Отдельный договор на водоснабжение не нужен. II. Порядок заключения договоров холодного водоснабжения Объявление о заключении договора на водоснабжение

Главная / Квартира

Кем считается управляющая компания, владеющая водной скважиной, — водопользователем или ресурсоснабжающей организацией? Должна ли она утверждать тарифы на воду в органах местного самоуправления или вправе самостоятельно устанавливать их в соответствии с тарифами, действующими в муниципальном образовании? Надо ли заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение с владельцами домов при наличии договора на коммунальное обслуживание

Водопользователь или ресурсоснабжающая организация?

Ответ на этот вопрос зависит от правоотношений, в которых участвует управляющая компания.

Водопользователь — это физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ). Такое право предоставляется федеральными органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от вида собственности на водный объект.

В целях водоснабжения право пользования поверхностными водными объектами возникает на основании договора водопользования, а подземными - на основании лицензии на пользование недрами (ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»).Понятие ресурсоснабжающей организации используется в отношениях, связанных с предоставлением коммунальных услуг, регулируемых Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).

Ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или индивидуальный предприниматель, которые продают коммунальные ресурсы (в том числе водоснабжение) потребителям, использующим их для личных и хозяйственно-бытовых нужд, то есть владельцам и арендаторам жилых домов (п. 3 Правил).

Итак, управляющая компания, владеющая скважиной, может быть и водопользователем - в отношениях с госорганами по использованию водного объекта, и ресурсоснабжающей организацией - в отношениях по водоснабжению потребителей коммунальных услуг (владельцев домов).

Кто утверждает тарифы

Размер платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ (п. 15 Правил). Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса (включая водоснабжение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Тарифы и надбавки органы местного самоуправления устанавливают в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В силу ст. 8 данного закона тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, в том числе на основании анализа динамики ее предыдущей деятельности и деятельности аналогичных организаций, а также исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов.

Порядок установления тарифов определен в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности данных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. Для установления тарифов на товары и услуги (в том числе на водоснабжение) организация коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган местного самоуправления пакет документов, указанных в п. 3 Правил регулирования тарифов, отдельно по каждому виду деятельности, включающему производство и реализацию товаров и услуг. По результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок к ним орган местного самоуправления выносит решение.

В рассматриваемом случае управляющая компания при расчетах за водоснабжение с владельцами домов использует тарифы, утвержденные для нее органами местного самоуправления.

Отдельный договор

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, в частности о предмете договора, а также по условиям, названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для такого договора. На это указано в ст. 432 ГК РФ.

Перечень существенных условий для договора водоснабжения и водоотведения определен в главе 30 ГК РФ и п. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167.

Гражданское законодательство разрешает заключать договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям, возникающим из такого договора, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Ели договор на коммунальное обслуживание содержит существенные условия, установленные для договора на водоснабжение и водоотведение, заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение не нужно.

Справка

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Организация является абонентом по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения и владеет на праве собственности водопроводными и канализационными сетями, к которым подключены объекты капитального строительства других абонентов.
Вправе ли организация взимать плату за пользование этими сетями (транспортировку воды и сточных вод)? Является ли цена за пользование сетями в этом случае регулируемой, что повлечет за собой установление определенного тарифа для организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство допускает возможность взимания собственником водопроводных и канализационных сетей платы за их использование сторонними абонентами, но только после установления для собственника сетей тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов.

Обоснование позиции:
По общему правилу, закрепленному ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в силу того же пункта в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ВАС РФ сформирована правовая позиция, согласно которой в случаях, когда цена на товары, работы, услуги подлежит государственному регулированию, хозяйствующий субъект не наделен правом самостоятельно устанавливать цену, а в отсутствие установленных тарифов взимать ее, в том числе в форме неосновательного обогащения ( Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 13881/11, ВАС РФ от 24.01.2014 N ВАС-15725/13).
Согласно Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Для целей применения данного Закона под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей ( Закона N 416-ФЗ).
Закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. К регулируемым в том числе отнесены виды деятельности по транспортировке воды и сточных вод, по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а также тарифы на соответствующие транспортировку и подключение (смотрите также п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
Из приведенных норм следует, что указанные виды деятельности подлежат государственному регулированию и, соответственно, взимание платы за услуги по подключению к водопроводным (канализационным) сетям, равно как и услуги по транспортировке воды (сточных вод), возможно только по установленным в предусмотренном порядке тарифам.
В соответствии с Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, N 416-ФЗ прямо допускает возможность взимания собственником водопроводных и (или) канализационных сетей платы за их использование в целях транспортировки воды (сточных вод) подключенным к его сетям абонентам, но только после установления для указанного собственника тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 N 09АП-4610/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 N 08АП-4912/15, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Хакасия от 19.03.2015 по делу N 33-657/2015, решение УФАС по Ставропольскому краю от 20.08.2015 N 42).

К сведению:
N 416-ФЗ, равно как и иными законами, не урегулирован вопрос о том, в рамках какого договора может осуществляться возмещение затрат на эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей их собственнику. При этом, как установлено и ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор). На практике отношения между собственником водопроводных и (или) канализационных сетей и подключенными к его сетям другими абонентами, направленные на возмещение собственнику затрат на эксплуатацию сетей, оформляются по-разному. В частности, они облекаются в форму договоров на оказание услуг по транспортировке воды (сточных вод), договоров на возмещение затрат на техническое обслуживание или иных соглашений.
Также обращаем внимание, что при определенных условиях организация, не осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение в качестве основного вида деятельности, но оказывающая отдельные услуги в данной сфере, может признаваться субъектом естественной монополии в границах принадлежащих ей сетей. Это, в свою очередь, влечет для организации обязанности в соответствии с законодательством о защите конкуренции (смотрите, к примеру, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 N 07АП-5508/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Прочитал Федеральный Закон и Правила, но все равно не могу понять законны ли действия водоканала в отказе заключить с одним ИП несколько договоров на водоснабжение на разные объекты (часть из них находятся по одному адресу, часть по другому). Допустим у ИП 5 объектов. 3 объекта по одному адресу и 2 объекта по другому, ИП отдельно на каждый объект договоры в сумме 5 договоров. Может ли водоканал заключить 5 разных договоров или нет? если нет то почему?

Ответ

Законодательство регулирующее правоотношения по заключению договоров водоснабжения и водоотведения не содержит норм устанавливающих необходимость заключения отдельного договора в отношении каждого объекта недвижимости и наоборот одного договора в отношении нескольких объектов недвижимости принадлежащих одному лицу. Соответственно порядок заключения договоров устанавливается соглашением сторон.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( ст. 421 ГК РФ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения ( ст. 422 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Вниманию Абонентов ГУП «Мосводосток»!

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.2016 г. № 1134 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила), в типовую форму договора водоотведения, утвержденную постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 645 и иные правовые акты. В связи с этим с 01.01.2017 г. заключение и переоформление договоров с ГУП "Мосводосток" производится по новой форме.

Абоненты, имеющие выпуски в централизованную систему водоотведения и сбрасывающие сточные воды в объеме более 30 м³/сут. суммарно по всем выпускам, обязаны подать в ГУП "Мосводосток" декларацию о составе и свойствах сточных вод на очередной год до 1 ноября предшествующего года в порядке и по форме, установленной Правилами.

Перечень основных нормативных и методических документов, регламентирующих заключение договоров водоотведения с ГУП «Мосводосток»

Федеральный закон от 07.12.2011 г. № ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении»;

Федеральный закон от 21.06.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные нормативные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 225-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.13 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее –Правила);

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.13 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.13 № 317 « Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.13 № 525 «Об утверждении Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (вступает в силу с 01.01.2014);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.13 № 347 «Об утверждении Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.13 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.13 № 776 «Об утверждении Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод »;

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.99 №167 «Об утверждении Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (в редакции ПП РФ от 29.07.13 № 644);

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;

Постановление Правительства Москвы от 09.11.99 N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве» (п.10.4.);

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 г. № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.17 № 778 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части оптимизации порядка подключения объектов капитального строительства к системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения»;

Распоряжение Правительства Москвы от 4.11.2004г. № 2217-РП «О соблюдении строительными организациями установленного порядка отведения сточных вод в коммунальные сети города Москвы»;

Распоряжение Мэра Москвы от 25.05 2001 № 521–РМ «Об утверждении Рекомендаций о порядке исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города Москвы»;

Распоряжение Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22.10.2015 г. № 34-Р «Об утверждении тарифа на услуги ГУП «Мосводосток» по водоотведению (приему и транспортировке) поверхностных, производственных нормативно-чистых и нормативно-очищенных сточных и дренажных вод»;

Распоряжение Правительства Москвы от 25.10.2016 г. № 558-РП "Об утверждении порядка организации работы с дебиторской задолженностью";

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 г. № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения»;

СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения»;

СП 131.13330.2012 «Строительная климатология».

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2014 г. N 639/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод»

Приказ Минприроды России от 29.07.2014 № 339 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 14.04.2017 г. № 60-ТР «Об установлении тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод для потребителей ГУП «Мосводосток» на 2017 г.»

Перечень документов, представляемых Заявителем (абонентом ГУП «Мосводосток») для заключения договора водоотведения.

Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от ГУП «Мосводосток».

К заявке абонента прилагаются сведения и документы (или их копии) в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, подписанные руководителем или уполномоченным лицом абонента и заверенные печатью".

При составлении заявки на заключение договора водоотведения с приложением необходимых сведений и документов рекомендуется использовать формы № 1- 4, указанные на сайте ГУП «Мосводосток».

В заявке абонента указываются следующие сведения:

1. Реквизиты абонента, в том числе:

Для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, почтовый адрес, банковские реквизиты, документы, удостоверяющие право лица на подписание договора;

Для индивидуальных предпринимателей - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, почтовый адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты;

Для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные абонента, в том числе почтовый адрес.

2. Наименование и местонахождение объектов абонента, в отношении которых будет заключен договор водоотведения.

3. Наименование и местонахождение субабонентов (при их наличии), в отношении которых абонент будет осуществлять транспортировку сточных вод по принадлежащим ему водосточным канализационным сетям.

4. Площадь земельного участка, принадлежащего абоненту, на котором расположены здания и сооружения, принадлежащие абоненту на праве собственности или на ином законном основании, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее – ЦСВ), в том числе неорганизованный сброс поверхностных сточных вод.

5. Сведения о виде деятельности, осуществляемой абонентом, необходимые для отнесения абонента к категории лиц, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, требования по очистке сточных вод с использованием локальных очистных сооружений.

К заявке абонента прилагаются следующие документы:

1. Доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя абонента, действующего от имени абонента, на заключение договора водоотведения (для физических лиц - копия паспорта, иного документа, удостоверяющего личность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Копия Устава предприятия (организации).

3. Копия свидетельства о внесении записи в Государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

4. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

5. Копия информационного письма об учете в ЕГРПО.

6. Копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект недвижимого имущества абонента (земельного участка, здания, сооружения), с территории которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

7. Карта земельного участка в масштабе М 1:500 с указанием границ участка и зданий, нанесением всех водосточных, дренажных и канализационных сетей и сооружений.

8. Баланс водопотребления и водоотведения с указанием всех используемых источниках водоснабжения и приемников сточных вод.

9. Копия договора с ОАО «Мосводоканал» с приложениями.

10. Сведения для расчета объёма сточных вод, поступающих в ЦСВ по каждой территории (выпуску) Абонента (форма №3, для стройплощадок – форма № 3а).

Абоненты, имеющие на праве собственности или ином законном основании водосточные сети и сооружения для отвода сточных вод в ЦСВ, дополнительно предоставляют:

11. Копию документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на водосточные канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованной ливневой системе водоотведения, а также на приборы учета сточных вод. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоотведения ГУП Мосводосток (далее – ЦСВ), обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водосточными сетями, подключенными к ЦСВ, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также, если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод.

12. Копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к ЦСВ на законных основаниях (договор подключения, технические условия на подключение, справка о соответствии выполненной врезки (дренажа, ливнестока) в горводосток требованиям проекта);

13. Сведения о составе и качестве сточных вод Абонента, поступающих в ЦСВ (форма №4) с приложением копий протоколов анализов сточных вод.

14. Схему размещения узлов учета сточных вод и мест для отбора проб сточных вод;

15. Копии технической документации на установленные приборы учета сточных вод , подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета сточных вод (для абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации).

16. План мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в ЦСВ (для абонентов, превышающих установленные нормативы и требования по составу и качеству сточных вод, по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.13 № 317)

Для заключения договоров водоотведения с территорий строящихся (реконструируемых) объектов Абоненты дополнительно предоставляет:

17. Копии ордеров на строительство (на подготовительные работы)

18. Копию договора подряда (если договор заключается с подрядчиком).

19. Разрешение на строительство.

20. Проектную документацию в части водоотведения в ЦВС (разделы «Охрана окружающей среды», проект организации строительства, в т.ч. строительного водопонижения)

21. Справка от ЭГТР о согласовании местоположения точки сброса дренажных вод.


Контакты:

Заключение Договоров водоотведения осуществляет договорный отдел Центра по работе с абонентами.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация