочем, все равно. Не я, а рука провидения казнит тебя, скажу я (думал Пьер слова, которые он произнесет, убивая Наполеона). Ну что ж, берите, казните меня», – говорил дальше сам себе Пьер, с грустным, но твердым выражением на лице, опуская голову.
В то время как Пьер, стоя посередине комнаты, рассуждал с собой таким образом, дверь кабинета отворилась, и на пороге показалась совершенно изменившаяся фигура всегда прежде робкого Макара Алексеевича. Халат его был распахнут. Лицо было красно и безобразно. Он, очевидно, был пьян. Увидав Пьера, он смутился в первую минуту, но, заметив смущение и на лице Пьера, тотчас ободрился и шатающимися тонкими ногами вышел на середину комнаты.
– Они оробели, – сказал он хриплым, доверчивым голосом. – Я говорю: не сдамся, я говорю… так ли, господин? – Он задумался и вдруг, увидав пистолет на столе, неожиданно быстро схватил его и выбежал в коридор.
Герасим и дворник, шедшие следом за Макар Алексеичем, остановили его в сенях и стали отнимать пистолет. Пьер, выйдя в коридор, с жалостью и отвращением смотрел на этого полусумасшедшего старика. Макар Алексеич, морщась от усилий, удерживал пистолет и кричал хриплый голосом, видимо, себе воображая что то торжественное.
– К оружию! На абордаж! Врешь, не отнимешь! – кричал он.
– Будет, пожалуйста, будет. Сделайте милость, пожалуйста, оставьте. Ну, пожалуйста, барин… – говорил Герасим, осторожно за локти стараясь поворотить Макар Алексеича к двери.
– Ты кто? Бонапарт!.. – кричал Макар Алексеич.
– Это нехорошо, сударь. Вы пожалуйте в комнаты, вы отдохните. Пожалуйте пистолетик.
– Прочь, раб презренный! Не прикасайся! Видел? – кричал Макар Алексеич, потрясая пистолетом. – На абордаж!
– Берись, – шепнул Герасим дворнику.
Макара Алексеича схватили за руки и потащили к двери.
Сени наполнились безобразными звуками возни и пьяными хрипящими звуками запыхавшегося голоса.
Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

Сегодня Госдума приняла так называемый "пакет Яровой". Интернет-отрасль затронет непосредственно две статьи закона, согласно которым компании и операторы должны хранить все данные о звонках и сообщения россиян и декодировать переписки, зашифрованные интернет-сервисами. Лайф попытался разобраться, что будет с IT-бизнесом и пользователями дальше.

Исчезающий закон

С самого начала законопроект сопровождали странные события. В среду проект закона в последней редакции (ко второму чтению) был удалён с автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (сайт ГД, на котором публикуются все документы). Рассмотрение "пакета Яровой", которое изначально было назначено на среду, 22 июня, было перенесено на пятницу.

Во время последнего заседания Госдумы 24 июня должны были принять весь "антитеррористический" пакет во втором и третьем чтениях. При этом, согласно данным корреспондента телеканала Лайф, журналистам, присутствующим на заседании, был почему-то роздан текст законопроекта в старой версии. Так, в нём указывалось, что организаторы распространения информации в сети Интернет должны хранить факты о приёме и передаче сообщений пользователей в течение трёх лет, тогда как на сайте был размещён документ, где эту меру сократили до года.

В конечном счёте примерно в 16 часов на сайте базы законопроектов появился окончательный вариант принятого Госдумой закона, который будет направлен в Совет Федерации.

Таким образом, Госдума приняла поправки, касающиеся интернет-отрасли, в следующем виде:

Интернет-компании (или, по закону, о рганизаторы распространения информации в сети Интернет) будут хранить информацию о фактах совершения звонков и передачи текстов, видео и иного контента россиян в течение года . Также будет храниться информация об этих пользователях. Причём все данные должны быть расположены на территории России. Само содержание сообщений - до полугода . Точный объём и срок определит правительство.

Операторы связи должны хранить данные о фактах приёма и передачи сообщений и контента в течение трёх лет . Само их содержание - до полугода . Здесь также точные нормы установит правительство.

Интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информацией (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей.

Не услышали

Единственной поправкой в тех статьях для интернет-отрасли стало сокращение срока хранения данных до года для интернет-сервисов. Для операторов связи, которые пожаловались на то, что затраты на выполнение закона приведут к колоссальным расходам, эту норму оставили без изменений - в течение трёх лет. Однако, даже если бы парламентарии и согласились изменить этот пункт для сотовых операторов, указанный объём хранения непосредственно всего переданного пользователями контента (звонки, сообщения, мультимедийные файлы) до 6 месяцев уже становится непомерным грузом для компаний.

По нашим оценкам, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение 6 месяцев составят триллионы рублей, - заявили в МТС.

В пресс-службе "Яндекса" отметили, что с депутатами договориться не получилось.

"Мы оперативно давали отзывы на поправки. Впервые увидев проект в понедельник, уже во вторник отправили наш отзыв. Но конструктивного диалога не было. Ни одно предложение отрасли не было учтено", - говорится в заявлении компании.

О провале переговоров также сообщил и советник президента по Интернету Герман Клименко.

К сожалению, в процессе подготовки законопроекта к слушаниям в Госдуме полноценный двусторонний диалог между интернет-индустрией и законодателями не состоялся: доводы и предложения компаний, отраслевых и общественных организаций не были услышаны и приняты во внимание, - высказал он своё мнение через пресс-службу Института развития Интернета.

В Mail.ru, которая ранее оценила затраты от законопроекта, превышающие годовую выручку группы в три раза, от комментариев отказались.

В Российской ассоциации электронных коммуникаций, которая ранее направила письма в Администрацию Президента, Минкомсвязи, Госдуму и Совфед с просьбой изменить пункты поправок, также не смогли прокомментировать принятие закона.

Что дальше?

Несмотря на то что закон был направлен на благородную цель - противодействие терроризму, эксперты не видят связи в том, как ограничение интернет-бизнеса и жизни россиян в Сети поможет в обеспечении нацбезопасности.

Компании, особенно небольшие, окажутся вынужденными нарушать закон, если он будет одобрен впоследствии в том виде, как это есть сейчас. И миллионные штрафы либо тюремные сроки на вполне добросовестных Яндекс, Google, WhatsApp и прочих никак не помогут России в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, - считает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.

К тому же объём собираемой информации ставит под сомнение тот факт, что правоохранительным органам хватит сил и времени для того, чтобы оперативно всю эту информацию проанализировать и выявить потенциальную угрозу, уверен юрист.

При этом российские интернет-игроки не раз указывали, что меры депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова ударят именно по отечественному бизнесу и поставит их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Что касается выполнения требований закона международными компаниями, Ивченков говорит, что у них есть два выбора: либо исполнять требования, либо уходить с российского рынка.

В свою очередь операторам связи в случае невыполнения требований закона грозит отзыв лицензии, прокомментировал партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.

Закону "О связи", оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Таким образом, нарушение закона будет чревато прежде всего лишением лицензии", - отметил он.

Эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой закон, по сути, невыполним, но впоследствии он будет одобрен как Советом Федерации, так и президентом России. Однако теоретически свои поправки перед принятием решения может внести сенат.

Как юрист, могу сказать, что все заинтересованные компании будут до последнего биться за то, чтобы закон пусть бы и оставался суровым, но не лишал граждан их конституционных прав на тайну переписки и личной жизни. Если и президент его подпишет, то, скорее всего, будут лоббироваться поправки об отсрочке вступления в силу этого закона, - прокомментировал Ивченков.

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация