Понятие «гражданственность. Что такое «гражданственность

Главная / Квартира

Среди многих понятий, которые античный мир оставил нам в наследство, понятию "гражданин" по праву принадлежит одно из самых значительных мест в нашей жизни. А целые века последующие за этим интереснейшим периодом человеческой истории можно смело назвать процессом постижения смысла данного понятия и освоения всего связанного с ним комплекса отношений. В античном мире словом "гражданин" (греч. polites; лат. civis), называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом, существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию и т.д.

Применительно к личности и социальным группам в их повседневной жизни, данное понятие находит выражение, прежде всего, в терминах "гражданское сознание" и "гражданское поведение" в первом случае, имеется в виду некая особая форма индивидуального группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ мысли человека (сообщества людей - граждан государства) и на характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.

Сейчас Россия оказалась без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность и суверенитет в ближайшей перспективе остаются не только под вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил. Вот почему следует крайне серьезно относиться к высказываниям З.Бжезинского о России как "лишней стране» и видеть за его словами отнюдь не только игру воспаленного воображения одного из ее патологических ненавистников.

А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и патриотизма представляется важнейшим на сегодня и на нижайшую перспективу действием, способным начать процесс консолидации россиян и создать противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием дела и цивилизованно.

Мало сказать, что критерии гражданственности, особенно в переходное время, в критические периоды истории, следует искать в особом ощущении, или с позволения, угадывании, объективных законов развития общества, этноса, как живой метасистемы, в соотнесении с ними своих помыслов и действий. Здесь важно схватить ключевое, системообразующее понятие, через которое и "прорезается" это самое ощущение. И, кажется, лучше всего выразил суть сказанного выше А.Сахаров, давший толкование Родины переломного времени именно в гражданском смысле: "Родина не национальное и географическое понятие. Родина - это свобода!"

В поисках критериев гражданского поведения следует учитывать, что связь "человек (личность) - государство предполагает вполне определенные отношения человека свободного, с одной стороны, и системы, с другой. Человек свободный, как субъект неотчужденных прав, - понятие относительно стабильное. А вот государство (система) может иметь совершенно различные качественные характеристики (демократическая республика или националистическая диктатура, например). Отсюда гражданственность поведения или позиции личности (если она действительно созрела до уровня человека свободного и уже обладает определенным, зафиксированным в истории знанием, опытом) может выражаться в поддержке, либо в несогласии с какими-то действиями системы, либо в отрицании системы целиком и в борьбе с нею. Человек свободный всегда будет в оппозиции диктатуре, а при наличии определенных личных качеств перейдет в лагерь активных борцов за демократию (из "кухни" на "баррикады").

И здесь снова противоречивая связка гражданственности и патриотизма. Любовь "к отеческим гробам", безотносительно, каков характер системы, чревата формулой безоглядного служения отечеству. Грань здесь весьма тонкая и прозрачная: от служения отечеству до сотрудничества с режимом, даже ненавистным, расстояние до того малое, что невольно (так уж устроена жизнь) грань эту постоянно переступаешь. И тем самым, каждый раз оказываешься в ситуации труднейшего нравственного выбора.

С развитием общества, как уже говорилось выше, гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений. Но что самое главное, он по своему характеру консервативен и выполняет функции, о которых уже говорилось в первой главе.

Гражданственность же более динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственно-правовое отношение органически связанное с векторными тенденциями развития человечества. И если исторически подтверждено, что таковыми являются демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок, - то это и есть глубинные критерии гражданственности. Вот поэтому-то возможна оценка декабристов, как провозвестников свободы, с упреждением исполнивших свой гражданский долг. Поэтому, в целом, гражданским отношением можно считать решение большинства народа России, отвернувшегося от замаранного кровью и окончательно доказавшего свою нереформируемость советского режима. Именно здесь, а не в формальном выполнении предписаний, живая душа гражданственности. Но каковы же функции гражданственности?

Первую из них можно назвать мобилизующем, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом.

Вторая функция - направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.

Наконец, третья функция - регулирующая, то есть определяющая характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и воздейсвующая на характер вновь складывающихся связей и отношений. Причем вплоть до отвержения и слома отживших отношений и систем, в том числе и государственной.

Все три функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды и т.д. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим. Более того, учитывая, что в революционные эпох борьба, и подчас ожесточенная, носит отчетливо выраженный классовый характер, знамя патриотизма зачастую оказывается руках сходящих с арены социальных слоев и политических групп. В этом случае консервативный характер патриотизма резко усиливается и приобретает выраженный реакционный оттенок. Ярким примером является знаменитая Вандея во Франции, понятие, ставшее нарицательным. В предреволюционные годы в России патриотические лозунги не сходили с уст черносотенцев, которым откровенно симпатизировала одряхлевшая монархия. Патриотическая идея ярко проявлялась в белом движении в годы гражданской войны в России, явлении во многом уникальном, безысходно трагическом и, в отличие от предыдущих примеров, безусловно, позитивном, сконцентрировавшем в себе тех, кого в большинстве можно назвать честью и совестью нации.

Наконец, следует остановиться еще на одном важном факторе становления и развития гражданского сознания. Речь идет о социально-профессиональной структуре общества и перипетиях ее исторического развития, а также о роли социально- профессиональных групп. Исторический опыт показывает, что социально-профессиональное положение человека, равно как и развитие самой социально-профессиональной структуры общества оказывают немалое воздействие на перспективу демократического и правового развития человеческого общества в целом. На эту особенность уже давно обратили внимание западные социологи, работая над концепциями постиндустриального, технотронного и т.д. обществ, отслеживая становление их на практике.

В российской литературе понятие «гражданственность» и сама категория гражданственности сложна, многогранна, в ней переплетается очень многое. Под данным понятием многие авторы подразумевают соблюдение социальных норм, эмоциональную симпатию к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и его гражданами, определенную степень культуры граждан государства и общества, систему гражданских отношений, умение и готовность исполнять гражданские обязанности, активность и деятельность во благо государства и общества и другое. В истории российского общества тесно переплетены понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничены данные понятия, и это создает объективные сложности в осмыслении социальных явлений, структурировании обоснованных научных выводов.
В российских энциклопедических публикациях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» имеют значительные отличия. Так, понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». Сущность понятия последнего сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать во благо родине, народа. Таким образом, гражданственность определяется как высшая ступень развития нравственной культуры личности.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля гражданин определен как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...» . Также В. Далем соотнесено понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Им отмечено, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [там же]. В данном словаре приведены определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В словаре Далем определено: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [там же]. Таким образом, понятие «гражданственность» можно соотнести не только с правовым статусом человека, но и с уровнем его образованности, сформированным пониманием состояния общества и с социальной нормативностью .
В психолого-педагогической литературе причастность гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», под которым такие ученые-исследователи как А.В. Беляев, А.А. Гусейнов, И.С. Кон понимают социально-нравственный принцип и морально-психологическое состояние личности. В качестве социально-нравственного принципа патриотизм служит объединению, сплочению граждан для сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Морально-психологическое состояние патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании и сочувствии за неудачи, в готовности к защите родной страны .
В советскую эпоху патриотизм воспринимался обществом как побуждению людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как охрана ее от иноземных захватчиков.
При этом следует обозначить, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» не являются по смыслу одинаковыми. Сочетание свойств гражданина и патриота в личности может быть разным. Например, можно быть патриотом, но не быть гражданином, и наоборот.
Словарем современного русского литературного языка (1991 г.), определено понятие «гражданин» таким образом: «а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе» .
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова приведено определение понятию «гражданский», которое имеет четыре лексических значения: первое означает «правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству»; второе и третье значения указывают на «существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной» - с одной стороны; «гражданской жизни и церковной» - с другой; четвертое значение связано с морально-этическим оцениванием образа жизни человека как гражданина. Он отличает его как сознательного и активного субъекта общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д.
В энциклопедическом словаре «Политология» определено понятие «гражданственность» также многозначно. Гражданственность обозначена: во-первых, как «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» .
В Толковом словаре русского языка конца XX в. под ред. Г.Н. Скляревской раскрыты появившиеся в этот период в России новые словарные понятия: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что характеризовало усугубление проблемы достижения баланса интересов личности, общества, государства, проблемы формирования граждан демократического государства, воспитания гражданственности .
Проблема гражданственности в настоящее время является предметом специального изучения. В трудах ученых понятие гражданственности рассматривается неоднозначно, а в частности как: «единство правовой, политической и нравственной культуры; отношение или система отношений личности; позиция личности; качество или совокупность качеств; способность и готовность к реализации гражданских прав и обязанностей; ответственность личности; активность в исполнении гражданских обязанностей и долга; сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности; деятельность по реализации интересов государства и общества; свобода гражданина; интерес, ценность и мотив; способность исполнения гражданского долга и обязанностей; знание прав и обязанностей гражданина, истории своего государства; чувства и эмоции, связанные с любовью личности к обществу и государству; духовность, мораль и нравственность; долг, обязанность, признание» .
Понимание гражданственности как явления противоречиво и многогранно. Не случайно оно рассматривается в литературе как интегративное и сложное.
Актуальность изучения истории гражданственности связано с появлением теории цивилизации, которая опирается на историю общественных отношений .
Согласно мнению Е.Б. Черняка, определившего цивилизацию как целостную систему, имеющую свои собственные качества, можно выделить гражданственность как качество, а также качество граждан, определяющее среду обитания .
Исследователем А.В. Беляевым предложено рассмотрение гражданственности в пяти аспектах:
«В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие» .
Как видно из исследований ученых-педагогов, психологов, философов в гражданственности важное значение играет понимание содержания и важнейших сторон проявления этих качеств и их эмоциональное переживание. На этой основе у подрастающего поколения воспитывается чувство любви к Родине, появляются собственные взгляды, убеждения и установки поведения. Основным инструментом в решении задачи формирования гражданственности является содержание воспитания. Но для повышения эффективности в данной работе необходимо способствовать формированию у молодого поколения социально-нравственных качеств с определенной внутренней логикой .
Процесс обновления российского социокультурного пространства в начале XXI века сказался на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу наметил ряд вопросов, среди которых было и воспитание гражданственности в условиях новой России.
В настоящее время главное место в формировании гражданственности, как и других элементов базовой культуры личности, отведено системе образования.
Гражданственность на современном этапе развития образования имеет такую цель как приобщение подрастающего поколения к ценностям как отечественной, так и мировой культуры, а также ставит общество перед необходимостью определения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые помогли бы современной цивилизации, имеющей такие глобальные проблемы, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в положительном направлении. Однако трудности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования сложно осуществлять идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику воспитания.
Гражданственность в российском обществе предполагает постоянную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан с определенным государством, осуществляемую посредством их отношения к правам и обязанностям, закрепленным в действующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Понятие гражданственность у субъектов российского общества колеблется в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, которое в критические периоды может выходить за пределы, сдерживающие устойчивость системы страны .
Педагогические исследования системы российского образования убедительно показывают, что гражданственность исполняет роль сплачивающего общество фактора, который устраняет негативные явления и процессы и является мощным стимулом положительного развития личности и общества в целом. Являясь конкретно историческим понятием, гражданственность в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание. Но первооснова его оставалась той, что и структура составляющих его элементов: родной дом - родной край (малая родина) - территория обитания народа - страна в целом.
В политическом определении гражданственность как фундаментальная основа демократии состоит из таких приоритетных ценностей как: общественное благополучие, права человека, свобода выбора на основе законопослушности, социальная справедливость, равенство всех перед законом, плюрализм позиций, взглядов и убеждений, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность .
Следующее понятие тесно связанное с понятием «гражданственность» - «патриотизм». В педагогической литературе патриотизм определяется как чувство большой любви к Родине, к своему народу, гордости за его достижения и подвиги, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. В теории педагогики условно разграничивают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной понимают страну, где человек рос, живет и которая стала для него родной и близкой. Под малой Родиной понимают место рождения и становления человека как личности. Отечество – понятие близкое по значению «Родине», в которое вложено более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное .
Как показывают данные педагогических исследований нашей страны за последние годы, в детско-молодежной среде участились такие негативные явления как жестокость в крайних явлениях, увеличилась и «помолодела» преступность. Многие дети оказываются сегодня вне воспитательной среды, на улице, где они осваивают нелегкие уроки воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия (особенно в 90-е годы) наша страна лишилась целого поколения, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами и формировать гражданское воспитание у современного подрастающего поколения .
В результате посткризисных явлений, существующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, необходимо повышать уровень воспитания и образования нынешнего молодого поколения. Одним из главных направлений этой деятельности является формирование условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее интересы. Это делает проблему гражданского и патриотического воспитания одной из актуальных в системе российского образования.
Для воспитания патриотизма и гражданственности в системе образовательной работы педагогам нужно руководствоваться не только знаниями о его сущности и содержании, но и о его внутренних психолого-педагогических компонентах. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются: «потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты» . Таким образом, значимость изучения системы гражданского воспитания детей заключается в том, что в образовательной деятельности воспитание гражданина страны подразумевается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к гражданственности в современном образовании обусловлен необходимостью осознания сущности гражданского воспитания, как эффективного инструмента образовательной политики государства с учетом происходящих перемен и требований, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и модернизированный тип воспитанника.
Воспитание детей в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно трансформировалось положение подрастающего поколения, особенности функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации. Поэтому в современной России возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее значение приобретает образ мыслей о патриотизме как о важнейшей ценности, охватывающей не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, патриотический и другие компоненты.
По мнению Лихачева Б.Т.: «Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность» .
Воспитывать гражданственность и патриотизм сложно без умения понимать, сопереживать другим людям, то есть без чуткого потенциала, под которым подразумевается интегративная характеристика личности, состоящая из целостности знаний, умений, навыков, способностей, потребностей, дающих возможность понимать, эмоционально откликаться и содействовать переживаниям других людей.

Гражданское воспитание в образовании является одним из основных направлений воспитания детей, которое подразумевает формирование патриотических, нравственных, культурных качеств с элементами активной общественной направленности, которая имеет социальный характер.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения - это многогранный и трудоемкий процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только образовательные учреждения, но и семья, социальное окружение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Таким образом, приведенные определения понятия «гражданственности» позволили сформировать некоторое представление о ее сущности в связи с процессами, происходившими в современном гражданском обществе. Под гражданственностью личности мы понимаем не только ее принадлежность к определенному государству и осознаваемую возможность обладать всеми правами гражданина, гарантированными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанное желание выполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благосостоянии и благополучии государства.

Литература

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи:Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 - 311c. РГБ ОД, 71:99-13/37-2.
2. Горбачевич К.С. (ред.). Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Том 01. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1991. - 864 с.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. о-во России, 2007. - 459 с.
4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. - Издательство: Новое издательство, 2011. - 220 с.
5. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
6. 20. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
7. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Брызгалова Диана

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XII Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

Секция: Социология и политология

Тема : «Гражданственность как ценность современных подростков»

Место выполнения работы:

МБОУ СОШ № 25, 11«А» класс

Г. Владикавказ

Научный руководитель:

Бузоева Залина Султановна,

Учитель обществознания

МБОУ СОШ № 25

Владикавказ, 2014-2015

Введение 3

2. Формирование чувства гражданственности у современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е 16

Заключение 19

Список литературы 20

Приложение 21

В ведение

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. В обществе выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике исследований.

В современной науке изучению влияния различных видов деятельности, на формирование гражданских качеств молодежи посвящены работы С.В. Анохина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, З.И. Васильевой, В.Н. Власовой, З.Н. Каландаршвили, Г.Г. Николаева, Т.Н. Османкиной, Т.П. Скребцовой. М.А. Шкробовой, Е.А. Ямбурга, Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой. Теоретические и методологические аспекты исследования проблем гражданственности и патриотизма отражены в работах А.В.Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, В.И.Лутовинова, Т.А. Стефановской, Н.А. Савотиной, Г.Н.Филонова.

Определяя в качестве цели воспитания формирование человека культуры, Е.В.Бондаревская указывает на необходимость развития в каждом человеке таких качеств как «высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки». Несомненно, такой подход к воспитанию создает необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо своей страны. Этими характеристиками определяется гражданственность личности как важнейший приоритет ее воспитания.

Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.

Цель исследования - обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников.

Объектом исследования является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Предметом исследования воспитание гражданственности у школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание гражданственности у детей школьного возраста создаст необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо самой личности и своей страны.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм».

Определить сформированность чувства гражданственности у школьников.

Методы исследования :
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, анкетирование, стандартные и адаптированные методики, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов обобщение результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО-Алании.

Структура работы . Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.

Понятие «гражданственность - многозначно:

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Понятие гражданственность понимается и трактуется весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Так В.И. Лутовинов считает, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются: «…Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени на гуманитарную сферу»…, В системе патриотического воспитания «социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом, в котором выделяются нравственные и патриотические основы».

Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга. На наш взгляд, для определения гражданственности исходным является содержание понятия «гражданин», которым является социализированная личность, способная жить и активно создавать правовое, демократическое государство и гражданское общество, сознающая свои права и обязанности, патриотически настроенная, т.е способная защищать это государство и общество, терпимо-толерантно проявляющая себя в отношении других культур и народов, проживающих и сосуществующих в этом государстве и обществе.

Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н.Филоновым. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

«Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

«Патриотизм (греч. Patris) - отечество - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им.

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, Отчизны в целом).

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Патриотизм и гражданственность, будучи своеобразно выражены в истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы как государства и общества, лица нации, национальной мифологии и идеологии и продолжают иметь существенное значение в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее. На протяжении столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития, и к настоящему времени Именно патриотизм и гражданственность народа является субъективной основой определения национальных целей.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.

На сегодня исследования фиксируют неуклонное снижение показателей патриотизма и гражданственности. Вместе с этим, хотя и медленно, идет освоение гражданского долга. Опыт исследований и наблюдений показывает, что в критических ситуациях выбора, связанного с судьбами страны, молодое поколение способно принять исторически правильное решение. Проблематичнее обстоит дело с выполнением гражданского долга по защите Родины, причем, наиболее остро этот вопрос стоит в столичных и сверхкрупных городах.

Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу нашей Родины. При всей сложности ситуации и массе оговорок можно надеяться, что данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной.

Любовь к Родине и служение интересам государства - вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях..

В современной России происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются социальные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Постепенно, и порой болезненно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этом зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Особую роль занимает в данном контексте система образования, которая была и остается одним из главных инструментов социализации, т.е. воспроизводства ценностных структур общества.

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе.

С просветительским аспектом тесно связан деятельностный аспект воспитания гражданственности в школьном коллективе. В сознании школьников, должна формироваться установка о том, что сама по себе учебная и профессионально-педагогическая деятельность является важной общественной и государственной задачей. Наряду с этим возможны различные внешкольные формы воспитательной деятельности: шефство над ветеранами труда и войны, посещение воинских частей и госпиталей, встречи с известными людьми, работа в школьной и периодической печати, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями, спортивными клубами, участие в экологических акциях. Подобные мероприятия будут иметь воспитательный эффект только в том случае, если будут творчески продуманы, организованы и проникнуты живым интересом всех участников, доведены до сведения всего школьного коллектива. Важно осознание того, что школьный коллектив, по сути дела представляет собой в миниатюре проекцию нынешнего и будущего гражданского общества.

В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту.

Сложная, ответственная, интересная работа по гражданскому воспитанию обучающихся обращена в будущее не только нашей страны, но и всего человечества. От того насколько качественно, компетентно, эффективно она будет реализовываться, зависят как внутренняя стабильность и процветание России, так и ее международный авторитет, степень интеграции в мировое сообщество.

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Опыт работы общеобразовательного учреждения гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе. Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Можно привести примеры мероприятий, проводимых в нашей школе в рамках гражданского воспитания учащихся

Сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

Выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

Участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

Создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной школе, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.

Воспитание гражданственности - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.

В процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.

Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:

Характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

Наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

Поликультурный характер образовательной среды.

Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания современные исследователи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в школе:

Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;

Создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;

- формирование первичных ценностных ориентаций;

- формирование гражданственности;

Формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;

- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;

формирование опыта овладения культурой своего и других народов;

Формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;

Формирование гражданского мировоззрения;

Ознакомление школьников с государственными символами России, Конституцией РФ,Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;

Воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;

Воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;

воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

Воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;

развитие мотивационной сферы школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.

Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).

Гражданское воспитание школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса культуросообразности и толерантности.

Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:

Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

Гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

Сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

Формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.

Основными результатами гражданского воспитания являются:

самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;

Социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.

Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.

Гражданское воспитание основывается на общих принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.

Основным результатом гражданского воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.
И так в процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.

Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, пленэр, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.).

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Подводя итог вышеизложенного можно отметить следующие. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Главной целью гражданского воспитания в формирование активной жизненной позиции. Приобщение учащихся к правовой культуре, к культуре своего народа, истории своего Отечества, малой родины, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях – задачи воспитания гражданина.

2. Формирование чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека.

Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 5 «а» класса (37обучающихся) МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО – Алания.

На первом этапе исследования было проведено наблюдение за учащимися в процессе учебной и внеучебной деятельности по четырем направлениям: отношение к отечеству, отношение к труду, отношение к людям, отношение к себе. В ходе наблюдения обращалось внимание на проявление таких качеств как: патриотизм, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. (Приложение 1).

Знание родного края;

Толерантность;

Права ребенка;

Обязанности ребенка.

Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:

0 баллов - качество личности не сформировано;

1 балл - низкий уровень сформированности качества;

2 балла - средний уровень;

3 балла - высокий уровень сформированности исследуемого качества личности.

Диагностика показала, что чувство патриотизма у 18 учащихся - 50% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 10 учащихся, 35 % имеют средний от общего числа учащихся 7-

15 %, высокий уровень не сформирован.

Трудолюбие 4 учащийся- 10 % имеют низкий уровень, 32 учащихся - 90% средний уровень и 0% -высокий уровень сформированности данного качества личности.

Доброта и отзывчивость сформирована у всех учащихся 5-го класса, но в разной степени: 100% имеют средний-37 учащихся, 0% низкий, высокий уровень сформированности этого качества.

Самодисциплина - 4 учащихся - 40% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 6 учащихся, 60 % имеют средний от общего числа учащихся и 0% высокий уровень самодисциплины не сформирован.

Из данных, полученных в ходе наблюдения, мы видим, что уровень сформированности гражданских качеств личности у учащихся нуждаются в освоении необходимых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах собственной дееспособности; в усвоении на уровне общих представлений наиболее значимой информации о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, собственных правах, обязанностях и ответственности; осознании себя в качестве носителя прав и обязанностей.

Учитывая возрастные особенности школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе жизнедеятельности детей, главной составляющей которой в этом возрасте является учение. В процессе обучения у школьников формируется целостная картина мира, необходимо закладывать фундамент мировоззрения человека-гражданина:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Заключение

Воспитание гражданственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что гражданское воспитание младших школьников в настоящее время очень актуально, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования человека-гражданина.

Теория гражданского воспитания в России прошла в своем развитии ряд этапов. С конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства.

На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Изучив опыт по формированию гражданственности у школьников в условиях школы мы пришли к заключению, что именно в школе необходимо начать формировать гражданственность у школьников с помощью эффективных форм и методов гражданского воспитания. Большое внимание уделяется различным формам краеведческой работы.

Таким образом, в результате проведенных исследований уровня сформированности гражданских качеств личности у учащихся 5 «а» класса МБОУ СОШ №25 г. Владикавказа, РСО - Алании мы пришли к выводу, что у учащихся 5-го класса гражданские качества недостаточно сформированы.

Список литературы

1.Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян 2010. – № 11. – С. 9-11.

2.Аванесян, Л. Р. Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности / Л. Р. Аванесян // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2011. – № 1.– С. 3-5.

3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. №4. 1995, с.32.

4.Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214-216.

5.Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева.

2006. - № 12. - С. 10-16.

6.Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания 2008. - № 5. – С. 78-82.

7.Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста. - №8, 2008. – с. 112-116.

8.Капустина З.Я . Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России. 2003, №9.

9.Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / 14.С.В. Колотий // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 142–145.

10.Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова.– 2006. - № 10. – С. 95-102.

11.Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М.: Просвещение, 1976. - 565 с.

12.Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня№6. 2006, с.58

13.Макаренко, А.С. Сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко / - Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 459 с.

14.Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона. - №5, 2008. – с. 28-30.

15.Микрюков, В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112-119

Приложение 1

Диагностика сформированности у детей чувства гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков :

Знание родного края;

Толерантность;

Права ребенка;

Обязанности ребенка.

Анкета

I блок

Знание о родном крае

1. В какой республике ты живешь? Как она называется?

2. Как называется столица (главный город) нашей Родины?

3. Какие еще города нашей Родины ты знаешь?

4. Как зовут президента нашей страны, республики?

5. Показывая флаг РФ, РСО - Алания задаем вопрос: Что это? Что означают цвета и символы на флаге нашей страны?

6. Прослушав отрывок гимна РФ, РСО - Алания задаем вопрос: Что это за музыка?

7. Показывая герб РФ, РСО - Алания, задаем вопрос: Что это? Что символизирует Барс?

II блок

Толерантность

1. Кто ты по национальности?

2. Кто по национальности твои близкие друзья?

3. Как ты считаешь, какая национальность самая лучшая?

4. Могут ли дружить дети разных национальностей?

5. Кто важнее девочки или мальчики?

6. А у тебя есть друзья девочки/ мальчики?

7. должны ли мальчики заступаться за девочек?

III блок

Права ребенка

1. Какие права у тебя есть? (что тебе разрешают, и что ты должен делать)?

IV блок

Обязанности ребенка

1. Какие обязанности у тебя есть (по отношению к детскому дому, к Родине)? 0-1 низкий уровень;

1-4 средний уровень;

5-7 высший уровень.

Подписи к слайдам:

Методы исследования
-
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-
эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, анкетирование, стандартные и адаптированные методики, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов обобщение результатов.

Права ребенка
4
учащийся- 10 %
низкий уровень;
32
учащихся - 90% средний уровень

0% -высокий
уровен
ь
Цель исследования
- обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников
.
Задачи исследования
-
осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм
».
-
определить
сформированность
чувства гражданственности у школьников.
Толерантность
-
100
% имеют
средний
- 0
% низкий,
высокий
Гражданственность
как ценность современных
подростков
Автор работы:
Брызгалова Диана
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что воспитание гражданственности у детей школьного возраста создаст необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо самой личности и своей страны.
Знание родного края
25
учащихся -
75%
от общего числа учащихся имеют низкий
уровень;
10 учащихся -35
% имеют средний от общего числа учащихся
высокий
уровень не сформирован.
Предметом исследования
воспитание гражданственности у школьников.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Диагностика
сформированности
у детей чувства гражданственности
-
Знание
родного края;
-Толерантность;
-Права ребенка;
-Обязанности ребенка.
Объектом исследования
является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
База исследования

МБОУ СОШ №25
им
. Героя Советского
Союза
Остаева

А.Е. г.
Владикавказа
Обязанности ребенка
- 4
учащихся - 40% от общего числа учащихся имеют низкий
уровень;
6
учащихся, 60 % имеют средний
уровень;
0
% высокий уровень самодисциплины не сформирован.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Философский словарь Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

2 слайд

Описание слайда:

Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество. Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека. Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране. Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству. Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного. Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

3 слайд

Описание слайда:

Понятие гражданственности включает в себя: понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан; личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством; действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти; способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями; осознание своей гражданской идентичности принадлежности к стране, обществу и государству, их право

4 слайд

Описание слайда:

Преимущества гражданственности Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру. Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения. Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны. Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость. Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам. Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.

Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы.

Понятие гражданственности весьма многогранно, оно трактуется исследователями как: 1. интенсивная и осмысленная включенность в деятельность общественно-политического сообщества;

2. заинтересованность политической жизнью общества, чаще всего страны, готовность идти на всё ради своей Родины;

3. ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

4. умение и стремление выступать в роли гражданина;

5. высшая добродетель независимого и полноправного участника политического общества; Гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство .

Исследователи выделяют различные уровни гражданственности по степени активности человека - носителя гражданских качеств: Гражданские качества: ответственность за судьбу страны, чувство долга перед страной, сознательность, активная жизненная позиция, уважение прав и свобод других людей. Гражданская позиция - собственное мнение человека как гражданина к происходящему рядом, вокруг него. Гражданская компетенция - механизм, который обеспечивает реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства.

Данные компетенции имеют три аспекта: знаниевый, процедурный и гражданский . Содержание понятия «гражданственность» можно отразить в следующих определениях:

1. Гражданственность - определенный нравственно-правовой порядок во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством, основанный на свободном и сознательном гражданском выборе.

2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность, тем самым, - является деятельностным выражением государственной идентичности человека, его государственно-исторического самосознания.

3. Как образ мышления гражданственность определяется и получает свое содержание из отношения к субстанциональным, базовым элементам социально-исторического бытия человека:  Государственность;  История;  Культура;  Историческая традиция и воплощенный в ней образ, смысл и ценность;  Государственно-исторические символы;  Религиозные традиции;  Особый цивилизационный тип.

4. Гражданственность не сводится к политико-правовому порядку или к политико-правовым формам идентичности. Она отражает всю сферу созидательной деятельности человека и всю сферу его фундаментальных потребностей.

5. Гражданственность, как образ мышления, выражается через систему базовых мировоззренческих категорий, с помощью которых описывается жизнеустройство человека и его предназначение:  Жизнь  Благополучие  Независимость  Честность  Справедливость  Право  Отчизна  Забота  Вера

6. Гражданственность выступает не только как образ мышления, но и как образ действия, который заключается в способности и готовности личности реализовать себя в качестве субъекта государственной и общественной политики. В этом образе действия (в фактах реализации личностью гражданина своих прав и обязанностей, в актах реальной гражданской активности) выражаются нравственно-правовые приоритеты личности: индивидуальность и коллективность, частное и общественное, право и справедливость, политическое и нравственное, свобода и ответственность и т.д.

7. Вместе с тем, категория «гражданственность» выражает и определенный образ жизни человека - жизни в обществе и государстве. И в этом случае она отражает характер, образ общественно-политического устройства, реализующий через систему социальных и политических институтов меру гражданской свободы личности.

8. Наконец, гражданственность является субъективным (существующим на уровне сознания и деятельности конкретной личности) образом государственности. Гражданственность - это субъективная форма государственного бытия, индивидуализированная государственность, на-личное бытие государственно- исторической общности. Понятно, что образование и формирование гражданственности предопределено специфическими особенностями определенной истории и государственности, самобытностью и своеобразием национальных культур и имманентного для них национально-педагогического опыта. Поэтому постановка вопроса об утверждении гражданственности в российской действительности не может не учитывать особого цивилизационного и культурно-исторического контекста России, внутри которого гражданственность выступает как явление национального развития российской жизни.

Изучения наглядно представляют, что патриотизм, в объединении с гражданственностью, осуществляет роль фактора, который скрепляет общество; который устраняет отрицательные явления и процессы и выступает сильным стимулом положительного развития личности и общества в целом. А развитие гражданственности будет способствовать становлению в России гражданского общества.

Понимая возможность самосохранения и, одновременно, инновационности патриотизма и гражданственности, государство и выдвигает эти качества в ранг национальной идеи. Заниматься решением задач формирования патриотизма и гражданственности в подрастающем поколении должно все общество, но в особенности - система образования, которая в прямом смысле создает личность, создаёт сам образ жизни народа, передаёт будущему поколению ценности народа.

Список использованной литературы:

1. Сластенин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин. // Академия. - 2002.

2. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. - 2012. - № 1.- с. 3-9

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. // АСТ. - 2013.

4. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка/Д. Н.Ушаков// Аделант.-2015.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация