2 критерии классификации административно правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм. Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Главная / Авто

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1. Классификация административно-правовых норм 3

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма­териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу­ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист­ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ­ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот­реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя­ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право­вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол­нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим­ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним уп­равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря­док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару­шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце­дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули­руемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа­щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза­тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу­чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест­венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи­вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ­ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи­саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп­равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля!991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. 4 По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го­сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж­данам закрепляемые нормой административного права их общие обя­занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За­преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре­щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно­летних) 5 и т.п. Это - специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель­ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за­преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко­торого участники регулируемых управленческих отношений действу­ют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически до­зволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совер­шать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, со­ответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеоб­разием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обяза­тельного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимо­отношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регла­ментирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;

г)административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

    закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

    определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

    устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

    регулирующие административно-процессуальную деятельность;

    обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

    определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

    общефедеральные,

    устанавливаемые субъектами федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т.п.).

    По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

  • межотраслевыми,

    отраслевыми,

    местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В пос­леднем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Учитывая многообразие сфер государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил:

По соотношению прав и обязанностей участников отношений;

По характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Ю.Н. Старилов помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения:

По целям;

По составу участников;

По направлению деятельности и др.

Есть ряд других научных подходов по данному вопросу. Рассмотрим некоторые критерии классификации.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

Участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

Административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. (По всем вопросам жизнедеятельности – Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации);

Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Административно-процессуальные правоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии с законодательством является обязательным для другого субъекта. Так, органы исполнительной власти наделяются полномочиями принимать акты, которые являются обязательными не только для непосредственно подчиненных им органов и организаций, но и для органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, служащих, не находящихся в подчинении, и граждан. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны соблюдать и защищать конституционные права граждан.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

1. По содержанию административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, c их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм: 1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления; 2) закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций; 3) устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы; 6) регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 7) разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;

8) определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

2. По предмету правового регулирования: 1) материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий; 2) процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений: 1) обязывающие; 2) уполномочивающие; 3) запрещающие; 4) стимулирующие; 5) согласительные.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают: 1) категорические (императивные); 2) рекомендательные; 3) диспозиционные.

5. По способу действия: 1) в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.; 2) по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия; 3) по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

По целевому назначению:

регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;

охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.

Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия на субъекты отношения:

обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.;

запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;

уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой.


Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. Например, должностные лица Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства вправе давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства; ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; давать предписания о прекращении финансирования этой деятельности; рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; аннулировать лицензии; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными.

стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).

рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).

По предметам действия:

по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

По юридической силе:

законодательные акты

подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

По сроку действия:

временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

Система элементов механизма административно-правового регулирования - совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти , государственного управления и иных регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношениях.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. нормы административного права , регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти , государственного управления ; формирование целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов исполнительной власти , государственного управления, содержащихся в Конституции РФ , ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ , а также аналогичные нормативные акты на уровне субъектов РФ и другие нормативные акты, принятые полномочными органами государственной власти и управления;
  2. акты толкования норм административного права , как правило, Конституционным Судом РФ , другими судебными органами власти;
  3. индивидуальные акты;
  4. акты применения норм административного права (акты применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные (подведомственные) властные полномочия);
  5. административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления - это прежде всего урегулированные нормами административного права полномочия, функции, задачи, формы, методы в деятельности субъектов права .

Особое значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования занимает правосознание граждан , методы убеждения и административного принуждения . Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права, правоприменительной деятельности, законности , правосудию , их мнения о правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений.

Процесс административно-правового регулирования - последовательное воздействие правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти

Административно-правовые нормы: понятие и структура

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов - взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Поощрение - публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Классификация административно-правовых норм

  1. материальные - регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав , обязанностей, задач, функций и полномочий;
  2. процессуальные - регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях , вынесение решения о виде административного наказания , порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений:

  1. обязывающие;
  2. уполномочивающие;
  3. запрещающие;
  4. стимулирующие;
  5. согласительные.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

  1. категорические (императивные);
  2. рекомендательные;
  3. диспозиционные.

5. По способу действия:

  1. в пространстве - общероссийские, в пределах субъекта РФ , местные правовые акты и др.;
  2. по времени - с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
  3. по субъектам регулирования - в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц , государственных служащих , негосударственных учреждений.

Реализация административно-правовых норм

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование;
  4. применение.

Наиболее широко используемая форма реализации - это соблюдение права , т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти , государственного управления .

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти , государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти , государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;
б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;
в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений ;
г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;
д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация