Муниципальное предприятие может заключать государственный контракт. Что такое муниципальный контракт. Условия заключения государственного контракта

Главная / Бизнес

В зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.

Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Термин "гражданско-правовой договор бюджетного учреждения" в Законе N 44-ФЗ не используется. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

Таким образом, использование термина «Договор» по Закону №44-ФЗ для бюджетных учреждений не допускается.

Особенности государственного контракта

Для безопасности заказчика, будь то муниципальные или государственные госзакупки, законодателем разработан ряд мер, установленных ст. 31 Закона №44-ФЗ. Но как показывает практика государственных закупок в бюджетных организациях, многие пренебрегают этими мерами и не редко расплачиваются за свою лень тем, что после перечисления денежных средств победителю, последний, вдруг бесследно исчезает. Это важнейшее условие внедрения эффективного контракта. Тщательно проверяйте все документы и информацию, предоставленные Вам в соответствии со ст. 31 Закона №44-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, в проектах государственного или муниципального контракта целесообразно предусмотреть оплату после поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Особенно это касается госзакупок на большие суммы. И помните, что в соответствии с бюджетным законодательством, предоплата по контрактам бюджетного учреждения не может превышать 30% цены контракта. Так же не нужно «стесняться» требовать обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ст. 96 Закона №44-ФЗ.

На основании ст. 34 Закона №44-ФЗ в государственном (муниципальном) контракте необходимо предусмотреть ряд условий таких как:

  • порядок и размер уплаты неустойки, пеней, штрафов,
  • возможность одностороннего отказа от исполнения госконтракта,
  • о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и многое другое.

Конечно, все эти, и не только перечисленные, но и ряд других, уникальных в каждом случае обязательных условий и нюансов невозможно удержать в голове. Для чего рекомендуется составить и утвердить типовой проект государственного контракта в каждом бюджетном учреждении свой для каждого вида гражданско-правового договора.

Особенности заключения государственного контракта в учреждениях образования и культуры

Введение и внедрение эффективных типовых государственных контрактов в настоящее время наиболее актуально в образовательных учреждениях города Москвы, поскольку происходит их глобальное укрупнение, реорганизация, при которой из 4-ех, 5-и, а порой и 8-и образовательных учреждений образовывают одну.

Так государственные закупки (№44-ФЗ) для школ, детских садов, библиотек имеют свою специфику. Здесь разработка и утверждение типовых государственных контрактов будет огромным облегчением для контрактного управляющего, которого назначали на эту должность в одной школе, а через полгода ему приходится заключать контракты для 5-и школ и 6-и детских садов.

Государственным или муниципальным учреждениям культуры и государственным или муниципальным организациям образования Закон №44-ФЗ делает существенные поблажки, позволяя заключать контракты у единственного поставщика не только в соответствии с пунктом 4, но и с пунктом 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. С 4 июня 2014 года, внесенными в ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ изменениями, законодатель еще и исключил обязанность заказчика обосновывать целесообразность использования других способов определения поставщика и цену контракта, заключаемых в соответствии с указанными пунктами, а так же в контракте могут не предусматриваться или не применяться пени, штрафы, неустойки.

Профессиональный подход

В условиях динамично развивающегося законодательства России очень трудно уследить за всеми изменениями, особенно небольшим организациям и лицам, далеким от юриспруденции. 4 июня 2014 года Законодатель нас «порадовал» своими новеллами, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и снова необходимо отправлять своих контрактных управляющих (контрактную службу) на дополнительное обучение.

Внедрение эффективного государственного или муниципального контракта дело сложное, скучное и дорогостоящее, чреватое наложением многочисленных штрафов по КоАП РФ (минимальный – 30 000руб.), гораздо практичнее доверить это дело профессионалу.

Интеркомп Центр Бухгалтерского Учета специализируется на оказании услуг бюджетным, автономным и казенным учреждениям и предприятиям в области бухгалтерского учета, юридического и экономического сопровождения их деятельности. За более чем 20 лет работы Интеркомп реализовала ряд крупных проектов по оптимизации учетных – процессов и организации финансово-хозяйственной деятельности клиентов, и мы надеемся, что наш опыт и методология оказания услуг будут полезными для Вас. Юристы Интеркомп ЦБУ помогут разобраться в государственных закупках, провести первый и последующие торги и дадут грамотную консультацию по любому правовому вопросу.

Вспомните выражение, неподражаемого профессора Преображенского из бессмертного произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»

Статья актуальна на апрель 2015 года.

Татьяна Участкина
юрист
Интеркомп ЦБУ

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Госконтракт - это возможность заключения соглашения компании с государством о реализации определенных услуг либо товаров, предназначенных для нужд власти.

В качестве основного заказчика в рамках подобного договора выступает государство, а исполнителем является физическое лицо, индивидуальный предприниматель либо какая-то организация.

Особенности процедуры

Госконтракты, по 44 ФЗ, имеют определенную структуру, могут быть связаны с государственными организациями и с отдельными компаниями. В некоторых случаях допускается заключение подобного соглашения и с иностранными субъектами, например, если у государства нет возможности найти необходимые товары внутри страны. Госконтракт - это способ осуществления определенных действий. Например, возведение сооружений, реализация продуктов питания - все эти действия в рамках заключенного соглашения происходят на абсолютно законных основаниях.

Этапы осуществления сделки

Госконтракт - это определенная последовательность действий, которая предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет некоторую продолжительность. Проанализируем специфику каждого из них, чтобы понять принцип заключения такой сделки.

На первом этапе осуществляется оформление правоотношений между контрагентом и государством. Именно на этой стадии осуществляет непосредственное составление будущего проекта. Его разработка осуществляется органом власти, который выступает в качестве основного заказчика. Готовый вариант проекта представители властных структур направляют поставщику товаров или услуг. В том случае, если вторая сторона в полном объеме удовлетворена условиями договора, происходит заключение госконтракта. Подписание соглашения осуществляется в срок до 30 дней, далее происходит передача экземпляра договора контракта государственному органу, в задачу которого будет входить разработка проекта соглашения.

В некоторых ситуациях исполнение госконтрактов возможно только на основании результатов торгов. В таком случае сначала осуществляется размещение заказа на официальном сайте государственных структур, далее проводится конкурс. Победитель получает право на подписание соответствующего соглашения с представителями властных структур.

Ограничения по совершению сделки

Существуют определенные ограничения по подобным сделкам. Контракт можно заключать только через десять дней после подписания протокола проведенных торгов, но не позднее чем через 20 дней после проведения процедуры. В том случае, если поставщиком не будет подписан соответствующий договор в установленные законодательством сроки, право на заключение соглашения с представителями власти переходит иному хозяйствующему субъекту.

Госконтракт - это способ частного поставщика заявить о себе, своей деятельности на уровне государства. Победителем становится та фирма, которая предложит наиболее выгодные условия сделки в рамках проводимых торгов. Компания, которая отказывается от заключения государственного контракта, заносится в специальных реестр ненадежных контрагентов. В таком случае компанию лишают права на протяжении трех лет участвовать в госзаказах и торгах.

Условия заключения государственного контракта

Существует разделение условий, связанных с заключением сделки между поставщиком услуг или товаров и представителями государственных структур, на несколько видов:

  • обязательные;
  • существенные;
  • прочие.

К первой группе относятся те условия, которые связаны со сроком, стоимостью, предметом, порядком оплаты. Если контрагент осуществляет свою деятельность по УСН, в таком случае контракт не включает НДС. В противном случае размер налога на добавленную стоимость указывают в составе стоимости по заключаемому контракту.

Среди обязательных условий контракта выделяют: место выполнения работ, процедуру принятия товара, ответственности сторон. Например, оговаривается казначейское сопровождение госконтрактов. В том случае, если контрагент нарушает условия сделки, он вынужден будет выплатить неустойку государству, которая исчисляется в полном соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка, действующей на тот временной промежуток.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году позволило усилить контроль подобных сделок, не допускать траты государственных денег.

Если одной из сторон договора удастся доказать, что причиной невыполнения условий, указанных в контракте, стали объективные причины, какие-то форс-мажорные обстоятельства, в таком случае сторона договора не будет выплачивать неустойку.

Прочие условия сделки

Прочими условиями считают обеспечение контракта. Под ним понимают финансовую гарантию выполнение поставщиком услуг либо товаров по заключенному государственному контракту. Как осуществляется сопровождение? Госконтракт предполагает участие третьей стороны, в задачу которой входит проверка соблюдения условий сделки обеими сторонами. В основном в качестве такого стороннего наблюдателя выступает именно казначейство, являющееся гарантом финансовой стороны соглашения.

Если контрагент властного органа не сумеет решить задачи, поставленные в контракте, в таком случае у заказчика появляется возможность возместить убытки, возникшие из-за подобной ситуации.

Виды обеспечения государственных контрактов

В качестве основных видов рассматривают страхование, залог, поручительство, а также банковские гарантии. Если рассматривать величину обеспечения в границах государственного контракта, то она не должна быть больше тридцати процентов от стоимости оказываемых услуг, поставляемых товаров, что обязательно фиксируется в извещении о начале торгов.

Способы изменения условий сделки

Даже при условии согласования государственного контракта между контрагентом и государством, существует возможность их изменения в последующей совместной деятельности. Например, может быть изменено место реализации установленных правоотношений, скорректированы сроки реализации сделки.

При этом неизменными остаются вопросы, касающиеся стоимости контракта. Только при существенной инфляции рассматривается вопрос о досрочном прекращении контракта, а также об изменении условий его реализации. Важным условием изменения условий по такому соглашению является принятие новых условий сделки вторым партнером.

Причины для прекращения контракта

Есть определенные условия, при соблюдении которых можно прекратить заключенный государственный контракт. Например, это допускается в том случае, когда обе стороны приняли решение о прекращении правоотношений. Кроме того, сделка завершается в том случае, если контракт был аннулирован по судебному решению.

В этом случае в качестве инициатора о расторжении договора выступает одна из сторон контракта. Например, если контрагент не выполнил обязательства, которые были изложены им в договоре, в установленные сроки, либо выполнил их в неполном объеме, в таком случае у второй стороны (заказчика) есть право на аннулирование сделки в судебном порядке.

Заключение

Муниципальный и государственный контракты являются инструментами, позволяющими документально осуществлять оформление правоотношений между компаниями и государством. В российском законодательстве существует ряд статей, которые регламентируют процесс заключения сделки между частными компаниями и государственными органами, а также указана ответственность за нарушения условий договора.

Все чаще выявляются нарушения в порядке заключения государственных контрактов, выявляются многочисленные финансовые махинации. Для того чтобы бороться с недобросовестными контрагентами, а также осуществлять профилактику коррупционных действий со стороны представителей государственных органов, в нашей стране была существенно ужесточена ответственность за нарушения условий госконтрактов.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

Сегодня, как и ранее, для всех участников системы по-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


Особенности государственного и муниципального контракта

    В роли государственного (муниципального) заказчик а, в соответствии со ст. 4 ФЗ № 94, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

    В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщик ом.

    Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

    Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

1. Преамбула содержит информацию о :

Месте и дате составления контракта (договора);

Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

- Гарантийные обязательства.

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Прочие условия.

Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

    техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

    спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

    календарный план (график) исполнения контракта (договора);

    протокол соглашения о цене контракта (договора);

    график осуществления оплат (в случае необходимости);

    и другие необходимые приложения.

Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

Сроки заключения контракта (договора)

Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

20 дней

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного протокола

Открытый аукцион в электронной форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного протокола

Отказ от заключения контракта (договора)

На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

    проведения ликвидации участников размещения заказов;

    приостановления деятельности участников размещения заказа;

    предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

    нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

    наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

- уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

- письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

Изменение условий контракта (договора)

Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

    научно-исследовательские работы;

    опытно-конструкторские или технологические работы;

    аварийно-спасательные работы;

    реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

    оказание медицинских услуг;

    аудиторские услуги.

При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

    возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

    внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

    с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

    е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

Расторжение контракта (договора)

Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

    поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

    несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

13.03.2012 г.

У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Самым популярным и востребованным из всех видов закупок является электронный аукцион, в 2016 году его доля составила почти 57% от всего объема заключенных контрактов.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина , имеющих лицензию на выписку банковских гарантий.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госонтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным - ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2017

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непросто дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация