Грамматические категории глагола. Урок русского языка "Глагол (общее грамматическое значение)"

Главная / Бизнес

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Тема. Общее грамматическое значение глагола, вопросы, роль в предложении
/сказуемое /. Неопределенная форма глагола
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, как формой, которая не
изменяется по лицам, числам и временам и ее ролью в речи; научить выделять глаголы
неопределенной формы в тексте; развивать познавательные и творческие возможности,
умение работать в группе.
УЭ
УЭ­0
1.Организационный
момент
УЭ­1
1.Повторение
изученного
2.Входной контроль
УЭ­2
1.Формулирование
темы урока
2.Тема урока
Создание коллаборативной среды
Содержание урока
­ Ребята, сегодняшний урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь
друг другу.
­Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
­ Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения
1.Оформление тетради
2.Минутка чистописания
3. Словарная работа
1.Заполните таблицу
Ед.ч.
Мн.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
«Мозговой штурм»
1.Создание проблемной ситуации
Подчеркните местоимения
Я, отпустил, сел, мы, пришёл, с ними, увидел, её, о вас, рисует.
2. К какой части речи относятся другие слова?
1. Работа в группах
А) Что вы знаете о глаголе?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
­ Что такое глагол?
­ Что обозначает глагол?
­ На какие вопросы отвечает глагол?
­ Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
­ Изменяется ли глагол по числам?
­ Какие три времени имеет глагол?
­А хотели бы вы еще больше знать о глаголе?
2. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной. Ее также
называют неопределенной формой глагола или инфинитивом (от лат. infinitivus
(modus) - неопределённый). Такое название неопределенная форма глагола
получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни
рода – ну просто полная неопределенность!
Глаголы неопределенной формы, несмотря на свою «неопределенность», очень
легко определяются среди других глагольных форм, благодаря тому, что:
имеют формообразовательные суффиксы: ть, ти, чь
Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы: «что делать?»,
«что сделать?».
Неопределенную форму имеют следующие глаголы: читать, стеречь, писать,

нести, испечь, лезть, нести, ползти, хотеть, строить и т.д.
3.Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс.
Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов
за указанное время.
УЭ­3
1.Закрепление
изученного
материала
1.Записываем текст под диктовку.
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше
всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со
следами других зверей.
­ Подчеркните глаголы неопределенной формы.
2. Игра "Найди, четвертый лишний".
Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни
1. играть, гулять, думал, петь (думал)
2. читает, пишет, считает, дружить (дружить)
3. привезти, привести, отпустил, вынести (отпустил)
4. рассказал, поссорил, расцвести, рассадил (расцвести)
3. Замените одним словом
Зарубить на носу; ­ запомнить

 Клевать носом; ­ дремать
 Пропустить мимо ушей; ­ прослушать
 Вставлять палки в колёса; ­ мешать
 Обвести вокруг пальца; ­ обмануть
 Держать язык за зубами. – молчать

Зуб на зуб не попадает ­ замёрзнуть
с.143 упр.386
 С каким правилом работали на уроке?
 Довольны ли вы своей работой?
 Что больше всего понравилось на уроке?
 Какие затруднения испытывали на уроке?
Домашняя работа
УЭ­4 Итог урока
Рефлексия урока

Транскрипт

1 ГЛАГОЛ Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать, прийти, изобретать, отдыхать, учиться). Неопределенная форма глагола (инфинитив) начальная (исходная) форма, неизменяемая, оформляется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь: даритъ, смотре-тъ, зай-ти, ид-ти, нести, брес-ти, мо-чъ, бере-чъ. Постоянные: вид; возвратность; переходность; спряжение. Грамматические признаки глагола Непостоянные: наклонение (отсутствует в форме инфинитива); время (у глаголов изъявительного наклонения); лицо (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, а также повелительного наклонения); число (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения; у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения); род (у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения). Переходные и непереходные глаголы Переходные обозначают действие, которое переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: выручить (кого?) друга, писать (что?) письмо, или в родительном падеже при указании на часть предмета: съесть хлеба, купить слив, выпить молока; при отрицании: не читать книг, не видеть сестры, не получить письма (то есть имеют при себе прямое дополнение). Непереходные обозначают действие, которое прямо не переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в косвенных падежах или винительном падеже с предлогом: плакать (без чего?) без причины, подмигнуть (кому?) прохожему, увлечь (чем?) игрой, грустить (о ком?) о лете, верить (во что?) в победу. Помните: все возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -ся/-сь) непереходные, сравните: наклонить (что?) ветку наклониться (за чем?) за яблоком.

2 Вид глагола Глаголы несовершенного вида (что делать?) обозначают действие без указания на его внутренний предел, длительное, совершающееся или повторяющееся действие (отдыхать, идти, раскрывать, будет писать, будет рассказывать. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшее (издавал, собирал); настоящее (издаю, собираю); будущее сложное (буду издавать, буду собирать). Глаголы совершенного вида (что сделать?) обозначают действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел, указывают на завершенность действия, его результат или его начало (отдохнуть, прийти, раскрыть). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое (пробежит, прикрепит); прошедшее (пробежал, прикрепил). Обратите внимание: в русском языке имеются двувидовые глаголы: витаминизировать, обследовать, переоборудовать, телеграфировать, транслировать, имитировать, стабилизировать, воздействовать, исследовать, организовать, велеть, венчать, женить, жениться, казнить, обещать, ранить: Положение постепенно стабилизируется (наст, вр., несов. вид). Положение скоро стабилизируется (буд. вр., сов. вид). Некоторые видовые пары имеют разные основы: взять брать, найти искать, положить класть, а также могут различаться ударением: разрезать разрезать, отсыпать отсыпать. Возвратные и невозвратные глаголы Возвратные: имеют постфикс -ся (-сь): нравиться, бояться, встретиться, отправиться. Невозвратные: не имеют постфикса -ся (-сь): встретить, прибыть, отправить.

3 Наклонение глагола Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности Изъявительное Условное Повелительное Обозначает действие, которое реально Обозначает действие, которое может произойти при к которому говорящий побу- Обозначает действие, происходило, происходит или будет происходить: учился, учусь, буду учиться. определенных условиях или является желаемым: хотел (хотела, хотело, хотели) бы учиться. Образование: форма прошедшего времени + бы ждает своего собеседника: учи, учите. Образование: говор(ят) + и говори по[й(у]т) + пой говори + те говорите пой + те- пой те Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаждать, гнить, мочь, победить, в речи используются описательные выражения: Ты должен победить. Ты должен хотеть. Для глагола ехать формой повелительного наклонения является поезжай: Поезжай быстрее. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: беги(те), ляг(те), приляг(те), испеки(те). Лицо глагола Лицо глагола указывает на отнесенность действия к говорящему или предмету. По лицам изменяются глаголы настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения. Показателем лица глагола являются личные окончания. Запомните: глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам. Безличные глаголы Безличными называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (или предмета): вечереет, подмораживает, знобит, нездоровится. 1) имеют формы инфинитива, изъявительного и условного наклонения: в изъявительном наклонении в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени; в форме среднего рода прошедшего времени; в условном наклонении в форме среднего рода; 2) в предложениях безличные глаголы являются сказуемым; при них нет и не может быть подлежащего Во время дождя хорошо спится. К вечеру похолодало. Скорей бы потеплело.

4 Примечание. В предложении многие личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Сравните: Пахнет площадью Сенатской на Семеновском плацу. (Е.Евтушенко) Свежескошеиная трава приятно пахнет. Время глагола Прошедшее: действие происходит до момента речи: учи(ть)+ л, писала, шло, рисовали; обогревали, обогрели. Настоящее: действие происходит в момент речи: пишем, идешь, учит, рисуют; обогревают. Будущее: действие происходит после момента речи: будет учить, будут рисовать; обогреют, прочитаешь. Глаголы будущего времени имеют две формы простую и сложную: будущее простое время имеют глаголы совершенного вида; образуется от основы будущего времени с помощью личных окончаний; будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида; образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личной форме и инфинитива глагола Внимание! Глаголы несовершенного вида употребляются в формах всех трех времен, глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшего и будущего. Спряжение глагола У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личным окончаниям. ед.ч. мн.ч. I спряжение 1-е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю); -ешь; -ет; -ем -ете, -ут(-ют) П спряжение 1 -е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю) -ишь; -ит; -им -ите, -ат (-ят)

5 У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву. I спряжение Все те глаголы, которые не являются глаголами II спряжения. II спряжение Все глаголы на -ить, исключая брить, стелить; 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; 7 глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть Обратите внимание: 1) спряжение глагола нередко можно определить по 3-му лицу мн. числа: петь (они что делают?) поют -I спр., говорить (они что делают?) говорят II спр; 2) глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и бесприставочный: нести, принести несут, принесут; гладить, выгладить гладят, выгладят; радоваться, обрадоваться радуются, обрадуются. Разноспрягаемые хотеть (захотеть, захотеться) хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бежать (выбежать, забежать сбежаться, разбежаться и т.п.) бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; чтить (почтить) чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут. Особо спрягаемые дать (создать), есть (надоесть) и образованные от них с приставками и постфиксом -ся: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; ем, ешь, ест, едим, едите, едят. Примечание. При определении спряжения глагола следует учитывать его вид: обижаешь обижать (1 спр.), обидит обидеть (II спр.), слушаешь слушать (I спр.), слышишь слышать (II спр.), вылетишь вылететь (II спр.), вылетаешь вылетать (I спр.). Примечание. Некоторые глаголы в русском языке лишены отдельных грамматических форм. Не имеют: 1) форм 1-го и 2-го лица единственного числа глаголы, обозначающие действия нескольких лиц: толпиться, расползаться, галдеть; 2) форм 1 -го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времени глаголы, обозначающие действия, свойственные не человеку, а животным, растениям, предметам: доиться, телиться, разрастись, отпочковаться, колоситься; 3) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы, совпадающие в произношении с другими грамматическими формами: дерзить (держу от держать); 4) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы в силу неудобства в произношении: убедить, победить, очутиться, чудить.

6 Основы глагола Формы большинства глаголов образуются от двух основ основы инфинитива и основы настоящего (будущего простого времени). Основа настоящего времени может быть вычленена у глаголов несовершенного вида, а основа будущего простого времени у глаголов совершенного вида, ср.: строят построят. Чтобы найти основу инфинитива, необходимо отбросить показатель инфинитива суффиксы -ть, -ти, например: уме-ть, нес-ти. Чтобы найти основу настоящего (будущего простого времени), необходимо отбросить окончание у глаголов в форме 3-го лица множественного числа: надева[й ут], ле[т"-ат]. От основы инфинитива образуются следующие формы: прошедшего времени (смотре-л); условного наклонения (смотре-л бы); причастий прошедшего времени (смотре-вш-ий); деепричастий совершенного вида (просмотре-в). От основы настоящего времени образуются следующие формы: настоящего времени (листа[й-у]); повелительного наклонения (листай, пиш-и); причастий настоящего времени (листа[й-ущ]ий); деепричастий несовершенного вида (листа[й-а]). Морфологический разбор глагола Порядок разбора I. Часть речи. II. Начальная форма (неопределенная форма глагола). III. Постоянные морфологические признаки: 1) вид; 2) переходность; 3) возвратность; 4) спряжение. IV. Непостоянные морфологические признаки: 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) число; 4) лицо (если есть); 5) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Образец письменного разбора И месяц светит, когда солнца нет. (Поговорка) Светит глагол, н.ф. светить, несов.в., неперех., невозвр., 2 спр.; в форме изъявит, накл., наст, вр., ед. ч., 3 лица; простое глагольное сказуемое. Правописание личных окончаний глаголов В безударных личных окончаниях глаголов написание е или и зависит от спряжения глагола: I спряжение буква е: брить бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться борешься, борется, боремся, боретесь. II спряжение буква и: обидеть обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться молишься, молится, молимся, молитесь.

7 Обратите внимание: 1) глаголы I спряжения: а) сеять сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; блеять, веять, лаять, лелеять, реять, хаять, каяться, маяться, надеяться; б) выздороветь выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; заиндеветь, плесневеть; в) стлать, стелить стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; 2) непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные II спряжения: обессилеть (неперех.) обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (перех.) обессилит, обессилим, обессилите, обессилят. Правописание суффиксов глаголов 1) -ирова-, -изова-, -изирова-: (всегда с и) балансировать, гримировать, характеризовать, идеализировать, стандартизировать; 2) -ене-/-ени-: производные от суффиксов -е- "делать таким, каким обозначает производящее имя прилагательное" и -и- "делаться, становиться каким-л. в соответствии с основой прилагательного", следовательно, в непереходных глаголах пишется суффикс -ене- : леденеть, деревенеть, костенеть, остолбенеть, оцепенеть, обездолетъ; в переходных -ени-: леденить (кровь), искровенить (руки); 3) -ыва-/-ива-, -ова-/-ева-: для выбора правильного суффикса и соответственно правильного написания важно учитывать следующее: глаголы с суффиксами -ыва-/-ива- образуются от приставочных глаголов совершенного вида и составляют с ними видовую пару: разведывать разведать, расстегивать расстегнуть, закручивать закрутить. При изменении слова эти суффиксы сохраняются в формах 1-го лица: разведывать разведываю, разведываем, раскорчёвывать раскорчёвываю, раскорчёвываем, расстёгивать расстёгиваю, расстёгиваем, закручивать закручиваю, закручиваем; глаголы с суффиксами -ова-/-ева- образуются главным образом от бессуффиксных существительных, данные суффиксы являются активным средством приспособления к русской глагольной системе заимствованных основ: советовать, командовать, дрейфовать, рекомендовать, атаковать, горевать, танцевать. При изменении суффиксы -ова-/-ева- в формах 1-го лица в основном не сохраняются: советовать советую, советуем, горевать горюю, горюем. Используя прием подстановки формы 1-го лица, следите за правильностью образования данных форм от глаголов совершенного или несовершенного вида: от глагола совершенного вида образуется форма 1-го лица будущего времени: раскорчевать раскорчую (! не раскорчевываю несов. в., наст, вр.); от глаголов несовершенного вида образуется форма 1-го лица настоящего времени: корчевать корчую, корчуем. Запомните слова с суффиксами -ева-, -ва-, для которых прием подстановки формы 1-го лица неэффективен: застревать, затмевать, намереваться, обуревать, продлевать, увещевать.

8 Глаголы с ударяемым -ва-ть перед суффиксом сохраняют ту же гласную, что и в инфинитиве без -ва-: развить развивать, успеть успевать. Обратите внимание на написание глаголов с историческим корнем -вед-: исповедовать, проповедовать, заведовать, но разведывать, отведывать, проведывать, наведывать, выведывать. Синтаксические функции глагола В предложении глагол чаще всего выполняет функцию сказуемого (Немного отдохнем на этой точке), глагол в форме инфинитива может выступать также в роли подлежащего (Повелевать в этом случае труд утомительный), определения (Был получен приказ (какой?) наступать), дополнения (Лейтенант всего лишь просит (о чем?) огоньку туда подбросить) и обстоятельства (А завтра снова мир зажечь вставало солнце алое).


Правописание глаголов Правописание окончаний глаголов 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся: глаголы на ить

Глагол Глагол это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться Неопределенная форма глагола

Потешнова Н.Б., учитель начальных классов ГБОУ «Школа 69 имени Б.Ш. Окуджавы» Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Это часть речи, которая обозначает (называет) предметы, явления природы, качества, отвечает

Самостоятельные части речи. Часть речи Вопросы, значение Морфологические признаки Синтаксическая роль 1. Существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Предмет. 2.

Деепричастие Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы. Деепричастие это особая

ВСЕ О ПРИЧАСТИИ 7 КЛАСС Значение, морфологические признаки, образование, синтаксическая роль Чижова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ 10" г. Реутов Московской области Причастие

Твёрдые Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Мягкие [б ] [в ] [г ] [д ] [з ] [п ] [ф ] [к ] [т ] [ с ] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Звонкие:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Образовательный минимум 5 класс Русский язык 1 четверть 1.Язык и человек. Общение устное и письменное. 2.Стили речи (научный, художественный, разговорный) Разговорный Научный Художественный Цель (зачем?)

Разноуровневые тесты по теме «Глагол» (4-й класс) Е.В. Яруллина Я работаю в школе 16 лет, последние 7 по программе «Школа 2100». Для проверки знаний и умений детей предлагается много разнообразных контрольных

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий» (Часть 1, задание 11) Подготовила Павлевич Нелли Дмитриевна, учитель русского

Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

Зависит от 1л.ед.ч. (я) на -ую; -юю -ова, -ева танц вать-танцую рассчит..вать на -иваю; -ываю -ива, -ыва ова/ева ива/ыва суффиксы в глаголах гласная перед _л в гл.пр.вр. Правописание суффиксов (А7) суффиксы

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

Дидактические игры, обобщающие таблицы и схемы как средства интенсификации обучения переулок непарных [н] [н"] [ м ] улица самых звучных [ м "] [л] [л"] [р] [р"] [й"] улица звонких [а] [и] [ы] [б][б" ]

Дата провед. Тема урока Кол-во часов Форма урока 1 Язык как средство общения 2 Роль родного языка в жизни человека Повторение курса. Слово и его звуковая оболочка.(14ч.) 3 Звуки языка. Гласные и согласные

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

Как часть речи. Причастие как часть речи Причастие самостоятельная часть речи, называющая признак предмета (объекта) по действию, отвечающая на вопросы «какой?» и его формы. В предложении причастие выполняет

35 Урок Сделай уроки! Повелительное наклонение (Tryb rozkazujący) Основа глагола и ударение в 1м л. ед. ч. настоящего (несов. в.) или будущего (сов. в.) Temat słowa i akcent w 1os. l. poj. czasu teraźniejszego

Словарь терминов и понятий Фонетика: звук, буква, ударение, слог. Морфемика: морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Словообразование: способы образования слов (приставочный, приставочно

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Морфемика Морфемика раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как классифицируются морфемы русского

Упражнения по теме "Глагол" Упражнение 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7)

Раздел Морфологические признаки глагола МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 6 класс Модуль 6: Глагол. Примерные задания 1.Что обозначает глагол? 1) действие; 2) предмет; 3) признак

Содержание Предисловие для преподавателей... 5 Предисловие для учащихся... 8 Список сокращений... 9 Литература к теме... 10 Часть I. Словоизменительная классификация русского глагола в целях преподавания

Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Уважаемые коллеги! Предложенный вариант тематического планирования для изучения материала учебников «Русский язык. 4 класс: В 3 ч.» (авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова) предложен на 136

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом... 4 2. Основные понятия морфологии... 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

Правила в стихах Состав слова. Приставка. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. Корень. Общая часть Родственных слов Корнем зовется Ответ наш готов.

Наклонение как морфологический признак глагола Наклонение непостоянный морфологический признак глагола. Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном

А3. Морфологические нормы. Задание А3 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени существительного; имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения;

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского муниципального района Воронежской области Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса по теме «Глагол» ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ Подготовила: Гончарова Елена

Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна Памятка для работы над ошибками Наименование ошибки Знаю 1. Ударение Ударение ставится над той гласной, которая в сильной позиции при произношении.

Открытый урок русского языка в 4 д классе (26.11.2014г.) на основе системно - деятельностного подхода в рамках нового ФГОС Тема урока: «Спряжение глаголов» (2 урок по теме) Тип урока: урок-рефлексия Цели

План - конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Понятие о спряжении глагола. Личные глаголов и спряжения. Цель: Первичное формирование умений определять глагола по ударному личному окончанию. Планируемые

58 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-м КЛАССЕ Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе из расчета 6 часов в неделю (204 часа) и 5 часов в неделю (170 часов)

Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени. Язык важнейшее средство общения. Язык и человек.09 Предп. дата 2. Общение устное

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный

Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,беспишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с. Приставки с гласной а: за-,

МВД РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник Краснодарского унцверсгргета МВД России ришйй ^ А.В. Симоненко «2 У 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку для лиц, поступающих

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

Олимпиада школьников «Ломоносов» 2012 года по русскому языку Очный тур ы на задания для учащихся 10-11 классов Вариант 1 Задание I Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Русский язык 5 класс 105 часов Kuu Õpitulemused Õppesisu Kohustuslik hindamine I четверть сентябрь 1.Знают, чем отличается текст от группы предложений, определяют тему и основную мысль текста. 2.Видят

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине Русский

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Программа предназначена для поступающих на все направления. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. 14-51- 129ин/12

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык», 6 класс 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

שיעור י"ג Урок 13 Грамматика Сопряжённые сочетания существительных Существительные муж, жена с местоименными суффиксами ед.ч. Особенности использования предлога винительного падежа, прямое и косвенное

2 Программа вступительного (дополнительного вступительного) испытания по русскому языку. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. Программа обсуждена и одобрена на заседании методического совета

Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала 1. Русский язык- один из развитых 1 ч Комбинир. Работа с текстом, текущий

Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture.

He wrote a letter. He will soon recover. Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more, most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

Еще по теме 1.6.1. Грамматическое значение глагола.:

  1. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.
  2. § 8 Значение формы в договоре. – Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. – Историческое значение формы в русском законодательстве. – Правила о совершении актов. – Отсутствие руководящего начала. – Колебания судебной прак- тики и наклонность ее к формализму. – Значение явки в актах договора. – Домашние акты. – Словесные соглашения. – Можно ли доказывать их свидетелями? – Гербовый сбор.
  3. § 40 Условия об очистках. – Понятие об очистке (garantie). – Практическое значение иска об очистке. Особенное значение вотчинной очистки (gar. reelle)
  4. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  5. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  6. § 84 Значение писцовых книг и межевых актов по делам специального межевания и отношение их к вотчинному праву. – Может ли разрешенный по межевым правилам вопрос о владении внутри общей дачи служить к предосужде- нию вотчинного права? – Случаи, в коих требуются доводы от перводачников. – Нынешнее значение писцовых книг как доказательства в делах вотчинных
  7. § 83 Историческое значение писцовых книг. – Писцовые книги как доказательство по межевым делам. – Отношение межевых доказательств к вотчинным. – Могут ли межевые акты служить к предосуждению вотчинных прав? Значение межевых актов и планов в спорных вотчинных делах. – Общее замечание об отношении вотчинного права к межевому

Глагол разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа). Уже из этого перечисления видно, что глагол – самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи. Основная функция глагола – функция сказуемого.

Грамматическое значение глагола

· действие (играть, охотиться, изучать );

· состояние (лежать, спать, страдать );

· отношение (соседствовать, принадлежать ).

Все перечисленные значения могут быть выражены и другими частями речи (разбег; скучно, сосед ), однако для семантики глагола определяющим является граммема процессуальности.

По словам Б. Тошовича, «глагол − это часть речи, которая выражает концептуальный сплав, состоящий из динамики, статики и реляции, в котором всегда по-разному сочетаются эти три суперденотата».

Выраженность морфологических категорий

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению.

Сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: "Одним словом, быть венскому чемпионату интересным" (Комс. пр. 1987.14 апр.); "Итак, новогоднему городскому празднику – быть " (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: "Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа" (Ес.); "Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи" (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно. Так, под рубрикой "Тревожный сигнал" газета дала заголовок "Где быть бассейну?" (Веч. М. 1987. 10 июня). Оттенок уверенности в осуществлении действия, который свойствен инфинитиву (в значении формы будущего времени) явно не соответствует данной конкретной ситуации. Ведь и название рубрики ("Тревожный сигнал"), и вопросительное "где" заголовка говорят о том, что места для бассейна нет.

Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.); "Татьяна – ах! – а он реветь " (П.). То же значение имеет инфинитив в конструкции с как (же) не: "А скажите, – обратилась Марго... к Азазелло, – вы его застрелили, этого барона?" – "Натурально, – ответил Азазелло, – как же его не застрелить ?" (М.Булг.).

С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: "Встать !", "Молчать !", "Не разговаривать !", "Не курить !" Ср. также: "Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. "Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать !" (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: "... человек в капюшоне, пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: "Прокуратору здравствовать и радоваться " (М.Булг.).

В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): "Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!" (П.); "Улететь бы вольною птицей от всех вас" (Ч.); "Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня" (Б.Ок.). В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: "Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть " (Б.Ок.); "Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе" (Б.Ок.). Так что "безликий" по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.

Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.)(подлежащее ); "Пашню пахать – не руками махать " (пог.)(подлежащее и сказуемое ); "Григорий дал коню отдохнуть " (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.)(дополнение ); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться " (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться " (Кав.) (определение ); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.)(обстоятельство ).

Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на - сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, ккоторым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести ; несть – нести ; привезть – привезти .

Примечание. В XIX веке, особенно в его первой половине, инфинитивы несть, цвесть и под. были широко распространены и не имели просторечного характера.

Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь : брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

ОСНОВЫ И КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ НА НЕПРОДУКТИВНЫЕ, ОЦЕНКА ВАРИАНТНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ НЕПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени * образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида , например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт ) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

* Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать → держат → держ-; вести → ведут – вед- и т. д.

** Буквы е, я, ю , стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтомую в форме 3-го лица множественного числа направляют – это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут , a j – это последний звук основы.

От основы инфинитива * образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

* Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и-сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени : беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу.

Класс глагола это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам ) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам) . Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация