1 нормативные правовые акты по охране труда. Локальные нормативные акты по охране труда в организации. Нормативные документы по охране труда в строительстве

Главная / Авто

Добрый день.

В статье 212 Трудового Кодекса РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности . Достаточно часто это требование игнорируется. Вспоминают о нем, когда начинаются тендеры.

Практически все организации-заказчики, особенно крупные (Роснефть, Газпром, Газпромнефть и т.д.) требуют у своих потенциальных подрядчиков предоставить если не весь комплект, то хотя бы перечень документов по охране труда, применяемый в организации. Инженеры по охране труда в суматохе начинают этот перечень составлять.

Я считаю, что стоит позаботиться об этом моменте заранее, разработать и утвердить перечень нормативно-правовых актов по охране труда сразу в начале работы. В дальнейшем, это позволит четко ориентироваться в документах, которые применимы к конкретной организации и своевременно отслеживать их изменения.

О локальных документах по охране труда я уже рассказывал.

Как было сказано в прошлой статье, сейчас я работаю по предписанию выданному организации по бурению нефтяных скважин. Поэтому, перечень который я хочу предложить сегодня вам связан с бурением. Но, он как всегда универсален.

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда, применяемых в ООО «ААА» в связи со спецификой деятельности

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»
  4. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  6. «Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности. РД 08-272-99» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.03.1999 N 19)
  7. «Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14)
  8. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
  9. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»
  10. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  11. Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 «Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
  13. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  14. Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  15. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»
  17. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  18. «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности. ППБО-85» (утв. Миннефтепромом СССР 25.11.1985)
  19. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности „Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций“
  20. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст)
  21. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  22. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
  23. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"
  24. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  25. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
  26. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  27. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  28. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»
  29. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»(утв. Минэкономики РФ 19.02.1998)
  30. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»
  31. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  32. «ПОТ РО-14000-002-98. Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» (утв. Минэкономики РФ 20.01.1998)
  33. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  34. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  35. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  36. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  37. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  38. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  39. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
  40. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  41. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 N 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  42. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  43. Приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»
  44. Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))»

Разъяснение.

  • Это образец. Применим к бурению. Однако, как вы можете увидеть, специфические документы идут только в начале. Всё остальное достаточно универсально;
  • В перечне указываются документы не только по охране труда, но и по промышленной безопасности, пожарной и санитарному законодательству. Охрана труда, все-таки, понятие очень широкое;
  • Указывайте только те документы, которые реально применяются в вашей организации. Если работаете с сосудами под давлением — правила безопасности при работе с сосудами, если с кранами — правила безопасности при работе с подъемными сооружениями и т.д.;
  • Не стоит писать в перечне редакции документов и перечислять все изменения. Указывайте только первоначальный документ. Это избавит вас от необходимости постоянно обновлять перечень;
  • Согласуйте перечень с профсоюзом, это, все-таки документ по охране труда.

Акт проверки состояния охраны труда составляет комиссия, которая осуществляет саму проверку состояния охраны труда. Работа комиссии проводится по ежеквартальным планам, которые утверждаются должностным лицом, которому подчинена комиссия. В плане предусматриваются мероприятия:

  • по предупреждению небоевых потерь, травматизма и по пропаганде техники безопасности;
  • по выполнению приказов и распоряжений директора ФПС России, командующих пограничными округами (пограничными группами) по технике безопасности (охране труда), предупреждению травматизма, происшествий с автомобильной, бронетанковой и другой техникой;
  • по устранению нарушений мер безопасности, выявленных в результате предыдущих проверок и анализа состояния техники безопасности, а также указанных в актах (справках) комиссий из вышестоящих организаций;
  • профилактического характера, учитывающие решаемые подразделениями задачи по службе и ее инженерному обеспечению, боевой подготовке, хозяйственной деятельности, а также по обслуживанию технических средств и оборудованию объектов.

Планами предусматривается проверка комиссией (членами комиссии) всех подразделений и объектов части не реже двух раз в год с обязательным составлением акта проверки состояния охраны труда. По решению председателя комиссии проверки могут проводиться полным или неполным составом комиссии.

Результаты проверок оформляются актами (Вариант N 2, в конце страницы). Акты проверки состояния охраны труда утверждаются командиром части и доводятся до сведения должностных лиц, ответственных за выполнение предложенных мероприятий. Один экземпляр акта вручается командиру подразделения (начальнику объекта), подвергшемуся проверке, второй — секретарю комиссии.

Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Повестка дня заседания устанавливается председателем комиссии. На заседания комиссии могут приглашаться (заслушиваться) командиры подразделений, начальники объектов. Решения комиссии оформляются протоколами.

Председатель комиссии докладывает результаты работы не реже чем раз в квартал.

После назначения членов комиссии войсковой части (предприятия, учреждения) приказом с ними проводятся занятия (сбор) в течение 1 — 2 дней, на которых изучаются требования руководящих документов и проводится обмен опытом работы. К проведению занятий рекомендуется привлекать представителей местных органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госпожнадзора, ГАИ, ВАИ, прокуратуры, технических инспекций пограничных округов (групп).

Что проверяется комиссией при проверке состояния охраны труда?

  • наличие в части приказов, инструкций, указаний ФПС России, пограничного округа (группы), правил по технике безопасности (охране труда) и производственной санитарии;
  • знание и соблюдение командирами подразделений и объектов, должностными лицами, руководителями работ требований законодательства, приказов, инструкций и других нормативных документов вышестоящих организаций и органов надзора по вопросам техники безопасности (охраны труда);
  • наличие в части приказов о назначении ответственных лиц за соблюдение техники безопасности (охраны труда), их отношение к выполнению служебных обязанностей, обученность и аттестованность;
  • наличие и знание функциональных обязанностей по технике безопасности (охране труда) должностными лицами, их фактическое выполнение;
  • соблюдение правил безопасного несения пограничной службы, оборудование маршрутов движения на участках пограничных застав (подразделений) и правильность пользования ими;
  • организация обучения и уровень подготовки всех категорий военнослужащих, гражданского персонала правилам техники безопасности (охраны труда). Организация учебы лиц, обслуживающих объекты повышенной опасности, в специализированных учебных комбинатах, профессионально — технических училищах, на курсах;
  • соответствие производственных, служебных, бытовых, жилых помещений, зданий и сооружений требованиям техники безопасности (охраны труда);
  • соблюдение норм и правил техники безопасности при обслуживании, ремонте боевой, специальной, инженерной, автомобильной, коммунально — бытовой и другой техники;
  • соблюдение правил безопасного содержания, эксплуатации и ремонта объектов повышенной опасности (электрохозяйства, теплохозяйства, подъемно — транспортных машин, механизмов, станций очистки, перекачки и других устройств);
  • соблюдение правил хранения, транспортировки, использования и утилизации ядовитых, наркотических, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ;
  • обеспечение безопасного хранения, транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, средств имитации взрывов, пожаров и отравляющих веществ;
  • исправность и соблюдение установленных сроков испытания и проверок электрооборудования, приборов безопасности, средств автоматического контроля и защиты, индивидуальных средств защиты, контрольно — измерительных приборов, оборудования и устройств, подлежащих единовременным или периодическим проверкам;
  • обеспеченность военнослужащих, гражданского персонала спецодеждой, спецобувью, дополнительным питанием, респираторами, шумопоглотителями, защитными очками и другими индивидуальными средствами защиты, а также правильность их использования и содержания (хранение, стирка, ремонт и т.д.);
  • исправность инструмента, приспособлений, приборов, оснастки, используемых в технологических процессах (на рабочих местах);
  • состояние рабочих мест, исправность оборудования, вентиляции, освещения, устройств шумопоглощения и виброизоляции, соблюдение военнослужащими, рабочими и служащими правил техники безопасности и личной гигиены, наличие и укомплектованность аптечек доврачебной медицинской помощи;
  • организация учета инструктажей по технике безопасности (вводных, первичных на рабочем месте, повторных, внеплановых, целевых (ГОСТ 12.0.0004-90)). Наличие на каждом рабочем месте инструкций по технике безопасности. Соблюдение личным составом безопасных приемов и методов работы;
  • техническое состояние, организация безопасной эксплуатации столово — кухонного оборудования и использования бытовой техники;
  • организация технического надзора за выполнением требований строительных норм и правил (СНиП) по безопасной организации и производству строительных работ;
  • обеспечение служебных, производственных, других зданий и объектов предупредительными, запрещающими, предписывающими плакатами, надписями и иными наглядными пособиями, знаками по технике безопасности. Состояние кабинетов, уголков, витрин по охране труда, технике безопасности;
  • организация соблюдения норм и правил техники безопасности при выполнении отдельных работ (заданий) временно сформированными командами (бригадами, группами) военнослужащих, гражданского персонала, командированного состава.

Заместителю начальника железной дороги
по Пермскому региону
А.А. Кравчуку

Заместителю начальника железной дороги —
Начальнику Дирекции инфраструктуры
И.Ю.Баринову

Начальнику Дирекции тяги
А.А. Крутько

Акт проверки состояния охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности, проведенной дорожной комиссией в период Осеннего комиссионного осмотра Пермского региона обслуживания

При выполнении работ на ж\д путях не назначаются старшие групп и сигналисты. А в тех бригадах где старшие групп все-таки назначены, отсутствует их роспись за данную обязанность (ст. Усть-Тискос, Лаки, Архиповка и др.).

Вход в модульный пункт обогрева 11 л.у. на ст. Европейская не спланирован, расположен на высоте около 1 м, отсутствует электропитание пункта обогрева, и как следствие нет освещения и отпления.

В табельной на станции Теплая Гора обнаружены все удостоверения работников участка (по охране труда, электробезопасности, промышленной безопасности, удостоверения сигналистов), которые хранятся в рабочем столе у мастера, а не у работников. В данной куче документов обнаружены удостоверения с истекшим сроком действия: у бригадира Ульяницких С.Ю. просрок в проверке знаний с 21.07.2009 как ответственного за безопасное производство работ кранами, аналогично у Карелина с 06.07.2010. Сигналисты при выполнении работ на ж\д путях не назначаются.

При проверке работников (всего 4 чел.), находящихся в мотовозе МПТ-4 №675 в гараже 10 л.у. на ст. Бисер обнаружено, что у всех работников отсутствуют удостоверения по охране труда, а у помощника мотовоза Танкова Ю.Л. удостоверение по электробезопасности с истекшим 13.10.2011 сроком действия – допущен просрок в проверке знаний. Электрощитовая гаража (2 электрощита: 220В и 380В) эксплуатируется с грубейшими нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: не определены оперативные наименования щитов, отсутствуют диэлектрические ковры и диэлектрические перчатки, также отсутствуют однолинейные схемы электрощитов, в электрощите на 220В из 7 электропробок – 5 оборудованы плавкими вставками типа «жук», пробки при этом горячие, гнезда для вкручивания пробок разбиты, болтаются. Электрощиты открыты, в щитах грязь, мусор. Здесь же сильно разрушена несущая стена гаража из-за въезда в нее дрезины, дыра насквозь. Упоров, ограничивающих подъезд к стенам нет. Имеется возможность дальнейшего разрушения стены и здания в целом.

В 10 л.у. на ст. Лаки в эксплуатации находятся 4 костыленаддергивателя, 2 из которых не оборудованы защитными козырьками, деревянная лестница не испытана и не соответствует требованиям Правил – не имеет резиновых башмаков, штырей и крюков.

На ст. Койва в эксплуатации 4 портальных крана, 2 из которых вообще не испытывались, а у 2-х – 18.10.2010 истек срок испытания.

У монтеров пути 7 л.у. на ст. Скальный Лимонова Е.В., Прозорова О.А., Владыкина Я.Я. отсутствуют удостоверения по охране труда. Здесь же 4 костыленаддергивателя не имеют защитных козырьков. В пункте обогрева отсутствуют огнетушители, инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов, табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствует удостоверение по охране труда у дежурного по переезду Красных А.Л.

В 7 л.у. на ст. Архиповка в эксплуатации 2 не испытанных портальных крана. При выполнении работ на ж\д путях монтер пути Прозоров О.А. систематически выполняет работу в одно лицо. Здесь же отсутствует перечень действующих инструкций по охране труда, 3 инструкции №099; 022; 008 от 2005-2006 г.г. с истекшим сроком действия, отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

В 7 л.у. на Посту 139 км также в эксплуатации 2 портальных крана с истекшим 05.05.2011 сроком испытания, в пункте обогрева нет ни одного огнетушителя, отсутствуют инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов.

В неудовлетворительном состоянии находится помещение кладовой 22 л.у. тракционного парка ст. Пермь-Сортировочная: территория вокруг здания не убрана, вокруг валяются гнилые ящики, шпалы, деревянные сгнившие конструкции, поддоны, разбросаны детали верхнего строения пути, костыли, скрепления и др. здесь же на улице устроен верстак с набитыми гвоздями, бочка для сжигания мусора. В самом помещении курят, для обогрева применяется самодельная электропечь, установленная на кирпичах, электропроводка печи на скрутках. В помещении устроена лежанка из спецодежды, спецодежда хранится навалом в углах, стол и верстак захламлены деталями, инструментом, тут же принимается пища. В помещении антисанитария. Нет ни одного огнетушителя, нет таблички с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и перечня разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов. В инструменте строгого учета находится костыленаддергиватель, не оснащенный защитным козырьком. В данном подразделении недостаток сигнальных принадлежностей, отсутствуют петарды, рожки, в наличии только грязные флажки.

Табельная на ст. Пермь-Сортировочная

Электрощит СЩ-401 (расположен у гаража) эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП: врос в землю до такой степени, что нет возможности найти заземление корпуса щита, в щите грязь, мусор, паутина, ППР давно не проводился, на однолинейной схеме нет даты утверждения, схема нарисована вручную, не указан ток уставки отходящих кабелей в гараж, табельную и склад. Электрощит открыт.

Гараж превращен в склад: бочки с ГСМ, краской, детали верхнего строения пути, запчасти, инструмент, знаки, все хранится навалом вдоль стен. В помещении гаража курят, здесь же устроено место отдыха и коллективного приема пищи. Все в антисанитарном состоянии: стол для приема пищи, умывальник, холодильник. Здесь же хранятся 3 деревянных не испытанных лестницы, 2 из которых сгнили и сломаны. Во всем помещении грязь, пыль.

Табельная. Из приказов о назначении руководителей стажировки видно, что руководителями стажировки монтеров пути назначаются дорожные мастера и бригадиры, которые физически провести стажировку не могут. Так за монтером пути Агеевым А.В. приказом по ПЧ закреплен руководитель стажировки ПД Смирнов И.Г. Хотя в журнале стажировки в гр. 6, 7 стоят фамилии и росписи 2-х работников, якобы проводящих стажировку. Кто понесет ответственность за работника?

Имеют место факты не проведения проверки знаний на 1 группу по электробезопасности работникам. Система контроля за сдачей экзаменов отсутствует. Нарушение повторное.

В приказе от 25.07.2011 «О порядке прохождения и заполнения Личной карточки учета выдачи СИЗ» имеются ссылки на отмененный документ – расп. №497 от 09.09.2002.

Ряду вновь принятых работников спецодежда выдана не в полном объеме: так монтеру пути Тютикову Г.А. не выдан костюм х\б и ботинки; монтеру пути Макейчику Г.А., принятому 24.08.2011 не выдано ничего; бригадиру пути Ильиных Э.С. куртка из плащ-палатки выдана аж 30.11.2006г., а шапка-ушанка – 20.03.2007г.

Помещение аккумуляторной. Емкость со щелочью не подписана. Выпрямителю ВСА-5А замер сопротивления изоляции последний раз проведен 26.12.2006 г.

Цех дефектоскопии. На потолке помещения имеются многочисленные протечки из душевых 2-го этажа. Здесь же нехватка сигнальных принадлежностей: нет флажков, рожков, аккумуляторов к рациям.

База ПЧ. Совмещено хранение баллонов под давлением: 1-с пропаном и 3 – с кислородом. Электрощит 380В – отсутствуют: оперативное наименование щита, однолинейная схема, сечение заземления щита не соответствует ПУЭ.

Несмотря на запрет эксплуатации козлового крана МККС-12,5, регистрационный №3677 с 22.04.2011г. до полного устранения нарушений и дефектов и результатов проведения экспертизы, эксплуатация данного ГПМ продолжает вестись по сей день, что подтвердил крановщик Харитонов В.Ю. (погрузку выполняли 24.10.2011г.). Электропитание крана не обесточено, не опломбировано, приказ ПЧ о запрете эксплуатации крана с росписями ответственных за исправное состояние ГПМ, безопасное производство работ краном и крановщика не представлен. На рельсах свежие следы движения крана. Данному крану была запрещена эксплуатация в 2007 г. предписанием Ространснадзора.

При проверке табельной 3 л.у. ст. Курья выявлено, что монтер пути Чистин А.И., прошел стажировку до 22.08.2011, а с 22.08.2011 по 30.08.2011 выполнял работу безнадзорно в бригаде, так как экзамены сдал только 30.08.2011 и был допущен к самостоятельной работе. Приказов о продлении стажировки или не допуске в зону движения поездов нет.

Компрессорная 3 л.у. ст. Курья абсолютно не готова к работе в зимних условиях, с 06.09.2011 истек срок проведения внутреннего и наружного осмотров воздухосборников – 2 шт. В помещениях компрессорной грязь, захламленность, беспорядок, сломанная мебель, раскуроченный холодильник, антисанитария. Отсутствует какая-либо документация по охране труда и пожарной безопасности. Штатная должность машиниста компрессорной установки свободна. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: не закреплен к полу, качается, отсутствует заземление корпуса станка, расстояние между упорами и заточным кругом более 1,5 см, стекло не сблокировано с остановом станка, нет местного освещения, инструкции по охране труда и перечня лиц, имеющих право работы на данном оборудовании. Электрощит эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: наименование щита закрашено, просматривается – ЩУ-1, не указано напряжение, нет однолинейной схемы, автоматы и рубильники не подписаны, на кабелях нет бирок, отсутствуют диэлектрические перчатки. Щит открыт, в щите грязь, мусор.

В пункте обогрева 1 л.у. на ст. Шабуничи огнетушитель без раструба. Здесь же при выполнении работ на ж\д путях не назначаются сигналисты и старшие групп, ответственные за охрану труда работников (ПДБ Гудков Р.М.).

При проверке СБК ст. Пермь-2 выявлено, что после проведенного ремонта во всех помещениях светильники и рассеиватели не очищены от побелки, на части светильников рассеиватели отсутствуют. В душевой у водонагревателя выпала крышка, защищающая токоведущие части и нагревательные тены. Вход в душевую и к водонагревателю завален металлическими рамами, деревянные трапики сгнили. В помещении приема пищи мебель – столы разрушены, старые, в перечне разрешенных бытовых электроприборов не включен ряд оборудования: СВЧ-печь, 4-х комфорочная электроплита, отсутствует табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и табличка с указанием № телефонов аварийных служб. При проведении целевого инструктажа ссылка делается на инструкцию №70, которая фактически отсутствует, кроме этого отсутствует и ряд других инструкций по охране труда, необходимых для инструктирования работников.

При проверке 13 поста на ст. Пермь-2 (данное рабочее место находится под боком у региона и дистанции) выявлено, что на данном рабочем месте нет ни одной инструкции по охране труда, при этом целевые инструктажи проводятся именно здесь, нет инструкции по пожарной безопасности, целевой инструктаж проводится не по инструкциям по охране труда. А кладовая-подвал находится просто в безобразном состоянии, проход практически не возможен из-за завалов инвентаря, хлама, деталей верхнего строения пути, все свалено в кучи, нет ни одного свободного места, куда можно поставить ногу. Верстак, под верстаком, вокруг заточного станка все валяется навалом. Из средств пожаротушения в углу установлен запрещенный к эксплуатации огнетушитель ОХП, из которого потекла тушащая жидкость, других средств пожаротушения нет. В данных помещениях выполняют работу 4 монтера пути, при этом Тарасов А.М. работает на заточном станке, Айтуганов Р.Н. и Портыка И.Н. занимаются изготовлением деревянных пробок, перерубанием проволоки без применения СИЗ-очков. Всем работникам не проведен целевой инструктаж на несвойственную им работу. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: заземление корпуса станка отсутствует, стекло не сблокировано с остановом станка, стекло грязное, но при этом очков нет. Тут же в помещении столярной мастерской эксплуатируется фуговальный станок – и.о. бригадира Дементьев А.В. вводит в заблуждение членов комиссии, утверждая, что станок не рабочий, фактически станок подключен к электропитанию, работает и вокруг него свежая стружка. Нет инструкций по охране труда, нет перечня лиц, имеющих право на нем работать, нет толкателей, нет СИЗ.

При проверке поста централизации №1 выявлено, что огнетушитель расположен на высоте более 1,5 м и вдобавок не испытан. Дежурная поста не смогла вынуть огнетушитель из кронштейна. Здесь же выявлен недостаток сигнальных принадлежностей, в наличии имеются только 3 петарды и желтый флажок. В эксплуатации находится деревянная лестница не испытанная с 11.03.1984 года.

ЭЧС-101 ЭЧ-1

Крайне неудовлетворительное отношение к учету и испытанию электрозащитных средств: журнал учета и испытания защитных средств не установленной формы, не соответствует требованиям Инструкции №261р.

Все диэлектрические перчатки с 1 по 12 номер с истекшим 19.10.2011 года сроком испытания. Аналогично — указатель напряжения №84040, срок испытания истек 15.10.2011г. Данных об изъятии не испытанных защитных средств в журнале учета и испытания нет. Осмотры защитных средств не проводятся, в журнале учета и испытания защитных средств нет даже граф об осмотре. Осмотр переносных заземлений последний раз проводился 17.12.2010 года (норма 1 раз в 3 месяца).

Нарушается периодичность испытания ремней монтерских когтей (согласно Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки ж\д ОАО «РЖД», утв. Старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. 16.12.2010 №103 периодичность испытаний 1 раз в 6 месяцев, осмотров – 1 раз в 3 месяца), монтерские когти и лазы испытываются 1 раз в 1 год.

В журнал учета и испытания защитных средств не внесены данные об испытании диэлектрических бот №1; 2.

Последний имеющийся перечень опасных мест по мастерскому участку от 09.01.2008 года, утвержден ЭЧ Кокаровцевым П.Н., а последний перечень опасных опор от 03.01.2004 года, утвержденный ЭЧ Немытых Л.Н.

Карточки мест повышенной опасности в количестве 15 штук на 2011 год не выверены.

Инструкции по охране труда №003 (для электромонтеров ЭЧС); №009 (для электромонтеров по обслуживанию электрооборудования); №038 (для электромонтеров по ремонту, монтажу, демонтажу кабельных линий) от 18.08.2008г., при этом согласно ПТЭЭП данные инструкции должны быть пересмотрены 1 раз в 3 года.

В подразделении отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

Согласно наряду №13 от 20.10.2011 в составе бригады числился Устинин В.П., при этом 21.10.2011 его из бригады выводят без указания времени вывода, но целевой инструктаж ему уже не проводят, наряд не закрыт, а в графе, в которой указывается про заземление места работ указано: «Установить п\з №1 там то, п\з №2 – там то, п\з №3 там то, а далее движемся по мере удаления»

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкции по охране труда, в гр. 5 журнала инструктажей указывается:»Меры безопасности по наряду №__, и меры безопасности на ж\д путях» и все, при этом работы в основном проводятся в электроустановках.

Старший электромеханик Заппаров Р.З. сам себе проводит целевой инструктаж.

В журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствует роспись Попова Р.А. за получение целевого инструктажа по распоряжению, кроме того данный инструктаж ему не проведен и не оформлен в журнале инструктажей на рабочем месте. В журнале инструктажей отсутствует роспись Тиунова М.А. за получение целевого инструктажа 20.10.2011, также отсутствуют росписи Заппарова Р.З.за проведение целевого инструктажа 2-м работникам. Отсутствуют росписи Тиунова и Попова за получение целевых инструктажей 18.10. и 19.10.2011 года.

Допущен просрок в проведении повторного инструктажа 07.10.2011 электромонтерам Рылову А.И. и Попову В.А.

Первичный инструктаж электромонтерам Тронину В.И., Денчику О.Р., Зайцеву А.В. проведен без указания даты проведения. Стажировка данным работникам не оформлена. Отсутствуют росписи старшего электромеханика Заппарова Р.З. за проведение первичного инструктажа 23.08.2011 электромонтерам Снегиреву А.А. и Ознобихину В.Д.

3-х ступенчатый контроль:

1 ступень контроля последний раз проведена 29.09.2011 года.

2 ступень контроля проводится в одно лицо, без участия общественного контроля, отсутствуют росписи членов комиссии по проведению 2-ой ступени контроля 30.09.2011, при этом это последняя дата проведения 2 ступени контроля (согласно приказа ЭЧ норма — 2 раза в месяц).

3 ступень контроля от 13.09.2011 проведена в одно лицо зам ЭЧ Фугаевым А.П. Нарушается периодичность проведения 3-ей ступени контроля, предыдущая проверка была проведена 04.05.2011. Проверка от 28.02.2011 проведена комиссией под председательством ЭЧТБ Корепанова С.В.

Качество всех проверок крайне неудовлетворительное.

На опоре наружного освещения напротив поста ЭЦ ст. Блочная установлен автомат внутренней установки. Практически отсутствует освещение грузового двора станции и низкая освещенность самой станции.

ЭЧК-437 ЭЧ-5

При проверке работников района к\с, находящихся в автомотрисе АДМ на ст. Теплая Гора, выявлено, что у всех 4 работников, находящихся в дрезине, отсутствуют удостоверения по охране труда.

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкциям по охране труда. Инструкция по охране труда №001 для электромонтеров контактной сети составлена крайне неудовлетворительно и не в соответствии с требованиями ЦБТ-882, в ней указаны ряд положений, расходящихся с требованиями нормативных документов. Истек срок действия 4-х инструкций по охране труда: №ИОТ-ЭЧ-5-032-2006 по охране труда для лиц, ответственных за исправное состояние кранов, подъемников, №026 от 07.09.2006г. – для уборщиков производственных помещений, Местная инструкция от 31.03.2004г. по обеспечению безопасности движения и техники безопасности при производстве работ по разработке котлованов и установке опор контактной сети, анкеров, фундаментов металлических опор, Местная инструкция по эксплуатации самоходного подвижного состава от 17.10.2003г. Отсутствует инструкция по охране труда для машинистов и помощников машинистов автомотрисы, хотя в перечне данная инструкция имеется.

Имеются нарушения в работе по распоряжениям: так согласно распоряжения №11 электромонтер Сопочкин имеющий только 2 группу по электробезопасности выполняет работу единолично и еще без получения целевого инструктажа. В распоряжении №10 не указано наименование работы и нет ни одной росписи членов бригады (3 чел.) за получение целевого инструктажа.

Во всех релейных на 2011 год не выверен перечень мест повышенной опасности. В релейных места повышенной опасности – панели питания не обозначены знаками «Внимание Опасное место».

В релейной на ст. Всесвятская в эксплуатации диэлектрические перчатки №247 с истекшим 20.10.2011 сроком испытания.

В релейной на ст. Блочная выявлено: Карточка места повышенной опасности №3 не пересматривалась с 28.01.2009г. Само место повышенной опасности – стойка ЩВП-73 не обозначено знаком «Внимание Опасное место». Не проводится осмотр (норма 1 раз в 6 месяцев) инструмента с изолирующими рукоятками с занесением записи в журнал учета и испытания средств защиты в связи с тем, что в журнале отсутствуют такие графы, журнал не установленной Инструкцией №261 формы. Не проводится целевой инструктаж производителю работ по распоряжению №1, так 23.08.2011 ШНЦС Мальцеву целевой инструктаж не проведен. Нет сквозной нумерации распоряжений, все распоряжения под №1. Целевой инструктаж членам бригады по распоряжению №1 от 23.08.2011 проведен и оформлен в журнале инструктажей ШНЦС Мальцевым как по телефону, при этом этот же целевой инструктаж, оформленный в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, проведен вживую, роспись подлинная.

Эвакуационный выход поста ЭЦ на станции Пашия закрывается на ключ.

На кровле служебно-технического здания ст. Пермь-Сортировочная, кровле поста ЭЦ ст. Курья расположены трапы. Уличный туалет ст. Пермь-Сортировочная и товарной конторы ст. Краснокамск в крайне неудовлетворительном состоянии.

В табельной 5 л.у. ст. Пермь-2 не работает отопление помещений, не исправен кран умывальника, не работает охранно-пожарная сигнализация.

Прошу Вас по выявленным нарушениям требований охраны труда провести разборы, привлечь к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения, разработать мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Материалы разбора (мероприятия, протокол, приказ) и отчет о проделанной работе представить в Службу охраны труда и промышленной безопасности до 10.11.2011 г. письменно и далее ежеквартально до полного устранения нарушений.

Заместитель начальника Службы охраны труда и промышленной безопасности И.В. Банникова

Другой вариант акта проверки состояния охраны труда выглядит следующим образом:

Члены комиссии (проводившие проверку) ___________________
(инициалы, фамилия)


Охрана труда в организации является одним из наиболее важных аспектов. Он основывается на обязанности работодателя обеспечить безопасные условия работы сотрудников и минимизировать угрозы их здоровью и жизни. Для решения данных вопросов необходимо акцентировать внимание на правовой базе. При составлении перечня локальных нормативов нужно учитывать законодательство и те рекомендации, которые предлагаются соответствующими постановлениями.

Нормативные документы по охране труда и технике безопасности

Действующие правовые нормы по вопросам безопасности рабочих процессов в первую очередь отталкиваются от Конституции РФ и Трудового кодекса. Предписанные ими рекомендации являются основополагающими для остальной правовой базы. Главный момент, на который нужно обратить внимание — это право гражданина на оплачиваемую и безопасную трудовую деятельность.


В Трудовом кодексе данные вопросы регламентируются разделом 10 . Он регулирует следующие моменты:

  • общие положения, связанные с данными вопросами и понятиями;
  • требования, которые предъявляются к работодателю и работнику;
  • организационные аспекты по созданию и функционированию соответствующей службы;
  • обеспечение прав сотрудников при различных ситуациях.

Кроме указанных нормативных документов по охране труда, которые освещают общие вопросы, имеется перечень узконаправленных правовых актов:

  • федеральные и областные законы;
  • постановления и приказы, утвержденные стандарты;
  • иная документация, которая согласована с основными законодательными актами и может быть использована при составлении локальных нормативов.

Составление нормативных документов по охране труда внутри компании должно отталкиваться именно от действующей правовой базы. Важным моментом является при этом специфика деятельности предприятия. В случае необходимости нужно обратиться за разъяснениями в федеральные органы.

Перечень нормативных документов по охране труда в 2018 году

Новые законодательные и нормативные документы по охране труда включаются в общий перечень и действуют наряду с имеющимися, при условии, что иное не предусмотрено постановлением. На 2018 год новым актом можно выделить принятый в прошлом году Приказ об утверждении типового положения под номером 438н . Он регламентирует создание соответствующего норматива в рамках обеспечения требуемых условий трудовой деятельности.

Общий перечень нормативных документов по охране труда учитывает основные рекомендации для всех отраслей производства. При подготовке локальных нормативов на него нужно опираться, однако важным моментом является адаптирование общих рекомендаций к специфике компании.

Ниже для скачивания приведен перечень федеральных актов, которые используются для решения актуальных задач по улучшению рабочего процесса и минимизации производственных рисков. Для удобства список содержит ссылки на соответствующие нормативы.

Охрана труда и техника безопасности в школе — нормативные документы

Для образовательных учреждениях правила техники безопасности имеют не меньший список нормативов, чем соответствующие списки для производственных предприятий. Обусловлено это тем, что обучающий процесс предполагает длительное нахождение ребенка в учреждении. Соответственно можно выделить несколько основных вопросов, которые решаются документально:


  • технический аспект — состояние здания в целом и помещений, коммуникационные линии, обустройство специальных кабинетов и залов, а также школьной территории;
  • санитарно-гигиенические нормы — поддержание должного уровня чистоты, проветриваемость помещений, обеспечение здоровым питанием и чистой питьевой водой;
  • организационные вопросы — необходимость своевременного ознакомления работников образовательного учреждения и учащихся с предписанными инструкциями и нормами поведения.

Основные нормативные документы по охране труда в образовании делают упор именно на перечисленные аспекты. На их основе составляются локальные акты и инструкции, ознакомиться с которыми сотрудники должны в обязательном порядке, вплоть до аттестации полученных знаний. Важным моментом является также необходимость донести отдельную информацию и до учащихся. Для качественного подхода к данной действий необходима правильная организация соответствующей службы.

Нормативные документы по охране труда в строительстве

Адаптирование федеральных нормативов к специфике строительных предприятий требуется для составления локальных актов по безопасности производства и минимизации рисков. Для решения данных вопросов принимаемые документы могут включать в себя следующие нормы:

  • общая информация о функционировании создаваемой службы по безопасности трудовых процессов, ее регламент, порядок предоставления информации и контроля;
  • обучение работников правилам техники безопасности, нормам производства и существующим стандартам качества;
  • проведение медосмотров, как плановых, так и внеочередных в случае необходимости;
  • установление норм гигиены;
  • акты, учитывающие техническое обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, а также требования к их состоянию;
  • порядок социального страхования и существующие льготы;
  • отдельные правила и нормы, соответствующие требованиям и специфике предприятия.

Указанные нормативные документы по охране труда также составляются на основании федеральных законодательных актов. Важно при этом поддерживать локальную правовую базу в актуальном состоянии и постоянно сотрудничать с федеральными органами по вопросам разработки и оптимизации их положений.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда...В ст.37 Конституции РФ сказано:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).


К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Указы Президента Российской Федерации:

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

На работодателей;

На работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

На членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

На студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

На военнослужащих, направляемых на работы в организации;

На граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Трудовой кодекс детально прописывает меры по регулированию трудовых отношений между работником и руководителем . Одной из таких мер является обеспечение условий по охране труда в любой организации.

Соблюдение методов охраны труда контролируется путём назначения особой комиссии. Её создание инициируется самим работодателем, работниками или лицами, уполномоченными защищать права рабочих.

Что такое акт проверки состояния охраны труда

В этом акте отражается результат проверки соблюдения условий охраны труда. Он составляется по результатам проверки, проведённой комиссией. Руководитель данной комиссии разрабатывает и утверждает план проведения проверок на предприятии.

Обычная практика – одна проверка в квартал, но не реже двух раз в год.

Проверка проводится полным составом комиссии или неполным. В ходе проверок проводится мониторинг следующих моментов:

  • проведение мероприятий по технике безопасности;
  • меры по предотвращению ;
  • ведение , наличие в них дат и росписей сотрудников предприятия;
  • устранение нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Все замечания и недочёты заносятся в текст акта. Результаты устранения недочётов, обнаруженных в предыдущие разы, в текст документа не вписываются.

Акты составляют в двух экземплярах, проставляются подписи всех членов комиссии. Руководитель предприятия также заверяет акт своей подписью. Один экземпляр остаётся у комиссии, другой – у директора, который обязан донести данные акта до должностных лиц, ответственных за участки, на которых комиссия обнаружила недостатки.

По результатам, занесённым в акт, разрабатывается программа мероприятий по устранению выявленных недочётов. В этот план вносятся также даты проведения, ответственные лица и сроки исполнения.

Бланк образец АП охраны труда в школе можно скачать .

Акт проверки охраны труда в школе

Проверке охраны труда посвящено данное видео:

Комиссия по проверке

Комиссия для проверки соглашения не является постоянно действующим звеном на предприятии, её необязательно назначать заранее, обычно она создается в случае необходимости. Непрерывное наблюдение за охраной труда осуществляет инженер по технике безопасности (ч.1 ст. 217 ТК РФ).

Правовой основой работы такой комиссии служит приказ № 412н Минтруда РФ «Об утверждении…», который отражает основные положения по её организации и работе. Согласно этого документа работа комиссии должна проводиться в соответствии с внутренними документами организации, которые учитывают её специфику и требования типового положения.

Целью работы такой комиссии являются:

  • проверка соблюдения трудовых договоров: индивидуальных и коллективных;
  • отражение полученных результатов проверок;
  • внесение предложений по улучшению и усовершенствованию данных соглашений.

Два первых пункта вносятся в акт о проверке. Для предложений и рекомендаций создаётся отдельный документ.

Акт проверки пишется в произвольной форме, если на предприятии официально не введён унифицированный бланк такого документа.

Законодательство России не установило единый бланк акта, поэтому каждое предприятие вправе применять любой вариант составления акта.

Проверка знаний по охране труда, действующее законодательство в этой сфере и особенности составления АП рассмотрены в этом видеосюжете:

Соглашение об охране труда

Если коллективный трудовой договор в организации не подписан, требуется в виде отдельного документа издать соглашение об охране труда, главное предназначение которого – защита прав работников и работодателей. Является частью трудового договора между работодателями и работником и создаётся в качестве приложения к нему. Отражаются взаимоотношения работников и руководителей предприятия с точки зрения безопасных условий труда, нормативов по обеспечению такой безопасности, критерии ответственности каждой из сторон.

Главная цель соглашения — создание условий для предотвращения несчастных случаев при полноценном функционировании предприятия.

Нормативная база соглашения:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право на труд с одновременным созданием условий, соответствующих требованиям по обеспечению санитарно-гигиенических стандартов и безопасности.
  2. Трудовой кодекс. Положения по охране труда, основные права и обязанности работодателей и работников по созданию условий для охраны труда.
  3. ФЗ № 52. Обязанность руководства проводить регулярные медосмотры сотрудников и обеспечивать условия труда согласно санитарных норм.

Соглашение включает в себя следующую информацию:

  • наименование предприятия и его организационная форма;
  • список лиц, ответственных за обеспечение охраны труда;
  • виды деятельности по оперативному контролю;
  • меры усовершенствования и улучшения безопасности;
  • ресурсы для обеспечения охраны труда.

Пример соглашения по охране труда в ДОУ можно скачать .

Образец соглашения

Срок действия соглашения – 1 год. Каждый год по итогам выполнения положений данного соглашения предоставляется отчёт. Отчёт служит основанием для внесения изменений и дополнений в обновлённое соглашение об охране труда.

Проверка соблюдения условий соглашения

  • Комиссия следит за соблюдением положений трудового соглашения. Производится осмотр и аттестация каждого рабочего места предприятия и на этой основе выдвигаются конкретные шаги по обеспечению охраны труда.
  • Подписывается документ, в котором фиксируются все необходимые меры по обеспечению охраны труда организационного, технического, санитарно-профилактического характера, а также .
  • Комиссия действует совместно с профсоюзами, одной из важных функций которых является наблюдение за созданием безопасных условий труда для работающих и проведение различных мероприятий по этому поводу.
  • Комиссия, состоящая из руководителя и других лиц, уполномоченных для контроля за охраной труда, в том числе профсоюзов, составляет акт, в который заносятся обнаруженные нарушения и недочёты, мероприятия по устранению этих недостатков.

Акт заполняется по такому порядку:

  • порядковый номер мероприятия;
  • его название;
  • срок реализации;
  • лицо, ответственное за проведение мероприятия и документальное оформление;
  • планируемые результаты мероприятия.

Контроль за выполнением условий соглашения (аудит) должен проводиться каждые полгода. Это позволяет обеспечить беспрерывное усовершенствование условий по безопасности труда.

Проверки госинспекции труда — тема видео ниже:



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация