Должностного положения вопреки законным интересам. Прорехи в законах рф о должностных преступлениях. Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

Главная / Авто

900 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 42%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,8 рейтинг
    • эксперт

    2. Есть ли запрет на работу сожителей (банковская сфера) в подобном кейсе? Спасибо!

    Кирилл, добрый вечер! В ТК, а равно в других законах такого запрета нет, ограничения законодательством установлены только для гос. и муниципальных служащих а также сотрудников некоторых организаций, в банковской сфере это только Центробанк

    ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
    «О противодействии коррупции»

    3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
    1) на государственных и муниципальных служащих;
    2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
    3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
    4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    но неофициальные запреты в вашем банке на такую ситуацию вполне могут иметь место


    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        С уважением! Г.А. Кураев

        Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

        Свернуть

        Юрист, г. Екатеринбург

        Общаться в чате
        • 10,0 рейтинг
        • эксперт

        1. Если у меня в непосредственном подчинении находится руководитель у которого в свою очередь находится сотрудник с которым я сожительствую, является ли этот сотрудник в моем прямом подчинении (с которым я сожительствую)?

        Здравствуйте. Немного дополню. Поскольку речь идет о банковской сфере, то надо понимать, что организация, о которой идет речь, негосударственная. В этом случае все вопросы, связанные с работой родственников или иных близких лиц, решаются на уровне внутренних локальных нормативных актов. При этом в таких актах может быть установлена недопустимость работы родственников, находящихся не только в прямом, но и опосредованном подчинении.

        2. Есть ли запрет на работу сожителей (банковская сфера) в подобном кейсе?
        Кирилл

        Но описанная Вами ситуация не имеет отношения даже к этим условиям, которые могут присутствовать в локальных нормативных актах, поскольку совместная жизнь двух лиц без соответствующей государственной регистрации таких отношений не может быть основанием для применения подобных ограничений. В теории конечно нельзя не допускать, что в какой-то организации упомянуты и такие отношения как основание для применения запрета на работу, однако в случае, если такие ограничения есть, они безусловно нарушают права сотрудников, которые могут при таких обстоятельствах безосновательно быть уволены.

        3. Нарушит ли работодатель ТК, если будет требовать увольнение одного из сожителей?

        Работодатель в этом случае на мой взгляд нарушит ТК РФ. Действительно существующее в законе «О противодействии коррупции» определение понятия конфликта интересов помимо обычных родственных и свойственных связей упоминает и

        связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями .

        что может предполагать в том числе и отношения сожительства. Но представляется, что в случае с государственными структурами столь жесткое регулирование обосновано необходимостью защиты общественных интересов, которые требуют крайне внимательного подхода в том числе и к подобным ситуациям. Распространение этого подхода на негосударственные организации (учреждения) представляется явно необоснованным и чрезмерно нарушающим права работников.

        Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений

либо в иных личных интересах или в интересах третьих

лиц, использование должностным лицом власти либо служебного положения вопреки интересам службы, если оно

причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц, наказывается исправительными работами на срок до

двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

восьми лет с лишением права занимать определенные

должности либо заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или

второй настоящей статьи, если они совершены работником правоохранительного органа,наказываются лишением свободы на срок от пяти до

двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание: 1. Должностными лицами являются лица, постоянно либо временно осуществляющие функции

представителей власти, а также занимающие постоянно

либо временно на предприятиях, в учреждениях либо

организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных

обязанностей, или выполняющие такие обязанности по

специальному полномочию.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящего примечания.

3. Существенным вредом в статьях 364, 365, 367, если

он заключается в причинении материального ущерба, считается такой вред, который в сто и более раз превышает

не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

4. Тяжкими последствиями в статьях 364-367, если

они заключаются в причинении материального ущерба,

считаются такие, которые в двести пятьдесят и более

раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

1. Злоупотребление властью или служебным положением признается преступлением при наличии трех признаков в их совокупности:

а) использование должностным лицом власти или

должностного положения вопреки интересам службы;

б) совершение такого деяния из корысти и иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц;

в) причинение такими действиями существенного

ущерба интересам отдельных граждан, государственным и общественным интересам или интересам юридических лиц.

Отсутствие одного из указанных признаков свидетельствует об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 364.

2. С объективной стороны преступление выражается в

двух формах:

1) злоупотребление властью;

2) злоупотребление служебным положением.

Злоупотребление властью представляет собой умышленное использование должностным лицом, имеющим властные полномочия, вопреки интересам службы, своих прав

в отношении предъявления требований и принятия решений, обязательных для исполнения иными физическими

или юридическими лицами. Злоупотреблять властью может как представитель власти, так и должностное лицо,

исполняющее организационно-рапспорядительные функции, поскольку последний также имеет властные полномочия, которые распространяются лишь на подчиненных

Злоупотребление служебным положением - это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью,

вопреки интересам службы

Злоупотребление властью или служебным положением предполагает наличие взаимосвязи между должностным положением виновного и его поведением, которое

выражается в незаконных действиях или бездействии.

Должностное лицо при злоупотреблении в какой-либо форме стремится воспользоваться своим должностным положением, которое предполагает как наличие предусмотренных нормативными актами полномочий, прав и обязанностей, так и наличие фактической возможности, которая

Поэтому злоупотребление может быть совершено не только по месту работы

виновного, но и в иных предприятиях, учреждениях или

организациях.

Использование служебного положения вопреки инте(ресам службы предусматривает совершение должностным

((служебным) лицом таких действий, которые нарушают

служебные обязанности и противоречат интересам государственной службы, интересам предприятия, учреждения

или организации.

Под интересами службы понимаются интересы государства вообще, и, кроме этого, интересы предприятий, учреждений или организаций, которые не противоречат, не

противопоставляются интересам государства. При этом

понятие -интересы службы- нельзя толковать лишь узковедомственно. Оно должно сочетаться, а не противопоставляться интересам общегосударственным. Поэтому действия, продиктованные якобы заботой о своем учреждении или предприятии и совершенные в ущерб интересам

других организаций или отдельных граждан или за счет

общегосударственных интересов, также образуют злоупотребление служебным положением.

Для наличия преступления, предусмотренного ст. 364,

необходимо также установить, что в результате допущенного должностным лицом злоупотребления властью или

служебным положением причинен существенный ущерб

государственным или общественным интересам, а также

охраняемым законом правам интересам отдельных граждан. При этом причинение такого вреда должно быть

причинно связано с совершенным должностным лицом

злоупотреблением властью или служебным положением.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Должностное лицо сознает, что, совершая указанные выше действия или бездействия, оно использует свое служебное положение вопреки

интересам службы и желает этого. По отношению к последствиям - наступлению существенного вреда интересам отдельных граждан, интересам государственных

или общественных предприятий, учреждений или организаций - психическое отношение должностного лица

может быть в форме как умысла, так и неосторожности.

Под корыстным мотивом следует понимать стремление к незаконной материальной выгоде (получение имущества или приобретение права на него, освобождение от

личных материальных затрат и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью следует понимать как низменные побуждения виновного (месть, зависть,

карьеризм), так и желание оказать услугу родственнику

или другому близкому человеку.

4. Субъектом данного преступления может быть лишь

должностное (служебное) лицо.

Злоупотребление властью или служебным положением может быть квалифицировано по ст. 364 лишь в случае,

если ответственность за такие деяния не предусмотрена другими статьями, которые содержат специальные составы этого

преступления. Ответственность за умышленное неиспользование (или за ненадлежащее использование) должностным лицом предоставленной ему власти предусмотрена

такими статьями УК, как ст. 212 (уклонение от уплаты,

налогов, сборов, иных обязательных платежей), ст. 382 (неисполнение судебного решения), ст. 284 (неоказание помощи судну или лицам, терпящим бедствие) и т.п.

Злоупотребление и превышение должностными полномочиями: нужны ли две отдельные статьи?

1.Как известно, УК РФ предусмотрел уголовную ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий в самостоятельных статьях Особенной части. Причем законодатель установил одинаковую наказуемость за оба указанные вида преступлений (незначительные отличия имеются только в санкциях ч. 3 ст. 285 и 286).

В теории дифференциации уголовной ответственности высказана на наш взгляд правильная мысль, что конструирование отдельных основных составов должно, как правило, сопровождаться установлением разных пределов наказуемости, то есть дифференциация оснований уголовной ответственности, по общему правилу должна сопровождаться дифференциацией самой уголовной ответственности.

В связи с этим возникает вопрос: чем оправдано выделение рассматриваемых составов в разные статьи? Для решения этого вопроса проанализируем составы ст. 285 и 286 УК РФ.

2. Общепризнанно, что объект, субъект и элемент объективной стороны - последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства - у злоупотребления и превышения полномочий одинаковы. Отличия прослеживаются в объективной и субъективной сторонах.

Злоупотребление должностными полномочиями (далее - злоупотребление полномочиями) согласно ч. 1 ст. 285 - это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и интересов.

Безусловным отличием составов злоупотребления и превышения полномочий является требование о наличии в первом случае корыстной или иной личной заинтересованности. Для уголовно наказуемого превышения полномочий мотивы не имеют значения.

Следует отметить, что в ст. 285 УК РФ речь идет об умышленном использовании служебных полномочий , а не служебного положения, о котором упоминалось в ст. 170 УК РСФСР 1960 г.

Поэтому, на наш взгляд совершенно оправдано к использованию должностным лицом своих служебных полномочий относить только такие деяния лица, которые вытекали из его компетенции (полномочий) и были связаны с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование должностным лицом своего служебного положения подразумевает, что субъект действует непосредственно в пределах круга полномочий (реализует юридические возможности) либо использует возможности, которые ему предоставляет занимаемая должность: связь с другими должностными лицами, служебный авторитет и т.п. (реализует фактические возможности). Важно отметить, что лицо обладает всеми такими возможностями единственно благодаря занимаемой должности. Следовательно, не являются использованием служебных полномочий случаи использования субъектом служебных либо личных связей, авторитета занимаемой должности и т.п., то есть совершение действий, которые формально не входят в его компетенцию, но связаны (обусловлены) с его служебным положением.

Так, по ст. 285 УК был оправдан сотрудник региональной службы налоговой полиции по Тюменской области О., который обвинялся в том, что он, являясь должностным лицом, из корыстных побуждений, действуя вопреки интересам службы и используя свое служебное положение, добился производства бесплатного ремонта своего автомобиля. В определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ указано, что ст. 285 УК РФ предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо установить круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д. Однако ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном заключении органы следствия не указали, злоупотребление какими правами и обязанностями допустил О .

Обязательным признаком злоупотребления полномочиями является использование полномочий вопреки законным интересам службы . Речь идет о действиях, которые не были вызваны служебной необходимостью, противоречат целям и задачам, возложенным на орган публичной власти, где работает лицо, и на публичный аппарат управления в целом. Подобные действия всегда носят незаконный характер, не соответствуют требованиям законов и других нормативных актов, связаны с нарушением субъектом должностных обязанностей и объективно причиняют вред нормальной работе публичного аппарата. Причем нарушение законов и причинение вреда не являются решающими критериями признания действий противоречащими интересам службы. «В том случае, если должностное лицо совершает служебные действия, которые хотя и нарушают формально те или иные требования и даже причиняют вред, но в действительности вызваны интересами дела, не противоречат государственным интересам, состав злоупотребления отсутствует».

Таким образом, при оценке объективной стороны состава злоупотребления полномочиями в действиях должностного лица следует установить формальное соответствие их служебной компетенции должностного лица, с одной стороны, и соответствие или несоответствие их служебной необходимости - с другой. Формальное соответствие действия служебной компетенции данного лица без действительного соответствия их интересам службы, государственным интересам образует существо злоупотребления полномочиями - деяния, предусмотренного ст. 285.

Превышение должностных полномочий (далее - превышение полномочий), согласно ст. 286, - это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав. В литературе практически единодушно формами превышения полномочий считают совершение должностным лицом действий, которые: 1) относятся к полномочиям другого должностного лица или органа; 2) могут быть произведены только коллегиально либо 3) могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (например, применение оружия или специальных средств).

Пленум Верховного Суда СССР в п. 11 постановления № 4 от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» к указанным формам превышения добавляет еще один - совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

Обобщая вышесказанное, констатируем, что, по мнению ученых и практики, превышение власти или служебных полномочий заключается в А) совершении действий, не входящих в компетенцию данного должностного лица, либо Б) входящих в его компетенцию, но требующих определенных условий для использования. Причем действия, составляющие превышение полномочий (в случаях А и Б), как уголовно наказуемое деяние должно быть связано с исполнением лицом служебных обязанностей. Эта связь, в частности, может быть прослежена, когда должностное лицо действует благодаря своему служебному положению и, используя авторитет своей должности, оказывает воздействие на других лиц.

Полагаем, что совершение действий, которые формально соответствуют полномочиям должностного лица, но в данной конкретной обстановке являются незаконными (ситуация Б), является, по сути, частным случаем злоупотребления полномочиями должностного лица.

В итоге мы приходим к выводу, что с учетом мнения ученых и позиции Пленума Верховного Суда составы злоупотребления и превышения полномочий в действующей редакции не соотносятся как общая и специальная нормы, а частично «пересекаются» . В случае исключения нормы о превышении полномочий ряд общественно опасных деяний должностных лиц (подпадающих под ситуацию А) не смогут быть квалифицированы по статьям гл. 30 УК.

Встречающиеся иногда высказывания о том, что превышение полномочий является частным случаем злоупотребления, были справедливы применительно к существовавшей в УК 1960 г. редакции состава злоупотребления (ст. 170), в котором говорилось об использовании субъектом своего служебного положения , что подразумевает, как отмечалось ранее, использование не только юридических (характерно для злоупотребления полномочиями), но и фактических возможностей (характерно для превышения полномочий), формально не подпадающих под его компетенцию, обусловленных занимаемым должностным положением. В связи с этим, чтобы как-то разграничивать злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий (ст. 170 и 171 УК 1960 г.), Верховный Суд в п. 11 постановления № 4 «скорректировал»закон, дав ограничительное толкование о том, что под злоупотреблением служебным положением следует понимать незаконное, вопреки интересам службы, использование предоставленных прав и полномочий. В действующем Кодексе уже сам законодатель в названиях ст. 285 и 286 попытался разграничить описанные в них составы.

Однако общепринятое толкование состава превышения полномочий, основанное на постановлении № 4, обусловливает вывод, что анализируемые составы частично конкурируют друг с другом. Это неоднократно отмечалось в литературе. «Состав ч. 1 ст. 110 (в УК РСФСР 1926 г. этот состав предусматривал превышение служебных полномочий. - М.Р.) ничем по существу не отличается от злоупотребления властью или должностным положением, поскольку злоупотребление должностными правами, нарушение их есть тем самым и их превышение: одно невозможно без другого. При таких условиях разграничение этих составов (превышения полномочий и злоупотребления положением. - М.Р.), основанное на весьма условных и нечетких признаках, может привести лишь к затруднениям и путанице и будет неизбежно отвергнуто судебной практикой, как это имеет место в настоящее время». «.. в чем, собственно, разница между незаконным использованием предоставленных законом прав и полномочий и совершением действий, которые могли быть совершены должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте?». «Ведь и в том и в другом случае должностное лицо совершает действия, которые оно в этой конкретной ситуации совершать было не должно».

3. Установление в главе, посвященной должностным преступлениям, уголовной ответственности не только за злоупотребление, но и за превышение полномочий вполне обосновано. Опасность в последнем случае определяется тем, что субъекты используют свое положение, возможности влиять на других должностных лиц, с которыми они связаны по службе, возможность использовать авторитет, связанный с занимаемой должностью. В этих случаях, хотя лицо и не совершает действий непосредственно по службе, однако использует те фактические возможности, которые вытекают из занимаемого им служебного положения. Такие действия также представляют собой посягательство на правильную деятельность государственного аппарата, поскольку совершаются должностным лицом, которое при этом использует свое служебное положение (должностной авторитет, служебные связи и др.). «Кроме того, в тех случаях, когда такие действия совершаются в интересах других лиц либо становятся им известными, налицо подрыв престижа представляемого должностным лицом звена государственного аппарата, так как служебная компетенция того или иного работника аппарата далеко не всегда известна другим людям».

Если обоснованность установления уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 285 и 286 УК, не вызывает возражений, то законодательный прием установления такой ответственности - две отдельные статьи - представляется не совсем удачным.

Ранее мы показали, что злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) являются, по сути, составными частями общего деяния - «использования служебного положения». «Злоупотребление полномочиями» и «превышение полномочий» в совокупности охватывают тот же круг правонарушений, что и «злоупотребление положением» единолично. «Строго говоря, превышение власти представляет собой вид злоупотребления властью, ибо и в этом случае должностное лицо совершает общественно опасное и уголовно наказуемое действие, используя свое служебное положение».

Разделение одного преступления на две составляющие и помещение последних в разные статьи УК представляется оправданным в двух случаях: (1) для дифференциации уголовной ответственности или (и) (2) для удобства правоприменителя - с целью подробного описания признаков каждой разновидности. «Конструкции узких составов преступления имеют смысл, когда общественная опасность соответствующих преступлений особенно велика, когда четко выявляются признаки таких преступлений и законодатель имеет возможность выделением Delictum sui generis подчеркнуть актуальность борьбы с определенным преступлением».

Первая причина в рассматриваемой ситуации не усматривается, поскольку общественная опасность указанных деяний примерно одинакова, что последовательно отражается в одинаковых санкциях за основные составы этих преступлений в УК 1922 (ст. 105, 106), 1926 (ст. 109, 110), 1960 (ст. 170, 171) и 1996 гг. (ст. 285, 286), а также в УК ряда зарубежных стран.

Сомнительно и наличие второй причины. Ранее отмечалось, что редакция рассматриваемых составов с учетом разъяснений постановления № 4 подталкивает к выводу, что основные составы, описанные в ст. 285 и 286 УК, конкурируют в части совершения должностным лицом действий, которые формально входят в его компетенцию, но в данной конкретной обстановке являются незаконными. Разграничение в таком случае, видимо, следует производить по субъективной стороне: если такие действия совершены с корыстной и другой личной заинтересованностью - то это злоупотребление, если нет (например, из ложно понятых интересов службы или из групповой заинтересованности) - это превышение полномочий.

Полагаем, что указанное законодательное разграничение анализируемых составов не обладает достаточной четкостью. Во-первых, в случае «необходимости» вполне можно любые мотивы лица подогнать под понятие «иной личной заинтересованности». Во-вторых, показанное различие настолько тонко и не существенно, что на практике, далеко не всегда указанные нюансы берутся во внимание.

Так, за превышение должностных полномочий из корыстной заинтересованности по ч. 1 ст. 286 УК был осужден С. Виновный, являясь должностным лицом государственного органа управления лесным хозяйством и обладая правом разрешать вырубку древесины, делал это без оформления соответствующих документов, а деньги, полученные за это от заготовителей, присваивал .

Другой пример. За злоупотребление должностными полномочиями из личной заинтересованности по ч. 1 ст. 285 УК был осужден М. Виновный, являясь главным врачом поликлинники и председателем “шоферской” комиссии, имел право выдачи справок о годности лиц по состоянию здоровья к управлению транспортными средствами. В связи с этим по просьбам знакомых М. систематически выдавал такие справки без реальной проверки состояния здоровья .

Таким образом, аналогичные по сути деяния иногда получают разную юридическую оценку. Встречаются и противоположные случаи, когда одинаково квалифицируются разные деяния.

Так, Пермским областным судом 17 мая 2002 г. был осужден З. за превышение должностных полномочий. Он признан виновным в том, что, являясь начальником исправительного учреждения, во-первых, с нарушением установленного законом порядка неоднократно давал разрешения осужденным на выезд за пределы учреждения; во-вторых, использовал труд осужденных при ремонте принадлежащих ему квартиры и дома .

Считаем, что во втором случае действия З. правильно квалифицированы как превышение полномочий, поскольку законодательство не предусматривает работы осужденных на объектах недвижимости, принадлежащих руководящему составу исправительных учреждений. В первом же случае, надо учитывать, что согласно ч. 6 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается его начальником, поэтому речь должна идти о неправильном и незаконном использовании предоставленных указанному должностному лицу полномочий, то есть о злоупотреблении полномочиями.

Но зададимся вопросом: так ли важно для суда четко разграничивать злоупотребление и превышение должностных полномочий в свете одинаковых санкций в ч. 1 ст. 285 и 286 УК? Наверно, нет.

На наш взгляд, редакции анализируемых составов, их традиционное толкование и расположение в разных статьях лишь порождает негативную конкуренцию и не способствует экономии законодательного материала. Ликвидации такой ситуации способствовало бы объединение указанных составов. При этом можно использовать общее понятие, объединяющее деяния, описанные в ч. 1 ст. 285 и 286. Таким понятием является - «злоупотребление должностным положением». Целесообразно поместить его в название статьи 285 УК, а в части первой статьи (для удобства правоприменителя) раскрыть содержание этого понятия, указав на две его разновидности. Таким образом, ч. 1 ст. 285 будет выглядеть следующим образом:

Статья 285. Злоупотребление должностным положением

1. Существенное нарушение должностным лицом прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в результате:

а) использования своих должностных полномочий вопреки интересам службы;

б) совершения в связи с занимаемой должностью действий, явно выходящих за пределы его полномочий, - наказывается….

Такое решение обеспечит экономное и стройное изложение законодательного материала, а также четкое разграничение основных форм злоупотребления положением. Так, к п. «а» ч. 1 ст. 285 относятся случаи совершения по любым мотивам действий, которые формально входят в компетенцию должностного лица (злоупотребление полномочиями). К п. «б» ч. 1 ст. 285 УК относятся случаи превышения должностных полномочий, то есть совершение субъектом действий в связи со службой, которые даже формально не входят в его компетенцию.

Вопреки существующим сомнениям, полагаем, что буквенная индексация при обрисовке основного состава вполне применима в случаях, когда объективная сторона представлена «сложными» альтернативными действиями.

Диспозицию части второй предлагаемой статьи следует сконструировать подобно ч. 2 ст. 285 и 286 УК.

Диспозицию части третьей предлагаемой статьи следует сконструировать подобно ч. 3 ст. 286 УК, поскольку обе разновидности злоупотребления должностным положением, описанные в диспозиции ч. 1 предлагаемой статьи, могут быть совершены при наличии квалифицирующих признаков ч. 3 ст. 286 УК.

См., например: Каплин М.Н. Сущность дифференциации уголовной ответственности // Юрид. зап. ЯрГУ им П.Г. Демидова. Ярославль, 2001. Вып. 5. С. 178, 179; Кругликов Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб., 2003. С. 60.

См., напр.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 142.

См., напр.: п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 287.

См.: Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 250.

См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 142.

См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000 г. № 8.

Хотя в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК упоминается об «использовании полномочий вопреки интересам службы», в теории справедливо отмечается, что законность этих интересов презюмируется (См., напр.: Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. М., 2002. С. 80).

См.: Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 251-253; Волженкин Б.В. Служебные преступления С. 143; Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2002. С. 849.

Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 65-66.

См.: Курс советского уголовного права. Т. VI (Особенная часть). М., 1971. С. 38.

См., например: Курс советского уголовного права. Т. VI (Особенная часть). М., 1971. С. 46; Здравомыслов Б.В. Указ. соч. С. 106; Галахова А.В. Превышение власти или служебных полномочий. Вопросы уголовно-правовой квалификации. М., 1978. С. 30-33; Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 266; Волженкин Б.В. Указ. соч. 155.

См.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 295.

См.: Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 268.

О квалификации таких действий как злоупотребление должностным положением см., напр.: Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 267.

Конечно, эти деяния могут быть квалифицированы как общеуголовные деяния по другим статья УК. Однако в таком случае не будет учтено то обстоятельство, что действия совершаются в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, что придает деянию особое качество и делает его значительно более общественно опасным.

См., напр.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С.138; Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 248.

Речь идет о конкуренции, при которой, в отличие от постоянной (полной) конкуренции, не всегда конкретное преступление, предусмотренное одной нормой, содержит одновременно еще и признаки деяния, описанного другой нормой (т.е. не в каждом случае возникает конкуренция). Подробнее о частичной конкуренции см., напр.: Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 225.

Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 266.

Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. С. 96.

Там же. С. 97.

См.: Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 4. Л., 1978. С. 251.

Здравомыслов Б.В. Указ. соч. С. 64.

Курс советского уголовного права. Т. 6 (Особенная часть). М., 1971. С. 48.

«Создание родственных составов или дробление родового преступления на смежные виды является обоснованным лишь в том случае, когда это приводит к установлению различных пределов ответственности» (Каплин М.Н. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против жизни и здоровья: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 13).

Лейкина Н.С. Указ. соч. С. 266.

См.: Уголовный кодекс РСФСР. Краснодар: Буревестник, 1923.

См.: Уголовный кодекс РСФСР ред. 1926 г. Л., 1928.

См., напр.: ст. 308, 309 УК Азербайджанской Республики (См.: Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Баку, 2000); ст. 205, 206 УК Республики Узбекистан (См.: Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб., 2001); ст. 314, 316 УК Республики Таджикистан (См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001).

См.: Архив Ярославского областного суда. Наряд копий отмененных и измененных приговоров районных (городских) судов по Большесельскому районному суду, судья Яровикова Лариса Николаевна. 2002-2004. Дело№ 22-134/2003.

См.: Архив Ярославского областного суда. Наряд приговоров Ярославского обастного суда за 1999 г. Т. 2. 2-1. Дело № 2-132.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор в части квалификации действий З. оставила без изменения (См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003 г. № 8. С. 10).

Подобное решение реализовано в ст. 228 УК Литовской Республики (см.: Уголовный кодекс Литовской республики. СПб., 2003), а также в ст. 161 УК Эстонской республики (см.: Уголовный кодекс Эстонской Республики. СПб., 2001).

Законодательное определение «злоупотребления должностным положением» будет способствовать и единообразному толкованию правоприменителем квалифицирующего обстоятельства «использование служебного положения», которое содержится в 31 составе УК РФ.

См., напр.: Кругликов Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб., 2002. С. 192.

Однако важно помнить, что речь в таких случаях идет именно об альтернативных признаках объективной стороны основного состава , а не о квалифицирующих признаках. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в абз. 4 п. 13 постановления от 05.11.1998 г. № 15 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» неправильно назвал альтернативные признаки основного состава ч. 1 ст. 258 УК квалифицирующими признаками состава преступления (см.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. С. 270).

Мыслимы случаи, когда лицо, вообще имеющее право на применение насилия и оружия (например, инспектор ДПС), применяет их, когда на это нет законных оснований. В таких случаях налицо незаконное использование предоставленных лицу полномочий, - злоупотребление полномочиями. Не исключены случаи применения насилия или оружия должностным лицом, которое не наделено по должности такими правами (например, налоговый инспектор). Здесь мы имеем дело с превышением полномочий.

§ 2. Злоупотребление властью
или служебным положением

Объективная сторона этого преступления состоит в использовании виновным своего должностного положения вопреки интересам службы, если это влечет за собой причинение существенного вреда правоохраняемым интересам. Следовательно, она содержит три обязательных признака: а) использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого последствия в виде существенного вреда; в) причинную связь между деянием и последствием.

Данное преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Использование служебного положения предполагает, что содеянное формально входит в круг прав, полномочий и обязанностей лица, в пределы его служебной компетенции.

Суды должны учитывать, как разъяснялось в постановлении Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо было наделено в силу занимаемой должности .

Виновный при этом во всех случаях нарушает принципы, порядок или правила выполнения должностных обязанностей, извращает основную суть и содержание служебной деятельности .

Формами злоупотребления властью или служебным положением могут быть: грубые нарушения штатно-финансовой дисциплины, обман контролирующих и ревизующих органов, сокрытие хищений и недостач товарно-материальных ценностей, получение или отпуск товаров по оптовым или заниженным ценам, неосновательное расходование государственного или общественного имущества либо передача его в пользование отдельным гражданам, извлечение должностным лицом корыстной выгоды за счет государственной либо общественной собственности, но без изъятия государственного или общественного имущества (например, использование рабочей силы, транспорта, механизмов для строительства дачи, гаража, ремонта квартиры без оплаты выполненной работы), незаконное обогащение за счет имущества, принадлежащего отдельным гражданам, и т.п.

Специфическими формами должностного злоупотребления являются сокрытие хищений либо любых иных преступлений , а также попустительство со стороны должностных лиц совершению преступления.

Преступные последствия в составе данного преступления состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам или интересам граждан.

Указанный признак объективной стороны должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) относится к числу оценочных. В связи с этим для уяснения его сущности нужно выяснить два вопроса: каково содержание вреда и каковы критерии признания его существенным. Вред в составе трех названных преступлений может быть материальным, а также заключаться в нарушении основных (конституционных) прав и свобод граждан либо в нарушении нормальной работы

Наиболее часто последствием должностного злоупотребления является вред материальный. В проведенном Верховным Судом СССР в 1990 году обзоре судебной практики по делам о должностных преступлениях указывалось, что материальный вред был установлен в 80% от общего числа изученных дел . Его в свою очередь принято подразделять на имущественный и личностный. Имущественный вред существует в виде реального ущерба собственности (уменьшение наличной имущественной массы) и в виде упущенной выгоды (недополучение того имущества, которое должно быть получено на законных основаниях). Для должностного злоупотребления типичен имущественный ущерб. Применительно к государственной и общественной собственности он, как правило, проявляется в форме упущенной выгоды.

Ущерб личной собственности граждан как последствие должностного злоупотребления, по общему правилу, состоит в уменьшении наличного имущественного фонда потерпевших.

Личностный вред заключается в причинении телесных повреждений разной степени тяжести, а также смерти. При этом следует иметь в виду, что для данного преступления причинение вреда личности нетипично.

Причиняемый злоупотреблением вред государственным или общественным интересам может состоять также в серьезном нарушении нормальной работы отдельного звена государственного аппарата либо предприятия, учреждения или организации.

Наконец, формой вреда может быть нарушение важнейших законных прав и интересов граждан.

Для наличия состава должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) необходимо, чтобы вред был существенным .

Критериями существенности вреда судебная практика считает "степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, учреждения, организации, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда" .

На оценку вреда как существенного в конкретном случае могут оказать следующие факторы: дефицитность утраченных или не поступивших товарно-материальных ценностей, их хозяйственное значение, объем и размеры в натуральном виде, экономическая мощность предприятия либо организации, объем выпускаемой продукции и другие показатели хозяйственной деятельности. Так, даже при относительно незначительной стоимости сортового семенного зерна либо корма для скота его гибель или порча, равно как и разукомплектование машин и т.п., должны рассматриваться как существенный вред.

Если вред представляет собой нарушение нормальной работы предприятия, учреждения или организации, он будет существенным, когда проявляется в перерыве или приостановлении производственных процессов, в невыполнении государственных планов и т.п.

Из сопоставления ч. 1 и ч. 2 ст. 170 УК следует, что физический вред как признак основного состава должностного злоупотребления может состоять в нанесении побоев, причинении легких и менее тяжких телесных повреждений. Однако по общему правилу причинение физического вреда свидетельствует о наличии состава превышения власти или служебных полномочий (ст. 171 УК).

Нарушение прав и интересов граждан будет существенным, если ущемлены основные конституционные права человека: право на труд, отдых, жилье, социальное обеспечение и т.п. (глава 2 Конституции Российской Федерации). Вместе

Для состава преступлений достаточно одного из последствий, которое в конкретных условиях признается существенным вредом, нанесенным правоохраняемым государственным, общественным либо личным интересам. Однако возможно и сочетание последствий.

Необходимым признаком объективной стороны данного преступления является причинная связь между фактом использования служебного положения и наступившими последствиями .

Субъективная сторона злоупотребления властью или служебным положением характеризуется только умыслом. Виновное лицо сознает, что оно использует свое служебное положение вопреки интересам службы, и желает его таким образом использовать. В содержание умысла входит также предвидение наступления вследствие использования служебного положения существенного вреда правоохраняемым интересам и желание или сознательное допущение его причинения. Кроме того, обязательными признаками субъективной стороны данного преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность в составе должностного злоупотребления понимается как стремление лица получать имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности) . Виновный может стремиться извлечь ее за счет освобождения (уклонения) от платежей или иного расходования личного имущества или денежных средств, незаконного получения личного имущества граждан, сокрытия недостач товарно-материальных ценностей и т.п. Извлечение имущественной выгоды при злоупотреблении не может быть связано с безвозмездным в корыстных целях изъятием

Объединяет все эти побуждения, образующие иную личную заинтересованность, их антисоциальный, антиобщественный характер. По изученным Верховным Судом в 1990 году делам о должностных злоупотреблениях и подлогах 56% этих преступлений были совершены из корыстных побуждений, 44% - из иной личной заинтересованности .

Если в конкретном случае в действиях должностного лица по службе, хотя бы и причинивших вред, в том числе и имущественный, не установлено корыстной или иной личной заинтересованности, состав злоупотребления служебным положением отсутствует. Судебная практика последовательно придерживается этой линии. Так, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении по делу директора совхоза К., осужденного за должностное злоупотребление, выразившееся в бесплатной выдаче бензина всем работникам совхоза, в том числе и не имевшим права на такую льготу, чем был причинен ущерб, указал, что в действиях К. не было корыстной или иной личной заинтересованности, они представляли собой лишь формальное нарушение порядка расходования горючего и состава преступления не содержат .

Закон предусматривает лишь один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 170 УК). Понятие это оценочное, признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела. Судебная практика относит к их числу, в частности, крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного

процесса, дезорганизацию работы предприятия, учреждения, нанесение государству материального ущерба в крупных размерах, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку.

Для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170 УК необходимо установление также и всех остальных признаков основного состава должностного злоупотребления, в том числе корыстной или личной заинтересованности.

Злоупотребление властью или служебным положением, как самостоятельное преступление, следует отличать от хищения государственного или общественного имущества путем злоупотребления служебным положением (ч. 2 ст. 147 1 УК). Различия проводятся по объекту, объективной стороне и содержанию умысла. Объект должностного злоупотребления - нормальное функционирование органов власти или управления, объект хищения - отношения собственности. Объективная сторона злоупотребления состоит в использовании виновным своего служебного положения, которое причиняет существенный вред государству или общественной организации. Однако причинение его не должно быть связано с незаконным обращением виновным имущества в свою собственность. В противоположность этому суть хищения именно в незаконном обращении имущества в собственность виновного, при котором способом такого обращения будет злоупотребление служебным положением

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация