Система государственного управления здравоохранением. Органы управления здравоохранением в рф структура минздрава функции Система государственного управления здравоохранением в рф

Главная / Квартира

Социально-культурная сфера государственного управления целиком совпадает с соответствующей сферой жизни личности, при этом задачами управления являются, прежде всего, заботы о физической жизни человека (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение), а также, в не меньшей степени, и о его духовной жизни (образование, наука, культура). В соответствии с указанными задачами и построен материал настоящей главы.

Здравоохранение имеет целью сохранение и укрепление здоровья людей посредством лечебной,профилактической и иных видов деятельности медицинскихучреждений, которые в совокупности и составляют отрасль в материальном значении этого термина. Физическая культура, спорт, туризм, наряду со здравоохранением, направлены на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образажизни. Как отрасль, здравоохранение имеет всеохватывающий масштаб, подобно другие отраслям социальной сферы. В основу размещения учреждений здравоохранения положен территориальный принцип в целяхудобства для населения. Он дополнен отраслевым принципом - ряд ведомств имеют свои медицинскиекомплексы – системы Министерства обороны, МВД, ФСБ, некоторыетранспортные отрасли. Наряду с лечебной и профилактической работой система здравоохранения осуществляет государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор в масштабе страны, а также дает разрешения на использование лечебных препаратов.

Здравоохранение представляет собой непроизводственную отрасль, поэтому основа его финансирования – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные, хотя самофинансирование посредством оказания платных медицинских услуг населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранениемтакже имеет определенное значение. С позиции конституционного разграничения полномочий – это отрасль совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 ч. 1 пп. «е» и «ж» - общие вопросы физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения).

Здравоохранение как объект государственного управления и, следовательно, административно-правового регулирования, представляет собой комплексную отрасль сохватом таких изначально самостоятельных первичных отраслей, как труд, защита прав потребителей, социальное обеспечение (развитие): есть общее законодательство о здравоохранении, законодательные акты по его направлениям (отдельным задачам) –Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 27 декабря 2009 г.), Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», федеральные законы от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2008 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и, наконец, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда, защиты прав потребителей, социального обеспечения.



К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан. В государственную систему здравоохранения входят также находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

Кмуниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Вчастную систему здравоохранения входят также лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.

В целях осуществления указанных функций Минздравсоцразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Самостоятельным направлением деятельности государственной системы здравоохранения является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора .

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

Контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

Меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют:

руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также:

руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации;

главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;

главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний;

главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации;

главный государственный санитарный врач Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации координирует деятельность всех указанных главных государственных санитарных врачей.

Издаваемые главным государственным санитарным врачом Российской Федерации правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями, входящими в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Рассмотрим систему органов управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации на примере Омской области. Возглавляет указанную систему Министерство здравоохранения Омской области, взаимодействующее с Департаментом здравоохранения администрации г. Омска. В структуре последнего образованы и действуют отделы здравоохранения по административным округам г. Омска. В сельских районах области сохранились центральные районные больницы, функционирующие во главе с их администрациями.

Основным звеном здравоохранения являются лечебно-профилактические учреждения: больницы, госпитали, поликлиники, санатории, профилактории и т.д. Управление лечебно-профилактическим учреждением осуществляет главный врач –административный руководитель, издающий приказы и распоряжения. Он отвечает за административно-хозяйственный блок вопросов, ремонт, строительство; рассматривает жалобы. Заместитель главного врача по лечебной части (или начмед- начальник медицинской части) помимо организации лечебной помощи отвечает за обеспечение лечебно-профилактического учреждения медикаментами и питанием. Непосредственно лечебная помощь оказывается в структурных подразделениях – отделениях лечебно-профилактических учреждений во главе с заведующими.

К основным методам государственного управления, используемым на уровне субъектов Российской Федерации, относятся лицензирование, осуществляемое лицензионной комиссией, аттестация (как лечебно-профилактическое учреждения, так и персонал аттестуются один раз в пять лет), сертификация (медицинскому персоналу выдаются сертификаты – по медицинским специальностям, удостоверения – по категориям), аккредитация лечебно-профилактических учреждений при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Права граждан в области охраны здоровья подробно прописаны в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Обучающимся в образовательных учреждениях системы МВД России следует обратить внимание на нормы закона, непосредственно обращенные к сотрудникам органов внутренних дел. Прежде всего это относится к обязанности оказания первой помощи (ст. 19.1.). Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Неоказание либо неквалифицированное оказание такой помощи влечет установленную законом ответственность и, кроме того, негативным образом сказывается на взаимоотношениях общества и полиции.

В Основах законодательства об охране здоровья граждан закреплены права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (ст. 29). Указанные лица имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта данных лиц, не допускаются.

Деятельность органов государственного управления в сфере здравоохранения строится на основе единых принципов, реализация которых обеспечивает охрану здоровья граждан. Организация управления здравоохранением исходит из гибкого сочетания начал централизации в решении вопросов, общих для всей отрасли, и децентрализации, предполагающей учет местных условий и особенностей медицинского обслуживания населения.

Рассматривая вопросы охраны здоровья населения, нельзя обойти вниманием физическую культуру и спорт , поскольку эти сферы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Понятие органов управления здравоохранением приводится в ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации», согласно которому органы управления здравоохранением – это федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области здравоохранения, а также органы управления медицинскими службами, перечень которых установлен настоящим этим законом.

Под органом управления здравоохранением следует понимать государственную организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, собственную компетенцию, закрепленную правовыми актами и призвана осуществлять повседневную управленческую деятельность по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями.

Система органов управления здравоохранением представлена федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности. Основными элементами системы органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления. Рассмотрим каждую из указанных подсистем.

Подсистема государственного управления здравоохранением представлена федеральными органами управления здравоохранением и органами управления субъектов Федерации.

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации». В частности Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения Российской Федерации , которое функционирует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации”.

Общие положения

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Здравоохранение относится к социальным системам, регулирование деятельности которых и управление осуществляется на межсекторальном уровне, то есть деятельность субъектов системы зависит от решений и политики различных министерств и ведомств федерального уровня. Поэтому, осуществляя свою деятельность, Министерство здравоохранения РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Министерство финансов, м.обороны), органами местного самоуправления, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями и иными организациями.

В данном случае речь идет об управленческих отношениях в сфере здравоохранения, формируемых не по вертикали власти, а по горизонтали.

В современных условиях рыночной экономики к системе органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, так как свойственными им методами фонды активно участвуют в управлении здоровьем населения.

Активную роль в последнее время в регулировании вопросов здравоохранения, в первую очередь защиты прав медицинских работников, играют профсоюзы . Наиболее крупной и представительной организацией является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит также профсоюз работников здравоохранения. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и в управлении здравоохранением.

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в области здравоохранения при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы в области здравоохранения. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов в области здравоохранения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по здравоохранению входит в государственную систему здравоохранения субъекта Федерации и, являясь высшим управленческим отраслевым звеном в регионе, реализует государственную политику РФ и ее субъекта, организует выполнение федеральных и региональных программ, проводит анализ состояния здоровья населения и разрабатывает мероприятия по его улучшению, обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, осуществляет региональную программу оказания медицинской и лекарственной помощи населению, разрабатывает социальные нормативы здравоохранения в регионе, координирует деятельной органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан и многое другое.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.

Помимо Министерств здравоохранения развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать содействие Минздрав РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.

В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения такими как: центральная районная больница, центральная районная поликлиника и центральная городская больница.

Центральной районной больницей является районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района или одновременно функции органа управления здравоохранением сельского района и функции органа управления здравоохранением города.

Центральная районная поликлиника организуется в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции органа управления здравоохранением района.

Центрального городской больницей является больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением города в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих органов управления здравоохранением в городских районах.

Принципы деятельности органов управления здравоохранением:

1. Принцип законности. (деятельность не должна противоречить и подзаконным нормативным актам)

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (человек, его права и свободы - высшая ценность)

3. Принцип единства системы органов управления здравоохранением

4. Принцип федерализма (управление с учетом как общих интересов государства, так и специфики его составных частей – субъектов Федерации и муниципальных образований)

5. Принцип сочетания централизации и децентрализации

6. Наличиепринципа координации и взаимодействия с иными субъектами

7. Принцип гласности (обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти).

Органы управления здравоохранением в РФ, структура Минздрава, функции, особенности управления здравоохранением на современном этапе Лектор: проф. Алексеевская Татьяна Иннокентьевна

Управление здравоохранением – структуры и процессы, посредством которых определяются и эффективным образом осуществляются необходимые для всего общества преобразования в целях профилактики, лечения, реабилитации и укрепления здоровья населения.

Одним из важнейших направлений реформ здравоохранения является формирование новой системы управления. В результате реформы 2004 г. в отрасли были образованы органы исполнительной власти, которые включают в себя: На федеральном уровне: Ø Федеральное министерство – Министерство здравоохранения РФ. Ø Федеральные службы. Ø Федеральные агентства. На региональном уровне: Ø Министерства здравоохранения субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Государственная система здравоохранения обладает сложной структурой связей, что позволяет осуществить ее разделение на подсистемы: Ø федеральная подсистема; Ø территориальная подсистема; Ø санитарно-эпидемиологическая подсистема. В каждую из них входят: Ø соответствующий орган управления; Ø организации здравоохранения, подведомственные органу управления здравоохранением данной подсистемы. Единство государственной системы здравоохранения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения – Министерство здравоохранения РФ.

Функции федеральной подсистемы I. Определяет общие условия деятельности: издает соответствующие федеральные нормативноправовые акты; Ø Ø устанавливает стандарты (технические регламенты); устанавливает нормативы (в том числе финансовые) и т. п. ; Ø II. Регулирует отношения, связанные с деятельностью федеральных органов и служб: создание федерального органа управления здравоохранением и установление его компетенции; Ø Ø организация санитарно-эпидемиологической службы РФ; создание федеральных научно-исследовательских институтов (НИИ) Ø III. Осуществление контроля за исполнением принятых на федеральном уровне нормативных актов.

Функции территориальной подсистемы 1. Создание юридических гарантий организационного единства и стабильности (устойчивости) здравоохранения на территории соответствующего субъекта РФ. 2. Предоставление медицинской помощи населению субъекта. 3. Обеспечение реализации федеральных нормативных правовых актов и федеральной политики в сфере охраны здоровья на данной территории. 4. Ресурсное и организационное обеспечение территориальной программы гос. гарантий. 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительных органов гос. власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и гос. учреждений здравоохранения субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников данных учреждений.

7. Организация оказания специализированной медицинской помощи. 8. Организация оказания скорой и неотложной медицинской помощи. 9. Организация ОМС неработающего населения. 10. Определение основ гос. политики субъектов РФ в области охраны здоровья граждан. 11. Формирование органов управления территориальной системы здравоохранения и установление их структуры, порядка организации и деятельности. 12. Обеспечение информационной прозрачности охраны здоровья. 13. Санитарно-гигиеническое образование населения, координация научных исследований и финансирование территориальных программ научных исследований в области охраны здоровья.

Санитарно-эпидемиологическая подсистема выделена вследствие крайней специфичности своей деятельности в системе здравоохранения и на основании Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (52 -ФЗ). В соответствии со ст. 46 данного закона именуется Государственной санитарноэпидемиологической службой РФ. Данная подсистема имеет свой управляющий элемент - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять гос. сан. эпид. надзор. Компетенции данной службы достаточно обширны, вплоть до применения мер административной ответственности за соответствующие правонарушения.

В связи с реализацией федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313 -ФЗ муниципальная подисистема здравоохранения, начиная с 2013 г. , на территории Иркутской области упразднена.

Структура Министерства здравоохранения РФ (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 июня 2012 г. № 2) Минздравсоцразвития России было преобразовано в Минздрав России и Минтруд России. В структуру Минздрава входят руководство Министерства, помощники (советники) федерального министра, 15 департаментов и 2 отдела (по защите гос. тайны, по мобилизационной подготовке и мобилизации).

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ»

Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, ОМС, обращения лекарственных средств, включая вопросы организации профилактики заболеваний, медицинской помощи, реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной и военно-врачебной), фармацевтической деятельности, санитарноэпидемиологического благополучия населения, медикосанитарного обеспечения работников с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению гос. имуществом и оказанию гос. услуг в сфере здравоохранения, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

Структурные подразделения Министерства здравоохранения РФ Ø Руководство Министерства Ø Помощники/советники федерального министра Ø Департамент медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Ø Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении Ø Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения Ø Департамент охраны здоровья и санитарноэпидемиологического благополучия человека Ø Департамент анализа, прогноза, развития здравоохранения и медицинской науки Ø Департамент образования и кадровых ресурсов

Ø Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Ø Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств Ø Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью Ø Правовой департамент Ø Финансово-экономический департамент Ø Департамент учетной политики и контроля Ø Департамент имущественного комплекса Ø Департамент информационных технологий и связи Ø Департамент управления делами Ø Отдел по защите государственной тайны Ø Отдел по мобилизационной подготовке и мобилизации

Постановление Правительства Иркутской области от 7 октября 2008 г. № 13 -пп «О Министерстве здравоохранения Иркутской области» (в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 31. 12. 2008 N 138 -пп, от 01. 06. 2009 N 205 -пп)

Структурные подразделения Министерства здравоохранения Иркутской области Ø Руководство Министерства Ø Заместители министра Ø Управление организации фармацевтической деятельности и обеспечения медицинской техникой Ø Отдел организации и контроля обеспечения лекарственными средствами, расходными материалами Ø Отдел льготного лекарственного обеспечения и контроля за его реализацией Ø Отдел организации и контроля обеспечения медицинской техникой, технического обеспечения Ø Отдел формирования и контроля исполнения государственных закупок

Ø Управление планирования и организации медицинской помощи Ø Отдел планирования и организации медицинской помощи взрослому населению Ø Отдел планирования и организации медицинской помощи женщинам и детям Ø Отдел лицензирования и контроля качества медицинской помощи Ø Управление развития системы здравоохранения Ø Отдел развития медицинского страхования Ø Отдел реализации ПНП «Здоровье» Ø Отдел ресурсного обеспечения и технического контроля

Ø Отдел бюджетного учета, отчетности и внутреннего финансового аудита Ø Отдел планирования, формирования бюджета, финансирования и экономики Ø Отдел мобилизационной работы и организации медицинской помощи при ЧС Ø Отдел государственной гражданской службы, кадровой работы и документационного обеспечения Ø Юридический отдел

Управление здравоохранением в связи со специфичностью объекта делает управление им чрезвычайно сложным. К основным особенностям управления здравоохранением относят: 1. Особую ответственность принимаемых решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей. 2. Трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений. 3. Трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений. Использование компьютерных технологий существенно повышает эффективность управления и функционирование системы.

Управление – это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы в конкретных условиях с учетом имеющихся ресурсов. Цель управления – достижение высокого уровня эффективности производства и качества произведенной продукции (услуг) при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления).

Менеджмент (от анг. management– управление, руководство, правление) – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на повышение эффективности их деятельности и способствующая удовлетворению общественных потребностей.

В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций: 1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности; 2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Развитие менеджмента как отрасли науки и практической деятельности является эволюционным процессом. Принципы управления, основные положения теории управления, разработанные представителями разных школ и направлений много лет назад, и в настоящее время находят широкое применение в практике и позволяют повысить эффективность управленческой деятельности.

Школы менеджмента 1. Школа научного управления (18851930 гг.) 2. Административная или классическая школа (1920 -1950 гг.) 3. Школа человеческих отношений (1930 -1950 гг.) 4. Математическая школа управления (с 50 -х годов XX века)

Школа научного управления Основные принципы: 1) разработка формальной структуры организации; 2) рациональная организация труда; 3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего и разграничение исполнительных и управленческих функций.

С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Эксперименты были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности. Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. «Правильная организация труда на заводе с устаревшим оборудованием обеспечит лучшие результаты, чем работа современного предприятия с плохой организацией» Ф. Тейлор

Административная или классическая школа Основная задача – создание универсальных принципов управления. Основные принципы, сформулированные Г. Эмерсоном: 1. Точно поставленные цели и идеалы. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация (компетентный совет может быть только коллегиальным). 4. Дисциплина в коллективе. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление. 8. Нормы и расписания, позволяющие измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери. 9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты. 10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности, при которых достигаются наилучшие результаты. 11. Письменные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.

Принципы управления Анри Файоля 1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. 3. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. 7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. 8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. 9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место – для всего и все на своем месте. 11. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. 13. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. 14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Школа человеческих отношений Эта школа рассматривает каждую организацию как социальную систему. Эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Теория Х, У (по Дуглас Мак-Грегору) Дуглас Мак-Грегор считал, что каждый руководитель в отношениях с подчиненными опирается на теоретические предпосылки, порождающие убежденность в том, что его поведение вызывает со стороны подчиненных определенную реакцию, которую можно предвидеть. Согласно теории Х рядовой индивид имеет врожденную неприязнь к труду. Из этой теории вытекает признание необходимости очень жесткой формализации организационной структуры, централизации принятия решений. Согласно теории У труд является естественной потребностью человека. Поэтому теория У предполагает меньшую степень формализации, децентрализацию управления, значительную самостоятельность исполнителей, поощрение инициативы. В теории У основной упор делается на поощрения.

Математическая школа управления Основа – моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении. При определении целей организации, построении ее структуры и анализа деятельности менеджер должен владеть методами системного анализа, которые условно можно разделить на две большие группы: 1. по содержанию: вербальные, графические, экспертные, математические. 2. по цели: декомпозиции, упрощения систем, оценки структурной адекватности, оценки взаимодействия элементов, оценки устойчивости системы во времени и пространстве.

Успешное управление организацией требует наличия у менеджера следующих навыков и способностей: 1. Способность управлять собой 2. Разумные личные ценности 3. Четкие личные цели 4. Упор на постоянный личный рост 5. Навык решать проблемы 6. Изобретательность и способность к инновациям 7. Высокая способность влиять на окружающих 8. Знание современных управленческих подходов 9. Способность руководить 10. Умение обучать и развивать подчиненных 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

Уровни управления 1. Стратегический уровень – характеризуется функцией прогноза и планирования. 2. Тактический уровень – предполагает разработку программы действия для достижения поставленной цели, оптимальное распределение ресурсов. 3. Оперативный уровень – позволяет обеспечить эффективное достижение поставленных целей и включает регулирование, учет, контроль, анализ.

Разработка стратегии любой организации преследует следующие цели: Ø Расширение сферы деятельности Ø Удовлетворение потребителей Ø Превосходство над конкурентами Ø Ответ на изменение рыночных условий Ø Эффективное управление подразделениями Ø Достижение стратегических и тактических целей

Внедрение стратегии Ø Создание структуры организации, способной успешно использовать стратегию Ø Разработка финансового плана Ø Проведение поддерживающей стратегию политики Ø Создание мотивации для людей Ø Увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей

Принципы управления: 1. Организационные – необходимы с целью воздействия на мотивацию сотрудников. 2. Принципы развития – определяет взаимоотношения всех уровней управления (руководства и подчиненных) 3. Принципы образа организации – характеризуют имидж учреждения. Методы управления: 1. Командно-административные – авторитарное управление на основе распоряжений, приказов, уставов и т. д. 2. Экономико-математические – используют для стимулирования деятельности персонала путем воздействия на заработную плату. 3. Социально-психологические – ориентированы на изменение мотивации деятельности сотрудников и позволяют повысить у них степень удовлетворенности выполняемыми функциями.

Командно-административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.

Способы административного воздействия: 1. Стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности (положения, нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.). 2. Распорядительные методы направлены на решение конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. Существуют две формы распорядительного метода: устная и документальная. 3. Дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое выполнение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской.

Социально- психологические методы включают: Прямые методы а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека) б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств) в) подражание (воздействие на основе личного примера) г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально- психологических мотивов) д) принуждение (повышение морально- общественной значимости предстоящей работы) Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия: а) условиями труда б) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования. в) путем создания соответствующего социальнопсихологического климата в коллективе.

Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителем и коллективом по поводу принятия и реализации решений. 1. Авторитарный (автократический) – характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. 2. Либеральный – полная противоположность авторитарного стиля. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем. 3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении – основан на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации и подразделений, так и к контролю за их достижениями.

Планирование включает: 1. Первая часть управленческого цикла (сбор, хранение, обработку, анализ информации) 2. Вторая часть управленческого цикла (разработка альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения) Методы планирования: 1. Аналитический 2. Нормативный 3. Бюджетный 4. Метод соотношений и пропорций 5. Эксперимента и моделирования 6. Метод системного и ситуационного подхода 7. Экономический анализ

Организация выполнения направлена на создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение для этого финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов. Проверка (контроль) – позволяет осуществлять обратную связь, . Действие (руководство) – это мотивация сотрудников для реализации управленческих решений, оно завершает цикл управления.

Таким образом, в понятие менеджмент включается искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами в целях обеспечения наиболее эффективной производственной деятельности. Для современного управления характерны децентрализация и сосредоточение большей ответственности на низких уровнях управления, и, прежде всего, на рабочих местах.

16375 0

Вопросами управления здравоохранением занимаются как органы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе — Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:
. демографической политики;
. санитарно-эпидемиологического благополучия;
. организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
. медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;
. фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
. медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
. социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
. разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);
. организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;
. профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников и др.

МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством Российской Федерации.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях функцию руководства здравоохранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения |городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны — органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой — Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится органам местного самоуправления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.

Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

О.П. Щепин, В.А. Медик



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация