Как заказчики нарушают требования к описанию объекта закупки. Избыточные требования погубят рынок такси Гост и ту в техническом задании

Главная / Авто

выдержка из таблицы 3

Размер зерен, мм, мельче

Высокоплотные

Государственным и муниципальным заказчикам,

Уполномоченным органам Иркутской области

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе Иркутским УФАС России проведено исследование вопроса об обоснованности действий заказчиков (уполномоченных органов) при формировании аукционных документаций. В соответствии с установленными требованиями участникам закупок необходимо указать в заявках конкретные значения материалов, используемых в ходе выполнения работ. Так, в настоящее время общепринятой практикой среди заказчиков (уполномоченных органов) является следующее описание характеристик требований материалов, в частности, асфальтобетонной смеси: необходимо указать размер зерен в процентах по массе для асфальтобетонной смеси в соответствии с требованиями, указанными в таблице 3 ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» (далее ГОСТ),

выдержка из таблицы 3

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Размер зерен, мм, мельче

Горячие:

Высокоплотные

90-100

70-100

56-100

Кроме того, заказчики в дополнение к требованиям о гранулометрическом составе асфальтобетонной смеси устанавливают также требования: остаточная пористость, предел прочности при сжатии, водостойкость, трещиностойкость и т.д. В силу указанного ГОСТ (раздел 4) определена классификация асфальтобетонной смеси, а именно: в зависимости от вида минеральной составляющей (п.4.1), вязкости используемого битума и температуры при укладке (п.4.2), наибольшего размера минеральных зерен (п.4.3), величины остаточной пористости (п.4.4), содержания в них щебня (гравия) (п.4.5), показателей физико-механических свойств и применяемых материалов (п.4.6).

Согласно полученных Иркутским УФАС России заключений специалистов установлено, что «качество асфальтобетонной смеси, изготовленной на заводе характеризуется рядом показателей: степенью соответствия фактических содержаний компонентов их проектным значениям, температурой нагрева, однородностью перемешивания компонентов (щебня, песка, минерального порошка, битума, различных добавок). Их определяют путем испытания проб смеси, отобранных из отдельных замесов. Согласно п.1.6 «Методических рекомендаций по оценке однородности дорожного асфальтобетона» 1980 года показатели качества асфальтобетонной смеси - это статистические величины. Под влиянием большого количества производственных факторов происходят колебания состава температуры, однородности асфальтобетонных смесей, поэтому невозможно получить асфальтобетонную смесь с абсолютно одинаковыми показателями».

Таким образом, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики асфальтобетонной смеси.

В этой связи, Иркутское УФАС России полагает, что допустимым с точки зрения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) и ГОСТ, будет такое описание заказчиком характеристик асфальтобетонной смеси, которое соответствует установленной стандартом классификации этого материала, при этом требования об указании конкретных значений составных частей смеси, в виду вышеизложенного, может рассматриваться как необоснованное ограничение числа участников, являться нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.

Предлагаем учитывать указанное заключение при осуществлении закупок.

Иркутское УФАС России при осуществлении контрольных функций будет руководствоваться указанной позицией.

полная версия статьи

Законом о закупках предусмотрено право Заказчика самостоятельно формировать и устанавливать требования к закупаемому или используемому товару и материалам. При этом Заказчик не обязан каким-либо образом объяснять необходимость установленных им требований к материалам. В данном случае, он руководствуется исключительно собственной потребностью.

Не стоит, однако, забывать, что требования должны соответствовать двум основным правилам:

  • к поставке должны подходить товары как минимум двух производителей;
  • требования к товару должны быть ясными, без противоречий, дабы не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

Составляем инструкцию к заполнению заявки

Законом о закупках прямо прописано обязательное наличие инструкции по заполнению заявки в составе документации. Правда требований непосредственно к форме и содержанию такой инструкции законодатель не устанавливает.

Именно поэтому некоторые Заказчики не считают необходимым проводить тщательную разработку этого раздела документации и ограничиваются формальным наличием абсолютно неинформативной и бесполезной инструкции.

Между тем, это один из самых важных разделов закупочной документации. Подробное указание на то, каким образом участникам закупки следует толковать использование тех или иных знаков препинания в тексте требований, включение в инструкцию исключений и особенностях предоставления сведений о показателях позволит как участнику, так и Аукционной комиссии избежать недоразумений и нарушений при рассмотрении заявок.

Более того, противоречия, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки, могут привести к наложению административного штрафа на должностное лицо утвердившее документацию с нарушениями требований .

Требования к материалам, которые не могут быть установлены

44-ФЗ содержит перечень характеристик, требования к которым могут устанавливаться Заказчиком при осуществлении закупки. А именно таковыми являются функциональные, технические и качественные. Требования к иным по своей сути характеристикам не допускаются к установлению, исходя из норм 44-ФЗ.

Так, к примеру нарушением признается установленное требование к химическому составу материалов. К примеру, процентное содержание тех или иных химических элементов в металле или сплаве.

Более того, исходя из практики некоторых контролирующих органов исполнительной власти, требование о сроке годности товара также не может относиться к характеристикам, перечисленным в ст.33 44-ФЗ.

Согласно письмам Федеральной антимонопольной службы Заказчик не вправе устанавливать требования к тем характеристикам материалов, которые могут быть известны и определены путем проведения испытаний.

Логика проста. Для того, чтобы произвести испытания и предоставить сведения о конкретном и достоверном значении такого показателя, участнику необходимо уже на момент подачи заявки иметь заявленный материал в наличии.

Разумеется, далеко не все участники имеют на складах постоянный запас необходимых материалов. Да и закупка материалов, без какой-либо гарантии заключения контракта в дальнейшем, является нерациональным и бессмысленным шагом для коммерческой организации. Исходя из сказанного, устанавливая подобные требования, Заказчик ограничивает количество возможных участников закупки.

Вместе с тем, стоит отметить, что принятие решения о наличии в документации излишних ограничивающих требований может быть достаточно субъективным. Каких-либо прямых указаний относительно четкой границы излишнего и оптимального для должного удовлетворения потребности Заказчика Антимонопольная служба не приводит.

Однако для Заказчика будет далеко не лишним не увлекаться наполнением документации требованиями, над разгадкой которых может сломать голову даже опытный специалист в сфере, к примеру строительства. Нагромождение требований к характеристикам, которые дублируются в соответствующем государственном стандарте (когда требование о соответствии этому стандарту также установлено) неизменно вызывает массу вопросов, жалоб, недоразумений.

В конечном итоге это практически всегда приводит к затягиванию процесса закупки, а в некоторых случаях к отмене закупки либо необходимости внесения изменений в документацию.

Составляя техническое задание для будущей закупки, заказчики, как правило, стремятся к тому, чтобы получить товар какой-то определенной марки или производителя, не нарушив при этом нормы законодательства о контрактной системе.

В погоне за желаемым результатом, описывая технические и функциональные характеристики даже самых обычных вещей, заказчики порой заходят так далеко, что обычное техническое задание превращается в огромный набор информации, за которым потенциальному поставщику становится сложно понять, что же именно имел в виду заказчик и какой товар он желает получить.

ГОСТ и ТУ в техническом задании

Очень часто при составлении технического задания заказчики переписывают перечень требований, характеристик и показателей того или иного товара из ГОСТа, утвержденного регламента, стандарта или иного нормативного документа. При этом они не указывают реквизиты такого документа.

С одной стороны, применение ГОСТов – это правильное и зачастую наиболее оптимальное решение. С другой - результатом подобного подхода становится объемное техническое задание, содержащее огромное количество требований к характеристикам и показателям товара. При этом зачастую заказчики сами не имеют представления о том, что же представляет из себя та или иная указанная ими характеристика товара.

Объективность описания объекта закупки

При описании объекта закупки заказчики руководствуются текстом Закона № , согласно которой описание должно в первую очередь носить объективный характер. На практике на эту фразу мало кто обращает внимание, однако, когда дело доходит до рассмотрения дела ФАСом или судом, ее значимость раскрывается в полной мере.

Требования к предмету закупки должны быть обоснованы и обусловлены реальными потребностями заказчика. Иными словами, составляя техническое задание, следует понимать реальное значение каждого устанавливаемого критерия и быть готовым объяснить, зачем он был установлен.

Действия заказчика при описании объекта закупки

К сожалению, мало кто из заказчиков знает о том, что такое избыточные требования к характеристикам товара – это и неудивительно, ведь в законе о контрактной системе об этом нет ни слова. Вместе с тем, суды активно используют данное понятие при рассмотрении дел.

Составляя техническое задание, представителю заказчика следует помнить:

  • описание не должно вводить потенциального участника в заблуждение – из него должно быть понятно, какой товар необходимо поставить;
  • под описание должны попадать как минимум несколько товаров – иными словами, описываемый предмет должен существовать. Как бы абсурдно это не звучало, но нередко заказчики заходят так далеко, что под их описание не подходит ни один из существующих товаров;
  • не должно быть требований, которые можно определить исключительно путем каких-либо испытаний или при наличии специального оборудования;
  • если необходимо соответствие ГОСТу, достаточно просто указать это – закон не обязывает переписывать тест ГОСТа, к тому же документы товара не содержат описания всех этих характеристик, в них указывается лишь соответствие тому или ному ГОСТу или стандарту;
  • следует знать и понимать, какие требования Вы устанавливаете и чем они обусловлены – ведь Вам придется каким-то образом проверять эти характеристики при приемке товара, а возможно и обосновывать их необходимость в суде.

Расписав какой-либо товар на несколько страниц, следует знать о том, что поставщик имеет право пожаловаться на наличие избыточных требований, а закупка может быть приостановлена или отменена в том случае, если заказчик не сможет объяснить, зачем он их установил. Для того, чтобы этого избежать, при рассмотрении документации о закупке, я всегда задаю заказчикам несколько вопросов.

Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2014 г. N К-1469/14
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. Б. Снос нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А. Строительство нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А (взамен снесенного) (номер извещения 0172200002514000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ, а именно: "показатели для которых указаны варианты значений", "показатели для которых установлены диапазоны значений".

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.10.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 10.10.2014.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.09.2014;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 195 020 рублей;

3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения об устройствах защитного отключения, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно: сведения об устройстве защитного отключения "Выключатели дифференциальные ВД1-63 (УЗО)" со следующими показателями: условия эксплуатации - УХЛ 4, степень защиты выключателя - IP20.

Согласно доводу жалобы Заявителя "плиты теплоизоляционные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут выпускаться шириной 487,9 или 665,8 мм".

В соответствии с пунктом 89 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к плитам теплоизоляционным: ширина более 487,9 и менее 665,8 мм.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения о плитах теплоизоляционных, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно сведения о товаре "плита теплоизоляционная "Венти Баттс Д" с шириной 600 мм.

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование частоты 60 Гц для шнура с рабочим напряжением не более 380 В.

В соответствии с пунктом 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Шнур": рабочее напряжение - не более 380 В, частота - 50 или 60 Гц.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и потребностями Заказчика, Уполномоченного органа с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества.

Согласно доводу жалобы Заявителя "В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 499 Смесь асфальтобетонная тип 3, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б, марки III. В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 500 Смесь асфальтобетонная тип 4, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип В, марки III", при этом согласно локально-сметному расчету смесь асфальтобетонная тип 3 и 4 должна быть пористая, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что заявка на участие в Аукционе составляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании документации об Аукционе, при этом требования к товарам "Смесь асфальтобетонная тип 3", "Смесь асфальтобетонная тип 4" соответствуют потребностям Заказчика, Уполномоченного органа, а также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя "по ряду показателей товаров, указаны избыточные требования к потребительским свойствам".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

В пункте 5.2 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, а также в случаях нарушения Подрядчиком конечного и (или) промежуточных сроков, определенных Календарным планом выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".

Согласно пункту 5.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена другими пунктами контракта Подрядчику начисляются штрафы в размере ________________".

В пункте 5.13 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчику начисляются штрафы в размере ________________".

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ежегодно ФАС выявляет огромное количество нарушений закона 44-ФЗ. Причем большая их часть связана с тем, что заказчики неправильно описывают объект закупки в документации, предъявляя завышенные требования к его характеристикам. В статье расскажем о том, какие существуют характеристики объекта закупки, и приведем примеры нарушений, которые заказчики допускают при их описании.

Какие характеристики заказчики описывают в документации

Описывая объект закупки, заказчики указывают характеристики четырех типов: качественные, технические, эксплуатационные и функциональные.

Качественные . Это свойства, характеристики и признаки объекта закупки, которые подтвердят, что он способен полностью удовлетворить нужды заказчика. Они являются критериями оценки заявок и окончательных предложений. Описание качественных характеристик должно быть дано с использованием стандартных показателей, обозначений, терминов и так далее.

Технические . В описании объекта закупки заказчик приводит информацию, которая определяет его технические свойства. При этом он может описывать их развернуто и детализировано, с приведением конкретных примеров и параметров. Также заказчик может описать, например, регламент или порядок действий при выполнении работ, оказании услуг. Допустимо использовать эскизы, чертежи, фотографии. Как и в случае с качественными характеристиками, при описании следует руководствоваться техническими регламентами и стандартами.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Эксплуатационные . Сюда относятся параметры, которые обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, его эффективное использование. Например, это такие параметры, как прочность, долговечность, устойчивость и многие другие. В качестве эксплуатационных характеристик заказчик может указать также и расходы, которые придется понести для поддержки объекта в работоспособном состоянии.

Функциональные . В эту группу характеристик включаются сведения об объекте закупки, свидетельствующие о его способности исполнять свои функции. Функциональные характеристики описывают основное назначение товара и условия его эксплуатации.

Важно помнить, что заказчик сам определяет, какие именно характеристики указать. В связи с этим рекомендуется составлять документацию закупки с привлечением специалистов, которые разбираются в закупаемом объекте профессионально. Кроме того, важно учесть требования тех лиц, которые непосредственно будут его использовать в своей работе (например, удобство и простота в обращении).

Примеры нарушений из практики ФАС

Чаще всего заказчики устанавливают излишние характеристики в описании объекта закупки, что вводит участников в заблуждение либо ограничивает конкуренцию. Далее рассмотрим несколько примеров реальных нарушений, допущенных заказчиками.

Достаточно часто заказчики указывают характеристики, информацию о которых производители обычно не предоставляют. Например, в закупке бордюрного камня заказчик установил обязательные требования к характеристикам воды, с применением которой он изготавливался. Участник справедливо расценил, что такие требования являются излишними. В ФАС подтвердили - имеет место нарушение законодательства, поскольку указанную информацию производитель не предоставляет. Следовательно, поставщик, да и сам заказчик, не может ее знать.

Порой заказчики уделяют излишнее внимание отдельным деталям в ущерб описанию самого объекта. Пример - закупка работ по устройству велосипедной парковки. Составляя документацию, заказчик подробно описал, из каких материалов должны быть произведены элементы велопарковки. Многостраничное техническое задание содержало требования к составу проволоки, извести, мешковины и другим материалам. А вот то, какой же должна быть сама парковка, заказчик осветил очень скудно. Он указал лишь цветовое решение и физические параметры - длину, ширину и высоту. При этом не было упомянуто о сооружениях, которые должны располагаться на парковке, например, пункте проката велосипедов, скамейках. ФАС усмотрела в действиях заказчика нарушение: отсутствие необходимых требований к самому объекту закупки при излишних требованиях к материалам, из которых он изготовлен.

Иногда заказчики могут увлечься описанием объекта настолько, что приводят характеристики товаров, работ или услуг, которые не имеют прямого отношения к закупке. Например, в контракте на закупку снегоуборочных работ заказчик написал, что исполнитель несет материальную ответственность в случае нанесения ущерба третьим лицам при выполнении работ. Ничего особенного в этом нет - само по себе это требование соответствует законодательству. Однако в техническом задании заказчик установил требование к бетонной смеси, которую исполнитель должен будет использовать при возмещении ущерба, нанесенного имуществу третьих лиц. Участник обратился в ФАС, которая постановила - заказчик установил излишнее требование. Ему следовало лишь заручиться согласием поставщика на исполнение условий госконтракта, в том числе и по возмещению ущерба третьим лицам. Он же потребовал указать сведения о товаре, который вообще не относится к объекту закупки.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация