Проведение контроля за соблюдением санитарно эпидемиологических требований. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Преимущества пров

Главная / Квартира

Вопрос от Ирины

Здравствуйте Антон, расскажите о программе производственного контроля . Содержание ППК. Кто ее разрабатывает? Нужно ли эту программу согласовывать с Роспотребнадзором? С уважением, Ирина.

Ответ для Ирины

Приветствую!

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (ред. от 27.03.2007) «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058-01» (вместе с «СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 № 3000)

составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами — т.е. законодатель не требует согласования программы производственного контроля с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором).

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля учреждениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по их запросам.

Требования к программе производственного контроля

Программа производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:

1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)*;
4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

На этом всё.

Продолжение следует...

Приветствую, уважаемые друзья! Томить не будем, здесь вас ждёт программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил 😉 Материалом поделился уже многим известный коллега Юдин Анатолий Константинович, работающий в должности ведущего инженера по ГО, ЧС, ПБ и охране труда в ФГУП «Петербургский спортивно-концертный комплекс».

Программа производственного контроля в действии

Анатолий Константинович даже сопроводительным сообщением снарядил свою программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил:

Программа производственного контроля разработана в строгом соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий устанавливает единую систему организации и осуществления производственного контроля с учётом функций управления должностных лиц ФГУП «ПСКК» и действует с 2015 года.

В оригинале программа называется — Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Если программа производственного контроля понравилась, то незабываем чуть ниже поставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Всем добрый день!

Вы не забываете осуществлять производственный контроль на своем предприятии? О разнице между видами производственного контроля я уже писал ранее. А сегодня хочу предложить вам пример программы производственного контроля . Программа писалась в 2012 году, в соответствии с СП 1.1.1058-01 . Эти санитарные правила пока действующие и без изменений, так что программу можно считать актуальной. Перечислю разделы программы:

  1. Наличие официально изданных санитарных правил;
  2. Перечень должностей/профессий работников подлежащих медицинским осмотрам;
  3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходимо организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор анализов измерений и их периодичности;
  4. Наименование мероприятий производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Ну а теперь, собственно, сам текст программы производственного контроля.

ПЛАН (ПРОГРАММА) производственного контроля за соблюдением санитарных правил
и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ООО «ХХХ»

Наличие в ООО «ХХХ» официально изданных санитарных Правил, методов и методик контроля среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия:

  1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
  2. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  3. «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками» ГОСТ 12.1.050-86
  4. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
  5. ГОСТ 12.1.050-86 ССБТ. Методы измерения шума на рабочих местах.
  6. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.
  7. «Естественное и искусственное освещение» СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
  8. ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности.
  9. «Гигиенические требования к условиям труда женщин» СанПиН 2.2.0.555-96.
  10. «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ» СанПиН 2.2.2.540-96.
  11. «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ» СанПиН 2.2.½.1.1.1200-03.
  12. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» ФЗ №89 от 24.06.98г. Об отходах производства и потребления.СанПиН 2.1.7.1322-03.
  13. «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» СП 2.2.2.1327-03.
  14. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
  15. «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011

Перечень должностей/профессий работников подлежащих медицинским осмотрам

Слесарь по КИПиА, юрисконсульт, техник, главный специалист по экономике и финансам, секретарь руководителя, ведущий экономист, экономист, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, инженер-программист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, электромонтер канализационных сооружений связи, кабельщик-спайщик, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, электромонтер по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходимо организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор анализов измерений и их периодичности:

Производственный фактор

Место проведения

Нормативная документация

Периодичность исследований

Шум Рабочее место :1. Слесаря-ремонтника2. Оператора стиральных машин.3. Аппаратчика химической чистки.4. Гладильщика. ГОСТ 12.1.003-86 «Методы измерения шума на рабочих местах», ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности»,СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах» Один раз в годГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности» пункт 3.3Договор с ЛДЦ «Здоровье»
Вибрация общая Рабочее место :1. Оператора стиральных машин.2. Аппаратчика химической чистки.3. Гладильщика. ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования»,СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация» Один раз в годГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования» пункт 6.9Договор с ЛДЦ «Здоровье»
Вредные в-ва в воздухе раб. зоны III-IV кл. опасн. Рабочее место Один раз в годГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», пункт 4.2.5,Договор с ЛДЦ «Здоровье»
Уборщик производственных помещений
Тетрахлорэтилен Аппаратчик химической чистки
Синтетические моющие средства Оператор стиральных машин
Углеводороды, пыль Приемщик заказов
Сварочный аэрозоль Слесарь-ремонтник
Сварочные аэрозоли Электрогазосварщик
Микроклимат ГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» Шесть раз в годГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», пункт 2.1,Договор с ЛДЦ «Здоровье»
Освещенность Все рабочие местаВсего 31 р/м ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности Один раз в годМУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98 Оценка освещения рабочих местДоговор с ЛДЦ «Здоровье»
Неионизирующие электромагнитные излучения Рабочие места аппарата управленияВсего 5 р/м СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Один раз в год

СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Договор с ЛДЦ «Здоровье»

Наименование мероприятий производственного контроля за соблюдением санитарных правил

п/п Наименование мероприятий Срок выполнения Ответственный за выполнение Примечания
1 Обеспечение должностными лицами ООО «ХХХ» соблюдения требований санитарного законодательства и нормативных правовых актов по безопасности и безвредности работающих в производственных и административных помещениях. Постоянно в течение года Должностные лица ООО «ХХХ»
2 Проверка соблюдения требований санитарного законодательства и нормативных правовых актов по обеспечению безопасности и безвредности работающих в производственных и администр. помещениях. По графику согласованному с Центром гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югра Представитель Центра гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югра и представитель ООО «ХХХ». Договор с Центром гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре
3 Организация периодического обязательного медицинского осмотра в соответствии с «Перечнем профессий с ВОПФ и работами, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) на По графику Медицинское учреждение.Руководители структурных подразделений ООО «ХХХ» Договор с медицинским учреждением
4 Подача своевременной информации в ТО ТУ «Роспотребнадзора» об аварийных ситуациях, остановках производства, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В аварийных ситуациях Главный инженер ООО «Автоматизация и свзь»
5 Обеспеченность СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами согласно утвержденных Норм Согласно потребности по Нормам Договор с предприятием-поставщиком
6 Химчистка/стирка спецодежды Согласно потребности Главный специалист по обеспечению производства
7 Утилизация ртутьсодержащих ламп При необходимости Начальник энергетической службы Договор со специализированным предприятием
8 Вывоз ТБО По мере заполнения тары Главный специалист по обеспечению производства Договор со специализированным предприятием
9 Поставка воды на объекты Согласно потребности Главный специалист по обеспечению производства Договор со специализированным предприятием
10 Уборка производственных и служебных площадей (от пыли и других загрязнений) Ежесменно Непосредственные руководители работ

Программу разработал: А.А. Иванов

Роспотребнадзор такой вариант программы производственного контроля устроил. Естественно, что для конкретной организации данные будут другие, например:

  • санитарные правила в 1 разделе программы вы будете указывать те, которые актуальны для вашего предприятия;
  • должности/профессии работников подлежащих медицинским осмотрам у вас будут указаны другие, согласно вашему контингенту;
  • факторы для замеров у вас будут свои (вместо шума например вибрация), но микроклимат и освещенность обычно измеряют все.
  • исполнитель по измерениям у вас будет свой. Тот, с кем вы заключите договор.

четвертый раздел программы может быть универсальным для многих организаций.

Надеюсь, вам будет полезна эта информация.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация