Фз о захоронении и погребении. Федеральный закон о погребении и похоронном деле

Главная / Бизнес

По мнению экспертов, в сфере ритуальных услуг назрело множество проблем. Они связаны как с пробелами в законе о погребении и похоронном деле, так и с другими аспектами — например, такими как рост населения, миграция, изменение других взаимосвязанных законов, развитие бизнеса в сфере ритуальных услуг и многое другое.

Закон о погребении и похоронном деле определяет основные термины и понятия, связанные с похоронным делом, а также содержит информацию о ведомствах и министерствах, несущих ответственность за те или иные мероприятия.

Данный закон гарантирует, что любой умерший человек будет погребен, его волеизъявление (если таковое имеется) будет соблюдено, родственникам будет оказана положенная материальная поддержка со стороны государства. Закон есть, но практически для каждой его статьи можно найти конфликтующие параграфы и спорные вопросы. Например, говоря о материальной поддержке, мы понимаем, что речь идет лишь о небольшой сумме, определяемой по каким-то коэффициентам минимальных заработных плат. Все знают, что львиная доля затрат ложится на плечи родственников умершего. И государству пока сложно регулировать рост цен на похоронные услуги и бороться с бюрократией и коррупцией на местах. Сказывается отсутствие единой системы управления похоронным делом.

Ну а одна из наиболее острых проблем в похоронном деле на сегодняшний день, по мнению экспертов, — нехватка мест для захоронений. Закон обязует хоронить всех, но ответственные за этот процесс органы не в состоянии обеспечить города (в особенности крупные) необходимым числом участков на кладбищах. Увеличение численности населения в крупных городах также не способствует решению проблемы.

Некоторые специалисты предлагают развивать сеть крематориев и пропагандировать этот способ погребения. Это дешевле и способствует экономии места на кладбищах. Сегодня в России насчитывается 16 крематориев. Сторонники развития такого способа погребения считают это количество недостаточным и настаивают на увеличении их числа. Но как же быть с православным обычаем предавать тело земле? Мы не можем отрицать того, что большая часть нашего населения предпочитает придерживаться именно этой традиции. Поэтому находится и множество ярых противников кремации, которые считают идею создания крематориев несостоятельной.


Еще одна проблема, связанная с наличием свободных мест для захоронений, - заброшенные могилы. Некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы ограничить захоронение некоренных жителей, т. е. приезжих, которые проживают в данной местности не на постоянной основе. По словам специалистов, рано или поздно родственники этих умерших граждан уезжают в свои города, в свою страну и перестают навещать могилу и ухаживать за ней. Такое захоронение оказывается никому не нужным, а ведь на его месте можно было похоронить коренного жителя, который имеет полное право на свой участок земли на кладбище. Не говоря уже о том, что внешний вид заросших могил и накренившихся памятников нарушает установленный на кладбище порядок. В таких высказываниях есть своя доля правды, но нельзя забывать о законе, который, повторимся, гарантирует погребение всех умерших в соответствии с их волеизъявлением. И, если нет объективных причин для отказа хоронить человека на конкретном кладбище, это придется сделать для соблюдения буквы закона.

Эти и многие другие вопросы до сих пор находятся на стадии активного обсуждения с целью внесения поправок в текущий закон о погребении и похоронном деле. В обсуждение включены и такие актуальные темы, как создание единой системы управления похоронным делом и необходимость «на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг» (подразумеваются коммерческие организации) — цитата Павла Кодыша, президента Союза похоронных организаций и крематориев России. Пока же закон о погребении и похоронном деле существует в последней редакции от 28 июля 2012 года.

Основные положения закона о погребении и похоронном деле

Погребение и волеизъявление

Согласно статье «Погребение» (статья №3) Закона о погребении и похоронном деле, умерший может быть похоронен в соответствии с обычаями и традициями, которых придерживался он или его семья. Это значит, что допускается как предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), так и сожжение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) и предание тела воде (захоронение в воду согласно нормативным правовым актам Российской Федерации). Семье могут запретить использовать какой-либо из этих способов погребения, если это приводит к нарушению санитарных или других установленных норм. Однако основной ориентир для выбора места и способа погребения умершего — это его волеизъявление, и об этом есть отдельная статья №5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» (смотри также статьи №6 «Исполнители волеизъявления умершего», №7 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении»).

Под волеизъявлением (статья №5) понимается пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В волеизъявлении может быть указан способ захоронения (погребение, кремация и т. п.), определенное место захоронения, информация о согласии или несогласии на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и/или тканей из тела. Волеизъявление умершего не исполняется только в случаях, когда условия физически не выполнимы или запрещены законодательством РФ.

Если волеизъявление отсутствует, решение может быть принято родственниками, супругом или законным представителем умершего. Если и такие лица отсутствуют (или отказываются от своего права), все решения может принимать любое лицо, взявшее на себя обязанности по погребению умершего (статья №6).

Согласно закону, каждому умершему предоставляется бесплатно участок земли для погребения тела (останков) или праха. Если умерший в своем волеизъявлении пожелал быть захороненным рядом с могилой ранее умершего близкого, его воля будет исполнена, если на указанном месте есть свободный участок земли. Когда возникают сомнения или спорные моменты, ими занимается специальная служба для решения вопросов, связанных с похоронным делом. Её сотрудники принимают окончательное решение с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Если человек умер в другом населенном пункте или в другой стране, закон гласит, что органы исполнительной власти обязаны оказать помощь в своевременном получении справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего и других проездных документов (статья №7).

Места погребения

Местами погребения (статья №4) могут быть кладбища (для предания земле), стены скорби (для захоронения урн с прахом), крематории и другие места.

Законом утверждено, что места погребения нельзя сносить. Их можно только перенести в крайних случаях. Например, если есть угроза постоянных затоплений или оползней, а также если место погребения было сильно повреждено после землетрясения или другого природного катаклизма.

Гарантированные услуги и социальное пособие

Закон о погребении и похоронном деле также определяет ряд гарантий и обязательств со стороны органов исполнительной власти. Об этом говорится в статьях №8, №9 и №10.

Гарантии при осуществлении погребения умершего (статья №8)

Лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению, гарантируются:

  • Выдача документов для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти;
  • Если тело было направлено в морг для установления причины смерти, его обязаны вернуть родственникам не позднее чем через двое суток с момента установления этой причины;
  • Если родственники осведомлены о смерти, но по какой-то причине не могут своевременно похоронить покойного, тело по закону может бесплатно находиться в морге до семи суток с момента установления причины смерти. Если ведется поиск родственников или законного представителя умершего, срок бесплатного пребывания тела в морге может быть увеличен до четырнадцати дней.

Гарантированный перечень услуг по погребению (статья №9)

Родственники, супруг(а) или законный представитель умершего имеют право на бесплатное получение следующих услуг:

  • Оформление документов, необходимых для погребения;
  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего к месту захоронения;
  • Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом общая стоимость таких бесплатных услуг не может превышать определенный лимит, который рассчитывается в соответствии с районным коэффициентом заработной платы.

Все услуги, стоимость которых выходит за рамки бесплатного лимита, должны оплачиваться родственниками или законным представителем умершего.

Еще одним видом государственной поддержки лиц, которые взяли на себя ответственность за погребение, является выдача пособия на погребение. Пособие не выплачивается, если граждане уже воспользовались бесплатными услугами, описанными в статье №9. Подробно о социальном пособии на погребение говорится в статье №10 «Социальное пособие на погребение».

Социальное пособие на погребение (статья №10)

Родственники или официальный представитель могут получить пособие на погребение (при условии, что они не пользовались бесплатными услугами согласно статье №9). Размер пособия соответствует стоимости бесплатных гарантированных услуг, перечисленных выше.

Данное пособие может быть выплачено в день обращения. Чтобы получить пособие, нужно подать обращение не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти и предъявить справку о смерти.

За пособием можно обратиться:

  • В орган, где умерший получал пенсию;
  • В организацию, в которой работал умерший / работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • В орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Погребение военных

В законе о погребении и похоронном деле отдельно говорится о правилах погребения военных, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, пожарных, служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны (статья №11). Далее для краткости эти категории граждан мы будем называть военными и сотрудниками органов.

Все расходы, связанные с погребением таких граждан, ложатся на министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, где служил умерший. К таким расходам относятся:

  • Оформление документов;
  • Перевозка в морг, услуги морга;
  • Гроб, урна, венки;
  • Перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
  • Погребение (кремация);
  • Изготовление и установка надгробия.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут обратиться в специализированную службу по похоронному делу с просьбой о погребении умершего на поименованном месте погребения с учетом его заслуг, если в волеизъявлении умершего не указано определенное место погребения и если родственники не возражают.

Эти правила по погребению военных и сотрудников органов касаются, в том числе, граждан, которые умерли после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имели общую продолжительность военной службы двадцать и более лет. Также они относятся к ветеранам военной службы и гражданам, умершим вследствие ранения, контузии, заболевания, вызванных службой.

Погребение иных категорий граждан (неидентифицированные, без родственников, заключенные)

В случае смерти человека, у которого нет родственников, супруга или законного представителя, погребением тела занимается специализированная служба по вопросам похоронного дела (статья №12 «Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего»). Эта служба обязана похоронить тело в течение трех суток с момента установления причины смерти. Если установить личность умершего не удалось, тело хоронят на особом участке кладбища, отведенном специально для безымянных могил. Все затраты, связанные с погребением таких лиц, берет на себя специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Если человек, умерший в местах лишения свободы, не имеет супруга и близких родственников или если родственники отказываются заниматься погребением, тело хоронится в соответствии с правилами, установленными министерством юстиции Российской Федерации (статья №13 «Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы»).

Естественно, государственные органы занимаются и погребением лиц, к которым была применена смертная казнь (статьи №№14 «Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)» и 14.1 «Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции»).

Под смертной казнью в данных статьях подразумевается смерть лица, представлявшего террористическую угрозу, наступившая вследствие пресечения совершенного им террористического акта. Тела таких лиц хоронятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Тела никому не выдаются. Места захоронения не разглашаются.

Предложения по созданию мест погребения

Закон о погребении также содержит информацию о том, кто и как может вносить предложения по созданию мест погребения (статья №15 «Предложения по созданию мест погребения»).

Например, предложения по созданию военных кладбищ или военных участков на общественных кладбищах могут вноситься министерствами и другими федеральными органами, связанными с военной службой. Предложения по созданию вероисповедальных кладбищ вносятся религиозными объединениями.

Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Если кратко описать статью №16 («Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения»), в ней перечисляются основные факторы, на которые нужно обращать внимание при определении мест для погребения. Ключевым можно назвать пункт статьи о запрете создавать кладбища на берегах озер, рек и других водоемов, используемых жителями для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей, а также на затапливаемых территориях и территориях, где грунтовые воды проходят близко от поверхности земли. Главные требования при создании места погребения — обеспечить долговечность кладбищ и безопасность для жителей окружающих населенных пунктов.

Существуют и санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения (статья № 17). По закону надзором за состоянием мест погребения занимается государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Если санитарные и экологические нормы нарушаются, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.

Также закон дает определение общественным (статья №18) и вероисповедальным (статья №19) кладбищам, воинским кладбищам и военным мемориальным кладбищам (статья №20), семейным (родовым) захоронениям (статья №21), старым военным и ранее неизвестным захоронениям (статья №22), стенам скорби (статья № 23) и крематориям (статья №24).

Полный текст статей можно прочесть в (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012) «О погребении и похоронном деле».


1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Определение от 11 января 2019 г. по делу № А63-12878/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Суда Ставропольского края от 27.04.2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03. 10 . 2018 по делу № А63-12878/2017 по иску муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг «Обелиск» города Ставрополя (далее – предприятие) к министерству ЖКХ и Министерству труда и социальной защиты...

    Решение от 30 августа 2018 г. по делу № А32-8602/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    По всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ). В силу подпунктов 7, 8, 10 , 11 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских...

    Решение от 3 августа 2018 г. по делу № А17-5686/2018

    Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения. Согласно...

    Решение № 2А-177/2018 2А-177/2018~М-153/2018 М-153/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-177/2018

    Решение № 2А-176/2018 2А-176/2018~М-152/2018 М-152/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-176/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-175/2018 2А-175/2018~М-151/2018 М-151/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-175/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-140/2018 2А-140/2018~М-128/2018 М-128/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-140/2018

    Спировский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    8-ФЗ одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети «Интернет». Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной...

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются.

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи :

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона :

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов :

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти» . Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено . В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов» .

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу :

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей .

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей .

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться :

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия :

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по .

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по .

Государственной Думой

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,

от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,

от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация