Игры с элементами танца для детей. Игры на занятиях хореографии

Главная / Авто

Методическая разработка по теме:

Игры,

как элемент игровой технологии на занятиях по хореографии.

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.

РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна.

Помимо основных функций:

1. развивающей,

2. обучающей,

3. воспитывающей

в любой игре может быть реализован комплекс функций:

4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты),

5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение),

6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает),

7. коммуникативной (являющейся средством общения),

8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей),

9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения),

10. терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека).

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.

Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: они нивелируют отрицательные факторы , влияющие на снижение эффективности обучения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению:

1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность , так как каждая игровая ситуация общения обучающегося со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества;

2. формирует интеллектуальную готовность через игры, направленные на развитие психических процессов.

Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Образовательная деятельность и игра;

Творческая деятельность и игра;

Повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.

Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.

Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы обучающихся на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению обучающимся навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в творчестве, во всей жизнедеятельности.

С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.

С помощью подвижных игр обучающийся овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.

Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.

Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения.

Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как учитель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.

Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.

Музыка здесь - не самоцель, а средство для развития ребенка, залог его будущего всестороннего развития , залог его успешной адаптации в любом коллективе, залог счастливой жизни .

Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию детей

(по Н. Л. Кряжевой)

«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как:

    осенняя туча;

    рассерженный человек;

    злая волшебница.

Улыбнуться, как:

    кот на солнце;

    само солнце;

    как Буратино;

    как хитрая лиса;

    как радостный человек;

    как будто он увидел чудо.

Позлиться, как:

    ребенок, у которого отняли мороженое;

    два барана на мосту;

    как человек, которого ударили.

Испугаться, как:

    ребенок, потерявшийся в лесу;

    заяц, увидевший волка;

    котенок, на которого лает собака.

Устать, как:

    папа после работы;

    человек, поднявший большой груз;

    муравей, притащивший большую муху. ...отдохнуть, как:

    турист, снявший тяжелый рюкзак;

    ребенок, который много трудился, помогая маме;

    как уставший воин после победы.

Колечко (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

«Танец пяти движений»

(по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

1. «Течение воды».

Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. Выполняются в течение одной минуты.

2. «Переход через чащу».

Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. Выполняются в течение одной минуты.

3. «Сломанная кукла».

Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Выполняются в течение одной минуты.

4. « Полет бабочек ».

Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Выполняются в течение одной минуты.

5. «Покой».

Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, «слушая свое тело». Выполняются в течение одной минуты.

Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

«Джаз тела» (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемте, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

«Танец огня» (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две", три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

«Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый и второй». Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: поочереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

«Лес» (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите, как ваше растение реагирует на:

    тихий, нежный ветерок;

    сильный, холодный ветер;

    ураган;

    мелкий грибной дождик;

    ливень;

    сильную жару;

    ласковое солнце;

    ночь;

    град;

    заморозки».

Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

    пиление дров;

    греблю в лодке;

    перемотку ниток;

    перетягивание каната;

    передачу хрустального стакана;

    парный танец.

«Огонь-лед» (для детей с 4 лет)

По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой Их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Этюды на расслабление мышц (по М.И. Чистяковой)

«Штанга» (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

«Каждый спит» (для детей 5-6 лет)

В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. В. А. Жуковский

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

«Сосулька» (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет.

В. Селиверстов

Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой. Во время произнесения третьей и четвертой строчек необходимо уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-Болтай» (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне.

С. Маршак

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

«Спящий котенок» (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

«Конкурс лентяев» (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Одни ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».

Совместные подвижные игры детей и родителей учат взаимодействовать друг с другом, подстраиваться под темп партнера, способствуют взаимопониманию и доверию, сплоченности.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и в ребенке много нового! Увидите, как увлекают его звуки музыки, как он забывает обо всем и начинает придумывать новые движения, становится собранным.

Необходимо заранее позаботиться о наличии музыки с разными темпами.

Танец – это своего рода язык, помогающий вам и вашему ребенку выражать свои эмоции без слов. Почувствуйте, как расслабляется тело, уходят усталость и напряжение дня.

Существует много игр с повторением движений – это хороводы. Они учат детей делать одинаковые движения в такт, действовать сплоченно.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.


Показываем руками большой шар.

Вдруг шар лопнул: «с-с-с».
Сужаем круг к центру.

Воздух вышел.
Поднимаем ручки вверх.

Стал он тонкий и худой.

Мы не станем горевать.
Качаем головой.

Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!
Показываем ручками, какой стал шарик.

«Шел король по лесу»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Все вместе весело прыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Трясем правой и левой ногой.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Хлопаем в ладоши.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Топаем ногами.

Головкой покачаем.
Качаем головой из стороны в сторону.

Сначала начинаем!
Игра начинается сначала.

«Заинька»

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так походи.
Вот так походи.

Топаем ногами и идем на месте.

Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так покружись.
Вот так покружись.

Кружимся вокруг себя несколько раз.

Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот так топни ножкой,
Вот так топни ножкой.

Топаем.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так попляши,
Вот так попляши.

Танцуем вприсядку.

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так поклонись,
Вот так поклонись.

Кланяемся всем.

Стишки и песенки могут служить основой для хороводов, или их можно изображать и инсценировать, что нравится детям не меньше.

Танец с мишкой
Мама показывает игрушечного мишку, спрашивая: «Кто это?». Можно попросить детей порычать, как мишки. Мишка косолапый просто обожает танцевать. Под музыку мама с медвежонком танцуют, маршируют, приглашая ребят присоединиться, встать с ними в паровозик или в круг, поводить хороводы, подражать всем действиям игрушечного животного.

Запретное движение
Игроки должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, на которое накладывается табу. Вместо этого движения дети должны выполнить какое-то свое. Например, если нельзя прыгать, они могут вместо этого приседать, бегать и т. д.

Танцы по кругу
Ведущий встает в центр круга и выполняет несколько различных танцевальных движений, а ребенок копирует его танец. Через некоторое время ведущий дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр и показывает свой импровизированный танец. Остальные подражают ему.

«Тени» – другая разновидность танцевальной игры с повторением движений.
Один играющий ходит по комнате и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тени, должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

«Танец природы»
Для этой танцевальной игры необходимо подготовить разную музыку, соответствующую характеру изображаемых событий. Выполняя мягкие и плавные движения, изображаем различные природные явления:
Ночной тревожный лес – музыка и движения импульсивные и резкие, быстро меняющиеся.
Вырубка леса. Дети изображают деревья, которые стонут и падают под ударами топора. Движения незаконченные, обрывающиеся.
Полет бабочек. Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
Морской прибой. Звуки, имитирующие шум воды. Дети стоят с закрытыми глазами, покачиваясь вперед и назад, прислушиваясь к своему телу и постепенно успокаиваясь.

Поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Танец с закрытыми глазами
Предложите ребенку потанцевать с закрытыми глазами, выполняя любые движения. Это позволит ему избавиться от стеснения и страха. Меняйте ритм и громкость музыки, страхуйте его от падений и столкновений с предметами.

Неподвижные части тела
Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно только мотать головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме.
Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз.
Далее – движения рук в локтях, потом в кистях.
Следующие движения – бедрами, затем коленями, ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку. К голове и шее добавляем плечи, танцуем. Через какое-то время подключаются руки и т. д.
В конце надо постараться двигаться, используя все части тела одновременно.

«Передай настроение танцем»
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Превращения
Под музыку дети превращаются в разных существ и танцуют, имитируя их характер и поведение.
Например, они могут побывать на празднике морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков.
А потом в птиц, бабочек, стрекоз. Ненадолго станут кузнечиками-попрыгунчиками, которые высоко подпрыгивают, сгибают ножки, лягаются, весело скачут по «полю».
Мама просит ребенка под музыку показать танец гордого и смелого петуха, сердитой гусыни, индюка, распушившего хвост.
Изобразить ласковую кошечку; игривого жеребенка; довольную козочку; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда.
Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

«Зеваки»
Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.
Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Слушай»
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается.
Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего, например:
«Положите правую руку на плечо соседа» – и тотчас же ее выполняют.
Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу.
Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра поможет успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Танец огненных искорок»
Танцующие тесно сжимаются в круг, поднимают руки вверх и постепенно, в такт бодрой музыке опускают их, изображая язычки пламени.
Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (поднимаемся на цыпочки), то ниже (приседаем).
Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (беремся за руки).
Искорки светятся радостью и добром.

«Тропинка – команда – кочки»
Группу детей разбивают на две команды.
При слове «тропинка» ребята должны встать друг за другом в цепочку, положить руки на плечи впередистоящего человека.
При слове «команда» собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх.
А при слове «кочки» сесть на землю, как можно ближе друг к другу. Игра проводится под быструю музыку.

«Танец строителей»
Участники выстраиваются в одну линию.
Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как один передает второму:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.

«На деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор изобразить его обитателей. Он читает текст, а дети под музыку показывают животных.
Раннее утро. Вот, важно и гордо подняв голову, заложив крылья за спину, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает ими мордочку, ушки, приговаривая: «Мяу!».
Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая голову в разные стороны и приветствуя нас: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в лужу на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, удивленно прищуривает глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?».
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо, потом второе и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко».
Все проснулись! С добрым утром!
Дети могут придумывать движения сами.

«В лесу»
Ведущий:
«В нашем лесу растут береза, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, трава, цветы. Выберите сами себе растение или дерево, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите под музыку движениями, как ваш е растение реагирует на разные явления:
подул тихий, нежный ветерок;
сильный холодный ветер;
ураган;
мелкий грибной дождик;
ливень;
очень жарко;
ласковое солнце;
ночь;
град;
заморозки».

Парные движения
Дети разбиваются на пары или выбирают себе в пару одного из родителей.
Им предлагается показать под музыку парные действия:
пиление дров;
греблю в лодке;
перемотку ниток;
перетягивание каната;
передачу хрустального стакана;
парный танец.

«Огонь – лед»
По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде «Лед!» – застывают в какой-либо позе.
Ведущий несколько раз чередует команды.

Татьяна Ефименко
Подвижные игры и игровые танцы для детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр и игровых танцев

для детей дошкольного возраста

Разработала Ефименко Т. В., муз. руководитель МБ ДОУ «Детский сад №257»

Все танцы этой категории предназначены для развития чувства ритма, элементарной координации движений рук и ног в игровой форме. Движения просты для исполнения детьми младшего дошкольного возраста. Кроме того, как показывает практика, эти мини-танцы очень интересны так же детям старшего дошкольного возраста.

Игровые танцы могут использоваться воспитателями в качестве подвижных минуток, а также во время зарядки.

Мелодии для музыкального сопровождения должны иметь ярко выраженный ритм и средний темп. Параллельно с музыкой даем счет: 1-2-3-4-5-6-7-8 («восьмерка»).

К картотеке прилагается диск с мелодиями для каждой игры.

«Помогаем маме» Диск 1, трек №1.

Под музыку исполняем движения, имитирующие действия при стирке. Каждое движение повторяется на одну «восьмерку». Положение ног – в шестой позиции, в течение танца не меняется. Вся работа – руками и корпусом. Каждое новое движение начинается с правой стороны. Следим за правильной осанкой.

Начать можно словами: «Ну что, ребята, поможем маме! Постираем свои штанишки сами!» На последующих занятиях дети сами будут предлагать, какую деталь одежды «постирать».

На начальном этапе каждое движение проговариваем («Стираем!», «Выжимаем!» и т. д.).

1 движ. – «стиральная доска»: руки сверху вниз от подмышки до вытянутого положения. Пальцы сжаты в кулачках. Корпус совершает небольшой поворот вправо-влево на каждые два счета к соответствующей ноге. Выполняем по два движения вниз на каждую ногу.

2 движ. – «выжимаем»: Работа корпуса – та же, но теперь по два движения, имитируя выжимание белья. Руки на уровне грудной клетки.

3 движ. – «встряхиваем»: Работа корпуса – та же. Руки полусогнуты и подняты вверх, затем выполняем резкое движение руками вниз, как бы встряхивая простынь. По два движения в каждую сторону.

4 движ.

По мере усвоения детьми этих простых движений можно добавлять пружинку на одну ногу: поочередно сгибать одно колено в такт движениям рук.

«Строим дом!» Диск 1, трек №2.

Под музыку исполняем движения, имитирующие действия с инструментами. Каждое движение повторяется на одну «восьмерку». Положение ног – на ширине плеч, в течение танца не меняется. Вся работа – руками и корпусом. Каждое новое движение начинается с правой стороны. Следим за правильной осанкой.

1 движ. – «пилим»: двумя руками «держим пилу». Корпус совершает небольшой поворот вправо-влево на каждые два счета. Руки возле талии. Выполняем по два движения «от себя» в каждую сторону, начиная вправо. Считаем восьмерками. 1-2 вправо, 3-4 влево, 5-6 вправо, 7-8 влево.

2 движ. – «молоток»: стучим кулачком о кулачок.

3 движ. – «моем окна»: поочередно правой и левой рукой совершаем два круговых движения. Вторая рука на поясе.

4 движ. – «мы устали»: Работа корпуса – та же. Поочередно правой и левой руками проводим по лбу, как бы вытирая пот. На два счета каждое движение.

«Крокодил Гена» Диск 1, трек №3.

Исходное положение – ноги вместе. В данном танце очень важно, чтобы ноги плотно прижимались др. к др. Руки согнуты в локтях: локти прижаты друг к другу и к талии впереди. Ладони сжаты в кулачки и прижаты др. к др. Это гармошка.

1 движ. – «играем на гармошке»: счет -1- отводим правый кулачок и правый мысок стопы в сторону. При этом локти и пятки остаются на месте. -2- в исх. положение. -3-4- повторяем движения. -5-6-7-8- то же в другую сторону. -1- разводим кулачки и мыски стоп в разные стороны, оставляя пятки и локти на месте. -2- в исх. положение. -3-4- повторяем движения. -5- разводим локти и пятки в разные стороны, оставляя кулачки и мыски на месте. -6- в исх. положение. -7-8- повторяем движения.

2 движ. – «Гена танцует»: ноги вместе, руки разводим в стороны, кисти поднимаем, ладони «от себя». -1-2-3-4- не разводя ног, перекатываемся с мысков на пятки, двигаемся вправо. -5-6-7-8- влево. -1-2-3-4-5-6-7-8- марш на месте с оборотом вокруг себя.

Подвижная игра «Зверята» Диск 1, трек №4.

Это игра для детей младших групп. В ней ребятам предлагается изобразить движения и повадки животных. Но сначала они должны отгадать загадку. В качестве музыкального сопровождения я собрала несколько мелодий и песенок с описанием животных.

1. Лягушка

- Где же вы её найдёте?

Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

Под музыку дети присаживаются на корточки и в этом положении подпрыгивают. При этом колени разведены в стороны, а руки впереди касаются пола.

2. Цапля

- На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

Исходное положение - стоя на прямых ногах, прямые руки разведены в разные стороны (для равновесия). Под музыку шагаем как цапля: поднимаем согнутую в колене ногу как можно выше, делаем шаг вперед. То же с другой ноги.

3. Зайка

- Кто трясётся за кусточком,

Маленьким дрожит хвосточком?

Ты трусливого узнай –ка –

То наверно, серый.

Изображаем то, о чем поется в песенке.

1 движ. - руки возле груди, прыгаем на месте;

2 движ. - шевелим «хвостиком»;

3 движ. - «поднимаем ушки» - приставляем ладони к голове.

4 движ. - «прислушиваемся» - небольшие наклоны корпуса вправо и влево, руки на голове;

5 движ. - «приглядываемся» - рука как козырек, наклоны корпуса;

6 движ. - «прячемся» - садимся на корточки, «прижимаем ушки». 4. Пингвин.

Слова: «А теперь мы познакомимся с удивительной птицей. У нее есть крылья, но она не летает. Живет там, где всегда зима. Это пингвин». Изображаем пингвина.

Звучит веселая мелодия. Ноги вместе. Пятки рядом, мыски врозь (первая позиция). Руки внизу вдоль тела, ладони открыты. Позиция рук сохраняется на протяжении всего танца.

1 движ. – переминаемся с ноги на ногу, покачиваясь.

2 движ. – небольшие наклоны в сторону, приподнимая одну ногу, совершаем мелкие прыжки. То же с другой ноги.

3 движ. – мелкие движения бедрами.

«Бабочки и шмели» Диск 1, треки №5, 6

Это тоже игра для малышей.

Загадка:

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая. (Бабочка)

Девочки под музыку, размахивая руками, на полупальцах двигаются по залу, изображая полет бабочки. В тот момент, когда выключается музыка, они присаживаются на корточки, как будто на цветок, и опускают «крылышки». Все повторяется три-четыре раза.

«Дай-Дай» Диск 1, трек №7.

Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Каждый раз перед началом танца исполняем «пружинку» - сгибая и выпрямляя ноги, как бы пружиним. Счет восьмерками. Пружинка на каждый счет (-1-вниз, -и- встать, -2- вниз, -и- встать). Мелодия – в ритме танца Самба. Слушая эту музыку, дети сами непроизвольно начинают пружинить в такт. Но темп – не быстрый! Объясняем детям, что на каждое движение приходится две пружинки. Пружинку выполняем на протяжении всего танца без перерывов.

Если это покажется очень сложным, то можно танцевать без пружинки, только руками.

1 движ. – Счеты -1-2- из исходного положения правая рука выносится в сторону и выпрямляется. Ладонь – вверх. Счеты -3-4- то же выполняет лева рука в свою сторону.

2 движ. - «дай!»: руки – в том же положении. Работаем ладонями, как бы просим «Дай-Дай!». Дети тоже могут озвучивать это движение. -5-6- два движения правой ладонью. -7-8- левой.

3 движ. – «закрываемся»: -1-2- правая рука уходит на левое плечо; -3-4- левая рука уходит на правое плечо.

4 движ. – «жадничаем»: -5-и-6-и в «закрытом» положении поворачиваем корпус (ноги на месте) вправо дважды, (на счет -и- возвращаясь в исх. положение); -7-8- то же в другую сторону. При этом дети кричат: «Не дам! Не дам!»

5 движ. – «Угощайся!»: «Не хоти быть жадиной!» -1-2- выносим правую руку вперед, вытянув ее. Кулачок тыльной стороной вверх. -3-4- левая рука. -5-6- переворачиваем и разжимаем ладонь правой руки. -7-8- левая рука.

6 движ. – «Радуемся!»: -1- хлопок перед собой; -2- хлопок за спиной; -и-3- короткий невысокий прыжок на двух ногах; -и-4- повторить прыжок. Далее повторить четверку (-5-6-7-8-).

«Слоненок» Диск 1, трек №8.

Это более сложный в исполнении танец. Его изучение лучше начинать с детьми 4-5 лет. Музыку следует выбирать ритмичную, но ее темп не должен быть быстрым. Счет восьмерками. Движения - на каждый счет.

Исходное положение – ноги вместе в шестой позиции. Руки согнуты в локтях: кисти возле плеч, локти направлены вниз, ладони «от себя». Следим за осанкой.

Начать нужно с беседы о том, кто такой слон, что у него большие уши, длинный хобот. А затем сказать: «Сейчас мы будем изображать слона. Его большие уши, длинный хобот. А еще, наш слон умеет танцевать и даже летать?»

1 движ. – «уши»: Перед началом движений нужно немного присесть. Из исходного положения на счет – 1 - руки выпрямляем вверх. При этом встаем, выпрямляя колени и сильно вытягивая корпус. На счет -2 – разводим руки в разные стороны. Счеты -3 – 4 - возвращаем руки в исх. положение по той же траектории. Вновь приседаем. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

2 движ. – «хобот»: Счет -1- встаем и вытягиваемся, а руки выпрямляем вверх, прислоняя их к ушам. Счет -2- совершаем небольшой наклон корпуса вперед (вместе с головой). Счеты -3 – 4 - возвращаемся в исх. положение по той же траектории. Вновь приседаем. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

3 движ. – «танцуют ноги»: Руки остаются в исх. положении, а ноги поочередно сгибаются в колене и поднимаются так, чтобы правое колено задело левый локоть, затем левое колено задело правый локоть. На счет -1- поднять колено, на -2- опустить, -3- поднять левое колено, -4- опустить. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

4 движ. – «машем ушами и взлетаем». Это самое любимое движение у детей. Ноги вместе. Присесть. Руки остаются согнутыми. Локти поднимаются в стороны (-1-) и опускаются (-2-). Затем, на счет -3- резкий высокий прыжок с разведением прямых ног в стороны. Руки при этом тоже выпрямляются и разводятся в стороны и вверх (как буква «Х»). На -4- вернуться в исх. положение. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

«Папуасы» Диск 1, трек №9. [

Танец для детей 5-6 лет.

Исходное положение – ноги расставлены в стороны (чуть шире плеч, Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне грудной клетки, кисти в кулачке.

1 движ. – счет -1-2- присаживаемся, сгибая колени, корпус наклоняется вперед, голова опускается вниз, два раза ударяем кулачками по бедрам (немного выше колена); счет -3-4- возвращаемся в исх. Положение и два раза хлопаем в ладоши над головой. Счет -5-6-7-8- повторяем все движения с самого начала.

2 движ. – «барабаны»: -1-и-2- весом переходим на правую ногу, корпус немного повернут вправо, руки на уровне талии, согнуты в локтях, локти сильно разведены в стороны, ладони направлены вниз, кистями рук поочередно совершаем три движения, имитируя игру на там-таме.

Счеты -3-и-4- то же в левую сторону. Счеты -5-и-6-7-и-8- повторяем движения.

3 движ. – «наблюдаем»: вес переходит на правую ногу, левую руку подносим к «козырьку». Счеты -1-2-3-4- выполняя пружинку в коленях, переводим вес на левую ногу. Счеты -5-6-7-8- То же, слева направо.

4 движ. – вес переходит на правую ногу, руки поднимаются и сгибаются под прямым углом.

Развитие артистичности и воображения _____________ 3 стр.
Ориентация в пространстве _________________________ 7 стр.
Развитие музыкальности и чувства ритма _____________ 9 стр.
Развитие внимания и памяти ________________________ 11 стр.
Развитие моторики ________________________________ 1 3 стр.

3
Развитие артистичности и воображения
Игра «Росточек»
Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она
наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному
появляются листики, а затем бутон.
Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот
и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова
прорасти весной.
Игра «Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят
вокруг него хоровод и поют:
- Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Исполнив песню, дети разбегаются.
Водяной кричит: «Стоп!»
Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и
старается кого-нибудь коснуться.
Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает:
«Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи).
Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает
повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее
«оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую на
его взгляд. Тот, чья поза лучше и будет Водяным.
Игра начинается снова.

Игра «Живая скульптура»
Возраст: для детей с 6 лет.
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку
выйти и принять какую-нибудь позу, соответствующую теме (темы: явления
природы, цветы, животные, природные явления и т. п.), в которой ему
удобно стоять.
Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в
том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе
присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и

смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в
общей скульптуре и т ак далее.

Тот, кто давно стоит, отходит, его место
занимает следующий.
Замечание: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего
упражнения.
Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя,
обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она
похожа.
Игра “На лесной полянке”.
Подойдет детям от 5 до 10 лет.
Можно заранее распределить роли. Кто кого будет играть, а можно, чтобы
участвовали все сразу. Таким образом, детям уже придется перевоплощаться
очень быстро.
К игре сразу вставляю ссылки на музыку.
Начнем…
Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют
Музыка (J.Last – The Lonely Sheeperd) 6

Услышали ежи, решили посмотреть, кто так красиво играет
Музыка (Марш пластелиновых ежиков Е.Наумова)
Следом прилетели птички, бабочки, закружились в танце
Музыка (Дорога)
А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать плясать
Музыка (Травушка)
Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг да около зайцев
ходить
Музыка (Зайка моя)
Хорошо лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, да волков и лис
догонять:
Музыка (Ква – Квафония Е.Наумова)
Вдруг такой ветер поднялся, лес зашумел.
Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей – прибежали козлята,
барашки, собачки
Музыка (Пастушок С.Путинцев)
спрятались все под деревьями.

А когда все стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело
плясали, играли, на чудесной полянке в лесу.
Музыка (Шарманка Е.Наумова)
Вот такая игра! Здесь и актерское мастерство, и умение слышать музыку, ее
характер, темп, умение импровизировать и т.д. Пользуйтесь на здоровье!
Игра «Магазин игрушек»
Один ребенок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой
они будут, на вступление дети замирают, покупатель обходит каждую
игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться.
В конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом
становится покупателем.
Музыкальное сопровождение каждый раз меняется. Вот уж где можно
убедиться, что детская фантазия безгранична! 7

Игра «Успей передать»
Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок
начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача
прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит
в центр круга и под хлопки детей(или музыкальный отрывок) танцуют
известные движения. Затем игра продолжается дальше.
Игра “Воображалки”
Все стоят на местах и, закрыв глаза руками, представляют что спят. По
хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог –
самолеты, бабочка, машина и т.д.
Игра «На поляне»
“В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку
погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку.
Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько
подсмотрим”
1. На поляну прискакал заяц
2. На поляну прибежал волк
3. На поляне прыгают лягушки
4. На поляну пришла лиса
5. На поляну прибежали мыши

6. На поляну пришел медведь
Музыка к данной игре.

Игра «Кот и мыши»
Жил в одном доме (старый, ленивый, ворчливый и т.д. – вариант зависит от
вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие
мышки
, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда
ловил мышек. 8

По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей
меняется и музыка.
Так как кот проснулся, то мышки в этот момент превращаются в разных
зверей и насекомых: птичек, зайчиков, бабочек.
Игра не имеет границ. В зависимости от настроения детей можно стать
красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а
можно превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария
который будет вести педагог.

Ориентация в пространстве
Игра «Вдоль пруда» Цель: умение держать круг и интервалы
Дети идут по кругу, маршируя и приговаривая:
«По дорожке вдоль пруда мы гуляем иногда, но подальше от воды, чтобы не
было беды”.
Далее ее можно разнообразить на усмотрение педагога: либо свалиться в
пруд, либо побежать, либо делать какие-то движения и т.д.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Шары и пузыри»
Дети делятся на две команды: Шары -большие, стремятся занять как можно
больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг
себя, стараясь не пропустить пузыри.
Задача пузырей - передвигаться быстро и не задевать шары, забегая в разные
закоулочки.
Попутно можно выполнять различные упражнения(подскоки, перескоки,
легкий бег, галоп).Затем команды меняются.
Игра «Мы пойдем направо»
“Мы пойдём сначала вправо”- дети двигаются по кругу взявшись за руки
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом пойдём налево”-идут налево
“Раз-два-три”- три хлопка
“А потом мы соберёмся”- идут к центру
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом мы разойдемся”-идут от центра
“Раз-два-три”-хлопки
“А потом мы все присядем”-приседают 10

“раз -два- три”- хлопки
“А потом мы все привстанем”-Встают
“Раз-два-три”-хлопки

“А потом мы повернёмся”-поворачиваются на месте
“Раз-два-три”-хлопки
“И друг другу улыбнёмся”улыбаюся
“Раз-два-три” – хлопки.
Два варианта музыки к этой игре:

Вариант 1 (умеренный темп)
Вариант 2 (музыка с ускорением)
Игра “Доведи меня и не потеряй”
Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку,
старается перевести на другую сторону зала, при этом, не столкнувшись ни с
какой другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве,
взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру. 11

Развитие чувства ритма и музыкальности
Игра «Тик-так”
Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку.
Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга, дети в кругу
держатся за руки.
Кошка: «Тук-тук!»
Дети: «Кто там?»
Кошка: «Это я, Кошка!»
Дети: «Что тебе нужно?»
Кошка: «Мышку повидать!»
Дети: «Во сколько часов?»
Кошка: «В (от 1 до 12) часов!»
Дети поворачиваются по/против линии танца, ритмично топают,
приговаривая: «Один час, тик-так! Два часа, тик-так! и т.д.» На цифре,
названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка
забегает в «норку» и догоняет Мышку.
Игра «Дискотека»
Дети становятся по кругу, руководитель в центре. Звучит любая веселая
танцевальная музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4
счета, а тот должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой
(тот, на кого укажет руководитель).
Главное условие – движения не должны повторятся! Игра для детей от 5 лет.
Педагог должен следить, чтобы все дети потанцевали, и хвалить за
оригинальные движения (когда дети входят в азарт выдают и брейк и восток,
в общем все на что способны). 12

Игра «Дождик»
Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши:
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва-----

Кап, кап, кап, кап.
(медленные хлопки).
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять -----
Кап, кап, кап, кап.
(хлопки учащаются).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Игра «Ласточки, воробьи и петухи»
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует
своя музыка.
Ласточки – “летают” (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи – сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи – важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!)
какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать
игру. 13

Развитие внимания и памяти
Игра «Повторяем движения»
Участники игры стоят в кругу. Ведущий находится в центре.
Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники
должны их повторять, кроме одного, или двух. Например, если ведущий
поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны»
– топать ногами.
Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
Игра «Кто запомнил лучше всех»
Дети ходят по кругу, взявшись за руки: «Мы все вместе танцевали, очень
многое узнали, кто запомнил лучше всех, вот того и ждёт успех! Ну-ка Аня
выходи, что нам делать покажи!»
Ребёнок должен показать только то движение, которое выучили сегодня. Все
дети повторяют за Аней. Так несколько раз.
Игра «Учитель и ученики»
Когда играет веселая музыка, учитель отворачивается, а дети свободно
танцуют (хулиганят). Когда музыка останавливается, учитель
поворачивается, дети принимают нужное положение, делая вид, что вели
себя хорошо. Те, кто стоит не правильно пропускают одну игру.
Таким способом закрепляются позиции рук и ног, положение рук на талии.
Старшим детям можно дать задание устоять на одной ноге или на
полупальцах.
Игра «Поварята»
Возраст: для детей с 4 лет. 14

Все встают в круг – это кастрюля.
Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает,

чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.).
Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.
Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки
предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра
продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто
объедение. 15

Развитие моторики
Игра «Раз, два»
Раз,два какие облака (разводим большой круг руками )
Три, четыре мы поплыли (делаем кистями волнообразные движения )
Пять
, шесть надо слезть (имитируем ладошками ступеньки )
Семь, восем много сосен (тут можно свое любое движение )
Девять, десять посмотри, ты сосчитал до десяти (хлопаем в ладоши )
Игра «Пять малышей»
Один малыш качается в саду (указательный палец правой руки выпрямлен и
направлен вверх, остальные сжаты в кулак)
Два малыша купаются в пруду (Теперь выпрямлены два пальца указательный
и средний)
Три малыша ползут к дверям в квартире (выпрямить еще и безымянный
танец)
А в эту дверь стучат еще четыре (Выпрямлены все пальцы, кроме большого )
С пятью другими тоже все в порядке (раскрыть всю ладонь)
Им весело, они играют в прятки (закрыть лицо руками )
Где притаились ясно и ежу (пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить
пальцы левой руки и большой палец правой )
Но глаза зажмурил и вожу (закрыть глаза рукой )
«Один, два, три, четыре, пять» (По очереди раскрывают пальцы, сжатые в
кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой )
Ну, берегитесь: я иду искать!» (Погрозить указательным пальцем )
Игра «Пчелка»
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (смыкаем пальцы
рук «окошечком» (улей), заглядываем туда) 16
Надо в домик постучать, раз, два, три, четыре, пять (стучим кулачком по
ладони)
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? (стучим кулаками друг о
друга, чередуя руки )
Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! (разводим руки,
растопыриваем пальцы и шевелим ими)

Игра «Паучок»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки (перебираем пальцами
одной руке по предплечью другой )
Дождик с неба вдруг полил (выполняем стряхивающие движения руками )
Паучков на землю смыл (хлопаем ладонями по ногам )
Солнце стало пригревать (складываем ладони боковыми сторонами, пальцы

Танцевальные игры для детей дошкольного возраста.

    Развитие артистичности и воображения.

    Ориентация в пространстве.

    Развитие музыкальности и чувства ритма.

    Развитие внимания и памяти.
    Развитие моторики.

Развитие артистичности и воображения

Игра «Росточек»
Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она
наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному
появляются листики, а затем бутон.
Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот
и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова
прорасти весной.
Игра «Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят
вокруг него хоровод и поют:
- Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Исполнив песню, дети разбегаются.
Водяной кричит: «Стоп!»
Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и
старается кого-нибудь коснуться.
Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает:
«Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи).
Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает
повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее
«оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую на
его взгляд. Тот, чья поза лучше и будет Водяным.
Игра начинается снова.

Игра «Живая скульптура»
Возраст: для детей с 6 лет.
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку
выйти и принять какую-нибудь позу, соответствующую теме (темы: явления
природы, цветы, животные, природные явления и т. п.), в которой ему
удобно стоять.
Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в
том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе
присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и
смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в
общей скульптуре и т ак далее.

Тот, кто давно стоит, отходит, его место
занимает следующий.
Замечание: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего
упражнения.Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя,обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она
похожа.
Игра “На лесной полянке”.
Подойдет детям от 5 до 10 лет.
Можно заранее распределить роли. Кто кого будет играть, а можно, чтобы
участвовали все сразу. Таким образом, детям уже придется перевоплощаться
очень быстро.
К игре сразу вставляю ссылки на музыку.
Начнем…
Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют
Музыка (J.Last – The Lonely Sheeperd) 6

Услышали ежи, решили посмотреть, кто так красиво играет
Музыка (Марш пластелиновых ежиков Е.Наумова)
Следом прилетели птички, бабочки, закружились в танце
Музыка (Дорога)
А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать плясать
Музыка (Травушка)
Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг да около зайцев
ходить
Музыка (Зайка моя)
Хорошо лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, да волков и лис
догонять:
Музыка (Ква – Квафония Е.Наумова)
Вдруг такой ветер поднялся, лес зашумел.
Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей – прибежали козлята,
барашки, собачки
Музыка (Пастушок С.Путинцев)
спрятались все под деревьями.
А когда все стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело
плясали, играли, на чудесной полянке в лесу.
Музыка (Шарманка Е.Наумова)
Вот такая игра! Здесь и актерское мастерство, и умение слышать музыку, ее
характер, темп, умение импровизировать и т.д. Пользуйтесь на здоровье!
Игра «Магазин игрушек»
Один ребенок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой
они будут, на вступление дети замирают, покупатель обходит каждую
игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться.
В конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом
становится покупателем.
Музыкальное сопровождение каждый раз меняется. Вот уж где можно
убедиться, что детская фантазия безгранична! 7

Игра «Успей передать»
Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок
начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача
прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит
в центр круга и под хлопки детей(или музыкальный отрывок) танцуют
известные движения. Затем игра продолжается дальше.
Игра “Воображалки”
Все стоят на местах и, закрыв глаза руками, представляют что спят. По
хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог –
самолеты, бабочка, машина и т.д.
Игра «На поляне»
“В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку
погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку.
Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько
подсмотрим”
1. На поляну прискакал заяц
2. На поляну прибежал волк
3. На поляне прыгают лягушки
4. На поляну пришла лиса
5. На поляну прибежали мыши

6. На поляну пришел медведь
Музыка к данной игре.
Игра «Кот и мыши»
Жил в одном доме (старый, ленивый, ворчливый и т.д. – вариант зависит от
вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие
мышки
, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда
ловил мышек.
По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей
меняется и музыка.
Так как кот проснулся, то мышки в этот момент превращаются в разных
зверей и насекомых: птичек, зайчиков, бабочек.
Игра не имеет границ. В зависимости от настроения детей можно стать
красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а
можно превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария
который будет вести педагог.


Ориентация в пространстве
Игра «Вдоль пруда» Цель: умение держать круг и интервалы
Дети идут по кругу, маршируя и приговаривая:
«По дорожке вдоль пруда мы гуляем иногда, но подальше от воды, чтобы не
было беды”.
Далее ее можно разнообразить на усмотрение педагога: либо свалиться в
пруд, либо побежать, либо делать какие-то движения и т.д.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Шары и пузыри»
Дети делятся на две команды: Шары -большие, стремятся занять как можно
больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг
себя, стараясь не пропустить пузыри.
Задача пузырей - передвигаться быстро и не задевать шары, забегая в разные
закоулочки.
Попутно можно выполнять различные упражнения(подскоки, перескоки,
легкий бег, галоп).Затем команды меняются.
Игра «Мы пойдем направо»
“Мы пойдём сначала вправо”- дети двигаются по кругу взявшись за руки
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом пойдём налево”-идут налево
“Раз-два-три”- три хлопка
“А потом мы соберёмся”- идут к центру
“Раз-два-три”-три хлопка
“А потом мы разойдемся”-идут от центра
“Раз-два-три”-хлопки
“А потом мы все присядем”-приседают 10

“раз -два- три”- хлопки
“А потом мы все привстанем”-Встают
“Раз-два-три”-хлопки
“А потом мы повернёмся”-поворачиваются на месте
“Раз-два-три”-хлопки
“И друг другу улыбнёмся”улыбаюся
“Раз-два-три” – хлопки.
Два варианта музыки к этой игре:
Вариант 1 (умеренный темп)
Вариант 2 (музыка с ускорением)
Игра “Доведи меня и не потеряй”
Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку,
старается перевести на другую сторону зала, при этом, не столкнувшись ни с
какой другой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве,
взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру.


Развитие чувства ритма и музыкальности
Игра «Тик-так”
Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку.
Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга, дети в кругу
держатся за руки.
Кошка: «Тук-тук!»
Дети: «Кто там?»
Кошка: «Это я, Кошка!»
Дети: «Что тебе нужно?»
Кошка: «Мышку повидать!»
Дети: «Во сколько часов?»
Кошка: «В (от 1 до 12) часов!»
Дети поворачиваются по/против линии танца, ритмично топают,
приговаривая: «Один час, тик-так! Два часа, тик-так! и т.д.» На цифре,
названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка
забегает в «норку» и догоняет Мышку.
Игра «Дискотека»
Дети становятся по кругу, руководитель в центре. Звучит любая веселая
танцевальная музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4
счета, а тот должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой
(тот, на кого укажет руководитель).
Главное условие – движения не должны повторятся! Игра для детей от 5 лет.
Педагог должен следить, чтобы все дети потанцевали, и хвалить за
оригинальные движения (когда дети входят в азарт выдают и брейк и восток,
в общем все на что способны). 12

Игра «Дождик»
Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши:
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва----
Кап, кап, кап, кап.
(медленные хлопки).
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять -----
Кап, кап, кап, кап.
(хлопки учащаются).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Игра «Ласточки, воробьи и петухи»
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует
своя музыка.
Ласточки – “летают” (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи – сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи – важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!)
какая музыка, какому образу соответствует. И только тогда можно начинать
игру.


Развитие внимания и памяти
Игра «Повторяем движения»
Участники игры стоят в кругу. Ведущий находится в центре.
Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники
должны их повторять, кроме одного, или двух. Например, если ведущий
поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны»
– топать ногами.
Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
Игра «Кто запомнил лучше всех»
Дети ходят по кругу, взявшись за руки: «Мы все вместе танцевали, очень
многое узнали, кто запомнил лучше всех, вот того и ждёт успех! Ну-ка Аня
выходи, что нам делать покажи!»
Ребёнок должен показать только то движение, которое выучили сегодня. Все
дети повторяют за Аней. Так несколько раз.
Игра «Учитель и ученики»
Когда играет веселая музыка, учитель отворачивается, а дети свободно
танцуют (хулиганят). Когда музыка останавливается, учитель
поворачивается, дети принимают нужное положение, делая вид, что вели
себя хорошо. Те, кто стоит не правильно пропускают одну игру.
Таким способом закрепляются позиции рук и ног, положение рук на талии.
Старшим детям можно дать задание устоять на одной ноге или на
полупальцах.
Игра «Поварята»
Возраст: для детей с 4 лет. 14

Все встают в круг – это кастрюля.
Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает,



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация