Подготовка объекта к проверке пожарного надзора. Проверка пожарной безопасности Что интересует инспектора при проведении проверки

Главная / Квартира
  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) , утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности у пожарных инспекторов одна из основных функций. Для нас же, специалистов и руководителей предприятий, она наверное самая неприятная. Но в любом случае надзор необходим, и все мы когда-нибудь с ним сталкиваемся. В данной статье я не буду рассматривать негативные моменты проверок, а сосредоточусь на нормативно-правовых моментах и собственно процедурных вопросах.

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований пожарной безопасности.

Периодичность проведения плановых проверок составляет не чаще 1 раза в три года (ст. 9 п.2 294-ФЗ).

Тут следует небольшая оговорка: в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 9 п.9 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения проверок. Данные планы согласовываются с Прокуратурой РФ. Планы направляются в Прокуратуру до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. На официальном сайте МЧС соответствующего региона Планы размещаются в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. Поэтому необходимо взять себе за правило производить мониторинг Плана на предмет наличия там Вашего предприятия/ИП. Если Вас там нет, то с плановой проверкой к Вам не придут точно!

В планах проверок должны быть указаны следующие сведения:

1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) - в нашем случае ОНД- Отдел Надзорной Деятельности (так теперь ОГПН называется).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 9 п.8 294-ФЗ).

Таким образом, в течении 3 лет с даты госрегистрации проводить в отношении данных предприятий плановые проверки ОНД не имеет права.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются ОНД не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения. Необходимо четко следить за исполнением данного пункта. Если ОНД нарушил сроки уведомления это дает довольно большое пространство для маневра при получении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Проверка проводится на основании распоряжения руководителя соответствующего отдела ОНД.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) -ОНД;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.

Обязательно необходимо проверять правильность и полноту заполнения распоряжения, соотвествие информации (т.е. чтобы точно была указана форма собственности, название Вашего предприятия/ИП, адрес и т.д.), наличие печати и подписи уполномоченного лица ОНД, номера распоряжения.

Было в моей практике, что приходили с плановой проверкой по адресу нахождения юрлица с которого оно больше года назад съехало (т.е. поменялся юридический адрес). Закономерный итог-проверки не было.

Также помимо распоряжения инспектор должен предъявить удостоверение, конечно инициалы в удостоверении должны совпадать с Ф.И.О. должностного лица уполномоченного проводить проверку.

По результатам проверки должностными лицами ОНД, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала (форму журнала можно скачать в подразделе "ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ" раздела "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"). Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

По результатам проверки (при наличии нарушений) выдается предписание с перечнем нарушений и сроком устранения. Т.е. по окончании срока Вас могут посетить с внеплановой проверкой. Также составляется протокол и постановление об административном правонарушении, а при худшем сценарии временный запрет деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя.

ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки;
2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями 294-ФЗ;
3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;
4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);
6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора).

В дальнейшем процедура, в принципе, аналогична плановой проверке.

Ожидание проверки органов пожарного надзора малоприятно, наверное, для многих собственников объектов капитального строительства. Даже при тщательно спланированной системе, обеспечивающей пожарную безопасность здания, имеется возможность того, что контрольная инспекция выявит какие-нибудь недочеты. Несмотря на то что руководителя должны предупредить о проверке заранее, срок этот для непрофессионала слишком мал (всего 3 дня), чтобы успеть выявить и исправить имеющиеся несоответствия противопожарным требованиям.

Компания «Комплексная пожарная безопасность» выполнит подготовку объекта к проверке пожарного надзора. Наши специалисты берутся обследовать объект защиты и устранить нарушения требований ПБ даже за столь короткий период. Опытные сотрудники компании знают на какие детали обратить внимание в первую очередь, чтобы заказчик избежал наложения штрафа и привлечения к ответственности.

Для того чтобы заказать данную услугу просто свяжитесь в любое время с оператором в удобном для Вас режиме.

Виды проверок пожарного надзора

Согласно административному регламенту (приказ № 375 от 28.06.2012) Госпожнадзор (ГПН) РФ имеет право проводить проверки двух видов:

  1. Плановые.
  2. Внеплановые.

Плановая проверка ГПН

В первом случае ожидайте контрольную ревизию, если:

  • после прошлой плановой проверки прошло 3 года;
  • прошло 3 года с тех пор, как объект был введен в эксплуатацию;
  • истек срок в 3 года после изменения класса пожароопасности объекта.

Исключить плановую проверку поможет пожарный аудит объекта. Наличие выданного в процессе независимого аудита и зарегистрированного заключения – гарантия того, что объект не будет включен в ежегодно разрабатываемый ГПН план.

Тем, кому не удалось избежать плановой проверки пожнадзора, получают акт с перечнем выявленных нарушений и указанием сроков, в которые их нужно ликвидировать (стандартно – полгода). При этом за найденные несоответствия требованиям ПБ (в зависимости от сложности и количества) на собственника налагается немалый штраф.

Внеплановая проверка ГПН

Внеплановая проверка наиболее вероятна, если:

  • истек срок, за который Вы должны были устранить нарушения, выявленные в ходе плановой инспекции;
  • органом власти принято решение установить особый противопожарный режим на объекте или прилегающей территории;
  • объект был введен в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции, капремонта, технического переоснащения либо изменился его класс функциональной пожароопасности;
  • органам ГПН стал известен факт нарушений требований ПБ, угрожающих жизни или здоровью людей, а также возникновению пожарной ситуации;
  • имеется поручение Президента или Правительства РФ, на основании поступивших в прокуратуру обращений.

Выявление нарушений в ходе внеплановых проверок ГПН также является причиной предъявления штрафных санкций к владельцу объекта.

На что в первую очередь обратить внимание при подготовке

Действуя по предписанной инструкции (ППБ № 01-03), сотрудниками пожарного надзора будут проверены:

  1. В каком порядке содержится территория, прилегающая к объекту, здания, строения и внутренние помещения. Особое внимание уделяется соответствие нормативам эвакуационных путей.
  2. Происходят ли технологические, производственные процессы на объекте с соблюдением требований пожарной безопасности.
  3. Насколько соответствует порядок хранения взрыво- и пожароопасных веществ, материалов предъявляемым нормам.
  4. Организация специальных мест для курения.
  5. Как хранится спецодежда рабочих, а также порядок хранения, сбора, удаления ГВ (горючих веществ).
  6. Значения показаний контрольно-измерительных приборов.
  7. Знание сотрудниками правил пожарной безопасности и их действия при возникновении пожара.
  8. Знание порядка эвакуации ГВ, материального имущества, ценностей.

Обеспечение объекта достаточным количеством ручных средств пожаротушения, их размещение, работоспособность – на это проверяющие довольно часто обращают внимание. Так же, как и на обязательное прохождение сотрудниками предприятия противопожарного инструктажа, наличие планов и схем эвакуации, инструкций по действиям людей при пожаре, табличек с телефонными координатами пожарной службы.

Обращение в «Комплексную пожарную безопасность» убережет Вас от трудоемкого процесса панической сверки реального противопожарного обеспечения объекта с нормами и правилами по ПБ, ведь всю работу за Вас сделаем мы, гарантируя при этом максимальное качество и скорость по минимальным ценам на услуги.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация