Правовые основы журналистики. Правовые основы журналистики Воспоминания депутатов о принятии Декларации

Главная / Авто

периода перестройки

1 декабря 1988г. были приняты два закона:

-«Об изменениях и дополнениях Конституции Союза ССР»

- «О выборах народных депутатов СССР»

В декабре 1990 года принимается

(референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г . был принят Закон "О

разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных

республик существенно расширялись.

Закон "О правовом режиме чрезвычайного

положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР,

Верховные советы СССР и республик)

Март 1990 г.- Закон «О собственности в СССР»

3 основные формы собственности

Собственность граждан

коллективная собственность

государственная

Собственность

собственность

Подразделяется на:

Собственность

трудового

Общесоюзную

арендного предприятия;

хозяйства;

Собственность

Союзную

Крестьянское

кооператива;

Автономных

подсобное

Собственность

республик;

хозяйство;

хозяйственного

Автономных

общества;

областей и округов;

подсобное

Товарищества;

Коммунальная;

хозяйство;

Акционерного

Государственных

общества;

предприятий

Хозяйственной

ассоциации; - общественной

организации и фонда; - религиозной организации;

4 июня 1990 года принимается Закон СССР «О предприятиях в СССР» . Этим актом устанавливаются самые различные формы предпринимательства - от индивидуальных и семейных до акционерных обществ и товариществ.

Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка» от 4 августа

1990 года № 776 всем юридическим лицам разрешалось продавать и покупать иностранную валюту за рубли по рыночному курсу. Создавалась общесоюзная валютная биржа. Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1990 года разрешалось гражданам открывать счета в иностранной валюте без предоставления документов об источнике ее приобретения. Начинается приватизация муниципальной и государственной собственности.

Определенный итог развития гражданского права этого периода -принятие 31 мая 1991 года«Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» , которые представляли собой первую кодификацию гражданского права в условиях перехода к многоукладной рыночной экономике. Его введение в действие было предусмотрено с 1 января 1992 года.

В феврале 1988 года в «Основы законодательства Союза ССР о труде»вносятся дополнения, которые предусматривают создание советов трудовых коллективов как коллективных полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами по контролю действий администрации.

Вводилась выборность руководителей предприятий.

В 1989 году принимается Закон СССР «О

порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В этом акте предусматривалось право рабочих и служащих на забастовку в том случае, когда споры между администрацией и трудовым коллективом не смогли быть урегулированы примирительной комиссией или трудовым арбитражем.

С 1 декабря 1989г. действовали основы законодательства

СССР и союзных республик о судоустройственормативный акт, определивший принцип построения суда, его деятельности. В то же время Основы предоставляли гражданам право на защиту – участие адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.

порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина». По этому закону каждый имел право обжаловать в суде неправомерность действия не только кого-то конкретного должностного лица, как это делалось раньше, но и коллегиальные.

В 1987 г. в составе УВД стали создаваться отряды милиции особого назначения (ОМОН), предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций.

Чтобы представить себе политическую ситуацию в стране в этот момент, достаточно сказать, что в этот же день Съезд народных де­путатов России принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. В стране шла борьба не только за проект за­кона о печати, но и одновременно борьба за признание России.

В законе СССР была статья, в которой определялся правовой статус редакции СМИ как предприятия. Поскольку в то время еще не существовало Закона о предприятии, было внесено такое положе­ние: «Редакция средства массовой информации является юридиче­ским лицом, действующим на основании своего устава». Кроме того, была установлена норма ч. 1 ст. 16: «Редакционный устав средства массовой информации принимается на общем собрании журналист­ского коллектива редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей ее состава и утверждается учредителем». Это позволило многим редакциям, существовавшим ранее в качестве внутренних подразделений издательств, стать самостоятельными юридическими лицами. В результате многие газетно-журнальные издательства КПСС превратились в предприятия по эксплуатации зданий, сдающие помещения редакциям в аренду.

На смену союзному закону через полтора года пришел Закон РФ «О средствах массовой информации», который конкретизировал многие положения и в целом явился шагом вперед по пути демокра­тизации общества. Важная норма, определяющая структуру законо­дательства о СМИ, содержится в ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. Здесь записано, что любой акт федерального и республикан­ского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ, то есть закону прида­вался характер мини-конституции в сфере печати. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле, о телекоммуникационных сетях, о по­рядке формирования и деятельности федеральной и территориаль­ных комиссий по телерадиовещанию, о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание, о государственной, коммерче­ской и иной специально охраняемой законом тайне. Кроме того, предполагалось, что необходимо внести ряд изменений и дополне­ний в Уголовный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы.

Особый вопрос - состояние регионального законодательства о СМИ. В четырех субъектах Российской Федерации (республиках Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ) приняты комплексные законы «О средствах мас­совой информации». Кроме того, в нескольких десятках регионов действуют законы, касающиеся экономической поддержки СМИ, освещения в государственных и муниципальных СМИ деятельности соответствующих органов власти и самоуправления, распростране­ния продукции средств массовой информации эротического харак­тера и так далее.

С 1991 г. в Татарстане действует закон «О защите чести и досто­инства Президента Республики Татарстан», устанавливающий адми­нистративную ответственность в виде штрафа и конфискации про­дукции СМИ за публичное оскорбление или клевету в отношении главы республики. Причем штрафу подвергаются как физические лица, так и средства массовой информации (точнее сказать, редак­ции). Такой нормативный акт плохо согласуется с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому защиту чести и доброго имени независимо от должностного положения.

Региональные законы не только менее демократичны, чем феде­ральный закон, но и зачастую откровенно игнорируют его. В ряде законов есть предпосылки для создания цензуры, вводятся дополни­тельные требования при регистрации СМИ, расширен перечень ос­нований для отказа в регистрации, признания свидетельства о реги­страции недействительными, прекращения деятельности СМИ.

14 июля 1990 г., был принят Закон: «О собственности на территории РСФСР». Курс нового правительства стал явно реформистским, в особенности на фоне деятельности союзного Совмина, возглавляемого тогда Н.И. Рыжковым. Свидетельством тому стало назначение заместителем председателя российского правительства - председателем Государственной комиссии по экономической реформе Г. Явлинского, прежде - сотрудника аппарата Совета Министров СССР, назначение на пост министра финансов молодого честолюбивого Б.Федорова, за спиной которого был опыт работы не только в союзных органах власти, но и в международных финансовых организациях, в правительстве существовало несомненное понимание необходимости проведения аграрных реформ. Летом 1990 г. в России началась интенсивная работа по подготовке к проведению экономической реформы.

Концепция скорого реформирования экономики страны встретила поддержку значительной части депутатского корпуса России и в прессе. Необходимость реформы осознавалась и союзным руководством, и республиками. Началось снижение объемов производства, нарастали инфляционные тенденции, нарастал дефицит государственного бюджета, стремительно сокращались золотовалютные ресурсы страны. Не хватало продовольствия, время - от времени вспыхивали табачные, водочные бунты, охватывавшие крупнейшие города страны - Свердловск, Челябинск. Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Б.В. Гидаспов прямо говорил на заседании Политбюро ЦК КПСС осенью 1990 г.: «Я утром еду на работу, - смотрю на хвосты (очереди за продуктами.) в сто, тысячу человек. И думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине - и в Ленинграде начнется контрреволюция. И мы не спасем страну»1.

Для серьезных экономистов было ясно, что требовались срочные меры по изменению экономической политики, что необходима реформа цен, сокращение государственных дотаций в неэффективные сферы производства.

В ходе подготовки к экономической реформе наметилось сближение союзного и нового российского руководства. В июле 1990 г. состоялась пятичасо-

Цит. по: Пихоя Р.Г. Советским Союз: история власти... С.608.

вая встреча Горбачева и Ельцина. Горбачев пишет в своих мемуарах, что Ельцин «признал, что руководство Российской Федерации после предпринятой попытки создать собственную российскую программу перехода к рынку убедилось, что реализовать ее в рамках одной республики невозможно. Ельцин выразил уверенность, что Верховный Совет России одобрит эту программу, предусматривающую заключение экономического союза между республиками, определит и свое отношение к союзному правительству. Но реализовывать совместную программу, по мнению российского лидера, должен был специальный комитет при президенте, а не правительство Союза»1.

Договоренность Ельцина и Горбачева была оформлена специальным соглашением. Рыжков датировал этот документ 27 июлем 1990 г.2 Несколькими днями позже, 2 августа 1990 г., появилось Распоряжение Президента СССР М.С. Горбачева «О подготовке концепции союзной программы перехода на рыночную экономику как основы Союзного договора». Была образована комиссия в составе С.С. Шаталина, Н. Петракова, Л.И. Абалкина, Г. А. Явлинского, А.П. Вавилова, Л.М. Григорьева, М.М. Задорнова. В.А. Мартынова, В.М. Ма- щица, А.Ю. Михайлова, Б.Г. Федорова, Н.П. Шмелева и Е.Г.Ясина. В комиссию должны были быть включены полномочные представители правительств союзных республик. Проект концепции перехода к рынку должен был быть представлен к 1 сентября 1990 г.

Это означало формальный отказ от уже предъявленной Верховному Совету СССР концепции экономической реформы, концепции «Рыжкова-Абалкина».

Необходимо отметить личное мужество и Горбачева, и Ельцина, оказавшихся способными к совместной работе после острейшей конфронтации, характеризовавшей их отношения в течение нескольких лет - с октября 1987 г. Казалось, что конфронтация между ними уходила в прошлое. Они часто звонили друг другу, информировали о результатах договоренностей свое окружение.

Л.А. Пономарев, один и руководителей московской организации «Демократическая Россия», человек, в эту пору близкий Ельцину, рассказывал одному из авторов этой книги, что Борис Николаевич в эти месяцы 1990 г. с явным удовлетворением говорил об улучшении отношений с Горбачевым, об их совместной заинтересованности в успешном завершении доработки программы «500 дней». И Горбачев, по воспоминаниям его помощника А.Черняева, с энтузиазмом рассказывал: «Начинается самое главное. Это - уже окончательный прорыв к новому этапу перестройки. ... Подводим под нее адекватный базис...». На эту тему, - писал в своих мемуарах А.Черняев, - он (М.С. Горбачев. - Авт.) соскальзывал, о чем бы не шла речь»3.

Идея перехода к экономическим реформам в рамках всех союзных республик, высказывавших намерение остаться в СССР, получила поддержку у руководителей этих республик. Совет Федерации и Президентский совет на своем 1

Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., Кн. 1. С.574.

Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений, С. 431-433; Горбачев М.С.Жизнь и реформы.

Кн.1, С. 572.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993, С. 365.

заседании 30-31 августа 1990 г. поддержали программу Шаталина-Явлинского, программу «500 дней».

Об успешности сотрудничества с Ельциным и больших надеждах, связанных с принятием программы «500 дней», и о намерениях начать реальную экономическую реформу уже в ближайшие месяцы Горбачев говорил своим западным партнерам - М. Койвисто, Дж. Андреотти, Дж. Бушу, Дж. Бейкеру, Д. Херду151.

Поддержка Горбачева программы перехода к рынку обеспечивала ему поддержку со стороны значительной части прессы, а также в кругах радикально настроенной интеллигенции, давало надежду на преодоление экономического кризиса в стране, создавало предпосылки для успешного проведения переговоров с республиками о заключении нового Союзного договора.

Был заинтересован в союзе с Горбачевым и Ельцин. Программа «500 дней» концептуально исходила из проведения единой, скоординированной экономической политики в рамках всего СССР. Уже поэтому необходимо было нормализовать отношения с союзным центром - в данном случае - с Президентом СССР. Экономика России теснейшим образом была интегрирована в экономику Союза. Во многих случаях Россия выступала как начальное звено в технологической цепочке производства продукции, обеспечивала Союз металлом, лесом, нефтью и газом, а заключительные стадии производства осуществлялись в других союзных республиках - на Украине, в Белоруссии и др. Разрыв экономических связей с союзными республиками и с союзными ведомствами был чреват ухудшением экономического положения России.

Сближение с Горбачевым укрепляло политические позиции Ельцина, опровергало расхожее обвинение его противников о «неспособности договориться» с Горбачевым, способствовало нормализации его отношений с многочисленной коммунистической фракцией Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Однако с началом работы выявились серьезные противоречия между двумя «командами» - реформистской, куда вошли члены российского правительства и ряд экономистов Академии наук - С.С. Шаталин, Н. Петраков А. Аганбегян - и союзной властью, представленной премьером Н.И. Рыжковым и его заместителем, академиком Л.И. Абалкиным.

Принципиальным противником программы стал заместитель Рыжкова - академик Абалкин, убежденный сторонник «стабилизации перед реформой». Практически одновременно с достижением договоренности между Горбачевым и Ельциным началась атака на позиции Ельцина, посыпались обвинения в его адрес и адрес его сторонников.

Законодательная власть РСФСР заняла по-своему двойственную и противоречивую позицию - с одной стороны, концептуально программа «500 дней» предполагала проведение экономических реформ синхронно во всех республиках СССР; с другой стороны, объективная логика осуществления в жизнь «Декларации о государственном суверенитете России» требовала повышения статуса республики в СССР, приводила к противопоставлению экономических интересов РСФСР - интересам союзного правительства.

Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета летом и осенью 1990

г. интенсивно работали над повышением государственного статуса России в СССР и созданием юридической базы для перехода России к рыночным отношениям. 13

июля 1990 г. Верховным Советом было принято Постановление «О Государственном банке РСФСР и о банках на территории республики», положившее начало созданию российской банковской системы. 14

июля 1990 г.

Было принято Постановление Президиума «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым устанавливалось, что «... все юридические лица и отдельные граждане независимо от формы собственности, действующие на территории РСФСР, имеют право участия во внешнеэкономической деятельности и прямого выхода на внешний рынок»152. Этим Постановлением отменялась монополия государства в сфере внешней торговли, многие десятилетия служившая одним из отличительных признаков советской экономической системы.

Начинался конфликт российского и союзного законодательства. Параллельно с этим возникали реальные конфликты в области реализации прав России и Союза ССР в сфере управления экономикой. Союзные органы спешили заключить крупные контракты с зарубежными корпорациями, основным плательщиком по которым объективно должна была быть Россия.

Начался процесс акционирования и приватизации предприятий союзного подчинения, расположенных на территории России. Все это наносило прямой ущерб экономическим интересам, и суверенитету России. Разногласия между российским и союзным руководством нарастали.

31 августа на очередном заседании Президиума Верховного Совета РСФСР Ельцин выступил с информацией о ходе переговоров с союзным руководством по программам экономической реформы. «Тов. Горбачев М.С. предложил две программы слить, - говорил Ельцин. - Это то же самое, как соединить амперы и километры. Это невозможно. Совершенно другие принципы заложены». Концептуальное различие между двумя программами Ельцин видел в том, что группа Шаталина - Явлинского предлагает, чтобы экономическая политика осуществлялась через суверенные республики в составе СССР, «а правительственная программа - она опять-таки насильственная программа сверху: вот мы вам диктуем, а вы исполняйте, и все»153.

В этом эмоциональном высказывании Ельцина - ключ к пониманию конфликта вокруг программы «500 дней». В спорах на первый план выходили не экономические аспекты - они представляли в то время интерес только для немногочисленных специалистов154. Общий смысл необходимости перехода к рыночным отношениям был очевиден для большинства тогдашних политиков.

Спор шел о будущей политической организации Союза: должно ли остаться унитарное государство, что вытекало из концепции Рыжкова, или его сменит конфедерация республик, как это следовало из программы «500 дней». В этом смысле симпатии Горбачева должны были в конце-концов склониться на сторону Рыжкова.

Ельцин решительно и однозначно поддерживал программу Шаталина - Явлинского. Об этом он еще раз заявил 1 сентября на пресс-конференции, посвященной итогам его месячной поездки по стране - за 22 дня он посетил Кузбасс, Воркуту, Татарию, Башкирию, Сахалин, Приморье, встречался и разговаривал с людьми1... Он собственными глазами увидел, что терпение народа на исходе.

Экономический кризис привел к бунту в Челябинске, в городе несколько дней продолжались беспорядки, был разгромлен Курчатовский райисполком областного города. «Многочасовые очереди и бесконечные дефициты, поиск самых необходимых вещей и продуктов доводят людей до отчаяния, вынуждают выходить на улицы и площади городов», - писал челябинский корреспондент «Советской России» А. Усольцев2. Огромные очереди за хлебом стояли в Новгороде, пропал хлеб в булочных Ленинграда, в Свердловске исчез табак, проблемой стала покупка мыла, стирального порошка и других самых необходимых вещей3.

И сентября, когда программа перехода к рынку Шаталина-Явлинского была принята Верховным Советом РСФСР, а Верховный Совет СССР приступил к обсуждению доклада Рыжкова об экономической реформе, на Москву были двинуты десантные армейские части. Ельцин не скрывал своих опасений в этой связи. «Нам пытаются доказать, - говорил он, выступая на заседании Верховного Совета РСФСР, - что это мирное мероприятие, связанное с подготовкой к параду, однако есть сильное сомнение в этом».

В ответ с яростным опровержением выступил в «Известиях» командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник В. Ачалов, заявивший, что войска прибыли в Москву для подготовки к параду, а другие воинские части десантников направлены для уборки картошки. Странные и страшноватые военные маневры шли на фоне борьбы вокруг будущего экономических и политических реформ в СССР и воспринимались, конечно, в этом контексте.

На заседании Политбюро ЦК КПСС 13 сентября звучали голоса о том, что Ельцин под шумок переговоров о единстве действий готовит свержение Горбачева. Сам Горбачев пошел по существу на разрыв прежних договоренностей 0

совместном осуществлении «программы Явлинского-Шаталина». Верховный Совет СССР принял внешне нейтральное, по сути - концептуальное решение: поручить Рыжкову объединить свою программу и программу Шаталина - Явлинского. Так элегантно убиралась возможность обсуждать впредь на уровне союзного руководства «неразбавленную» программу «500 дней». Человеку, принципиально отвергавшему эту программу, предлагалось ее «доработать».

Советская Россия. 1990. 5,6 августа. 21 сентября в 8 часов 25 минут утра в Москве, на пересечении улицы Горького и переулка Александра Невского водитель Жигулей ВАЗ 2102 врезался в автомобиль Волга-ГАЗ 3102, в котором следовал Б.Н. Ельцин. Удар пришелся на переднюю правую дверь, за которой был Ельцин. Обе двери автомобиля заклинило, Ельцин получил сотрясение мозга. Удар пришелся в височную часть головы и в бедро. Был травмирован позвоночник. В этой истории было много непонятного - американский публицист И. Валента уверяет, что столкновение произошло на следующий день после встречи Ельцина с делегацией, в которую входил С. Фойо, человек, близкий к президенту США Д. Бушу, входивший в штаб его избирательной кампании. На этой встрече, 20 сентября, Ельцин попросил С. Фойо организовать встречу с президентом США. На следующий день Ельцин попал в автомобильную катастрофу, ответственность за которую И. Валента возлагал на КГБ1. Сам Б.Н. Ельцин считал произошедшее обычной автомобильной аварией, дорожно-транспортным происшествием2. Но в контексте сентябрьских событий авария воспринималась однозначно - Ельцина хотели убить.

Позиции российского и союзного руководства все больше расходились. 21

сентября 1990 г., выступая на сессии Верховного Совета СССР, Президент СССР потребовал предоставлять ему чрезвычайные полномочия, включая право введения президентского правления в союзных республиках и роспуска их высших органов государственной власти.

В российском руководстве это заявление было расценено как прямая угроза и посягательство на права республики, и уже на следующий день, 22

сентября, Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление, где было заявлено, что в сложившейся ситуации предоставление Президенту СССР запрошенных им чрезвычайных полномочий недопустимо; что в случае представления чрезвычайных полномочий Президиум Верховного Совета РСФСР примет все необходимые меры для защиты конституционного строя. В тот же день Президиум утвердил состав делегации Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР для ведения переговоров с союзными республиками3. 24

сентября 1990 г. вышел Закон Союза ССР «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни», которым Президенту СССР предоставлялись запрошенные им полномочия на период до 31 марта 1992 г. Он имел право издавать указы, которые получали силу законов, «... если Верховный Совет СССР не признает необходимым установить иные правила», создавать органы власти и государственные структуры, необходимые для проведения реформ. 24

сентября 1990 г. вышло Постановление ВС СССР «О неотложных мерах по стабилизации народного хозяйства и программе перехода к рыночной экономике», где признавалось необходимым «на базе проекта программы, представленной Советом Министров СССР, подготовить единую программу перехода к рынку»4.

Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994, с.45-46. 3

ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 1261 Л. 1-4.

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально государственных и национально культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация и закон крупнейшей республики СССР привели к конституционному кризису союзного государства . Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий. Таким образом, летом-осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б. Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидно, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности).

Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы, как они предлагали. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы на селения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканского руководства, обещавшего «все решить». 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы Президента РСФСР.

Вместо ускорения социально экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся предотвратить подобное развитие событий.

Провал ГКЧП привел к обвальному развитию событий в стране. Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. - М., 1995.

Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. - М., 2004.

«Природа и человек» - М.: Просвещение, 1989 6. Географический энциклопедический словарь. Основы учения о биосфере. Природа и человек. 1. С.В. Алексеев. М.: Советская Энциклопедия, 1995. Социальная экология. Экология: Учеб. пособие для 10-11 кл. Элективный курс по географии для учащихся 10-11 класса в рамках профильной подготовки.

«Приокско - Террасный заповедник» - Эталонная ценность заповедников. Самое замечательное животное Приокско - Террасного заповедника - зубр. Охрана природы. Самый холодный месяц в Приокско - Террасном заповеднике - январь, самый теплый месяц - июль (17,7 град.С). Национальные парки. Продолжительность безморозного периода в Приокско - Террасном заповеднике - более 135 дней.

«Природные ресурсы» - Участки недр федерального назначения выделяются особо. Природно-ресурсный потенциал определяется наличием водных, земельных, минеральных, энергетических ресурсов. Состояние водных ресурсов зависит от уровня очистки сбрасываемых сточных вод. Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды. Формой статистического наблюдения является годовая статистическая отчетность.

«Литосферные плиты» - Тектонические горы образовывались без излияния магмы на поверхность. Вертикальное строение литосферы. Столкновение океанической и материковой и океанической литосферных плит. Вулканические горы образовались в результате излияния магмы на земную поверхность. Края литосферных плит вместе с горными породами сминаются в складки.

«Заказники Новосибирска» - Чановский заказник. Северная часть заказника Майское утро входит в границы водно-болотных угодий. Доволенский заказник. Общая площадь Доволенского заказника - 75 844 гектара. Кирзинский федеральный заказник. В Сузунском заказнике запрещен сбор редких видов растений, ягод, грибов. В Новосибирской области насчитывается 26 государственных заказников.

«Глобальное потепление» - Это прежде всего связано с переменами, происходящими в этих странах, и падением уровня производства. тонн, причем основной «вклад» (около 75% от общего количества выбросов) вносят промышленно развитые страны. Цифра 4,6 - это верхняя граница разброса, это уж совсем пессимистический прогноз, ну и соответственно чрезвычайно опасная ситуация.

Всего в теме 8 презентаций



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация