Процедура взаимного признания. Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область применения. Случаи, когда не требуется легализация документа

Главная / Авто

- «Женевская инициатива» (известна также, как «Geneva Accord» англ. и «יוזמת ז נבה» ивр.Yozmat Jeneva) проект соглашения о постоянном урегулировании между Государством Израиль и Организацией освобождения Палестины подготовленный группой… … Википедия

Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в США - Признание решения иностранного суда на территории США означает, что данное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение суда США. Признание иностранного судебного решения является… … Википедия

СНГ - Содружество Независимых Государств Флаг СНГ Эмблема СНГ … Википедия

Одобрение типа транспортного средства - одобрением типа транспортного средства соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;... Источник:… … Официальная терминология

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

Кредитор - (Creditor) Кредитор это сторона, имеющая право требования от должника выполнения обязательств Кредитор: реестр требований, права и собрания, частные и конкурсные кредиторы Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Валютная система - (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Европейский центральный банк - (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора

Страхование - I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ - NEGOTIABLE INSTRUMENTS LAWЭто закон, относящийся к обращающимся документам, дважды подвергавшийся кодификации с целью достижения большего единообразия для различных штатов. Начиная с 1897 г. первоначальный Единый закон об обращающихся документах… … Энциклопедия банковского дела и финансов

В фармацевтической отрасли ЕС функционирует сложная система контроля обращения лекарственных средств, основанная на взаимодействии центрального органа - Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency - EMA) с национальными регуляторными органами, а также международными организациями. Кроме того, существует также несколько процедур, по которым препараты могут получать разрешение на маркетинг в странах ЕС.

В каждом государстве - члене ЕС утверждены собственные процедуры допуска препаратов на рынок, которые позволяют выводить на рынок , не подпадающие под действие централизованной процедуры (могут не маркетироваться на всей территории ЕС). Это так называемые национальные процедуры, которые не предполагают возможности использования процедуры взаимного признания (Mutual-recognition procedure). То есть при принятии решения о выходе на другой рынок или рынки владельцу торговой лицензии необходимо подавать новую заявку на получение разрешения на маркетинг.

При получении допуска на рынок одной страны по децентрализованной процедуре в дальнейшем владелец торговой лицензии может подать заявку на прохождение процедуры взаимного признания для маркетирования в других странах.

Сведения о децентрализованных и нацио­нальных процедурах допуска можно найти на веб-сайтах соответствующих национальных компетентных органов.

При этом важно обратить внимание, что не все могут поступать на рынок по децентрализованной или национальной процедуре. Так, с целью гармонизации внутреннего рынка ЕС согласно ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза и Приложению Регламента (EC) № 726/2004, централизованная процедура является обязательной для всех инновационных лекарственных средств (новый активный фармацевтический ингредиент, ранее не маркетировавшийся на рынке), препаратов, произведенных с использованием биотехнологических процессов, предназначенных для лечения орфанных заболеваний, приобретенного иммунодефицита, онкологических заболеваний, нейродегенеративных расстройств, сахарного диабета (с ноября 2005 г.), аутоиммунных заболеваний и прочих нарушений работы иммунной системы, а также вирусных инфекций (с мая 2008 г.).

Надзор за децентрализованными процедурами и взаимным признанием входит в компетенцию Председательства медицинских агентств (Heads of Medicines Agencies - HMA), представляющего собой сеть национальных компетентных органов, ответственных за регулирование обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).

Одним из подразделений HMA является Координационная группа по взаимному признанию и децентрализованным процедурам (Coordination Group for Mutual Recognition and Decentralised Procedures - Human - CMDh), которая занимается вопросами, касающимися получения разрешения на маркетинг лекарственных средств в двух и более странах ЕС. В CMDh входят представители каждой страны - члена ЕЭЗ (страны - члены ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). При необходимости в группу могут быть включены представители стран - кандидатов в члены ЕС. При этом ЕМА назначает секретариат CMDh. Раз в месяц CMDh и ЕМА проводят рабочие встречи (длящиеся 3 дня), на которых обсуждаются отраслевые вопросы.

EMA - регуляторный орган ЕС, в компетенцию которого входит допуск на рынок лекарственных средств по централизованной процедуре (образован в 1995 г.). В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте, главная задача EMA - защита и продвижение здоровья населения и животных посредством оценки и контроля лекарственных средств для человека и использования в ветеринарии.

Агентство несет ответственность за научную оценку (экспертизу) заявок на получение разрешения на маркетинг лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в ЕС по централизованной процедуре.

В соответствии с действующим законодательством (по централизованной процедуре) получают одно разрешение на маркетинг лекарственных средств. Только после этого могут поступать на рынок ЕС. При получении разрешения на маркетинг лекарственного средства фармацевтическая компания имеет право поставлять продукт на рынке всех стран - членов ЕС и ЕЭЗ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия).

После проведения соответствующей оценки, и получения положительного результата либо отклонения заявки, ЕМА публикует Европейский отчет по оценке лекарственного средства (European public assessment report - EPAR).

Большая часть работы по научной оценке, проводится научными комитетами ЕМА, которые состоят из представителей стран ЕЭЗ (обязательно представительство всех стран), а также пациентских, потребительских и профессио­нальных организаций. Комитеты выполняют различные задачи, связанные с разработкой, оценкой и надзором за лекарственными средствами.

В работе ЕМА задействовано 4,5 тыс. экспертов (включая членов научных комитетов и рабочих групп).

ЕМА отвечает за координацию системы мониторинга безопасности - системы фармаконадзора. Агентством проводится постоянная работа по мониторированию безопасности маркетирующихся лекарственных средств, и могут предпринимать меры в случае выявления проблем или подозрений, связанных с безопасностью препаратов. В ЕМА функционирует Комитет по оценке рисков в сфере фармаконадзора (Pharmacovigilance Risk Assessment Committee - PRAC), в компетенцию которого входят сбор и анализ информации о безопасности лекарственных средств для применения у человека.

ЕМА оказывает поддержку в деятельности по фармаконадзору центральным уполномоченным органам стран - членов ЕС, в частности путем разработки руководств, стандартов, планов по управлению рисками, координации мониторинга соблюдения фармацевтическими компаниями их обязательств по фармаконадзору. Кроме того, ЕМА занимается информированием общественности о безопасности лекарственных средств, а также сотрудничает с уполномоченными органами стран, не являющихся членами ЕС. Начиная с 2001 г., ЕМА ведет интернет-ресурс EudraVigilance, представляющий собой базу данных возникающих подозреваемых серьезных побочных реакций (Suspected unexpected serious adverse reactions - SUSARs). Система полностью гармонизирована со спецификациями Международной конференции по гармонизации требований к качеству лекарственных средств (International Conference on Harmonisation of Technical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use - ICH).

ЕМА оказывает методологическую поддержку Европейской сети центров фармакоэпидемио­логии (European Network of Centres for Pharmacoepidemiology and Pharmacovigilance - ENCePP), которая принимает участие в проведении мультицентровых независимых исследований после получения разрешения на маркетирование лекарственного средства (работа фокусируется на исследовании безопасности и соотношения польза/риск).

Также комитеты ЕМА вовлечены в процессы рассмотрения сообщений (заявок), поступающих от Европейской комиссии или государства - члена ЕС, касающихся обеспокоенности относительно безопасности лекарственных средств, разногласий в вопросах применения препаратов и др.

ЕМА ответственно за координацию проверок. Проверки запрашиваются комитетами агентства с целью проведения необходимых экспертиз при рассмотрении заявки на получение разрешения на маркетинг, а также при поступлении сообщений о подозрениях. Проверки проводятся для гарантирования соответствия заявителей требованиям надлежащей производственной практики (Good manufacturing practice - ), надлежащей клинической практики (Good clini­cal practice - ), надлежащей лабораторной практики (Good laboratory practice - ) и фармаконадзора.

ЕМА также несет ответственность за внедрение программы интегрированной системы передачи и обработки информации (Telematics). Эта система обеспечивает обмен информацией между зарубежными владельцами торговых лицензий и регуляторными органами ЕС. Ее функционирование направлено на предоставление качественной информации о лекарственных средствах для широкой общественности, а также оказание помощи в постмаркетинговом мониторировании безопасности препаратов.

ЕМА играет важную роль в стимулировании инновационной и исследовательской деятельности фармацевтического сектора. Это осуществляется путем предоставления научных консультаций по разработке лекарственных средств, публикации руководств по требованиям к качеству, безопасности и эффективности при исследовании кандидатов в препараты и др.

ЕМА также ведет базу данных лекарственных средств, зарегистрированных по централизованной процедуре, в которой представлена краткая характеристика препарата, инструкция для пациента (листок-вкладыш), а также информация, представленная на маркировке. При необходимости в базу данных включаются ссылки на клинические исследования (завершенные и текущие), которые внесены в базы данных клинических исследований (в соответствии с Директивой 2001/20/ЕС). При этом могут проводиться консультации (с представителями руководящих органов ЕС) относительно включения дополнительной информации в базу данных, а также о том, чтобы эта информация была открытой для общественности.

ЕМА является центральным органом Европейской сети по контролю за обращением лекарственных средств, который объединяет деятельность 40 национальных регуляторных агентств, Европейской комиссии, Европейского парламента, а также децентрализованных европейских агентств.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Как известно, главным законом, регулирующим на территории ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета 2001/83/ЕС (далее - Директива). Национальное законодательство стран - членов ЕС в сфере обращения лекарственных средств гармонизировано с Директивой.

Важно обратить внимание, что Директива - не единственный документ, регулирующий эту сферу. Множество вопросов, связанных с функционированием регуляторных органов, регулируется Регламентом (ЕС) № 726/2004 Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г., устанавливающим процедуры ЕС для получения допуска на рынок и контроля обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии и учреждающим ЕМА.

В данном документе подробно прописаны требования к указанным процедурам, а именно указываются распределение ответственности, обязанности, процедуры, направленные на обеспечение прозрачности и др. Кроме того, в Регламенте прописана административная структура ЕМА (задачи, образование комитетов, финансовые и другие вопросы).

СТОИМОСТЬ УСЛУГ ЕМА

ЕМА взимает плату за предоставляемые услуги. Требования, касающиеся сбора платы за оказанные услуги, утверждены в Регламенте «О пошлинах» Совета Европы № 297/95 и дополнительных документах, регулирующих порядок реализации. Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, регулируется Регламентом ЕС № 658/2014.

В соответствии с действующим законодательством ЕМА взимает плату за получение разрешения на маркетинг, внесение изменений в регистрационное свидетельство, а также ежегодные платежи для маркетирующихся лекарственных средств. Размеры платежей пересматриваются ежегодно для учета инфляционных процессов.

Так, получение разрешения на маркетинг лекарственного средства (одна дозировка, лекарственная форма) стоит от 278,5 тыс. евро. Внесение изменений в материалы регистрационного свидетельства (концентрация, лекарственная форма, введение новых показаний к применению) стоит 83,6 тыс. евро. Обязательный ежегодный платеж составляет 99,9 тыс. евро.

При этом также предусмотрено снижение размера сборов для малых и средних предприятий, производителей орфанных препаратов и некоторых других случаев.

Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, также взимается с владельца торговой лицензии. Эта деятельность включает научную оценку, которая проводится уполномоченными лицами (требования к утверждению уполномоченных лиц прописаны в Регламенте № 726/2004) в рамках фармаконадзора в ЕС, мониторинг всех поступающих сообщений и др. ЕМА взимает плату за проведение экспертиз для Периодических обновляемых отчетов по безопасности (Рeriodic safety update reports - PSURs), экспертиз для постлицензионного исследования безопасности (Post-authorisation-safety-study - PASS) и другие процедуры.

Также существует ежегодный платеж, который взимается только с лекарственных средств, которые получили торговую лицензию на нацио­нальном уровне.

Поступающие средства используются для мониторинга спонтанных сообщений, поддержки информационно-аналитических ресурсов, в том числе базы данных EudraVigilance и архива PSURs. Механизм расчета стоимости услуг, связанных с фармаконадзором, представлен на официальном сайте ЕМА. Так, стоимость PSUR (периодическое исследование безопасности) составляет 19,5 тыс. евро, PASS (постмаркетинговое исследование безопасности) - 43 тыс. евро, ежегодный сбор на поддержание информационных технологий и мониторинга - 67 евро. Для малых и средних предприятий размер пошлин снижается на 60%.

В контексте регулирования обращения лекарственных средств нельзя не затронуть вопрос обеспечения качества маркетируемых лекарственных средств, что в Европейском регионе входит в компетенцию Европейского директората по качеству лекарственных средств и здравоохранению (European Directorate for the Quality of Medicines & HealthCare - EDQM). EDQM - организация (институт Совета Европы), занимающаяся защитой общественного здравоохранения путем разработки, поддержки внедрения и контроля применения стандартов качества для обеспечения безопасности лекарственных средств и их безопасного применения.

EDQM является издателем Европейской , которая утверждает стандарты качества лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов и является обязательной для соответствия в странах - членах ЕС (в соответствии с Директивой 2001/83/ЕС).

В подчинении у EDQM находится Сеть официальных лабораторий по контролю за лекарственными средствами (Network of official medicines control laboratories - OMCLs). OMCLs оказывает поддержку регуляторным органам в сфере контроля качества лекарственных средств, маркетирующихся на европейском рынке. Таким образом, OMCLs осуществляет независимый от компаний-производителей контроль качества препаратов.

В свою очередь, Регламентом (ЕС) № 726/2004 утверждено, что ЕМА должно координировать надзор за качеством лекарственных средств, размещенных на рынке, путем запроса на проведение исследования их соответствия утвержденным спецификациям, которое проводится одной из OMCL или лабораторией, утвержденной для этих целей государством - членом ЕС.

Помимо этого, EDQM сотрудничает с нацио­нальными, европейскими и международными организациями в части противодействия распространению фальсифицированных лекарственных средств.

66. Заявитель после регистрации лекарственного препарата в референтном государстве может инициировать в порядке процедуры взаимного признания регистрацию в других государствах-членах, выбранных заявителем в качестве государств признания, путем представления в уполномоченные органы (экспертную организацию) таких государств-членов:

заявления на регистрацию лекарственного препарата по процедуре взаимного признания на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

документов, подтверждающих оплату сбора (пошлины) за регистрацию и экспертизу лекарственного препарата в случае и порядке, установленных законодательством государства признания;

модуля 1 регистрационного досье на электронном носителе.

При наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена представляются ОХЛП, инструкция по медицинскому применению и макеты упаковок лекарственного препарата на государственном языке государства признания.

67. Уполномоченный орган (экспертная организация) референтного государства по запросу заявителя в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения данного запроса, обеспечивает доступ для уполномоченных органов (экспертных организаций) государств признания к регистрационному досье лекарственного препарата и экспертному отчету по оценке посредством интегрированной системы с использованием дополнительных документов и сведений, представленных заявителем на запросы уполномоченного органа (экспертной организации) референтного государства.

68. Регистрация лекарственного препарата в государстве признания при отсутствии разногласий между уполномоченными органами этого государства-члена и референтного государства и наличии заключения о возможности признания экспертного отчета по оценке осуществляется не позднее 90 календарных дней со дня получения доступа к экспертному отчету по оценке.

69. Экспертиза лекарственного препарата при процедуре взаимного признания в государствах признания осуществляется путем:

а) рассмотрения заявления, документов и сведений, представленных в регистрационном досье;

б) рассмотрения экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства.

70. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания в течение 14 рабочих дней с даты подачи заявления отклоняет заявление на регистрацию лекарственного препарата по процедуре взаимного признания в случае несоответствия заявления требованиям настоящих Правил и (или) неподтверждения оплаты сбора (пошлины) за регистрацию и экспертизу лекарственного препарата в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства признания.

71. При регистрации лекарственного препарата по процедуре взаимного признания уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания не позднее 50 календарных дней после получения доступа к экспертному отчету по оценке в случае необходимости направляет запрос заявителю и в уполномоченный орган (экспертную организацию) референтного государства по форме согласно приложению N 18 к настоящим Правилам.

72. Заявитель направляет ответ на запрос в уполномоченный орган (экспертную организацию) государства признания в срок, не превышающий 90 календарных дней. Срок ответа заявителя на запрос не включается в общий срок проведения экспертизы и регистрации лекарственного препарата. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания в течение 5 рабочих дней с момента получения ответа заявителя обеспечивает к нему доступ уполномоченному органу (экспертной организации) референтного государства посредством интегрированной системы.

73. При непредставлении в установленный срок заявителем запрошенных уполномоченным органом (экспертной организацией) государства признания документов и сведений, экспертиза и регистрация лекарственного препарата в данном государстве признания прекращаются.

74. О принятом решении уполномоченного органа и (или) экспертной организации заявитель извещается (в электронном и (или) бумажном виде) в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

75. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания по результатам проведения экспертизы лекарственного препарата в срок, не превышающий 50 календарных дней с даты подачи в государство признания заявления на регистрацию лекарственного препарата (при отсутствии запросов к заявителю), или в срок, не превышающий 20 календарных дней с даты получения ответа заявителя на запрос, направленный уполномоченным органом (экспертной организацией) государства признания, с использованием интегрированной системы направляет в уполномоченный орган (экспертную организацию) референтного государства заключение о возможности или невозможности признания экспертного отчета по оценке, подготовленного референтным государством. Уполномоченный орган референтного государства доводит полученное заключение до сведения заявителя.

76. Если по результатам проведения экспертизы лекарственного препарата уполномоченным органом государства признания принято положительное решение о регистрации лекарственного препарата, уполномоченный орган государства признания не позднее 10 рабочих дней:

а) выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата по форме согласно приложению N 17 к настоящим Правилам, а также утвержденные ОХЛП, инструкцию по медицинскому применению, макеты упаковок на государственном языке государства признания при наличии соответствующих требований в законодательстве государства признания;

б) согласовывает нормативный документ по качеству, выданный референтным государством;

в) размещает сведения о лекарственном препарате и входящих в его состав активных фармацевтических субстанциях в едином реестре с приложением утвержденных ОХЛП, инструкции по медицинскому применению, макетов упаковок, согласованного плана управления рисками при применении лекарственного препарата (при необходимости) в соответствии с порядком формирования и ведения единого реестра.

77. Регистрационное удостоверение лекарственного препарата выдается уполномоченным органом государства признания со сроком действия регистрационного удостоверения, установленным референтным государством.

78. Регистрация лекарственного препарата, зарегистрированного в соответствии с настоящими Правилами в других государствах-членах, не указанных в первичном заявлении на регистрацию в качестве государств признания, а также в государствах, присоединившихся к Союзу после регистрации лекарственного препарата, осуществляется по процедуре взаимного признания на основе рассмотрения актуальной редакции экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства.

79. В случае невозможности признания экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства, уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания направляет уполномоченному органу (экспертной организации) референтного государства, других государств признания, участвующих в процедуре регистрации лекарственного препарата, заявителю и в Экспертный комитет заключение о невозможности признания данного экспертного отчета по оценке, с указанием следующих причин:

а) отношение ожидаемой пользы к возможным рискам, связанным с применением лекарственного препарата, не является благоприятным;

81. Уполномоченный орган государства признания отказывает в регистрации лекарственного препарата, если по результатам экспертизы лекарственного препарата и после проведения процедуры урегулирования разногласий в Экспертном комитете им принято решение, что данные, представленные в экспертном отчете по оценке, не могут быть признаны достаточными для подтверждения качества и (или) эффективности, и (или) благоприятного соотношения "польза - риск" лекарственного препарата.

82. В случае наличия разногласий уполномоченных органов в части признания экспертного отчета по оценке и их рассмотрения Экспертным комитетом уполномоченный орган государства признания, принявший положительное решение о признании экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства, выдает регистрационное удостоверение, утвержденные ОХЛП, инструкцию по медицинскому применению, макеты упаковок и согласовывает план управления рисками при применении лекарственного препарата (при необходимости), нормативный документ по качеству до решения Экспертного комитета. По просьбе заявителя выдача регистрационного удостоверения уполномоченным органом такого государства признания может быть приостановлена до устранения разногласий уполномоченных органов других государств признания и референтного государства.

Выданное в таких случаях регистрационное удостоверение действует на территории данного государства признания.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация