Освоение инструментов резкости

Главная / Бизнес

Фотографиям, сделанным большинством цифровых фотокамер, иногда не хватает резкости. Это происходит даже со снимками, созданными high-end камерой, имеющими дисплей высокого разрешения. Четкое понимание процесса резкости и применения его в Photoshop имеет важное значение для создания идеальной фокусировки и четкого изображения.

Что такое цифровое повышение резкости?

Повышение резкости - это процесс улучшения очертания объекта. Повысить резкость цифрового изображения - значит сделать края изображения или объектов более чёткими. Процесс повышения резкости осуществляется путем усиления контраста между светлыми и темными пикселями. Этот краевой контраст определяется в пределах соседних пикселей или смежной группы пикселей. Краевой контраст также известен как локальный контраст или четкость. Усиление резкости делает края более чёткими за счет увеличения контраста и создает более резкие переходы между светлыми и темными пикселями, показывая начало и конец объекта.

Зачем нужна резкость?

Каждая фотография нуждается в резкости, чтобы выявить детали, иначе они могут потеряться при переносе изображения с фотокамеры на компьютер или при печати. Резкость работает за счет увеличения контраста на краях изображения, чтобы улучшить фокусировку и детализацию. Не важно, получили ли Вы изображение с цифровой камеры или со сканера, повышение резкости сделает их выразительнее.

Отрицательная сторона резкости

Резкость не может компенсировать плохую фокусировку. Кроме того, никакое количество резкости не восполнит глубину изображения. Лучший способ получить резкую фотографию - это сделать такую фотографию. Ничто не сможет заменить оптически резкое изображение.

Другое дело - применение фильтров, которые изменяют пиксели. Имейте ввиду, что резкость не может исправить сильно размытое изображение. Будьте осторожны: чрезмерное применение резкости создаст очень шероховатую текстуру на изображении, а также рваные края и тени. Увеличение резкости также может добавить изображению поврежденные пиксели или артефакты, и цветную окантовку или ореол.

Прежде, чем начать

Я оставил ссылки на изображения в начале урока, если Вы захотите точно следовать моим указаниям. Советую Вам использовать свои собственные изображения, чтобы получить четкое понимание принципов работы с резкостью. Этот урок - больше исследование, чем пошаговая инструкция. Так что, не сосредотачивайтесь на процессе или шагах для достижения определенного эффекта, больше думайте о том, зачем мы используем резкость. Как мы можем использовать те же принципы в других проектах? Каковы преимущества?

Общие методы использования резкости

Мы всегда будем начинать работу с дублирования фонового слоя - таким образом, будет гарантировано неразрушающее воздействие на изображение. Позже, если нам не понравится результат, этот слой можно будет удалить, снова создать копию и начать все заново. После добавления резкости, можно контролировать эффект воздействия резкости слоя, добавив пиксельную маску Кроме того, можно отрегулировать эффект резкости, используя непрозрачность слоя или режимы наложения.

Резкость с использованием смарт-фильтров

Вы можете усиливать резкость, не дублируя фоновый слой. Откройте фотографию и прямо на фоновом слое перейдите в меню Filter ? Convert For Smart Filters и нажмите ОК. Photoshop автоматически преобразует слой в смарт-объект, к которому можно применять смарт-фильтр.

Смарт-объект сохранит исходное содержимое изображения со всеми его оригинальными характеристиками, что позволит выполнить безвредное редактирование слоя. Чтобы развернуть или свернуть меню смарт-фильтра, кликните по маленькому черному треугольнику рядом с иконкой смарт-фильтра, которая отображается на правой стороне слоя смарт-объекта. Там Вы увидите маску, которая подключена к фильтру. Используйте её для выборочного маскирования эффектов смарт-фильтра. Она работает так же, как и обычная пиксельная маска у слоя.

Преимущество смарт-фильтров состоит в том, что Вам не нужно использовать отдельную слой-маску. В этом уроке мы рассмотрим традиционный подход, при котором осуществляется дублирование фонового слоя с последующим применением к нему фильтра. Но не бойтесь использовать смарт-объекты и после добавлять к ним смарт-фильтры.

Инструменты резкости в Рhotoshop

Давайте рассмотрим некоторые инструменты резкости, доступные в Рhotoshop.

Инструмент Резкость (Sharpen Tool)

Инструмент Резкость (Sharpen Tool) находится в панели инструментов.

Фильтры резкости

В меню фильтров находятся несколько фильтров резкости: Smart Sharpen, Unsharp Mask, Sharpen, Sharpen More и Sharpen Edges.

Ещё один мощный фильтр, который используются для увеличения резкости, High Pass и находится в категории Others.

Инструмент Sharpen Tool

Инструменты резкости увеличивают контрастность по краям объекта, за счет чего увеличивается общая резкость изображения. Чем сильнее Вы закрасите область изображения этим инструментом, тем сильнее будет его резкость. Основное преимущество этого инструмента в том, что Вы его можете использовать на любой части изображения точно также, как инструмент Brush Tool.

Использование инструмента Sharpen Tool

Откройте изображение лица в Photoshop. Кликните правой кнопкой мыши по фоновому слою и выберите пункт Duplicate layer. Назовите дубликат «Sharpen» и выберите инструмент Sharpen Tool.

На панели свойств в верхней части экрана выберите мягкую кисть и измените режим наложения этого инструмента на Luminosity. Включите галочку около пунктов Protect Detail и Sample All Layers, чтобы добавить резкость деталям и уменьшить пиксельные артефакты. Теперь проведите инструментом Sharpen Tool по тем деталям, резкость которых хотите усилить.

Для этого изображения мы используем инструмент Sharpen Tool со 100% непрозрачностью, но в идеале, по началу, используйте низкую непрозрачность и постепенно ее увеличивайте.

Так как инструмент Sharpen Tool создает гало-эффект (ореол) или цветную окантовку по краям, измените его режим на Luminosity. Этот режим будет использовать только информация о яркости и пропустит информацию о цвете.

На скриншоте ниже видна окантовка после использования инструмента Sharpen Tool в режиме Normal - она была уменьшена при использовании режима Luminosity.

Фильтры категории Sharpen

Фильтры резкости улучшают фокусировку размытых изображений, увеличивая контрастность соседних пикселей. Давайте рассмотрим каждый из этих фильтров по отдельности.

Подготовка перед применением фильтров

Никогда не применяйте фильтры непосредственно на само изображение. Всегда дублируйте изображение путем копирования фонового слоя и применяйте фильтр на созданную копию. Преимущество этого способа состоит в том, что в дальнейшем мы сможем экспериментировать с различными режимами наложения, а также добавлять маску на слой-дубликат, чтобы управлять эффектом резкости.

Использование фильтров Sharpen и Sharpen More

Фильтр Sharpen повышает резкость за счет усиления контраста соседних пикселей. Фильтр Sharpen More выполняет ту же операцию, но действует сильнее. Оба этих фильтра не имеют параметров и выполняются незамедлительно.

Применение фильтров Sharpen и Sharpen More

Выберите слой, к которому будете применять резкость и войдите в меню Filter ? Sharpen ? Sharpen/Sharpen More. Для усиления действия фильтра нажмите сочетание клавиш Ctrl + F.

Фильтр Sharpen Edges

Этот фильтр находит области на изображении, где наблюдаются значительные изменения цвета или усиливает их резкость. Он работает только с краями и сохраняет общую сглаженность изображения. Недостаток этого фильтра в том, что он работает в автоматическом режиме и его невозможно настроить.

Использование фильтра Sharpen Edges

Выберите слой, к которому будете применять фильтр и войдите в меню Filter ? Sharpen ? Sharpen Edges.

Фильтр Smart Sharpen

Фильтр Smart Sharpen использует тот же алгоритм, что и фильтр Unsharp Mask. Он позволяет удалить добавленное ранее размытие от фильтров Gaussian Blur, Lens Blur и Motion Blur. Вы можете настроить параметры резкости или контролировать её количество на темных и светлых областях.

Использование фильтра Smart Sharpen

Откройте изображение рыбы в Photoshop и дублируйте фоновый слой. Перейдите в меню Filter ? Sharpen ? Smart Sharpen. Включите опцию Basic, если она не активна и установите параметр Amount на 300 %.

Установите параметр Radius на 3 пикселя. Затем, из выпадающего списка Remove выберите пункт Lens Blur, чтобы удалить размытие объектива камеры. Пункт Gaussian Blur даст тот же результат, что и Unsharp Mask, но Lens Blur даст лучшую детализации.

Включите параметр More Accurate - он даст более точный эффект резкости. На самом деле, параметр More Accurate более или менее похож на фильтр Unsharp Mask.

Понимание параметров фильтра Smart Sharpen

В параметрах этого фильтра, вы можете настроить резкость на темных и светлых областях, используя вкладки Shadow и Highlight. Но для начала, нужно включить опцию Advanced в верхней части окна. Для вкладок Тень Shadow и Highlight есть три общих параметра: Fade Amount, Tonal Width и Radius.

Fade Amount

Параметр Fade Amount снижает количество резкости отдельно в тенях и светах. Большое значение параметра Amount, как правило, снижает количество более тонких деталей в светах и тенях, которые можно защитить с помощью параметра Fade Amount.

Tonal Width

Этот параметр определяет, какое тональное значение будет зависеть от параметра Fade Amount. Меньшие значения будут влиять только на легкие света, в то время, как большие значения повлияют на широкий диапазон светов.

Radius

Параметр Radius определяет размер тени и света. В основном, определяется количество образцов данных, которые будут использоваться в определении ширины тонового диапазона (Tonal Width).

Резкость без коррекции тени. Резкость в виде шума видна на темных областях изображения.

Резкость с коррекцией тени. Используйте параметр Fade Amount, чтобы удалить шум на темных областях.

Резкость без настройки параметра Highlights. Обратите внимание на то, что на светлых областях шум усиливается.

Резкость с настройкой параметра Highlights. Шум можно удалить из светлых областей, регулируя параметр Fade Amount.

Фильтр Unsharp Mask

Фильтр Unsharp Mask позволяет регулировать усиление резкости. Он находит пиксели, отличающиеся от других, а затем увеличивает контрастность окружающих пикселей. В основном, это делается путем нахождения областей с высоким контрастом между пикселями, а затем подчеркивает разницу между ними.

Использование фильтра Unsharp Mask

Откройте изображение лица в Photoshop и перейдите в меню Filter ? Sharpen ? Unsharp Mask). В открывшемся окне установите значение параметра Аmount на 50 % и параметра Radius - на 1.0

Radius

Используйте параметр Radius, чтобы определить ширину области вокруг найденной границы. Маленькое значение радиуса означает, что резкость будет применена непосредственно вблизи краев. Больший радиус резкости будет воздействовать на область, находящуюся вдали от края. Для изображений с высоким разрешением рекомендуется использовать значение радиуса от 1 до 3.

Amount

Регулирует степень повышения контраста. Для печати изображений с высоким разрешением, значение эффекта должно находиться между 150% и 200%.

Threshold

Устанавливает минимальное значение уровней яркости и цвета, которое фильтр определяет как границу. Например, порог со значением 2 уровня влияет на все пиксели, которые имеют тональные значения, отличающиеся от значения 2. То есть, пиксели с тональным значением 10 и 12 будут затронуты, а пиксели со значением 10 и 11 - нет.

Пороговое значение по умолчанию (0) добавляет резкости всем пикселям на изображении. Кроме того, необходимо указать радиус области, с которой будет сравнен каждый пиксель. Чем больше радиус, тем больше эффекты на краях. Другими словами, если пиксель темнее, чем области, которые его окружают, то соседние области изображения становятся светлее.

Выводы:

При применении резкости к изображению возникает гало-эффект (цветовой ореол или окантовка) вокруг краев. Эффекты после применения фильтра Unsharp Mask бывают более выражены на экране, чем при печати в высоком разрешении. Если изображение должно быть отправлено на печать, Вам придётся определить наиболее подходящие параметры опытным путём.

Контроль усиления резкости

  1. Применяйте резкость только к копии фонового слоя изображения, чтобы при необходимости, её можно было удалить и начать все заново.
  2. Если нужно уменьшить шум на изображении, сделайте это до применения фильтров резкости.
  3. Добавляйте резкость к изображению постепенно. Каждый раз используйте небольшое значение параметра Аmount.
  4. Значение параметра Аmount варьируется в зависимости от выходных значений изображения.
  5. Используйте пиксельную маску для регулирования резкости.

Практический пример 1: Повышение резкости изображения с использованием маски яркости

Этот метод включает в себя выбор канала с наилучшим контрастом. Так, как каждый из каналов содержит информацию только об оттенках серого, мы сможем исключить нежелательное появление цветовой окантовки или гало-эффекта.

Шаг 1

Откройте изображение банана и в палитре каналов выберите канал с хорошим контрастом. Поиск канала с хорошим контрастом важен для получения хорошей маски яркости. На изображении банана красный канал показывает хороший контраст между бананом и фоном.

Шаг 2

Дублируйте красный канал (Red), перетащив его на иконку создания канала в нижней части палитры Каналы (Channels). Также, можно кликнуть правой кнопкой мыши по каналу и выбрать пункт Duplicate Channel. Зажмите клавишу Ctrl и кликните по красному каналу, чтобы выделить его.

Шаг 3

Вернитесь в палитру слоёв, дублируйте фоновый слой и назовите его «Sharpen». При активном выделении красного канала, войдите в меню Select ? Inverse или нажмите клавиши Ctrl + Shift + I, чтобы инвертировать выделение. Затем перейдите на слой «Sharpen» и добавьте ему маску, кликнув на иконку в нижней части палитры слоёв, чтобы создать маску на основе этого выделения.

Шаг 4

Вернитесь на слой (кликните по миниатюре слоя рядом со слой-маской), войдите в меню Filter ? Sharpen ? Unsharp Mask и в открывшемся окне установите значения как на скриншоте. При необходимости, можно использовать коррекцию Levels (Ctrl + L) для копии красного канала, чтобы увеличить контраст. Повышенную резкость с изображения можно скрыть, закрасив её на маске мягкой кистью черного цвета.

Практический пример 2: Фильтр High Pass

Прежде всего, давайте узнаем, как работает этот фильтр. Он удаляет низкочастотные детали изображения, сохраняя края и сглаживая другие области в средний серый цвет. После применения фильтра мы сменим режим наложения слоя на Linear Light, чтобы использовать только информацию о контрастности. Этот метод усиления резкости можно назвать безвредным. В сочетании с пиксельной маской Вы сможете регулировать эффект резкости.

Шаг 1

Откройте изображение лица в Photoshop и дублируйте фоновый слой (Ctrl + J). Переименуйте копию фонового слоя в «Sharpen» и измените режим наложения на Linear Light. Этот Режим наложения затемнит или осветлит цвета за счет уменьшения или увеличения яркости в зависимости от темного, светлого или совмещенного освещения. Цель этого режима наложения заключается в повышении резкости на краях изображения, что делает их более заметными.

Шаг 2

Примените фильтр Filter ? Other ? High Pass. Поэкспериментируйте с радиусом фильтра резкости. При низком значении, резкость будет добавлена только на края.

Шаг 3

Уменьшите непрозрачность слоя, если эффект резкости получился слишком сильным. Если Вы хотите сделать эффект резкости сильнее, дублируйте слой, к которому его применяли. Для управления эффектом резкости добавьте пиксельную маску к слою с фильтром и мягкой кистью черного цвета закрасьте на ней те участки, на которых этот эффект нужно ослабить.

Использование смарт-фильтров

Для тех, кто использует смарт-фильтры, работа с фильтром High Pass выглядит немного по-другому.

Шаг 1

Откройте изображение лица в Photoshop, выберите нужный слой и преобразуйте его в смарт-объект через меню Filter ? Convert For Smart Filters. Затем, примените к этому слою фильтр Filter ? Other ? High Pass.

Шаг 2

Нам нужно изменить режим наложения на Linear Light, а мы не дублировали фоновый слой. С правой стороны от слоя «Layer 0» нажмите на маленькую стрелку, чтобы раскрыть панель со скрытым в ней фильтром High Pass. Рядом с фильтром находится маленькая иконка слайдера, дважды кликнув на которую, откроется окно Blending Option (High Pass).

В открывшемся окне измените режим наложения на Linear Light, а если Вы дважды кликните на названии примененного фильтра (High Pass), то откроется окно, в котором Вы сможете изменить его параметры. Для управления эффектом фильтра, используйте его маску. Она работает так же как и пиксельная маска слоя.

Заключение

Возможно, Вас заинтересует такой вопрос: какой из рассмотренных способов добавления резкости изображению лучше всего? К сожалению, лучшего способа нет. Наилучший способ зависит от сложности проекта, уровня подготовки пользователя и количества времени, которое он готов потратить на работу. Самый распространенный метод - это применение фильтра Unsharp Mask в комбинации с режимом наложения Luminosity. Он обеспечивает большую гибкость и простоту использования.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта psd.fanextra.com , автор перевода указан в начале урока.

Photoshop не сможет добавить резкость там, где её не было первоначально. Смысл повышения резкости заключается в повышении микроконтраста на границах светлых и тёмных областей. Наиболее чётко проявляются уже существующие границы, причём и те, которые хотелось бы подчеркнуть, и те, появление которых нежелательно.

В отличие от удаления шума, повышать резкость мы советуем в последнюю очередь, когда изображение полностью обработано и готовится к публикации. При этом для разных размеров фотографий в зависимости от того, как именно будет использоваться картинка, степень добавления резкости должна быть разной.

Добавление резкости в Adobe Camera Raw

Аналогично борьбе с шумом для повышения резкости можно использовать фильтр Adobe Camera Raw, который запускается и для RAW-файлов, и для JPEG.

Открываем в Photoshop RAW-файл (в этом случае Camera Raw запустится автоматически) или выбираем пункт меню Filter/«Фильтр» Camera Raw Filter/«Фильтр Camera Raw» .

За добавление резкости отвечает тот же пункт меню Detail/«Детализация» . Только на этот раз нас интересует блок Sharpening/«Регулировка резкости» .

    Amount/«Эффект» отвечает за степень воздействия.

    Radius/«Радиус» регулирует размер деталей, резкость которых будет усиливаться.

    Detail/«Детализация» - степень воздействия на мелкие детали и шум.

    Masking/«Маскирование» позволяет ограничить воздействие только на наиболее крупные, контрастные границы.

Но двигать ползунки наугад не самое правильное решение. Логичнее начать с настройки параметра Radius/«Радиус» . Наша задача - настроить параметр Radius/«Радиус» таким образом, чтобы детали, резкость которых нужно повысить, стали наиболее явными, но без появления ореолов и артефактов.

Чтобы настроить параметр радиуса, при клике на него и последующем перетаскивании необходимо удерживать клавишу Alt . Тогда превью изображения станет серым с малоразличимыми деталями (как текстура при частотном разложении или прямом воздействии фильтра High Pass/«Цветовой контраст» ).

Значение параметра Radius/«Радиус» зависит от разрешения и размера исходного снимка, его структуры. Для снимков с множеством мелких деталей (например, пейзажных) значение радиуса будет меньше, чем для тех, где мелких деталей не очень много (например, студийные портреты).

После настройки радиуса можно регулировать значение Amount , отслеживая изменения. Но вместе с увеличением резкости происходит увеличение шума, потому что Photoshop не знает, где детали, а где шум. Чтобы указать ему границу, после которой начинаются детали, нужен параметр Detail/«Детализация» . Если при клике на него или перетаскивании удерживать клавишу Alt , появится превью, показывающее, какие детали будут попадать под воздействие наших усилий по повышению резкости, однако обычно простое итоговое превью является более наглядным.

При значении параметра Detail/«Детализация» 100 максимально проявляются шумы, при меньших значениях воздействие происходит только на крупные, «полезные» детали.

Значение параметра Detail/«Детализация» не всегда стоит уменьшать до нуля: в этом случае картинка может казаться более размытой, чем была изначально, так как на фоне новых резких деталей глаз начинает воспринимать отсутствие естественного «комфортного» шума как отсутствие фокуса. Обычно выбирают значение в районе 3–15 (чаще 3–7).

Masking/«Маскирование» позволяет строго разграничить зоны, где происходит повышение резкости, а где - нет.

При повышении значения параметра Masking/«Маскирование» воздействие на изображение по площади уменьшается и остаётся на экстремальном значении только на контрастных границах. Если при клике на ползунок или его перетаскивании удерживать клавишу Alt , можно увидеть, где произойдёт увеличение резкости, а какие зоны будут исключены из-под воздействия.

Вот такое изображение получается в результате коррекции:

Добавление резкости с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость»

В Adobe Photoshop есть много фильтров, позволяющих повысить резкость. Они немного отличаются алгоритмами работы и количеством параметров, на которые можно влиять.

Все фильтры для повышения резкости находятся в меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» .

    Shake Reduction/«Стабилизация изображения» позволяет бороться с последствиями смаза из-за слишком длинной выдержки и дрожания камеры.

    Sharpen/«Резкость» - грубое повышение резкости. У этого фильтра нет никаких параметров, и результат его работы можно изменить, откорректировав непрозрачность слоя или наложив маску.

    Sharpen Edges/«Резкость на границах» - эффект проявляется несколько слабее, чем в базовом Sharpen , вдоль краёв объектов.

    Sharpen More/«Резкость +» - усиленный по сравнению с обычным Sharpen эффект.

Мы рассмотрим самый продвинутый и аккуратный - , остальные фильтры предлагаем изучить самостоятельно.

Здесь, как и при работе в Camera Raw, можно регулировать степень (Amount/«Эффект» ) и радиус (Radius/«Радиус» ) воздействия.

Чем больше значение параметра Amount/«Эффект» , тем сильнее контрастность между пикселями и выше резкость.

Для начала лучше задать довольно большое значение параметра Amount (200–300%), потом скорректировать значение Radius, увеличивая количество пикселей, затронутых эффектов, а затем снова вернуться к параметру Amount , чтобы точнее его настроить.

Ползунок Reduce Noise/«Уменьшить шум» позволяет эффективно бороться с шумами, появляющимися вследствие повышения резкости.

Параметр Remove/«Удаление» определяет алгоритм увеличения резкости, применяемый к картинке. Значение по умолчанию - Lens Blur/«Размытие» при малой глубине резкости - наиболее эффективно: при нём распознаются контуры и детали, а уже затем увеличивается их резкость. В ореолах резкость регулируется с меньшей интенсивностью.

Пункт Motion Blur/«Размытие» в движении применяется для уменьшения размытия, вызванного движением во время съёмки. При использовании этого пункта становится доступным настройка угла, определяющего направление движения.

Также в фильтре есть возможность корректировки воздействия на тёмных и светлых областях при помощи раскрывающейся вкладки Shadows/Highlightsr/«Тени/Света» .

Настройки этих вкладок служат для подавления тёмных и светлых ореолов, проявившихся из-за работы фильтра:

    Fade Amount/«Ослабление эффекта» позволяет изменить интенсивность установленного эффекта.

    Tonal Width/«Ширина тонового диапазона» позволяет регулировать диапазон изменяемых теней и светов. Регулировка достигается перемещением ползунка вправо и влево.

    Radius/«Радиус» очерчивает размер области вокруг каждого пикселя, по которой определяется его принадлежность к свету или тени.

Регулировать резкость с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость» следует на отдельном слое, чтобы потом иметь возможность отрегулировать его непрозрачность или наложить маску. В качестве более продвинутого и профессионального варианта можно применять фильтр к слою, сконвертированному в Smart Object . Тогда вы сможете регулировать не только непрозрачность слоя, но и все параметры фильтра уже после того, как он был применён один раз.

Чтобы превратить слой в Smart Object , кликаем на слой в панели слоёв правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбираем пункт Convert to Smart Object/«Преобразовать в смарт-объект» .

После этого можно выбрать пункт меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» Smart Sharpen/«Умная резкость» и подобрать параметры для увеличения резкости. Они будут применены к «умному» слою. Панель слоёв будет выглядеть следующим образом:

После этого при двойном клике мышкой на слой Smart Sharpen будет открываться окно фильтра с установленными значениями, и их можно будет откорректировать.

Все эти и многие другие приёмы ретуши снимков подробно рассматриваются и описываются в курсе в Fotoshkola.net.

Что вы думаете о резких фотографиях? То есть тех, которые слишком четкие, слишком контрастные и почти не размытые? Попробуем угадать: кому-то из вас они нравятся, если резкость использовалась, что говорится, «без фанатизма». Другие из вас «в корне» не признают такое качество и соответствующие фильтры обходят стороной. Но мы бы сказали, что техника работы с фоторезкостью сводится к банальному «50/50».

Мастер реалистичной фотографии Анри Картье-Брессон однажды сказал: «Резкость - понятие буржуазное ». И это правда. Она не превращает фотографию или изображение в плохую картинку, как и не делает обратное: из плохой не получится, как по мановению волшебной палочки, сделать идеально хорошую. И если присмотреться к большинству изображений, использующихся на том или ином сайте, они все не настолько и резки, так как главное вызвать эмоцию у посетителя. Дело в том, что изображение, вызывающее эмоции, всегда будет в выигрыше по сравнению с тем, что создано технически совершенным.

Пит Де Марко , описывая работу «Храм Лотоса»: «Увеличение резкости в архитектурных фотографиях действительно может сделать их невероятно популярными». Посмотрите на изображение, какие чувства оно затрагивает?

В эпоху цифровых технологий резкость - один из множества инструментов фотографа и дизайнера, позволяющих преобразовывать изображения. В веб-дизайне использование фотографий , особенно больших, на всю площадь экрана, только приветствуется, а значит, работать с оригинальным снимком уже становится недостаточно. Требуется дополнительная обработка. Но вы когда-нибудь видели фото, что способно заставить вас чувствовать себя так, будто вы шагнули за экран? Это почти то же самое, как если бы не было экрана, а было окно, уже открытое, в другой мир. Вот он, мир, протяните руку, высуньте её из окна и прикоснитесь к далекому и близкому одновременно. Вот некоторые примеров сайтов.

Когда люди, знакомые с фоторедактированием или не слишком увлекающиеся графикой, дают советы по работе с резкостью, то обычно все сосредотачивается на том, что нужно купить хороший и дорогой фотообъектив, заплатить баснословные деньги на фотобанках или фотографам и прочее, и прочее. Отчасти это верно, но сейчас даже топ-фотографы используют и еще один дополнительный шаг. Это работа в Photoshop и использование плагинов.

Поскольку использование эмоциональных фотографий в веб-дизайне обязательно, то сегодня мы поговорим еще об одном варианте работы с ними - плагине Sharpener Pro 3.

Sharpener Pro 3

Плагин входит в группу Google Nik Collection, который уже поставляется бесплатно, поэтому в использовании и доступности его не должно возникнуть проблем. И чтобы не повторяться, вопросы установки мы рассматривали ранее. Разумеется, что в самом Photoshop существует фильтр резкость, но порой его бывает недостаточно. Дело в том, что вся коллекция плагинов Nik Collection отличается возможностью работы с ключевыми точками. Те, кто читал наш материал про плагин Viveza , уже понял, о чем речь. Ключевые точки позволяют настроить фильтры более тонко, четко, редактировать площадь обработки «на лету», а не применять изменения сразу ко всему изображению.

Что же касается Sharpener Pro 3, то он имеет два варианта.

RAW Presharpener - позволяет предварительно повышать резкость изображений (не обязательно RAW), если фильтры фотокамеры были низкочастотными. Резкость увеличивается совсем немного, до того момента, когда начинают образовываться шумы и артефакты. А они всегда, рано или поздно, появляются.

Output Sharpener - финальное увеличение резкости с учетом технологий вывода изображений. Уже здесь можно регулировать настройки резкости в зависимости от того, как будет использовано изображение: печать на разной бумаге, интернет.

Давайте и посмотрим на каждый вариант по отдельности, причем совершенно неважно, что вы решите редактировать: арт или фотографию. Принцип работы все равно будет тот же.

RAW Presharpener

Выбираем фотографию или изображение и открываем в Photoshop. Запускаем соответствующий плагин из меню Фильтры. Изображение (оригинал) у нас имеет разрешение 3840х2160 px, поэтому поработать точечно у нас получится и есть с чем, хотя оно и без того красиво.

Presharpener позволит сделать нам конечные коррективы общего характера. Можно добавить резкости ко всему изображение, используя ползунки в правой верхней части панели. Резкость - тонкое искусство и очень важно, чтобы изображение не превратилось в безобразие. Используйте инструмент масштабирования и комбинированный режим, для просмотра и сравнения, что было и что стало. Чтобы понять, что вы переборщили с резкостью, достаточно заметить обилие зернистости и ореолы вокруг краев изображения.

Сравнение слабого увеличения общей резкости и сильного на скриншотах ниже.

Как можно заметить, добавление малого количества резкости изображению не повредит. Рекомендуется в RAW Presharpener использовать резкость на краях, а не по области. Цель данного плагина, создание тонких различий, добавления чуть больше краев на картину. И да, если изображение без фокуса, то никакая резкость не спасет его (дальний план с Клеопатрой, Айей и стражником фараона Птолемея Тео).

Посмотрите на скриншот ниже. Разница с резкостью и без очень тонкая и видна она только при 100% увеличении. Выделились очертания лица, урея, немеса, ореолы свечения.

Важно понимать, что RAW Presharpener должен применяться только к той части изображения, которая находится в фокусе. Для этого существуют контрольные точки. Соответственно, появляется больше контроля над изменением изображения. Согласитесь, делая образ фараона более четким, мы затрагиваем фон и на нем появляются артефакты.

Добавим несколько контрольных точек на змею с непрозрачностью в 100% и выберем режим отображения «Наложение эффекта» или «Маска эффекта». Таким образом, если при работе с точками ваш глаз не улавливает изменения, то маска поможет наглядно увидеть, как меняется, что и в какой области. Верхний ползунок у точки регулирует радиус изменений, нижний - количество резкости.

Аналогично можно использовать контрольные точки для снятия резкости. Если вы переходите в режим выборочной коррекции с точками, то настройки, сделанные ползунками выше, не учитываются. Придется выбирать, что вам нужно в данном конкретном случае.

После всей корректировки, общей или точечной, достаточно нажать ОК , перейти в рабочую область самого Photoshop и продолжить работать с изображением дальше. В действительности, это простой плагин, только нужно понимать, что резкость обладает тонкими настройками, которые не требуют автоматического выведения сразу всего и вся на 100%.

Поскольку наше изображение комбинированное, то вместо «ОК» можно нажать «Кисть». Тогда автоматически создастся маска слоя и появится небольшой инструментарий, благодаря которому можно будет кисточкой прокрасить те места, где нам нужна резкость. Мы, в первую очередь, хотим выделить и подретушировать красоту Птолемея, а девушки и стражник пусть так и будут на размытом фоне, ибо такова общая композиция картины, олицетворение нескольких лет истории Египта (да, вот так, в одном изображении ). Не будем это менять. Поэтому кисточкой прокрашиваем весь образ фараона и будет заметно появление резкости. Настройки кисти применяются те, что были определены нами в самом окне плагина. То есть мы применили резкость не ко всему изображению, а выборочно, но без ключевых точек. (Согласитесь, корректировать половину рисунка точками не совсем удобно в данном случае).

Output Sharpening

Второй плагин предназначен для финальной резкости. Это означает, что можно выбрать количество резкости, применяемое к изображению, когда из RAW оно будет преобразовываться в JPG. В этом случае, изображение будет более резким, что гарантирует лучшее качество после конвертации. Следует помнить, что количество резкости, применяемое для интернет-изображения, отличается от того количества, что требуется для печатных изображений.

Продолжаем работать с нашим изображением (не берем новый) и запускаем второй плагин. Мы видим многие знакомые настройки из RAW Presharpener. Здесь есть творческие настройки для регулирования фокуса, контрастности, структурности. Разумеется, и контрольные точки опять можно применять. А можно обойтись готовыми пресетами или создать свои.

Особенность работы в плагине - тонкая, очень ювелирная настройка резкости. Мы вновь воспользуемся кисточкой и по маске наложим выходную резкость отдельно.

В самом плагине сделаем универсальные настройки, а затем, дабы не затрагивать «замыленность», обработаем лицо Птолемея. С одной только оговоркой. Выходная резкость более интенсивная и при наложении на всю область фокуса изображение потеряет свой сюжет и атмосферность. Поэтому мы выборочно проведем коррекцию глаз, скул, бровей, немеса и урея, не затрагивая шею, нос, губы.

Сравним, что получилось, с тем, что было.



Сказать, как использовать бегунки настроек, или в каких точно местах поставить контрольную точку - нельзя. Каждая фотография или изображение уникально и все разные. Все зависит от того, что вам требуется на выходе.

Зачем нужна была резкость, да еще и в таком малозаметном количестве? - спросите вы, - Да и еще и посвящать этому целую статью. Дело в том, что как мы уже говорили, фотографии при оформлении дизайна сайта или изображения бывают разными по качеству. С другой стороны, если использовать такое изображение под цветовым однотонным слоем, на котором делать название, меню или что-то еще, то детали будут лучше видны. Сравните без резкости и с резкостью.

Важные детали

Не добавляйте много резкости. Знайте, когда лучше убавить, а когда добавить. На изображении ниже облака должны быть мягкими, поэтому сильной резкости на них не нужно делать. Природа также в целом не требует обилие деталей, ибо, чем дальше фокус, тем детальность ниже. Но вот архитектура требует больше резкости и это делает изображение действительно эмоциональным. Чтобы поработать с передним планом используйте ползунок «Структурность».

Следите за шумом. Чем больше резкости в ваших работах - тем шума и артефактов становится больше. Если ваш глаз не улавливает изменений и вам кажется, что все отлично - увеличьте изображение. Возможно, придется впоследствии использовать шумоподавитель и смягчить общую картину. Впрочем, есть один нюанс. Если вы редактируете большое изображение, но затем на сайте примените его уменьшенный вариант, то шум уже не играет большой роли. Он потеряется при изменении размера.

Выводы

Sharpener Pro 3 является чрезвычайно универсальным и простым в использовании плагином. Работаете вы с логотипами или только занимаетесь веб-дизайном - обработка картинок играет не последнюю роль. Пусть создается сайт пиццерии или строительной компании. Какой-то объём графического материала подбирать веб-мастеру самостоятельно все равно придется. А чтобы дизайн сайта понравился заказчику, делать нужно сразу все на «отлично». Потому и фотографии придется обрабатывать.

Обратим внимание еще на один момент. Посмотрите на сайты некоторых веб-мастеров, где изображения совершенно разные используются «только так». Где-то только образ человека, объекта, где-то целые композиции (примеры вначале мы давали). Все ли они такие уж прям оригинальные? И что, прям, уж, вот все веб-дизайнеры заказывали супер-обработку у профессионалов? С обилием плагинов и возможностями Photoshop зачастую этого и не требуется.

Рассмотрим последний фильтр, из арсенала Photoshop, повышающий резкость изображения. Это закладка "Детализация - Повышение резкости" в фильтре Camera RAW . Он так же, как и относится, в первую очередь, к деконволюционным фильтрам.

До версии Photoshop CS5, в этой закладке находился, по сути, обычный . Начиная с CS5 фильтр принципиально обновился. Но его использование было не очень удобным. Так как применять его приходилось в конвертере на стадии "проявки" фотографии. А повышение резкости дает наилучший результат, когда является последней операцией в обработке фотографий. Но начиная с версии Photoshop CС 2014 ситуация изменилась в лучшею сторону. Теперь пользователи могут вызывать Camera RAW как обычный фильтр из Photoshop . Со всеми вытекающими плюсами.

Итак, давайте посмотрим на этот фильтр. Вызывается он как и остальные. Закладка "Фильтр" - "Фильтр Camera Raw" . Откроется окно аналогичное ACR. В нем переходим на закладку "Детализация" и посмотрим, что нам там предлагают.

Видим, что в закладке присутствует два инструмента. "Регулировка резкости" и "Уменьшение шума" . Несмотря на то, что шумоподавление реализовано очень неплохо, мы не будем рассматривать этот инструмент в рамках этой статьи.

В инструменте "Регулировка резкости" присутствует 4 параметра. Давайте более подродно рассмотрим каждый из них. Что они делают и каким образом. Возьмем для наглядности использовавшуюся ранее картинку с резкой границей перехода и начнем с параметра "Эффект" . Сдвинем ползунки "Детализация" и "Маскирование" в ноль, "Радиус" до минимума 0,5, а "Эффект" максимально сдвинем вправо до 150. И теперь будем постепенно изменять параметр "Радиус" до максимума 3,0. Так как значение радиуса ограничено 3,0, чтобы лучше был виден эффект работы фильтра, будем рассматривать увеличенное изображение.

Слева, радиус 0,5. В втором сегменте радиус 1,5. В третьем радиус 3,0. И в последнем, справа, для сравнения показана работа Unsharp Mask (Контурная резкость) с радиусом 3,0 и силой воздействия 150%.

Видно, что фильтр при максимальном эффекте хоть и образует ореолы похожие на нерезкое маскирование, но они гораздо слабее Unsharp Mask (Контурная резкость) . А главное, при одном и том же радиусе, более узкие и с другим распределением яркостей, как в фильтре Smart Sharpen ("Умная" резкость) . Плюс, фильтр применялся не к размытому изображению, а к идеально резкому. Это сразу наводит на некоторые мысли, но не будем спешить с выводами.

Давайте теперь возьмем другую уже знакомую картинку, размоем ее гауссом с радиусом 0,8 и посмотрим, как фильтр отработает на изображении приближенном к реальному.

Вот, размытая картинка

А вот что у нас получится в результате работы фильтра с радиусом 0,8 и максимальным эффектом (слева). Для сравнения, справа результат работы новой версии Smart Sharpen ("Умная" резкость) с радиусом 0,8 и эффектом 400%. А внизу работа Unsharp Mask (Контурная резкость) с радиусом 0,8 и эффектом 100%.

Видно, что и Camera Raw, и Smart Sharpen восстановили размытые контуры. Но по разному. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что Camera Raw лучше восстановил контуры у относительно крупных деталей, а вот самые мелкие, толщиной в один пиксель, восстановлены ощутимо хуже. А Smart Sharpen с точность наоборот. Достаточно хорошо отработал на самых мелких деталях, а более крупные восстановил чуть мягче, чем Camera Raw . Unsharp Mask сработал значительно хуже и Camera Raw , и Smart Sharpen . И крупные, и мелкие детали выглядят недостаточно резко, плюс, заметны ореолы. Если увеличить картинки, отличия видны более явно.

Из-за ограничения в размере радиуса 3,0 и эффекта 150, невозможно более точно посмотреть, как работает фильтр. Но одназначно можно сказать, что не как Unsharp Mask (Контурная резкость) . А отличия в работе Camera Raw по сравнению со Smart Sharpen связаны с тем, что первичные ореолы имеют различную ширину и распределение яркости в них.

Картинка с увеличением в 16 раз. Слева, ореолы на идеально резкой границе в Camera Raw с эффектом 150 и радиусом 3,0. Справа, ореолы образующиеся в Smart Sharpen с такими же настройками.

Видно, что и интенсивность, и ширина, и распределение яркости совершенно другие. Впрочем, насколько одинаковые параметры в разных фильтрах выглядят по разному, мы уже видели. В центре, я попытался получить в Smart Sharpen максимально близкую картинку для Camera Raw . Все равно видно, что распределение яркостей в ореолах ощутимо различаются. Таким образом, можно сделать вывод, что для фильтра Camera Raw используется другая математика.

Восстановление размытого контура без образования ореолов нерезкого маскирования, это конечно хорошо и здорово. Но, как видно было выше, самые мелкие детали, благодаря проработки которых и создается впечатление о резкости изображения, не очень то хорошо восстанавливаются в фильтре Camera Raw . Для того, чтобы исправить эту ситуацию, разработчик ввел в фильтр еще один параметр. "Детализация". Прежде чем говорить о том, зачем это было сделано таким образом, давайте посмотрим, что делает этот параметр.

Возьмем максимальными эффект (150) и радиус (3,0), и начнем увеличивать параметр "Детализация" от 0 до 100. Вот, что у нас получится на идеально резком контуре:

Видим уже очень знакомую картинку с чередующимися ореолами. Значит, хоть реализация и другая, но общий принцип остался тем же. В этом фильтре так же, как и в Smart Sharpen ("Умная" резкость) , применяются аналогичные методы деконволюции. Хотя заложенная в них математика и отличается. Проделаем все то же самое с другой уже знакомой картинкой с радиусом размытия 0,8.

Слева вверху действие фильтра без использование параметра "Детализация" . Эту картинку мы уже видели выше. Справа вверху я попробовал подобрать такое значение детализации, при котором наилучшим образом проработаются самые мелкие детали. Улучшение есть, но уже ценой образования явно видимых ореолов. В особенности, вокруг более крупных деталей. При дальнейшем увеличении значения параметра "Детализация" уже становятся заметны вторичные инверсные ореолы.

В своей статье , посвященной описанию этого фильтра, Евгений Карташов написал про параметр "Детализация":

«Этот параметр показывает, насколько мелкие детали будут затрагиваться при повышении резкости. Чем больше значение, тем более мелкие детали подвергаются воздействию.»

Честно говоря, такое утверждение вызывало у меня некоторое недоумение. Лично я так и не понял, что подразумевал Евгений и какова связь величины этого параметра с размером деталей. Как было видно выше, при увеличении значения этого параметра усиливаются ореолы деконволюции в независимости от размера деталей.

Увеличение значения параметра "Детализация" увеличивает интенсивность ореолов деконволюции. Но это не эквивалентно тому, если бы мы дальше увеличивали (больше 150) значение параметра "Эффект" , если бы это было возможно. Убедиться в этом достаточно легко. Если задать некоторое не нулевое значение значение детализации, уменьшая значение параметра "Эффект" мы не сможем получить такую же картинку.

Давайте еще, ради интереса, посмотрим и сравним, как фильтр Camera RAW и Smart Sharpen ("Умная" резкость) справляются с большими размытиями. Возьмем знакомую уже картинку и размоем ее гауссом с радиусом 3,0. И обработаем ее разными фильтрами.

Видно, что Camera RAW с нулевым значением детализации как-то попытался восстановить размытые контуры. При этом, ореолов не наблюдается. На этой картинке хорошо видно то, о чем я не упомянул раньше. В результате работы фильтра Camera RAW размытие частично устраняется, но при этом происходит некоторое "утолщение" деталей. Так оно и есть и это заметно на реальных фотографиях, когда знаешь куда смотреть и что искать. И как раз из-за этого эффекта самые тонкие детали прорабатываются ощутимо хуже, чем в фильтре Smart Sharpen .

Слева внизу значение детализации уже ненулевое. Видно, что детали немного "ужались", самые мелкие проработались лучше, но... ценой появления видимых ореолов. Ну и справа внизу видно, как отработал Smart Sharpen . На мой взгляд, лучше всего. Хотя о качественном восстановлении картинки при таких больших размытиях говорить не приходится.

Ну и последний параметр, это "Маскирование" . Непосредственно за повышение резкости он не отвечает. Тем не менее, это очень полезный параметр. Так как с его помощью можно маскировать однородные области, где повышение резкости нежелательно из-за неизбежного проявления усиленных фильтром шумов, или других мелких деталей.

Визуализировать его действие можно зажав клавишу "Alt" и двигая ползунок. При нулевом значении параметра воздействию фильтра подвергнется все изображение, а при максимальном значении, только самые контрастные контуры.

Картинка ничего не напоминает? Действие фильтра очень похоже и аналогично фильтру "Стилизация" - "Свечение краев" (уже забыл, как они называются в англоязычной версии), который мы использовали в четвертой части для маскирования областей, где повышение резкости нежелательно. Таким образом, разработчики избавили нас от дополнительных танцев с бубнами, включив этот параметр прямо в фильтр.

Кстати, зажатый "Alt" работает и для остальных параметров. Я не говорил об этом выше, так как для других параметров полезность этого режима не так велика. Параметр "Эффект" с зажатым "Alt" показывает черно-белое изображение. Параметр "Радиус" показывает "карту ореолов". А параметр "Детализация" показывает ореолы деконволюции.

Итак, мы посмотрели, как устроен и как работает фильтр Camera RAW . Что можно сказать о нем в заключении? Разработчики заложили в фильтр Camera RAW два алгоритма. По их задумке, судя по всему, параметр "Эффект" должен был восстанавливать размытые контуры немного "утолщая" детали, а параметр "Детализация" , за счет алгоритмов деконволюции используемых в Smart Sharpen , окончательно восстанавливать изображение без образования видимых ореолов. Как по мне, не могу сказать, что в текущем исполнении получилась самая удачная реализация идеи именно восстановления размытых контуров.

Но, справедливости ради, нужно отметить, что изначально фильтр разрабатывался для использования исключительно в RAW-конвертере. То есть, предлагалось повышать резкость сразу на стадии "проявки". Так как огромное количество пользователей ограничиваются обработкой фотографий исключительно инструментами конвертера, без последующего перехода и работы в Photoshop.

Если исходить из того, что дальнейшей работы в самом Photoshop, где можно дополнительно основательно пошаманить, не предполагается, то фильтр получился очень даже "продвинутый". Частично восстанавливает детали, плюс, дополнительно повышает резкость за счет образования ореолов более "деликатных" нежели нерезкое маскирование, плюс, включена возможность маскирования... Все это вместе, да еще в сочетании с очень неплохим шумодавом в закладке, делает этот фильтр очень хорошим для качественного повышения резкости. Однако, если вы допускаете возможным в своей работе дополнительные телодвижения, я бы предпочел Smart Sharpen ("Умная" резкость) . Впрочем, никто не запрещает работу этих двух фильтров еще и скомбинировать.

Вот мы и закончили детальный разбор инструментов повышающих резкость в изображении. Уставший и заскучавший читатель, которому не очень интересна теория, может задать вполне закономерный вопрос. "Чувак, все это круто, но... так как же лучше всего повышать резкость?". Об этом мы поговорим в заключительной части цикла. Можно, конечно, было бы и пропустить описание алгоритмов работы инструментов. В особенности, эту и несколько предыдущих частей, как наиболее скучные для неискушенного читателя. Просто воспользоваться практическими рекомендациями с описанием последовательности действий, или вообще готовыми экшенами, которые я выложу в заключительной части. Однако... единого идеального универсального рецепта не существует. Не бывает двух одинаковых фотографий. Поэтому, если вы хотите быть во всеоружии и четко представлять, что и зачем вы делаете, знание алгоритмов работы необходимо.

Вот мы и добрались до самых интересных на сегодняшний день фильтров повышающих резкость. Их принципиальное отличие от описанных ранее заключается в том, что они не мнимо повышают резкость, за счет образования ореолов нерезкого маскирования, а восстанавливают размытый контур изображения. Насколько хорошо, мы увидим ниже. А пока, перейдем к первому из этой группы фильтру Smart Sharpen («Умная» резкость).

Фильтр появился в Photoshop уже достаточно давно, начиная с версии CS2. Многие пытались описать его работу. Кто-то более успешно, кто-то менее, кто-то вообще писал полный бред. Но не претендуя на самое правильное его описание, могу ответственно заявить, что полного обзора, в особенности разбора алгоритма работы режима More Accurate (Точнее) я не встречал нигде. До всего пришлось доходить самому, путем различных экспериментов. И оказалось, что именно этот режим как раз и является самым важным и самым интересным в этом фильтре. Так как разработчики впервые включили в Photoshop инструмент деконволюции. Насколько он оказался удачным, увидим дальше. Но при всех его недостатках, как первой попытки внедрения такого рода алгоритмов, при правильном применении он выдавал результаты, которые невозможно было бы получить с использованием старого инструментария.

Начиная с версии Photoshop CS6 (а может, и начиная с СС 2014, уже и не помню точно) фильтр ощутимо обновился, и не только интерфейсом. Но разработчики оставили возможность включения старого режима работы фильтра. Что, на мой взгляд, очень хорошо. Потому что, несмотря на то, что в новой версии фильтра улучшена работа алгоритмов, старый режим иногда может оказаться полезным.

В фильтре присутствуют две панели. Сверху, панель непосредственно отвечающая за повышение резкости, а ниже, панель для настройки отображения ореолов.

Рассмотрим, сначала, старый режим работы фильтра Smart Sharpen («Умная»резкость) . Сделать это можно нажав на пиктограмму с шестеренкой справа вверху. Раскрывается окошко, где нам предлагают проставить галочки «Использовать прежние» и «Точнее». Давайте поставим галочку в «Использовать прежние» и перейдем в старый режим работы фильтра без включения режима «Точнее», который мы рассмотрим позже:

Первые два параметра Amount и Radius (Эффект и Радиус) полностью идентичны аналогичным параметрам в фильтре . Идентичен и алгоритм их работы. Дальше, начинается новое. Исключен из настроек параметр Threshold (Порог) . А вместо него введен параметр Remove (Удалить). Название, честно говоря, достаточно странное. Впрочем, логика разработчиков более-менее понятна и рассчитано такое название на обычного пользователя.

Не будем пока рассматривать эти режимы по отдельности, а для большей наглядности сравним их все между собой. На картинке ниже показано, как воздействуют фильтр на контрастную границу в разных режимах. Слева, для сравнения, применен

Видно, что режим полностью аналогичен работе фильтраUnsharp Mask (Контурная резкость) . Поэтому он нам совершенно не интересен, так как нерезкое маскирование подробно было рассморено в предыдущих частях.

Режим уже достаточно сильно отличается. Видно, что в этом режиме ореолы, получаются значительно уже, чем в предыдущем, при одном и том же значении радиуса. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) ширина ореола точно такая, какая и должна быть при гауссовом распределении. В 2,5 раза больше значения радиуса. То есть, если у нас радиус 20, то ширина ореола равна 50 пикселей. В чем легко убедиться промерив яркости пипеткой. А в режиме «Lens Blur» (Размытие при малой глубине резкости) ширина ореола равна 20 пикселей. Из-за этого, некоторые, не разобравшись в алгоритме работы, называют этот режим более деликатным. Хотя, о какой тут деликатности можно говорить, если ореолы просто значительно уже. Если уж сравнивать, то при равной реальной ширине ореолов. Чтобы уровнять ширину, нужно для этого режима выствлять радиус в 2,5 раза больше. Но результат все равно будет отличаться. Потому что видно, что распределение яркостей в ореолах разное, в разных режимах. В старой редакции статьи я приводил примеры. Но пришел к выводу, что эти сравнения не несут никакой практической пользы. Потому что, забегая вперед, могу с полной уверенностью заявить, что режимы Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и предназначены не для самостоятельной работы, а исключительно в паре с режимом More Accurate (Точнее).

При одинаковой ширине ореолов, распределение яркостей в них, различное. В режиме Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) градиент яркости ореолов плавный. Яркость изменяется от максимальной, около контрастной границы, до яркости фона. А в режиме Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , градиент изменения яркости ореолов нелинейный. Начиная от границы перехода, яркость изменяется слабее, а вблизи внешней границы ореола, изменения более сильные. Субъективно, ореол кажется немного усеченным. И за счет этого он выглядит более ярким, сильнее подчеркивает контрастную границу. То есть, интенсивность ореолов уменьшается до яркости фона не плавно от границы перехода, а достаточно резко, вблизи их внешней границы. По сути, у нас формируется новая граница перехода вокруг которой можно сформировать вторичные ореолы. Зачем это нужно, и как это реализуется, рассмотрим ниже.

Режим Motion Blur (Размытие при малой глубине резкости) , исходя из названия, предназначен для устранения последствий тривиального смаза. Насколько эффективно работает этот режим в случае смаза, предлагаю попробовать вам самостоятельно. Но заранее могу предсказать, что нормального результата у вас не получится. Потому что, как я упомянул выше, это режим предназначен только для работы в паре с режимом More Accurate (Точнее) .

Но давайте посмотрим, как этот режим работает. В этом режиме ореолы образуются не просто вдоль границы перехода, а только вдоль вектора направления задаваемого параметром Angle (Угол) . То есть, при совпадении направления этого параметра с контрастной границей, ореолы не будут образовываться, вообще. И будут максимальными при заданном направлении перпендикулярном границе перехода. На картинке приведенной выше видно, что ореолы стали еще уже. Реальная ширина ореола равна половине значения параметра радиус. Также видно, что что яркость ореола меняется не плавно, а он как будто отсечен с небольшой растушевкой. Напоминает режим Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) , но более резко. Дальнейшее рассмотрение этого режима мало интересно. А то, как он работает в паре с режимом More Accurate (Точнее) мы посмотрим в следующей части.

Итак, с закладкой Sharpen (Резкость) мы более-менее разобрались, кроме режима More Accurate (Точнее) . Его я оставлю на закуску, как самый важный и интересный. А пока, давайте посмотрим, что нам предлагает панель фильтра Shadow/Highlight.

В панели Shadow/Highlight (Тени/Света) присутствуют три настраиваемых параметра. Сразу хочу оговориться. До конца понять точную математику алгоритма работы некоторых из них мне не удалось. Поэтому, данное описание будет в некоторой степени, эмпирическим.

Можно очень долго описывать, как именно работает эта панель, приводить в качестве примеров картинки с результатами работы фильтра, но все равно кто-то так и не сможет толком понять, как же все это работает. Поэтому я попробовал смоделировать работу этих параметров инструментами более знакомыми для пользователя. Для дальнейших экспериментов будем использовать такую картинку.

Она удобна тем, что на ней присутствуют контуры образованные всевозможными комбинациями светлых и темных оттенков и удобно следить, где и что будет изменяться.

Сделаем копию слоя с исходным изображением и назовем ее Fade Amount / Tonal Width . Применим к этому слою фильтр Smart Sharpen («Умная» резкость) с силой воздействия 500% и радиусом 12. Параметры в панели Shadow/Highlight (Тень/Свет) пока не трогаем и они на нуле. Здесь я немного забежал вперед и применил фильтр в режиме деконволюции. Это сделано для наглядности. Подробнее об этом в следующей части.

У нас получится вот такая картинка.

А теперь начнем моделировать работу параметров и . Для удобства будем рассматривать только света. Так как работа параметров в разделе «Тени» полностью аналогична, применительно к теням. Применим к этому слою маску, и в качестве маски используем инвертированное исходное изображение. Вот что у нас получится.

Видно, что чем светлее участок, тем сильнее ослабление ореолов. Но об этом потом. А теперь, попробуйте применить к исходной картинке фильтр Smart Sharpen («Умная» резкость) с силой воздействия 500%, радиусом 12 и сдвинутыми ползунками Fade Amount(Ослабление эффекта) иTonal Width (Ширина тонового диапазона) до 100% для светов.

Вы получите полностью идентичную картинку, как в случае, когда мы применили маску к слою с усиленной резкостью. То есть, в качестве алгоритма ослабления ореолов используется маска на основе исходного изображения, примененная к финальному результату повышения резкости фильтром.

Но так это выглядит при максимальных значениях параметров иTonal Width (Ширина тонового диапазона) . А как же они регулируются через маску? Достаточно просто. Ширину тонового диапазона можно регулировать кривыми примененными к маске.

Выделите маску

и откройте окно «Кривые».

Захватите курсором кривую в верхнем правом углу и начните ее сдвигать влево. Эффект будет точно таким, как если бы вы стали уменьшать значение параметра Tonal Width (Ширина тонового диапазона) .

Теперь снова выделите маску и откройте окно «Свойства».

И начните уменьшать значение «Плотность». То есть, просто уменьшать непрозрачность маски. Это будет эквивалентно уменьшению значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта) . Тут стоит оговориться. В отличии от тонового диапазона, уменьшение непрозрачности маски немного отличается от изменения значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта). Но эти отличия незначительны, принцип тот же самый.

Таким образом видно, что при увеличении значения параметра Fade Amount (Ослабление эффекта) , ослабление ореолов тем сильней, чем светлее область, где они образуются. При этом, ослабляются как светлые, так и темные ореолы. Думаю, что такой алгоритм был выбран не случайно. Если бы речь шла о нерезком маскировании, то там светлые ореолы образуются только на светлых же областях. А этот фильтр использует алгоритмы деконволюции. При использовании которых образуются «полосатые» ореолы (подробно о методах деконволюции, «полосатых» ореолах и прочем, будет рассказано в следующей части). То есть, на светлых областях присутствуют вторичные темные ореолы, что хорошо видно на примерах выше. Поэтому, естественно, нужно в фильтре иметь возможность от них избавиться.

Для лучшего понимания работы этих параметров, настоятельно рекомендую самостоятельно поупражняться с этой, или аналогичной ей картинкой.

Параметр Tonal Width (Ширина тонового диапазона) задает тоновый диапазон, где будет происходить ослабление ореолов. Чем выше его значение, тем темнее будут области, где будет происходить ослабление ореолов.

А вот с параметром Radius (Радиус) беда. В хэлпе об этом параметре сказано крайне туманно.Мартин Ивнинг в своей книге «Photoshop для фотографов» , утверждает, что этот параметр, как иTonal Width (Ширина тонового диапазона) , аналогичен такому же в команде «Shadow/Highlight» (Тени/Света) . То же самое утверждает и Андрей Журавлев. Так ли это на самом деле, вы легко можете проверить сами. И убедиться в том, что утверждение Андрея:

«Алгоритм формирования области ослабления ореолов (фактически - маски, через которую осуществляется ослабление) и набор настроек аналогичен инструменту Shadow/Highlight: маска формируется из финальной картинки на основании значения параметра Tonal Width, а потом размывается в соответствии со значением параметра Radius.

Radius определяет степень размытия маски, через которую осуществляется ослабление ореолов.»

не отражает реального положения вещей. Если кто-то сможет ткнуть меня носом в пример работы этого параметра, я буду безмерно благодарен. Потому что перепробовав кучу всевозможных сочетаний режимов и значений параметров, я так и не смог увидеть примеров «размытия маски» и найти практическое применение этому ползунку. Слишком слабое, едва заметное для глаза, а главное, невнятное воздействие. Кстати, утвеждение, что маска формируется из финальной картинки, а не исходной, тоже, мягко говоря, не верно. Можете легко убедиться в этом сами. Но это нюансы, общий принцип тот же. А вот радиус так и остался загадкой.

Подводя итог, можно сказать, что панель Shadow/Highlight (Тени/Света) осуществляет не раздельное регулирование светлых и темных ореолов, как думают многие, а раздельно регулирует степень ослабления воздействия фильтра на светлых и темных областях изображения.

Теперь рассмотрим самый важный параметр в этом фильтре режим More Accurate (Точнее) . Самый «загадочный» режим, если судить по описаниям его работы различными авторами. Кто-то выражает недоумение таким названием этого режима. Целый ряд авторов даже не попытались разобраться в нем, и описывают его работу буквально дословно, соответственно названию, как в родном хэлпе. Кто-то попытался разобраться, но сделанные выводы оказались не точны. К сожалению, и в родном хэлпе почти ничего не сказано об этом режиме. Но самая большая ошибка разработчиков, на мой взгляд, заключается в том, что они ни слова не сказали о том, что это принципиально новый инструмент по сравнению с нерезким маскированием. Он является попыткой не просто вернуть резкость размытому изображению, но и частично восстановить утраченные детали. Дело в том, что резкость можно повысить не только созданием локального контраста вокруг границы перехода. Существует еще методы деконволюции, о которых я уже достаточно много говорил в предыдущих частях. Это попытка чисто математическим путем восстановить фокусировку в размытом изображении. Наличие в фильтре этого режима, наряду с режимами размытие в движении и размытие при малой глубине резкости, и является попыткой разработчиков внедрить некоторые математические алгоритмы деконволюции в обработку изображений. Насколько удачной оказалась эта попытка, посмотрим ниже.

Грешен. Сам, не до конца разобравшись, сначала, решил, что этот режим больше похож на маркетинговый ход, как утверждают некоторые авторы. Однако, оказалось, что это не так. Потом, поняв, что делает этот режим, я сделал совершенно бредовый вывод относительно его применимости, в старой редакции статьи.

Однако, давайте все по порядку, посмотрим, как работает этот параметр. На следующей картинке показано, как влияют на контрастную границу различные режимы фильтра Smart Sharpen («Умная» резкость) с включенным параметром More Accurate (Точнее) . Слева, для сравнения, воздействиеUnsharp Mask (Контурная резкость).

Видно, что включение этого режима создает вокруг первичных ореолов еще по паре ореолов (менее интенсивных) инверсных друг другу. То есть, граница, где происходит затухание первичного ореола, становится новой границей перехода.

Некоторые авторы пишут, что включение этого режима эквивалентно двойному проходу фильтра. В том, что это не так, вы можете легко убедиться сами. Обработайте изображение с включенным режимом More Accurate (Точнее) , и дважды (не меняя параметров) с выключенным. Результаты будут абсолютно разными. Работу этого режима можно грубо описать, как второй проход фильтра, но без воздействия на первичную границу перехода. То есть, в этом режиме создаются только вторичные ореолы вокруг новых границ, образовавшихся в результате действия фильтра, без повторного воздействия на первичную границу. Но это очень грубое описание, чтобы понять общий принцип. На самом деле немного меняется также и форма первичных ореолов.

Суммарная ширина образующегося «полосатого» ореола ровно в два с половиной раза больше ширины первичного ореола (когда режим More Accurate отключен). И этот режим работает аналогичным образом в любом из режимов «Remove»(Удаление). Однако, из-за путаницы между истиной шириной ореолов и значением параметра радиус, для каждого из режимов это будет своя величина (смотри выше).

Как уже говорилось выше, использование этого режима по замыслу разработчиков, в первую очередь предназначено в сочетании с режимами Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) и Motion Blur (Размытие в движении) . Где его работу, наверное, и можно было бы описать словом «точнее» для несведущего человека. Хотя, на самом деле, это ничто иное, как один из методов деконволюции. С моей точки зрения, это недоработка, которая создает путаницу, и не позволят использовать все возможности фильтра рядовому пользователю. Разумнее было бы, либо создать подробное описание в хэлпе, либо сделать этот режим неактивным в режиме гауссовское размытие.

Но еще большим бредом, создающим дополнительную путаницу для обладателей русской локализации, является перевод режима Lens Blur . Какой-то клинический идиот вместо вменямого термина приплел сюда еще и ГРИП и перевел это, как «размытие при малой глубине резкости». Всего два слова, Lens Blur . Ну вот куда понятней? «Размытие объектива». При чем тут глубина резкости? А главное, и рядовому пользователю сразу было бы понятно, что режим предназначен для борьбы с неизбежным для любой оптики размытием, в силу чисто физических причин.

На деле все так и есть. Действительно, данный режим предназначен для устранения присущего любому объективу размытия. Насколько хорошо он с этим справляется и как с ним работать, рассмотрим в следующей части. Где, так же, рассмотрим и уже новую версию фильтра Smart Sharpen («Умная» резкость) . В этой части я специально не стал детально разбираться с режимом More Accurate (Точнее) , потому что лучше его рассматривать вместе с обновленным фильтром.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация