Основные факторы снижающие эффективность планирования эвакуационных мероприятий. Способы защиты населения. Сущность эвакуационных мероприятий. Организация и планирование эвакомероприятий. Организация приема эвакуируемого населения, его размещение, трудоус

Главная / Бизнес

Способ защиты населения - прием, применяемый для сокращения или предотвращения потерь населения от воздействия современных средств поражения в военное время, а также поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Эвакуация населения считается одним из основных способов защиты населения и заключается в перемещении населения из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение в условиях военного времени современных средств поражения, в загородную зону.

Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.

Общие положения по организации эвакомероприятий в военное время

Эвакомероприятия в военное время планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время,

Обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В современных условиях в целях обеспечения защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения было бы желательно эвакуировать в загородную зону всех жителей крупных городов. Однако часть городского населения должна будет остаться в городах для продолжения производственной деятельности. Для их защиты предусматривается строительство защитных сооружений в непосредственной близости от рабочих мест. При этом свободная от работы смена будет рассредоточена в загородной зоне для отдыха. Организуется подвоз рабочих смен на объекты.

Рассредоточение гражданского персонала - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пактах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

Кроме объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах, в них располагаются органы управления, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, учебные заведения, учреждения культуры, быта, торговли, здравоохранения, а также другие предприятия, производственная деятельность которых может быть перенесена из города в загородную зону.

Большую группу представляют предприятия и учреждения, прекращающие производственную деятельность в категорированных городах. Рабочие и служащие этих объектов после проведения эвакуации переходят для продолжения трудовой деятельности на другие предприятия или в сельское хозяйство.

Эвакуация населения по планам ГО - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения проживающего в зоне катастрофического затопления.

Как для условий мирного, так и для условий военного времени выделяются общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, подлежащих данной мере защиты.

В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:

Студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся ПТУ и школ-интернатов;

Воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;

Пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;

Преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.

Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.

При планировании эвакомероприятий в военное время необходимо учитывать, что в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются :

Военнообязанные, имеющие мобпредписания;

Нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.

На всей территории страны принят территориально-производственный принцип организации и проведения эвакомероприятий.

Вывод в загородную зону рабочих и служащих (как рассредоточиваемых, так и эвакуируемых), членов их семей организуется по предприятиям, учреждениям и учебным заведениям, т.е. по производственному принципу .

Население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, эвакуируется через ЖЭК и домоуправления по месту жительства, т.е. потерриториальному принципу .

Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.

Основными способами являются:

Эвакуация пешим порядком;

Вывоз населения всеми видами транспорта;

Комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

Медицинские учреждения;

Население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

Рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

Сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий.

Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться в особый период только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением НГО РФ Председателем Совета Министров Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:

из городов с населением до 500 тыс.чел. до 12 часов;

из городов с населением до 1 млн.чел. до 20 часов;

из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения НГО РФ.

Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по ГО) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).

Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:

Из городов, отнесенных к группам по ГО (категорированных городов);

Из населенных пунктов с объектами особой важности;

Из населенных пунктов с железнодорожными станциями первой категории по ГО;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из НП, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных пунктов при непосредственной угрозе затопления).

Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону;

3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.

На объектах, в ЖЭК и домоуправлениях составляются эвакуационные списки в трех экземплярах. С возникновением угрозы нападения противника списки уточняются, а при проведении эвакомероприятий один экземпляр остается на предприятии (в ЖЭК), второй на СЭП, третий в районной (городской) эвакуационной комиссии.

На основании данных о численности населения по группам определяют:

o состав и численность населения для вывода пешим порядком;

o состав и численность населения для вывоза различными видами транспорта; потребность в транспорте для эвакуационных перевозок населения и материальных ценностей;

o возможность размещения населения в загородной зоне, обеспечения его защитными сооружениями, продовольствием, медицинским и бытовым обслуживанием.

Важным условием в подготовке к эвакуации населения является заблаговременный выбор районов размещения эвакуируемого населения в загородной зоне.

Выбранный район для размещения в загородной зоне должен обеспечить:

o условия защиты эвакуированного населения от поражающих факторов ядерного оружия (поражающих факторов ЧС);

o благоприятные возможности для подвоза на работу рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе;

o необходимые условия для функционирования эвакуированных предприятий, учреждений и организаций и для жизни населения;

o благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Эвакуируемое население целесообразно размещать, как правило, на территории своей области (края, республики). Исключение могут составить крупные города, население которых частично может размещаться на территории нескольких областей.

Каждому предприятию и учреждению определяется район размещения, в зависимости от его численности, этот район может включать несколько близко расположенных населенных пунктов. Эвакуируемое население будет размещаться по квартирам и домам местных жителей (как правило планируется подселение 2 -3 человек на одного проживающего). Кроме того, в этих целях используются различные учреждения соцкультбыта: санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха школьников и др.

При выборе районов размещения в загородной зоне (безопасном районе) нельзя упускать из виду, что на базе предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений создаются невоенизированные формирования. Интересы готовности сил ГО к проведению работ в возможных очагах поражения после нападения противника требуют, чтобы между населенными пунктами, где размещаются невоенизированные формирования, были постоянная надежная связь и удобные дороги с выходом на основные маршруты выдвижения к городу.

Районы размещения городского населения и порядок его вывоза в загородную зону определяются решением администраций субъектов федераций с учетом создания условий для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения создания группировки сил ГО, предназначенных для ведения АСДНР в очагах массового поражения (заражения).

Районы размещения рассредоточиваемого населения должны выбираться, как правило, по производственно-территориальному принципу и располагаться вдоль железных и шоссейных дорог на удалении 3 5 км от пунктов выгрузки (время пешего перехода до места размещения не должно превышать 1 час) и обеспечивать минимальную затрату времени на подвоз рабочих смен в город и обратно не более, чем за 4 часа. В целях безопасности районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения должны располагаться за зоной возможных разрушений. Дальняя граница районов размещения определяется с учетом емкости загородной зоны и транспортных возможностей.

Члены семей рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих во время войны производственную деятельность в категорированных городах, подлежат размещению, как правило, совместно с главами семей. Однако при недостаточной емкости районов рассредоточения они могут размещаться в более отдаленных пунктах, но на тех же эвакуационных направлениях, на которых размещаются главы семей. Этот вопрос решают органы ГО соответствующих административно-территориальных единиц, исходя их конкретных условий и реальных возможностей.

Рабочие и служащие объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону, размещаются вблизи имеющихся или создаваемых производственных баз, как правило, за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работу в категорированных городах.

Рабочие и служащие объектов, прекращающих работу в военное время, а также население не занятое в сфере производства и обслуживания размещаются в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления в населенных пунктах вблизи этих зон.

В целях создания необходимых условий для размещения, обеспечения и защиты эвакуируемого населения начальники гражданской обороны областей, их органы управления ГОЧС и службы ГО в мирное время проводят мероприятия по развитию загородной зоны:

расширение предприятий питания;

строительство санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерлагерей, оздоровительных детских учреждений;

накопление фонда защитных сооружений;

оборудование водоисточников, дорог, станций выгрузки и др.

Вся подготовительная работа организуется и проводится начальниками ГО областей и соответствующими органами управления ГО ЧС, совместно с подчиненными органами управления и эвакоорганами и включает:

определение городов и других населенных пунктов, откуда необходимо проводить эвакуацию, а также численности эвакуируемого населения;

выбор и подготовку районов размещения населения в загородной зоне;

определение транспортных возможностей по вывозу населения и материальных ценностей, а также распределение населения по видам транспортных средств;

планирование вывода населения пешим порядком и эвакоперевозок;

планирование приема, размещения и обеспечения населения в загородной зоне;

подготовку эвакуационных органов и населения;

определение порядка подвоза рабочих смен на объекты, продолжающие производственную деятельность в городе.

Руководство рассредоточением и эвакуацией населения осуществляют начальники гражданской обороны областей через органы управления ГОЧС и эвакуационные органы. Непосредственную ответственность за рассредоточение и эвакуацию несут начальники ГО городов, городских районов и объектов.

Начальники гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов, их штабы, службы и эвакоприемные комиссии организуют прием прибывающего населения, его размещение, трудоустройство, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости, медицинской помощью, бытовым обслуживанием и защитными сооружениями.

Командующие войсками военных округов и флотами организуют взаимодействие по вопросам планирования и проведения эвакуационных мероприятий между органами управления ГО, военкоматами и начальниками гарнизонов, оказывают помощь начальникам гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц в организации и проведении рассредоточения и эвакуации населения.

Особенности эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС в мирное время

Эвакуация населения (в мирное время по планам предупреждения и ликвидации ЧС) комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население, будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются в соответствии с Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС.

В мирное время задачи МЧС ограничиваются первоочередным жизнеобеспечением эваконаселения на период до 7 суток, поскольку по истечении этого срока, если не произойдет реэвакуация эвакуированных должны зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) в качестве переселенцев. После этого обеспечение жизнедеятельности данного контингента целиком возлагается на ФМС.

В мирное время из зоны ЧС планируется к эвакуации все население.

В мирное время планируется вывоз всего эваконаселения транспортом (за исключением аварии на химически опасных объектах, когда часть населения может выводиться пешим порядком за пределы зоны химического заражения).

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

">Тема №3

">Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики. Оповещение и эвакуация при ЧС.

">Оповещение и информирование населения.

Сигналы оповещения служат для своевременного доведения до органов гражданской обороны, распоряжение и информирование об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и биологическом заражении, угрозе затопления. Известно, что своевременное оповещение населения дает возможность укрыться за 10-15 минут, непосредственно после оповещения. Вследствии чего снижаются потери людей, с 85% до 4-7%, при внезапном применении противника оружия массового поражения.

Оповещение ложится на штабы гражданской обороны и проводится телевидением, радиовещанием, специальной аппаратурой, средствам подачи звуков и световых сигналов. Незамедлительно даются указания о порядке действий населения и их формирование. Провозглашен вышестоящим сигналом, дублируется всеми подчиненными штабами.

">Существует ряд сигналов:

  1. Внимание Всем!
  2. Воздушная тревога;
  3. Отбой воздушной тревоги;
  4. Радиационная опасность;
  5. Химическая тревога;

Услышав сигнал: «Внимание Всем!» необходимо включить репродуктор и прослушать информацию о характере и масштабе угрозы, а так же рекомендации по проведению мероприятий. Эти сигналы могут отображаться на электрических табло, в мобильных телефонах,ПК.

">Организация выполнения эвакуационных мероприятий.

Одним из основных способов защиты при ЧС является эвакуация . Проведение эвакуационных мероприятий включает в себя 3 этапа:

1.Рассредоточение;

2.Частная эвакуация;

3.Общая эвакуация;

">В этой связи, с целью дифференциального проведения этих мероприятий, население делится на 3 группы:

  1. Рабочие и служащие категорированных объектов народного хозяйства- это предприятие с непрерывным процессом производства на стратегически важных объектах.
  2. Рабочие и служащие некатегорированных объектов народного хозяйства- это производства, не относящиеся к вышеперечисленным.
  3. Население,незанятое в сфере производства и облуживания(студенты, школьники, дети, нерабочая часть населения.

Рассредоточение -это комплекс мероприятий по организованному (вывозу) выводу из населенных пунктов, размещение в безопасной зоне рабочих и служащих категорированных объектов народного хозяйства, продолжающие свою деятельность в зоне поражения. Эта группа людей посменно работает в зоне поражения, а отдыхает в безопасной зоне.

Эвакуация - это организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих объектов народного хозяйства, прекративших или перенесших свою народно-хозяйственную деятельность, а так же население, не занятое в сфере производства.

Частичная эвакуация –проводится до проведения общей эвакуации и рассредоточения. Она предусматривает вывоз из населенных пунктов части населения, незанятого в сфере производства и обслуживания(дети, беременные и кормящие женщины)

">Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства.

Очередность проведения будет зависеть:

1.От сложившейся обстановки.

2. Особенности населенного пункта и безопасной зоны, транспортных возможностей. Они могут осуществляться одновременно или последовательно:

Частичная эвакуация;

Рассредоточение;

Общая эвакуация;

Рассредоточение и эвакуация осуществляется комбинированным способом, сущность состоит в том, что массовый вывод населения из опасных зон пешим порядком сочетается с вывозом определенных категорий населения всеми видами транспорта, в том числе и личного.

Транспортом в первую очередь должны вывозится формирования РС ЧС, рабочие смены предприятий, продолжавшие производственную деятельность в городах. Люди, не имеющие возможности передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины)

При наличии транспорта могут вывозиться и другие категории населения, одновременно остальная часть населения выводится пешим порядком. При недостаточности ТС, часть рабочих средств может выводится пешим порядком с членами их семьи. Рассредоточение и эвакуация населения комбинированным способом осуществляется по производственно-территориальному принципу. Это значит, что вывоз и вывод в безопасную зону рабочих и служащих как рассредоточивших, так и эвакуированных членов их семей, студентов ВУЗов, учащихся средних учебных заведений и ПТУ, организуется через предприятия учреждения или учебного заведения, остальная часть населения, не связанная с производством, не являющаяся членами семей рабочих и служащих будет эвакуироваться через жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) по месту жительства.

В безопасной зоне рабочие и служащие предприятий, продолжающие работу в зоне ЧС, размещается по производственному принципу населенных пунктах, расположенные ближе к границе безопасного удаления населенного пункта и к основным путям сообщения.

При этом каждому предприятию, цеху(участку) выделяется один или несколько населенных пунктов для этой группы населения, места расселения назначаются с таким расчетом, чтобы время на передвижение рабочих смен не превышало 4 часа, а расстояние 30-50 километров. Члены семей (рабочих и служащих), размещаются с ними. Такое размещение не нарушает целостности предприятия. Обеспечивает благоприятное условие для организованного, посменного выезда рабочих и служащих на работу. Рабочие и служащие ОНХ, переносящие свою деятельность в безопасную. Зону, размещается по производственному принципу вблизи имеющихся или вновь созданных производственных баз на удалении 80-100 км. Незанятая в сфере производства и нетрудоспособная часть населения размещается в более отдаленных районах безопасной зоны по территориальному принципу, на расстоянии 100-120 км. Население, которое эвакуируется из зон возможного затопления, размещается в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон. Норма подселения составляет не менее 2м2 , свободной жилой площади на одного прибывшего человека.

Пешие колонны формируются в количествах от 500 до 1000 человек, по производственно –территориальному принципу. Население, подлежащее вывозу транспортом со сборных эвакуационных пунктов(СЭП) , организованно следуют до станции посадки.

Для вывоза населения автотранспортом формируется автоколонны по 20 машин. В каждой колонне осуществляется по утвержденному графику. Вывоз населения из городов жд транспортом производится по уплотненному графику,пассажирским или грузовым составом. Пассажирские поезда увеличиваются до 20 вагонов, а грузовые- до 30 вагонов. В населенных пунктах, на берегу рек и водохранилищ, для перевозки используют водный транспорт.


Заказать написание уникльной работы

Проведение эвакуационных мероприятий – это один из способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Эвакуационные мероприятия включают в себя три этапа – рассредоточение, частичную эвакуацию и общую эвакуацию.

С целью дифференцированного проведения этих мероприятий население делится на три группы:

1) рабочие, служащие категорированных промышленных объектов, т.е. работающих на предприятиях с непрерывным процессом производства и на стратегически важных объектах (металлургические, нефтеперерабатывающие заводы, объекты энергетики и др.);

2) рабочие и служащие, работающие на некатегорированных объектах, не относящихся к вышеперечисленным;

3) население, незанятое в сфере производства и обслуживания (студенты, учащиеся школ, дети дошкольных учреждений, неработающая часть населения).

Рассредоточение – организованный вывоз (вывод) из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих категорированных промышленных объектов. Эта группа рабочих и служащих посменно работает на предприятиях, а по окончании работы возвращаются для отдыха в безопасную зону. Районы рассредоточения рабочих и служащих должны находиться на таком расстоянии от объекта, где они продолжают работать, которое гарантировало бы их безопасность, а переезд на работу и обратно в места отдыха занимал бы минимальное количество времени.



Общая эвакуация – это организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих промышленных объектов, прекративших или приостановивших свою производственную деятельность, а также население, не занятое в сфере производства. В отличие от рассредоточенных, эвакуированные постоянно проживают в безопасной зоне до особого распоряжения.

В некоторых случаях предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации и рассредоточения рабочих и служащих. Она предусматривает вывоз из населенных пунктов наиболее уязвимых групп населения: детей, беременных женщин, стационарных больных и др.

Рассредоточение и эвакуация осуществляются комбинированным способом, который заключается в том, что массовый вывод населения пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта (железнодорожным, автомобильным, морским, речным; а также личным). В первую очередь транспортом вывозятся рабочие смены предприятий, продолжающих производственную деятельность в городах, люди, не имеющие физической возможности передвигаться пешим порядком (больные, беременные, инвалиды, престарелые, женщины с детьми до 10 лет и др.).

Рассредоточение и эвакуация комбинированным способом осуществляется по производственно–территориальному принципу. Это значит, что вывоз и вывод в безопасную зону рабочих, служащих и членов их семей, студентов вузов, учащихся средних специальных заведений организуется соответствующими промышленными объектами, предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, т.е. по производственному принципу. Остальное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рабочих, служащих, эвакуируется по территориальному принципу – по месту жительства через жилищно-эксплуатационные конторы (домоуправления).

Решение об эвакуации населения из очагов чрезвычайных ситуаций в мирное время принимает постоянно действующая Комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при местных администрациях, а в военное время – Президент страны и Правительство.

Запрещается расселять население в местах, где находятся атомные станции, химически опасные объекты, трубопроводы, в зонах катастрофического затопления, в районах, закрытых Министерством обороны.

При проведении эвакуационных мероприятий детей необходимо знать что:

Дети эвакуируются в безопасные места в первую очередь и обязательно в сопровождении взрослых (родственников, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей);

Детей в возрасте до 5 лет из очагов поражения следует выносить на носилках или на руках независимо от тяжести поражения;

В экстремальной ситуации у детей исключается такой вид помощи, как самопомощь, и в большинстве случаев, взаимопомощь, поэтому медицинские работники должны оказывать помощь, прежде всего детям, т.к. при одинаковой степени тяжести поражения дети имеют преимущество перед взрослыми при оказании помощи, как в очаге поражения, так и при эвакуации.

У детей первого года жизни, младшего возраста (2-3 года) в условиях чрезвычайных ситуаций может быть психоэмоциональное расстройство, для которого характерно неконтролируемое поведение, что требует особого внимания со стороны сопровождающих лиц и медицинских работников.

5. Организация и проведение спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ

Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, поражением и гибелью людей, уничтожением оборудования и других материальных ценностей. Такие кризисные события требуют экстренных мер по проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР).

Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением СиДНР по жизнеобеспечению населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных подсистем единой государственной системы, специализированных органов управления, сил и формирований ГО.

Спасательные работы – это действия по спасению пострадавшего населения, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС подавлению или проведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Спасательные работы проводятся в условиях, угрожающих жизни и здоровью, что требует специальной подготовки, экипировки спасателей и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

В соответствии с Законами Украины «О гражданской обороне Украины» (1993 г.) и «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателя» (1999 г.) комплекс спасательных и других неотложных работ включает в себя:

Организацию разведки маршрутов выдвижения формирований ГО в зону ЧС, выяснение обстановки и степени разрушений, размеров очага заражения, скорости и направления распространения заражённого облака или пожара;

Выявление объектов и населённых пунктов, для которых существует реальная угроза поражения;

Поиск пострадавших людей и извлечение их из-под завалов, из повреждённых и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымлённых помещений;

Жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах;

Вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреждённой фильтровентиляционной системой;

Обеспечение людей СИЗ;

Оказание неотложной медицинской помощи поражённым, травмированным и больным и их эвакуацию в медицинские пункты (учреждения);

Вывод (вывоз) населения за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов;

Проведение санитарной обработки людей; дезактивации, дегазации, дезинфекции СИЗ, одежды, обуви, территорий;

Прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах радиоактивного, химического, бактериологического заражения;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических системах в целях создания условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному выводу людей, движению транспорта и проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей, с целью проведения спасательных работ;

Ремонт и восстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае повторной угрозы возникновения ЧС или воздействия вторичных поражающих факторов;

Выполнение ритуальных работ;

Обеспечение общественного порядка;

Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и др.

В соответствии со статьями 9,10,11,12 Закона Украины «О Гражданской обороне Украины» и Положением о гражданской обороне Украины для ликвидации последствий ЧС создаются силы гражданской обороны: войска ГО, специализированные и невоенизированные формирования.

Для успешного проведения СиДНР личный состав формирований ГО должен быть профессионально подготовленным, обладать психологической устойчивостью, строго соблюдать правила и меры безопасности в условиях ЧС.

Основными принципами деятельности спасательных служб (формирований) и спасателей являются:

Принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;

Принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по локализации очага и ликвидации последствий;

Принцип единоначалия руководства спасательными службами и формированиями;

Принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении спасательных и неотложных работ.

Последовательность, приемы и способы выполнения СиДНР зависят от причин возникновения ЧС, от характера и масштабов разрушений производственных зданий и жилых домов, степени радиоактивного и химического заражения, уровней воды при наводнениях, затоплениях и других условий.

В очагах ЧС в кратчайшие сроки должна оказываться медицинская помощь наибольшему количеству травмированных, пораженных, раненых и больных. Лицам, пострадавшим от поражающих факторов ЧС (техногенных аварий, катастроф, пожаров, наводнений, эпидемий) медицинская помощь оказывается в момент проведения спасательных и других неотложных работ. Но при скоротечных ЧС (взрывах, ураганах, смерчах и др.) возможность оказания медицинской помощи представляется лишь после окончания действия поражающих факторов.

Первая медицинская помощь в очагах ЧС будет эффективной, если она оказывается не позднее первых 30 минут независимо от масштабов и вида катастроф, так как по истечению этого времени спасение жизни пострадавших становится сомнительным. Так в чагах землетрясений лица с кровотечением, оказавшиеся под завалом разрушенных зданий, сооружений погибают через 30 минут. По данным ВОЗ, через час после катастрофы умирают 30% тяжело пострадавших, которым своевременно не оказывалась первая медицинская помощь, через 3 часа – 60%, а через 6 часов –90%. Мировой опыт показывает, что чрезвычайные ситуации техногенного, природного, военного характера очень часто приводят к значительному ухудшению санитарно-гигиенической обстановки.

Своевременное и организованное проведение СиДНР в очагах ЧС способствует повышению выживаемости людей в экстремальных условиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Проведение эвакуационных мероприятий

1. Организация проведения эвакуационных мероприятий

чрезвычайный ситуация эвакуация

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны чрезвычайной ситуации населения.

Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

Выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

Совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

Выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

Обеспечения ведения всех видов разведки;

Выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

Возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

Согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Подготовительные эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации следующие:

1) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;

2) уточнение численности и категории населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

3) распределение транспортных средств по приемным эвакуационным пунктам;

4) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

5) подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания;

6) проверка готовности систем оповещения и связи.

Мероприятия по эвакуации населения при получении сигнала на проведение эвакуации населения следующие:

1) оповещение председателей эвакуационных комиссий, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

2) развертывание и приведение в готовность пунктов временного размещения;

3) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

4) подача транспортных средств в соответствии с расчетами к пунктам посадки на транспорт эвакуируемого населения;

5) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (пунктах временного размещения), заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

2. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения)

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при повышении уровня воды в период паводка в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

В результате катастрофического затопления (наводнение) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При возникновении массовых лесных и торфяных пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственным животным, эвакуационные мероприятия зависят от условий: скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности. В зависимости от пожарной обстановки эвакуационные мероприятия могут проводиться в два этапа.

На первом этапе население выводится из зоны пожара в безопасные места.

На втором этапе эвакуируемое население выводится (вывозится) к пунктам временного размещения (пунктам длительного проживания).

После ликвидации пожара принимается решение о проведении реэвакуации.

При возникновении чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах основные усилия направлены на спасение населения из зон чрезвычайных ситуаций. Эвакуационные мероприятия по спасению населения проводятся в два этапа. На первом этапе население выводится за зону разрушений. И при необходимости на втором этапе эвакуируемое население вывозится (выводится) на пункты временного размещения (пункты длительного проживания).

3. Проведение эвакуационных мероприятий

Одним из важных и надежных способов защиты от всех возможных поражающих факторов является эвакуация.

Как способ защиты эвакуация используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Но и в настоящее время при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, сходах снежных лавин, массовых лесных пожарах - почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения или поражённых лиц из зон чрезвычайных ситуаций или зон вероятных чрезвычайных ситуаций, возникших (возникающих) в результате аварии, катастрофы, бедствия природного, техногенного или специального характера. К Эвакуационным мероприятиям относится также жизнеобеспечение эвакуированных в районе их размещения.

В зависимости от причин, ее вызвавших, эвакуация может быть общая, частная и местная (экстренная).

Общая эвакуация проводится по решению Правительства на всей территории страны или в отдельных ее регионах - всего населения категорированных городов за исключением лиц, имеющих мобилизационное предписание, нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала.

Частная эвакуация может проводиться до начала общей (за 8-10 суток) также по решению Правительства. В этот период могут эвакуироваться категории населения, не занятые в производстве (учащиеся, студенты, пенсионеры и т.д.). Такого рода эвакуация проводится без привлечения лишних рейсов транспорта в рамках действующих графиков его движения с целью облегчения условий проведения общей эвакуации.

Местная (экстренная) эвакуация проводится по решению начальников ГОЧС республик, краев, областей, городов для всех или отдельных категорий населения, оказавшегося в зоне заражения, или при опасности его возникновения, вследствие техногенных аварий на опасных объектах, гидроузлах, а также при стихийных бедствиях.

Эвакуация производственного персонала и членов их семей организуется и проводится по производственному принципу, а эвакуация населения, не связанного с производством - по территориальному принципу (по месту жительства).

Эвакуация может осуществляться с помощью всех видов транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При осуществлении эвакуации комбинированным способом появляется возможность использовать предельно допустимую пропускную способность дорог для задействованных видов транспорта. Таким образом, обеспечивается достижение безопасности эвакуации в заданную зону в короткие сроки.

Транспортом, как правило, вывозятся следующие категории людей:

* рабочие смен предприятий, продолжающих производственную деятельность в зоне заражения;

* формирования ГОЧС повышенной готовности, усиленные формированиями служб;

* население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, больные, женщины с детьми до десятилетнего возраста).

Пешим порядком выводятся:

* рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений, переводящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на опасный период;

* население, не занятое в сфере производства.

За каждым предприятием в загородной зоне закрепляется район размещения с таким расчетом, чтобы обеспечить жильем прибывших людей из расчета 2-3 м 2 на каждого. При этом для размещения эвакуированных могут быть использованы школы, служебные, складские помещения, клубы, пансионаты, дома отдыха и др.

Для практического осуществления мероприятий по эвакуации создаются эвакуационные органы.

При районных и городских исполнительных органах власти, на объектах народного хозяйства организуются эвакуационные комиссии, в функции которых входит:

* учет количества людей, подлежащих эвакуации;

* подготовка района эвакуации, пунктов посадки и высадки;

* организация связи и взаимодействия с районной эвакуационной комиссией и сборными эвакуационными пунктами.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают сборные эвакуационные пункты (СЭП). За каждым СЭП закрепляется определенное число объектов. При вывозе людей железнодорожным или водным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе людей автотранспортом СЭП размещаются на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом.

Основными задачами СЭП являются:

* оповещение вывозимого (выводимого) населения;

* регистрация;

* посадка на транспорт;

* построение пеших колонн и отправка их в загородную зону.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), которые размещаются вдоль основных маршрутов движения пеших колонн, в районе больших привалов и предназначаются для приема, организации отдыха и питания людей, а также уточнения порядка их дальнейшего движения.

В загородной зоне создаются приемные эвакуационные комиссии для приема и размещения эвакуированных. Сельская приемная эвакуационная комиссия производит учет, регистрацию и размещение прибывших. Для этого она создает необходимое количество приемных эвакуационных пунктов (ПЭП).

Эвакуация должна осуществляться по спискам рабочих, служащих, членов их семей, подлежащих эвакуации. Указанные списки составляются в трех экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров, а два других - в эвакуационной комиссии. При проведении эвакуации один из них передается на СЭП, другой - начальнику колонны.

Получив объявление (сигнал) о начале эвакуации, производственный персонал (население) должен быстро подготовиться к выезду (выходу) в безопасную зону. При этом каждый взрослый должен иметь при себе паспорт (необходимые документы), деньги, продукты питания на 2-3 дня, СИЗ и личные вещи. Общий вес их не должен превышать 50 кг для вывозимых транспортом и 10 кг - для выводимых пешком.

Вещи упаковываются так, чтобы было удобно их переносить. К каждому чемодану (узлу) прикрепляется бирка с фамилией и адресом владельца.

Детям в карман одежды вкладывается (зашивается) записка, в которой указываются фамилия, имя, адрес и место работы его родителей.

После посадки в транспорт без разрешения старшего никто не имеет права выходить или пересаживаться из вагона в вагон (из машины в машину) или переходить из одной колонны в другую.

Литература

1. Никифоров Л.Л., Персиянов В.В. «Безопасность жизнедеятельности» - учебное пособие, 2013 год издания.

2. http://rud.exdat.com/docs/index-676838.html.

3. http://gochs.info/p566.htm.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    реферат , добавлен 23.01.2017

    Предотвращение, предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Использование средств коллективной защиты от оружия массового поражения. Построение убежищ и противорадиационных укрытий.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Характеристика объекта и оценка риска возможных чрезвычайных ситуаций, анализ известных аварий на линейных газопроводах. Прогнозирование параметров основных поражающих факторов и оценка устойчивости зданий, сооружений и технологического оборудования.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

    Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе, их источники и классификация. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий. Структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эвакуационные мероприятия

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);
по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.
Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий.
В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Председателем эвакокомиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакокомиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы из сотрудников администраций территориальных органов управления назначается рабочий аппарат, комплектуемый по направлениям работы, который может состоять, с учетом местных условий, из нескольких групп: по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечению эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя предприятия, учреждения, организации. В ее состав входят начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Эвакоприемные комиссии создаются для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон чрезвычайных ситуаций. Комиссии формируются при органах местного самоуправления. В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном контакте с органами управления ГОЧС.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения, в случае необходимости, подготавливаются защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные сооружения), оборудуются простейшие укрытия. СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакокомиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами. Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Задачами оперативных групп являются:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) размещаются на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне чрезвычайной ситуации, на "чистые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

Для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, располагающие транспортными средствами. В их обязанности входит:
участие в планировании эвакоперевозок;
обеспечение подготовки транспортных органов и транспорта для выполнения эвакоперевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями);
организация управления эвакоперевозками;
подготовка к специальной обработке транспортных средств.
Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. В их обязанности входят:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовка медицинских учреждений и формирований;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.

Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Ими решаются следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
Кроме того, на эти органы возлагается обеспечение мероприятий по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовка помещений для размещения эваконаселения, а также строительство и оборудование объектов для его обслуживания.
Планирование эвакомероприятий осуществляется эвакокомиссиями при участии органов управления ГОЧС, органов исполнительной власти.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В районах размещения эвакуируемого населения эвакокомиссии при участии органов управления ГОЧС, администраций органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного обеспечения эвакуированного населения.

Органы управления ГОЧС городских районов совместно с объектами экономики отрабатывают схемы марша пеших колонн.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Эти списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения.

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Транспортное обеспечение эвакуации населения - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Планирование эвакоперевозок железнодорожным транспортом осуществляется отделениями железных дорог, обеспечивающими транспортное обслуживание соответствующих районов.

Морской (речной) транспорт используется для эвакуации населения из морских (речных) портов, др. населенных пунктов, расположенных на морском побережье и по берегам рек и др. внутренних водоемов.
Воздушный транспорт используется для эвакуации населения из труднодоступных районов, не имеющих других средств сообщения, а также в случае их разрушения вследствие чрезвычайных ситуаций.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
осуществление жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и др. неотложных мероприятий;
проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций и др.

Инженерное обеспечение эвакуации населения организуется с целью создания необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Для получения наиболее полной картины условий проведения эвакуации органами управления ГОЧС организуется ведение воздушной, морской и наземной разведки, а также специальных видов разведки: радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фитопатологической и т.п.
Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжения ГСМ, и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, в обеспечении эвакоорганов необходимым имуществом.

Обеспечение связи в период проведения эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи на всех этапах эвакуации.

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);
подготовка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций;
развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки посадка населения на транспорт;
прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Руководителям органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов управления ГОЧС необходимо помнить, что плохо организованное проведение эвакомероприятий может порой привести к негативным последствиям, сопоставимым с потерями, ущербом от чрезвычайных ситуаций.

Почти в обязательном порядке в ходе эвакомероприятий приходится решать такие острые вопросы как:
* не потерять управление массами эвакуируемых людей;
* организовать охрану жилищ и имущества эвакуируемых;
* обеспечить эвакуацию домашних животных;
* обеспечить работу коммунальных служб;
* накормить и обеспечить кровом эвакуируемое население и т.д.
Эти вопросы должны быть проработаны заранее.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация