Упражнения с пожарными рукавами. Приемы работы со стволом. Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания

Главная / Квартира

Подъем рукавных линий на высоту выполняется несколькими способами:

а) при помощи спасательной веревки.

Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом "Берегись" и после ответа "Есть берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя. Пожарный № 3 раскатывает рукава, соединяет их между собой, закрепляет веревку за первый рукав и сообщает № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, закрепляет ее задержкой за конструкцию, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности. Задержкой закрепляется каждый рукав. Действующая линия поднимается веревкой на высоту не более 12 м, расчет 4-6 человек.

б) подъем между маршами лестничных клеток.

Раскатанные и соединенные между собой рукава кладутся на площадку лестничной клетки, конец первого рукава пожарный берет в руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и поднимает на заданный этаж, после чего создает запас рукавной линии, закрепляет рукавной задержкой и докладывает о готовности.

в) подъем по стационарным или переносным лестницам.

Пожарный присоединяет к стволу рукав, пропускает его между ног или около правой руки и поднимается вверх по лестнице. Далее переходит на крышу или в окно, создает необходимый запас, закрепляет рукавной задержкой докладывает о готовности.

г) подъем по автолестнице.

Пожарный № 2 раскатывает рукава и соединяет их между собой. Пожарный № 1 действует так же как при подъеме рукавной линии по стационарной или переносной лестнице.

Работа с действующими стволами.

Соединение ствола с рукавом производится по команде «Ствол присоединить!» пожарный выполняет те же действия, что и при соединении головок рукавов.

Работа с ручными стволами производится из трех положений: стоя, с колена, лежа. В первом случае пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, несколько согнув ее в колене; ствол держит рукой у рукава, левой - за корпус ствола.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный встает вполоборота направо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню, ствол держит правой рукой у рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы лежа пожарный, ложится на землю, ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе со стволом в положении стоя.

Прокладка рукавной линии в лестничной клетке.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный раскатывает один,

затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет правой (левой) рукой второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный в команде этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Пожарный создает необходимый запас рукава, присоединяет ствол к головке рукава и докладывает о готовности ствола.

Укладка и снятие разветвления производится одним пожарным. Пожарный укладывает разветвления в специальное гнездо ящика автомобиля, закрепляет его с помощью хомутика с замком. Для снятия разветвления пожарный отстёгивает замок на хомутике, вынимает разветвление из гнезда и переносит его в правой (левой) руке за ручку.

Наращивание рукавной линии.

Наращивание рукавной линии производится непосредственно у ствола или на расстоянии одного - двух рукавов от ствола. Команда "Петров, линию первого ствола "А" одним (двумя) рукавом - нарастить!" По этой команде (при наращивании линии у ствола) пожарный берет одну скатку рукава "А", подносит ее к стволу и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. Водитель прекращает подачу воды. Ствольщик отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и изменяет позицию ствола. Пожарный принесший рукав, присоединяет его к действующей линии, расправляет и докладывает о готовности. После этого подается команда "Воду дать!"

При наращивании рукавной линии на 1-2 рукава пожарный берет 1-2 скатки, подносит к месту наращивания и раскатывает. В это время прекращается подача воды или снимается давление. Пожарный разъединяет рукава, соединяет их с принесенным пожарным рукавом, расправляет его и докладывает о готовности. Ствольщик меняет позицию, подается вода.

В случае повреждения рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия может быть использован универсальный ленточный зажим (до 3 см), или корсетный до 1О см. Если течь ликвидировать не удалось рукав заменяется исправным. Замена производится таким же способом, как и ее наращивание.

При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится без прекращения подачи воды.

Для переноски рукавной линии с водой назначается расчет из 3-х человек на первый рукав и по 2 каждый последующий. Рукавную линию переносят на руках или плечах, ствол опущен вниз и перекрыт. При переноски линии без воды расчет из 2-х человек на первый рукав, на последующие по одному пожарному на каждый последующий.

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога. Раз мы с Вами встречаемся здесь, на этих страницах, значит так или иначе, но Вас интересует и беспокоит противопожарная безопасность.

Причины для этого, уверен, у каждого свои: кто-то имеет непосредственное отношение к пожаротушению, кто-то хочет дать достойный отпор изрядно надоевшему пожарному инспектору, а кого-то действительно заботит собственная безопасность. Мы поможем всем!

Согласитесь, что чем бы не обуславливались наши встречи, знать, как готовятся, тренируются наши доблестные спасатели, пожарные – важно и интересно. Поэтому сегодня мы поговорим про упражнения с пожарными рукавами стволами и разветвлениями, которые являются неотъемлемой частью начальной подготовки огнеборцев.

Отработка упражнений с рукавами, естественно, крайне важна – при борьбе с огнем учитывается каждая секунда, даже ее доля. Любое промедление бывает смерти подобно. Имеет значение абсолютно все: насколько правильно было проведена последняя перекатка, скорость развертывания скатки, прокладка рукавов непосредственно к месту тушения, и многое другое.

Нечеткое выполнение хотя бы одного из этапов позволят огню, пожару распространятся дальше и дальше, поглощая все большую территорию.

Правительство Российской Федерации не могло остаться в стороне от безопасности своего народа – соответствующие законы, приказы и другие нормативные акты постоянно изменяются, отвечая всем требованиям норм современности.

Поэтому с 14 августа 2015 года вступает в силу новый Приказ Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» от 23.12.2014 №1100н, пришедший на смену Приказу МЧС РФ №630 от 31.12.2002 года.

Чтобы соответствовать всем требованиям охраны труда, необходима специальная подготовка, отработка основных упражнений, перечень которых отнюдь не произвольный.

Он «рекомендуется» замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 29 декабря далекого 2003 года утвердил «Программу подготовки личного состава ГПС МЧС России» для всех структурных подразделений.

В данном нормативном акте вторым номером «рекомендуемых упражнений», после занятий с пожарными лестницами, следуют «упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями». Пусть Вас не смущает слово «рекомендуемый» — невыполнение «рекомендаций» от министерства, сами понимаете, чревато.

В 2011 учебно-методический совет МЧС России рассмотрел и одобрил «Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны», где также обсуждаемые нами упражнения, естественно, рассматриваются как необходимые действия по тушению пожаров.

Естественно, что начальники абсолютно всех подразделений кинулись составлять планы проведения практических занятий со своим личным составом, руководствуясь методическими указаниями, соответствующей учебной литературой и так далее, чтобы выполнение любых действий, связанных с противопожарной безопасностью, и действий с пожарными рукавами также, соответствовали «Нормативам по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы», утвержденным МЧС.

Ну что ж, я думаю, все вышеперечисленное в достаточной мере убедило Вас в том, что, как ни крути, а практиковаться надо и, главное, придется. Поэтому давайте соблюдать боевой устав пожарной охраны и, проверив по списку личный состав, перейдем к выполнению плана упражнений.

Тренировка

Согласно методическому плану проведения занятий по «пожарно-строевой и физической подготовке», для того, чтобы «научить и совершенствовать навыки пожарного, методически грамотно выполнять все действия с пожарными рукавами, стволами и рукавной арматурой», достаточно 3-х часов.

Начиная с теоретического повторения материала, постепенно переходим к практике. Учтите, что все тренировки в обязательном порядке проходят в специальной защитной одежде и снаряжении.

Перед началом практического занятия, обеспечьте себя всем необходимым: потребуются пожарные рукава разных диаметров (51мм, 66мм, 77мм и 125мм), рукавные задержки, зажимы, разветвления и водосборник. Собрав все перечисленное, следуйте в гараж Вашей пожарной части или на спортивную площадку.

Итак, упражнение первое: замена прокладок.

В нашем случае прокладка – это резиновый уплотнитель, используемый в соединительных головках рукавов и стволах. После того, как прозвучала команда «Уплотнители – заменить!», возьмите левой рукой соединительную головку, а правой достаньте из нее резиновый уплотнитель. Затем берите новый и наложите его на кольцевой паз, как следует утопив по всей окружности. Все, упражнение выполнено.

Идем далее: соединение и разъединение головок. Пожарная соединительная головка – это арматура, которая смыкается практически мгновенно (возможно даже быстрее), с помощью которой пожарные рукава соединяются между собой, со стволами и другим пожарным оборудованием, с насосами.

Поэтому, по команде «Рукава – соединить!», надо взять один конец пожарного рукава, на котором есть головка, зажать коленями, взять накидную гайку другого рукава и соединить обе головки между собой.

Если Вы работаете в паре, то тогда пусть каждый из Вас возьмет по головке в руки. Став друг напротив друга, соедините их и, сжимая уплотнители, поворачивайте одну навстречу другой, пока полностью их не соедините.

Если соединительные головки винтовые, то, по сути, действия те же самые. Разница лишь в том, что тот, у кого в руках оказалась накидная гайка, будет накручивать ее по часовой стрелке, до упора.

Чтобы разъединить, соответственно, все действия выполняйте в обратном порядке, и скручивание головок проводите просто в противоположном направлении.

Корректное соединение головок является крайне важным, а почему – очевидно: не умея это делать как следует, соединение рукавов, установка разветвления и многие другие необходимые действия Вы не сможете выполнить. Поэтому давайте проверим свои навыки.

Установка разветвления. Итак, команда «Рукав к разветвлению – присоединить!». Ваши действия: подходите к разветвлению, берете правой рукой соединительную головку рукава и, наклонившись или став на одно колено, придерживая разветвление свободной рукой, соединяете одно с другим.

Наращивание пожарной линии

Тренировка на наращивание пожарной линии также лишний раз проверит Ваше умение работать с соединительными головками. Команда «Линию первого ствола одним рукавом – нарастить!» прозвучала. Исходное положение – Вы работаете со стволом, а Ваш напарник – подствольщиком.

После команды напарник бежит за скаткой и раскатывает ее параллельно действующей линии. Подается команда «Воду – остановить!», по большей части направленная водителю пожарного автомобиля. После прекращения подачи воды, Вы отсоединяете ствол от своего рукава и присоединяете его к тому, что принес напарник.

Присоединив, продвигайтесь вперед, изменяя позицию ствола, в то время как напарник присоединяет рукав к действующей линии, расправляет новый участок и кричит «Готово!». Звучит команда «Воду – дать!», и процесс тушения продолжается.

Если требуется нарастить более двух рукавов, то, в таком случае, напарник сперва соединяет рукава между собой, после присоединяет к действующей линии, естественно, расправляет, и так далее. Уверен, что у Вас все получается. Поэтому можем переходить к следующему этапу нашей тренировки – прокладке рукавов из скатки.

Прокладка рукавных линий

Варианты прокладки рукавов различаются, в зависимости от ландшафтных условий. Она может быть:

  • Горизонтальной, тянущейся по земле или полу. Тогда при расчете длины на один погонный метр учитывается 1-2 метра напорного рукава.
  • Вертикальной, прокладываемой в высоту, как внутри, так и снаружи строения. Если это жилое здание, то на один этаж предполагается 4-5 метров рукава. Если промышленное, то 6 – 8 метров, для обычной высоты этажа.
  • Ползучей, прокладываемой по наклонной плоскости. Здесь считается для жилого здания – 10 метров на этаж, для производства – 12-15м.
  • Смешанная, включающая одновременно различные варианты прокладки. В таком случае расчет подразумевает учитывать каждый отрезок.

Рабочая рукавная линия, проложенная Вами, будет осуществлять подачу воды или других огнетушащих веществ от разветвления и далее, к стволу, к пеногенератору. Но ведь до разветвления тоже используются рукава, соединяющие его с насосом.

Этот участок рукавной линии называется магистральным. Прокладка магистральной линии осуществляется для соединения емкостей, подающих воду, перекачивающих насосов, для подачи воды от них к разветвлению.

Прокладка и рабочей, и магистральной линии, по сути, происходит одинаково. Отработаем эти действия. Возьмите правой рукой скатку за концы рукавов рядом с головками. Левой – с другой, противоположной стороны. Движения должны быть резкими и быстрыми – дорога каждая секунда.

Удерживайте скатку правым предплечьем, согнув руку в локте. Замахнувшись правой рукой назад, сделайте резкий шаг вперед левой ногой и выбрасывайте скатку вперед, само собой, не выпуская концов из рук.

Скатка должна раскручиваться по земле сама. Перед самым концом раскатки рукава, сделайте резкий рывок назад рукой, держащей соединительные головки. Теперь один конец (нижний) бросайте на землю и быстро-быстро бегите в сторону прокладки, держа в руке второй конец. Развернув таким образом рукав, можете и вторую соединительную головку положить на землю.

Учтите, что, по нормативам, один человек должен справляться с прокладкой магистральной линии, например, 3-х рукавов диаметром 77 мм хотя бы за 55 секунд – это оценка «удовлетворительно». Если хотите на «отлично», то управиться надо на 10 секунд быстрее.

Скатывание рукавов

Как Вы понимание, здесь немалое значение сыграет то, насколько качественно, умело, была проведена накануне скатка. Поэтому последним нашим упражнением, я думаю, разумно будет провести скатывание рукавов.

Как Вы знаете, есть два варианта: одинарная скатка и двойная. Понятное дело, что для использования на пожарном автомобиле используется только второй вариант, но, согласитесь, уметь надо делать обе. Приступим?

Начнем с одинарной, потому что для двойной Вам понадобится напарник. Итак, разложите рукав на земле. Возьмите в руки соединительную головку и, стараясь все сделать как можно плотнее, а, главное, ровнее, наложите ее на поверхность рукава. Таким образом, потихоньку продвигаясь вперед, скатывайте его.

Раз напарник уже подошел, то приступим к варианту №2. Разложив пожарный рукав на земле, сложите его пополам в длину, но так, чтобы верхняя половина была короче нижней примерно на 70 см. В принципе, скатывание теперь от места сгиба можно делать так же, как и в случае с одинарной скаткой.

Но только напарник должен обязательно, по мере скатывания, выравнивать рукав и натягивать его, продвигаясь синхронно с Вами.

Скачать план-конспект занятия

И совсем маленький бонус для руководителей занятий по пожарно-строевой и физической подготовке: план-конспект занятия «Упражнения с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями» можно скачать . Уверен, что многим этот конспект пригодится.

В принципе, на этом нашу тренировку можно считать оконченной. Повторите все выполненное с рукавами разного диаметра. Чтобы быть во всеоружии, проведите упражнения по замене пожарных рукавов, их починке, прокладке линий через препятствия.

Наша работа направлена исключительно на удовлетворение Вашего интереса, на обеспечение Вас всей необходимой информацией в области противопожарной безопасности. Мы следим за любыми изменениями в законодательстве и наши публикации всегда актуальны. Поэтому, оформив подписку на наш блог, Вы всегда в курсе, всегда во всеоружии против самого вредного инспектора, всегда знаете, что делать в случае возникновения опасности.

Позаботьтесь о друзьях и близких – расскажите им о нас в социальных сетях, поделившись ссылкой.

До скорой встречи.

Написали заявление на возврат денег за путевку Ждем решения туроператора. Искренне надеюсь, что обойдемся без справок.

Вчера на тренировке Юлька потянула связки на правом голеностопе. Очень расстроена — нога правая, за рулем ездить пока не получается. А я вчера лишний раз потренировался оказывать первую помощь при растяжении связок. Ходим теперь в фиксирующем бандаже. Юлька, поправляйся уже скорее.

И еще одна новость: друзья, скоро Новый год. А вы уже подготовились? Подзарядились новогодним настроением? Покупаете подарки? Если еще нет, то рекомендую вам поторопиться. Это я про настроение. Уже пора зарядиться и жить в ожидании большого новогоднего чуда Что вы заказали у Деда Мороза?

Упражнения с пожарными рукавами и рукавными принадлежностями проводятся с целью подготовки личного состава к умелой и быстрой прокладке магистральных и рабочих рукавных линий на пожарах.

На занятиях решаются следующие задачи:

Обучение различным способам укладки пожарных рукавов на автомобили, прокладки рукавных линий и их уборки после работы и выработка навыков в выполнении указанных упражнений;

Обучение подъему рукавных линий на высоты;

Тренировка в работе с пожарными стволами;

Обучение правилам защиты и временного ремонта рукавов на пожаре.

В зависимости от диаметра пожарные рукава подразделяются на 77, 66, 51 мм, 89, 110 и 150 мм.

Скатывание рукавов производится в одинарную или двойную скатку и выполняется, как правило, одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. При скатывании в двойную скатку пожарный складывает рукав вдвое и скатывает его от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих вперекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.


При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

При соединении головок типа Богданова они устанавливаются друг против друга. Выступ одной головки вставляется в паз другой, и поворотом рук по часовой стрелке головки соединяются между собой.

Соединение винтовых головок производится двумя пожарными. Каждый из них берет в руки соединительную головку рукава и поднимает ее до уровня колен. Затем головки устанавливаются друг против друга так, чтобы внутренняя резьба накид-ой головки вошла в резьбу другой головки, поворотом по часовой стрелке производится соединение.

По команде "Рукава разъединить" усилием рук (правой к себе, левой от себя) повернуть и отсоединить соединительные головки типа "Рот" и типа Богданова. Винтовые соединительные головки разъединяются поворотом накидной головки против часовой стрелки. Для разъединения винтовых головок и головок типа Богданова применяются ключи.

Соединение головки рукава с разветвлением, колонкой, напорным патрубком насоса, пеногенератором, гидроэлеватором и другими приборами производится так же, как описано выше.

Успех тушения пожара и спасания людей во многом зависит от умелых действий ствольщиков и подстволыциков, поэтому в процессе обучения необходимо отрабатывать схему их взаимодействия, контролировать соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, запрещая:

– подавать воду или пену на приборы, оборудование, людей, пожарно-техническое вооружение, провода, находящиеся под напряжением;

– одновременную подачу на тушение пожара пены и воды в места нахождения магния, калия, натрия и других металлов, вступающих в химическую реакцию с водой (разлагающих воду на водород и кислород), в емкости с кислотой;

– работу с лестниц, не закрепившись карабином и не закрепив рукавную линию;

– работу со стволами на высотах и на лестницах при скорости ветра более 10 м/с, а также работу с лафетным и ручным стволом из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2-х человек.

При работе на крутых крышах для страховки следует использовать спасательную веревку и лестницы-штурмовки.

При подъеме и работе на высотах не разрешается надевать через плечо ремень ствола, присоединенного к рукавной линии, подавать воду в незакрепленную рукавную линию, а также до выхода ствольщика и под-ствольщика на боевую позицию. Для работы со стволом на высотах необходимо выделять не менее 2-х пожарных.

Если во время работы ствол вырвался из рук, надо немедленно снизить давление, лечь грудью на рукав и способом переползания двигаться к стволу. Не разрешается оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

Необходимо постоянно разъяснять, что при тушении пожара внутри помещений (магазины, базы, квартиры и т.д.), а также на объектах с органической пылью (мучная, древесная и т.д.) и на местности, зараженной РВ, следует подавать распыленные струи воды, как можно ближе подходить к месту горения и работать только с перекрывными стволами.

Для работы со стволом из положения стоя пожарный стоит повернувшись вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, согнув ее в колене. Ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола.

Для работы со стволом из положения с колена пожарный становится вполоборота вправо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на всю ступню, ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы со стволом из положения "лежа" пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе стоя.

Вначале упражнения надо выполнять со стволами РС-50 с переходом на стволы РС-70, подавая воду от пожарной колонки, а затем от насоса ПА доводя давление до 0,7-0,8 МПа.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подствольщиков, борьбу с излишним проливанием воды. С этой целью нужно учить ствольщиков, как действовать в различных условиях пожара (в сильный мороз, при наличии органической пыли, кислот, угля, а также в подвалах, на чердаках и т.д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя, работающего у насоса.

При работе с ручным пожарным стволом с выдвижной лестницы ствольщик закрепляется карабином за ступень ВПЛ, рукавную линию закрепляет задержкой за конструкцию здания или за ступень ВПЛ, затем левым предплечьем руки обхватывает тетиву ВПЛ и действует со стволом так же, как и в положении стоя. Лучшим методом обучения и тренировки ствольщиков является практическое исполнение ими упражнений на местности, затем на высоте.

При работе ручным стволом с автолестниц АЛ-17, АЛ-30 ствольщик закрепляется карабином; за ступень, рукавную линию закрепляет задержкой за перила или за ступень лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя.

При работе ручным стволом с автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение грузовой люльки, рукавную линию закрепляет за конструкцию здания (в исключительных случаях - за ограждение люльки), ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

При работе с генератором ГПС-600 в положении стоя, лежа, с колена или с лестницы (авто- подъемника) пожарный держит его, как описано выше. При подаче генератором ГПС-600 пены применяется брезентовая перемычка, устанавливаемая в проем помещения. Для установки брезентовой перемычки назначается расчет из 3-х пожарных. Пожарные №2 и №3 устанавливают распорки и зажимают перемычки в проеме. Пожарный № 1 вставляет генератор (ГПС-600) в отверстие.

Для работы с переносным лафетным стволом (ПЛС) назначается расчет из 2-х пожарных. Пожарный №1 переносит ПЛС, насадок, присоединяет к ПЛС и устанавливает его с пожарным №2, работает стволом. Пожарный №2 переносит лафет, с пожарным №1 устанавливает его и работает подствольщиком.

ПЛС-20П имеет насадки диаметром 25, 28 и 32 мм соответственно с расходом воды 19, 23, 30 л/с; пены - 12 м 3 /мин (имеется воздушно-пенный насадок), длина струи воды 61, 67, 66 м; пены - 32 м; масса ПЛС-20П - 27 кг, рабочее давление 0,6 МПа (6 кгс/см 2). Внутри приемного корпуса ПЛС имеется обратный шарнирный клапан, позволяющий присоединять и заменять рукавную линию без остановки работы ствола. ПЛС может работать от одной рукавной линии.

При работе с лафетным стволом с АЛ-30(131) она должна быть выдвинута на длину не более 20 м при максимальных углах ее наклона и в пределах безопасного поля ее работы.

При работе лафетным стволом с АЛ ствольщик закрепляется карабином за ступень, закрепляет рукавную линию задержкой за ступень лестницы, работает стволом вверх и вниз.

Если при работе лафетный ствол должен перемещаться вдоль здания (по периметру), ствольщик управляет им с земли при помощи веревки. Для работы с лафетным стволом, установленным на лифте АЛ-45, напорный рукав присоединяют к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Расчет для работы со стационарным лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля - водитель и пожарный. Водитель управляет автомобилем и регулирует давление, пожарный управляет стволом. При работе ручным и лафетным стволами из люльки автоподъемника запрещается находиться в ней более чем двум пожарным одновременно.

Таблица 7.18

Технические показатели приборов подачи пены низкой и средней кратности

Ствол (пеногенератор) Напор у прибора, м Концентрация раствора, % Расход, л/с Кратность пены Подача (расход) по пене, м 3 /мин
воды пенообразователя
ПЛСК-П20 18,8 1,2
ПЛСК-С20 21,62 1,38
ПЛСК-С60 47,0 3,0
СВП 5,64 0,36
СВП-2 (СВПЭ-2) 3,76 0,24
СВП-4 (СВПЭ-4) 7,52 0,48
СВП-8 (СВПЭ-8) 15,04 0,90
ГПС-200 1,88 0,12
ГПС-600 5,64 0,36
ГПС-2000 18,8 1,2

При постановке пожарного автомобиля в боевой расчет, на занятиях, после пожара рукава укладываются

на автомобиль "гармошкой", двойными и одинарными скатками и наматываются на заднюю рукавную катушку.

Рукава укладываются "гармошкой" и в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачки ("гармошки") - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

При прокладке рукавных линий пожарные берут из ящиков рукава, уложенные в пачки и "гармошки", и переносят их в руках, подмышкой, в специальных заплечных ранцах, на лямке.

Для укладки рукавов в автомобиль пожарные скатывают их в двойную или одинарную скатки, переносят в руках, на груди, с помощью специальных приспособлений и укладывают в ящики автомобиля соединительными головками наружу и закрепляют ремнями.

На заднюю" рукавную катушку рукава наматываются тремя пожарными.

По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку - намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; .пожарные № 1 и 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают ее против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов А, соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Укладка и снятие разветвления производятся одним пожарным. Пожарный укладывает разветвление в специальное гнездо ящика автомобиля, закрепляет его с помощью хомутика с замком. Для снятия разветвления пожарный отстегивает замок на хомутике, вынимает разветвление из гнезда и переносит его в правой (левой) руке за ручку.

Прокладка рукавов из скаток, пачек и "гармошек". По команде "Рукав (рукава) из скатки (скаток) - проложить" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо - назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.

Рис. 4. Прокладка рукава из скатки

При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.

Прокладка рукавной линии из "гармошек", уложенных на автомобиле, производится расчетом - один человек на рукав. По команде: "Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить". Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.

Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной , линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.

Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.

По команде: "Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш" пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.

Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.

Прокладка ответвленных рукавных линий из скаток. От каждой соединительной головки разветвления прокладывается линия одним пожарным.

Расчет построен у разветвления. По команде "Ответвленные линии из скаток к зданию - марш" пожарные берут по две скатки рукавов и прокладывают линии от разветвления к позициям стволов, пожарный № 1 - от правой соединительной, пожарный № 2-от средней, пожарный № 3-от левой головки. Выйдя на позицию. докладывают: "Первый ствол - готов" и т. д.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на задней рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позициям ствола. Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с задней катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке;

пожарный № 1 освобождает фиксатор на раме, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за трубчатые ручки (№ 1 - правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушки на землю, поддерживая руками за ручки, и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, и присоединяют ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию.

Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины шпульки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение шпульки и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему -марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду (сигнал) водителю "Марш", наблюдает за прокладыванием рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Соединение и разъединение головок. По команде "Рукава соединить" пожарный берет концы рукавов с головками, подносит их к коленям и поворачивает до полного соединения (рис. 5, а).

Рис. 5 . а)

Винтовые головки соединяются следующим образом:

пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и соединяет обе головки между собой.

Если же головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки (рис. 5,б) и, сжимая прокладки, поворачивают головки навстречу одна другой до полного соединения. Винтовые головки -смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого в руках находится накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рис. 5. б)

По команде "Рукава - разъединить" действия пожарных те же, что и при соединении, но. поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола. По команде "Ствол - присоединить" пожарный, взявшись правой рукой за головку ствола, круговым движением правой руки снимает лямку с левого плеча через голову. Затем левой рукой берет головку рукава, присоединяет к ней ствол руками или уперев головку в бедро. Отсоединяется ствол в обратном порядке, после чего надевается на левое плечо.

Присоединение рукавов к разветвлению. По команде "Рукав к разветвлению - присоединить" пожарный прокладывает рукавную линию одним из указанных выше способов, правой рукой берет соединительную головку рукава и присоединяет к разветвлению, удерживая левой рукой разветвление.

Прокладка рукавной линии с рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позиции ствола. Командир, проводящий занятие, находится перед" фронтом отделения, а затем передвигается с пожарными к позиции ствола. Он строит отделение, объявляет упражнение, называет расчет, правила выполнения упражнения, дает команду для выхода его на исходное положение и выполнения упражнения первым способом, следит за действиями пожарных, исправляет допускаемые ошибки.

После этого командир рассказывает правила выполнения упражнения вторым способом и отделение выполняет упражнение.

Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с рукавной катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке, пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за дуги катушки (№ 1-правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушку на землю и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется, в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, берет соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию. Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины катушки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение катушки, и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему - марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду водителю "Марш", наблюдает за прокладкой рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке. Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него;

на тренировочных занятиях - у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение. При подъеме

рукавной линии в лестничной клетке с помощью спасательной веревки пожарный № 1 со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанный этаж, предупреждает находящихся внизу: "Берегись" и, получив ответ "Есть, берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец веревки у себя.

Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, привязывает к рукаву веревку и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, оставляет необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию за конструкцию здания (вертикальная рукавная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный №2 во время подъема рукавной линии подтягивает ее на лестничную клетку.

При подъеме рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале следует раскатать один или два рукава, взять один его конец и подняться на заданный этаж. Затем необходимо создать запас рукава, закрепить рукавную линию задержкой, присоединить ствол, занять исходную позицию и доложить о готовности ствола.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет правой (левой) рукой второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный в команде этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Пожарный создает необходимый запас рукава, присоединяет ствол к головке рукава и докладывает о готовности ствола.

Прокладка рукавной линии перебежкой, по-пластунски и на получетвереньках. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками, переползанием по-пластунски и на получетвереньках.

Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек, переползания по-пластунски и передвижения на получетвереньках без рукавов.

Затем всем учащимся следует выполнить несколько раз каждый прием передвижения, показать и кратко объяснить правила прокладки рукавной линии перебежкой, назначить расчеты и выполнить несколько раз этот прием. Отработать прокладку рукавных линий по-пластунски и на получетвереньках.

При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных - у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой - марш." пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.

Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подстволыциком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подстволыциком или ствольщиком,.

При прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски исходное положение пожарных расчетов у границы пораженной зоны на расстоянии 5-7 м друг от друга.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), по-пластунски - марш" пожарные берут по одному рукаву в скатке, раскатывают их и намечают путь движения, пункты остановки. Каждый берет левой рукой конец раскатанного рукава, перекидывает его через голову на правое плечо так, что

бы он находился на спине, ложится на землю и начинает движение по-пластунски.

При прокладке рукавной линии переползанием на получетвереньках пожарные -действуют так же, как при прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски.

Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки. По команде "Рукав в одинарную скатку - скатать" пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает его (рис. 6).

Рис. 6. Скатывание рукава в одинарную скатку

Скатывание рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде: "Рукав в двойную скатку - скатать". Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина -его была короче примерно на цмвав м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Укладка рукавов в пачки и уборка их восьмеркой. Рукава укладываются в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачку - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде "Рукав восьмеркой" -убрать". Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис. 7) и т. д. При уборке рукава "восьмеркой" пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав

Рис. 7. Уборка рукавов восьмёркой.

мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка замороженных рукавов. По команде "Замороженные рукава - убрать" пожарные сначала отогревают головки горячей водой или паром, разъединяют их, .после этого отогревают места сгибов и складывают рукава "гармошкой".. Разъединение соединительных головок с внутренним зацеплением можно произвести постукиванием деревянным молотком по замороженной головке с последующим разъединением ее при помощи ключей.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках. По команде "Прокладки- заменить" обучаемые вынимают пальцами правой руки прокладки из соединительных головок и обеими руками заменяют их другими.

Подъем сухой рукавной линий по пожарным лестницам. Состав расчета для подъема по выдвижной лестнице - два пожарных.

По команде: "Ствол по выдвижной лестнице на крышу (в окно 3-го этажа) - марш" пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет ствол к головке рукава, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, рукав, идущий вниз, пожарный пропускает с правой стороны или между ног, поднимается вверх по лестнице на крышу или в окно, создает запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 во время подъема по лестнице пожарного № 1 держат лестницу.

Подъем сухой рукавной линий на крышу (в окна верхних этажей) с помощью спасательной веревки. Для выполнения упражнения пожарные № 1 и 2 построены в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, ствол и спасательная веревка. По команде <Ствол на крышу (в окно 3-го этажа), линию веревкой - марш" пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на крышу (указанный этаж), предупреждает пожарного № 2 словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол и вяжет узел для подъема рукава и ствола. Затем сообщает пожарному № 1: "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию веревкой, оставляя необходимый запас рукава, закрепляет его за конструкцию здания (вертикальная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный № 2 помогает поднимать рукавную линию.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности. Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома.

По команде "Ствол Б 12-й этаж, разветвление - на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками - марш" пожарный № 1 берет ствол и рукав Б, спасательную веревку, рукавную задержку; пожарный № 2-разветвление, спасательную веревку, рукавную задержку. Оба поднимаются на лифте (бегом по лестнице) на лестничную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно и сбрасывают один конец веревки на землю. Затем поднимают рукавную линию Л с земли до. 11-го этажа, закрепляют рукавной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава Л, прокладывают рукав Б до исходной позиции ствола. Пожарный № 1 работает стволом, № 2 - подствольщиком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов Л, прокладывают рукавную линию от автоцистерны к зданию/ привязывают конец спасательной веревки к рука ву, помогают прокладывать рукавную линию до 11-п

Этажа, пожарный № 3 поднимается на лестничную клетку 6-го этажа, где через окно закрепляет нижней рукав задержкой за конструкцию здания.

Опускание вниз мокрой рукавной линии и уборки. По команде "Рукавную линию- убрать" или "Отбой" во всех случаях, кроме зимнего времени, пожарные разъединяют рукава между собой, от соединяют их от разветвления и от насоса, поднимаю! один конец рукава, перебирая руками весь рукав от одной головки до другой, выливают из него воду и скатывают.

Опускание мокрой рукавной линии по пожарным лестницам. По команде "Рукавную - линию по выдвижной лестнице - убрать" ствольщик снимает задержку с рукавной линии, перекидывает ствол с., рукавом через плечо, переходит на выдвижную лестницу и с рукавной линией опускается вниз.

Опускание - мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки. По команде "Ствол веревкой вниз - марш" ствольщик при помощи спасательной веревки вяжет узел, надевает его на рукав и ствол, предупреждает пожарного внизу словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", открепляет и опускает рукавную линию со стволом вниз (рис. 8). Пожарный № 2 помогает опускать рукав, развязывает узел, отсоединяет ствол и убирает рукав в одинарную скатку или "восьмеркой".

Сбрасывание рукавной линии. По команде "Ствол вниз - марш" ствольщик открепляет рукав, перебирая его руками (рис. 9), опускает ствол до земли, сбрасывает рукав вниз.

Уборка рукавов в зимнее время при низких температурах. Расчет состоит из пожарных (по одному пожарному на рукав) и водителя.

По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на чнасосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе -к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем, от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

Наращивание действующей рукавной линии. Состав расчета - два пожарных. Исходное положение: пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2-подстволыциком.

Рис. 8. Опускание рукавной линии с помощью спасательной верёвки

Рис. 9. Сбрасывание рукавной линии.

По команде "Линию 1-го ствола А одним (двумя) рукавом - нарастить" пожарный № 2 бежит к автонасосу, берет один (два) рукав, возвращается к позиции ствола, прокладывает рукав. После команды "Воду остановить" пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к головке принесенного рукава и продвигается вперед, меняя позицию ствола, пожарный № 2 присоединяет принесенный рукав к" рукавной линии, расправляет его и докладывает о готовности. Командир дает команду "Воду - дать".

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии. Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде "Поврежденный рукав - заменить" один пожарный бежит к автонасосу, берет рукав в скатке и "раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды, второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем оба присоединяют к ней принесенный рукав: один пожарный докладывает командиру о готовности, водитель пускает. воду. При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

С целью уменьшения поливания воды на руки пожарных вначале отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем - дальнюю. Присоединение принесенного раскатанного рукава производится в обратном порядке, вначале производится присоединение к рукаву, проложенному от пожара, а затем - от насоса.

Ремонт поврежденных рукавов рукавными зажимами. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве могут быть использованы универсальный ленточный или корсетный зажимы. Способ применения зажимов не требует продолжительного времени на его изучение; достаточно показать пожарным, как накладывается зажим, а затем заставить пожарного один-два раза выполнить этот прием, при этом рукав должен находиться под давлением воды.

Работа с действующими стволами из различных положений. Обучение ствольщиков необходимо начинать со смыкания головок, примыкания ствола, прокладывания магистральных и ответвленных рукавных линий на местности при боевом развертывании. Затем нужно научить ствольщиков прокладывать рукавные линии со стволами в лестничных клетках, по стационарным, выдвижным и штурмовым лестницам с использованием спасательных веревок в подвалах, этажах, чердаках и крышах с расчетом необходимого количества рукавов, закреплением рукавных линий задержками, выбором позиций для работы со стволами.

После этого следует научить ствольщиков действовать стволами с водой из различных положений (стоя, с колена, лежа) с различными спрысками. Первые упражнения надо выполнять со стволами Б с последующим переходом на стволы А, подавая воду через колонку, а затем через автонасос, доводя давление до 7- 9 МПа (7-9 ат).

В процессе занятий необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подстволыщиков, на ведение борьбы с излишне проливаемой водой. С этой целью нужно давать инструкции ствольщика как действовать в различных условиях пожара (при сильных морозах, при наличии горючей пыли, кислот, угля, в подвалах, на чердаках и т. д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками желательно одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя - у насоса. Обучение ствольщиков необходимо проводить не только на занятиях, но и в боевой обстановке на пожаре. Командир после пожара может разобрать действия пожарных, отмечая положительные и отрицательные стороны их работы.

Лучшим методом обучения и тренировки является практическое исполнение ствольщиками упражнений вначале на местности, а затем на высоте и в дыму. Для этого можно подобрать большое количество упражнений, вырабатывающих у ствольщиков смелость, инициативу, находчивость и другие качества, от которых во многом зависит успех тушения пожара.

В качестве примера приведем упражнение для работы ствольщика со стволами из различных положений.

Упражнение, Работа со стволом PC-70 из различных положений: стоя, с колена, лежа - с мишени. Работа со стволами КР-Б с выдвижной лестницы и сидя на подоконнике, создание различных струй.

Пожарный №1 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник, и стволом КР-Б сидит "верхом" на подоконнике 2-го этажа. Пожарный № 2 со стволом А стоит, на земле в 10- 12 м от автомобиля. Пожарный № 3 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник и стволом РСК находится (закреплен карабином) на выдвижной лестнице или автолестнице у окна третьего этажа. Подствольщики - на земле у рукавных линий. Пожарный № 4 стоит у разветвления, пожарный № 5 - у колонки, водитель - у насоса.

Команды для исполнения "Спрыск открыть". "Спрыск больше", "Спрыск меньше", "Компактную (распыленную, веерообразную) струю - дать", "Ствол - вправо (влево, вниз, вверх)", "Работать стоя (с колена, лежа)", "Спрыск закрыть".

При работе со стволом из положения, стоя ствольщик, выставляет левую ногу вперед и тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у спрыска.

При работе со стволом из положения с колена ствольщик отставляет правую ногу назад и становится на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед на полную ступню. Ствол правой "рукой прижат к правому боку, левой рукой пожарный держит ствол у спрыска..

При работе со стволом в положении лежа ствольщик ложится на живот, опирается на локти, ствол держит так же, как при работе стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у спрыска кистью левой руки, вниз - опустить ствол у спрыска кистью левой руки; вправо и влево - отвести кисть левой руки вправо и влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщики поддерживают рукавную линию, облегчая работу ствольщика. Для открывания и закрывания спрыска ствольщик движениями кисти левой руки, держащей ствол у спрыска, открывает или закрывает спрыск.

При работе с ручным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, рукавную линию закрепляет рукавной задержкой за конструкцию здания или за ступеньку лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя. При работе лафетным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, закрепляет рукавную линию задержкой за ступеньку лестницы, работает стволом вверх и вниз.

При работе лафетным стволом, который должен перемещаться вдоль здания (по периметру); ствольщик управляет стволом с земли с помощью веревки, закрепленной за рычаг лафетного ствола.

Для работы с лафетным стволом, установленным в лифте автолестницы АЛ-45, рукав присоединяется к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Прокладка рукавной линии через препятствия, защита рукавных линий. Для проведения занятия нужно выбрать такой объект (местность), на котором имеются заборы, железнодорожные или трамвайные пути, канавы и другие препятствия.

Отделение построить у автонасоса, объявить упражнение и цель занятия, привести примеры прокладки рукавных линий через препятствия при тушении пожаров. Затем рассказать порядок выполнения упражнения, назначить боевой расчет, дать команду на боевое развертывание, остановить выполнение боевого развертывания у первого препятствия, встретившегося на пути прокладки рукавных линий, объяснить правила прокладки рукавной линии через препятствие и проложить ее. Перед каждым из остальных препятствий нужно останавливать отделение, объяснять и выполнять прокладку рукавных линий. Затем надо повторить все упражнение без остановок у каждого препятствия.

Нa тренировочном занятий особое внимание следует обратить на слаженность в действиях всех номеров боевого расчета.

Боевой расчет выполняет те же обязанности, что и при боевом развертывании с подачей ствола А. При прокладке через заборы нужно устанавливать к ним лестницы-палки, штурмовки и выдвижные лестницы. Рукава от заломов на заборах предохранять рукавными седлами или подсобным материалом. При прокладке рукавной линии через шоссейные дороги необходимо накладывать на рукавную линию "рукавные мостки, расстояние между которыми должно быть равным ширине между колесами автомобилей. Рукавная линия через шоссейную дорогу прокладывается перпендикулярно к ней.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию можно прокладывать поверх путей с остановкой движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно с этим несколько пожарных готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация