Средние подводные лодки типа "Щ" III серии. Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии

Главная / Квартира

Последний поход подводной лодки Черноморского флота "Щ-211" - еще одна неизвестная страница Великой Отечественной войны.

Необычная находка

В августе 2001 года в Севастополе от Графской пристани стартовала четвертая историко-этнографическая экспедиция "Хождение за три моря", проводимая при поддержке Военно-Морского флота РФ, правительства российской столицы и международной организации ЮНЕСКО. Ее участниками стали семь школьников из Москвы и Севастополя, завоевавшие это почетное право по результатам научной конференции "Архипелагские экспедиции русского флота".

На яхте "Персей" юные путешественники прошли по местам боевой славы русского флота через Черное, Мраморное и Эгейское моря. В Болгарии они с интересом узнали о том, что осенью прошлого года примерно в 8 милях от Варны, в районе мыса Галата, на глубине около 20 метров местными рыбаками была обнаружена подводная лодка времен второй мировой войны, предположительно советская. Официально сообщать о находке болгарская сторона не спешила по двум веским причинам. Во-первых, оставались сомнения по поводу принадлежности лежащей на морском дне субмарины, а во-вторых, именно в этом районе Черного моря в 1941 - 1942 гг. погибло сразу несколько подводных лодок Черноморского флота, поэтому не исключалась возможность повторного обнаружения уже известной "единицы".

Вернувшись в родной Севастополь, ребята немедленно сообщили о необычной находке болгарских рыбаков командованию российского Черноморского флота. Вскоре в Главный штаб ВМС Болгарии был направлен соответствующий запрос. Ответ на него пришел не сразу: чтобы сказать что-то конкретное о лежащей на дне подводной лодке, требовался не только ее наружный осмотр с помощью водолазов, но и серьезная работа с архивными документами.

Для этого отставной капитан III ранга Росен Гевшеков, служивший старшим офицером-водолазом военно-морской базы болгарских ВМС в Варне, организовал команду аквалангистов, в которую вошли члены местного водолазного клуба "Реликт - 2002". В результате нескольких погружений было установлено, что на дне в указанном районе действительно лежит советская подводная лодка времен Великой Отечественной войны типа "Щ", аналогичная подлодке "Щ-204", обнаруженной в 1983 году в 20 милях от Варны и осмотренной болгарскими и советскими специалистами на предмет возможного подъема.

После подводного этапа исследований пока безымянной "Щуки" Гевшеков приступил к архивным поискам, которые должны были дать ответ на главный вопрос: какой номер она могла носить? Активная переписка с Санкт-Петербургским военно-морским музеем, работа с документами музея Варны и еще живыми свидетелями тех далеких событий привели к ожидаемому результату. Теперь уже с большей степенью вероятности можно было утверждать, что рыбацкая находка является подводной лодкой "Щ-211", в ноябре 1941 года вышедшей в свой очередной боевой поход, из которого в родную базу ей уже не суждено было вернуться...

Удачливая "ЩУКА"

Заложенная 3 сентября 1934 года в Николаеве на заводе N200 (имени 61-го коммунара) "Щ-211", имевшая заводской номер 1035, ровно через 2 года была спущена на воду, а 5 мая 1938 года вошла в состав Черноморского флота.

К началу войны Советский Союз имел на Черном море достаточно мощные подводные силы. Все черноморские подлодки были сведены в две бригады в составе 44 кораблей шести типов, в основном советской постройки. Лишь пять лодок типа "А" (именовавшиеся ранее "АГ" - "Американский Голланд") достались флоту в наследство от российского императорского флота. Первая бригада подводных лодок, которой командовал капитан I ранга П. Болтунов, состояла из четырех дивизионов и насчитывала 22 лодки. "Щ-211" входила в 4-й дивизион под командованием капитана III ранга Б. Успенского наряду с подводными лодками "Щ-212", "Щ-213", "Щ-214" и "Щ-215". Именно "Щуки" являлись основным типом лодок среднего тоннажа советского ВМФ (V-бис, V-бис-2, X, и Х-бис серий)...

Подводную лодку Черноморского флота "Щ-211" можно было по праву называть удачливой. 15 августа 1941 года именно ее экипаж под командованием капитан-лейтенанта Александра Девятко открыл боевой счет черноморских подводников, потопив большой вражеский транспорт "Пелес", шедший из болгарского Бургаса в румынский порт Констанца с военным грузом на борту. В последующие 3 месяца войны "Щ-211", регулярно охотившаяся на конвои противника у берегов Болгарии, трижды попадала под мощные удары болгарских, румынских и немецких самолетов охранения, во время одного из которых на нее было сброшено 12 глубинных бомб. Однако непостижимым образом "Щуке" всегда удавалось уходить целой и невредимой из-под плотного вражеского огня, удачливо минуя минные ловушки и попутно добиваясь новых боевых успехов.

29 сентября на переходе Варна - Бургас от ее торпеды пошел на дно груженный нефтью итальянский танкер "Суперга", 14 ноября - державший курс на Варну румынский минный заградитель "Принц Карол" с недооборудованными минами на борту. В этот же день морская фортуна единственный и уже последний раз отвернулась от своих любимцев-подводников...

Подводная война

Тогда еще старший лейтенант Александр Девятко принял в Севастополе под свое командование подводную лодку "Щ-211" в первый день войны - 22 июня 1941 года. К тому времени противник уже наладил бесперебойное снабжение своих войск морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Юридически являясь невоюющей союзницей "третьего рейха", она тем не менее принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота. "Сборно войсково ято" (эскадрилья, вскоре расширенная до "орляка" - полка) болгарских ВВС обеспечивало противолодочную оборону морских конвоев Германии и ее стран-союзниц, получая боевые задачи от представителя немецких "кригсмарине" в Варне.

Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство. Против германского сателлита была развернута самая настоящая необъявленная война. В результате в болгарских территориальных водах подлодки ЧФ активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями и установки мин, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника.

11 августа экипаж Александра Девятко успешно выполняет одно из таких рискованных заданий. В штормовых условиях и кромешной тьме, ежеминутно рискуя подорваться на минах, которыми противник щедро усеял все подходы к болгарским берегам, "Щ-211" высадила у устья реки Камчия группу из 14 болгарских коммунистов под командованием полковника Цвятко Радойнова. Всего в августе - сентябре 1941 года в Болгарию было заброшено 7 таких десантов, прошедших подготовку в Разведывательном управлении Генштаба Красной Армии (сегодняшнее ГРУ). Уже через четыре дня "Щ-211" уничтожением вражеского транспорта "Пелес" открывает боевой счет черноморских подводников. Эту дату можно считать началом активной подводной войны на Черном море. За первые пять месяцев боевых действий черноморцами в целом было уничтожено 3 подводные лодки, 2 монитора, 20 вспомогательных судов и 7 транспортов противника. Общий тоннаж вражеских потерь составил более 41 тыс. тонн. Всего же до конца 1941 года подводные лодки ЧФ совершили 103 боевых похода. В числе уничтоженных судов было 2 из 5 имеющихся у фашистов крупных итальянских танкеров. По этой причине Германия и Италия длительное время испытывали серьезные перебои в поставках нефти из Румынии. Как уже упоминалось, один из этих танкеров - "Суперга" - на боевом счету "Щ-211".

Однако победы на море доставались Черноморскому флоту слишком дорогой ценой. Уходившие на боевые задания подводные лодки гибли вместе со своими экипажами одна за другой, в основном подрываясь на минах у болгарского и румынского побережья: "Щ-206", "М-58", "М-34", "М-59", "С-34". 14 ноября 1941 года этот скорбный список пополнила "Щ-211", в декабре - "Щ-204". В общей сложности только за первые 5 месяцев войны погибло около 300 подготовленных подводников. Потери пытались восполнить за счет экстренного ввода в строй эвакуированных из Николаева недостроенных субмарин, экипажи для которых формировали на ходу из числа недоученных моряков с надводных кораблей. К тому же вследствие сталинских репрессий, безжалостно выбивших из флотской обоймы действительно опытных командиров-подводников, на командирские должности стали назначать совсем молодых офицеров, причем некоторых из них волевым решением вышестоящего штаба направляли на корабли из армии и даже... из кавалерийских частей. Разумеется, все это не лучшим образом отражалось на качестве подготовки экипажей подводных лодок. По большому счету, в начальный период войны штаб Черноморского флота не имел единого замысла действий своих подводных сил. Флотское командование почему-то было уверено, что ВМС Румынии активно усиливаются немецкими подлодками и их нападение на наши базы - вопрос самого ближайшего времени. В результате большинство советских подлодок ожидало противника у своих баз, регулярно наблюдая единственную румынскую субмарину, не предпринимавшую никаких действий. Те же лодки, которые направлялись к вражеским берегам, регулярно наступали на одни и те же минные "грабли" - разведка назначенных позиций не велась. В запасниках Центрального военно-морского архива хранится разгромная директива наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова в отношении Военного совета ЧФ "Об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 года". Для более полного понимания той непростой обстановки, в которой приходилось действовать подводникам-черноморцам, этот красноречивый документ стоит процитировать полностью.

"Итоги подводной войны ЧФ за 6 месяцев войны показывают абсолютно неудовлетворительные результаты и невыполнение вами моих приказаний в части использования подлодок. Из общего числа 44 подлодок ЧФ к началу войны и 54 к концу периода за полгода утоплено 7 транспортов противника, в то же время погибло 7 наших подводных лодок. Таким образом, каждый транспорт обходится нам ценой одной лодки.

Для сравнения сообщаю, что Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны и 21 лодку к концу периода, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки. Условия на Севере отличны от Черноморских, однако не менее сложные и трудные.

Причины срыва подводной войны на коммуникациях противника: 1. Слабое напряжение подлодок. На коммуникации противника от Босфора до Одессы выставлялось только 5-6 подлодок. 18 ноября Вам было приказано увеличить число позиций до 14. Вместо этого число позиций было снижено до 3.

2. Бесцельное использование подлодок не по назначению, вроде обстрела из одной пушки Ялты, что мною было вам запрещено. Сейчас в Коктебеле высажен десант в 20 человек с подлодки, что с успехом мог бы сделать катер МО.

3. Бесцельное несение дозора подлодок перед Поти, где за 6 месяцев войны ни разу не появился ни один корабль или подлодка противника, на что вам также было мною указано. 4. Плохая работа штаба ЧФ в части планирования и организации операций подлодок, без анализа обстановки, без помощи подлодкам в обеспечении решения их главной задачи. Разведка самих позиций не делается. Очевидно, что "Щ-204", "Щ-211", "С-34" погибли, а "Щ-205" и "Л-4" подорвались на позиции N28, и все же подлодки продолжали посылаться одна за другой и к 24 декабря туда же выслана "Щ-207".

Ожидаю выполнения моих приказаний по использованию ПЛ и доклада, что сделано вами в результате анализа опыта первого полгода войны с тем, чтобы уменьшить потери своих подлодок и увеличить воздействие на коммуникации противника. КУЗНЕЦОВ".

Соответствующие выводы из документа были сделаны, но они уже не могли остановить продолжающийся рост боевых потерь: всего за годы войны погибло более половины подводных лодок Черноморского флота.

Вместе с тем очевидные просчеты флотского командования никак не умаляли подлинного героизма экипажей подлодок, в одиночку вступавших в неравный бой с кораблями и самолетами охранения вражеских конвоев. Подводники понимали, что каждый достигший цели торпедный удар неумолимо приближал долгожданный День Победы, на алтарь которой они самоотверженно приносили свои жизни...

Загадка гибели "Щ-211"

Большая исследовательская работа, проведенная болгарскими энтузиастами, позволила детально восстановить хронику событий последнего дня погибшей "Щуки". 14 ноября 1941 года "Щ-211", находившаяся на боевой позиции, пеленгует у мыса Галата державший курс на Варну румынский минный заградитель "Принц Карол". Однако первая торпедная атака наших подводников оказывается неудачной. Воспользовавшись паузой, командир румынского корабля сообщает о нападении на немецкий военный аэродром, расположенный в районе Варненского озера. Второй торпедный залп "Щуки" достигает своей цели: "Принц Карол" уходит на дно в 5 милях от Варны. Убедившись в поражении вражеского корабля, командир "Щ-211" дает команду на всплытие. В надводном положении и на максимальной скорости подлодка начинает уходить в юго-восточном направлении. Однако в 3 милях от места потопления "Принца Карола" "Щуку" настигает немецкий самолет. Получив сильные повреждения корпуса от сброшенных на нее бомб, подлодка тонет. На следующий день штормовые волны выбросят на берег у села Шкорпиловцы страшные доказательства гибели советской субмарины: обезображенное тело старшего помощника командира, порванную десантную лодку и помятую емкость с горючим. Интересно, что изложенная болгарами последовательность событий того далекого трагического дня не имеет ничего общего с официальной версией гибели "Щ-211". По советским данным, "Щука" капитан-лейтенанта Девятко подорвалась на мине в районе мыса Шаблер 16 ноября 1941 года, то есть на два дня позже.

Расхождение в датах не может не удивлять. В некоторых советских источниках даже утверждается, что "Щ-211" "16 ноября вышла в очередной боевой поход, на связь не выходила и в назначенный срок в базу не вернулась. Предположительно подорвалась на мине и погибла в районе Варны". Но если учитывать, что только 16 ноября "Щука" вышла из Севастополя, то в районе Варны в этот же день она появиться никак не могла: переход подлодки занял бы гораздо больше времени. Скорее всего, дата гибели "Щ-211" является приблизительной, ведь советская сторона не располагала никакими конкретными доказательствами, указывающими как на точный день трагедии, так и на ее действительные причины. Между тем немецкие летчики четко зафиксировали именно 14 ноября факт потопления советской подлодки в результате бомбардировки. Несмотря на то, что отечественные военные историки до сих пор скептически оценивают эффективность применения авиацией против ПЛ немецких глубинных бомб и утверждают, что ни одна из подводных лодок ЧФ в 1941 году не была уничтожена с воздуха, болгарская версия гибели "Щ-211" представляется более правдоподобной. Объектив подводной видеокамеры запечатлел многочисленные повреждения корпуса подлодки, которые одна мина причинить не может. Кроме того, в пользу болгарской версии говорит и вышеупомянутая директива наркома ВМФ. Адмирал Кузнецов четко разграничивает понятия "погибла" и "подорвалась". Как раз последнее в отношение "Щ-211" не применяется.

Под охраной государства

Дальнейшая судьба найденной "Щуки" - тема будущих консультаций и встреч российских и болгарских представителей. Как правило, любые действия в отношении затонувших и погибших кораблей производятся в соответствии с межправительственными соглашениями. По Закону РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", принятому в 1993 году, места гибели боевых кораблей с экипажами являются воинскими захоронениями, подлежат государственному учету и охраняются государством. Их содержание на территории других государств осуществляется в порядке, определяемом межгосударственными договорами и соглашениями.

Подъем "Щ-211", ввиду сильных повреждений корпуса, вряд ли можно считать целесообразным. Несмотря на то, что носовые торпедные аппараты, скорее всего, пусты (атака румынского корабля предпринималась дважды), до сих пор сохраняется опасность взрыва запасных торпед, находящихся на стеллажах и в кормовых аппаратах подлодки. Скорее всего, в отношении "Щ-211" будет применена уже отработанная в июне 1983 года Управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота схема по обследованию подводной лодки "Щ-204", погибшей 6 декабря 1941 года также у берегов Болгарии. Тогда 28-й НИИ Минобороны дал заключение, что поднимать подводную лодку вследствие сомнительного состояния боевых зарядных отделений торпед небезопасно. Подготовка к планировавшемуся подъему "Щуки" была прекращена. Корпус подлодки очистили от обрывков сетей и обрастания, вскрыли верхний рубочный люк и после обследования центрального поста и отсеков подняли на поверхность останки подводников и часть корабельной документации. По окончании работ, которые проводились в течение 45 суток, верхний рубочный люк был заварен, а останки членов экипажа похоронены в Севастополе. Носовое орудие с подлодки является сейчас одним из самых ценных экспонатов Музея Черноморского флота РФ.

Точка памяти и скорби

На морских картах точка с координатами 42 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 03 мин. 6 сек. восточной долготы является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок "Щ-204", "С-34", "Щ-211" и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны.

В самой Болгарии память о "Щ-211" чтят по-особому. Именем Александра Девятко названа одна из улиц Варны, а семьи погибших подводников болгарская сторона долгое время ежегодно приглашала на свой всемирно известный курорт Золотые Пески. В случае, если из корпуса "Щуки", ставшего подводным некрополем, извлекут останки погибшего экипажа, Севастополь с честью примет своих героев. Через скрежет вражеских минрепов и гулкие разрывы глубинных бомб они стремились в родную базу, чтобы сообщить о новой победе черноморцев. Сегодня, когда от войны нас отделяет больше половины столетия, их неудавшееся возвращение к родным берегам должно, наконец, состояться.

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б» ), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула".

"Ревущие коровы"

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом. До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: "Танго", "Фокстрот", "Новембер"… А между собой американцы называли их не иначе как "ревущие коровы", утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" оказались тише заокеанских "Лос-Анджелесов".

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию "Красное Сормово" на создание титановой лодки проекта 945 "Барракуда".

Головная "Барракуда" К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше - 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как "Сьера". "Барракуды" сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог - "Лос Анджелес" практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают. Хотя в конструкторском бюро "Лазурит" были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Мотивация для создания стального двойника "Барракуд" была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями. То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на "Красном Сормово" довели до совершенства - во внимание не приняли. Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор.

Тем не менее Ленинградское СКБ-143 "Малахит" получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945. Проект 971 клоном "Барракуды" не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок - "Лазуритом", "Малахитом" и "Рубином", существовала сильная конкуренция. Каждое предприятие шло своим путем. Стальная "Щука-Б" мало в чем уступила титановой "Барракуде".

Давно не секрет, что проектирование лодки начал главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ "Щука", также спроектированный в "Малахите". Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало проект 971 "Щука-Б"?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров. Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж. Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом. Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов "Щука-Б" было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм. Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм - всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто "Щуки" имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на "Щуках-Б" имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей - "Щукой".

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое - со 130 до 73 человек. Для сравнения, у "Лос-Анджелеса" 121 член экипажа.

В поздних модернизациях "Щуки-Б" оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971. Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске. За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать - по семь на каждом заводе. Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось.

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

"Кошки"

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в конце 1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н. Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя "Пантера" в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников. В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа "Барс". Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная "кошачья стая", по аналогии с немецкой подводной "волчьей стаей" времен Второй мировой войны.
Впрочем, наряду со звучными и грозными "Барсами", "Тиграми", "Леопардами", "Пантерами" проектам 971 давались и водоплавающие имена: "Дельфин", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Морж". Есть "Волк", "Вепрь". Был даже "Дракон", который позднее переименовали в "Самару".

Первая же "Щука-Б", начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: "Акулой". Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно. 15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное - "Акула". В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004 исключена из боевого состава флота. В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес"

Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа "Ясень". Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом. В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является "Ясень", России вроде бы и не нужны. Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 "Кугуар" и К-333 "Рысь" были использованы при строительстве стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура "Юрия Долгорукого".

Последняя из проекта 971 лодка - К-152 "Нерпа" была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем "Чакра".

Многоцелевые "Щуки" и "Щуки-Б" хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии .


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный вид


вид после капитального ремонта и модернизации


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)



Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.

Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...

Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал - реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.

Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 - Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции - они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.

На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.

Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.

Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.

Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.

Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.

У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.

Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий - с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.

Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.

Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских - темно-серыми, у североморских - серо-зелеными. Подводная часть -черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый - под фон снега цвет. Винты - бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) - латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке - белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.

Подводные лодки типа «Щ»:

1 - перо руля; 2- волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 - кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 -утки; 6 - спасательные буи; 7,13,37 -стойки сетеотводов; 8- сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10- репитеры гирокомпасов; 11 - перископы; 12 - магнитные компасы; 14 - антенны радиопеленгаторов; 15 - 45-мм пушки 21-К; 16 - швартовые шпили; 17 - кнехты; 18 - антенны шумопеленгаторов; 19,35 - носовые горизонтальные рули; 20 - привальный брус; 21 - рубочные люки; 22 - люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 - откидные решетки надстройки; 25 - кормовые горизонтальные рули; 26 - откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27- кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 - выдвижные мачты; 30 - зенитный пулемет «Максим»; 31,32 - ходовые огни; 33 - гюйсшток; 34 - люки над кранцами 45-мм патронов; 36 - якорный клюз (на всех подлодках - только с левого борта); 38- V-образная стойка радиоантенны; 39 - киповые планки с сетеотводами; 40- радиоантенна; 41 - убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака

ТТХ подводных лодок типа "Щ"

V -бис

Водоизмещение нормальное, куб.м

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Осадка средняя (по килю), м

Мощность дизелей, л.с.

2x685

2x685

2x685

2x800

2x800

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.: наибольш. надводная

экономии, надводная

наибольш. подводная

экономии, подводная

Дальность плавания, миль: надводная экономическим ходом

подводная полным ходом

подводная экономическим ходом

Экипаж, чел.

Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых

кормовых

Артиллерийское вооружение: иисло орудий X х калибр в мм

2x45

2x45

2x45

2x45

2x45

Число построенных лодок (годы вступления в строй)



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация