Как в тюрьмах обходятся без мужчин. Женщины на зоне. В числе частых сексуальных пыток

Главная / Бизнес

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы – автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».

Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX – начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).

В последнее время ученые обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» – «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Черного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.

Согласно большинству современных кавказоведов всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам ученого, в своем развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.

В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый – чечено-ингушский, второй – дагестанский. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого ученого Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-кроманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа еще в бронзовом веке.

Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдаленные, связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.

Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой». В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернемся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нем видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии – Ноах). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая - «нох» - означает Ной, то вторую - «чи» - следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» – москвичи, омичи.

Чеченцы – потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке – «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».

«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», – писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.

Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война – реванш за разгром хазар».

Современный российский писатель - чеченец по национальности - Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.

Еще один любопытный факт: на самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчетливо видны две шестиконечные звезды израильского царя Давида.

В конце 12 или начале 13 веков между чеченцами стало распространяться христианство. Следы его и теперь видны в развалинах храмов, в праздниках: кистины и ингуши празднуют новый год, день пророка Илии и Троицын день. Во многих местах они приносят жертву баранов в честь Святой Девы, св. Георгия и св. Марины.

В начале 18 века чеченцы приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях, кроме элементов христианских и магометанских, чеченцы сохранили много элементов первобытного язычества, между прочим, и фаллического культа. Находимые часто в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин, как охранители стад, и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола.

У кистов и галгаев находим еще более интересный обычай. Бездетная женщина отправляется в избушку с двумя выходами, в которой сидит в одной рубашке священник, представитель матсель(матери Божией) и просит его о даровании детей, после чего удаляется через другой выход, все время обращенная лицом к священнику.

Во время своей независимости чеченцы, в противоположность , не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны.

Мы все «уздени» (то есть свободные, равные), говорят чеченцы. У немногих только племен были ханы, наследственная власть которых ведет свое начало от эпохи магометанского нашествия. Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель.

Единственным неравноправным элементом среди чеченцев были военнопленные, бывшие на положении личных рабов. Они делились на лаеви ясиров; последние могли быть выкуплены и возвратиться на родину. Юридический строй представляет обычные черты родового быта. Кровная месть еще недавно была в полной силе.

Одежда мужчин – обычная одежда горцев Кавказа: чекмень из желтого или серого сукна домашнего приготовления, бешметы или архалуки разных цветов, летом преимущественно белого, суконные ноговицы и чирики (род башмаков без подошв). Нарядное платье обшивается позументом. Оружие - то же, что у черкесов, на украшение его обращается особое внимание. Женский костюм ничем не отличается от живописного костюма татарок.

Чеченцы живут селениями - аулами. Дома - турлучные, внутри опрятные и светлые, у горных чеченцев дома каменные и менее опрятные. Окна без рам, но со ставнями для защиты от холода и ветра. Со стороны входа - навес для защиты от дождя и жары. Для отопления - камины. В каждом доме кунакская из нескольких комнат, где хозяин проводит целый день и только к вечеру возвращается к семье. При доме двор, обнесенный плетнем.

В пище чеченцы умеренны, довольствуясь уреком, пшеничной похлебкой, шашлыком и кукурузной кашей. Хлеб пекут в особо устроенных на дворе круглых печах.

Главные занятия чеченцев – скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах, положение которых лучше, чем у лезгин, лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукна, приготовляют ковры, войлоки, бурки, шьют платье и обувь.

Внешний вид

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы).

В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Характер

Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными, впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами.

Еще совсем недавно идеал чеченцев – грабеж. Угнать скот, увести женщин и детей, хотя бы для этого пришлось ползти поземле десятки верст и при нападении рисковать своей жизнью, — любимое дело чеченца. Самый ужасный упрек, который может сделать девушка молодому человеку, это сказать ему: «убирайся, ты даже не способен угнать барана!»

Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. Трогательна глубокая привязанность чеченцев к родине. Их песни изгнания («О птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и так далее) полны трагической поэзии.

Чеченцы – кавказская народность восточно-горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и в Терской области, к востоку от , между Тереком и южной границей области, от Дарьяла до истока реки Акташ.
Река Сунжа разделяет чрезвычайно плодородную страну чеченцев на две части: Большую Чечню (возвышенную) и Малую (низменную). Кроме собственно чеченцев (в Грозненском округе), делящихся на несколько разноименных племен, к ним причисляются:

  • Кисты;
  • Галгаи;
  • Карабулаки;
  • Самое враждебное нам племя, целиком выселившееся в ) и ичкеринцы.

Всех чеченцев, не считая ингушей, числилось в 1887 году 195 тысяч человек. Название «чеченцы» ведет свое начало от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), служившего некогда центральным пунктом для всех собраний, на которых обсуждались военные планы против России. Сами чеченцы себя называют «нахчой», что переводится как «люди» или «народ». Ближайшие соседи чеченцев называют их «мисджегами» ( и кумуки) и «кистами» ().

О древнейших судьбах чеченского племени не имеется никаких данных, кроме фантастических легенд о чужеземцах (арабах), основателях этого народа. Начиная с 16 века чеченцы последовательно вели борьбу с , кумуками и, наконец, с русскими (с начала 17 столетия). В наших исторических актах имя чеченцев встречается впервые в договоре калмыцкого хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным (1708 год).

До 1840 года отношение чеченцев к России было более или менее мирное, но в этом году они изменили своему нейтралитету и, озлобленные требованием со стороны русских о выдаче оружия, перешли на сторону известного Шамиля, под предводительством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба окончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию и переселением остальных из гор на равнину. Несмотря на страшные бедствия, постигшие первых выходцев, эмиграция не прекратилась.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы - автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Откуда появились чеченцы?

Журнал: История от «Русской Семёрки» №6, июнь 2017 года
Рубрика: Народы

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые учёные предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».
Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX - начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).
В последнее время учёные обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» - «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову, этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие учёные сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Чёрного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.
Согласно большинству современных кавказоведов, всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам учёного, в своём развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.
В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый - чечено-ингушскому, второй - дагестанскому. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого учёного Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют Кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа ещё в бронзовом веке.
Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдалённые связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.
Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укреплённая местность или крепость называлась хой. В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: Хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернёмся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нём видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии - Hoax). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая «нох» означает Ной, то вторую «чи» следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» - москвичи, омичи.

Чеченцы - потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13 коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году, они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30 процентов чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.
Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке - «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».
«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», - писал знаменитый востоковед Лев Гумилёв.
Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война - реванш за разгром хазар».
Современный российский писатель, чеченец по национальности, Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.
Ещё один любопытный факт. На самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчётливо видны две шестиконечные звёзды израильского царя Давида.

История чеченцев

На данной странице сайта Кавказ изложены сведения по происхождению чеченского народа и из истории чеченцев. Эти данные, не отличаясь полнотой и большой широтой охвата, дают, тем не менее, довольно целостное представление об одном из древнейших народов планеты, донесшем до наших дней выработанные веками традиции и накопленную мудрость.

Конечно же, история чеченского народа и всё, что касается происхождения чеченцев, не может быть изложено на одной странице, но мы надеемся, что читатель сам найдёт дополняющие данную тему источники.

О форуме Кавказа

Нам постоянно приходится отвечать на один и тот же вопрос: почему на кавказском форуме много политики? Отвечаем мы на него по-разному, но, пожалуй, лучше всего отвечать словами вождя российских большевиков Владимир Ленина: “Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами”. Сказано очень коротко и мудро.

Это не апологетика коммунистов. Мы считаем, что коммунисты повели Россию тупиковым путём, результати их деятельности мы расхлёбываем сегодня. Но не всё они делали неверно: в бытность СССР всё кавказское, в том числе и чеченское, не подвергалось столь ожесточённому неприятию, как сегодня. Ныне, пожалуй, лишь к кавказской кухне, кавказским овчаркам да к артистам-кавказцам относятся так же хорошо, как и раньше.

У жителей и уроженцев Кавказа было своё - и почётное место среди других народов страны, и они играли значительную, а порой и весьма заметную (речь тут далеко не только о Сталине, Микояне, Берии, Тевосяне и вообще крупных фигурах) роль в её жизни.

Кавказским народам была предоставлена возможность иметь свои, пусть и подчиняющиеся Центру, государственные и автономные образования. Скажем, Грузия, будучи сама государственным полусамостоятельным образованием, имела на своей территории автономии абхазцев, осетин и аджарцев - грузин-мусульман. Такие вопросы, как история чеченского народа, происхождение чеченцев и других народов Кавказа, в то время, кроме этнографов и самих чеченцев, мало кого интересовали.

Сегодняшняя российская власть пытается посягнуть на это, пусть и нерадикальное, но прогрессивное установление коммунистов, ликвидировать национальные республики. Лизоблюды же из числа кавказской псевдоэлиты провозглашают свои неизменные “одобрям-с” этим попыткам. Это опасно и чревато резким усилением на Северном Кавказе центробежных тенденций! Можем ли мы позволить, чтобы возник ещё один очаг сепаратизма, подобный чеченскому, а то и сразу несколько, можем ли позволить довести дело до взрыва кавказского экстремизма и сепаратизма? Конечно, нет!

Где же обсуждать этот и другой вопросы, такие, как происхождение чеченского народа, история чеченцев , как не на кавказском форуме и чате? Можем ли мы ограничиваться общением на темы культуры и спорта, знакомствами и радостным многоглаголанием в гостевой сайта Кавказ, когда вокруг нас, в наших странах происходят очень неоднозначные и, как правило, очень опасные экономические, социальные и политические процессы? Нет и ещё раз нет!

Вот почему на наших ресурсах много политики. Это не наш выбор, это ситуация, порождённая самой жизнью и процессами в России и на Кавказе.

Происхождение чеченцев

Из истории

Чеченского народаНачало темы

Сравнивая нынешние конфликты с прежними, необходимо отдельно рассмотреть распространение Российской Империи на Юг и присоединение народов Кавказа, происходившее не во всех случаях мирно.

Из всех случавшихся в прошлом и в наше время конфликтов, чеченский отличается предысторией, причинами возникновения и развитием. Он еще выделяется не имеющими аналогов продолжительностью, ожесточением, потерями и при всей своей длительности, став вековым, за 225 лет на деле и не прекращался, а лишь затухал, а затем вновь разгорался вооруженными выступлениями, восстаниями, репрессиями и боевыми действиями, перераставшими в масштабные войны.

Нескончаемое вооруженное противостояние с участием регулярной армии, «усмирительными» рейдами, набегами и партизанскими ударами сопровождалось военно-административными «мероприятиями» над населением для ослабления духа и тыла сопротивляющихся.

Конфликт в Чечне приносит громадный ущерб, а огромные затраты на вооруженные выступления и на войсковые операции оказываются мало результативными и лишь увеличивают и так уже великое число погибших и искалеченных - и среди воюющих, и среди населения.

Боль утрат и страдания чеченского народа вместе со всем ужасом чудовищной ненормальности происходящего проступает неизлечимой раной и пагубно отражаются на всем Российском обществ. Власти не только не могут разрешить конфликт, а наоборот, неоднократно наступая на те же грабли, лишь усугубляют эту вековую проблему. Только при Александре II началось урегулирование конфликта в Чечне, принося чеченскому народу хоть какое-то временное облегчение. Однако заинтересованные в конфликте силы вновь его разжигали до кровавых пределов с уничтожением фактически большей и лучшей части всего чеченского народа.

Отличается чеченский конфликт особенно искаженным о нем представлением и в российском обществе, и среди самих чеченцев. Заинтересованные в продолжении конфликта внешние и внутренние деструктивные силы оказывают своими ставленниками воздействие на его развитие в нужном им направлении. Они не желают урегулирования и мира, и их устраивает не его завершение, а возобновляемое противостояние с пролитием крови многих поколений, для чего и подливают временами масло в огонь и манипулируют своими агентами с целью дезинформации общества и маскировки своей причастности к конфликту. Будучи в составе элит, руководящих вовлеченными в конфликт сторонами, и кормясь от них, интеллигенция избегает исследований, которые могут раскрывать причины возникновения и развития конфликта и открывать действительную суть происходящего.

Выполняя волю своих зарубежных и местных хозяев, и обслуживая свои кланово-групповые интересы, участники конфликта преднамеренно представляют его в искаженном виде и блокируют выходы из создаваемых ими тупиковых ситуаций. Разобравшись в причинах конфликта в Чечне и выработка приемлемой программы его урегулирования под силу только объединению многих исследователей из различных направлений обществоведения.

Такая программа должна быть приемлема и чеченскому народу, и российскому обществу. Она нужна для воздействия на участвующих с тем, чтобы они подчинились выбору и воле народа.

Изучение общественного устройства и образа жизни чеченцев и их предков показывает, что они успешно противостояли нашествиям на свои земли в течение многих веков, отражая и превосходящих противников и не только благодаря горам. Многие народы исчезли, а иные стали малочисленными. Горы могут послужить защитой только умелым и имеющим силы и ресурсы.

На чеченских землях издревле установилась отлично развитая система регулирования общественных отношений, а чеченские сообщества обладали передовыми (по тем временам) технологиями, производя все необходимое для жизни и для защиты. Чеченцы всегда имели очень хорошее вооружение и были особенно умелыми воинами.

Постоянная военная угроза требовала поддержания постоянной боеготовности с большим числом качественно подготовленных воинов и немалых затрат. Чеченцы отличались особой подготовкой из поколения в поколение превосходных воинов из всего мужского населения.

Сформировавшись еще в эпоху Великой Арийской цивилизации более трех тысяч лет назад (тогда все Армянское Нагорье, включая теперешний Кавказ, считалось Араратом, а точнее Hajrarat) военно-хозяйственными сообществами стражей горных проходов страны Ариев, тайны пра-предков чеченцев отличались поддержанием общественного порядка на основе нравственных норм, являющимися священными законами и неукоснительно соблюдаемыми неизменно в течение тысячелетий .

Жизнь в нагорных общинах в условиях большей изолированности, делает их жителей более воинственными и постоянно вооруженными и более консолидированными с первостепенность интересов семьи и рода.

В чеченских сообществах власть принадлежала не знати, как у большинства народов, а сосредоточивалась на низовых уровнях. Чеченцы знать уважали, но они ей не поклонялись, не платили феодалам дани, подати, налогов, но каждый собственник сам выделял десятую часть доходов сиротам и неимущим, а также, по решению Старейшин, на общественные нужды. Являясь низовой этноединицей, чеченские тайпы управлялись Советами старейшин при свободе и взаимной ответственности каждого чеченца. Знать была аккумулятором ресурсов и служила поддержанию чистоты нравственности. В Чечне во все времена избегали прецедентов наследования власти.

Отношению чеченцев к знати и налогам мало аналогов. Оно сложилось еще у их пра-предков, живших обособленно от основного населения Ариев и несших важнейшую охранную функцию. Они с небольшими силами первыми встречали вражеские набеги, за что были весьма уважаемы и, соответственно, никому не кланялись и были свободными, в том числе и от налогов, податей и повинностей.

Им с детства прививались навыки не только воинов, но и ряда других профессий, которые нужны и на войне, и в мирной жизни. Молодые вайнахи обучались жить так, как жили их предки - уметь и раны лечить, и решать общественные проблемы, пользоваться дарами земли и беречь ее и умению строить как башни, так и добрососедские отношения. Им запрещалось ломать даже ветку дикой груши.

Принявши гостя, вайнах несет за него ответственность. Будучи вольными сообществами, чеченские тайпы принимали спасающихся от преследований и закабаления. Добравшийся до чеченский земель раб или крепостной был уже свободен, устраивался, обзаводился семьей и находился под защитой принявшего его общества.

Спасались и находили приют и бежавшие в Чечню кровники. В Чечне никогда никого не выдавали, ибо это было бы несмываемым позором для всего тайпа.

Так в Чечне образовывались новые семьи с происхождением от других этносов, а из них в дальнейшем складывались Гары (рода), расширявшихся с поколениями в тайпы. Чеченское сообщество с военно-демократическим устройством хотя и было не идеальным, но рабовладения и феодализма в том виде, в каком они являлись стадиями развития большинства народов, у чеченцев не было. Но было у них и заметного сословно-социального и классового расслоения.

Чеченская нация формировалась как полиэтническая. Большая часть чеченцев имеет вайнахское происхождение, а отдельные тайпы ведут свою родословную от других народностей, но и они чеченцы, так как чеченский язык стал для них родным, и они приняли чеченский образ жизни. Происхождение чеченцев поэтому совершенно особенное.

Индивидуализм и свободолюбие чеченцев, и самостоятельность чеченских обществ с сохранением порядков предков не позволяли складываться вертикальной и наследуемой иерархии власти вольные сообщества не нуждались в создании унитарного государства.

Чеченские сообщества были самодостаточны как в решении своих проблем и регулировании отношений между ними, так и защите своих земель. Чеченцы всегда отличались динамичностью и обладали мобильной военной силой. Они успешно отражали набеги на свои земли и были лидерами среди горских народов в борьбе с врагами.

Чеченцы вступали в союзы с соседними народами и участвовали с ними в государственных образованиях, но, сохраняя самоуправление, не создавали самостоятельного отдельного государства на своих землях.

Чеченцы составляют основную часть вайнахского этноса, являющегося самым большим в регионе. Они наиболее коренные жители Кавказа, относимые антропологами к Кавказской подрасе Индоевропейской расы.

Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов.

Большинство нахов занимались обычными делами: скотоводством, земледелием и ремеслами. Вайнахи же, ведя, военно-хозяйственный образ жизни, занимались тем же, что и остальные, и еще всем, что нужно для военного дела и выращиванием коней, пригодных воинам, и вооружением, и запасами, а также подготовкой не только воинов, но и оружейников и хирургов.

Следует помнить, что во времена предков чеченцев не было регулярных армий, как и не было и границ в нынешнем их понимании. При нашествии многочисленного вражеского войска собиралось ополчение, но и при собранном войске вайнахи были на особом счету, как и обеспеченные вооружением, и умелые воины.

Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации.

Не случайно внушают, что своё название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда.

(Продолжение в центральной колонке)

История чеченского народа, происхождение чеченцев.

Из истории формирования

Чеченской нации

И возникновения

Чеченского вопросаПродолжение

Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями.

Близость чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись.

Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным.

Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам.

Яфедиты , чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта.

Предками большинства чеченцев нохчи, являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э.

Родина чеченцев это те земли, что достались им от их предков и нет никаких материалов, указывающих, что на них прежде жили другие или, что чеченцы или их предки захватили чужие земли. Более двух тысяч лет проживания в регионе срок достаточный, чтобы считаться коренными жителями Кавказа. Просто более древних немного, и то те живут южнее.

К тому же надо признать, что при своей воинственности, чеченский народ в своей истории ни с кем не вел захватнической войны и не подчинял другие народности.

Благодаря именно чеченскому народу сохранились многие малые соседние народности, а на Северо-восток Кавказа шли нашествия одно за другим. Так тюркские племена окончательно расположились на Кавказе в результате татаро-монгольского нашествия и захвата региона полчищами Ленг-Тимура несколько столетий назад.

Название народа, его языка и земли не может быть дано по наименованию одного села. Оно может появится, если только в нем появляется потребность отличительно называть данный народ и ему самому и соседним.

Для имени народа и его земель берется не наименование одной точки, а наиболее объемлющее и характерное для называемых народа и земель из исторические сложившихся часто употребляемых в народе и у соседей понятий.

Чечен-Аул назван так потому, что в нем жили чеченцы. Вблизи этого села в старину у общевайнахского святилища собирался Мехк-Кхел, устраивались всеобщие празднества и соревнования, и велась большая торговля. Эта местность имела общечеченское значение, и об этом знали соседи.

Вернувшись с гор после монголо-татарского нашествия, чеченцы вновь отстроили село. Место помнили и по старому вайнахскому названию. Чечен-Аул появился после чеченцев и, появившись позже, он никак не могу дать название народу, уже имевшему Имя и давшему его этому селу. Кстати, название поселения в нагорье - аул, является тюркским словом.

Чеченцев соседние народы называли Цацане, Шашены, Чачане - каждый на свой лад, как им удобно по их произношению.

Московское государство установило отношения в начале с окоцкими чеченцами (равнинными акинцами Терско-Сулакского междуречья, являющегося воротами Большой Чечени) и потому всех чеченцев поначалу называли Окочане. Затем по примеру тюрков закрепилось более удобное и более точное и наиболее употребляемое соседними народами, но в русской транскрипции название “чечены”, которое и закрепилось затем не только в России, но и у самих (уже изменившихся с исламизированием) чеченцев и у входящих в Империю соседних народов.

Однако слову чечены имелась предтеча - САСЕНЫ. Изменение имени на деле изменяет и переименованный субъект. Нам весьма важно помнить это для понимания Чеченского Вопроса по-новому.

Сами чеченцы чаще себя и остальных чеченцев называют в основном по имени сообщества - Нохчи, Акки, Мелхсы… (вайнахского происхождения) или тайпов Таркой, Зумсой… (неэтнического происхождения) .

Необходимость отличия от ингушей, бацбийцев и хевсуров, имеющих нахское происхождение, и потребность в общем названии нохчи, акки, орстхоев, мелхсов, как чеченских сообществ, имеющих общность языка, образа жизни и территории и родили название, объединяющее все ветви чеченцев - потомков народа, именовавшегося в древности сасенским.

Другие вайнахские общества (ингуши и бацбийцы) были малочисленны и формировались с небольшим разбавлением инородцами, а пшавы и хеврусы , принявши христианство, «грузинировались». Не осталось вайнахов на южной стороне Кавказского хребта, где с принятием христианства и мусульманами еще в первом тысячелетии, кроме кистинцев в Панкийском ущелье, последними принявшими ислам в 19 веке.

Чеченцы, состаявшие из десятка сообществ, были самым многочисленным из народов Северного Кавказа и ввиду особого общественного устройства стабильно развивались и не потерялись в истории, так как были самодостаточны даже во времена татаро-монголов и Ленг-Тимура.

Закреплению нового названия чеченцы способствовало и очень резкое увеличение во второй половине нашего тысячелетия числа тайпов чеченцев, не являющихся Вайнахами, которые, уже будучи частью народа, не могли называться именем того или иного сообщества.

Полиэтнический характер формирования чеченской нации требовал нового имени. Чеченский народ, вместив в себя тайпы не вайнахского происхождения, был уже иным, нежели во времена своего легендарного пра-предка Турпала Нохчо. Видоизменившись, с включением большого числа иноэтнического элемента и получил чеченский народ и видоизмененное из старого новое название. Оно точно соответствовало его новому состоянию, но новое имя и оказалось значительное влияние на его дальнейшую судьбу.

Возможно, чеченцы сами не замечают, но со стороны в глаза бросается резкое изменение судьбы чеченского народа с появлением в нем не вайнахских тайпов, началом исламизации и закреплением названия “чеченцы”.

Соседним народам также было удобно назвать «новых» чеченцев-невайнахов из разных «новых» тайпов одним, общим с принявших их народом, названием. Это по времени совпадало и с исламизацией, и с включением Чечни в пределы Российской Империи.

Название чечены включает в себя двойное отрицание древности ЧЕ и оно было взято на вооружение и проводниками ислама, и царской властью, стремившихся изменить вайнахов. Оно было относительно новым и закрепляло планировавшуюся трансформацию вайнахов. Название чечены закреплялось и появившейся с исламом арабской письменностью, и прибытием в Чеченю множества арабских грамотеев-знатоков Корана, и увеличением в ней числа мусульман-нечеченцев.

Почему не утвердилось древнее название предков чеченцев? Да просто потому, что слово САСЕНЫ, столь великое деяниями предков в течение тысячелетий, что «новые чеченцы» никак не могли стать Вайнахами и за столетия. Сасенами могли называться только их потомки - вайнахи. К тому же история все время переписывалась с переиначиванием, и все, что относилось к арийской цивилизации, беспощадно и умышленно уничтожалось, чтобы и не было и упоминания об иной - народной - форме власти.

Те, кто планировал изменение вайнахов для их подчинения, не могли допустить закрепления названия САСЕНЫ - ИМЯ ПРЕДКОВ, КАК ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ОТТОРГЛО БЫ ВСЕ НАВЯЗЫВАЕМОЕ И ЧУЖЕРОДНОЕ.

Чеченцы, как последние магикане, сумевшие хоть что-то сохранить от наследия Ариев, не только в земледелии, ремеслах, коневодстве, строительстве (фактически всей основы нашей цивилизации от огня до колеса), но и в общественном устройстве, были поперек горла всем властителям по тысячи км, ибо являли для народов соблазнительный пример вольного самоуправления.

Именно уничтожение остатков арийского наследия и являлось главной целью развязанного против чеченского народа геноцида и этноцида.

Однако происхождение чеченцев продолжает вызывать дискуссии, хотя и указываем на то, что они коренные жители Кавказа вот уже две тысячи лет. Но этот вопрос встает сам собой даже по Бацбийцам, говорящим о том, что они фяппи из Вабуа, а где это Вабуа… В устных преданиях всех вайнахов говорится, что их предки откуда-то пришли из-за гор и далее расселились из района Галанчож . Такова история чеченского народа в устной традиции чеченцев.

Надо обратить внимание на то, как довольно разнятся рассказы в разных чеченских сообществах, и это притом, что сказания в Чечне принято передавать без малейших изменений. Видимо, у отдельных сообществ действительно были разные пути предков, т.е. шли они из разных мест, но все на собирание в район Галанчож. Являясь потомками Ариев, чеченцы действительно потомки пришельцев, как и сами арии, ветви которых пришли в регион Армянского нагорья и принесли аборигенам более высокую культуру своей цивилизации. В диалектах армянского языка слово arii означает придти, а hajr как отец и Hajrarat как страна отцов.

Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (перевернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти с целым арсеналом подавления и подчинения.

Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и доставшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением .

В своих предыдущих работах автор первым указал на то, что суть чеченского конфликта состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях.

В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение тысячелетий их предки.

Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа. Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма (Зеро - нуль, начало отсчета, астра - звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских корпусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штурмовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков.

Одно из видоизмененных названий чеченцев - Шашены, на Карабахском диалекте армянского языка звучит как “особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия”. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.

Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.

При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.

И пришли пра-предки вайнахов из разных мест - одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.

Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков , но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.

Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.

Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай - доля). Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож, так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.

Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак.

И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история - особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов.

Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти . Легендарный Турпал Нохчо, справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача.

О чеченских сообществах в средние века

Чеченцы и их предки успешно противостояли в борьбе за свое существование с персами, греками, римлянами, гуннами, Ираном, Арабским Халифатом, Византией и Хазарским Каганатом. Сражаясь с превосходящими противниками, вайнахи были основной опорой соседних горских народов в борьбе с общими врагами, которым потому и не удавалось захватывать их земли.

В борьбе с врагами чеченцы опиралась на свою самодостаточность и обеспеченность ресурсами, добываемыми свободными производителями, и на наличие подготовленных, хорошо вооруженных и мобильных воинов.

Главным же достоинством чеченцев была сбалансированность общественных отношений в вольных сообществах, консолидирующая их в единый народ при угрозе.

Самодостаточность в чеченских сообществах достигалась регулированием отношений по законам предков с децентрализацией власти и ее сосредоточением горизонтально на низовых уровнях в ненаследуемом выборном управлении Советами старейшин и с делегированием полномочий Кхелам сообществ и Мехк-Кхелам для решения межродовых и общечеченских вопросов.

Общественное спокойствие, при всеобщей вооруженности, индивидуализме и свободолюбии, поддерживалось взаимной ответственностью с осознанными самоограничениями на основе выработанных и оберегаемых сотнями поколений священных запретов, регулирующих поведение в сообществах и среде обитания и Решениями Советов старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, воспринимаемых всеми как обязательно исполняемые.

Чеченские общины жили на своих строго разграничиваемых землях, и чеченцы никому не уступали своих земель и свою свободу, но и сами не покушались на чужие.

Погибая, чеченцы наносили противнику столь сильный урон, что противник отступал, неся большие потери. При необходимости сохранения своего народа, чеченцы уходили с равнинных земель в горы. Если силы противника были слишком велики, то его удерживали в предгорьях, где война была уже иная, а чеченцы оказывались в лучшей позиции. Противнику не удавалось воспользоваться численным преимуществом, и он, не добившись подчинения вайнахов, отступал с возрастающими потерями. Чеченцы вновь отвоевывали свои равнинные земли для земледелия и восстановления. Им удавалось сохранить свой народ именно потому, что они сохраняли свой уклад, верования, образ жизни и язык и неукоснительно соблюдали законы предков.

В первой части нашего тысячелетия геополитические процессы вокруг Кавказа, где сталкиваются интересы окружавших его великих держав и субэтносов, изменились.

Татаро-монгольское нашествие уничтожило все созданное оседлыми народами на равнинах до предгорий. Спасавшиеся в горах остатки народов выживали при недостаточности ресурсов. Длительное пребывание в горах без земледельческих земель равнины сильно подорвало самодостаточность чеченских сообществ, но татаро-монголам так и не удалось подчинить чеченцев.

С ослаблением татаро-монгольской Золотой Орды, чеченцы стали спускаться с гор на свои равнины. Однако на земли Северо-восточного Кавказа хлынули полчища новых завоевателей - тюркские кочевые племена Ленг-Тимура.

Ранее сами бежавшие из Средней Азии через Иран перед монголами, они были уже освоившимися в горах на юго-востоке Кавказа, объединены и принявшими ислам.

Но при этом новом нашествии чеченские сообщества уже не смогли выступать единым фронтом. Равнинные чеченцы-акинцы, соседствовавшие с Хазарским каганатом и принявшие ислам, в борьбе с Золотой Ордой союзничали с людьми Ленг-Тимура. Обойдя Дербент по горным дорогам, Ленг-Тимур не сразу направился на Тохтамыша, а сначала жестоко расправился с горскими народностями, захватив почти весь Северный Кавказ.

Терско-сулакские акинцы оказались у Ленг-Тимура в привилегированном положении как мусульмане и как его бывшие союзники в борьбе с золотоордынским ханом Тохтамышем. Акинцы признали его верховность и назначенного им у них мурзу.

Восполнив свои войсковые запасы за счет ресурсов захваченных земель горских народов, Ленг-Тимур разгромил Золотою Орду и осел на Кавказе, расположившись в нынешнем Дагестане.

Ленг-Тимур быстро и жестоко подчинил народы на севере Кавказа с принудительным обращением их в ислам. Привыкшие к иерархии власти, знати народности приняли господство тюрков Ленг-Тимура, а чеченцы яростно сражались, но утратили на время самостоятельность в трех районах, граничивших с дагестанскими землями. Земли, подчиненные Ленг-Тимуром, стали называться Ичкерией (“Уьч” по-тюркски означает три) и были насильственно исламизированы, а над чеченскими общинами поставлены тюркские князья и беки, которых впослебствии не без борьбы удалось выдворить.

Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей.

Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, свои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов.

Из-за ограниченности в горах земель и ресурсов чеченцы стремились к своим местам на равнинах и прибрежье. Тюрки признавали их силу и уступали, чтобы добиться склонения чеченцев иными путями.

Разгром Ленг-Тимуром районов в восточной части Большой Чечни сильно подорвал самодостаточность чеченских сообществ и задержал их возвращение на равнинные и прибрежные земли.

Так, впервые в своей истории Чеченцы оказались на своих землях разделены на вайнахов, равнинных акинцев и ичкерийцев с разными религиями и укладом, и потому и утратили на время независимость на ичкерийской части территории Большой Чечни.

Распавшиеся на ханства тимуридов, тюрки сохранили общность языка и религии. Они не сумели полностью подчинить все горские народы, но уже господствовали на Северном Кавказе, где оставались самостоятельными основная часть вайнахских сообществ и принявшие христианство осетины и хевсуры.

Падением Золотой Орды и распадом тюрков на ряд относительно небольших феодальных ханств воспользовались окружавшие Кавказ и значительно более сильные за счет централизации государственной власти субэтнические феодальные образования.

Кавказ стал ареной столкновения интересов Ирана, Турции, Крымского Ханства и Московского царства, собиравшего воедино русские земли и расширявшегося на восток к Уралу и Поволжью и на юг к Кавказу.

Охраняя свои земли от набегов татаро-тюркских ханов, Московское царство стало селить казачество на окраинных землях. С взятием Астрахани оно приступило к выстраиванию заградительной линии на Северном Кавказе от Каспия к Азову и расширялось с принятием добровольно присоединившихся народов. В 16-17 веках Царская власть стремилась к установлению союзнически вассальных отношений с феодальными владетелями приграничных земель и торгово-экономического сотрудничества с остальными народами.

Планы сплошной тюркизации и исламизации свей Средней Азии, Кавказа, Причерноморья, Передней Азии и Балкан с созданием Великого Турана были неприемлемы коренным народам, и они обращались за помощью к усиливающейся Руси (осетины, грузины и армяне) и к Ирану (таджики). Кроме устремлений больших держав, на Кавказе шла постоянная борьба местных феодалов между собой.

Происшедшие в ХIII-XVII веках на Кавказе коренные изменния создали в области проживания чеченцев совершенно иную, чем прежде общественно-политическую и хозяйственно-экономическую обстановку.

Вайнахские сообщества оказались серьезной помехой на пути сил, поведших цивилизацию по пути порабощения народов мира властителями, поклоняющимися золотому тельцу.Вольность чеченских сообществ была очень привлекательна для скрывающихся от преследований и закрепощения людей из народов, находившихся под феодальным гнетом.

Вайнахские сообщества были вольными и, не имея вертикальной иерархии власти, не могли объединиться в единое государство. Они воспринимали достаточно много инородцев не вайнахского происхождения и оказались в тюркско-мусульманском окружении, достаточно долго оставаясь без своих равнинных земель. В чеченском сообществе начали происходить изменения. Недостаточность земель для земледелия и возрастание числа населения вызвали изменения и в укладе и образе жизни на чеченских землях.

Чеченские производители уже не могли обеспечить страну всем необходимым собственного производства, и поэтому торгово-экономические отношения стали особой необходимостью.

В домонголо-татарские времена вокруг чеченцев жили народы со сходным укладом и близкими верованиями, приходящие инородные элементы постепенно воспринимали чеченский язык и образ жизни и становились чеченцами, почти не влияя на вайнахов.

Однако в новых условиях число пришлого элемента было уже значительно больше. Они, становясь «новыми» чеченцами, сохраняли больше признаков своего, не вайнахского происхождения, и уже сами стали значительно влиять вместе с тюркско-мусульманским окружением на чеченское общество и на его изменение.

В чеченском обществе незаметно начались сдвиги, приводившие к постепенному изменению порядков и образа жизни в отдельных его составляющих тайпах.

Силам, которым было выгодно представлять чеченцев дикими и отсталыми, было нужно лишить их собственной истории проведением политики этноцида.

Чтобы чеченцы не знали, кто они и откуда, им навязывали образ бандита-головореза. Скрывалось, что чеченский народ задолго до Европы имел демократическое правление на выборных началах и воспитывал бережное, сводящее к минимуму возможный ущерб, отношение к среде обитания, что поддерживалось в течение многих веков системой священных запретов.

Новое время требовало от вольных сообществ большой консолидации между собой и сосредоточения общих сил и ресурсов на укрепление внешних рубежей и для пресечения проводящейся извне подрывной деятельности. Для этого необходимо было организовать централизованное управление страной на всей территории.

Сохраняющие свою самостоятельность, чеченские сообщества к объединению не были готовы. Оказываемой взаимопомощи и решения общих вопросов на Кхелах и Мехк-Кхелах было недостаточно для мобилизации общих ресурсов и управления ими.

Приграничные сообщества не имели достаточно сил на укрепление внешних границ. Равнинные и предгорные районы Чечни оставались открытыми, в то время, когда в Нагорье развернулось (особенно с XIV века) строительство башен и укреплений в каждом поселении.

Будучи крепко скрученными, самостоятельными ветвями одного народа, вольные сообщества разделяли его на отдельные территориально-родовые общности по числу диалектов общего языка, а некоторые тайпы не входили в тукхумы вместе с другими и оставались такими же вольными, но малыми сообществами.

Приверженность чеченцев-вайнахов к свободе, их индивидуализм и самостоятельность отдельных сообществ при демократическом самоуправлении (без наследственной власти знати) с сосредоточением властных полномочий на низовых уровнях в Советах старейшин и коллегиальным решением общих вопросов в Кхелах и Мехк-Кхелах, были достаточными для поддержания сбалансированных отношений в обществе и их регулирования на всей территории.

Окончание темы в правой боковой колонке

Тема: Из истории чеченского народа, происхождение чеченцев. Обсуждение на Форуме

Происхождение чеченцев
Из истории

Чеченского народа
Окончание темы

Однако в новых условиях, опыта предков и существовавшей системы управления было уже недостаточно для отражения массированной идеологической экспансии, направленной на изменение чеченцев с целью их подчинения и начавшееся с равнинных акинцев, а затем и ичкерийцев уже ставшими мусульманами и потому во многом отошедших от установленных предками порядков.

Чеченские сообщества утратили свою самодостаточность из-за нехватки обрабатываемых земель, ограниченности ресурсов и перенаселенности в Нагорье, а переселение на свои равнинные прежние земли, занятые теперь иноязычными скотоводами. Не восстановило земледелие у чеченцев на прежнем уровне из-за разрушения всех ирригационных систем при нашествиях кочевников.

Утрата самодостаточности, изменения в хозяйственном укладе и зависимость от состояния внешних торгово-экономических связей привели к сдвигам в образе жизни чеченцев и началу сословно-социального расслоения в чеченском обществе.

Включение - в условиях утраты самодостаточности и начала сословно-социального расслоения и за короткое время - в чеченское общество большого числа иноэтнического элемента (с родословной от народностей с наследственной властью знати) приводило не столько к принятию «новыми» чеченцами общих языка и уклада, а сколько к сохранению у них стремления к возвращению прежнего образа жизни (без вайнахских запретов), но с захватом власти в подходящее время с единоначалием и подчинением остальных, ибо они не восприняли глубоко вайнахские нравственные нормы и в большинстве уже были исламизированы.

Раб, добравшийся в Чечню и став свободен, все же так и оставался с психологией раба, что и сказывалось и через несколько поколений. Но постепенно прежнее, рабское, выдавливалось в чеченском окружении. К десятому поколению уже необязательно было помнить предка-раба.

Но в новое время бывших рабов в Чечене становилось значительно больше. Общаясь между собой и находя прежнюю (рабскую) общность и уже не раз недавно изменившие языку и вере своих предков и будучи готовы еще раз делать то же и в новом отечестве, они явились основой для формирования внешними деструктивными силами «пятых колонн» в чеченской среде, причем такие «новые чеченцы» в том же духе воспитывали свое потомство.

Переселяясь с гор и оказываясь в татаро-тюркском окружении, чеченские общины, не знавшие иных форм власти и управления, не имели иммунитета от внешней идеологической экспансии и внедрения чужеродных нравов.

Отвергшие ислам и другие монотеические религии еще в I-ом тысячелетии н.э., вайнахские сообщества уже в середине II-го тысячелетия н.э. оказались открытыми для проникновения ислама через элементы не вайнахского происхождения и приграничные общины, которые не были связаны обей верой и приняли исламскую идеологию подчинения и неограниченной власти религиозных лидеров.

Русские (до Петра I) не стремились к изменению чеченцев и не вмешивались в их внутренние дела. Имея сплошное приграничье на севере, чеченские сообщества и Россия стремились к нормальным взаимоотношениям между казаками и чеченцами. Казаки учили чеченский язык, а чеченцы учили русский язык.

Русские считались с силой чеченцев (даже если их мало) и чеченцы считались с могуществом северного соседа. Московский Царь первый установил официальные отношения с чеченскими сообществами, признавая этим их самостоятельность и независимость.

Новая династия Романовых смогла начать восстановление страны с централизованным управлением. При Петре I были созданы военно-промышленная база, регулярная армия и военный флот, взята турецкая крепость Азов и предпринят персидский поход.

Будучи воспитанником немца Лефорта, Петр I жестоко внедрял западные порядки, модернизируя Россию и преобразовывая ее в Империю. При Петре I Российская Империя расширялась на востоке с освоением Урала и на западе с выходом в Прибалтику.

Петр I (помня о своем плене у турецкого паши) отказался от борьбы с Турцией, разделив по Константинопольскому соглашению 1724 г. с ней зоны влияния, и отдал Чечню (без ведома самих чеченцев) Турции и ее вассалу Крымскому Хану.

Внешние экспансионистские силы не оставляли своих намерений и попыток решения чеченского вопроса по-своему, не спрашивая у чеченцев и порой договариваясь об этом между собой и согласовывая действия по Чечне.

Хан Каплан-Гирей по указанию Султана двинулся с 80-ти тысячным войском в Иран через Чечню, где потребовал дань. Хан был встречен засадой в ущелье пятью тысячами чеченцев и, потеряв тысячи убитыми, ушел из Чечни. Теперь этот проход называется Хан-Кьелу (засада на хана) . Не сумев подчинить Чечню силой и политическими средствами, экспансионистские силы взяли на вооружение идеологические и, в частности, ее исламизацию с целью искоренения всего вайнахского, ибо им была нужна Чечня, но без вайнахских нравственных норм, самоуправления и свободы.

В начале XVIII века Чечня еще не могла при необходимости, объединять силы отдельных сообществ и дать отпор, отстаивая свою свободу и отвергая вмешательство в свои внутренние дела. Чеченские сообщества не уступали своей вольности ни России, ни Ирану, ни Турции и ни Крымскому хану, и отклоняли их давление.

Чеченцы, как и другие горские народы, желали добрососедских и взаимовыгодных отношений. Они шли на политические уступки в приграничье для поддержания мира, но противились вмешательству. Новое время объективно требовало большего сплочения чеченских сообществ в единый народ и не только при непосредственной угрозе, а на постоянной основе.

Чечня, не объединившаяся в сильное самостоятельное государство, становилось объектом массированной политической и идеологической экспансии. На нее оказывалось сильнейшее воздействие с целью уничтожения прецедента свободы и демократического самоуправления.

При всеобщей заинтересованности в ослаблении, подавлении и подчинении Чечни и в ее исламизации, интересы великих держав, исламских центров и региональных феодальных лидеров Кавказа сталкивались.

Чеченские предводители, пользуясь этими противоречиями, умело поддерживали сбалансированные отношения со всеми ними и с каждым из них в отдельности.

В вопросах с Чечней создалась уникальная, не имеющая аналогов и длившаяся веками, ситуация. Независимо от того, кто бы ни был у власти, в той или иной стран, и независимо от состояния их отношений между собой, вектор их политики в Чечне был направлен на изменение чеченцев, на расширение своих компрадорских прослоек, ослабление и подчинение Чечни всеми способами, включая и силовые.

Чеченцы являются особенными со своей вольностью. Их свобода и самостоятельность были притягательными для народов. В Чечню убегали от преследований и угнетения. Происхождение чеченцев посему изначально неоднородно.

Для находящихся в вассальной зависимости от больших государств кавказских феодальных властителей, чеченская вольница вставала поперек горла! Не подчиняемая Чечня была бельмом на глазу для великих держав. В Чечне не было властей, подчинение которых и подчинило бы все население страны.

Те лидеры, с которыми внешние силы имели дело, были ограничены во влиянии территорией своего сообщества и решающим словом Советом старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, которые были важнейшим, действенным инструментом регулирования всех сторон жизни вайнахов. Они устанавливали порядок земледелия и земле пользования, нормы поведения и наказания за их нарушения, решали вопросы торговли, обороны, войны и мира, сбора средств на общие нужды.

Для избрания в Совет старейшин, Кхел и Мехк-Кхел имели большое значение знание обычаев, личные способности, происхождение, авторитет, богатство возраст и умение выступать убедительно. О значении Мехк-Кхелов свидетельствует изречение: «За действия страны не мстили, действия против страны не прощали». Если отдельные общины или семья не подчинялись, то по решению Совета Старейшин, Кхела или Мехк-Кхела они могли быть изгнаны.

В повседневной жизни чеченцы придерживались изречения о Мехк-Кхеле и по отношению к старшим и их действия не обсуждали и действий против тех, кого уважали, они не прощали никому. В Чечне всегда не с кем было договариваться окончательно. Чеченцы могли идти на любые шаги, кроме тех, за которые с них мог быть нелицеприятный спрос на Совете старейшин, Кхеле или Мехк-Кхеле.

Отдельные чеченские сообщества могли с кем угодно и о чем угодно самостоятельно договариваться, но если дело доходило до интересов другого сообщества или касалось всей Чечни, так же отвергали все, что считалось покушением на их свободу и на внутренние порядки.

Вплоть до середины 18 века, внешние силы мало кого могла противопоставить в Чечне друг другу, т.к. в вопросах свободы и невмешательства во внутренние дела чеченцы были едины и отдельные прецеденты пресекались.

Так же долго Чечня оставалась самоуправляемой территорией вольных сообществ, стремившихся к сохранению у себя прежних порядков и недопущению вмешательства в свои внутренние дела извне. Чеченцы долго оставались «последними могиканами», когда остальные народы уже приняли монотеистические религии, власть знати и вхождение в централизованное государство. Другие народы принимали ислам и входили в Российскую Империю менее болезненно. Религиозные исламские служители становились опорой феодальной власти в подчинении своего народа. Подданство «Белому Царю» укрепляло власть феодальных ханов и князей на их землях и защищало их от экспансии других местных феодальных властителей.

Чечня не могла, как Черкессия, добровольно присоединиться к ней. И идя на союзнические отношения, Чечня не искала у Империи защиты. Чеченские сообщества желали сохранения нормальных прежних и взаимовыгодных отношений. Такими они были бы, если границы России на Кавказе оставались бы теми же.

Однако изменения шли и на Кавказе и в чеченском обществе. Изменялась и Россия, которая, став уже Империей, не собиралась из-за Чечни останавливать свой имперский разбег, начатый Петром I. Происходящие на Кавказе и в чеченской среде изменения постепенно усиливались и к середине 18 века нарастали уже с ускорением, став далее необратимыми.

Вольные сообщества ввиду своих особенностей, не смогли объединиться с эффективным централизованный управлением. Прежняя система регулирования отношений все чаще нарушалась, а социально-сословное расслоение в чеченском обществе все больше усиливалось.

Заинтересованные в покорении и подчинении Чечни и изменении вайнахов внешние и внутренние силы, используя компрадорский элемент (в основном, из чеченцев, находящихся в Чечне), стремились противопоставлять чеченские сообщества, отдельные общины, семьи и лидеров друг другу и создавать в чеченской среде свои «пятые колонны». История чеченского народа ранее не знала столь серьёзных вызовов.

На Северном Кавказе Россия стала строить кордонную полосу из крепостей, укреплений и станиц по Тереку и Кубани, и от Моздока к Владикавказу, с охватом Чечни севера. Царская военная администрация получила указание присягой оформлять добровольное подчинение пограничных с крепостными местных поселений, включая и чеченские общины.

Стремясь привязать Чечню к Турции, исламские круги активно противодействовали установлению нормальных отношений в Чечне с Россией. Турция же стремилась использовать Чечню как плацдарм в борьбе с Россией и для закрытия ей доступа в Закавказье.

Исламский шариат не вступал в противоречие с менталитетом тюркских народов, и был приемом для феодальной знати, и Царская Россия предоставляла свободу вероисповедания при отдаче Кесарю кесарева, а в Чечне процесс исламизации шел веками, и далеко не мирно, и весьма болезненно . Лишь в конце XVIII века ислам укоренился на части чеченских земель и окончательно утвердился, заменив вайнахские верования в середине XIX века. Ислам, на начальном этапе, исполнял роль объединяющего всех горцев фактора. Но чеченцы принимали его вначале формально и с оговорками о сохранении главенства вайнахского адата (законов предков) над шариатом. С усилением исламизации Чечни изменялись и русско-чеченские отношения, что и было нужно его проводникам.

Смена народом своей веры на религию, родившуюся на иной инокультуре, с иным менталитетом и системой общественного устройства, разрушает и уничтожает не только прежнюю веру, но и почть всю предыдущую культуру, и коренным образом меняет сущность этого народа. Так и принявшие христианство пшавы и хевсуры названы Н.Я. Марром в начале 20 века «грузинизированными племенами чеченского народа».

Конец статьи

Наша позиция и контакты

Мы стараемся отражать вопросы, относящиеся к темам, открытым нашими форумчанами, максимально объективно и корректно, на основании хорошо известных и достоверных источников. Однако не все тезисы можно подтверждать документально, в особенности когда они представляют собой личную точку зрения участников дискуссий на форуме. Тем более, что история чеченского народа мало кого оставляет равнодушным, и по ней комментариев всегда много.

Если вы не согласны с какими-либо утверждениями, то, вполне возможно, администрация форума также с ними не солидаризуется. Ведь мнения форумчан являются их личными мнениями, которые мы не можем, да и не желаем менять.

Если у вас возникли вопросы на тему “История чеченцев, происхождение чеченского народа” или претензии, связанные с нарушением участниками обсуждений на форуме Кавказа этических норм или законодательства РФ, то просим адресовать их администратору сайта “Кавказ”, Форума Кавказа и чата “Кавказ” по адресу [email protected] Заранее благодарим за проявленное внимание.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация