Инвалидность по ранению. Инвалидность в период военной службы. Оформление пенсии по инвалидности военнослужащим

Главная / Бизнес

Военная пенсия по инвалидности является одним из видов и сотрудникам иных силовых органов вследствие получения ими травмы или хронического заболевания во время прохождения службы.
Порядок получения пенсии по инвалидности, возникшей по причине прохождения военной и иной службы, круг лиц, имеющих право претендовать на такую выплату, порядок оформления инвалидности военнослужащим, а также виды пенсии по ней и ее размеры будут рассмотрены в настоящей статье. В результате те же самые инвалиды боевых действий должны иметь представление о том, какие права в сфере пенсионного обеспечения они имеют, и на какие выплаты могут претендовать.

Законодательная база

Законодательное регулирование рассматриваемого понятия осуществляется Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме него меры социальной поддержки военных пенсионеров-инвалидов могут принимать регионы в нормативных актах областного уровня. Это могут быть региональные надбавки и доплаты к федеральному денежному пособию. Аналогичная ситуация имеется и на местном уровне, так, например, можно рассказать про опыт Москвы, власти которой длительное время из собственных доходов осуществляют доплаты к пенсионному содержанию данной категории граждан.

Кто относится к инвалидам боевых действий

Данный механизм выплат справедлив, так как он предполагает установление суммы денежной компенсации в зависимости от того ущерба, который причинен здоровью бывшему военному.
На сегодняшний день установлены следующие пропорции:

  • 1 группа – 300% от размера социальной пенсии;
  • 2 группа – 250%;
  • 3 группа – 175%.

При этом стоит отметить, что социальная пенсия напрямую зависит от размера прожиточного минимума, установленного в стране. На 2017 год он составляет в среднем 8 540 рублей. Кроме того, ежегодно производится индексация пенсий всех видов, и поэтому точный размер той или иной выплаты необходимо уточнять каждый год дополнительно. В среднем же военный пенсионер-инвалид, которому установлена 1 группа инвалидности, получает в месяц примерно 14-15 000 рублей. Что же касается размера страховой выплаты или же ЕДВ, то она составляет от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей.

Подводя итоги

Рассматривая систему пенсионного обеспечения военнослужащих, стоит отметить, что в России она достаточно хорошо проработана, чтобы обеспечить компенсацию военнослужащему ущерба его здоровью в том случае, когда он признается инвалидом. Однако существует и множество проблем в данной сфере, связанных как со справедливостью начисления пенсии тому или иному лицу, так и с ее размерами.

В связи с этим приглашаем всех, кто имеет опыт получения пенсии военнослужащему по инвалидности, делиться им, а также высказывать свое мнение по данному вопросу в блоке комментариев к данной статье.

По итогу прохождения комиссии устанавливается заново факт присутствия инвалидности, выданной ранее или изменение группы. Если установить группу не посчитают нужным, то гражданин числится здоровым и получать пенсию от государства он уже не будет.

  • Справка бессрочная. В такой ситуации показания МСЭ утверждены в том, что смысла для повторного освидетельствования состояния здоровья нет. Гражданин пенсионного возраста будет носить группу инвалидности, назначенную ему постоянно, и получать выплату пенсии от государства до конца жизни.

Какие потребуются документы Гражданин или его родственники, получивший группу инвалидности, имеющий на руках документ, подтверждающий данный факт, должен обращаться в пенсионные органы Министерства Обороны. Там он предоставляет заявление на право получения пенсионных выплат военному лицу по инвалидности.

Военная пенсия по инвалидности

Выслуга Высоцкого в подразделении – более 10-ти лет, в течение которых он приобрел хронические заболевания зрения. В декабре 2017 Высоцкий направлен на медико-санитарную экспертизу, по итогам которой военнослужащему присвоена ІІ группа инвалидности.

В январе 2018 Высоцкий обратился в военкомат за пенсией. На момент обращения ДДВ Высоцкого – 31.402 руб. Рассчитаем размер пенсии Высоцкого по инвалидности: 31.402 руб.


* 0,7223 * 0,75 = 17.011,24 руб. Минимальная пенсия военнослужащим по инвалидности На основании ст.23 ФЗ-4468-2 установлена минимальная военная пенсия по инвалидности, размер которой определяется на основании группы инвалидности и рассчитывается по формуле: І группа инвалидности – СоцПенс * 3; ІІ группа инвалидности – СоцПенс * 2,5; ІІІ группа инвалидности – СоцПенс * 1,75; где СоцПенс – установленный размер социальной пенсии, который в 2017 году составляет 4.805,11 руб.

Размер пенсии по инвалидности военнослужащим и особенности ее выплат

По-военному ее называют еще – справка МСЭ или «розовая справка». Этот документ выдается органом медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Инфо

Непосредственно именно этот орган проводит все медицинское обследование и определяет группу инвалидности. Процедура прохождения проверки не отличается от стандартной гражданской.

Больной или родственник составляет лист больного с описанием травм, в свидетельство того, что травма получена во время службы. Категории Согласно закону №4468-1 от 12.02.93 г. (ст.

  • Причиной инвалидности послужила травма.

Инвалидность военная

Военнослужащий может оформить пенсию по инвалидности при одновременном выполнении 2-х условий:

  1. Гражданином получена травма или приобретено заболевание в период несения службы, либо в течение 3-х месяцем с момента увольнения.
  2. На основании медико-социальной экспертизы установлена причинно-следственная связь между полученной травмой (заболеванием) и присвоенной группой инвалидностью.

На назначение военной пенсии по инвалидности НЕ влияет:

  • возраст военнослужащего;
  • звание;
  • период выслуги;
  • общий трудовой (страховой) стаж.

Основанием для назначения пенсионной выплаты военнослужащему является акт МСЭ, подтверждающий инвалидность, с указанием причины (военная травма, заболевание, приобретенное в период службы).

Порядок оформления инвалидности пенсионеру

  • несшие службу по контракту, в том числе в годы бывшего СССР (солдаты, сержанты, матросы, офицеры и т.д.) как на территории России (СССР), так и на территории других государств;
  • солдаты-срочники, призванные в армию в соответствии с законом и проходящие службу на территории РФ и за ее пределами.

Пенсия по инвалидности полагается и тем, и другим, но рассчитывается различными способами и финансируется из разных источников. Срочникам пенсию по инвалидности выплачивает пенсионный фонд.
Контрактникам выплаты обеспечивает государство, а точнее, министерство, под чьим руководством военный служил.

Бесплатная юридическая консультация

Пенсионеры, которые ранее были сотрудниками МВД или военными, и при этом ушедшие на пенсию не более года до момента оформления, имеют право обратиться в больницу МВД для получения направления и прохождения всех анализов. Лечащий врач осматривает пациента и выдает направление на обследование у других специалистов и сдачу анализов.


Основные врачи, которых придется посетить – окулист, невролог, ЛОР, хирург, ортопед. Полный список зависит от болезни и озвучивается лечащим врачом.
Анализы также назначаются специалистом. К основным относятся общие анализы крови и мочи. Могут быть также рекомендованы ЭКГ и ЭЭГ, анализ кала, биохимический анализ крови, рентген, УЗИ. Стоит помнить, что некоторые анализы действительны 10 дней, поэтому их стоит делать в последнюю очередь. При посещении врачей попросите сразу указать, какие средства реабилитации вам нужны.

Условия назначения пенсии по инвалидности военнослужащим

Травма могла возникнуть на фоне контузии или сильного ранения, болезни, тяжелых увечий, в связи с боевыми актами при защите государства, во время нахождения в плену, при условии, что военный не предал Родину.

  • Возникшая тяжелая болезнь во время службы, но при отсутствии исполнения служебного задания.

Переосвидетельствование группы МСЭ может выдавать справку временно или на постоянной основе. Что это значит? Военный пенсионер с временной справкой должен будет в назначенный срок заново пройти переосвидетельствование на подтверждение группы инвалидности:

  • Справка на определенный период. В самом документе указывается дата периода действительности установленной группы инвалидности. После окончания срока данной справки потребуется второй раз пройти освидетельствование.

Военное пенсионное обеспечение по инвалидности

Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17
"Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности"

Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 1
"Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности"
(утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17)

С изменениями и дополнениями от:

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

1. Определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

2. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

общее заболевание;

инвалид с детства;

профессиональное заболевание;

трудовое увечье;

военная травма;

заболевание получено в период военной службы;

заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";

заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

3. Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.

4. Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория "ребенок-инвалид".

5. Причина инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений).

Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" является акт о случае профессионального заболевания, оформленный в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст.5149), или решение суда об установлении факта профессионального заболевания.

6. Причина инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в порядке, предусмотренном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999), или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.

7. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшие военнослужащие), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4831; 2002, N 30, ст.3033).

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ( Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание".

Если формулировка причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в свидетельстве о болезни, справке ВВК отсутствует или указана не в соответствии с формулировками причин инвалидности, указанными в пункте 2 настоящего разъяснения, а также в случае несогласия с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы могут обратиться в соответствующую штатную ВВК (ВВК военного округа, ВВК вида Вооруженных Сил Российской Федерации, центральную ВВК Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба) для пересмотра или уточнения причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания. В дальнейшем федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы при определении причины инвалидности должны руководствоваться заключением штатной ВВК военного округа или соответствующего силового ведомства о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

При отсутствии военно-медицинских документов или при их ненадлежащем оформлении причина инвалидности с формулировкой "военная травма" устанавливается участникам Великой Отечественной войны - фронтовикам и воинам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан, в случаях:

а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а также, если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;

б) имеющихся последствий увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;

в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно-медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;

г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.

В указанных случаях (подпункты а - г) в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для определения причины инвалидности "военная травма" должны представляться военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии, и данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.

При решении вопроса о времени возникновения у участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, хронического медленно прогрессирующего заболевания федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы проводится ретроспективный анализ развития данного заболевания на основе тщательного изучения анамнестических сведений, данных лечебно-профилактических учреждений, характеризующих клиническую картину, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения участника Великой Отечественной войны - фронтовика или воина, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан, в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрессировании этого заболевания.

При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.

При отсутствии у бывших военнослужащих, в том числе находившихся в плену, каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел и т.п.), независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о связи полученных увечий (ранений, травм) со службой в армии решается при освидетельствовании их в ВВК военного комиссариата с участием судебно-медицинского эксперта. После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм), утвержденного штатной ВВК, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину инвалидности.

Инвалидам из числа бывших военнослужащих, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения Наркомата обороны СССР, ОМСБОН НКВД СССР, разведывательных групп НКГБ СССР, партизанских отрядов и соединений, причина инвалидности "военная травма" определяется на основании записей в военных билетах, подтверждающих службу в упомянутых частях, группах, отрядах и соединениях (Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 521 "О порядке установления инвалидности бывшим военнослужащим, выполнявшим воинский долг в период Великой Отечественной войны в тылу противника" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 22, ст.1214).

Бывшим партизанам Великой Отечественной войны как из числа бывших военнослужащих, так и лиц гражданского населения, признанным инвалидами, определяется причина инвалидности "военная травма" на основании документа, подтверждающего их пребывание в составе партизанских отрядов и соединений (Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1993 г. N 596 "О порядке установления инвалидности лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны в тылу противника" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 19, ст.1684).

При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в акте освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения: свидетельство о болезни; справка ВВК; справки военно-медицинских учреждений, подтверждающие пребывание бывшего военнослужащего на излечении; выписки из истории болезни с указанием диагноза; справки о ранении или несчастном случае; документы, подтверждающие факт пребывания на фронте, в партизанском отряде, в плену, на военной службе (удостоверение участника Великой Отечественной войны, красноармейская книжка, военный билет, справки военных комиссариатов о прохождении военной службы, в том числе об участии в боевых действиях); справки о полученном на фронте награждении, благодарности командования; справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, если в них имеются указания на увечье (ранение, травму, контузию), заболевание.

Бывшим военнослужащим, ранее признававшимся инвалидами Великой Отечественной войны, которым в настоящее время установлена причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание", определяется причина инвалидности с формулировкой "военная травма" на основании документов о службе в действующей армии, о полученном в период пребывания на фронте увечье (ранении, травме, контузии), заболевании и документов, подтверждающих, что бывший военнослужащий ранее признавался инвалидом Великой Отечественной войны.

В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности с военной травмой, прохождением военной службы и другими обстоятельствами, предусмотренными действующим законодательством, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы определяется с формулировкой "общее заболевание" и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов. После получения необходимых документов федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы формулировка причины инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования.

8. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы без представления военно-медицинских документов по поводу любого заболевания или увечья (ранения, травмы, контузии), в том числе бытового, с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

9. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

10. Причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

11. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48 ст.4561; 2002, N 30, ст.3033), если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

12. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.

13. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с аварией на ПО "Маяк" устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в порядке, установленном Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5850; 2000, N 33, ст.3348).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в и названного Закона, с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами.

Документом, подтверждающим статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, является удостоверение единого образца, порядок оформления и выдачи которого утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2000 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2000 г., регистрационный N 2256).

Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой "заболевание связано с аварией на ПО "Маяк" является наличие удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

14. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк" устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, на основании удостоверения, подтверждающего данный статус, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

15. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с последствиями радиационных воздействий" определяется гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 14, ст.1182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст.1365) при установлении им инвалидности по нарушениям здоровья, связанным с радиационным воздействием.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1 постановления, причинная связь заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием устанавливается межведомственными экспертными советами или ВВК.

Основанием для установления вышеуказанной причины инвалидности является заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с радиационным воздействием.

При установлении инвалидности бывшему военнослужащему, упомянутому в подпункте "а" пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий", по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации, имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.

16. Причина инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" определяется гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а" , "б" , "в" , "г" , "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.138), при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст.2756) установление причинной связи развившихся заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возложено на медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" является заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации о причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

17. При наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя или та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты (в справке указывается только одна причина инвалидности).

18. Причина инвалидности, гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты, сохраняется при повышении группы инвалидности вследствие вновь возникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если ранее не было допущено ошибки при определении группы инвалидности. Причина инвалидности "военная травма" сохраняется также в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ограничению жизнедеятельности и установление группы инвалидности обусловлено вновь возникшими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), заболеваниями.

19. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом по последствиям трудового увечья или профессионального заболевания, по его выбору либо выбору его законного представителя устанавливается категория "ребенок-инвалид" или группа инвалидности с соответствующей причиной инвалидности.

20. Причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.

21. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений или инвалидами I и II групп вследствие нарушений, обусловленных патологией органа зрения, после формулировки соответствующей причины инвалидности или категории "ребенок инвалид" производится дополнительная запись "вследствие поствакцинального осложнения" на основании заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения об установлении факта поствакцинального осложнения или "инвалид по зрению".

_____________________________

* Возраст ребенка-инвалида повышен с 16 до 18 лет Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3693).

  • Во-первых, страховые взносы за военнослужащих производит государство, а не работодатель.
  • Во-вторых, имеются различия в самой терминологии и порядке оформления выплат, например, стаж у военных называется выслугой лет, зарплата - ежемесячным денежным довольствием военнослужащего (ЕДДВ).

Из сходств можно отметить одинаковый принцип: чем больше стаж (выслуга лет) и выше зарплата - тем больше будет конечный размер выплат.

В жизни каждого гражданина, проходящего военную службу, будь то призывник или служащий по контракту, мужчина или женщина, могут произойти непредвиденные обстоятельства, которые серьезно повлияют на его здоровье, а вследствие этого - на трудоспособность. Несмотря на некий негативный тон относительно всего пенсионного обеспечения для данной категории граждан, законом предусмотрены компенсации и выплаты людям, получившим инвалидность вследствие службы в вооруженных силах (или приравненных к ним структурам) - военные и государственные пенсии по инвалидности.

Каким военнослужащим положена пенсия по инвалидности?

Система пенсионного обеспечения военных, вне зависимости от того, какой вид выплат они получают - или по инвалидности, отражена в законе от 12.02.1993 N 4468-1 . Данный документ регулирует все процессы, связанные с пенсиями военных, в том числе назначения выплат.

Из 1 статьи этого закона следует, что следующим категориям военных положены выплаты по инвалидности по линии Министерства Обороны РФ (разумеется, если соблюдены условия, описанные ниже):

  • граждане, проходящие в званиях офицеров, мичманов и прапорщиков, военную службу (либо приравниваемую к ней службу), либо служащие на контрактной основе в качестве солдат, сержантов, старшин или матросов;
  • военные, служащие в других государствах, при условии наличия договоренности или соглашения между РФ и той страной, где гражданин проходит службу, а также если законы государства предусматривают такой вариант пенсионного обеспечения;
  • граждане, проходящие службу в других странах в случае отсутствия соглашения у РФ и страны, а также если ее законы не предусматривают пенсионное обеспечение в данном варианте;
  • лица, которые служили в качестве прапорщиков, офицеров и мичманов в вооруженных силах (и приравненным к ним формированиям) в бывшем СССР.

Отдельно стоит выделить служащих по призыву - их пенсионное обеспечение проходит по линии Пенсионного фонда России , они получают государственную пенсию согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ .

Условия назначения пенсии по инвалидности

Статья 19 вышеупомянутого закона гласит, что пенсия по инвалидности может быть назначена военнослужащим, которые:

  • получили ущерб здоровью, повлекший за собой инвалидность, в период службы в вооруженных силах либо через три месяца после прохождения службы;
  • вследствие увечья, контузии, заболевания или ранения, полученного в ходе службы, стали инвалидами, но уже после увольнения .

Стоит отметить, что если причиной получения травмы или иного фактора, повлекшим за собой инвалидность, являются противоправные действия военнослужащего (иными словами, если им совершено преступление), вместо военной пенсии по инвалидности будет назначена .

Установление инвалидности

Как и в случае с социальной или пенсиями по инвалидности, главным документом для назначения выплаты военнослужащим такого характера является справка об инвалидности , или по-другому - справка МСЭ , в большинстве организаций именуемая как «розовая справка».

Данную справку выдает орган медико-социальной экспертизы (МСЭ), который проводит экспертную оценку состояния здоровья и социальной адаптации потенциального инвалида.

Процесс получения этой справки для военнослужащих не имеет принципиальных отличий от «гражданских» - составление посыльного листа в больнице, подробное описание травм, повлекших инвалидность, подтверждение того, что травма связана именно с военной службой и т.д.

Категории инвалидов, учитываемые при назначении пенсии

Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 выделяет две группы лиц , которые могут получать военную пенсию по инвалидности. Принадлежность гражданина к той или иной категории зависит от причин наступления инвалидности:

  • лица, у которых инвалидность наступила по причине военной травмы - контузии, ранения, заболевания или увечья, полученных в связи с боевыми действиями, службой на границе или другими видами защиты государства, а также пребыванием в плену (при условии, что пленение было насильственным и гражданин не совершил во время него преступлений против Родины) или службы в действующей армии в качестве юнг и воспитанников;
  • граждане, причиной инвалидности которых является заболевание, увечье и т.д., полученное при прохождении военной службы, но при этом не связанное с непосредственным выполнением служебных обязанностей.

Установление факта связи травмы или заболевания с военной службой (равно как и отсутствия таковой) находится в компетенции не МСЭ, а военно-медицинских комиссий.

Переосвидетельствование инвалидности

В зависимости периода инвалидности, пенсионеру может потребоваться переосвидетельствование в федеральных органах медико-социальной экспертизы. Здесь может быть два варианта:

  1. Справка МСЭ выдана на четко оговоренный срок (он указан в справке). Это означает, что по истечении этого периода нужно пройти повторное освидетельствование , дата которого указана на данном документе. В случае наличия показаний для установления инвалидности, она будет продлена (либо изменена группа инвалидности - в зависимости от состояния здоровья гражданина). Если показания отсутствуют - гражданина лишают статуса инвалида и государственную пенсию по инвалидности он получать не сможет.
  2. Справка об инвалидности выдана бессрочно . В этом случае даты повторного освидетельствования на справке не будет - т.к. экспертиза установила, что состояние инвалида с течением времени не изменится, а значит, смысла в подтверждении инвалидности нет - гражданин будет иметь статус инвалида и право на получение пенсии по инвалидности до конца жизни.

Гражданин И. получил травму в ходе боевых действий за границей и 14 мая 2017 года получил справку МСЭ, которая устанавливает ему I группу инвалидности. Дата очередного переосведетельствования - 13 мая 2018 года. Когда лучше начать готовить все необходимые документы для медико-социальной экспертизы, чтобы не потерять пенсию?

П. 12 приказа от 29.01.2014г. N 59н Министерства Труда и Социальной защиты РФ гласит, что максимальный срок предоставления услуг МСЭ с момента подачи всех необходимых документов составляет не более 30 дней.

Кроме того, в случае, если повторное освидетельствования не происходит в срок, но по уважительной причине (госпитализация/большая очередь на экспертизу), приостановленная пенсия будет выплачена в полном размере исходя из прежней группы инвалидности. (ст. 27 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1)

На основании этого правила гражданину И. требуется заранее начать сбор документов, например, за месяц до окончания установленной инвалидности, т.е. 13 апреля 2018 года. При таком подходе все действия будут сделаны вовремя, даже при наличии очереди на комиссии в МСЭ (на что обычно и ссылаются сотрудники отделений медико-социальной экспертизы), и после предоставления справки об инвалидности в территориальный орган ПФР (Пенсионного фонда России) гражданин И. продолжит получать государственную пенсию по инвалидности.

Документы для оформления пенсии по инвалидности военными

Для того, чтобы стать получателем данной выплаты, гражданину требуется обратиться в пенсионные органы Министерства обороны с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. К этому заявлению потребуется прикрепить дополнительные документы , такие как:

  1. Паспорт.
  2. Военный билет.
  3. Справка об инвалидности, выданная федеральным органом медико-социальной экспертизы.
  4. Результаты военно-медицинской комиссии (которая выставляет для гражданина соответствующую категорию инвалидности, в зависимости от условий наступления инвалидности).
  5. Другие документы, подтверждающие право на получение выплат данного характера.

В случае, если инвалидом является гражданин, проходивший военную службу по призыву , ему положена государственная пенсия по инвалидности . Для ее назначения он должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства. Опять же, для оформления данного вида пенсии потребуются все вышеуказанные документы.

Размер военных пенсии по инвалидности в 2019 году

Действующее законодательство разделяет размеры выплат по инвалидности в зависимости от того, к какой категории пенсионеров-инвалидов относится гражданин. Для того, чтобы рассчитать величину военной пенсии по инвалидности для военнослужащих по контракту , можно воспользоваться таблицей (проценты указаны от суммы денежного довольствия, учитываемого при расчете выплат):

Величина выплат пенсии для военнослужащих по призыву , получивших инвалидность, приведена в таблице ниже, которая устанавливается в процентах от (с 1.04.2018 г. - от 5240,65 руб., до - 5034,25 руб.) :

Стоит отметить, что данная таблица отражает в том числе и минимальный размер военной пенсии по инвалидности .

Пенсионеры по инвалидности имеют право на следующие надбавки:

  • При установлении первой группы инвалидности или достижении 80-летнего возраста доплачивается 100% от социальной пенсии.
  • Если инвалид первой и второй группы не работает, а у него на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, ему добавляют 32%, 64% или 100% расчетного размера пенсии (в зависимости от количества иждивенцев - 1, 2 или 3 (и более)).

Увеличение пенсии военным пенсионерам

Государство предусматривает увеличение размера выплат в связи с ростом потребительских цен - индексацию . Пенсионное обеспечение военнослужащих зависит от величины денежного довольствия и , используемого при расчете пенсии. Денежное довольствие военных не индексировалось уже 5 лет, в следствии чего в 2018 году все же решили провести повышение на прогнозируемый уровень инфляции следующего года - на 4% , однако величину понижающего коэффициента оставить без изменений - 72,23%.

Т.к. величина доплат к военной пенсии по инвалидности зависит от расчетного размера (), с каждой индексацией социальных пенсий по инвалидности увеличивается в том числе и размер выплат военным. С первого апреля 2018 года все социальные пенсии проиндексируют на 4,1% , а значит, и величина расчетного размера тоже выростит. Повышенный размер в 2018 году сохранится по 1.04.2019 г.

Дополнительные выплаты к пенсии по инвалидности для военнослужащих определяются также из расчетного размера пенсии. При этом существует ряд особенностей, обозначенных в ст. 46 и 48 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, касающихся условий назначения надбавки :

  1. Если у пенсионера удостоился следующих званий:
    • Героя Российской Федерации, Героя Советского Союза или он награжден Орденом Славы трех степеней, то ему добавляется 100% размера пенсии.
    • Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации - пенсия увеличивается на 50%.

    В случае, когда пенсионер удостоен данными наградами или званиями, пенсия повышается за каждое полученное звание .

  2. Надбавка за нетрудоспособных членов семьи , находящихся на иждивении у военного пенсионера, при условии, что такую пенсию получают два и более человека, назначается только одному из таких пенсионеров. Иными словами, если отец и мать получают государственную пенсию по инвалидности и у них есть двое детей, то надбавки за двух детей может получать только один родитель (либо каждый родитель будет получать надбавку за одного иждивенца).
  3. Если у пенсионера есть право на несколько повышений размера пенсии, то из них выбирается наибольшее . Именно оно будет учитываться при увеличении выплаты.
  4. При получении одновременно двух пенсий надбавки устанавливаются только к одной из них .

Изменение группы инвалидности и пересмотр размера пенсии

Бывают случаи, когда у инвалида изменяется состояние здоровья (в худшую или лучшую сторону) - в этом случае бюро медико-социальной экспертизы вправе пересмотреть его группу инвалидности . В зависимости от различных факторов МСЭ может установить как группу, которой полагается большая пенсионная выплата, так и ту, которой полагается меньшая пенсия.

В случае, если вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней причины.

Выплата пенсии военным пенсионерам

Как и в случае со или пенсиями, существует несколько способов получения денежных средств. Выплаты могут быть получены как самим пенсионером , так и доверенным лицом в следующих видах организаций (пенсионер вправе сам определять, где ему удобнее получать пенсию):

  1. Почта России - пенсия в этом случае приходит на дом или в ближайшее почтовое отделение. Единственное, что требуется учесть в случае выбора этого варианта - это доставочный период , который может отличаться от даты выплаты пенсии.
  2. Счет в банке - наиболее распространенный способ получения пенсий. Не принципиально, будет ли это банковская карта или книжка Сбербанка - в день перевода денежных средств из территориального органа ПФР деньги поступят на счет пенсионера.
  3. Сторонняя организация, занимающаяся доставкой пенсий - все аналогично Почте России. Полный перечень таких компаний можно узнать у сотрудников отделений ПФР.

Обратите внимание, что согласно ст. 56 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 третий пункт (выплата через стороннюю организацию) не указан как возможный для военных пенсий. Придется выбирать между Почтой России и Сбербанком.

Сроки выплаты пенсии по инвалидности

Стоит отметить, что у военной пенсии по инвалидности есть определенные особенности, которые касаются выплат.

  • Военная пенсия по инвалидности назначается на период действия справки об инвалидности , а инвалидам старше 55 и 60 лет (женщинам и мужчинам соответственно) - бессрочно, повторное освидетельствование может быть назначено только по заявлению пенсионера (например, при наличии условий для изменения группы инвалидности).
  • В случае признания пенсионера, не достигшего указанного в настоящей статье возраста, трудоспособным пенсия выплачивается ему до конца месяца, в котором он признан трудоспособным , но не дольше чем до дня, до которого установлена инвалидность.

Приостановление и возобновление выплаты

В целом правила военной пенсии по инвалидности схожи с другими случаями - если гражданин временно потерял право на получение выплат, они приостанавливаются до того момента, когда он вновь приобретет эти права.

В ст. 27 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 рассматривается случай, когда инвалидом пропущен срок переосвидетельствования . Согласно данному документу, если инвалид пропустил срок переосвидетельствования в федеральном бюро медико-социальной экспертизы, то выплата установленной пенсии приостанавливается с момента утраты статуса инвалида , в случае признания гражданина инвалидом вновь - пенсия возобновляется со дня восстановления инвалидности.

Если пропуск срока повторного освидетельствования был по уважительной причине и инвалидность федеральными органами МСЭ устанавливается за прошлое время, то выплата пенсии возобновляется с того дня, когда гражданин вновь был признан инвалидом.

В случае, когда инвалид получает новую группу инвалидности, выплаты за прошлое время назначаются по прежней группе инвалидности .

Право на получение второй пенсии

Бывают случаи, когда после увольнения с военной службы, граждане выходят на работу, не относящуюся к вооруженным силам, например, охранниками в частные охранные предприятия или преподавателями в колледжах. При этом они продолжают получать военную пенсию или по инвалидности.

Если их работодатели отчисляют в Пенсионный фонд России страховые взносы, а это возможно в случае регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования (иными словами, у него должен быть СНИЛС - страховое свидетельство, в народе именуемое «зеленой карточкой»), то в случае удовлетворения следующим критериям, такие граждане могут получать вдобавок к военной:

  • достижение общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин, 60 для мужчин. Если гражданин работает в условиях Крайнего севера, условиях опасных для жизни и т.д. - этот возраст может быть снижен согласно Федеральному закону от 28.12.2013г. N 400-ФЗ ;
  • наличие требуемого количества пенсионных баллов ;
  • наличие пенсии за выслугу лет или в связи с инвалидностью по линии Министерства обороны;
  • наличие страхового (гражданского) стажа не менее 10 лет в 2019 году (и далее с увеличением на 1 год ежегодно до 15 лет в 2024 году).

Стоит отметить, что для расчета страховой пенсии нельзя использовать периоды военной службы, учтенные при назначении пенсии по линии Министерства Обороны. Также стоит обратить внимание на то, что военные пенсионеры получают страховую пенсию без фиксированной выплаты .

Как и у «гражданских», в случае, когда военный пенсионер, получающий вторую (страховую) пенсию, продолжает работать, эта пенсия пересчитывается 1 августа ежегодно автоматически (никаких заявлений о перерасчете пенсии подавать в ПФР не требуется).

Заключение

Очень важно чувствовать твердую землю под ногами - не важно, чем занимается человек. А тем, кто защищает Родину, кто выполняет свой долг перед ней - такая уверенность и вовсе является необходимостью.

Несмотря на всю сложность, на все нюансы, существующие в современном законодательстве, касающемся военных, в этой теме можно (а главное - нужно) разобраться. Государство поддерживает военнослужащих, и каждый год индексирует пенсионные выплаты и 1 апреля 2016 года прошла очередная индексация . Разумеется, 4% - это не то, чего все ожидали, но и это лучше, чем вообще ничего, особенно учитывая современные реалии экономики.

В соответствие с Постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее Разъяснения) учреждения МСЭ определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ: "военная травма" и «заболевание получено в период военной службы».

1. Обозначим категорию лиц, которые имеют право освидетельствоваться в учреждениях МСЭ с целью установления названных причин.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обозначена категория лиц, в отношении которых учреждения МСЭ правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины. К ним относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации (эта категория введена ФЗ от 28.12.2010 №404), сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы.

Обращаю внимание: в п. 7, 8 Разъяснений указано, что причины инвалидности "военная травма" и «заболевание получено в период военной службы» определяются гражданам, уволенным с военной службы - бывшим военнослужащим. Однако в ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и изданных в целях его реализации нормативных правовых документах не усматривается ограничений для прохождения военнослужащими медико-социальной экспертизы. Так же в соответствии со ст 4. ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов ВД РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения 1 года после увольнения с военной службы, вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Кроме того согласно Перечню документов, необходимых для принятия решений о выплате страховой суммы, застрахованному лицу признанному инвалидом необходимо представить копию справки, подтверждающую факт установления инвалидности.

Таким образом, в рамках названных Федеральных законов, имеющих большую юридическую силу, чем Разъяснения, отсутствуют ограничения для освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу, в учреждениях медико-социальной экспертизы.
Инвалидность гражданам, проходящим военную службу, устанавливается в общем для всех граждан порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, с использованием Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н. и других документов, регламентирующих деятельность нашей службы. Вопрос об установлении военнослужащим степени ограничения способности к трудовой деятельности подробно изложен в письме Департамента социальной зашиты Минздравсоцразвития России от 19.06.2009, который был разослан в свое время во все филиалы учреждения.

Поговорим о причине «военная травма».
Ее определение дано в ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Данная причина определяется, когда увечья или заболевания, полученные при указанных обстоятельствах, а так же их последствия привели к установлению инвалидности.

2. Какие документы необходимо представить для установления причины?
Факт получения увечья, заболевания в период прохождения военной службы подтверждается следующими военно-медицинскими документами:
-свидетельством о болезни; - справкой ВВК;
- справкой по форме №16;
-справками военно-медицинских учреждений;
-справками Центрального архива Минобороны РФ, Архива военно- медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны РФ, Российского государственного военного архива.

3. В случае, если военнослужащий представляет свидетельство о болезни или справку ВВК с заключением ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью, заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий, заболеваний. Как пример: гражданин представил на освидетельствование свидетельство о болезни с заключением ВВК, где сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. У гражданина имеются ОЖД по данному заболеванию, соответственно причина инвалидности будет «военная травма»
Бывают случаи, когда:
- отсутствует формулировка причины увечья, заболевания в свидетельстве о болезни или справке ВВК;
- или формулировка указана не в соответствии с названной («военная травма»);
- или специалисты не согласны с заключением ВВК о причинной связи.
В этих случаях учреждения МСЭ могут обратиться в штатную ВВК для
пересмотра или уточнения причины увечья, заболевания и в дальнейшем руководствоваться ответом.

Если увечье, заболевание военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание". Например, у впервые проходящего освидетельствование военнослужащего в заключение ВВК сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. ОЖД по данному заболеванию на момент освидетельствования нет, но имеются ОЖД по сопутствующей патологии «сахарному диабету», заболеванию не указанному в заключении ВВК.В этом случае причина инвалидности будет «общее заболевание».

4. Категория лиц: УВОВ и воины-интернационалисты, выполнявшие долг в Республике Афганистан.
До вступления в силу Разъяснения, вопрос о причине инвалидности данной категории граждан решался в том числе с учетом «Инструкции о порядке установления причинной связи инвалидности у бывших военнослужащих с пребыванием на фронте», утвержденной Госкомитетом Совмина СССР №1690-СН 03.07.1975, а так же Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 05.11.1990 №1-158-У «Об организации переосвидетельствования во ВТЭК участников войны и других боевых действий, и порядке установления причинной связи инвалидности с ранением, контузией или увечьем, полученным на фронте или во время других боевых действий». Согласно названным документам, причина инвалидности военнослужащим, получившим на фронте или во время боевых действий ранение, контузию, увечье, устанавливалась на основании военно-медицинских документов о ранении, контузии, увечье, а при их отсутствии у воинов-афганцев на основании военных и медицинских документов, отражающих их состояние здоровья, в том числе в ближайшее время после увольнения из ВС. Довожу до вашего сведения, что данные документы в настоящее время не имеют юридической силы, т.к. не утверждены ведомственными нормативными правовыми актами и не зарегистрированы в Минюсте России.
В связи с этим после 27.05.2003 при установлении указанных причин инвалидности мы руководствуемся только Разъяснениями. И у данной категории граждан имеем право устанавливать причину «военная травма» при наличии перечисленных выше военно-медицинских документов:
- свидетельства о болезни;
- или справки ВВК; по форме №16; военно-медицинских учреждений; Центрального архива Минобороны РФ и т.д.

Как пример, к вам обратился УВОВ, направленный ЛПУ с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения 3 ф.кл. ХСН 2Б стадии». На освидетельствование гражданин представил военный билет о службе в действующей армии в период 1943-1944 гг. и справку Центрального архива Минобороны о полученном на фронте в 1944 г. ранении «травма малоберцового нерва после огнестрельного ранения нижней конечности». По заболеванию органов кровообращения выявлены ОЖД и имеются основания для установления 2 группы инвалидности. Рассмотрим причину инвалидности. Если отсутствуют ОЖД по последствиям травмы, полученной в период ВОВ (в данном случае посттравматической нейропатии), то причина инвалидности будет «общее заболевание», ну а если имеются ОЖД, позволяющие установить хотя бы 3 группу инвалидности, то причина будет «военная травма».

В случае если перечисленные выше военно-медицинские документы отсутствуют или не надлежаще оформлены, то в следующих 4 случаях можно установить причину «военная травма»:
а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а так же если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;
б) имеющихся последствий увечий, заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;
в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно- медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;
г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.

В указанных случаях должны быть представлены:
1. военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии,
2. данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.
При решении вопроса о времени возникновения хронического медленно прогрессирующего заболевания мы должны проводить ретроспективный анализ развития данного заболевания, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрес- сировании этого заболевания.
При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.
5. Бывает, что в учреждения МСЭ обращаются бывшие военнослужащие, которые не освидетельствовались ВВК, но имеют явные последствия телесных повреждений (ампутационные культи, обширные рубцы и т.д.). Вопрос о связи полученных увечий со службой в армии решается только ВВК совместно с судебно-медицинской экспертизой. Причина инвалидности устанавливается в точном соответствии с формулировкой ВВК.
6. Следующая категория инвалиды из числа бывших военнослужащих, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения. Этим гражданам причина инвалидности "военная травма" определяется на основании записей в военных билетах, подтверждающих службу в упомянутых частях.
7. Если инвалид является бывшим партизаном Великой Отечественной войны независимо был ли он военнослужащим или гражданским лицом причина определяется на основании документа, подтверждающего его пребывания в составе партизанского отряда.
8. Если у вас освидетельствуется гражданин, который ранее признавался ИОВ, но в настоящее время имеет причину «общее заболевание», то решение о причине «военная травма» выносится на основании:
-документа о службе в действующей армии;
-документа о полученном в период пребывания на фронте заболевании, увечье;
-документа о признании ранее ИОВ
9. Еще одна категория - это граждане, которые в период прохождения военных сборов, получили увечье или заболевание. В данном случае причина инвалидности устанавливается только при наличии заключения ВВК о причинной связи увечья или заболевания, в точном соответствии с формулировкой ВВК.

Итак, мы коснулись всех категорий военнослужащих, которые имеют право на установление причины инвалидности «военная травма».
Акцентирую внимание на следующем моменте: в соответствии с п. 18 Разъяснений причина инвалидности «военная травма» сохраняется даже в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечья или заболевания, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ОЖД и установление инвалидности обусловлено вновь возникшими заболеваниями. Например, гражданин признавался инвалидом 3 группы по причине «военная травма» сроком на 1 год с диагнозом «Последствия огнестрельного ранения правой плечевой кости в 2008 году, проведенного оперативного лечения в виде консолидирующегося перелома левой плечевой кости в условиях МОС, выраженной комбинированной контрактуры левого плечевого сустава. Умеренные нарушения СДФ». При очередном переосвидетельствовании выявлены выраженные нарушения функции кровообращения в результате присоединившегося за год заболевания «ИБС. Перенесенный инфаркт миокарда в 2009 г.», а ограничений жизнедеятельности по последствиям ранения правой плечевой кости не выявлено. Но и в этом случае причина инвалидности останется «военная травма».

Следующая причина инвалидности наиболее часто встречающаяся с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Так написано в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья может быть подтвержден военно-медицинскими документами:
- свидетельством о болезни;
- или справкой ВВК;
- или справками военно-медицинских учреждений;
- справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива.
Если гражданин проходил военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, и в течение трех месяцев со дня увольнения из армии заболел или получил увечье, которые привели к инвалидности, то инвалидность рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется без представления военно-медицинских документов с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

Как пример, солдат срочной службы, уволен из рядов ВС 01.09.2009. В октябре 2009 года заболел туберкулезом. В мае 2010 года был направлен на медико-социальную экспертизу по заболеванию «туберкулез», где представил военный билет о прохождении военной службы по призыву с датами службы и медицинские документы, характеризующие состояние здоровья. Признан инвалидом. В связи с тем, что заболевание возникло в течение первых 3 месяцев со дня увольнения причина инвалидности будет «заболевание получено в период военной службы».

При определении названных причин инвалидности в экспертном деле в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения.
При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других, предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается «общее заболевание». В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного очного освидетельствования.

Обращу внимание на сроки установления инвалидности у военнослужащих.
Согласно ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 25 названного Закона пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 Закона назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и (обратите внимание!) инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению. Со списком этих лиц вы можете ознакомиться в юридической системе Консультант.
Что касается воинов-интернационалистов, то установление им сроков « инвалидности ранее осуществлялось с учетом Инструктивного письма Мин- соцобеспечения РСФСР от 29.08.1998 № 1-75-И «К вопросу определения группы и сроков инвалидности воинам-интернационалистам», согласно которому при определении группы инвалидности впервые она устанавливалась сроком на 5 лет. Данный документ в настоящее время так же не имеет юридичиской силы и не подлежит правоприменению. Сроки инвалидности этой категории граждан устанавливаются на общих основаниях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация