Обеспечение исполнения федерального бюджета. Исполнение бюджетов в рф. I. Общие положения

Главная / Бизнес

Исполнение федерального бюджета проистекает на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Минфином России. Обеспечивает исполнение федерального бюджета правительство страны. Оно устанавливает сроки и размеры финансирования расходов федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета производится через главных распорядителей бюджетных средств. В их число входят руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций, являющихся прямыми получателями бюджетных средств. После утверждения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок доводит до главных распорядителей бюджетных средств поквартальное распределение предусмотренных им бюджетных ассигнований. В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств после изучения этой информации должны в пределах выделенных им ассигнований довести объемы поквартального распределения средств до непосредственных получателей.
В ходе исполнения федерального бюджета Минфин России имеет право предоставлять средства на возвратной и платной основе (бюджетные ссуды) сроком не более чем 6 месяцев (в отдельных случаях до конца финансового года) только на мероприятия, утвержденные законом о федеральном бюджете. При этом в доходах федерального бюджета должны быть отражены суммы возврата выданных ссуд и уплаченных процентов по ним.

По решению Правительства Российской Федерации Министерство финансов имеет также право предоставлять отсрочки от уплаты налогов в федеральный бюджет. Такие бюджетные освобождения предоставляются обязательно на возвратной основе. В отдельных случаях с учетом конкретной экономической ситуации Минфину России предоставлено специальное право увеличивать до 10% бюджетные ассигнования на квартал по отдельным министерствам и ведомствам в счет ассигнований последующего квартала.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он сводится к пропорциональному снижению государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи. К ним относятся зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.
Важно иметь в виду, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.
В целях управления средствами федерального бюджета, го сударственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании Договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с граж данским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допус каются.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается его министром в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату Российской Федерации.
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета предполагает утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям. Оно требует утверждения и доведения до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия денежных обязательств получателями средств федерального бюджета. Санкционирование расходов предусматривает подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом.
На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из него, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий.
Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Последние формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета.
После утверждения лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до 3 месяцев. Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату Российской Федерации.
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих опла- е за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в Федеральное казначейство для подтверждения принятых денежных обязательств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Сумма подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Сумма подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Федерального казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным Бюджетным кодексом России. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия. Оно включает разрешение (распоряжение) на платеж и осуществление платежа. Данное финансирование осуществляется Федеральным казначейством.
Разрешение (разрешительная надпись) на платеж и распоряжение о платеже не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Понятно, что сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств °т предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности денежных средств на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности. На первом месте стоят платежи по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконныхдействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Во вторую очередь списание производится по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Далее идут списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет, списание средств на основании платежных документов, предусматривающих финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга. В последнюю очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета. При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступ- лений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств федерального бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета. Ее данные являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Изменение ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если же разница более 5%, но не свыше 10%, то принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим может Правительство России. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должна быть указана дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и получателей средств федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета случаются снижения поступлений, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, правительство страны представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов Российской Федерации на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. ЕІри этом Министерство финансов России подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на уменьшение дефицита бюджета либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете принимается по итогам исполнения федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено.
Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится правительством страны в Еосударственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Еосударственной Думы отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если указанный законопроект не принимается в срок. Правительство Российской Федерации имеет право осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.
Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам.
подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. Он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если последние в соответствии с законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств (субъектом Российской Федерации или другим получателем бюджетных средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.
Министр финансов имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он может также осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. В то же время он не вправе сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.
Распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Все доходы федерального бюджета, поступления из источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета, профи- иит федерального бюджета, а также все операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. Казначейство же устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов,
Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. Оно представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.
Итак, установленный законодательный порядок исполнения федерального бюджета предполагает, что он должен исполняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам ассигнований, так и по направлениям исполнения, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе-чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами местного само-управления.

Исполнение бюджета обеспечивает Министерство фи-нансов РФ , вся система органов управления финансами РФ. В про-цессе исполнения бюджета органы исполнительной и представитель-ной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполне-нием федерального бюджета и целевым использованием средств, вы-деляемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполне-ние бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация ис-полнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд-жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы , который предусматривает зачисле-ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан-сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ-ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу-ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально-го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна-чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде-рального казначейства) находится в Банке России.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответст-вующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже-та; б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде-ральных регулирующих налогов; в) возврат излишне уплаченных сумм доходов; г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет-ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется специальными субъекта-ми — участниками бюджетных правоотношений, называемыми глав-ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджет-ных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу-чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи-кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Распоряди-тель бюджетных средств — это орган государственной власти или ор-ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет-ные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен-ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи .

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденно-го бюджета в соответствии с функциональной и экономической клас-сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со-ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюд-жетные средств составляется сводная бюджетная роспись федераль-ного бюджета. Она составляется министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюд-жете и предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие в опреде-ленные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы.

Утвержденная сводная бюд-жетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде-ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак-тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства , где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде-ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро-вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани-ем и финансированием расходов федерального бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декаб-ря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допуска-ется. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвер-жденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполне-ния федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни-мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые со-ответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам за-вершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступив-шего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, еже-квартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и пред-ставление отчетности об исполнении бюджета осуществляются упол-номоченным исполнительным органом. Единая методология отчетно-сти об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный ор-ган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации пред-ставительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодо-вым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона обюджетезаконодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной частибюджетасоответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

    исполнения бюджетапо доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетотдельных видов доходов, в первую очередь,налогови другихобязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

    исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджетаи поступлений из источников финансированиядефицита бюджета, устанавливающий распределениебюджетных ассигнованиймеждуполучателями бюджетных средстви составляемый в соответствии сбюджетной классификацией. Она является основой дляисполнения бюджетоввсех уровней.

Бюджетная росписьсоставляетсяглавными распорядителямибюджетных средств по подведомственнымраспорядителями получателям на основе утвержденногобюджета. Она формируется в соответствии с функциональной иэкономической классификациямирасходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона обюджетероспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составлениебюджета(на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленныхглавными распорядителямибюджетных средств, Министерство финансов формируетсводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем своднаябюджетная росписьпередается на исполнениеФедеральному казначействуи направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В процессе исполнения бюджетаорганы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденныхассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемоелимитирование расходов . Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджетанередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемаясвободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджети не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетовосуществляется органамиисполнительной власти . Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всехраспорядителейиполучателей бюджетных средств. От имени и по поручениюбюджетных учрежденийони осуществляют платежи за счет средствбюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Казначействасуществуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений вбюджет, регулирование объемов и сроков принятиябюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от именибюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначействав России, относятся:

    организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами ирасходами бюджетана счетахказначейства;

    регулирование финансовых отношений между бюджетоми государственнымивнебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов, оперативное управление ими;

    сбор, обработка и анализ информации о состояниигосударственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях побюджетуи овнебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долгаРФ;

    разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначействапредставляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.Казначействоведет сводный реестрглавных распорядителей,распорядителейи получателей средствфедерального бюджета, оно осуществляет регистрациюбюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциямказначействаотносится предварительный и текущий контроль заисполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.Казначействообладает правом приостанавливать операции полицевым счетамраспорядителейиполучателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначействав России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства.

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджетана соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполненияфедерального бюджетана данной территории.

Все органы Федерального казначействаявляются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона обюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Основным принципом исполнения бюджетаявляется принципединства кассы . Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетана единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета . Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов вбюджеткак по времени, так и по территориям. В Россиибюджетывсех уровнейбюджетной системыисполняются на основе принципаединства кассы.

Казначействонесет ответственность за правильность исполненияфедерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных сисполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначействавходит также финансирование расходов, не включенных вбюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитовбюджетных обязательств.

Исполнение бюджетовпо доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджетаявляется формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

    налогоплательщики и плательщики сборов(юридические и физические лица), которые перечисляют вбюджетустановленныеналогии другиеобязательные платежи;

    учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

    органы Федерального казначейства , которые получают перечисленные в бюджетсредства и ведут их учет;

    налоговые органы (Министерство РФ по налогамисборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченныхналогов.

Источниками доходной части государственного бюджетаявляютсяналоги, уплачиваемые вбюджетывсех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогови порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнямибюджетной системы– законом обюджете. Получателяминалоговявляются территориальные органыФедерального казначейства, имеющиелицевые счетав банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органомказначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачетуналогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить своиобязательные платежи.

Исполнение бюджетовпо доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейи составление отчетности одоходах бюджета;

    распределение регулирующих доходовмеждубюджетамиразличных уровней в порядке, предусмотренном законом обюджете;

    возврат сумм налогов, излишне уплаченных вбюджет.

Исполнение бюджетапо расходам

Особенностью исполнения бюджетапо расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры –санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджетеи обеспечены поступлениями вбюджетдоходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаютсяФедеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованияхдораспорядителейиполучателей бюджетных средств, утверждениесметдоходов и расходовраспорядителямсредств ибюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательствдораспорядителейиполучателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средствбюджетавыглядит следующим образом. На основе росписи для каждогобюджетного учрежденияопределяется объембюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляетсметусвоих расходов.Сметаутверждается вышестоящимраспорядителемсредств и представляется вказначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимитыбюджетных обязательств– предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственногобюджета.Бюджетные учреждениясамостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляютсяказначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписиказначействодоводит ее показатели до всех нижестоящихраспорядителейиполучателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнованийизфедерального бюджетавправе вносить министр финансов иглавные распорядителисредствфедерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены дораспорядителейсредств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждениеполучило уведомление обассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составитьсмету своих доходов и расходов. Подготовленная сметапредставляется вышестоящемураспорядителюбюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение являетсяглавным распорядителембюджетных средств,сметаутверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясметанаправляетсяказначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований,бюджетной росписии прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджетадля каждогораспорядителясредств и бюджетополучателя утверждаютсялимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначействомобязанность совершить расходование средств соответствующегобюджетав течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджетеи своднойбюджетной росписью. Дляглавных распорядителейбюджетных средств лимиты утверждаютсяФедеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учрежденийони устанавливаютсяглавными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются черезказначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средствфедерального бюджетасводятся в единый реестр, который представляетсяказначействомв Счетную палату.

Орган федерального казначействапроверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсметеи лимитамбюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятыебюджетные обязательствав следующих случаях:

    при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

    при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведеннымбюджетным ассигнованиями лимитамбюджетных обязательств(например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статьеэкономической классификации, которая была указана в платежном поручении);

    при несоответствии принятых бюджетных обязательствутвержденнойсметедоходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотренысметой);

    при блокировке расходов.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначействанесут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначействомв день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляютсяказначействомв банк, который исполняет их черезлицевой счетказначейства. Банк осуществляет операции полицевому счетув пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Лицевые счетабюджетных учрежденийоткрываются в соответствующем территориальном органеФедерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетовв органахказначейства. Порядок учета операций, открытия и ведениялицевых счетовустанавливается Главным управлениемфедерального казначейства.

Через лицевые счетаосуществляются:

    финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

    межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;

    компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;

    предоставление средств федерального бюджетана условиях возвратности и платности;

    расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Корректировка бюджетав процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджетаего расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактическиедоходы бюджетаоказываютсяменьше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходовпринимается органами исполнительной власти. Если же фактическиедоходы бюджетасущественно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон обюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения федерального бюджетанедофинансирование расходовне превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ . При этом расходы бюджетапо всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всехраспорядителейи бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращениябюджетных расходовпроизводится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:

    отчет об исполнении федерального бюджетаза истекший период текущего финансового года;

    отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбордоходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;

    отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

    отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитови ссуд;

    анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

К функциям казначействаотносится организация и ведение учета по исполнениюфедерального бюджета. Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит)бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаютсяказначействомв соответствующих регистрах учета.

Казначействоопределяет порядок ведения учета и составления отчетности обисполнении бюджетоввсех уровнейбюджетной системы, а такжесметрасходовбюджетных учреждений. Главное управлениефедерального казначействаутверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Завершение бюджетного года

Исполнение бюджетазавершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участниковбюджетного процессаустанавливается Центральным банком и Министерством финансов.

Завершающим этапом исполнения бюджетаявляются заключительные обороты, после которых составляется отчет обисполнении бюджетаза год. В период заключительных оборотов операции полицевым счетамс бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались дляисполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого моментаФедеральное казначействообязано оплатить все принятые и подтвержденныебюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершеноказначейством28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается вдоходах бюджетаследующего финансового года.

В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции в системе балансовых счетов федерального казначейства.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  2. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  3. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  4. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов Р.Ф. составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передает ее на исполнение Федеральному казначейству.

На основании сводной бюджетной росписи орган исполняющий бюджет в течении 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до получателей средств через органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство регистрирует все операции связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге казначейства.

Министерство финансов Р.Ф. представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Р.Ф.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на единм счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство Р.Ф. представляет в Государственную Думу и Счетную палату Р.Ф. на проверку и заключение не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

Счетная палата Р.Ф. проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета Р.Ф. используя материалы проверок и ревизий.

После получения заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год и заслушивает:

  1. Доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  2. Доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  3. Заключение Председателя Счетной палаты Р.Ф.
  4. Доклад Генерального прокурора Р.Ф. о соблюдении законности в области бюджетного законодательства.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  1. Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  2. Об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Основная задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. Ответственность за исполнение федерального бюджета возложена на исполнительные органы власти - Министерство финансов и находящиеся в его ведении Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу; Федеральную таможенную службу и другие органы.
Исполнение бюджета связано со следующими понятиями.
Главный распорядитель бюджетных средств - это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (министерства и ведомства).
Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Бюджетная роспись - это документ по квартальному или по месячному распределению доходов и расходов соответствующего бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией.
Лимиты бюджетных средств - это объемы выделяемых из бюджета средств на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты устанавливаются на основе бюджетной росписи и доводятся до всех распорядителей бюджетных средств.
Существуют две системы исполнения бюджета: банковская и казначейская.
В РФ исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с казначейской системой. Делается попытка перевести на казначейское исполнение территориальные бюджеты.
Принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской заключается в том, что органы казначейства выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и средств на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов и платежей.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средства бюджетов в системе балансовых счетов Федерального казначейства, причем осуществление операций, минуя ее, запрещено. Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация