Понятие и задачи гарнизона пожарной охраны. Гарнизонная служба пожарной охраны Дайте определение понятию гарнизон пожарной охраны

Главная / Квартира

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России №240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывает расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.

Гарнизон пожарной охраны – это все объединенные на одной территории подразделения ПО. Здесь учитываются не только пожарные команды, но и научно-исследовательские институты, пожарно-технические учреждения, которые занимаются изучением пожаров, защиты от них, а также разрабатывают новые средства пожаротушения. Сюда же входят все учебные центры, связанные с пожарниками. При этом в гарнизон входят части в независимости от формы собственности или ведомственной принадлежности.


Отвечая на вопрос, какие бывают гарнизоны пожарной охраны (ГПО), можно сказать, в основе классификации лежит чисто территориальный принцип разделения. Поэтому они делятся на две разновидности:

  • территориальный, который определен границами субъекта РФ;
  • местный, расположенный на территории города, поселка или сельского поселения.

Внимание! Все местные гарнизоны входят в состав территориальных. Границы местных органов определяет начальник собственным приказом.

Руководство

Начнем с низов. Начальником местного управления является старший по должности подразделения ФПС (). Также эту должность может занимать представитель Госпожнадзора, если он приказом допущен к мероприятиям по тушению пожаров. Приказ издает руководитель управления (главного), но обязательно согласует с управлением регионального подразделения ГО.

Касаемо территориального руководителя, то эту должность занимает начальник подразделения ФПС.

Если на территории города или поселка нет должностей, то гарнизон пожарной охраны переходит под руководство старшего противопожарной охраны. Его назначают приказом начальника Главного управления.

Задачи

Основная задача – организовать систему полного управления между подразделениями. Есть еще две основные задачи:

  1. Создать все условия взаимодействия пожарников с другими службами.
  2. Создать условия, которые приведут к эффективному использованию ресурсов при тушении очагов возгорания и проведении спасательных мероприятий.

Чтобы управлять гарнизонной службой, необходимо привлекать нештатные отделы и части, к которым относятся управленцы, связисты, технический персонал и служба газодымозащиты. Последняя – одна из важнейших. Ее обязанности: обеспечивать полную готовность ГПО средствами индивидуальной защиты и мобильными установками противодымовой защиты. В эту службу также входят тренировочные базы, где личный состав проходит подготовку.

Общее.

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, характеризующийся самоускоряющимся превращением веществ и сопровождающийся выделением значительного количества тепла и ярким свечением.

Для возникновения и развития процесса горения необходимы следующие компоненты горючее вещество, окислитель и источник зажигания. Для недопущения горения, соответственно, нужно изолировать от зоны горения один из компонентов (что и делают огнетушащие вещества).

Пожар - это неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей и животных.

Пространство, в котором развивается пожар, условно подразделяется на три зоны: горения, теплового воздействия и задымления .

Зона горения - это часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов.

Зона теплового воздействия примыкает к границам зоны горения, в ней протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, окружающими предметами.

Зона задымления - это часть пространства, примыкающая к зоне горения и заполненная дымовыми газами.

Огнетушащие вещества по способу тушения:

1. Охлаждающие огнетушащие вещества. Для охлаждения горящих материалов применяются жидкости, обладающие большой теплоемкостью. Для большинства горючих материалов применяется вода (как самый дешевый источник).

Попадая в зону горения, на горящее вещество, вода отнимает от горящих материалов и продуктов горения большое количество теплоты. При этом она частично испаряется и превращается в пар, увеличиваясь в объеме в 1700 раз (из 1 л воды при испарении образуется 1700 л пара), благодаря чему происходит разбавление реагирующих веществ, что само по себе способствует прекращению горения, а также вытеснению воздуха из зоны очага пожара. Вода обладает высокой термической стойкостью. Ее пары только при температуре свыше 1700 °С могут разлагаться на кислород и водород, усложняя тем самым обстановку в зо­не горения. Большинство же горючих материалов горит при температуре, не превышающей 1300–1350 °С и тушение их водой не опасно. Однако металлические магний, цинк, алюминий, титан и его сплавы, термит и электрон при горении создают в зоне горения температуру, превышающую термическую стойкость воды. Тушение их водяными струями недопустимо.

2. Изолирующие огнетушащие вещества. Создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих веществ и материалов – распространенный способ тушения пожаров, применяемый пожарными подразделениями. При его реализации применяются самые разнообразные огнетушащие средства, способные на некоторое время изолировать доступ в зону горения либо кислорода воздуха, либо горючих паров и газов.

В практике пожаротушения для этих целей широкое применение нашли:

Жидкие огнетушащие вещества (пена, в некоторых случаях вода и пр.);

Газообразные огнетушащие вещества (продукты взрыва и т. д.);

Негорючие сыпучие материалы (песок, тальк, флюсы, огнетушащие порошки и т. д.);

Твердые листовые материалы (асбестовые, войлочные покрывала и другие негорючие ткани, в некоторых случаях листовое железо).

3. Разбавляющие огнетушащие вещества. Для прекращения горения разбавлением реагирующих веществ применяются такие огнетушащие средства, которые способны разбавить либо горючие пары и газы до негорючих концентраций, либо снизить содержание кислорода воздуха до концентрации, не поддерживающей горения.

Приемы прекращения горения заключаются в том, что огнетушащие средства подаются либо в зону горения или в горящее вещество, либо в воздух, поступающий к зоне горения. Наибольшее распространение они нашли в стационарных установках пожаротушения для относительно замкнутых помещений (трюмы судов, сушильные камеры, испытательные боксы и покрасочные камеры на промпредприятиях и т. д.), а также для тушения горючих жидкостей, пролитых на земле на небольшой площади. Кроме того, разбавление спиртов до 70 % водой – необходимое условие для успешного тушения их в резервуарах воздушно-механической пеной.

Практика показывает, что в качестве разбавляющих огнетушащих средств наибольшее распространение нашли диоксид углерода (углекислый газ). азот, водяной нар и распыленная вода. В гарнизонах, имеющих на вооружении автомобили газоводяного тушения (АГВТ), для целей разбавления концентрации кислорода воз­духа, поступающего к зоне горения, возможно использование газоводяные смеси.

4. Огнетушащие средства химического торможения. Сущность прекращения горения химическим торможением реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая тем самым цепную реакцию горения.

Этим требованиям отвечают галоидированные углеводороды – особо активные вещества, тормозящие химическую реакцию горения. Наиболее широкое применение нашли составы на основе брома и фтора. Исследованиями последних лет установлено, что огнетушащие порошки, которые подаются в горящие объемы в виде аэрозоля (т. е. порошок не покрывает горящую поверхность, а облако из него окружает зону горения), прекращают горение также путем химического торможения.

Тушение пожара - это боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основной боевой задачей по тушению пожара является достижение локализации и ликвидации пожара в наиболее короткие сроки.

В тушении пожара можно выделить два периода - локализацию и ликвидацию пожара.

Локализация - когда нет угрозы людям и животным, а развитие пожара ограничено и обеспечена возможность его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация - когда горение прекращено и приняты меры по предотвращению возобновления горения.

Гарнизонная служба пожарной охраны.

Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и профессионального руководства пожарными подразделениями на территории гарнизона.

Гарнизон пожарной охраны - это совокупность дислоцированных на определенной территории подразделений пожарной охраны, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Гарнизоны бывают – местные и территориальные. При чем местные гарнизоны входят в состав территориальных. Так например на территории Оренбургской области дислоцируется Оренбургский гарнизон пожарной охраны. Его начальником является полковник вн. службы Латышев Сергей Анатольевич .

В состав Оренбургского гарнизона входят: Абдулинский, Акбулакский, Бузулукский, Бугурусланский и т.д. гарнизоны. Начальниками этих гарнизонов являются старшие должностные лица гарнизона (в Бугурусланском – Уткин В.Н., в Бузулукском – Калинин А.А.).

Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

В Бугурусланском гарнизоне этих служб четыре:

Нештатная служба охраны труда (ее начальником является Уткин В.Н.);

Нештатная служба связи (ее начальником является Уткин В.Н.);

Нештатная газодымозащитная служба (ее начальником является Кутафин С.Н.);

К сведению: в Оренбургском территориальном гарнизоне этих служб - 5 (+ нештатная служба управления).

Караульная служба (Приказ МЧС №167)

Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов подразделений, к тушению пожаров и проведению АСР.

Для своевременного обеспечения мероприятий , направленных на успешное выполнение задач, возложенных на гарнизон пожарной охраны, а также эффективного применения сил и средств подразделений при тушении пожаров и проведении АСР в гарнизоне пожарной охраны назначаются:

начальник гарнизона пожарной охраны – Уткин В.Н. (в его отсутствие Никитин С.А.);

оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны (поочередно Уткин - Никитин);

диспетчер гарнизона пожарной охраны (поочередно радиотелефонисты и подменные радиотелефонисты 25 ПЧ).

Караульная служба осуществляется личным составом караулов подразделений посредством посменного несения дежурства.

Личный состав караула при осуществлении своей деятельности обязан:

добросовестно выполнять служебные обязанности, четко и в срок исполнять приказы и распоряжения руководства подразделения;

совершенствовать профессиональные знания и навыки;

обеспечивать сохранность имущества подразделения;

соблюдать дисциплину, правила внутреннего распорядка дня караула (дежурной смены) и правила ношения установленной формы одежды.

К несению караульной службы не допускаются лица, не прошедшие специальное первоначальное обучение и не сдавшие зачеты по правилам охраны труда, водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, не прошедшие обучение на право управления транспортным средством, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами.

На вооружении караула находится исправная пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование.

При обнаружении неисправностей пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования принимаются меры по их немедленной замене, ремонту неисправной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования.

Организация и несение гарнизонной службы

7. Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

8. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС или ОГПС).

9. Основными задачами гарнизонной службы являются:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

10. При выполнении задач гарнизонной службы:

Осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;

Планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписание выезда и другие регламентные документы службы пожарной охраны;

Обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных гарнизонных мероприятий;

Организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны;

Обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности;

Разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий (приложение 1), утверждаемый начальником гарнизона.

11. Порядок привлечения сил и средств двух и более гарнизонов субъектов Российской Федерации (межрегиональный уровень) к тушению пожаров определяется ГУГПС и утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Допускается привлечение сил и средств соседних гарнизонов (по соглашению), а также сил и средств пожарной охраны других государств на основе межгосударственных соглашений.

12. Порядок привлечения специализированных подразделений ГПС к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вне территории субъектов Российской Федерации, на которой они расположены, определяется ГУГПС.

13. Расписание выезда (приложение 2) или план привлечения сил и средств (приложение 3) разрабатываются ГПС и утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Расписание выезда или план привлечения сил и средств объявляются приказом соответствующего начальника УГПС (ОГПС).* В расписание выезда включаются пожарно-технические учебные заведения.

14. На базе существующих подразделений ГПС в установленном порядке могут создаваться опорные пункты пожаротушения, которые доукомплектовываются пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, средствами связи и управления, огнетушащими веществами.

15. Личный состав пожарно-технических учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

Учебные пожарные части пожарно-технических заведений несут гарнизонную службу. В этих пожарных частях организуется караульная служба.

16. Руководители органов управления и подразделений пожарной охраны обязаны обеспечивать выполнение требований Устава подчиненными органами управления и подразделениями.

17. Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

Нештатные службы гарнизона

18. Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.

В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.

Допускается не создавать в местных гарнизонах службу связи, при этом ее функции возлагаются на нештатную техническую службу.

19. Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.

В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС)**, диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ нештатная служба управления не создается.

20. Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.

В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

* При наличии в гарнизоне автоматизированной системы управления применяется компьютерная версия расписания выезда (плана привлечения сил и средств).

** При наличии в гарнизоне центра управления силами в состав специальной службы управления включаются дежурные смены его соответствующих структурных подразделений.

21. Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

Должностные лица гарнизона

23. Должностными лицами гарнизона являются:

Начальник гарнизона;

Оперативный дежурный;

Диспетчер гарнизона;

Начальник НГДЗС;

Начальник НТС;

Начальник НСС.

24. Должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неприменение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности, за сохранность имущества пожарной охраны.

25. Обязанности должностных лиц гарнизона, предусмотренные Уставом включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.

Начальник гарнизона

26. Начальниками гарнизонов являются:

Территориального - начальник УГПС (ОГПС);

Местного - как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС).

Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.

27. Начальник гарнизона обязан:

Организовывать и контролировать гарнизонную службу;

Руководить нештатными службами гарнизона;

Организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;

Обобщать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Организовывать и руководить работой опорных пунктов пожаротушения;

Организовывать внештатные штабы пожаротушения и определять порядок их привлечения к тушению пожаров;

Обеспечивать и контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;

Организовывать ведение регламентной документации согласно приложений Устава.

Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:

Разрабатывать, при отсутствии СПТ, график оперативного дежурства по гарнизону;

Принимать меры по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.

28. Начальник гарнизона имеет право:

Принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной службы, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;

Отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнение этих приказов;

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

Проверять боеготовность подразделений гарнизона;

Осуществлять передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;

Требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;

Утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;

Изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

Организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

Привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;

Разрешать споры между должностными лицами гарнизона;

Вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;

Вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;

Утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.

Оперативный дежурный гарнизона

29. Оперативным дежурным гарнизона (далее - оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).

30. Оперативный дежурный обязан:

Руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления гарнизона;

Владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествия;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;

Обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;

Организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;

Изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;

Обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной пожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.

31. Оперативный дежурный имеет право:

Проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;

Отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах компетенции обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;

Отстранять в крайних, не терпящих отлагательства, случаях лиц рядового и начальствующего состава ГПС от несения боевого дежурства с немедленным докладом об этом начальнику гарнизона или лицу, его замещающему;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны.

Диспетчер гарнизона

32. Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС - дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером “01”.

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику НСС.

33. Диспетчер гарнизона обязан:

Принимать сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям с номером “01”;

Направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в соответствии с расписанием выезда;

Обеспечивать в установленном порядке передислокацию караулов, отделений подразделений гарнизона;

Обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона согласно приложению 5 Устава;

Проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;

Информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы;

Докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом подразделения гарнизона;

Доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона;

Вести регламентные документы согласно приложениям 4, 6 Устава.

34. Диспетчер гарнизона имеет право:

Запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;

Запрещать выезд караулов на занятия по решению пожарно-тактических задач в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров;

Требовать от должностных лиц гарнизона устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;

Контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона.

Начальник нештатной газодымозащитной службы

35. Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее - изолирующих противогазах).

36. Начальник НГДЗС обязан:

Руководить НГДЗС;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации ГДЗС;

Осуществлять контроль за работой баз и контрольных постов ГДЗС, оснащением и содержанием тренировочных комплексов ГДЗС, эксплуатацией и техническим обслуживанием изолирующих противогазов;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности подразделений к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и использованию мобильных средств противодымной защиты;

Организовывать и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НГДЗС;

Изучать и распространять передовой опыт ГДЗС;

Анализировать состояние ГДЗС в подразделениях и их органах управления;

Владеть информацией об оснащении ГДЗС гарнизона, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Участвовать в специальных расследованиях несчастных случаев при работе газодымозащитников в изолирующих противогазах;

Организовывать подготовку газодымозащитников и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НГДЗС.

37. Начальник НГДЗС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части ГДЗС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части ГДЗС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии ГДЗС, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам ее организации в подразделениях и их органах управления;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию ГДЗС;

Отстранять от работы в изолирующих противогазах газодымозащитников, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих допуска к работе в изолирующих противогазах;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава ГДЗС.

Начальник нештатной технической службы

38. Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

39. Начальник НТС обязан:

Руководить НТС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения к ведению боевых действий;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новой пожарной техники и средств пожаротушения, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НТС;

Изучать и распространять передовой опыт НТС;

Владеть информацией об оснащении подразделений пожарной техникой и средствами пожаротушения, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу пожарной техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения в гарнизоне;

Участвовать в специальных расследованиях дорожно-транспортных происшествий с пожарной техникой, выезжать на эти происшествия в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики пожарной техники;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НТС.

40. Начальник НТС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НТС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НТС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НТС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение в части НТС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части НТС;

Отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления пожарным автомобилем;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании водителей подразделений и личного состава технической службы.

Начальник нештатной службы связи

41. Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи.

42. Начальник НСС обязан:

Руководить НСС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности и применения средств пожарной связи органами управления и подразделениями пожарной охраны;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новых средств пожарной связи, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НСС;

Изучать и распространять передовой опыт НСС;

Владеть информацией об оснащении подразделений средствами пожарной связи, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу средств пожарной связи, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать качество связи и выполнение правил радиообмена в гарнизоне;

Принимать в установленном порядке меры к выявлению лиц, передающих заведомо ложные сообщения о пожаре, а также создающих помехи для радиообмена в гарнизоне;

Участвовать в служебных проверках по фактам отказов пожарной связи, порчи и утери средств связи;

Оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации, ремонте и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений службы связи, в том числе полевых узлов связи;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НСС.

43. Начальник НСС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НСС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НСС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НСС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по организации и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной связи;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения Устава и иных нормативных актов в части НСС;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны, осуществляющего функции пожарной связи;

Участвовать в установленном порядке в распределении средств пожарной связи, а также согласовывать заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы;

Требовать в установленном порядке введения временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем пожарной связи, а также в других необходимых случаях;

Запрещать работу с неисправными средствами пожарной связи.

Особенности организации гарнизонной службы при введении особого

противопожарного режима

44. В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

44. При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:

Организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;

Осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов;

Проводится разъяснительная работа среди личного состава;

Вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;

Проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;

Проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона;

уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;

Создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ;

Организуется при необходимости постовая и дозорная служба*.

Гарнизон пожарной охраны - это комплекс разных ведомств, расположенных в пределах одной территории, отвечающих за пожарную безопасность на ней. В их перечень входят следующие структуры: управленческие органы; отделения пожарной охраны; специализированные технические подразделения; профильные образовательные учреждения.

При этом не имеют значения их форматы собственности.

Вопрос по формированию

Гарнизон пожарной охраны (ГПО) - это специальное формирование, устраиваемое на таких территориях:

  1. Субъект страны (край, область и т.д.).
  2. Город.
  3. Село.

Гарнизоны п.2 и п.3 включаются в состав ГПО определенного субъекта. Пределы территориального гарнизона обозначаются по приказу руководителя управленческого органа в данном субъекте.

Управленческий вопрос

Оперативное управление ГПО осуществляется нештатными специальными структурами. А ими, в свою очередь, руководят должностные персоны, назначаемые специальными приказами сверху.

В гарнизонах, действующих в определенных местностях и территориях, функционируют структуры таких профилей:

  • управленческого;
  • оборонительного;
  • технического;
  • связного.

О потенциале ГПО

Каждый гарнизон оснащается максимально возможно для оперативного реагирования и борьбы с пламенем. Его сотрудники должны обладать солидной квалификацией. Это все потенциал этой организации. Иначе говоря - силы и средства гарнизона пожарной охраны.

При более детальном разборе это:

  1. Личный штат данного гарнизона.
  2. Техника для спасательных операций.
  3. Устройства для связи и контроля.
  4. Вещества для тушения пламени.
  5. Прочие техсредства, входящие в арсенал этого ведомства.

Под силами гарнизона пожарной охраны понимаются все его сотрудники, реализующие свои функции:

  • гарант необходимой безопасности;
  • налаженная связь и координирование;
  • разные техники и ремонтники.

Документационная основа

Гарнизон пожарной охраны - это организация, чья работа узаконена специальной документацией. Это главный оперативный документ - график выезда для устранения огня и спасательных действий. Согласно ему формируется алгоритм быстрого и налаженного распределения потенциала ГПО в зонах пожаров. Также документ определяет, какие средства направляются на определенный вызов.

В сельском районе аналогом этого документа является план включения сил и средств.

Также в графике выезда значатся отделения добровольного пожарного ведомства. Его еще именуют народным. Его отделы включены в состав ГПО.

О руководстве

Начальник гарнизона пожарной охраны - это высшая должность в данном ведомстве. Он ответственен за функциональность его службы. Под его контролем находятся ее оснащение и вооружение. Помогают осуществлять контроль и старший диспетчер.

Если территориальное образование - закрытое, местный ГПО возглавляет руководитель особого подразделения ФПС (федеральной пожарной службы). Обычно он специально создается для работы на подобной территории.

Если на территориальном образовании отсутствуют должностные персоны ФПС, то местным гарнизоном руководит специалист из подразделения ФПС соответствующего субъекта. Все обозначенные назначения в обязательном порядке согласовываются с региональным высшим исполнительным ведомством, наделенным госвластью.

Ключевые обязанности

ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:

  1. Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
  2. Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
  3. Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
  4. Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
  5. Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
  6. Следить за своим штатом и вооружением.
  7. Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
  8. Устраивать связь при решении ключевых задач.
  9. Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
  10. Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.

О нештатных структурах

Чтобы управление, оборона, связь и спецтехника в гарнизоне работали слаженно, создаются специальные службы. Их называют нештатными. Их виды таковы:

  • Первая - Управленческая. Функции: руководить местной службой; следить за готовностью ГПО к борьбе с пожарами и профессиональному развитию своего состава; оперативно реагировать на изменение обстановки на подведомственной территории.
  • Вторая - Оборонительная. Оснащает сотрудников защитными средствами от дыма и огня.
  • Третья -Техническая. Следит за состоянием спецтехники и спасательного вооружения. Подготавливает ее для необходимой работы.
  • Четвертая - Связная. Оснащает весь гарнизон аппаратами связи. Налаживает их и следит за их функциональностью.

В исключительных случаях создаются и прочие нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Их профили могут быть различными в зависимости от ситуации, например - трудовая охрана и химическая безопасность.

В местных ГПО может не быть связной службы. Ее функции выполняет технический отдел.

Руководить таковыми службами могут должностные персоны из:

  1. Главного управленческого ведомства. Этот критерий применим для территориального ГПО.
  2. Отделений ФПС. Критерий распространяется на местные ГПО.

Начальников обозначенных служб назначают строго по приказу вышестоящего территориального руководства.

Заключение

Пожары в современном мире происходят всегда. Это явление чаще всего имеет внезапный, случайный характер. Хотя и умышленные поджоги случаются не реже. Так или иначе, огонь требуется оперативно ликвидировать, а людей спасти (если в загоревшемся объекте находятся люди).

И для населения, в первую очередь, гарнизон пожарной охраны - это то ведомство, которое приходит на помощь вовремя и спасает человеческие жизни. А затем уже идут всякие документационные и прочие формальности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация