Новые правила миграционного учета иностранных граждан в россии. Регистрация иностранных граждан: правила внезапно изменились Регистрация на год для иностранных граждан

Главная / Бизнес

Россия является многонациональной страной: многие иностранцы уже имеют российское гражданство, а еще больше приезжают сюда в поисках лучшей жизни и работы.

Правила временного пребывания иностранцев в РФ

Въехать в нашу страну люди, являющиеся подданными других государств, могут как с предоставлением визы, так и без таковой.

Все основные вопросы, связанные с въездом в страну иностранца, пребыванием в ней, временной регистрацией по месту нахождения иностранного гражданина и её продлением регулируются действующим Федеральным законом № 115 Ф3 .

В безвизовом режиме могут въезжать:

  1. Граждане стран входящих в СНГ.
  2. Граждане стран, с которыми заключён договор о безвизовом посещении ими РФ.
  3. Иностранцы, которыми получен вид на жительство в России.
  4. Иностранцы, которые обзавелись разрешением на временное проживание в РФ.
  5. Остальным категориям граждан других государств необходимо получить визу, дающую право въезда на территорию нашей страны.

Визы могут быть различными, в зависимости от цели посещения страны. Это могут быть деловые, рабочие, учебные, туристические или иные виды виз. Пакет документов для получения каждой из этих виз имеет индивидуальные различия.

Независимо от того, каким образом и с какой целью человек въехал на территорию страны, он не имеет права игнорировать регистрационный учёт по фактическому месту пребывания или действительному месту жительства, если срок планируемого пребывания в РФ превышает 7 дней .

Находящихся в России на законном основании граждан других государств, официально вставших на регистрационный учёт, можно условно поделить на тех, кто .

Миграционная карта заполняется сразу же после приезда в Россию. С этого собственно и начинается сам процесс регистрации граждан, прибывших из других стран.

Нередки случаи, когда миграционная карта теряется . С этой проблемой нужно обращаться в ФМС, представив все документы, на основании которых она была выдана. Дубликат утраченной миграционной карты мигранту будет выдан бесплатно.

Учёт по фактическому месту пребывания

Важным шагом для иностранных граждан является оформление регистрации по месту их пребывания в территориальном отделении ФМС.

Этим вопросом занимается принимающая сторона , то есть организация или частное лицо, к которым человек приехал. К таковым, например, относится администрация гостиницы, в которой остановился прибывший иностранец.

Для регистрации по месту пребывания иностранным гражданам дается срок не более 7 суток после прибытия в Россию.

Самостоятельно такой постановкой на учёт приезжий должен заняться, если принимающая сторона по веским причинам не может решить этот вопрос.

Результатом этой регистрации является выдача уведомления об успешном её прохождении. Взимание госпошлины в этом случае не предусмотрено.

Регистрация по месту проживания

В отношении всех без исключения иностранных граждан с различными целями временно находящихся на территории России, обязательно требование законодательства страны, касающееся регистрации по месту их проживания.

Определившись с помещением, в котором прибывшему иностранцу предстоит проживать, он обязан подать заявление в территориальное отделение ФМС , расположенное по месту нахождения предоставленной жилплощади.

Подавать такое заявление необходимо в течение 7 дней после прибытия мигранта к месту фактического нахождения данного помещения, либо с того дня, когда этим мигрантом было получено разрешение на его временное проживание, либо с момента получения им вида на жительство.

Вместе с заявлением необходимо будет предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • документ, который подтверждает право пользования указанным жильём (это может быть , и т.п.).

За этот вид регистрации предусмотрено взимание госпошлины.

Свидетельствовать о временной постановке на регистрационный учёт будет отметка в разрешении на временное проживание или в виде на жительство.

Срок временной регистрации и его продление

Длительность пребывания в России иностранных граждан ограничивается сроком, на который у них оформлена виза.

Если пребывание на территории России носит безвизовый характер, то его срок не может превышать 90 суток .

По истечении этого времени иностранный гражданин должен покинуть страну, поскольку дальнейшее нахождение в нашей стране таких граждан будет считаться незаконным.

При необходимости срок временной следует продлить.

С 2015 году в порядок его продления определяется Приказом ФМС № 655 «Об утверждении порядка принятия территориальными органами ФМС России о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации».

Для продления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину требуется подать соответствующее заявление в территориальный отдел ФМС по месту по месту временного пребывания или проживания либо самому иностранцу, либо принимающей его стороне.

Подавать заявление нужно не позднее, чем за 2 недели до истечения срока законного пребывания в стране.

В этом заявлении, написанном в произвольной форме, непременно должны быть указаны все основные сведения об иностранном гражданине:

  • полные фамилия, имя и отчество;
  • место и дата рождения;
  • подданство;
  • наименование и основные положения удостоверяющего личность документа (его наименование, срок действия, кем и когда выдан, серия и номер);
  • адрес места пребывания или проживания.

Вместе с заявлением предоставляется также:

Заявление о продлении временной регистрации рассматривается в отделении ФМС в течение 7 дней . Заявителю будет предложено прибыть по истечении этого срока для оглашения решения.

Такое решение может принять руководитель отделения ФМС или его заместитель. В том случае, когда принимается положительное решение, ставится соответствующая отметка в миграционной карте иностранца.

Если принимается отрицательное решение, то уведомление об этом вручается под роспись лицу, в отношении которого и был вынесен этот ответ. После этого у него остаётся 7 дней на то, чтобы покинуть пределы страны.

Граждане других государств, получившие патент на трудовую деятельность обязаны оформить продление регистрации по имеющемуся патенту. В этом случае, кроме перечисленных выше документов, дополнительно потребуется справка о доходах по форме 2НДФЛ.

Сокращение срока временной регистрации

Кроме продления регистрационного срока, он может быть и сокращён. Решение об этом принимается территориальным отделом ФМС.

Такое решение может быть принято:

В отдельных случаях может быть принято органами ФМС решение о досрочном аннулировании полученного патента, или же имеющегося разрешения на работу, а также временной регистрации, и даже вида на жительство.

Нахождение на территории РФ без регистрации

На получение временной регистрации отводится всего 7 дней после прибытия. Однако теперь легализоваться иностранным гражданам будет труднее.

С 2015 всем прибывающим в страну иностранцам необходимо сдавать интеграционный экзамен .

Причём сдавать его нужно будет для приобретения патента, для получения официального разрешения на работу, для получения вида на жительство.

Трудности легализации пребывания в России не причина увиливать от регистрации, однако нелегальных мигрантов , живущих без регистрации по месту своего пребывания в России, ещё достаточно много , даже несмотря на ужесточение наказания за это.

2015 год ознаменовался дифференцированным подходом к нарушителям миграционного законодательства:

  • теперь иностранцу, который незаконно находится на территории РФ более 120 суток, могут запретить въезд в страну на 3 года;
  • если подобное нарушение исчисляется 270 днями, то длительность запрета увеличивается до 5 лет;
  • незаконное пребывание более чем 360 дней карается запретом на въезд в Россию на срок в 10 лет.

Все эти меры направлены на искоренение нелегальной миграции и всех связанных с этим негативных явлений.

Видео: Регистрация иностранцев в РФ

В видеосюжете адвокат разъясняет, каким образом осуществляется регистрация иностранцев в России.

Даются ответы, как встать на миграционный учет и оформить прописку по месту пребывания в стране. Рассказывается какие санкции могут последовать при нахождении иностранного гражданина в РФ без регистрации.

С 8 июля 2018 г. вступает в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“».

Поводом к внесению изменений в закон стало постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ в связи с жалобами граждан США», где суд постановил руководствоваться следующим толкованием.

Если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает в помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно.

Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания.

В соответствии с изменениями, вступающими в силу с 8 июля 2018 г., местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Далее принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

Иностранный гражданин больше не обязан вставать на миграционный учет, формулировка изменена на «подлежит постановке», что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

Кроме этого, следует отметить, что теперь основанием для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будет пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность, не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса. При этом основание для постановки по адресу компании отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, вносимые в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», запрещают иностранному гражданину становиться на миграционный учет по адресу организации, где он работает, если там он фактически не проживает .

Закон закрепляет, что работодатель освобождается от статуса «принимающая сторона», только если такой работодатель не может обеспечить проживание иностранцев на его территории. То есть, если, например, иностранный гражданин сам арендует квартиру, а его организация ему компенсирует расходы, она не будет считаться принимающей стороной. В случае же аренды квартиры самой организацией и дальнейшего предоставления ее иностранцу для проживания, такая организация признается «принимающей стороной», а, следовательно, обязана зарегистрировать гражданина.

Изменения:

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;";

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;";

2) в части 1 статьи 20 слова "обязан встать" заменить словами "подлежит постановке";

3) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.".

Президент

Российской Федерации

Временная регистрация иностранного гражданина на территории Российской Федерации называется миграционным учётом.

Миграционный учет включает в себя: временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания и временная регистрация по месту жительства.

Временная регистрация иностранного гражданина носит уведомительный характер. То есть органы миграционного контроля не выдают разрешений на временную регистрацию, а только фиксируют уведомления и заявления поступающие от принимающей стороны или от иностранцев.

Поэтому органы миграционного контроля не определяют сроков нахождения иностранных граждан в РФ (сроков временной регистрации) — все сроки закреплены в Федеральном Законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ.

Порядок въезда и выезда из Российской Федерации, а так же вопросы ответственности за нарушение норм о временной регистрации определены Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15.08.1996 г.

Правила осуществления временной регистрации иностранных граждан по месту прибытия или месту жительства определен в Постановлении Правительства от 15 января 2007 г. №9 «О порядке учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Еще один нормативный акт о котором стоит упомянуть это: Административный регламент Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания.»

Приказ МВД России №881 от 23.11.2017 г.

Порядок въезда

Иностранный гражданин вправе въехать на территорию Российской Федерации на основании визы или в порядке безвизового режима.

В 2018 году не требуется наличие визы при въезде на территорию Российской Федерации гражданам следующих государств:

  • Украины;
  • Белоруссии;
  • Абхазии и Южной Осетии;
  • Армении;
  • Азербайджана;
  • Молдовы;
  • Казахстана;
  • Киргизии;
  • Таджикистана;
  • Узбекистана;
  • Сербии и т.д.

Граждане, имеющие право въехать без визы предъявляют при пересечении границы Российской Федерации общегражданский паспорт или загранпаспорт — по своему выбору (граждане Армении, Абхазии, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Южной Осетии).

Примечание: Если гражданин Украины планирует получить в РФ разрешение на временное проживание, то въезжать рекомендуется по заграничному паспорту. Поскольку, если штамп о разрешении на временное проживание проставить во внутренний паспорт гражданина Украины, то он сделает паспорт недействительным.

Граждане других государств при пересечении границы РФ предоставляют заграничный паспорт и визу (если требуется).

На официальном сайте МВД России можно проверить есть ли основания для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранному гражданину. Так же, по этому вопросу, можно обратиться в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграционного учета (УФМС).

Принимающая сторона

Важным отличием при получении временной регистрации гражданами РФ и иностранными гражданами является то, что обязанность по подаче уведомления о прибытии иностранца (временная регистрация) лежит на принимающей стороне. Исключением являются случаи, когда иностранный гражданин обязан оформить временную регистрацию самостоятельно.

Принимающей стороной могут выступать:

  • Граждане РФ;
  • Индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации;
  • Администрация гостиницы, где остановился иностранный гражданин;
  • Медицинское учреждение, если иностранный гражданин прибыл на лечение;
  • Собственник жилого помещения, по адресу которого оформляется иммиграционный учет;
  • Иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий вид на жительство и у которого оформлена регистрация;
  • Юридическое лицо, если иностранный гражданин проживает по юридическому адресу этого юридического лица или в его помещении, оборудованном для сна и отдыха. При этом, юридическое лицо должно встать на учет в органе УФМС и зарегистрироваться, как принимающая сторона;
  • Представительства и филиалы иностранных юридических лиц, если они приглашают иностранного гражданина на работу. Эти организации так же обязаны быть зарегистрированы в УФМС как принимающая сторона;
  • Орган местного самоуправлении или госвласти;
  • Иностранные граждане — прибывшие в Российскую Федерацию в качестве высококвалифицированного специалиста, по отношению к членам своей семьи;
  • А так же иные физические и юридические лица, имеющие право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд.

Для иностранного гражданина, имеющего статус высококвалифицированный специалиста принимающей стороной для временной регистрации может выступить:

  1. Любое юридическое лицо РФ;
  2. Научные организации, образовательные и медицинские учреждения, имеющие право приглашать высококвалифицированных специалистов — иностранных граждан;
  3. Иностранные организации;
  4. Спортивные организации, за исключением Общероссийских спортивных федераций.

Иностранец, имеющий собственное жилье — может оформить сам себе временную регистрацию. В отношении других лиц он сделать это не может, включая членов своей семьи.

Новые правила временной регистрации иностранного гражданина

Как оформить приглашение иностранцу на въезд в РФ

Если иностранец прибывает в Российскую Федерацию из страны с которой установлен визовый режим. Основанием для получения визы является оформление приглашения на въезд, которое получает принимающая сторона.

Для получения приглашения принимающая сторона обращается с ходатайством о выдаче такого приглашения или лично в миграционные органы, или онлайн, через портал Госуслуги.

Перечень документов, которые предоставляет принимающая сторона:

  • Ходатайство о выдаче приглашения;
  • Документ, удостоверяющий, приглашающую сторону;
  • Копию документа, удостоверяющего иностранного гражданина;
  • Гарантийное письмо о том, что принимающая сторона берет на себя материальное, медицинское и жилищное обеспечение иностранного гражданина;
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины — 800 руб. или 560 руб.

В случае подачи ходатайства физическим лицом через портал Госуслуги, то пошлина составит 560 руб. за каждого приглашенного.

Для подачи ходатайства через портал Госуслуги необходимо пройти процедуру регистрации. Услуга по временной регистрации доступна только гражданам, имеющим Подтверждённую учётную запись.

В течении 20 дней ходатайство будет рассмотрено и будет вынесено решение, с которым можно будет ознакомиться в Личном кабинете портала Госуслуги.

Срок сокращается до 5 дней при срочной необходимости, например, тяжелой болезни или иных обстоятельств, требующих экстренного въезда. В отношении высококвалифицированного специалиста и его семьи срок рассмотрения ходатайства сокращается до 14 дней.

При подаче ходатайства через органы ФМС принимающая сторона лично или через представителя подает все необходимые документы.

Ей предоставляется возможность выбрать — как должно быть оформлено приглашение: на бланке или в электронном виде.

Если приглашение оформляется в электронном виде, то оно отправляется на адрес электронной почты, указанный в ходатайстве.

Как проверить действительность приглашения

Проверить действительность выданного приглашения можно на официальном сайте МВД России или обратиться в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграционного учета (ФМС).

Проверка действительности приглашений на въезд иностранных граждан

Если у принимающей стороны есть запрет на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов или вынесено постановление о нарушении миграционного законодательства, ей будет отказано в выдаче приглашения на въезд.

Иностранный гражданин получив приглашение на въезд — оформляет визу в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в стране своего проживания.

Если было оформлено электронное приглашение — то иностранный гражданин, имея на руках краткую печатную форму электронного приглашения, обращается в консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации только в городе, указанном в приглашении.

Сроки оформления временной регистрации по месту пребывания или по месту жительства

Иностранный гражданин обязан получить временную регистрацию по месту пребывания или месту жительства в срок до 7 рабочих дней с момента пересечения государственной границы.

При этом не имеет значения постоянно или временно проживает иностранец на территории РФ, в и в том, и в другом случае он обязан подать Уведомление о прибытии в место пребывания и пройти процедуру временной регистрации в течении 7 рабочих дней.

Обращаем ваше внимание на то, что для граждан Армении, Казахстана и Киргизии (ЕАЭС) определены иные сроки получения временной регистрации. Граждане этих государств обязаны встать на миграционный учет (оформить временную регистрацию) в течении 30 дней с момента прибытия.

Граждане Таджикистана оформляют временную регистрацию в течении 15 дней с момента прибытия.

В настоящее время граждане Белоруссии и Украины освобождены от постановки на учет по месту пребывания в течении 90 дней с момента прибытия на территорию РФ. По истечении этого срока им необходимо либо выехать, либо получить временную регистрацию.

Министерством Внутренних Дел России вынесено предложение в Правительство РФ об увеличении срока временного пребывания граждан, прибывающих с Украины из Донецка и Луганска, с 90 дней до 180 дней.

Пока, решение не принято — и срок нахождения граждан из этих городов, без оформления временной регистрации, остается прежним — 90 дней.

Граждане Евразийского экономического союза и их семьи (т.е. граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии) если они прибыли в Российскую Федерацию с целью трудоустройства должны сделать временную регистрацию в течении 30 дней.

Временная регистрация иностранного гражданина: порядок оформления

Обязанность по постановке на миграционный учет иностранного гражданина лежит на принимающей стороне.

Гражданин при пересечении государственной границы получает от офицера паспортного контроля миграционную карту.

  • Далее иностранец передает копию миграционной карты, копию паспорта, копию визы (если она есть) принимающей стороне;
  • Затем принимающая сторона заполняет бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, который передает в территориальное управление УФМС (через МФЦ, почтовое отделение или непосредственно в УФМС) вместе с документом, удостоверяющим его личность;
  • Сотрудник, принимающий документы (в ФМС, на почте или в МФЦ), проставляет на бланке Уведомления отметку о его приеме.

Бланк уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту пребывания часть 1

Как правильно заполнить уведомление о прибытие иностранного гражданина или лица без гражданства к месту прибытия.

Принимающая сторона выражает свое согласие на нахождение иностранного гражданина у нее- подписью на оборотной стороне Уведомления . Если принимающей стороной является юридическое лицо, то кроме подписи руководителя ставится и печать организации.

Обращаем ваше внимание, что не предоставление миграционной карты — не является основанием для отказа в принятии Уведомления.

Подтверждением факта получения временной регистрации иностранного гражданина является отрывная часть бланка Уведомления.На отрывной части обязательно должна стоять отметка о принятии Уведомления.

Обращаем ваше внимание, при подаче документов через почту могут возникнуть определённые трудности.
Поскольку, передача документов с почты России в ФМС зачастую длительна по времени, а иногда может вообще не доходить до адресата.

И, как следствие, информация о наличии временной регистрации у конкретного гражданина может отсутствовать базе УФМС.

Поэтому, для иностранных граждан самым надежным способом является непосредственная подача документов через органы миграционного контроля (бывшая ФМС — ныне ГУВМ МВД России).

Срок временного пребывания

Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия визы.

В случае, если гражданин прибыл в безвизовом порядке, то на начальном этапе временная регистрация иностранного гражданина осуществляется на срок до 90 дней (по практике УФМС Москвы и СПБ на 30 дней). По истечении этого срока иностранец обязан покинуть Российскую Федерацию или продлить регистрацию.

Иностранец не обязан находится на территории РФ непрерывно весь срок в 90 дней. Он вправе выезжать за ее пределы. Главное, чтобы суммарно срок его пребывания на территории Российской Федерации в течении 180 дней не превышал 90 суток.

Таким образом, используемый некоторыми иностранными гражданами способ — выезжать за пределы РФ по истечении 90 дней и сразу же въезжать обратно — является нарушением миграционного законодательства.

Въехать обратно такой гражданин может только через 90 дней после выезда.

Граждане Армении, Казахстана и Киргизии (ЕАЭС) если они имеют на руках подписанный трудовой договор, могут оформить первичную регистрацию на срок действия этого договора.

Если иностранный гражданин прибыл, как высококвалифицированный специалист, то он вправе получить временную регистрацию на срок действия его разрешения на работу.

Если иностранный гражданин имеет Вид на жительство в РФ или Разрешение на временное пребывание, то временная регистрация иностранного гражданина осуществляется на срок действия этих документов.

Данный вопрос регулируется Федеральным Законом » О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. №115-ФЗ (в редакции от 19.07.2018).

Продление срока временной регистрации

Временная регистрация иностранного гражданина по истечении срока аннулируется. После этого он обязан выехать за ее пределы. Или подать заявление о продлении срока временной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания.

Заявление о продлении срока временной регистрации подается в территориальное отделение УФМС по месту фактического пребывания и подаётся заранее до истечения срока.

Форма такого заявления не определена и подается в произвольном виде.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • Основания для продления временной регистрации иностранного гражданина;
  • ФИО и дата рождения;
  • Гражданство;
  • Данные документа, удостоверяющего личность;
  • Место фактического пребывания.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие основания для продления срока временного пребывания.

Основания для продления

Продлить временную регистрацию можно только по определенным основаниям, таким как:

  • Иностранцу выдана новая виза;
  • У гражданина принято заявление на получение им разрешения на временное проживание;
  • Иностранный гражданин подал заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство;
  • В органы ФМС подано ходатайство от работодателя о привлечении данного иностранного гражданина как высококвалифицированного специалиста;
  • С ерьезное заболевание;
  • Поступление в ВУЗ (факт подтверждается заявлением образовательного учреждения. Необходимым условием является наличие у данного образовательного учреждения государственной аккредитации). Продление осуществляется до окончания обучения;
  • Поступление на подготовительное или дополнительное отделение государственного федерального ВУЗа (Обязательно наличие ходатайства от данного учебного заведения);
  • Беременность на позднем сроке;
  • Получение или продление трудового патента;
  • Оформление наследства;
  • Регистрация вида на жительство;
  • Выдача разрешения на временное проживание;
  • Заключение трудового контракта или его продление (заявление об этом подается работодателем в ФМС).

Срок на который продляется временная регистрация иностранного гражданина, поступившего в ВУЗ — до времени окончания обучения в данном ВУЗе.

Если иностранный гражданин получил или продлил срок патента, то дополнительно обращаться в органы ФМС с заявлением о продлении срока временного пребывания, не нужно.

При заключении трудового договора иностранным гражданином из страны ЕАЭС для продления срока временного пребывания достаточно ходатайства со стороны работодателя. Подавать заявление о продлении срока не нужно.

Порядок продления

За 3 рабочих дня УФМС обязано рассмотреть заявление о продлении срока пребывания на территории РФ и вынести решение о продлении срока или об отказе в продлении срока.

Временная регистрация иностранного гражданина продлевается так же на 90 дней или на срок действия обстоятельств, явившиеся основанием для продления. См:(Приказ МВД России от 28.06.18 г. №406).

Отметка о продлении срока временного пребывании проставляется в миграционной карте.

При принятии решения об отказе продления срока временного пребывания, представитель ФМС в течении 1 дня звонит иностранному гражданину и сообщает о решении. Если нет возможности связаться по телефону — сотрудник отправляет сообщение на электронный почтовый адрес, либо почтовым отправлением.

После этого иностранный гражданин должен явиться лично в органы ФМС и получить уведомление об отказе.

Снятие с иммиграционного учета происходит автоматически- без уведомления, при выезде иностранного лица.

Особые случаи, когда иностранный гражданин самостоятельно уведомляет о прибытии

В некоторых случаях иностранный гражданин сам обязан уведомить органы ФМС о своем прибытии. Это:

  • Если иностранец владеет жилым помещением на праве собственности на территории РФ;
  • Если принимающая сторона (физическое лицо) имеет уважительные причины, препятствующие выполнению обязанности по уведомлению органов ФМС (Например, тяжелая болезнь и т.д.);
  • Когда гражданин постоянно проживает на территории РФ и имеет вид на жительство.

Документы, необходимые для прохождения процедуры регистрации по месту жительства иностранного гражданина:

  1. Паспорт- документ удостоверяющий личность;
  2. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства;
  3. Вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  4. Документ, подтверждающий права на жилое помещение.

Иностранный гражданин, имеющий жилое помещение на праве собственности, обязан подать Заявление в течении 7 рабочих дней с момента получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство, либо с даты его прибытия на место нахождения данного помещения.

Обращаем ваше внимание, что документы о регистрации иностранного гражданина по месту жительства подаются непосредственно в территориальный орган УФМС России по месту нахождения жилого помещения.

В этом случае, регистрация осуществляется на срок действия этих документов.

За оформление регистрации иностранного гражданина по месту жительства взымается государственная пошлина 350 руб.

Временная регистрация иностранного гражданина: куда можно подать документы

Первоначально подать Уведомление о регистрации по месту пребывания можно:

  • В территориальный орган МВД по вопросам миграции (УФМС- сейчас называется УФМ МВД России) по месту регистрации;
  • Через почту (только для первоначальной регистрации, для продления - необходимо будет обратиться в территориальное УФМ МВД (ФМС) ;
  • Через МФЦ;
  • С использованием сервиса портала Госуслуги (услуга бесплатная).

Временная регистрация иностранного гражданина: цена

За постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается. При этом не имеет значения каким способом поданы документы (непосредственно в ФМС, через Госуслуги, через МФЦ или почту).

Временная регистрация иностранного ребёнка

Получение временной регистрации для детей иностранных граждан осуществляется по тем же правилам, что и получение временной регистрации взрослых.

Единственным отличием является то, что принимающей стороной в случае с ребенком не может выступать юридическое лицо.

Для оформления предоставляются следующие документы:

  1. Заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина;
  2. Копия миграционной карты;
  3. Копии паспорта законного представителя;
  4. Копия свидетельства о рождении ребенка.

Временная регистрация иностранных граждан в Москве

Московская временная регистрация иностранного гражданина осуществляется по общим правилам.

Таким образом, процесс постановки на миграционный учет одинаков для всех регионов РФ.

Единственным отличием является более строгая ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Так, если иностранный гражданин работает в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области без разрешения на работу или без патента. А также, если иностранный гражданин работает по профессии не указанной в патенте или работает за пределами субъекта на работу в котором ему выдано разрешение или патент, то штраф составит от 5 000 до 7 000 руб.

Более того, по данному правонарушению предусмотрено выдворение (депортация) иностранца за пределы Российской Федерации.

Стоимость патента: 2018 год — Москва — 4500 руб., Московская область 4300 руб., СПБ- 3500 руб.

Поправки в законодательство: Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания 2018 год

Снятие с миграционного учета

По действующему миграционному законодательству с 2018 года временная регистрация иностранного гражданина подлежит снятию:

  • Если он получил временную регистрацию по месту пребывания по другому адресу;
  • Если выехал за пределы Российской Федерации;
  • Смерти;
  • Установления факта фиктивной временной регистрации;
  • Убытия (выезда) с места временной регистрации.

Информация по первым четырем пунктам поступает в ФМС из других государственных органов (Если встал на учет в другом месте — из других территориальных органов ФМС; Если выехал — из пограничной службы; В случае смерти — из органов ЗАГС и т.д.).

По последнему пункту — снятие с иммиграционного учета в случае убытия (выезда) иностранного гражданина с места временной регистрации. Важным моментом является то, что обязанность по уведомлению миграционных органов (УФМС — УВМС МВД России) лежит на принимающей стороне.

Уведомление о убытии может быть передано лично в УФМС, так же возможна передача через МФЦ и почту.

Эта норма права позволяет Принимающей стороне (собственнику жилого помещения) самостоятельно уведомлять органы ФМС о выбытии иностранного гражданина, даже, если связь с ним после выезда потеряна.

Ответственность за нарушение законодательства о временной регистрации

Не знание норм законодательства о временной регистрации иностранного гражданина не освобождает от ответственности за их нарушение, поскольку, считается, что все законодательные акты представлены открыто и доступны для ознакомления любому желающему.

Основным нормативным актом, регламентирующим ответственность за нарушение норм миграционного законодательства является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Глава 18 устанавливает ответственность и иностранных граждан, и принимающей стороны.

Ответственность за нарушение законодательства о временной регистрации при постановке на учет лежит не на самом иностранном гражданине, а на его Принимающей стороне.

Кроме случаев, когда он обязан был сам принять меры по получению временной регистрации (будучи сам собственником жилого помещения в котором осуществляется временная регистрация или когда Принимающая сторона по уважительной причине не может выполнять свои функции по временной регистрации).

Таким образом, иностранный гражданин не оформивший временную регистрацию не несет за это ответственность. Штраф будет наложен на принимающую сторону.

Основной формой ответственности является наложение штрафа. Однако, иногда к иностранному гражданину, может быть применена депортация и запрет на въезд в РФ (только по решению суда).

Можно выделить 2 вида правонарушений, за которые предусмотрена ответственность.

Первая группа- это нарушения в сфере порядка въезда/ выезда из Российской Федерации, а также нарушения норм пребывания иностранных граждан на территории РФ. Вторая группа — это нарушения по вопросам трудоустройства иностранных граждан.

Ответственность за нарушение порядка въезда и выезда

За нарушение порядка въезда/выезда из Российской Федерации, а также за нарушение норм пребывания на территории РФ на принимающую сторону возлагается штраф в размере:

  • На гражданина — от 2 000 до 5 000 руб.;
  • штраф на должностное лицо — от 35 000 до 50 000 руб.;
  • На юридическое лицо — от 400 000 до 500 000 руб.

Законодательство приравнивает Индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам, поэтому ответственность ИП несет такую же, как и юр.лицо.

Нарушения в сфере трудоустройства

Нарушения в сфере трудового законодательства. Например, если иностранный гражданин работает без разрешения на работу или без патента, или работает по профессии не указанной в патенте. Так же, если он работает за пределами субъекта на работу в котором ему выдано разрешение или патент, то штраф составит от 2 000 до 5 000 руб.

Федеральный закон №163 от 27.06.2018г. полностью перевернул привычные правила регистрации (постановки на миграционный учет) иностранных сотрудников. С 8 июля 2018 года работодатели и заказчики услуг (юридические лица и индивидуальные предприниматели) смогут ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по адресам компаний только в случае, если работники по этим адресам фактически проживают.

«Сейчас компании и индивидуальные предприниматели ставят иностранных сотрудников на миграционный учет по своим юрадресам. И это был выход, так как большинство граждан РФ, которые сдают квартиры, регистрировать иностранцев просто не хотят, - пояснила БУХ.1С Юлия Пакина, руководитель отдела по работе с юридическими лицами компании Альянс-Трудовая Миграция . - Работодателям и заказчиком услуг приходится самим ставить на учет иностранцев, чтобы не потерять работников».

Закон №163-ФЗ разрешает организации-работодателю ставить на учет своего иностранного работника при условии, что иностранец реально живет в помещении, принадлежащем этой компании. То есть, он там спит, ест, смотрит телевизор, принимает душ, другими словами, использует помещение для сна и отдыха. Понятно, что в офисах компаний никто не проживает. Но теперь получается, что если собственники не начнут ставить на учет иностранцев, сдавая им квартиры, то компании просто останутся без сотрудников.

«Данные изменения вступают в силу только с 8 июля 2018 года, соответственно только с этого дня документы о миграционном учете должны быть оформлены по адресу фактического проживания иностранного гражданина. Согласно ст. 54 Конституции РФ, работодатель/заказчик услуг не будет нести ответственность за деяние, которое не являлось правонарушением в момент его совершения, - рассказывает Юлия Пакина. - Это значит, что если он оформил (продлил) миграционный учет иностранному гражданину по месту работы до 08.07.2018, то данный учет будет совершенно законно действовать до окончания своего срока. После истечения этого срока иностранный сотрудник должен зарегистрироваться по новым требованиям, т. е. по адресу проживания».

В общем, у работодателей еще есть время, чтобы успеть до 8 июля 2018г. продлить текущий миграционный учет иностранцу по месту работы на максимальный срок. Для этого иностранцу с патентом, например, необходимо внести заранее платежи по патенту.

Пока миграционный учет будет действителен, найти «своему» иностранному сотруднику место проживания, по которому его поставят в будущем на миграционный учет. Это могут быть:

Хостел, отель, гостиница, общежитие (такие учреждения самостоятельно ставят иностранцев на миграционный учет);

Комната или квартира, собственник которой готов не только сдать ее, но и зарегистрировать в ней мигранта;

Жилые помещения, купленные организацией, по которым она сама в будущем сможет их регистрировать.

Что будет, если продолжать регистрировать иностранных сотрудников на адрес компании, если они там не будут проживать?

Юридическому лицу может грозить штраф от 350 000 до 800 000 рублей руб. за каждого иностранного сотрудника за предоставление ложных сведений (ч.2 ст.19.27 КоАП).

Иностранцев, поставленных на миграционный учет по адресу работодателя, но реально там не проживающих, в случае проверки могут оштрафовать за отсутствие регистрации. Если мигрант получает второй такой штраф, то его депортируют.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит поторопиться как можно быстрее продлить миграционные учеты работникам по старым требованиям, чтобы успеть спокойно подготовиться к новым и не потерять сотрудников.

Иностранных граждан вводятся в России в части их регистрации по месту пребывания.

Соответствующие поправки в федеральный закон №163-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"» были подписаны президентом Владимиром Путиным 27 июня 2018 года и вступили в силу с воскресенья, 8 июля.

Главным и наиболее важным моментом вступивших в силу поправок стало изменение в части миграционного учета иностранных граждан по месту прибытия.

Впредь любые юридические организации не имеют право регистрировать (ставить на миграционный учет) по своему адресу , если работник компании фактически не живет в этом помещении (то есть по месту юридической регистрации предприятия).

Теперь иностранец обязан регистрироваться только по месту своего фактического проживания.

Раньше, например, организация нанимала иностранца и регистрировала его по своему адресу, при этом мог не жить на территории предприятия, а только трудился. Теперь либо работодатель должен предоставлять жилье иностранцу, чтобы поставить его на по этому адресу, либо сам мигрант обязан регистрироваться по месту своего проживания.

При этом если кто-то уже успел встать на миграционный учет либо продлить свою регистрацию на основании до вступления в силу закона, то есть до 8 июля, то эта регистрация действует до окончания своего срока, и заново вставать на миграционный учет не нужно.

За нарушение новых правил на иностранца может быть наложен административный штраф на сумму от 5 до 7 тысяч рублей с возможным выдворением из РФ, а на работодателя — от 350 тыс. руб. до 800 тыс. руб.

Ввиду жесткой борьбы МВД с «резиновыми» квартирами в последние годы единственной легальной возможностью , исключающей риск оказаться негалом, остается регистрация по месту жительства, то есть регистрация собственником квартиры (либо прописанным в ней гражданином РФ), в которой проживает мигрант. Притом, что никакой дополнительной платы за услуги ЖКХ постановка на для собственника не влечет.

В связи с новыми поправками со стороны иностранцев может вырасти спрос и на услуги дешевых гостиниц, хостелов или общежитий, которые регистрируют прибывших в день их заселения.

Многофункциональный миграционный центр в Сахарово, который также предоставлял услуги по постановке на миграционный учетом сроком на один месяц, чтобы прибывший в российскую столицу мог оформить себе , прекратил оказание этой услуги еще в июне.

Вступившие в силу поправки решили и другой острый вопрос, а именно определили статус строительных вагончиков, которые были расположены на территории строительства объектов и в которых трудовые мигранты проживали. Теперь компания имеет право поставить на миграционный учет иностранца по своему адресу в случае фактического проживания работника «по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном». Также в поправках дано определение тому, что значит «место проживания», — помещение, регулярно используемое для сна и отдыха.

В конце июня Владимир Путин подписал документ с 15 поручениями, в числе которых попало распоряжение о подготовке предложений по разрешений на временное проживание и видов на жительство, а также гражданства РФ.

Также в июне стало известно содержание проекта приказа МВД РФ, который разрешит иностранцам в России на патенты и разрешения на работу в хиджабах и тюбетейках.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация