Что делают девушки на зоне без мужика. Секс на зоне. Как это происходит? Функции и иерархия смотрящих

Главная / Бизнес
чеченских историков . Пусть лучше что-то чем ничего . Однако . Позволю себе выразить ту параллель чеченской истории которая или неизвестна , или невостребована , или игнорируема , ту о которой предпочитают молчать , даже если и знают о ней.

«У чеченцев же в этом мире совсем другие стремления —
не дать исказить свой вечный уклад жизни , не потерять
свои национальные ценности , среди которых главное
место занимает Свобода Личности . Значит , миссия
чеченцев заключена в сопротивлении мессианству
других наций , с которыми сталкиваются исторические
судьбы . И когда мы задумываемся над тем упорством
и непреклонностью , с которыми народ чеченский сопро —
тивляется чуждым влияниям , появляется мысль о некоей
тайне , уходящей в бездну умерших времен .
(Д.Баксан )
«Орсай мехки да хилле »
«В прежние времена страна называлась Чебарлой »
(чеченская устная традиция Х1Х в.)

Если не соблюдать строгую хронологическую последовательность , то пожалуй удобнее всего будет начать с периода монгольских нашествий на Кавказ , так, как на мой взгляд это наиболее интересный период нашей истории начиная с глубокой древности .

Современные историки отмечают . Что Алания (Алания-чеченское государство ) перед нашествием монголов была довольно рыхлым государственным образованием . Добавлю , эта рыхлость Госстроя была вызвана больше страхом перед монголами , которые более двадцати лет

Запугивали Евразийский континент прежде чем вторгнуться . Все понимали , что при всей мощи не было единства чтобы противостоять степнякам .

Во время первого (1222) и второго (1238) появления монголов на Кавказе , царем Алании был али-Хас (эла Хаси , алп-Хас, алп- сокр . алан паччахь т.е . глава государства ). Это был пожилой человек , православный христианин . Он после падения Мааса , не оказывая сопротивления подчинился Бату-хану , монголы в свою очередь признали его власть над государством , утвердив ярлык на правление .

Но события развернулись иным образом . Против монголов восстал самый старший сын царя Хаса , али Ховр (Хавр , Ховр эла) который был первым наследным принцем . Он не только не признал монгольскую администрацию , но и встал во главе первого аланского антимонгольского восстания и воевал пресловутых двенадцать лет, пока не был предательски убит . Его предали грузинские князья . Ховр не мог примириться с тем, что Аланию (Чечню ) и аланов (чеченцев ), в природе может кто-то подчинить . Не пожелавшие мириться с тем, что аланский царевич Ховр восстал против , монголы с особой жестокостью казнили его отца , царя Алании Хаса . Он был ослеплен , оскоплен , обесчещен и четвертован . Впоследствии в чеченском православии он считался святым мучеником .

Следует отметить , что почти до конца Х1Ув . и начиная с незапамятных времен глубокой древности , в чеченском обществе и во всех формах чеченской государственности по установленному в первобытно-архаический период обычаю , власть в виде абсолютной монархии (до Х1Ув .) принадлежала роду Орсой (Садо-Орсой ,Арсой ,Орси ,Арси , диал.Арсуй , Орсай ; абсолют.синонимы-Садой ,Содой , Ч1абарлой , устар.-Кимрой ,Шимрой ). Любая попытка демократизации , передачи или разделения политической власти категорически пресекалась .

Послабления были сделаны только во второй половине Х1Увека , когда был создан первый Мехк-Кхел в Нашха . Достаточно вспомнить пару предложений из работы Лаудаева У. : «Орсай мехки да хилле », «В прошедшие времена русские (орсай ) были отцом страны и матушка (мечиг ,маччиг ,мечк-устар.чеч.-фаллос-признак верховной власти ) русская (орси ) тогда ходила одна по черным и лысым горам », « В прежние времена страна называлась Чаберлой ».

После гибели царя Хаса развернулась борьба за власть в промонгольской администрации .

На политическую арену борьбы за власть в государстве вышел князь Ботур (Бота , Ботар )-князь области Дишни (дишни –выходцы из Мегрелии , вЧечне с У111-1Х века ).Ботур был родственником (сват ) царя Хаса , супруга царевичаХовра была дишнинского рода , родственница Ботура . Ботур имел с монголами сапаратные связи еще до их вторжения в Аланию . К тайным переговорам с монголами были склоны князья и старшины и некоторых других родов . Но монголы не стали рисковать и отдали предпочтение в управлении государством человеку из царского дома , ближайшему родственнику царя Хаса , агиштинскому князю Орсу (Орс-эла,Арс-эла,али-Орс)-родоначальнику современных Элистанжойцев . Процесс передачи ханом Менгу грамоты (ярлыка ) на правление произошел недалеко от села Махкеты (Махкт1е ). Орс эла был православным христианином и мужественным человеком , но стал фактически марионеткой в руках монголов и Ботура , который с помощью монголов фактически управлял равнинной часть Чечни . Ему монголами были выделены большие земли отобранные у садойцев (Алды ,Ведено и др .), но не смотря на все это его «величье » ушло с его смертью и никому не передалось , его потомству нельзя было позавидовать .

Ботуру удалось друг с другом столкнуть садойцев (садой и орсой за пределами Ч1абарла , и в прежние времена , и в наши дни имеют общее собирательное название-садой , садой элий , али садой (АС ), сада-орсой ). С одной стороны монголы и дишнинцы , во главе с промонгольским царем Орс-эла, с другой стороны садойские и пешхойские князья во главе с царем Ховром . Это также произошло в совр . Веденском районе (место точно не знаю ). Ховр проиграл это сражение .

Послеказницаря Хаса , Ховр (Хаси Ховр ) провозгласил себя единственным легитимным царем Алании . Впоследствии только его потомство нашло справедливую легитимацию в чеченском обществе . Еще в самом начале вторжения монголов Ховру по указанию царя Хаса , удалось совершить усмирительный поход в Черкесию (черноморское побережье ) и Мигрелию .

Говоря о Ботуре не имеется в виду весь дишнинский род, который на самом деле оказал посильное сопротивление монголам , а имеется в виду непосредственно многочисленная родня Ботура (братья , кузены , племянники , односельчане ит.д .).

Вообще в наши дни многим кажется , что монголам оказал сопротивление весь чеченский народ . Нет это не так.Защитников Отечества оказалось очень мало . Карателей своего народа оказалось намного больше . Многие чеченцы услышав о приближении жестоких кочевых народов

Фамилиями , родами , десятками тысяч переселялись (бежали ) на Запад и обосновывались в Европе , Византии , реже на Ближнем Востоке . По преданию , к концу Х111века оставшихся на равнине чеченцев нельзя было речью отличить от татар и кумыков , т.е . они в корне подверглись тюркской языковой ассимиляции , т.к . в конце Х111века монголы вообще запретили к употреблению чеченский язык .

Во время усмирительного похода Ховра в Черкесию начался штурм столицы Алании города Маас (Ма1ас , ма1-али-садой ) , находившегося на территории современного г. Грозный , если быть

Более конкретным , он находился там где в наши дни находятся Бароновка , 2-военный городок , СИЗО , п.Калинина , микрорайон Олимпийский , хут.Собачевка , хут.Кирпичный , Консервный завод .

Следом за ним немного западней на территории совр . Башировки и бывшей Жидовки , находился м1айстинский поселок (садойцы некоторым родам позволяли селиться вдоль речных мысов Сунжи . Расположение поселка М1айсти , приводится для того чтобы не путали с г. Ма1ас .

Штурм Ма1аса . Городская крепость (фрагменты развалин простояли почти до конца ХУ111 века ) примыкала к Сунже и находилась примерно между Консервным и Пивзаводовским мостами .

Вполне вероятно что, русло Сунжи имело другое параллельное направление , предания говорят , что оно много раз перекапывалось , но крепость находилась именно между этими двумя современными мостами.Штурм города , а затем и городской крепости вели монголы , китайцы и дишнинцы . Оборону крепости возглавляла Эсирт — супруга в то время еще царевича Ховра . Эсирт

Была из рода дишни . В ходе осады крепости Эсирт , будучи в положении , ожидавшая наследника была выведена по тайному выходу из крепости , оттуда вывезена в Бассовское ущелье и далее в Ч1абарлой . Вскоре после этого она в очень тяжелых условиях (эпидемия ) родила мальчика , который был назван Чах (Чахиг )-означ.рыжий . Ма1ас вскоре пал. По преданию монгольский хан (вероятно Менгу-он более часто упоминается в преданиях ) поклялся , что он истребит всех взрослых чеченцев оборонявших Ма1ас , оставив лишь малолетних мальчиков ростом ниже колеса телеги , и сделает из них непобедимых воинов . Чтобы они были под контролем , он поклялся что сотрет всю историю чеченцев , все будет напоминать им об их прошлом . Оборонявших город и крепость было тысяч пять или шесть , не больше , даже если считать мужчин , женщин и детей , всех вместе .

Ховр в начале своей борьбы отрекся от христианства , и принял религию Одина чеченский воинский культ с элементами собственного левостороннего оскопления , с последующей орхусофагией (возможно подробнее в след . статье ), из-за чего получил прозвище-Мохцур . Ховр имел трехтестисовое строение , в его роду такое явление раньше часто повторялось . Его восстание длилось двенадцать лет от начала вторжения монголов . Он был предан грузинскими князьями и подло убит . Вскоре после смерти Ховра началась охота на весь царский род, в результате которой от Орсой осталось всего три мальчика , продолжателей рода . Один из этих трех был сын Ховра – Чах. Последующий царский род Орсой регенерировался от эти трех мальчиков . Они выросли в неимоверно тяжелых условиях . В условиях постоянной угрозы смерти . С совершеннолетием Чах был коронован . Он стал вождем чеченской нации и царем чеченского государства Алания , и всю свою короткую жизнь посвятил борьбе против монголов . Он родился сразу после падения Ма1аса , и погиб через сорок лет во время крупного , но неудачного восстания . По хронологии ровно 1278 год- время восстания в горах , на равнине , в городах , в том числе и в городе Тютяков .

Так называемый город Тютяков (Дедяков ) есть современный город Моздок . Его название происходит от имен прозвищ Одина . У Одина были следующие имена : Т1од (Тут,Тот, Т1ут1 ), Гор(Гур, Гар), Моз, Ватан (Ватта-Дела ), Секки , Дохьан-дуй (дий) и др . Из первых трех имен Т1од , Гор, Моз, что в общем означает Муха », возникли названия одного и того же города Т1одаг (Тютяк-ов ), Тутанд , Горанд , Мазг , Мазалк .

После неудачного восстания царь Чах со свитой , отступая в горы преследуемый погоней из числа местных пособников монголов . Не сумев уйти от погони и загнанный р.) также царь Алании . Известно что он был мусульманином . Возможно что в какой-то период подчинялся монголам . Его восстание несмотря на масштаб также не принесло ожидаемых результатов . (почти сто лет) жизнь . На его время пришлось нашествие Тамерлана . Ховр стал союзником Тохтамыша . Именно по этой причине чеченский народ получил фактическую независимость от монголов и возможность селиться на равнине . Прежнее «отатарившееся » население чеченской равнины было буквально изгнано с равнины переселенцами с гор не без помощи монголов (вероятно Тохтамыша ). Так возникли некоторые соседние горные тюркоязычные народы.Новая генерация чеченцевво второй половине Х1У в. Насчитывала не более ста тысяч чеченцев . Надо отметить , что Ховру в середине Х1Увека удалось организовать сожжение «главного монгольского города » на Волге (возможно Сарай ). Вероятно нападение ушкуйников . Тюркский этноним –ушкуйники , и чеченский этноним –ч1абарлой , царей Ховр , Хас, Садо, Орс, Асай, Ч1абал, Сакк, Секки и др . часто встречаются в различные исторические периоды начиная с глубокой древности .

В этом нет ничего удивительного, это символические имена чеченских царей, примерно как повторявшиеся в Европе Людовики, Карлы, Генрихи и др. К примеру, аланский король Эохар (Гоар) –У века, Гаюр-хан –Х1У века, это все тот же Ховр. И так много раз.

Итак, вторжение Тамерлана. Причин было много, но основные это равный союз чеченцев и монголов, а также дерзкий поход чеченцев в Скандинавию (Т1ерра), в конце Х1У века. Предания не помнят лидера этого похода, но помнят что его организовали м1айстинцы, исполнявшие к тому времени жреческие функции, и исповедовавшие помесь чеченского язычества и иудаизма. Поход имел грабительский характер, он также имел цель насильственной ассимиляции северных народов.

Войско состояло из авантюристов и любителей легкой наживы практически из всех чеченских родов. Известно. что царь Ховр был против оттого похода, и он не входил в официальный политический курс Чеченского государства. Рассказывают что это войско было разбито скандинавскими народами, но это не остановило Тамерлана, который расценил этот столь далекий поход как вызов себе.Когда войска Тамерлана подошли к Чечне, сын царя Ховра, али Махьам (известный как Мухаммед сын Гаюр-хана) двинулся к Тамерлану.Тамерлан передал али-Махьаму, что если царь Ховр(уже глубокий старик)станет перед Тамерланом на колени и попросит пощады,т.е. унизится перед ним, то он Тамерлан пощадит и отступит от Чечни.Все знали о жестокости Тамерлана который немусульман уничтожал из-за того,что они немусульмане, а мусульман за то, что они когда-то также были немусульманами. Царь Ховр отправился к Тамерлану с намерением унизиться перед ним ради спасения и благополучия чеченского народа.

Тамерлан долго издевался над ним ставя его на колени, заставляя молить о пощаде, Трапезничая положив на Ховра щит сколоченный из досок. В конце концов он казнил царя Ховра. Войска Тамерлан не увел, наоборот начал наступление.али-Махьам стал царем и возглавил восстание против Тамерлана. При жизни Ховра, али- Махьам был князем Ч1абарлоя, междуречья Аргуна и Хулхулау. Основная ставка Тамерлана находилась на равнине современной Сев. Осетии. Именно

Тогда чеченоязычные предки современных осетин были ассимилированы Тамерланом. Война продолжалась несколько лет. Кроме верховий Аргуна и Шаро-Аргуна вся территория была занята.

Царская ставка и Мехк-кхел созданный к тому времени были перенесены в Малхист. Царь Махьам погиб не дожив до конца войны, разумеется оставив наследника престола. Тамерлан ушел из Чечни под большим впечатлением. Говорится, что он заявил, что не знает в мире народа более достойного уважения чем чеченский народ, при этом надо отметить, что в начале смысл его вторжения заключался в том, чтобы истребить чеченцев, как нацию. После ухода Тамерлана последующие четверть века авторитет чеченцев был настолько велик, что несмотря на малочисленность чеченцев войти в боевое соприкосновение с чеченцами опасались противники во много раз превышавшие чеченцев по численности, думая, что любое столкновение с чеченцами приведет к собственному поражению.

  • Происхождение любого народа — проблема сложная , для решения которой требуются десятилетия . Проблема тем труднее , что для ее решения недостаточны данные только одной отрасли гуманитарных наук , скажем , данные языкознания , археологии или этнографии , взятые в отдельности . В наибольшей степени сказанное относится к тем народам , которые не имели своей письменности в историческом прошлом , к каковым относится и чечено-ингушский народ .
    Чеченцы и ингуши , как и другие народы , прошли сложный и длительный путь развития . Путь этот измеряется тысячелетиями , и единственный спутник народа , свидетель его прошлой истории , дошедшей до наших дней — это язык , в котором , запечатлилось прошлое вайнахов .

    «Данные языка ,- говорит проф . В.И Абаев ,- если они правильно интерпретируются , приобретают , наряду с другими свидетельствами , большое значение при решении этногенетических вопросов «. (В.И . Абаев «. Этногенез осетин по данным языка . Тезисы докладов научной сессии , посвященной проблеме происхождения осетинского народа . Орджоникидзе , 1966 г., стр. 3). Особую услугу в решении данной проблемы призваны оказать такие отрасли языкознания , как топонимика и этнонимика . Большую услугу в решении вопросов этногенеза призваны оказывать диалекты , в которых в законсервированном виде сохраняются омертвевшие формы языка , служившие обозначением предметов , понятий и представлений народа в историческом прошлом .
    Историческая наука не располагает сколько-нибудь убедительными сведениями о социальной дифференции чеченцев и ингушей в раннее и позднее средневековье . Но данным некоторых историков у чеченцев и ингушей бытовал родовой строй , чуть ли не в 18-19 веках . Данные же языка и этнографии убедительно опровергают эти доводы как несостоятельные .
    В чеченском и ингушском языках издревле бытуют термины эла (аьла ) — князь , лай — раб, ялхо — наемный работник , вацархо — эксплуатируемый и другие , говорящие о бытовании у чеченцев и ингушей князей и рабов , даже в далеком прошлом .
    О бытовании у чеченцев и ингушей христианства (а христианство как монотеистическая религия не может бытовать у народа с родовым строем ), также свидетельствуют термины , обозначающие атрибуты этой идеологии , например : керста — христианин (ср . русск . Крест ), ж1ар — крест , бибал — библия , килс — церковь (груз , эклиси ) и другие .
    При этом следует помнить , что в лексике языка нет слов , возникших сами по себе , что «ни мысль , ни язык не образуют сами по себе особого царства … они суть только проявления действительной жизни «. (К.Маркс , Ф.Энгельс ).
    Предпринимая в данной статье попытку , высказать свои соображения по вопросу этногенеза чеченцев и ингушей мы , конечно , опираемся в основном на данные языка , но при этом по возможности используем данные других смежных наук .
    Чеченцы , ингуши и цово-тушины (бацбийцы ) будучи родственны по языку , материальной и духовной культуре составляют одну из групп так называемой иберийско-кавказской этнической семьи , куда входят автохтонные народности Дагестана , Грузии , Адыгеи , Черкесии и Кабардино-Балкарии грузины , адыгейцы , черкесы , кабардинцы , аварцы , даргинцы , лакцы , лезгины и другие . В данную этническую семью ученные включают басков Испании и юга Франции .
    Все перечисленные народы родственны между собой по происхождению и языку . Это значит , что некогда единый народ распался на несколько народностей . Каждая со своим языком и другими этническими особенностями , хотя и близкими . Многоязычие Кавказа — это следствие дифференциации единого этнического монолита , который сложился , по мнению большинства ученых , в Предкавказских степях и в Древней Передней Азии , составлявшей культурно-историческую общность с Кавказским Перешейком .
    Ученые пришли к выводу о том, что кавказская этническая общность предположительно сложившаяся около 5 тыс. лет до н.э . в Передней Азии , начинает постепенное миграционное движение в сторону Кавказского Перешейка , к берегам Черного и Каспийского морей . Этот миграционный поток не утихал до 2 тыс. лет до н.э . и, просачиваясь в горные ущелья в направлении с юга на север , охватывает весь кавказский регион .
    По мнению антрополога проф . В.В . Бунака , заселение «Северного Кавказа происходило двумя потоками одним — двигавшимся по западной окраине Кавказа , другим — по восточной … В центре Кавказа они встретились и образовали собственный своеобразный тип, в разных видоизменениях встречающийся к югу от Главного Кавказского хребта «. (Е.И . Крупнов . «Средневековая Ингушетия «. М., 1971, стр.42 ).
    Этот этнический поток , представляя собой конгломерат родственных между собой родоплеменных образований , с незначительными различиями в языке , материальной и духовной культуре . По мере ослабления миграционного движения (рубеж 3-2 тыс.) происходит дальнейшая дифференциация этнических единиц и углубление различий между некогда родственными племенами . К этому времени следует отнести начало распада единого кавказского этнического массива на три этнические региона – дагестансконахский , картвельский и абхазо-адыгский . Такой вывод основывается не только на данных языка , но и археологии . К этому времени уже оформились первые государства Ближнего Востока (Шумер , Элам , Урарту , Митании и др .), языкам которых мы находим аналогии в языках современных народов Кавказа , в частности чеченцев и ингушей , как свидетельство былого этнического единства последних с народами , создавшими указанные древнейшие цивилизации человечества . Наследие указанного единства прослеживается и в некоторых чертах духовной и материальной культуры чеченцев и других народов Кавказа . Кавказские языки и культура народов Кавказа находят себе аналогии также в культуре и языке Хурритов , хеттов , Урарту , Албании , Греции , этрусков и других древних народов и государственных образований . Так, например , по единодушному мнению ученных , известный человечеству миф «О прикованном Прометее » греки вынесли с Кавказа . И в фольклоре многих народов Кавказа имеются легенды о прикованных богатырях со сходным с греческим мифом содержанием . Особенно поражает чеченский вариант мифа , который почти полностью совпадает с греческим мифом эсхиловского варианта . (См . наш: «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей «. Известия ЧИНИИИЯЛ , т.6 . Грозный 1971).
    «В греческом … — говорил акад . М.Я . Марр , — такие простые слова , как душа , брат , море являются яфетическими (т.е . кавказскими — К.Ч .). Названия богов , героев , селений , гор, рек Греции являются яфетическими » (Н.Я . Марр . Армянская культура , ее корни и доисторические связи по данным языкознания . В сб . «Язык и история «. М., 1936, стр.80 ).
    ГА . Мелишвили в своем труде «К истории Древней Грузии «. (Тбилиси , 1954) локализует предполагаемых далеких предков вайнахов в среднем течении р. Евфрат под названием Цупани (2 тыс. до н. э.). По мнению академика название Цупани происходит от имени верховного языческого божества вайнахов Ц1у (отсюда чеч. Ц1у стаг , инг. ц1у и ц1ей – праздник ) (А) ни — суффикс со значением места (ср . названия сел Эрсана (Эрсеной ), Гуьна (Гуной ), Ведана (Ведено )). Как видно , данный суффикс и поныне существует в вайнахских языках в том же указанном выше значении . Основа Ц1у не имеет смысла , но известны как теонимы в современных чеченском и ингушском языках ; в далеком прошлом государство называлось по имени этого культа .
    Известно, что в 783 году до н.э . царь Урарту Аргишти переселил из Цупани и из соседней области Хате 6600 тысяч воинов и поселил их в местности Арин-Берд, основав город Ирпуни (нынешний Ереван). Название Арин-Берд полностью и вторая часть топонима Ирпуни (-уни) четко этимологизируются посредством вайнахских языков (арин) ср . чеч-инг. арие — пространство, форма род. падежа арен (а) -пространственный, -н- формат род. падежа, берд — берег, скала, -уни — формат, обозначающий местность (см. выше : Ведена и др .). На языке Урарту (по данным Клинописи), арин — степь, равнина, берд — крепость. О связях вайнахов с Урарту подробнее ниже.
    По данным проф. Р.М. Магомедова дифференциация кавказских народов произошло уже на Кавказе (рубеж 3-2 тыс.) (см. Р.М. Магомедов. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975).
    Но если вопрос о времени и месте выделения нахского этноса из общекавказского массива является дискуссионным, то общепризнанным в науке считается родство культуры и языков кавказских народов с культурой и языком Урарту-Хурритов.
    Вот что по этому поводу пишет АС. Чикобава: «Уже теперь можно предположительно утверждать, что определенные положения урартского языка находят объяснения при помощи данных иберийско-кавказских языков, прежде всего нахских (чеченского, бацбийского)». (А.С. Чикобава. «Проблемы родства иберийско-кавказских языков». Тезисы докладов. Махачкала. 1965, стр. 7). Подобные мысли высказаны и другими маститыми учеными (акад. Г.А. Меликишвили, проф. Ю.Д. Дешериев, И.М. Дъяконов и др.). Нахские языки на сегодня изучены слабее остальных групп иберийско-кавказской семьи и дальнейшее их изучение приблизит окончательное решение проблемы. Уже на сегодня можно констатировать, что решение вопроса значительно продвинулось вперед, за время, прошедшее с момента приведенных высказываний ученых. Не трудно понять насколько перспективно углубленное изучение нахских языков, особенно их диалектов.
    Остановимся на некоторых сходных моментах, в том числе нахских и урартского языков.
    Арин-Берд (см.выше).
    Тушпа — так называлась столица Урарту. Известно, что в древности главный город, религиозный, культурный центр государства у многих народов, назывался по имени верховного божества, Так было и в Урарту. И по урартски приведенное название означало «город бога Туш», па — город, поселение.
    Подобным образом этимологизируется данное название и на базе нахских языков: Туш — одно из верховных божеств вайнахов в период господства у них язычества, позже христианства, божество деторождения и возрождающейся природы. Еще в прошлом веке, по свидетельству Б. Далгата, ингуши совершали обряды, посвященные этому божеству. Удод так и называется у ингушей тушол котам или тушолиг (курица тушола) (л – детерминант) и считается священной птицей как у чеченцев, так и у ингушей (ее нельзя убить, в нее нельзя бросать камни).
    Близкородственная чеченцам и ингушам народность, живущая в Грузии, — тушины — названа по имени этого божества, так как род, племя и народность в древности носили имя своего тотема (ср. название чем тайпа Ц1онтарой от имени божества огня Ц1у и др.). Другой компонент данного топонима также четко этимологизируется из нахских языков. Па (пхьа) в древненахском означало поселение, село, населенный пункт. До сих пор в близкородственном тушинском, в языке чеченцев, живущих в Грузии (кистинцы) и в горских диалектах Чечни населенный пункт называется этим словом. Встречается это слово и во многих топонимах горной Чечено-Ингушетии как реликт: Пхъеда, Пхъамат, Пхъакоч и др. «Пхъа» было также имя языческого божества поселения, человечества у вайнахов. Основа эта наличествует также в имени героя-богоборца вайнахского Фольклора Пхъармат, с которым мы связываем известный греческий богоборец Прометей, (см. нашу «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей». Известия ЧИ НИИИИЯЛ т. 4. Литературоведение Грозный, 1971).
    Одно из ведущих племени Урарту носило имя Биайна. Этим словом урартийцы называли также свою страну, что было естественно, если учесть то обстоятельство, что страна у многих народов называлась по имени ведущего народа. Сравните название многочисленного чеченского племени бени и село Бена. Этот же корень наличествует в топониме Бени-Ведана и в ингушском названии одного из грузинских горных племен мохевцев-бений, от которых по поверью происходят ингуши Мальсаговы.
    В языке Урарту охраняемая укрепленная местность, или крепость, называлась — хой. В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: Хой — село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, т.к. преграждало путь в чеберлоевскую котловину со стороны Дагестана и плоскости Чечни. Отсюда название речки Г1ой (х-г1), протекающей через село Гойты, название которого (чеч. Г1ойт1а) также производно от Г1ой (хой), -т1а-послелог со значением места. О том, что приведенные параллели не случайное совпадение показывает тот факт, что чеченский вариант представляет собой форма мн. числа от ха — охрана, -й- формат множественности, а корень этот встречается во многих топонимах Чечено-Ингушетии: Хан-Кала, Хан-Корта (русск. Хаян-Корт) и др. Урарт. Дурдукка (город возле Урмийского озера). Известно, что в далеком прошлом нахские племена назывались дзурдзуки. Случай, когда названия народностей восходит к названиям местностей распространенное явление в науке. Кроме того, первая часть данного топонима-этнонима встречается в вайнахской топонимии и антропонимии: Дзурз-корта (местность в районе Итум-калы), корта — глава, холм, бугор; Дзуърза — мужское имя (село Эрсеной Веденского р-на) и пр.
    Урарт. Цудала (назв. Города, (чеч. Ц1удала) сложное слово, состоящее из двух компонентов — Ц1у — бог огня, дала — верховный бог языческого пантеона).
    Урарт. Эритна — название горы, чеч. Эртина — название горы (Веденский р-н), Урарт. Арзашку — название местности, чеч. Ирзошка (Веденский р-н, возле с. Харачой). По чечено-ингушски Ирзуо — лесная поляна. Здесь, возможно, имеет место случайное совпадение в основе этого слова, но такое допущение исключается в окончании — шка, т.к. это весьма распространенный в нахской топонимии, живой формат направительного падежа мн. числа — ш (формат множественности), -ка — га — собственно формат (ср. с.с. Сема1ашка, Човхашка, Галашка и т.д.).
    Разными учеными в разное время отмечалось наличие на территории современной Армении и в районе озера Ван, Урми многочисленных топонимов с повторяющимися элементами -ли, -ни, -та (см. в частности ГА. Халатьян. «О некоторых географических названиях Древней Армении в связи с данными ванских надписей». ВДИ No 2, 1949). Вот эти топонимы: Тали, Ардиштих1инили, Наксуана, Х1алдина, Мана, Х1итина, Абаени, Х1ушани, Азани, Ардини, Миссита, Миста и другие.
    Окончания, наличествующие в приведенных топонимах, совпадают с аналогичными форматами топонимических названий территории современной Чечено-Ингушетии, особенно ее горной полосы; см. соответственно:
    Ч1ебил-ла, нижа-ла, Саъра-ла, Б1ав-ла, (названия сел и обществ) Эрса-на, Гуь-на, Веда-на, Белг1а-ни (инг.), Бе-на, Шоь-на и другие названия сел; Гих-т1а, Пой-т1а Мартан-т1а, Эхаш-т1а (названия сел), и другие.
    За пределами Чечено-Ингушетии топонимы на – т1а (та) отмечены также в Тушетии (Г.С.С.Р.); см. Этел-та, Ц1ова-та, Индур-та и др., в которых яснее выступает формат — «та» как топонимообразуюший элемент нахских языков.
    В науке о языке принято считать наиболее надежными, в смысле генетического родства языков, совпадения приведенного типа, когда ряд топонимов с повторяющимися форматами одного региона совпадает с таким же рядом топонимов другого региона.
    Имеет место совпадения в нахских и урартском культовые названия древнейшего типа.
    Урарт. Ма — верховный бог солнца. В том же значении это название отмечено и в нахских языках, хотя в настоящее время оно выступает лишь в составе производных и сложных слов со значением культа солнца: малх (лх – детерминант) — солнце, см. также топонимы м1айста (с, та – детерминанты), маьлхаста (производящая основа «ма»); Маска — название села (ма — основа, ска – детерминанты), маскара (б. село), Меша-хи — речка, мальсаг — «человек солнце», отсюда фамилия Мальсагов, Муоъсаг — имя человека в том же значении и т.д.
    Урарт. Тайшеби — одно из верховных божеств; чеч., инг. Туш ((Тушол — божество природы и деторождения; ср. еще инг. Тайшабание — детская игра). Случаи, когда названия божеств превращаются в названия детских игр известны в науке; см. чеч. Галг1ожмех ловзар — игра в городки от Гал — название одного из древних божеств солнца).
    Отмечены также случаи превращения имен божеств в имена людей. Так, название урартского божества Ашура в чеченском встречается как женское имя Ашура, а также урарт. Азани, чеч. Айзан (ласкат. Айзани), урарт. Ашту — имя божества, чеч. Ашту женское имя, урарт. Лагаш, чеч. Лагаш, Лакаш — мужское имя и др. Урарт, Кибела — бог весны, чеч. Кебила — женское имя, урарт. Дика — имя божества, чеч. дика — хорошо, Дика — мужское имя. Имеет место превращение топонимов в собственные имена: урарт. Киндари-Сангара — название местности, чеч. Киндар-Сангара — мужские имена. Имеет место совпадения прочей лексики, например:
    урарт. суре — войско, чеч. сура — в том же значении, отсюда топонимы Суъйр — корта, Суърат1а (подробно о слове сура см. К.З. Чокаев. «Географические названия Чечено-Ингушетии». Рукопись. Архив ЧИНИИИЯЛ. Его же «Куда ведет корень вайнахов». Альманах. ”Орга», Nо 2,1968).
    урарт. шин — два, чеч., инг. ши — два,
    урарт. тиш, чеч., инг. тиша — старый,
    урарт. 1у — пастух, чеч., инг. 1у — в том же значении,
    урарт. хаза, чеч., инг. хаза — слышать,
    урарт. але, чеч. ала, инг. ала, чеб. ала — сказать; см. еще
    урарт. Мануа-с але «Мануа сказал», чеч. Мануа-с але (чеб.) в том же значении. Здесь, как видно, совпадает целое словосочетание с грамматическими показателями (формат эргативного падежа – с).
    Лулаби — так называли урартийцы своих соседей, что означало чужак, враг. Если учесть конкретную историческую обстановку того времени, когда урартийцы подвергались постоянным нашествиям и нападениям соседнего государства Ассирии, такая семантика данного слова становится понятной, так как значение слова изменяются в зависимости от условий жизни носителей языка. В современном чеченском и ингушском это слово четко разлагается на составные части и имеет значение соседи (лула – сосед, би — формант мн. числа, сохранившийся в близкородственном бацбийском и поныне; см. бац — би «те, которые на траве» от бац (буц) – трава).
    Имеет место схождения грамматических форм, что особенно важно при определении генетического родства языков, т.к. грамматический строй наиболее устойчивый раздел языка. Например, отмечены случаи совпадения форм эргативного (активного), родительного, дательного падежей современных нахских с одной стороны и урартского языка — с другой; см. урар. х1алдини ули таран Сардури-си але. Богу Халду могущественному Сардур говорит. Ср. чеч. Х1алдина (таройолчу) сардурас але (чеб). Формы дательного и активного падежа в этих предложениях совпадают (-на, -с); см.также: урарт. Пили кару Илдаруни ни агуби; ср. чеч. Алари Илдаруни-ани агнеду. Канад провел от реки Илдаруниани. Мы здесь чеченский вариант привели лишь с частным учетом исторических изменений, опуская отдельные формы, которых не было в древнем вайнахском, в частности послелог т1ера. Если учесть все изменения, то мы можем точно воспроизвести урартский вариант; Так апари мог получиться из пили — канава, агнеду (отбросив формант -не- и заменив классный показатель д на б) можно восстановить в прежней форме — агуби и т.д.
    В языке урарту ученые обнаружили формат множественного числа — аже; ср. чеч., инг. -аш — аж в том же значении. Подобные превращения у нахов правомерны, например, ваша — важа.
    В работе М. Каганкатваци «История агван», написанной 1300 лет тому назад, сказано: «Уты, Соды, гаргары — братья и происходят они от отца по имени Ура». Ура — основа слова Урарту, уты — это удинцы (родственный нахам и другим народам Кавказа, но живущие а Азербайджане), Соды — видимо содойцы (некогда сильный чеченский тайп, представители которых и поныне живут в Веденском и других районах ЧИАССР; племя это отмечено в древнегреческих источниках (II в. н. э.); см. об этом: В.Б. Виноградов, К.З. Чокаев. Древние названия и размещения вайнахских племен. Известия ЧИНИИИЯЛ, т.II. Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1966); этноним гаргары четко расшифровывается при помощи чеченского языка как родственники, близкие. Большинство ученых склонны видеть в гаргарах предков нахов.
    По данным археологических раскопок, проводимых на бывшей территории Урарту советскими и зарубежными учеными отмечено много общих моментов в материальной культуре Урарту, с одной стороны, нахов — с другой.
    По мере археологического изучения бывшей территории Урарту, а также фольклора, языка и этнографии чеченцев и ингушей такие сходные моменты будут увеличиваться, так как родство здесь несомненное.
    Государство Урарту образовалось в IX веке до н.э. и просуществовало 300 лет. В 6 веке до н. э. под ударами государств Ассирии и Мидии Урарту перестало существовать как государство.
    Урарту — первое государство, возникшее на территории нашей страны. Народы Урарту достигли высокого по тому времени уровня развития культуры, техники и экономики.
    После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары. Господствующей религией Албании в одно время было христианство. Языком религии и школьного обучения являлся язык гаргаров. (см. А. Шанидзе «Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки». Изв. ИЯИМК. груз филиала АНСССР, т. 4, 1938 и др.).
    Как свидетельство пребывания далеких предков вайнахов в Закавказье, на бывшей территории Албании отмечены многочисленные топонимы, объясняемые только из нахских и частично из дагестанских языков (см. Ц1унда, Эрети, Арцах, Арциан; ср. чеч. Ц1уоьнта (ра), Эртан, Эрга, Эрсана, Орцах и др.). Топонимы, объясняемые из нахских и дагестанских отмечены также в Восточной Грузии, Хевсуретии, Пшхавии, Мохевии, Тушетии.
    Впервые современное этническое название чеченцев нахчи в виде нахчаматьяне отмечено в армянских источниках IV века н.э. Этот же этноним встречается в «Армянской географии» Моисея Хоренского (VII век н.э.) который (этноним) локализируется главным образом в предгорной полосе современной территории плоскостной Чечено-Ингушетии (см. карту из указанной «Географии»). Однако в разное время нахские племена в источниках встречаются под разными названиями: соды, гаргары, дзурзуки, двалы (от дал), нахчаматьяне, цанары, глигвы, кисты, калканы, мичиги ((мичигизы (чеченцы Ичкерии), шибуты (шатойцы), мереджи (мержой), чечен, чеченец, ингуш и т.д.
    Было бы ошибочным думать, что чеченцы и ингуши представляют собой, так сказать, этнически «чистыми» народами, без примеси представителей других народностей. В своем развитии чечено-ингушский народ проделал долгий путь, в продолжении которого, как и любой другой народ, скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
    Еще Н.Я. Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена». (Н.Я. Марр. «К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа». Известия АН, 1916, Nо 15, стр. 1395-1396).
    На сессии, посвященной проблеме происхождения осетинского народа (Орджоникидзе, 1966 г.) устами большинства ученых-кавказоведов было заявлено, что осетинский народ является «истыми кавказцами по происхождению и культуре и иранцами по языку». Отмечалось наличие значительного процента нахского этноса в составе современных осетин. О чем свидетельствует также топонимия Осетии (Ц1уш, Цltq, Wlейлам, Ц1ейлон и др.).
    Среди кумыков встречаются граждане, считающие себя выходцами из чеченцев.
    В составе современных чеченцев и ингушей имеется значительный процент представителей тюркских, осетинского, дагестанских, грузинского, монгольского, русского народов. О чем свидетельствует опять-таки прежде всего чеченский и ингушский языки, в которых значительный процент заимствованных слов и грамматических форм, и фольклор.

    Чокаев К.З.
    доктор фил. наук, профессор

    Рецензия

    На произведения доктора филологических наук, профессора К.З. Чокаева; «О происхождении чеченцев и ингушей». Рукопись, Грозный, 1990, с. 1-17.
    Статья написана на актуальную тему, которой интересуется, без преувеличения, весь сознательный народ. Чокаев не новичок в исторической науке. Его труды по словообразованию у чеченцев оказали значительную помощь этнографам. Некоторые его статьи прямо относятся к истории нахов. Данная статья также написана на вполне научном уровне и с использованием богатых и разносторонних сведений. Научная база и полевой материал, впервые введенные в научный оборот автором, соответствуют требованиям времени. Данную статью ни в коем случае нельзя сравнить с легковесными «научными» трудами В. Виноградова. Но представленная статья, как полагаем, написана очень давно и в кое-чем устарела. Например, К.З. Чокаев пишет: «Особую значимость данный процесс (Укрепление дружбы между народами — И.С.) приобретает в условиях нашей страны, когда дружественные связи народов СССР в процессе построения коммунистического общества с каждым днем крепнут и развиваются».
    Рецензент отредактировал эти и другие устаревшие выражения. Считаю, что автор не будет возражать нам за такие вольности с нашей стороны. Рискнули мы также сократить небольшие повторы (с.6,14,15,16 и др.); указали на желательность перенести ссылок вниз, исправили опечатки (с.7, 8), внесли стилистическую правку (с.7); сделали небольшое сокращение (с.2) и изменили название на: «К происхождению чеченцев и ингушей», так как считали, что скромность в таких вопросах нам всем не помещает. Находясь далеко от Грозного мы не могли согласовывать свои действия с уважаемым автором и, надеемся, автор нас поймет. Мысли автора мы затрагивали очень мало. Наше вмешательство не умаляет достоинство данной статьи, и рецензент рекомендует опубликовать ее в научном отделе журнала «Справедливость».

    Этнограф, к.и.н. Саидов И. М.

    Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

    Забери к себе:

    Происхождение чеченцев

    Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

    • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
    • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
    • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

    Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

    Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

    По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

    Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

    Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

    Кавказская война

    Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

    Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

    Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

    Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

    Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

    Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

    С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

    При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

    Национальные особенности

    Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

    Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

    Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

    Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

    Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

    Чеченка. Лезгинка.

    Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

    Традиции чеченцев

    Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

    Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

    Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

    Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

    Забери к себе:

    Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.



  • © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация