Какие деньги у ивана калиты. Правление князя Ивана Даниловича Калиты. Иван Калита: годы правления

Главная / Бизнес

Иван I Данилович Калита (рожд. ок. 1283 или 1288 г. – смерть 31 марта 1340 г.) – сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

Что известно о Иване Калите

Иван Калита большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьей. Согласно летописи, его супругу звали Еленой. Некоторые историки считают, что она была дочь смоленского князя Александра Глебовича.

Считается, что с первой женой Иван прожили счастливой супружеской парой. 1317 год, сентябрь — у них появился первенец – Симеон. 1319 год, декабрь — родился второй сын – Даниил. В памяти москвичей Калита остался как строитель, расширивший и укрепивший Москву.


Иван Данилович слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особенное почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще наведывался в Москву. Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Петр обосновался в Москве в своем подворье в 1322 году, для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Петр и Иван Калита много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь начал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту. После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости.

Путь к престолу

Калита восседал на московском престоле с 1325-го по 1340 год. Прозвище его – Калита, т. е. денежный мешок, мошна. Иван Калита был одним из самых сильных и богатых князей на Руси. На протяжении долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII–XIV вв., согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

Не следует считать, что укрепление Москвы началось только после прихода к власти князя Ивана Даниловича. Еще в 1304 году старший брат Ивана князь Юрий Московский совершил завоевательный поход на Можайск, в котором принимали участие и его младшие братья, в том числе и Иван. Как результат этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тем меркам город, располагавшийся у истоков Москвы-реки. Он давал возможность московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.

Московский Кремль при Иване Даниловиче Калите

Правление

В первом же году своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра на постоянное жительство. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр поспособствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестокий правитель, в то же время умный и упорный в достижении намеченных целей. Он ладил с татаро-монгольским ханом Узбеком, неоднократно ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. 1327 год — Иван принимал участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

Первая, длительная поездка в Золотую Орду, которая продлилась около полутора лет, дала князю очень много. Он основательно познакомился с ханским двором, завел многочисленные полезные знакомства, познал обычаи и уклад жизни татар и их правителей. Скорей всего, младший брат русского великого князя произвел на хана Узбека хорошее впечатление. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

Иван Калита, раздающий милостыню

«Великая тишина»

1332 год — Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой Калита собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также при помощи татар он устранил многих своих политических соперников – других князей. Основанием этой «великой тишины» в Московском государстве стал исправный сбор ордынской дани.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь гнева хана, татары прекратили совершать набеги на Русь. Узбек даже не стал присылать своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Калита накопил большие богатства.

В.О. Ключевский высоко оценил «великую тишину», которую смог создать Иван Калита: «…многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и начали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. Тогда как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простой люд.

В то же время московские князьки, братья Юрий и Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская в ход против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды смогли отбить его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли.

И как только произошло все это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русских землях. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за 100 лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой. Так в первой половине XIV века подросло поколение, выросшее под впечатлением этой тишины, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарах. Не зря представителя этого поколения, сына великого князя Ивана Калиты, Симеона современники прозвали Гордый. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

Деятельность Ивана Калиты

Ордынский хан отблагодарил Ивана за сбор дани – в состав его владений вошла Сретенская половина Ростовского княжества.

Ивану было дано право сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина смогли собрать недоимки.

Московские князья и ранее, имея свободные деньги, скупали земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Калита постоянно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он пускал на приобретение территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хоть в этих городах правителями были местные князья, они, по сути, были только наместниками московского князя.

В Москве возвели дубовый Кремль, который защищал не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, а при ней открыл монастырь. В Переяславле-Залесском Иваном был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

Успенский собор при великом князе Иване Калите

Начало единодержавия. Итоги правления

Годы правления Калиты стали эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами.

Согласно летописи, князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита был крупным политическим деятелем своей эпохи. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Им был введен в действие земледельческий закон и установлен новый порядок наследования. После смерти князя великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Со времени княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

При князе получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, в независимости от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу брали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Во время правления Ивана Даниловича приобрело международный политический вес и начало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии – Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, как видно, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.

Наследие

Иван Данилович заложил основы могущества Московского княжества. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, смог добиться от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это поспособствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

По завещанию Ивана Калиты Московское княжество делилось между его сыновьями Семеном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семен Гордый.

Скончался великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Иван I Данилович Калита

Иван Дани́лович Калита́ (1288 - 31 марта 1341, Москва) - князь Московский с 1325 (фактически с 1322) до 1341, Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1341, князь Новгородский c 1328 по 1337.

Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита (от тюркского слова «калта») - старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

Биография

Иван I Данилович Калита (в крещении – Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского , князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

В течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже 13-14 веков, согласно летописи, Иван был наместником в Новгород е, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости. В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестоким правителем, в то же время умным и упорным в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

В 1332 году Калита добился у Узбека ярлыка на Владимир ское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек даже отказался от присылки своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» – «кошель», «денежная сумка», другая версия от привычки носить с собой постоянно «калиту» с деньгами для раздачи милости).

Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков , Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. С княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

Умер великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля. После смерти он оставил четырех сыновей и пятерых дочерей.


Князь Иван Калита

Культура

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

31 марта - день смерти великого князя Владимирского, хитрого, жестокого и умного политика Ивана Калиты. Период его правления оценивается неоднозначно. Одни исследователи считают этого князя великим собирателем земель русских, другие предателем народа и ревностным служителем золотоордынского хана Узбека. Его награждали эпитетатами: "скупец", "лицемер", "вероломный татарский угодник". Свое прозвище Иван получил, видимо, от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту") с деньгами для раздачи милостыни.

Не известна и точная дата рождения и смерти Ивана Калиты. Историки указывают лишь приблизительный год его появления на свет 1288, хотя и в этом многие сомневаются (другие источники указывают 1283 год). Существует проблема и с определением даты смерти Калиты - 1340 или 1341 год. Будущий великий князь родился четвертым по счету сыном московского правителя Даниила Александровича и долгое время не мог рассчитывать на московский престол. В течение долгого времени Иван оставался в тени старшего брата московского князя Юрия Даниловича. Его великого деда Александра Невского часто сравнивают с Иваном Даниловичем, пытаясь найти истоки мирного сосуществования с Золотой Ордой.


Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.

Официально Иван Калита был женат дважды. Первая его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей. О том, какого рода была княгиня, сведений нет, однако известно, что родила она за период брака четырех сыновей и четырех дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида. О дате заключения брака также ничего не известно, однако следует предполагать, что обвенчался князь, по обычаю, еще в юношестве. Елена приходилась матерью Симеону Гордому, Ивану Красному и Андрею Серпуховскому.

Вторая супруга Калиты - княгиня Ульяна, происхождение которой доподлинно не установлено. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

Исследователи называют имена восьми детей Калиты:
Симеон Гордый и Иван Красный (наследники и великие князья);
Андрей Серпуховский;
Даниил и Феотиния (сведения о них практически не сохранились);
Мария (жена Ростово-Борисоглебского князя Константина);
Евдокия (супруга Ярославского князя Василия);
Феодосия (княгиня Белозерского княжества, супруга князя Федора Романовича).

Московское княжество Иван Данилович получил в 1320 году. Для утверждения в качестве московского князя он отправился в Золотую Орду, где впервые встретился с ханом Узбеком. Уже при первой встрече хан проявил к Ивану Даниловичу свое расположение, но потребовал от него заставить Александра, князя тверского, явиться в столицу Орды.

В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода. Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными обещаниями из Владимира в Москву. Требованием Петра был возведен храм Богоматери. Калита уже в ранние годы своего правления понимал всю силу церковного влияния на умы русского народа. Капиталовложение, как показала , себя оправдало. 1326 году на площади была заложена церковь Успения Богоматери, это была первая каменная постройка в Москве такого масштаба. После смерти Петра православная кафедра осталась здесь же, что сразу насторожило других влиятельных князей.

Этот напряженный период в истории раздробленной Руси характеризовался усилением Твери и многочисленными выступлениями против ордынского ига. Вокняжению Ивана Даниловича предшествовала кровавая распря между его братом Юрием Даниловичем и Дмитрием Тверским, в результате которой Юрий был зарублен. Немного позже Дмитрия Тверского убили в Орде, и княжеский престол перешел к вышеупомянутому Александру. Молодой князь отказался от поездки к хану за ярлыком и заключил договор с Новгородом. Мятежного Александра поддержал Псков и жители Твери. В ходе восстания в Твери были зверски убиты татарский посол Чол-хана и весь его двор, включая слуг, что вызвало негодование хана Узбека.

Иван Данилович воспользовался сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих главных политических противников и направился в Орду. Хан вручил ему ярлык на великое княжение и снабдил пятидесятитысячным войском. Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа. Под командование Ивана Даниловича встали также суздальцы. Как описывает события Карамзин, продвигался Калита медленно в надежде, что Александр одумается, но выяснив, что Тверь и Псков уступать не намерены, вынужден был подойти к Опоку. В качестве меры устрашения он уговорил митрополита наложить проклятие на восставших, но и это не заставило их повиноваться.

Татары под предводительством Калиты подавили восстание, выжгли села и полностью разорили Тверскую землю, огромное количество местного населения было угнано в рабство. Князь Александр, бросив свою юную супругу, сбежал в Литву, но затем вернулся и вновь вокняжился в Твери. В 1339 году Александр был вызван в Орду по доносу Калиты, где вместе с сыном казнен мучительным способом. Великокняжеский престол Иван Данилович получил кровью русского народа, хитростью и предательством. Однако с этого момента набеги на территорию не повторялись. Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела. Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну.

Ивана Даниловича прозвали Калитой за его рачительность и хозяйственность. Несметные богатства, которые он скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества. В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров, а в конце Москва была одним из сильнейших центров Руси. Задолго до получения ярлыка на Владимирский престол Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разоренных территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений. Например, куплены были сразу три города с округами - Углич, Белозерск и Галич. Калита не брезговал даже аморальными средствами, поэтому особой любви русского населения не заслужил. Большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших. Тем не менее, нельзя отрицать, что именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси. Калита диктовал свою волю таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород, а также посылал сборщиков дани на Печору. Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

Сергей Ефошкин.Св. блг. князь Иоанн Калита

Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно. Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство. В 1339 году Кремль обнесли дубовой стеной, Москва пополнялась все новыми каменными постройками. Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси.

В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют ее некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель. Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объеме, а дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своем могуществе.

Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав ее не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром. Калиту заслуженно считают одним из первых правителей, начавших воссоединение раздробленной Руси.

Умер «собиратель земель русских» 31 марта либо в 1340, либо в 1341 году. Данные о его смерти путаются, также сегодня невозможно сказать, что именно стало причиной его кончины. Взошедшие на московский престол сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван Красный продолжили политику своего отца, что позволило Московскому княжеству приобрести огромный политический вес и окончательно закрепиться в роли центра Руси.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация