Федеральный закон рф 101 фз. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота сельскохозяйственных земель в общей собственности

Главная / Авто

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"

Статья 1

дополнить новыми абзацами одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:

"ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов федерального бюджета - в связи с реализацией статьи 145.1 настоящего Федерального закона;

ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов федерального бюджета по федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, - на суммы поступающих в федеральный бюджет средств от возврата ранее выданных военнослужащим беспроцентных ссуд на обзаведение имуществом первой необходимости для их направления в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на те же цели сверх сумм, установленных статьей 38 настоящего Федерального закона;";

часть третью исключить;

3. Часть вторую статьи 69

"Продлить до 31 декабря 2002 года срок возврата бюджетных ссуд, выделенных из федерального бюджета до 1 января 2002 года и в первом полугодии 2002 года на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.".

"Статья 70. Уменьшить размер задолженности бюджета Республики Ингушетия перед федеральным бюджетом по бюджетной ссуде, полученной Республикой Ингушетия в 1994-1997 годах на выполнение программы социально-экономического развития региона, задолженности бюджета Ставропольского края перед федеральным бюджетом по налоговому кредиту, предоставленному на реализацию федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", и задолженности Калининградской области перед федеральным бюджетом по налоговому кредиту (ссуде за счет средств федерального бюджета), полученному в 1995 году на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, в том числе в рамках Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы, на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2002 года процентов за пользование средствами федерального бюджета.

Уменьшить размер задолженности Калининградской области перед федеральным бюджетом на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2002 года штрафов (пеней) за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и уплату процентов за пользование ими.

Основной долг по задолженности, указанной в настоящей статье, погашать за счет средств бюджетов Республики Ингушетия, Ставропольского края и Калининградской области в течение 10 лет начиная с 2002 года равными долями.

В период погашения основного долга проценты за пользование бюджетной ссудой и налоговым кредитом не начислять.".

5. В части первой статьи 74:

в абзаце первом слова "2002 году" заменить словами "2001-2002 годах";

в абзаце втором слова "производства средств выведения и оплаты услуг по запуску" заменить словами "финансирования разработки и изготовления".

в части первой слова "сверх суммы 1 685,0 млн. рублей" заменить словами "сверх суммы 1 535,0 млн. рублей";

в части второй слова "сверх суммы 800,0 млн. рублей" заменить словами "сверх суммы 950,0 млн. рублей";

дополнить частью следующего содержания:

"Правительство Российской Федерации вправе направить остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2002 года в связи с неполным использованием Министерством сельского хозяйства Российской Федерации доведенных до него объемов финансирования, установленных частью седьмой статьи 120 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", в сумме 1,5 млрд. рублей в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества "Росагролизинг".".

7. В части первой статьи 87 слова "до 1 апреля 2002 года" заменить словами "до 1 декабря 2002 года".

в части первой:

в абзаце первом слова "до 1 апреля 2002 года" и ", образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года" исключить;

в абзаце втором:

после слов "медицинского страхования)" дополнить словами ", образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года,";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 года, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, - до 1 ноября 2002 года.";

в части второй:

после слов "ст. 1147)" дополнить словами ", - до 1 апреля 2002 года, а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, - до 1 ноября 2002 года".

9. Часть вторую статьи 106 изложить в следующей редакции:

"Правительству Российской Федерации утвердить перечень объектов жилищного строительства Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющих высокую степень строительной готовности, в регионах, где затруднена реализация программы "Государственные жилищные сертификаты", для использования средств, предусмотренных по разделу "Военная реформа" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, на их завершение в целях ускоренного проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.".

10. В части первой статьи 107 слова "в сумме 652,1 млрд. рублей" заменить словами "в сумме 752,1 млрд. рублей".

11. Дополнить статьей 108.1 следующего содержания:

"Статья 108.1 . Центральному банку Российской Федерации передать Правительству Российской Федерации 42 117 403 акции Внешторгбанка по номинальной стоимости на сумму 42 117 403 тыс. рублей в обмен на государственные ценные бумаги, выпущенные в валюте Российской Федерации, номинальной стоимостью 42 117 403 тыс. рублей.

В целях реализации договора мены Правительство Российской Федерации обеспечивает эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком погашения в 2012 году и выплатой купонного дохода в размере 6 процентов годовых. Выплата первого купона по данным облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом осуществляется в течение девяти лет начиная с 2004 года равными долями, выплата последующих купонов осуществляется один раз в год начиная с 2004 года.

Предоставить Центральному банку Российской Федерации право предъявлять к досрочному погашению ежегодно начиная с 2004 года государственные ценные бумаги, указанные в абзаце первом настоящей статьи, в объеме, не превышающем разницы между суммой прибыли, фактически перечисленной Центральным банком Российской Федерации в федеральный бюджет по итогам деятельности за предыдущий год и предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.".

абзац второй изложить в следующей редакции:

"судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 20 242 единиц, в том числе 3 000 единиц дополнительной численности судей для обеспечения реформирования надзорной инстанции в уголовном и гражданском процессах, а также для обеспечения выполнения функций по санкционированию арестов и обысков в уголовном процессе с 1 мая 2002 года, военных судей в количестве 907 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - соответственно 42 232 единицы, в том числе 4 500 единиц с 1 мая 2002 года, и 1 567 единиц, из них военнослужащих - 240 единиц;";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"судей Верховного Суда Российской Федерации (включая судей Военной коллегии) - 125 единиц, в том числе Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 712 единиц;".

13. Дополнить статьей 138.1 следующего содержания:

"Статья 138.1. Установить, что с кредитных организаций, заключивших в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" мировое соглашение, при условии полного и своевременного внесения этими кредитными организациями текущих налоговых платежей, а также при досрочном погашении ими в течение двух или четырех лет после заключения мирового соглашения соответственно половины или полной суммы реструктурированной задолженности кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков, а также задолженности кредитных организаций по уплате в федеральный бюджет сумм налогов и сборов их клиентов, производится списание соответственно половины или полной суммы задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам.

Порядок списания реструктурированной задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам в соответствии с настоящей статьей определяется Правительством Российской Федерации.".

14. Дополнить статьей 145.1 следующего содержания:

"Статья 145.1. Правительство Российской Федерации вправе осуществить финансирование расходов в сумме до 38,96 млрд. рублей, предусмотренных приложениями 36 и 37 (совершенно секретно) к настоящему Федеральному закону, за счет:

экономии в сумме не менее 18 412 280,7 тыс. рублей по разделу 19 "Обслуживание государственного и муниципального долга", образующейся в ходе исполнения федерального бюджета за 2002 год;

пропорционального до 30 процентов уменьшения расходов, установленных приложением 31 к настоящему Федеральному закону, за исключением расходов по разделам "Международная деятельность" и "Финансовая помощь бюджетам других уровней";

уменьшения расходов по разделу "Международная деятельность", установленных приложением 31 к настоящему Федеральному закону, в сумме 5,0 млрд. рублей;

уменьшения расходов по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней", установленных приложением 31 к настоящему Федеральному закону, в сумме 1,2 млрд. рублей.

16. Внести изменения и дополнения в приложение 9 (секретно) согласно приложению 1 (секретно) к настоящему Федеральному закону.

слова ", в том числе с направлением указанных средств в уставные капиталы лизинговых компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, или лизинговых компаний, созданных организациями, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству" заменить словами "с направлением указанных средств в уставный капитал лизинговой компании ОАО "Росагролизинг", в том числе Российскому сельскохозяйственному банку с последующим направлением этих средств в уставный капитал ОАО "Росагролизинг".

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНУТРЕННИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД

Внутренние заимствования (привлечение/погашение)
Государственные ценные бумаги 121 674 530,5
привлечение средств 212 155 983,1
погашение основной суммы задолженности 90 481 452,6
Иные долговые обязательства 23 405 731,1
привлечение средств погашение основной суммы задолженности 23 405 731,1
в том числе:
предварительная компенсация сбережений 15 600 000,0
погашение государственных долговых товарных обязательств 2 000 000,0
погашение векселей Министерства финансов Российской Федерации 4 841 159,2
прочее погашение 964 5 71,9
Кроме того:
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации 36 600 000,0
в том числе:
При страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков до 1 апреля 2002 года 30 000 000,0
ФГУП "Космическая связь" 600 000,0
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию 2 000 000,0
Прочие 4 000 000,0".

20. Дополнить приложением 36 следующего содержания:

"Приложение 36
к Федеральному закону
"О федеральном бюджете на 2002 год"
(в редакции Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2002 год")

Код бюджетной классификации Российской Федерации Наименование Сумма
0100 Государственное управление и местное самоуправление 511 691,6
0104 Деятельность финансовых и налоговых органов 511 691,6
181 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам 511 691,6
0200 Судебная власть 436 445,0
0201 Федеральная судебная система 434 000,0
438 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 434 000,0
436 Конституционный Суд Российской Федерации 2 445,0
0700 Промышленность, энергетика и строительство 7 767,4
0710 Содержание органов специального строительства 7 767,4
279 Федеральная служба специального строительства Российской Федерации 7 767,4
1800 Социальная политика 12 159 460,0
1804 Пенсии военнослужащим 7 228 270,0
187 Министерство обороны Российской Федерации 7 228 270,0
1805 Пенсии и пособия в правоохранительных органах 4 931 190,0
188 Министерство внутренних дел Российской Федерации 3 498 090,0
189 Министерство юстиции Российской Федерации 271 310,0
2100 10 000 000,0
2101 Финансовая помощь бюджетам других уровней 10 000 000,0
092 Министерство финансов Российской Федерации 10 000 000,0".

21. Дополнить приложением 37 (совершенно секретно) согласно приложению 2 (совершенно секретно) к настоящему Федеральному закону.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности
Статья 6. Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 7. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 11. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 13. Выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 14. Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности
Глава IV. Переходные и заключительные положения
Статья 15. Понятие земельной доли
Статья 16. Регулирование отношений, связанных с договорами аренды земельных долей, заключенными до вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 17. Определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Статья 18. Документы, удостоверяющие право на земельную долю
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 19.1. Применение отдельных положений настоящего Федерального закона
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Глава I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

8. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.

N 435-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

1. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

2. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

3. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

4. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.

5. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

6. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

8. Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

11. Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

12. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

13. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.

14. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

15. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

16. Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

2. Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.

3. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

4. Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.

Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.

5. Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

3. Приведение таких договоров аренды в соответствие с указанными правилами может осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона признана утратившей силу. Изменение вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона N 66-ФЗ .

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

1. В случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила:

1) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года;

2) минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные настоящего Федерального закона, приравниваются к минимальным размерам земельных участков, устанавливаемым в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, предусмотренный настоящего Федерального закона, устанавливается равным 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района;

4) полномочия субъектов Российской Федерации, предусмотренные , , и настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

2. Положения настоящей статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего указанные правоотношения.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 19.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

3. Если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 19.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:

1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;

2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 19.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, предоставляются бесплатно в месячный срок уполномоченному общим собранием лицу на основании его заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие наступление условий, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 19.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

6. В случае расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на межселенной территории полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

ФЗ номер 101 регулирует и контролирует правоотношения между участниками сделок, связанными с земельными участками, правоотношения между владельцами земель и государством. Он также регламентирует процессы проведения сделок, особенности и нюансы долей и землями общего пользования.

Общие сведения

Закон об обороте земель сельхозназначения был принят Государственной Думой 26 июня 2002 года, а одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года. Последние изменения в него вносились 3 июля 2016 года. ФЗ 101 об обороте земель имеет 4 главы и 20 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между владельцами сельскохозяйственных земель и государством, сделки, проводимые по договорам купли-продажи земель, оборот земельных участков в долях, регламентирует процессы предоставления и изъятия земельных участков.

Ознакомьтесь также с последними коррективами в Федеральном законе 115. Подробности

Краткое содержание Федерального закона номер 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлена информация о сфере, на которую распространяется настоящий закон, описаны стороны сделок и участники правоотношений, дан список прав лиц без гражданства, иностранных лиц и иностранных юридических лиц, у которых больше 50% доли на земельные участки. Для участков земли существуют определенные требования по размерам и местоположению, описанные в общих положениях закона. Обязанности для лиц, которым право собственности не принадлежит, провести отчуждение. Описаны процессы и нюансы изъятия и залога сельскохозяйственных участков;
  • В главе второй оформлены особенности и нюансы оборота земельных участков. Подробно описаны договоры и контракты купли-продажи, представлены формы документов, описаны процедуры и процессы. Также подробно описаны договоры аренды, представлены формы документов, описаны процедуры и процессы. Оформлены процессы предоставления гражданам Российской Федерации участков, находящихся в собственности государства. Описаны нюансы и особенности наследства в этой сфере;
  • В главе номер три оформлены особенности и нюансы оборота земельных участков в общей доле. Представлены нюансы совершения сделок с земельными участками. Описан процесс преобразования обычного земельного участка в участок при долевой собственности. Оформлены особенности и нюансы владения в собственности гражданами сельскохозяйственных и земельных участков;
  • В четвертой оформлены дополнительные и заключительные положения закона. Дана информация о правоотношениях участников долей, правоотношениях граждан – владельцев и государства и правоотношения сторон сделки. Дан список бумаг, необходимых для установления владения на площадь. Описано понятие земельного участка.

До вступления в силу закона об обороте сельхоз земель все участки, не относящиеся к владению каким-либо лицом или не относящиеся к владению государством, относятся к общественному пользованию.

Также читайте актуальную информацию об изменениях в ФЗ 141. Подробности

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ о землях сельхозназначения были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 361. Согласно этим изменениям в 5 статье, пункте 1 , фраза «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменилась на «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав)».

Согласно 6 статье, существуют определенные причины, по которым государство имеет право изъять у собственника земельные владения. Этими причинами могут быть определенные настоящим законом нарушения по использованию участка. Однако государство не имеет права изымать у владельца землю, которая является предметом ипотеки. Также государство не может отобрать у собственника землю, являющуюся предметом дела о банкротстве.

Последний раз в статью восемь были внесены изменения в 2005 году. Согласно этой статье в случаях, когда земельный участок, относящийся к сельскохозяйственным, определенным к субъектам РФ, преимущество покупки его принадлежит к образовательным учреждениям. Они имеют право купить его по минимальной оценочной цене продажи.

Однако в любых других случаях покупки сельскохозяйственного участка, покупатель обязан известить органы местного самоуправления или другие органы власти о покупке при помощи письменного извещения, в котором оформляется:

  • Точная цена с подробным описанием способа оплаты, залога и т. д.;
  • Сроки осуществления сделки и подписания договора. Согласно настоящему закону, срок не должен превышать 90 дней;
  • Цели, для которых покупается настоящая земля;
  • Точная информация о размерах участка.

В ст. 10 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения описаны и оформлены нюансы и особенности, а также процессы, по которым гражданам или юр. лицам продается земля или предоставляется в аренду. В случаях отсутствия каких-либо нарушений арендатор имеет право купить участок или по истечению срока продлить контракт.

Однако государство запрещает продавать арендованные участки:

  • Учреждениям научного или исследовательского, лабораторного типа;
  • Общинам, с проживающими малочисленными народами Севера;
  • Каким-либо религиозным общинам, организациям или собраниям;
  • Казачьим обществам.

Согласно статье 13 , для того чтобы преобразовать земельный участок в долевую собственность, нужно придерживаться ряда требований, которые определяются органами государственной власти. Такие органы вправе осуществлять изменения, регулировать и контролировать все сделки по долевой собственности земель, учитывая Единый гос. реестр недвижимости.

В 14 статье описаны нюансы и особенности использования и владения земель, относящихся к участкам долевой собственности. Долевая собственность может распространяться на 5 человек и более. Согласно законодательству Российской Федерации, любые изменения или работы, проводимые на такого вида землях, должны быть согласованы между долевыми собственниками. Проводится собрание владельцев и вопрос выносится на обсуждение.

Согласно описываемой статье, на собраниях могут решать вопросы:

  • Способы и процессы межевания земли;
  • Нюансы и особенности договора аренды или субаренды участка;
  • Изменение количества участников долей, так как при межевании их число может быть увеличено. Рассматривается список собственников, и обсуждаются вопросы продажи долей совладельцам;
  • Обсуждается список владельцев, чьи территории считаются невостребованными;
  • Устанавливаются границы участка, определяются границы общей собственности и ее размеры.

В случае, если на собрании был выбран один человек, являющийся уполномоченным доверенным лицом, он должен по требованию предъявить бумагу протокола, где оформлена информация о выборе его поверенным.

Текст действующей редакции ФЗ 101

Закон о продаже земли был принят государством для контроля над сделками, проводимыми с земельными участками и площадями сельскохозяйственного назначения. Все такие сделки проходят по определенной государством процедуре, и описываемый закон регулирует их. В случае, если стороны сделки не могут определиться с какими-то положениями договора, они могут обратиться к настоящему закону, рекомендуется изучить его.

Собственникам или арендаторам сельхоз участков требуется знать содержание закона об 101-ФЗ, особенно в его последней редакции.

Данный закон об обороте достаточно специфичен, поэтому без помощи специалиста в этом случае не обойтись. Безусловно, можно обратиться в специализированную юридическую контору, выставляющую заоблачные цены на свои услуги.

Но в 2017 г. есть более простой и менее затратный способ решения проблемы – просто напишите свой вопрос в форме в правом нижнем углу монитора, и квалифицированный юрист с удовольствием вас проконсультирует.

Онлайн консультация бесплатна и работает круглосуточно.

Правовой акт, регулирующий отношения с землями сельскохозяйственного назначения, распространяет свое действие на участки с одноименной категорией земель, но не на все. Земли с некоторыми видами разрешенного использования не подпадают под его действие. Это участки со следующими видами разрешенного использования: для постройки одного гаража, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, оборудования садов и огородов.

То есть, проще говоря, закон 101-ФЗ распространяет свое действие только на поля, пашни и так далее, а ваш дачный участок относится к сфере регулирования Земельного кодекса РФ.

Если вы гражданин другой страны или вовсе без гражданства, то в 2017 году участок из земель сельхозназначения по закону может быть передан только под аренду.

Ограничения площади сельскохозяйственных участков

Законом 101-ФЗ также устанавливается процесс установления минимума и максимума размеров земельных участков из земель сельхозназначения.

Так, минимальный размер в 2017 г. устанавливается внутренним законом субъекта РФ, на территории которого находится земля. Конечно, в соответствии с Конституцией РФ, закон субъекта не может противоречить вышестоящему законодательству, то есть не должны нарушаться требования Земельного кодекса РФ или других ФЗ.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и несельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус , который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Несельскохозяйственные угодья

Несельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот несельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим - это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;
Не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер.

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Ограничения и запреты

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Процедура территориального зонирования с/х земель

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков , устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями - в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Что можно строить на землях сельхозназначения

В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

А вот жилищное строительство возможно только в следующих случаях:

  • На землях, отведенных под дачные посёлки (ДНП). Здесь законом допускается строительство дачных домиков и вспомогательных строений. Однако нигде нет указаний на то, каким он должен быть. Используя эту лазейку в законе, люди в качестве дачного домика возводят полноценные жилые дома . При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями;
  • В пределах территории садово-некоммерческого товарищества (СНТ). Фактически это те же дачи, только с уклоном на ведение садоводства и огородничества;
  • На землях, отведенных под фермерские хозяйства. Здесь можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством;
  • На землях, находящихся за пределами поселений и отведенных под формирование личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В этом случае также необходимо использовать землю по назначению, а под жилую застройку отводится лишь 20% площади участка.

Собственники и арендаторы сельскохозяйственных участков должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, которые касаются оборота и использования земли. Одним из важнейших документов в этой сфере является 101-й ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон был принят в нашей стране еще в 2002 году, и с тех пор он практически ежегодно корректировался и дополнялся новыми положениями. Последние изменения были внесены в 2016 году. Ключевые моменты закона в его последней редакции рассмотрим в этой статье.

Действие указанного правового акта распространяется на все участки сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предназначенных для постройки гаражей, ведения дачного хозяйства, обустройства садов и огородов.

Иначе говоря, на землях, попадающих под действие закона, должны проводиться работы сельскохозяйственного характера, а сами участки должны находиться за границами жилых поселений.

Все земли, относящиеся к данной категории, делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся участки, которые используются для земледелия и животноводства, ко вторым – участки, занятые объектами вспомогательного характера (коммуникациями, строениями, водоемами, дорогами и т. д.).

Закон регулирует действия, связанные с владением, использованием и распоряжением участками земли с/х назначения, закрепляет правила и ограничения, касающиеся оборота участков земли.

Документом определяется порядок установления минимальной и максимальной площади земельных участков из числа с/х земель, которые могут принадлежать одному человеку или одной организации. Согласно документу, размеры наименьших и наибольших участков определяются региональной властью , при этом максимальный размер участка должен начинаться от 10% территории угодий, которые расположены на землях определенного муниципалитета.

При расчете площади земельных участков региональной властью должны учитываться конституционные нормы, требования Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов.

Возможности использования земельной доли

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

Без выделения доли можно совершать следующие действия:

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре. Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.


За соблюдением положений закона ведется тщательный контроль. Если выявляются какие-либо нарушения, они должны сразу устраняться (к примеру, часть земли должна быть продана или сдана в аренду). Если земли были приобретены до вступления закона в силу, то есть до 24 июля 2002 года, на устранение нарушений дается один год, если после указанного срока – один год после доказательства права. Если нарушения не будут устранены в установленный период, рассмотрение вопроса может быть передано в суд.

Кроме того, если земля используется не по прямому назначению на протяжении трех лет, согласно закону, допускается принудительное изъятие земельного участка. Поэтому если земля оформлялась для высаживания пшеницы, выращивание любых других культур будет считаться нарушением, которого лучше не допускать.

Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;


  • наибольший срок аренды земель с/х назначения составляет 49 лет. В некоторых случаях в договорах аренды устанавливается, что после завершения этого срока земля переходит во владение арендатора либо арендатор наделяется преимущественным правом повторной аренды участка;
  • количество арендованных участков, используемых одним человеком или одной организацией, не ограничено;
  • участки, образованные за счет неистребованных долей, ставшие собственностью субъектов РФ до второго полугодия 2011 года, могут быть переданы с/х организациям или фермерским хозяйствам на льготных условиях без проведения торгов;
  • граждане других стран и лица без гражданства могут использовать с/х участки исключительно на правах аренды;
  • использование с/х земель не должно приводить к порче, загрязнению, отравлению и уничтожению почвы.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация