Что такое альтернативная гражданская служба в армии, агс

Главная / Бизнес

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

    анализ документов, представленных гражданином;

    анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Служба в вооруженных силах считается обязательной для всех здоровых мужчин практически во всех странах мира. Сложная обстановка на международной арене не позволяет отказаться от такого положения и в наше время.

Однако многие государства, в том числе и Россия, решили пойти навстречу желаниям некоторой части военнообязанных и разрешают им служить в рамках альтернативной гражданской службы. Такие порядки сейчас сохраняются и в нашей стране.

Понятие

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это специфическая форма трудовой деятельности в интересах всей страны. Она проходит вместо службы в российской армии по призыву. Замена военной службы альтернативной гражданской закреплена Конституцией РФ и рядом законных и подзаконных актов. Так реализуется право граждан на отказ от военной службы по личным убеждениям. В нормативных актах сформулированы основные понятия службы, категории граждан, имеющих право служить таким образом, срок альтернативной гражданской службы.

Право на службу

Отказаться от службы в армии просто так нельзя. Россиянину право на альтернативную гражданскую службу дается в ряде конкретных, четко выверенных случаев:

  • служба в армейской структуре противоречит его воззрениям или религии;
  • он является представителем коренной нации с небольшим количеством людей, традиции которой не меняются сотнями лет, хозяйство носит преимущественно натуральный характер - земледелие, животноводство, добывающие промыслы и кустарные ремесла.

Другие причины уклонения от службы в рядах российской армии не признаются.

Процедура призыва

Для прохождения альтернативной гражданской службы нужно, во-первых, принести заявление в военкомат по своему месту проживания в отмеченное время:

  • до 1 апреля - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в октябре - декабре текущего года;
  • до 1 октября - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в апреле - июне текущего года.

Заявление

Особенности альтернативной гражданской службы видны еще с процедуры призыва. В отличие от обычной военной службы, нужно написать письменное заявление в свободной форме. При этом в заявлении нужно аргументировать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.

К заявлению надо прибавить ряд обязательных документов. Кроме того, можно принести и прочие материалы, способствующие укреплению доводов призывника. Эти документы не обязательны, они передаются по предложению призывника. Обычно призывники приносят дипломы об образовании, выписки о численности семьи. В заявлении можно подать список людей, которые могут засвидетельствовать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.

При подаче заявления и сопутствующих бумаг нужно, чтобы в военкомате предоставили расписку, свидетельствующуе о приеме заявления. Как правило, это отметка работника военкомата на втором экземпляре заявления о его приемке, либо документ о регистрации заявления.

Рассмотрение заявления

Поскольку считается, что условия альтернативной гражданской службы гораздо легче, чем в армии, все заявления тщательно рассматривается. Письменная просьба о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой, разбирается в период деятельности призывной комиссии и лишь при появлении гражданина. О деталях процесса рассмотрения заявления россиянин извещается письменно повесткой из военкомата, получаемой под его подпись.

На заседании призывной комиссии призывнику нужно быть готовым к представлению своих доводов и убедительному изложению причин, по которым он ходатайствует о замене армейской службы другой, альтернативной. На заседание комиссии также надо позвать и людей, которые могут подтвердить позицию заявителя.

По результатам изучения заявления призывная комиссия пишет заключение о переходе россиянина с армейской службы по призыву на другую, альтернативную, или согласовывает убедительное решение о несогласии с заявлением.

Постановление призывной комиссии принимается в течение 30 дней со времени завершения периода подачи просьб в военный комиссариат, то есть для осеннего призыва конечный срок изучения заявлений достигает 1 мая текущего года, для весеннего призыва - до первого ноября.

Если появляется необходимость запроса призывной комиссией добавочных данных, время представления решения, возможно, будет продлено, но не больше чем на 30 дней.

Отказ

Альтернативная гражданская служба - это не просто легкое уклонение от службы в армии. В юридической базе Российской Федерации существуют четкие причины, по которым гражданам запрещают проходить альтернативную службу вместо армейской:

  • опоздание по срокам предоставления документов;
  • обязательные документы и прочие данные противоречат аргументам россиянина о том, что несение армейской службы не соответствует его взглядам или исповедуемой религии;
  • в заявлении и обязательных документах изложены заведомо неправдивые данные;
  • россиянин дважды приглашался повесткой на заседания призывной комиссии и не появлялся на них без уважительной причины;
  • ранее россиянин имел возможность пройти АГС, но он отказался от этого.

Уважительные причины

Обычно к числу уважительных причин отсутствия причисляют:

  • серьезный недуг или травму с потерей трудоспособности;
  • серьезные проблемы со здоровьем близких родственников или участие в погребении родственников;
  • другие уважительные причины, не зависящие от самого гражданина;
  • другие обстоятельства, которые призывная комиссия или суд посчитали уважительными.

Решение приемной комиссии

Приемная комиссия в обязательном порядке принимает одно из двух решений:

  1. О замене службы в армии по призыву другой, альтернативной гражданской службой с параллельной выдачей повестки с четким указанием времени прихода на медицинское освидетельствование и на работу призывной комиссии для рассмотрения вопроса об отправке гражданина на АГС.
  2. Об отрицательном решении на заявление о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой. Такое постановление можно оспорить в суде, для чего нужно взять копию выписки протокола призывной комиссии, которую обязательно передают призывнику в течение семидесяти двух часов со времени принятия постановления.

Порядок службы

На АГС порядок призыва похож на типичную армейскую службу. В этом отношении нет большой особенности альтернативной гражданской службы. На нее идут служить мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, соответствующие следующим требованиям: они не находятся в запасе, у них есть право на замену армейской службы по призыву похожей штатской службой, написали заявление в военкомат о желании заменить армейскую службу по призыву похожей гражданской службой. Ответственные органы при этом должны были принять положительное решение.

Не допускаются к службе призывники, которые не должны проходить службу по состоянию здоровья, получили временную отсрочку, учатся в вузах и ссузах, имеют двоих детей, нетрудоспособных родителей, являются кормильцев в семье.

Место службы

После призыва гражданин отправляются на место службы. Альтернативная гражданская служба - это такая же служба, как и воинская. Так что военкомат обычно отправляет призывников в другой субъект РФ, не тот, где они постоянно проживают.

Проходить альтернативную службу граждане могут:

  • в органах, подчиненных федеральной структуре;
  • в органах, подчиненных ведомственной структуре субъектов нашей страны;
  • в органах армии РФ, других силовых структур, армейских частях в качестве штатных работников.

Вакансии для призывников

Кем будут работать те, кто призван на альтернативную гражданскую службу? Это определяется образованием, предыдущим опытом работы, квалификацией, состоянием здоровья призывника и потребностью структур РФ в работниках. Представители коренных народов, как правило, направляются оленеводами или работниками на предприятия, которые занимаются традиционными промыслами. Остальные работают обычно санитарами или почтальонами.

Большим везением можно считать направление на работы в строительную сферу. Конечно, работать там придется тяжелее, но и зарплата повыше. На обычной службе зарплата ограничивается минимальной, а в строительстве может достигать и 20 000 рублей.

Призывники работают в образовательных учреждениях, социальной сфере, сельскохозяйственных организациях. Небольшую часть молодых людей (тех, у кого имеется соответствующая специальность) направляют в Роскосмос, Спецстрой, Федеральное агентство связи или Федеральное медико-биологическое агентство.

Срок службы

Поскольку служба в АГС считается более легкой, то и срок альтернативной гражданской службы более долгий, чем по призыву. Сейчас этот срок дольше в 1,75 раза. Для россиян (включая тех, кто учился в учреждениях высшего и среднего образования) срок альтернативной службы в федеральных структурах равняется 21 месяцу. Когда же АГС определена в армейских структурах РФ, время такой службы увеличивается только в 1,5 раза и достигает полутора лет.

Особенности службы

Россияне, проходящие АГС, особо не отличаются от типичных трудяг тех организаций, куда их отправляют. Требования альтернативной гражданской службы достаточно мягкие. Граждане получают зарплату, имеют право на обычный отпуск, рабочий день для таких трудящихся принят законодательством и обычно достигает сорока часов в неделю. Такие условия альтернативной гражданской службы сближают ее с обычной гражданской. Разве что уволиться по собственному желанию призывник не может.

Ответственность за уклонение

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается таким же нарушением закона, как и игнорирование службы в армии. Отличие только в том, что наказание для этой категории призванных несколько легче.

Как указывается в УК РФ, россиянам, уклоняющиеся от другой, альтернативной службы по постановлению суда может быть наложен штраф в объеме до 80 тыс. руб. или в объеме зарплаты или другого дохода. Другое наказание: арест сроком до полугода или обязательные общественные работы (до 480 часов).

В юридической практике уклонистами от службы слывут россияне, получившие постановление о службе в альтернативной структуре, но по неуважительным обстоятельствам не явившиеся к месту службы в определенное время. Кроме того, происходит самочинное бегство с места службы, несогласие осуществления функций альтернативной гражданской службы, в том числе отказ подписать срочный трудовой договор, увольнение по фальшивым причинам раньше времени.

Как бы ни рассматривали АГС, альтернативная гражданская служба - это тоже обязанность, уклонение от которой карается, как и другие нарушения законов.

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. - это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная - это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы - 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности - 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул . Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск , который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения , равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это обычная трудовая деятельность на гражданке, осуществляемая молодыми людьми, отказавшимися от службы в армии. Она почти ничем не отличается от обычной работы, за исключением некоторых особенностей. Хотя военкоматы и призывные комиссии неохотно идут на замену военной службы альтернативной гражданской, надо понимать, что любого молодого человека, имеющего воинскую обязанность, состоит в его возможности .

Альтернативная гражданская служба в РФ

В России причиной для предоставления альтернативной гражданской службы является наличие у молодого человека призывного возраста различных убеждений, не позволяющих совмещать их со службой в вооружённых силах.

В мировой практике это называется отказ совести. Это случай, когда человек по каким-либо причинам считает войну и все что с ней связано аморальным и сознательно отказывается проходить военную службу.

Причины для отказа могут быть следующие:

  • Религия и вероисповедание
  • Наличие этических убеждений — например пацифизм
  • Желание отдать свой долг родине путём мирного труда
  • Политические убеждения — например, мнение об отсутствии необходимости армии и всеобщей воинской обязанности. Мнение о том, что армия должна быть контрактной

В сущности это может быть любое убеждение, вступающее в конфликт с нормами военной службы — например, нелюбовь к принуждению и приказам. Если у вас есть желание проходить альтернативную гражданскую службу, то вам нужно написать соответствующее заявление в свой военный комиссариат. В этом случае при прохождении призыва будет рассматриваться вопрос о том, чтобы предоставить вам замену армейской службы на АГС или все же отправить вас в ряды вооружённых сил.

Здесь самое главное верно соблюсти все формальные процедуры. Это нужно сделать потому, в военкоматах не очень любят альтернативщиков и иногда пытаются вставлять им палки в колёса. Поэтому в случае нарушения формальностей вам могут отказать в удовлетворении заявления о прохождении альтернативной гражданской службы и отправить в армию. Последовательность действий должна быть такая, как указано ниже.

Правила и сроки подачи заявлений и документов

Подавать заявления нужно в установленный срок - в общем случае за полгода до начала призыва. Это значит, что если вас должны призвать в весенний призыв, вы подаёте заявление до 1 октября, а если в осенний, то до 1 апреля.

В заявлении вам нужно указать причины вашего выбора альтернативной гражданской службы и обстоятельства, побудившие вас это сделать. Также вам нужно приложить документы, которые могут подтверждать ваши аргументы - это должны быть автобиография и характеристика с места обучения или работы.

Далее, будет рассмотрение вашей просьбы. Оно проходит в течение призыва, который предшествуют вашему призыву. То есть если вас призывают осенью, то вопрос о направлении на альтернативную гражданскую службу рассматривают весной. Причём вам могут отказать в рассмотрении в случае, если вы подали заявление не вовремя. Скорее всего, так и сделают, однако, в этом случае у вас есть право обратиться в суд и потребовать у призывной комиссии принять заявление. Обычно суд встаёт на сторону призывника.

Как проходит рассмотрение заявлений

Сам процесс рассмотрения заключается в следующем. Вас вызовут на заседание призывной комиссии. Её члены ознакомятся с документами, которые вы предоставили и зададут вам несколько вопросов о ваших убеждениях и данных представленных в документах. Будет полезно, если вы приведёте с собой свидетелей, которые подтвердят все, о чём вы писали в автобиографии. Это могут быть ваши родители, друзья, коллеги по учёбе или работе, в общем, любые люди, которые хорошо вас знают. Подробнее:

Часто бывает так, что призывная комиссия пытается подловить призывника и найти несоответствия в его словах и информации, представленной в документах. Для этого они используют незнание призывником своих прав. Поэтому вот самые распространённые заблуждения:

НЕПРАВДА ПРАВДА
Вы можете требовать замены военной службы, только если вы религиозный человек или пацифист На самом деле вы имеете такое право в случае, если у вас есть ЛЮБОЕ убеждение, противоречащее прохождению армейской службы, например, нежелание подчиняться приказам
Вы должны предоставить доказательства (документы или справки) о вашем членстве в какой-либо религиозном или пацифистском сообществе Вашей обязанностью является только предоставление собственной автобиографии. Все остальные документы вы приносите по собственному усмотрению
Ваши утверждения о невозможности быть солдатом должны подтвердить свидетели На самом деле закон не обязывает вас приводить свидетелей. Безусловно, это является дополнительным плюсом, но вы делаете это по своему усмотрению
Вы должны ДОКАЗАТЬ призывной комиссии наличие у вас убеждений, противоречащих исполнению воинской обязанности

Вы НЕ ДОЛЖНЫ доказывать наличие убеждений. Вам нужно их сформулировать и объяснить, что они не позволят вам служить в армии

Последний миф широко известен. Его распространяют в военкоматах, чтобы вводить призывников в заблуждение. Строго говоря, наличие убеждений нельзя доказать или опровергнуть, поэтому, если соблюдены все формальности отказать вам будет практически невозможно. Вот как проходят подобные заседания призывных комиссий:

Если вас будут обманывать или давить психологически, и вы почувствуете, что не справляетесь с этим градом дезинформации, то советую вам обратиться в местный комитет солдатских матерей или правозащитную организацию (лучше в ту, которая занимается помощью призывникам и военнослужащим). Особенно хорошо помогут альтернативщикам в комитете солдатских матерей.

По итогам рассмотрения вашего дела,скорее всего, вынесут положительное решение, призывная комиссия напишет соответствующее предписание и вы отправитесь к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Подробнее об этом процессе можете узнать в предыдущей ссылке.

Вконтакте

Право на альтернативную гражданскую службу имеют лица, чьи убеждения или вероисповедание противоречит пребыванию в рядах армии. Данная возможность установлена в ст. 59, ч. 3 Конституции. Перечень оснований, по которым осуществляется замена военной службы альтернативной гражданской, не считается исчерпывающим. Этот список оставлен открытым с указанием на возможность существования и других причин, предусмотренных нормами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет альтернативная гражданская служба РФ.

Юридический аспект

Порядок, в соответствии с которым осуществляется направление лиц на АГС, устанавливает Закон "Об альтернативной гражданской службе", а также принятые на его основе нормативные акты. В положениях ФЗ предусмотрено дополнительное основание – принадлежность к малочисленному коренному народу. При этом принимается во внимание ведение призывником традиционного хозяйства и занятие промыслами.

Характеристика

Альтернативная гражданская служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемый в государственных и общественных интересах. На АГС не направляются лица, которые должны быть зачислены в запас. Альтернативная гражданская служба – деятельность, которая осуществляется теми, кто был бы зачислен в ряды армии, если бы не имел оснований для отправки на АГС. В связи с этим призывники, которые признаны не годными или имеют ограничения по здоровью, зачисляются в запас. В Законе по этому поводу приведен перечень лиц, которые не направляются на АГС. К ним относят граждан, которые:


Обращение в комиссариат

Для реализации своего права на альтернативную службу призывнику необходимо лично подать заявление. Бумагу следует принести:

  • До 1 апреля тем, кто должен призываться в октябре-декабре в текущем году.
  • До 1 октября тем, кто подлежит отправке на службу в апреле-июне будущего года.

Для некоторых категорий устанавливаются иные сроки подачи заявлений. В частности, данное положение касается тех, кто пользуется отсрочками. Если их сроки истекают после завершения очередного призыва, в случае преждевременного прекращения оснований, граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной, после 1 апреля либо 1 октября на протяжении 10-ти дней с момента устранения причин для отсрочки. При нарушении данного порядка (несвоевременном обращении в комиссариат) лицо лишается указанной возможности. Данное предписание действует также в случае, если у гражданина имеются основания для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.

Важный момент

Основание (религиозное, пацифистское и иное, предусмотренное в законе), которое может препятствовать прохождению службы по призыву, может возникнуть в любое время и в течение периода, начавшегося с момента завершения срока, отведенного на обращение в комиссариат до момента принятия комиссией решения относительно гражданина, в том числе. Непредоставление возможности лицу, имеющему убеждения, не позволяющие ему находиться в рядах армии, быть направленным на АГС означает ущемление его конституционных интересов и свобод.

Принятие решение комиссией

На протяжении месяца с даты истечения срока, в который можно подать заявление, гражданина вызывают на заседание. Призывная комиссия рассматривает обращение в присутствии лица, желающего отправиться на АГС. Выслушав выступление призывника, других лиц, исследовав документы и прочие материалы, предоставленные заявителем, должностные лица выносят решение. В нем может содержаться заключение о замене военной альтернативной службой или мотивированный отказ об удовлетворении обращения.

Отклонение прошения

В ФЗ установлены основания, в соответствии с которыми комиссия может отказать заявителю, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской. К ним, в частности, относят:


Если заявление было удовлетворено, призывнику вручается направление на медицинское освидетельствование и повестка на заседание для решения вопроса о непосредственной отправке на АГС. Если гражданину было отказано, то он отправляется на военную службу в соответствии с общими основаниями. Заключения и решения призывной комиссии, которые препятствуют направлению на АГС, призывник может опротестовать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.

Сроки

Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его на АГС, направляется к месту ее несения комиссаром. Продолжительность альтернативной службы превышает срок военной по призыву в 1.75 раза. Она составляет:

  • Для призывников, направленных на АГС после 1.01.2008-го – 18 мес.
  • Для лиц, закончивших муниципальные, государственные учебные заведения или получившие госаккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных образовательных учреждений в/о и зачисленных на альтернативную службу до 1.01.2008-го, – 18 мес.
  • Для других граждан, направленных до 1 янв. 2007-го года, – 36 мес.
  • Для лиц, зачисленных на АГС с 1 янв. по 31 дек. 2007-го г. включительно, - 27 мес.

Прохождение гражданской альтернативной службы

Призывники могут нести АГС индивидуально либо в составе формирований и групп в организациях:

Мнение мировой общественности

В Резолюции, принятой Комиссией ООН подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должны иметь нестроевой характер. Форма ее несения должна служить общественным интересам и быть адекватной, "некарательной" продолжительности. Данные определения сходны с приведенными в Рекомендации указаниями Комитета Министров СЕ о том, что длительность альтернативной службы в сравнении с воинской должна находиться в разумных пределах. Вместе с введением АГС, государством может быть установлен порядок организации невооруженных формирований. В них могут проходить службу граждане, чьи основания отказа касались личного пользования оружием. Эта Рекомендация содержит также дополнительное замечание. Его суть состоит в том, что лица на АГС не должны быть ущемлены ни в социальном, ни в финансовом плане. Юридические положения и нормы, в соответствии с которыми осуществляется включение военной службы в стаж, определение пенсий и повышений должности, необходимо также относить и к альтернативной.
В Резолюции Европарламента указано также, что продолжительность АГС не должна превышать длительность пребывания в рядах армии более чем на 50%. Большая продолжительность необходима только лишь как компенсация времени проведения резервных учений. В Резолюции также содержится призыв к тому, чтобы граждане, которые проходят альтернативную службу, были обеспечены защитой от эксплуатации их труда и оплата их деятельности была равна той, что получают лица, призванные в вооруженные силы. Вместе с этим, в документе содержится рекомендация о том, что призывники, которые несут альтернативную службу, должны обладать возможностью проходить обучение и последующую отпускную учебу, аналогично тому, что предусматривается во время пребывания в рядах войск.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация