Лицензионная карточка стандартная ограниченная. Лицензионная карточка - для всех, путевой лист - для предпринимателей: секреты применения. Оформить водительскую карту могут

Главная / Авто

ПИСЬМО

О КОНТРОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В связи с поступающими вопросами об особенностях контроля за соблюдением условий лицензирования индивидуальным предпринимателем (без образования юридического лица), привлекшим в качестве водителей других физических лиц для осуществления лицензируемой перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, Российская транспортная инспекция разъясняет.

При рассмотрении этого вопроса следует, как и в случае с юридическим лицом, исходить из того, что:

1) лицензию имеет владелец автотранспортного средства, а наемный водитель не считается лицом, которому передана лицензия (лицензионная карточка);

2) передача права владения автотранспортным средством другому лицу (продажа, передача в аренду, оформление нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством), не предоставляет права этому лицу осуществлять перевозки без получения в установленном порядке лицензии на свое имя. Такое право (лицензия и лицензионная карточка) остается у прежнего владельца автотранспортного средства и он не имеет права вместе с передачей права владения передавать новому владельцу лицензионную карточку на автотранспортное средство.

Из Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая, ст. 25, пункт 3, третий абзац) явствует, что индивидуальный предприниматель (далее по тексту - предприниматель) имеет право найма на работу лиц по трудовому договору, в том числе по контракту. В связи с этим предприниматель может нанять в качестве водителей лиц для управления автотранспортными средствами, имеющимися у него на правах собственности (владения и распоряжения, аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством). При этом предпринимателем - владельцем лицензии должны выполняться Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса России от 30.03.94 N 15 (зарегистрированным Минюстом России 04.05.94 N 554). В частности, согласно этим Требованиям предприниматель при допуске к осуществлению перевозок работающих у него водителей обязан обеспечить их путевыми листами с заполнением предусмотренных в них реквизитов.

Исходя из изложенного:

1) Нанятому предпринимателем - владельцем лицензии водителю необходимо на линии (в пути) иметь при себе документы, подтверждающие, что он является наемным работником - договор (контракт), подтверждающий найм его на работу в качестве водителя и путевой лист. Таким образом, при наличии у водителя в момент проверки документа, подтверждающего, что он является нанятым лицом и выполняет перевозку согласно заданию, указанному в путевом листе, к предпринимателю - владельцу лицензии не могут быть предъявлены претензии, что он передал лицензию (лицензионную карточку) другому физическому лицу, а к водителю применены административные меры воздействия за нарушение условий, предусмотренных лицензией.

Достоверность найма может быть проверена в органах государственной налоговой службы по месту постановки на учет (регистрации) предпринимателя в этих органах.

2) Осуществление перевозочной деятельности водителем, имеющим в пути только нотариальную доверенность, предоставляющую ему право пользования или распоряжения автотранспортным средством, принадлежащим индивидуальному предпринимателю - владельцу лицензии, при отсутствии у водителя документов, подтверждающих найм его на работу этим предпринимателем, должно расцениваться как осуществление перевозки без специального разрешения (лицензии) лицом, находящимся за рулем автотранспортного средства, которым он владеет по доверенности. В этом случае такое лицо может быть привлечено к административной ответственности за работу без лицензии, а предприниматель - владелец лицензии - за передачу лицензии (лицензионной карточки) другому физическому лицу.

Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551, водители механических транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, транспортная деятельность которых подлежит лицензированию, обязаны иметь при себе и предъявлять работникам ГАИ и Транспортной инспекции Минтранса (далее - Транспортная инспекция) лицензионную карточку на транспортное средство и транспортные документы. Аналогичная норма содержится и в ст.25 Закона РБ от 17.07.2002 № 132-З «О дорожном движении». Что же такое лицензионная карточка, для чего она нужна и какова ее правовая природа? В соответствии с п.8 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 (далее - Положение), одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, является соответствие автомобильных транспортных средств требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь. Соблюдение лицензиатом этих требований подтверждается соответствующей карточкой, выдаваемой в порядке, определяемом Минтрансом. Минтранс постановлением от 30.10.2003 № 50 утвердил Инструкцию о порядке выдачи лицензионных карточек на транспортные средства, в которой дано определение понятия «лицензионная карточка на транспортное средство». Под лицензионной карточкой на транспортное средство понимается документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь, предъявляемым к лицензиату для осуществления лицензируемых автомобильных перевозок. Как видим, данное понятие в полной мере соответствует норме Положения , утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388. Лицензионная карточка выдается Транспортной инспекцией на каждое заявленное для осуществления перевозок транспортное средство, зарегистрированное в Госавтоинспекции МВД РБ, при условии соответствия транспортного средства требованиям, предъявляемым для осуществления конкретного лицензируемого вида перевозок пассажиров или грузов автомобильным транспортом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на осуществление перевозок для получения лицензионных карточек в Транспортную инспекцию представляют следующие документы: заявление по установленной форме на получение лицензионных карточек; документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензионных карточек; копии сертификатов о прохождении государственного технического осмотра с отметкой о техническом состоянии и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, на которые выдаются лицензионные карточки; копии документов, подтверждающих право владеть и (или) пользоваться транспортными средствами (если транспортные средства не находятся в собственности лицензиата); копии сертификатов на транспортные средства, подтверждающих их соответствие требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при организации перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования); документы, подтверждающие оборудование подвижного состава контрольными устройствами (кассовым суммирующим аппаратом, таксометром, зарегистрированными в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, тахографом), если требование об их применении на автотранспортном средстве установлено нормативными правовыми актами. Лицензионная карточка оформляется Транспортной инспекцией в течение не более 3 рабочих дней с момента подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем необходимых документов. Следует обратить внимание, что в случае несоответствия транспортного средства требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь, предъявляемым к лицензиату для осуществления заявленных лицензируемых автомобильных перевозок, а также при получении индивидуальным предпринимателем для выполнения работ, оказания услуг более 4 лицензионных карточек на транспортные средства, применяемые для осуществления лицензируемых автомобильных перевозок, лицензионная карточка не выдается. В качестве реквизитов лицензионной карточки указываются: марка и государственный номер транспортного средства; номер и дата выдачи лицензии; владелец лицензии; срок действия карточки; зона действия карточки; вид перевозок (грузов или пассажиров); особые условия и ограничения в лицензируемой деятельности. Срок действия лицензионной карточки на транспортное средство устанавливается, как правило, на 1 год и исчисляется с даты ее выдачи, но не более срока действия лицензии, срока действия доверенности, договора аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования (ссуды) транспортного средства. Изменения в лицензионную карточку не вносятся, она действует в течение срока, на который выдана. По истечении срока действия лицензионной карточки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо в установленном порядке получить новую лицензионную карточку. В случае если лицензионная карточка утеряна, новая лицензионная карточка на транспортное средство выдается на общих основаниях. Если при проведении контроля за осуществлением транспортной деятельности работниками Транспортной инспекции выявлено несоответствие транспортного средства требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь, то лицензионная карточка изымается работником Транспортной инспекции. Лицензионная карточка изымается также, если истек срок ее действия. Следует знать, что факт и основания изъятия лицензионной карточки должны фиксироваться работником Транспортной инспекции в путевом листе с составлением акта. Изъятая лицензионная карточка возвращается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю после письменного уведомления об устранении выявленных Транспортной инспекцией нарушений и проведения соответствующей проверки. Согласно п.30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании. При этом необходимо иметь в виду, что к грубым нарушениям лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых автомобильных перевозок относятся: - осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензионной карточки на автомобильное транспортное средство; - передача лицензионной карточки другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Таким образом, совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем одного из вышеуказанных грубых нарушений может служить основанием для принятия решения об аннулировании лицензии на перевозку пассажиров и грузов. Как видно из вышеизложенного, лицензионная карточка является подтверждением соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими лицензируемые автомобильные перевозки, установленных требований. При осуществлении технологических внутрихозяйственных перевозок пассажиров и грузов, выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд, лицензионная карточка, равно как и лицензия на перевозку, не требуется. 15.02.2006 г. Татьяна Санько, заместитель начальника управления правового и кадрового обеспечения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Журнал «Главный Бухгалтер. Транспорт» № 1, 2006 г. От редакции: В Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 132-3 «О дорожном движении» на основании Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 № 137-З внесены изменение и дополнение. С 18 мая 2006 г. в пункт 8 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2006 № 594 внесены дополнения. В Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 № 526 внесены изменения и дополнения. В Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 внесены изменения и дополнения. С 1 января 2008 г. в постановление Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом и Положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 29.12.2007 № 1880 внесены изменения и дополнения. С 12 мая 2008 г. в постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 30.10.2003 № 50 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи лицензионных карточек на транспортные средства» на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 21.04.2008 № 56 внесены изменения и дополнения.

1) При заполнении ТТН по форме № 1-Т, во II Транспортном разделе в строке Лицензионная карточка нужно выбрать: стандартная или ограниченная. Что это такое, отчего зависит и что вообще нужно выбирать?2) При заполнении путевого листа по форме 4-П, в строке Диспетчер, должен подписывать диспетчер или может подписать другой человек? В строке водитель по состоянию здоровья к управлению допущен, должен подписывать врач или может кто-то другой подписывать, нужно ли вообще подписывать это строку? Если нет врача, что делать?

Если в штате нет должности «Диспетчер», то выписать путевой лист может другой уполномоченный сотрудник.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:

– медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);

– или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии (пункт и Порядка, утвержденного ).

Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя.

Исходя из этого проведение предрейсовых осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать ().

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н .

Главбух советует: Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.

На практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. В этом случае организация допускает нарушение.

Дело в том, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:
– медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);
– или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.
При этом обязанность организовывать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров возлагается на организацию.

Это предусмотрено пунктами и Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н .

Исходя из этого проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя ().

А за этим последует административный штраф:

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Из справочника

Памятка к форме № 4-П. Путевой лист грузового автомобиля

Сколько экземпляров

Один экземпляр.

Кто заполняет

Выписывает – диспетчер или другой ответственный сотрудник.

Путевой лист выписывает диспетчер или другой ответственный сотрудник.*

Во время рабочей смены сведения о маршруте и пройденном километраже вносит водитель.

Кто подписывает

Путевой лист подписывает диспетчер. Кроме того, свои подписи ставят:
– механик – об исправности автомобиля;
– медицинский работник – о допуске водителя к управлению автомобилем по состоянию здоровья;
– водитель – о том, что принял автомобиль в исправном состоянии;
– представитель заказчика – о выполнении заказа (в отрывном талоне).

Когда оформляют

При эксплуатации грузового автомобиля специализированными организациями. Применяется при условии оплаты работы водителей по повременным тарифам .

Путевой лист составляют перед выездом водителя по заданию. Выдают путевой лист на один рабочий день (смену) при условии, что водитель сдал путевой лист за предыдущую смену.

Для чего нужен бухгалтерии

На основании путевого листа:
– списывают расходы на ГСМ ;
– начисляют зарплату водителю;
– предъявляют счет заказчику за перевозку грузов.

При выдаче путевого листа, а также при передаче в бухгалтерию сданного водителем путевого листа ответственный сотрудник делает запись в журнале учета путевых листов .

Транспортировка товаров регулируется 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существуют три разновидности разрешения на автоперевозку:

  • Стандартная лицензия. Дает право на перевозку коммерческих грузов по всей территории России. Также она предоставляет возможность перевозить грузы, доставка которых осуществляется в рамках деятельности предприятия.
  • Стандартная международная лицензия. Необходима для грузоперевозок за пределами России.
  • Ограниченная лицензия. Позволяет только доставлять грузы по территории РФ, необходимые для обеспечения производства компании.

Обратите внимание, что эти три разновидности разрешений относятся только к автомобильному транспорту. Для грузоперевозок воздушными, железнодорожными или водными средствами необходимы отдельные лицензии.

Когда не нужна лицензия

Законодательством предусмотрены два случая, в которых разрешение не требуется:

  • Транспортировка осуществляется в личных целях.
  • Масса перевозимых грузов – не более 500 кг.

Оба условия должны выполняться одновременно., т.е., например, перемещение объектов весом более 500 кг. даже в личных целях – это уже работа без лицензии с соответствующим уровнем административной ответственности.

Лицензионные карточки на автомобильные перевозки

К каждой лицензии обязательно выдаются разноцветные карточки. Они определяют, какой тип грузов имеет право перевозить предприятие.

  • Красная карточка – транспортировка товаров в пределах России.
  • Зеленая – международные перевозки.
  • Синяя – доставка собственной продукции.
  • Белая с красной диагональю – транспортировка опасных грузов по территории РФ.
  • Белая с зеленой диагональю – международная перевозка опасных грузов.
  • Белая с синей диагональю – доставка опасных грузов, необходимых для осуществления деятельности компании.

Каждая карточка выдается на конкретную машину и должна обязательно находиться у водителя.

Требования к лицензиату

Чтобы иметь право получить лицензию на автомобильные перевозки, предприятие должно:

  • Иметь собственные или взятые в аренду транспортные средства, допущенные к автодорожному движению и соответствующие техническим требованиям для перевозки грузов.
  • Иметь собственные или взятые в аренду помещения и оборудование, необходимое для обеспечения технического обслуживания автомобилей. Также допустимо вместо этого заключить партнерские соглашения с организацией-подрядчиком, которая возьмет на себя эти функции.
  • Соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные 196-ФЗ ««Про безопасность дорожного движения».
  • Назначить ответственного за обеспечение безопасного транспортного движения, прошедшего аттестацию.
  • Иметь в штате специалистов, имеющих право заниматься вождением транспортных средств, перевозкой грузов, ремонтом и поддержанием автотранспорта в хорошем техническом состоянии. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и стажем работы.
  • Оформить на транспортные средства все необходимые документы, предусмотренные правилами дорожного движения России.
  • Иметь страховку на каждого владельца транспортного средства.


Необходимые документы

Лицензия выдается транспортной инспекцией Министерства Транспорта России. Для этого в местные органы организации нужно предоставить:

  • Заявление на оформление разрешения.
  • Свидетельство о регистрации ИП или юр. лица.
  • Копии уставных документов и приказов о назначении должностях лиц организации.
  • Сведения, повреждающие, что в распоряжении компании находятся транспортные средства, пригодные для перевозки грузов и прошедшие государственную регистрацию.
  • Талоны об успешном прохождении техосмотра для этих автомобилей.
  • Данные, подтверждающие квалификацию и образование сотрудников компании, которым необходимо соответствовать этим требованиям для занимаемой должности.
  • Сведения, подтверждающие прохождение аттестации ответственным за безопасность дорожного движения.
  • Документы, подтверждающие наличие у водителей компании необходимого допуска к управлению транспортом и стажа работы, прохождение обязательного медицинского осмотра, оформление страховых полисов.
  • Данные, подтверждающие наличие у предприятия мест для проведения технического обслуживания транспорта или договоров с компаниями, оказывающими услуги по ремонту автомобилей.

Срок действия лицензии – 5 лет.

Размеры госпошлин

Устанавливаются ст. 333 Налогового Кодекса РФ:

  • За выдачу лицензии на грузоперевозки автомобильным транспортом – 7500 рублей.
  • За переоформление разрешения в связи с изменением места работы предприятия или изменения направления деятельности – 3500 рублей.
  • За переоформление в других случаях – 750 рублей.

Также транспортная инспекция занимается выдачей аттестатов:

  • За выдачу свидетельства, подтверждающего квалификацию работника – 1300 рублей.
  • Внесение изменений в аттестат из-за изменения ФИО – 350 рублей.
  • Выдача дубликата свидетельства из-за его утраты – 1300 рублей.

Ответственность

Согласно статье КоАП РФ 14.1, грузоперевозки без лицензии предусматривают административную ответственность:

  • Для граждан – штраф в 2000-2500 рублей.
  • Для должностных лиц – 4000-5000 рублей.
  • Для юридических лиц – 40 000 – 50 000 рублей.

Во всех случаях также предполагается конфискация орудия производства, т.е. автомобиля.

Также ответственность возникает за нарушение лицензионных требований:

  • Для граждан – 1500-2000 рублей или 4000-8000 рублей, если нарушение грубое.
  • Для должностных лиц – 3000-4000 рублей или 5000-10000 рублей в случае грубого нарушения.
  • Для юридических лиц – 30 000 – 40 000 рублей. При грубом нарушении – 100 000 – 200 000 рублей.

Не очень тщательная работа отечественных законодателей иногда приводит к проблемам даже у тех, кто пытается старательно соблюдать требования нормативных документов. Попали в передрягу и автоперевозчики. О нюансах применения ими лицензионных документов, а также о том, нужно ли частным предпринимателям - водителям использовать путевые листы, мы сейчас и поговорим.

Фотокопии лицензии - "нет", "да" - лицензионной карточке!
Всем, наверное, известно: для предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов необходимо получить лицензию. Корень проблемы - в разных требованиях нормативно-правовых документов относительно того, какие бумаги должен иметь водитель для подтверждения наличия лицензии.

Перечень № 207 разрешает использовать "фотокопию лицензии, удостоверенную автомобильным перевозчиком, или лицензионную карточку". Но, как абсолютно справедливо заметили в Главгосавтотрансинспекции (см. письмо от 06.05.10 г. № 41/К-69 после этой консультации), у фотокопии лицензии нет никакой юридической силы, и у каждого водителя должна быть именно лицензионная карточка на авто.

1. Часть 14 ст. 14 Закона о лицензировании.

2. Статьи 39,48 Закона об автотранспорте.

3. Абзац 2 ч. 2 ст. 16 Закона о дорожном движении. Тягаться Перечню № 207 с этими законами, все равно что "Запорожцу" с БелАЗом - попробовать можно, но даже гадать не нужно, кто победит.

Отсутствие лицензионной карточки грозит штрафом в 1700 грн (ст. 60 Закона об автотранспорте) да еще и админштрафами: на водителя - 425-850 грн (ч. 1 ст. 126 КоАП), а на владельца авто (должностное лицо предприятия или частного предпринимателя) - 680-850 грн (ч. 1 ст. 128 КоАП). И хотя нам известны судебные решения в пользу тех, кто имел в авто именно фотокопию лицензии (см., например, постановление (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/8829002 .) Ривненского окружного административного суда от 05.01.10 г. по делу № 2а-7699/09/1770), зачастую судьи становятся и на сторону контролеров (см., например, постановление (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/8339971 .)

Луганского окружного административного суда от 15.02.10 г. по делу № 2а-27835/09/1270). А поэтому лучше не дергать государственного тигра за усы: не поленитесь и проверьте, лежит ли в авто лицензионная карточка.

Нужен ли предпринимателю путевой лист

Главгосавтотрансинспекция требует от предпринимателей за рулем обязательно выписывать самим себе путевые листы. Авторы письма опираются на ст. 16 Закона о дорожном движении, которая требует от водителя наличия "путевых (маршрутных) листов и документов на перевозимый груз (кроме владельцев транспортных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях)".

Мы не соглашаемся с такой точкой зрения. Судите сами: согласно ст. 48 Закона об автотранспорте водитель-предприниматель должен иметь: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионную карточку, товарно-транспортную накладную или другой определенный законодательством документ на груз, прочие документы, предусмотренные законодательством Украины. Путевым листом здесь и не пахнет. А Перечень № 207 подчеркивает: путевой лист должен быть только у водителя юрлица.

Следующий аргумент: порядок применения путевых листов ныне регламентирован лишь для легковых автомобилей (см. Инструкцию № 74). Порядок заполнения путевых листов грузовиков отменили еще 4 года назад. В п. 1.1 Инструкции № 74 сказано: "выполнение положений Инструкции обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственного подчинения и формы собственности". О предпринимателях - ни словечка.

Вот и получается: водители-предприниматели не должны выписывать себе путевые листы. Но "не должны" не значит "не имеют права".

Дело в том, что предприниматель может и сам быть заинтересован в оформлении путевых листов. Ибо без них не удастся списать на расходы стоимость израсходованного горючего и смазочных материалов, стоимость шин. Доказать использование машины в предпринимательской деятельности намного легче при наличии путевых листов. Да и у обладателей полосатых жезлов при виде путевого листа вопросов возникает меньше. Но повторим: выписка путевых листов - это право, а не обязанность предпринимателя.

Если вы решите воспользоваться таким правом, учтите еще один нюанс. Путевые листы как грузового, так и легкового автомобиля содержат графу для подписи врача о пригодности водителя к управлению. Частному предпринимателю ее заполнять не надо! Поскольку ежесменные предрейсовые медосмотры проводят для водителей транспортных средств только предприятии, учреждении и организаций (п. 5.1 Положения о медосмотре). Предприниматель же - не предприятие и не учреждение.

Правда, предполагаем, что особо ретивый гаишник обрадуется как ребенок, которому дали конфетку, не обнаружив подписи врача в путевом листе предпринимателя. И попробует выписать штраф в размере 425-850 грн по ч. 1 ст. 126 КоАП. Но у предпринимателя все шансы от него отбиться, обжаловав постановление о наложении штрафа у начальника ГАИ или в суде.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях.

2. Закон о лицензировании - Закон Украины " О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ.

3. Закон об автотранспорте - Закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.01 г. № 2344-ІІІ.

4. Закон о дорожном движении - Закон Украины "О дорожном движении" от 30.06.93 г. № 3353-ХІІ.

5. Перечень № 207 - Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.09 г. №207.

6. Инструкция № 74 - Инструкция о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 1702.98 г. №74.

7. Положение о медосмотре - Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом Минздрава и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация