Композиция в фотографии. Правила создания выразительного снимка. Правила композиции

Главная / Бизнес
, которые помогут не допустить ошибки и сделать фотографии более выразительными.

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий (на данном фотографии по горизонту- мост, по вертикали - высотные здания. точка пересечения - теплоход и здания)

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае - это красивый пейзаж на земле. Во втором случае - делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений: пейзажи, портреты, предметная съемка. Если предметы расположить в диагональных точках - это добавит динамики.



Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины. На фотографии ниже, данное правило позволяет соединить в единое, целостное пространство объекты - крыши зданий, плот.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали. Если снимать в упор - фотография будет получаться плоской и неинтересной.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Диагональ очень хорошо подчеркивается контрастными линия (фото водоема и снега). Кроме, того хотелось заметить на фото со собакой, так же присутствует еще такие элементы - передний фон, средней и задний фоны. Это придает фотографии глубину и подчеркивает выразительность. Учитывайте это, выбирайте угол фотографии таким образом,что бы создать глубину снимка.

Можно руководствоваться еще таким правилом: второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Заборы, дорожки, стены и дороги - создадут прекрасные направляющие (ведущие) линии. Важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.



Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Конечно, не всегда получается правильно создать фотографию, но подправить композицию можно через графические программы путем отсекания ненужной части фотографии. Чем больше практике, тем быстрей придет успех!!!

Еще несколько советов:

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. Чем более пестрым будет фон - тем больше он отвлекает. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом, будет подчеркиваться главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения. Тяжесть - придают темные оттенки на фото, светлые всегда создают ощущения легкости.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и о фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемние, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Статья составлена на основе моих материалов, а так же ресурсов colorpilot.ru, мир цифровой фотографии.

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации . Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

1. Фокусная точка
Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

2. Размещение других объектов
Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»).

3. Единство объектов
Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту.

4. Обрамление
В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом.

5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета
Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого
Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона.

8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.

9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.

12. Тени
Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

14. Атмосфера
Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

15. Структура поверхности
Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

16. Направление взгляда
Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка.

17. Задерживание взгляда
Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа.

18. Драматичность
Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей.

19. Баланс
Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20. Относительный масштаб
Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

Здесь нет жестко регламентированных правил, а только общие, самые известные рекомендации - как построить эффективную и эффектную композицию в фото-кадре. Мануал написан ирландским фотографом Барри О"Керролом и проиллюстрирован его живописными работами.

1. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ
Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.
Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция - поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

2. СИММЕТРИЯ
Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.
Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь – в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением - отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила - правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

3. РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
Расфокус - использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.



Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет - выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра - и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

4. РАМКА
Рамка внутри кадра (или "кадр к кадре", или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. "Рамка" не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.
На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.

Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что "рамка" не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.
Использование "кадра в кадре" представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.

5. ЛИНИИ
Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы “ведете” взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

6. ДИАГОНАЛИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ
Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют "динамическое напряжение" в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов - диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.


7. ПАТТЕРНЫ И ТЕКСТУРА
Что такое паттерн? Если говорить о фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов – особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры – ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает "кадр в кадре" вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

8. ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки "не сработали бы" так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило "фрейминга".

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

9. ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА
Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.
На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр "лицом", и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

10. БОЛЬШЕ ВОЗДУХА или ОСТАВЛЯЙТЕ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО В КАДРЕ
Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.
Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.

11. ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ
Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что "лучше меньше, да лучше". Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.
На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.

Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило "больше воздуха", чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.

12. "ИЗОЛИРУЕМ" ОБЪЕКТ СЪЕМКИ
Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить ("изолировать") ваш объект съемки - эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.
На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод - отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка - на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

13. ИЗМЕНИТЕ ТОЧКУ СЪЕМКИ
Ракурс - основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки - установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с "нормальной" точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу - ракурс.

14. ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета - контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.



15. НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО
На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это "увело" бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.

16. СЛЕВА НАПРАВО
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

17. БАЛАНС
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода "пустоты" в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.

18. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Противопоставление - очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии - они помогают рассказать историю.
Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок - картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина - воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо "работают" в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.

Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.

19. ТРЕУГОЛЬНИКИ
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

(Кстати, тут отличный материал о "треугольниках в построении фото-композиций" http://journal.foto.ua/likbez/theory/postroenie-kompozicii-treugolniki.html).


20. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения - правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

Если говорить проще, золотое сечение - это две величины в золотой пропорции, их соотношение - такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся, что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа - не следовать никаким правилам!

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация