Правила нормирования в сфере закупок. Об утверждении правил нормирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд города элисты Нормирование по 44 фз для чайников

Главная / Квартира

Цель нормирования - это предотвратить закупки товаров работ услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1.ст.19 44-ФЗ под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и/или нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Нормирование в сфере закупок в общем плане применяется для осуществления функций:

  • государственных органов;
  • органов управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальных органов;
  • бюджетных учреждений;
  • территориальных органов (подразделений);
  • подведомственных казенных учреждений.
  • Это общее правило нормирования в сфере закупок, но поскольку нормирование включает как установление требований к товарам, работам и услугам, так и установление нормативных затрат, для каждой из указанных групп заказчиков применяются свои правила нормирования. Предельные цены на наиболее закупаемые заказчиками товары, работы, услуги - это основная задача системы нормирования в сфере контрактной системы. Также нормированию подлежат требования к количеству и качеству, потребительские свойства и иные характеристики товаров. Например, при описании объекта закупки с учётом положения о нормировании тех или иных товаров, работ, услуг заказчик может описать какие-то показатели надёжности, эргономичности, безопасности.

    Кто должен применять положение о нормировании и какие виды нормирования существуют, смотрите комментарий эксперта Станислава Грузина, ведущего вебинара «Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ»

    Нормирование в сфере закупок: что изменится с 2017 года?

  • федеральные госорганы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами.
  • территориальные органы и подведомственные казенные и бюджетные учреждения, федеральные унитарные предприятия всех перечисленных органов.
  • С 2017 года дополнен список товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию при госзакупках. Добавлены требования, например, к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.

    Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

    school.kontur.ru

    Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок

    В чем заключаются правила нормирования

    Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил - вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
    • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.
    • Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.
  • Как формируются правила нормирования

    В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

    Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором - обязательный перечень, на третьем - ведомственный.

    Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

    Кто формирует

    На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, - это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

    На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

    На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Как контролируется

    Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

    Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

    Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

    Ответственность за нарушение несут должностные лица. На основании положений Постановления от 05.06.2015 № 555, планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

    goscontract.info

    Инструкция по размещению правил нормирования в сфере закупок

    Для размещения правил нормирования в сфере закупок, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Выполните вход в Личный кабинет заказчика, с использованием Электронной Подписи с установленной ролью - Орган устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

    2. Перейдите в раздел «Дополнительно ->; Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 1)

    3. Нажмите кнопку «Создать проект правил нормирования» и выберите соответствующую функцию в разделе «Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 2)

    4. Подтвердите размещение проекта правил нормирования для проведения обсуждения в целях общественного контроля (См. Скриншот № 3)

    5. Заполните поля формы проекта правил нормирования для обсуждения (См. Скриншот № 4)

  • Тип правил нормирования - выбирается из справочника. (1)
  • Орган, размещающий правила нормирования - Указывается наименование организации пользователя. (2)
  • Орган, утвердивший правила нормирования - Указывается наименование организации пользователя. (3)
  • Признаки «Утверждено для использования» - устанавливаются в зависимости от наличия подведомственных Казенных или Бюджетных учреждений. Признак ГО, ОУ ГВФ, МО - устанавливается по умолчанию. (4)
  • Реквизиты документа - устанавливается Вид документа; Дата и номер документа устанавливаются после утверждения.* (5)
  • Наименование документа - Устанавливается ПОЛНОЕ наименование с пояснением что это проект (например: Проект распоряжения…, Проект приказа…); В последствии пояснение «Проект» убирается.* (6)
  • Регион, для которого утверждены правила нормирования - устанавливается автоматически. (7)
  • Муниципальные образования, для которых утверждены правила нормирования - устанавливаются конкретные муниципальные образования городского округа, для сельских территорий есть собственные коды ОКТМО, выбираются коды из справочника, должны содержать КОНЕЧНЫЙ КОД ОКТМО. (7)
  • 6. Заполните раздел - Обсуждение в целях общественного контроля, а так же прикрепите файлы: проект правил нормирования и пояснительную записку к проекту правил нормирования (См. Скриншот № 5)

    Данные в форме заполняются следующим образом:

  • Срок проведения обсуждения в целях общественного контроля - со дня публикации проекта, должно быть не менее 7 календарных дней. (1)
  • Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты. (2)
  • ВНИМАНИЕ! Пункт - Решение о рассмотрении на заседании общественного совета, заполняется в момент публикации Протокола решения, принятого общественным советом. (3*)
  • Прикрепляется файл проекта правил нормирования. Проект правил нормирования - включает в себя сам файл проекта приказа или распоряжения, а так же приложения к нему (таблицы) (4)
  • Прикрепляется файл пояснительной записки к проекту правил нормирования. Пояснительная записка к проекту правил нормирования - была предоставлена МКУ «УМЗ», содержание пояснительной записки, должно соответствовать данным, указанным в поле формы «Обсуждение в целях общественного контроля»(5)
  • После заполнения формы и размещения указанных файлов, проект публикуется кнопкой «Разместить». В результате чего проект правил нормирования переходит в стадию обсуждения в целях общественного контроля.

    7. Публикация информации о поступивших предложениях, а так же протокола решения принятого общественным советом (См. Скриншот № 6)

    В случае принятия правил нормирования - в ЕИС размещается сканированный документ Правил нормирования, принятого после обсуждения. (См. Скриншот № 7)

    В случае доработки проекта правил нормирования - прикрепляется файл протокола решения, принятого общественным советом и правила нормирования принятые после обсуждения с учетом замечаний общественного совета.(См. Скриншот № 7)

    Документы о нормировании в сфере закупок

    Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, включая соответственно территориальные органы и подведомственные учреждения» возможно ли использовать при обосновании нормативных затрат на обеспечение функций федерального казённого учреждения высшего образования Министерства обороны РФ. И есть ли ещё какие-либо документы, на основании которых возможно выбрать и обосновать закупки? Если можно примером покажите форму обоснования плана закупок и как она правильно должна заполняться.

    Да, постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 можно использовать, но также обращаем внимание, что для Вас Министерство Обороны РФ должно утвердить нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

    В свою очередь, обращаем внимание, что вышеперечисленные документы обеспечивают исключительно соблюдение требований о нормировании в сфере закупок, которые позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Дополнительно сообщаем, что нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров подлежат размещению в ЕИС (ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ), но краткий анализ раздела ЕИС «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» показывает, что Министерством обороны РФ такие требования не размещены.

    Например, в ЕИС есть Нормативные затраты МЧС России.

    Поэтому пока вашим Министерством такие нормативные затраты и требования не утверждены, то заказчикам их соблюдать не надо.

    Для обоснования закупок заказчикам следует в первую очередь, руководствоваться целями закупок, изложенными в ст. 13 Закона № 44-ФЗ.

    Так, основанием для обоснования закупок может быть участие казенного учреждения в реализации каких-либо Федеральных целевых программ (.

    Кроме того, основанием для обоснования закупок является обеспечение функций государственных органов, для реализации которых созданы казенные учреждения и которые должны быть реализованы в рамках выполнения своих государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ).

    Напоминаем, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

    Например, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 14.11.2015 № 688 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере национальной обороны, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг государственным учреждением».

    Таким образом, пока нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней не утверждены и не размещены в ЕИС казенные учреждения могут в качестве обоснования нормативных затрат при планировании закупок использовать нормативные затраты на оказание государственных услуг.

    www.pro-goszakaz.ru

    Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе (Тасалов Ф.А.)

    Дата размещения статьи: 16.04.2016

    С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) , предусматривающие обязательное нормирование в сфере закупок. Необходимость введения института нормирования обусловлена прежде всего декларируемой борьбой государства с закупками роскоши, встречающимися на практике случаями, когда одинаковая продукция приобретается заказчиками по разным ценам. Именно на эти причины чаще всего указывается в научной литературе, посвященной нормированию .

    СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

    См.: Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 157; Ударим нормой по излишествам. Становление института нормирования в области закупок // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». 2015. N 1. С. 56 — 57.

    Вместе с тем с момента принятия Закона N 44-ФЗ положения о нормировании изложены уже в третьей редакции, а подзаконные акты, направленные на реализацию нормирования, имеют низкий уровень разработки и противоречат Закону N 44-ФЗ, во исполнение положений которого были приняты.

    Понятие нормирования

    Законодатель определяет нормирование через требования к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

    Определение нормирования противоречит правилам обоснования закупки.

    Так, Закон N 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчиков при формировании плана закупки обосновывать объекты закупки в соответствии с требованиями к продукции и (или) нормативными затратами заказчиков без указания на территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 2 ст. 18) (выделено мной. — Ф.Т. ).

    Очевидно, что причиной такой внутренней коллизии норм Закона N 44-ФЗ является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ, в рамках которого к заказчикам при нормировании были отнесены территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в то время как ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ была оставлена в прежней редакции.

    СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 51.

    Требования к закупаемой заказчиком продукции рассматриваются законодателем как нормативы количества, потребительских свойств (в том числе характеристикам качества) и иных характеристик продукции , позволяющие обеспечить публичные нужды (т.е. обеспечить достижение целей закупок, установленных в ст. 13 Закона N 44-ФЗ. — Ф.Т. ), но не приводящие к закупкам продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши (ч. 2 ст. 19).

    В качестве продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства, следует рассматривать товары, работы, услуги, которые закупаются сверх установленных в актах нормирования предельных цен и (или) потребительские свойства которых отличаются от установленных в актах нормирования.

    Используемое в Законе N 44-ФЗ понятие роскоши носит неопределенный характер и может трактоваться по-разному в зависимости от конкретной закупки.

    В связи с отмеченным недостатком законодательства в научной литературе предлагается разработать и принять единый нормативный акт, в котором установить понятие роскоши, критерии и перечни предметов роскоши.

    См.: Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение // Юридический мир. 2014. N 9. С. 23.

    Представляется, что реализация такой рекомендации будет затруднена ввиду обширной товарной номенклатуры, субъективного понимания роскоши, а также принципиально разного уровня бюджетной обеспеченности федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

    Универсальные правила нормирования

    Общие (универсальные) требования к нормированию установлены:

    1) Постановлением Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) ;

    СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3218.

    2) Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (вступило в силу с 1 января 2015 г.) ;

    СЗ РФ. 2014. N 42. Ст. 5753.

    3) Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) .

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5141.

    Постановление Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 предусматривает обязательную процедуру предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при органах публичной власти проектов актов, устанавливающих правила определения требований к закупаемой продукции и требования к отдельным видам продукции.

    Однако сложность реализации этого императивного требования заключается в том, что общественные советы при органах публичной власти могут отсутствовать.

    Так, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти могут создаваться по предложению совета Общественной палаты РФ; наличие общественных советов при органах местного самоуправления также отнесено на усмотрение таких органов, не является обязательным.

    См.: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации».

    См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (ч. 3 ст. 13).

    Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926, предусматривают общие и обязательные требования к отдельным видам продукции, которые должны предъявляться Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местной администрацией, требования к обязательному перечню отдельных видов продукции, который должны утвердить Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации, а также требования к ведомственному перечню на локальном уровне организации-заказчика.

    Так, ведомственный перечень формируется заказчиком с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ и необходимости обеспечения принципа конкуренции.

    На практике это означает, что по общему правилу заказчики не вправе указывать в ведомственном перечне товарные знаки, определять технические характеристики продукции, указывающие на одного производителя.

    Перечень должен предусматривать одну или несколько следующих характеристик продукции:

    а) потребительские свойства (включая качество);

    б) непотребительские свойства;

    в) предельные цены.

    Очевидно, что под потребительскими свойствами следует понимать свойства, проявляющиеся в процессе потребления продукции (надежность, безопасность, соответствие экологическим стандартам и др.) . Следовательно, к свойствам, не являющимися потребительскими, можно, в частности, отнести ассортимент (ст. 467 ГК РФ), комплектность (ст. 478 ГК РФ), комплект (ст. 479 ГК РФ), тару, упаковку (ст. 481 ГК РФ) и иные.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 под видом продукции понимаются товары, работы, услуги, соответствующие 6-значному коду позиции по ОКПД. Это означает, что заказчик обязан устанавливать требования к продукции по ее виду, предусмотренному ОКПД, без детализации товарной позиции до категории и подкатегории.

    Приведем следующий пример.

    15.51.11 — Молоко жидкое обработанное (вид).

    Непотребительское свойство : обязательное требование герметичной упаковки и фасованной продукции детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста.

    Потребительское свойство : производство продуктов диетического питания и кисломолочных продуктов (кроме молочных составных продуктов) должно осуществляться без применения пищевых добавок и ароматизаторов, за исключением функционально необходимых компонентов.

    См.: решение Совета ЕЭС от 9 октября 2013 г. N 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».

    В рассмотренном случае заказчик при установлении требований к молоку не указывает требования по такой категории, как, например, «15.51.11.110 — Молоко питьевое с массовой долей жира не более 1,0%», а обязан предусмотреть требования только к виду товара — молоко жидкое обработанное.

    Критериями для включения продукции в ведомственный перечень должны являться доля расходов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем объеме расходов и доля контрактов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем количестве контрактов.

    Де-факто Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 применяется в обязательном порядке с 1 января 2016 г., поскольку срок вступления в силу правил о нормировании был перенесен законодателем с 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г. . Вместе с тем каких-либо изменений в Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 внесено не было.

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Необходимость внесения изменений в общие требования по нормативным затратам вызвана не только техническими причинами. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 не распространяет свое действие на территориальные органы, подведомственные казенные учреждения, что противоречит п. 2 ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

    Федеральные правила нормирования

    С 1 января 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» .

    СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 3116.

    Несмотря на такой срок вступления в силу, еще до 1 января 2016 г. для федеральных заказчиков были разработаны и приняты Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. N 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений» и Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» .

    СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5919.

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5142.

    Следовательно, практическое значение Постановления Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 заключается в том, что нормы указанного акта актуальны для федеральных заказчиков, которые обязаны на локальном уровне разработать и утвердить требования к отдельным видам закупаемой продукции (рекомендовано выполнить до 1 января 2016 г. , не исполнено) и (или) нормативные затраты по продукции (до 1 июня 2016 г.).

    См.: Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (п. 2).

    Порядок разработки и принятия федеральных актов в сфере нормирования можно разделить на два этапа.

    На первой стадии необходимо разработать проект акта, при этом если разрабатываются акты по нормативным затратам и требования к отдельным видам продукции на уровне организации — федерального заказчика и такой заказчик не является субъектом бюджетного планирования, то заказчик обязан согласовать проект акта с субъектом бюджетного планирования, в ведении которого он находится.

    Исходя из анализа перечня субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне, можно утверждать, что необходимость согласования проекта акта в сфере нормирования возникает у федеральных государственных внебюджетных фондов, которые обязаны согласовать проекты актов с профильным федеральным органом исполнительной власти. Сложность реализации рассматриваемого требования в том, что порядок такого согласования в законодательстве не установлен.

    См.: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период».

    Второй этап заключается в размещении в единой информационной системе в сфере закупок проектов актов, получении и рассмотрении предложений по проектам актов, которые рассматриваются с учетом минимального семидневного срока на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». По завершении обсуждения правовые акты, предусматривающие требования к отдельным видам продукции, подлежат рассмотрению на заседаниях общественных советов при федеральных органах государственной власти.

    Акты по нормативным затратам и акты по требованиям к отдельным видам продукции, принятые федеральным заказчиком, подлежат пересмотру не реже одного раза в год в порядке, предусмотренном для принятия указанных актов.

    С точки зрения законодательства обязательное включение в процедуры принятия и изменения федеральных актов в сфере нормирования общественных советов противоречит действующей системе нормативного регулирования, что было отмечено при рассмотрении универсальных требований в сфере нормирования.

    В практическом плане не вызывает сомнений, что правовые акты по требованиям к отдельным видам продукции будут пересматриваться заказчиками чаще, чем один раз в год, ввиду текущей экономической ситуации.

    Федеральные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, обязательный перечень продукции для федеральных заказчиков установлены Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927.

    Обязательный перечень отдельной продукции для федеральных заказчиков сформирован на основании ОКПД, наименования, потребительских и иных свойств и значения свойств в зависимости от должности федеральной государственной службы (см. таблицу).

    Местная администрация должна установить правила нормирования >>>
    Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:
    – требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам);

    – нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений >>>

    Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.
    Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

    Правила нормирования, устанавливаемые местной администрацией

    Чтобы установить правила нормирования закупок для муниципальных нужд, нужно принять следующие муниципальные правовые акты (ч. 4 ст. 19 Закона N ):
    1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
    В данном документе нужно предусмотреть в том числе (п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476, далее – Общие требования):
    – требования к правовой форме названных актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в ЕИС;
    – случаи внесения изменений в акты;
    – требование об обязательном общественном обсуждении актов и порядок такого обсуждения;
    – порядок рассмотрения проектов отдельных актов, перечисленных в абз. 3 пп. "б", абз. 3 пп. "в" п. 1 Общих требований, на заседании общественного совета при муниципальном органе.
    В остальных вопросах местная администрация определяет содержание документа самостоятельно.
    2. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
    При разработке этого документа следует руководствоваться п. п. 4 – 6, 9, 10, 12, 13, 15, 16 Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (далее – Общие правила N 926). В частности, необходимо сформировать обязательный перечень отдельных видов товаров (работ, услуг) с указанием их потребительских свойств и иных характеристик (пп. "а" п. 4 Общих правил N 926).
    До утверждения рассматриваемого документа его проект должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при местной администрации (п. 3 Общих требований).
    3. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений.
    Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее – Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:
    – формулы расчета нормативных затрат по их видам;
    – порядок применения формул;
    – порядок расчета без применения формул.
    Кроме того, в правилах можно предусмотреть право муниципальных органов устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения (п. 5 Общих правил N 1047).
    Отметим, что формулы расчета должны соответствовать требованиям п. 16 Общих правил N 1047.

    Акты о нормировании, принимаемые муниципальными органами

    На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок (ч. 5 ст. 19 Закона N ). Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N , Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):
    1. Требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
    Проект данного документа до его утверждения должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).
    2. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.
    В отношении подведомственных бюджетных учреждений утверждать данный документ не нужно (ч. 5 ст. 19 Закона N

    Основные требования системы касаются:

    • предельной цены;
    • количества приобретаемой продукции или услуг;
    • качественных и потребительских характеристик;
    • нормативных затрат.

    Согласно правилам, госзакупщики обязаны вести целевой расчет закупок и документально подтверждать необходимость бюджетных затрат на различные цели. То есть закупаемая продукция должна полностью отвечать назначению и при этом не считаться товаром роскоши.

    Точное определение роскоши в нормативах пока не разработано. Пока этот вопрос решается на государственном уровне. Но чтобы заказ не посчитали растратой, юристы советуют анализировать рынок и принимать во внимание предельные цены закупок.

    На чем основана система закупочных норм

    Нормирование в сфере закупок по 44–ФЗ (19 статья) делится на несколько уровней:

    • общие правила по закупкам;
    • обязательные правила;
    • ведомственные требования при заказе отдельных видов необходимых товаров, работ и услуг (ТРУ).

    Помимо этого, правила формируются с учетом следующих постановлений Правительства: №926, 476, 1047, 479, 927. А на местном уровне закупочную деятельность регулируют региональные правовые акты и правила, установленные муниципалитетами.

    Как формируются правила нормирования

    Нормируются все расходы в соответствии постановлением Правительства №1047. При расчетах переходят от общих (обязательных) к конкретным (ведомственным) требованиям.

    Например, рассмотрим нормирование закупок мебели по 44-ФЗ. Так Департамент образования устанавливает нормы закупок столов (парт) для классов в общеобразовательных школах. Согласно им, закупаемая мебель должна иметь прямую деревянную столешницу, регулировку по высоте и прочное металлическое основание. При этом, цена одного изделия не должна быть выше 3000 рублей, а гарантируемый срок службы - 5 лет.

    Перед утверждением эти правила проверяются на соответствие требованиям от высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. Этот распорядительный орган установил предельную цену для парт в 4000 рублей при гарантийном сроке службы – 5 лет. Получается, закупочные нормы соблюдены.

    Закупки по правилам нормирования

    Согласно 44–ФЗ, общая схема закупочного плана включает следующие этапы:

    • нормирование затрат;
    • экономическое обоснование;
    • подготовка и утверждение закупочного плана;
    • публикация установленного графика.
    • Бюджетные организации и казенные учреждения не могут заниматься нормированием затрат, а только придерживаются уже установленной системы норм. Но они утверждают свои запросы к ТРУ и предельной стоимости.

    Только после того, как соблюдены все правила, заказчик организует тендер и находит исполнителя. На основе требований к ТРУ рассчитывается начальная максимальная цена делового контракта.

    Как правительство контролирует соблюдение правил

    Соблюдение норм закупок по 44-ФЗ проверяют организации государственного/муниципального контроля за финансами. Они анализируют деятельность:

    • организаций-заказчиков;
    • контрактных служб;
    • работников торговых площадок;
    • членов комиссий по закупкам.

    Контролирующие органы проверяют расходы по закупочной деятельности и следование правилам ведения финансовой отчетности.

    Если у вас еще остались вопросы по закупочной деятельности, вы можете проконсультироваться в нашей компании ITCOM. Мы подробно ответим на все вопросы и подскажем, как действовать в конкретных ситуациях.

    Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

    Положения закона

    Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

    Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

    Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

    1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
    2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

    Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

    Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

    До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

    В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

    Порядок нормирования

    Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

    • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
    • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

    В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

    Основные требования положения о нормативных затратах

    В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

    • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
    • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
    • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

    Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

    • формирование материального резерва;
    • научно-исследовательская деятельность;
    • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
    • капитальный ремонт основных фондов;
    • дополнительное образование сотрудников;
    • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

    В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

    Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

    Разработка ведомственных правовых актов

    В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

    Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

    Недавно принятый закон по контрактной системе ввел правила нормирования в сферу закупок. В полном соответствии с этим правовым актом, положения по различным типам товара, обязаны приниматься соответственно с принятым на муниципальном, региональном и федеральном уровне порядком нормирования. В приведенной ниже информации мы познакомимся понятием что понимается под нормированием в сфере закупок и как это нормирование происходит.

    Определенным видам товара, еще до этапа, на котором составляется план закупок, предъявляются минимальные требования. В законодательном акте прописана система, по которой происходит нормирование сферы закупок. Система имеет в своем составе три уровня, особенности каждого из которых, зависят от статьи 19 федерального закона от 05.04.13 г. (т.н. Закон № 44-ФЗ)

    Как устроена система нормирования по 44-ФЗ

    Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужд и то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.

    Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения. К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.

    Уровень 3 состоит из требований и нормированию при различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги. В этот же уровень входит определение нормативных трат, которые допускаются для функционирования тех, или иных государственных структур. Эти нормы и требования устанавливаются непосредственно на уровне правовых актов государственных и муниципальных структур власти, а так же структурами осуществляющими управление внебюджетными фондами.

    Общие правила и правила по нормированию закупок согласно 44-ФЗ

    Общие правила:

    1. Нормативы и требования по разработке, принятию нормативных актов, общие положения правил нормирования сферы закупок.
    2. Порядок формирования условий к некоторым видам услуг, работ и товаров (в т.ч. максимально допустимые цены) и трат на функционирование госаппарата.

    Правила нормирования:

    1. Условия формирования порядка, содержания и обеспечения правовых актов.
    2. Порядок формирования правил и нормативных трат.

    Максимально допустимые цены и другие условия по некоторым видам услуг, работ и .

    Нормы трат на содержание государственных органов.

    Первое примечание. Правила относятся ко всем без исключения заказчикам. Нормы трат распространяются на муниципальные и гос. органы, а так же на органы по управлению гос. внебюджетными фондами. В этот список вошли и органы управления, находящиеся в подчинении казенных предприятий и территориальные структуры.

    Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.

    Пример нормирования в сфере закупок по 44 фз

    В качестве примера по установлению требований нормирования по закупкам согласно можно рассмотреть случай, когда Департамент образования формирует требования для закупки мебели для классов информатики в ВУЗах. Согласно им, например, вся мебель должна иметь металлическое основание и деревянные рабочие поверхности. Стулья обязаны регулироваться по высоте. При этом, стоимость одного стула не должна превышать 2500 рублей, стола (парты) – 4000 рублей. Гарантированный производителем мебели срок эксплуатации должен составлять более пяти лет.

    Эти правила должны соответствовать (и соответствуют) требованиям зафиксированным законом высшего исполнительного органа власти субъекта. В этом законе прописаны предельные цены на стулья в 3000 рублей, а на парты (столы) – в 4500 рублей, при минимальном сроке их использования в пять лет.

    Порядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.

    Требования, предъявляемые к продукции

    Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги.

    В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет. Во многом, при формировании окончательных требований на местах, предполагается, что ответственные лица будут руководствоваться соображениями здравого смысла. Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения электронных приборов для измерения давления. Необходимые функции может выполнять и механический прибор. Более того, его точность измерения лучше.


    04.05.2019

    Лот Онлайн электронная площадка

    "Лот Онлайн электронная площадка Одним из самых выгодных мест для совершения сделок корпоративными клиентами, является «ЛОТ ОНЛАЙН электронная площадка». Сервис располагается на..."

    B2B Сибур

    "Уникальная торговая площадка B2B Сибур Торговая площадка B2B Сибур принадлежит одной из самых знаменитых в своей отрасли компаний Российской Федерации, ориентированных именно на рынок..."

    Тендер Про электронная площадка

    "Что такое Тендер Про Торговая система Тендер Про это интернет-ресурс, позволяющий проводить торгово-закупочные процедуры в сегменте b2b в электронном виде. Богатый функционал и грамотная..."

    ЕСТП площадка

    "СТП площадка как универсальный инструмент электронных торгов для строителей Единая строительная тендерная площадка является уникальной специализированной системой электронных торгов, созданной..."



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация