Мораторий на смертную казнь России отменят? Императорский мораторий на смертную казнь Когда отменили смертную казнь в ссср

Главная / Квартира

Мораторий на смертную казнь в России – явление для нашей истории и культуры в своем роде показательное. Больше двадцати лет у нас не действует принцип жизнь за жизнь: не казнят даже совершившего зверство. А в уголовном кодексе среди прочих приводится и такой способ заставить виновного отвечать за свои поступки.

Однако в последние годы серьезно усугубились внешние политические конфликты страны, равно как и внутренние социальные проблемы. А значит общественная и законодательная мысль подходит вплотную к необходимости определяться с дальнейшей судьбой этого проекта.

Мораторий на смертную казню в РФ – что это такое

Практически, это воздержание от практики осуществлять меру высшей уголовной ответственности посредством лишения жизни.

Традиция расплачиваться за содеянное смертью прервалась в результате подписания Россией шестого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека.

Для ратификации положения нужно было привести законодательную базу и судебную систему страны в соответствие с европейскими стандартами. Без этого решать вопросы жизни и смерти казалось непоследовательным – так и был введен сегодняшний мораторий.

Однако сегодня во всех российских регионах существуют суды присяжных – а вот федерального закона относительно смертной казни по-прежнему нет.

Ратификация не состоялась, а положение страны в Евросоюзе далеко от привилегированного. И закономерно возникает вопрос: нужны ли эти самые ратификация, мораторий и положение?

Когда ввели отмену смертной казни в РФ

Российская Федерация, образовавшаяся на развалинах СССР, унаследовала и советский обычай смертной казни через расстрел.

Воздержаться от него решено в 1997 году в связи с вступлением молодого государства в Евросоюз. И с тех пор ни конституция, ни федеральное законодательство с этом отношении не поменялись.

Двенадцать лет спустя государственный Конституционный суд в ответ на обращение Верховного Суда с просьбой разъяснить легальное положение казни в стране постановил: к лишению жизни в России приговаривать нельзя.

Особое мнение: не согласился с мнением коллег участник разбирательства судья Ю. Рудкин. На его взгляд, вынесенное решение противоречит действующей конституции РФ.

Высший правовой документ четко устанавливает обстоятельства, когда виновного полагается лишать жизни. Строго говоря, не было юридической причины для суда – следовало отказать в рассмотрении этого запроса.

Когда была последняя смертная казнь в России

Последний расстрел состоялся 2 сентября 1996 года. Информацию о личности последнего казненного официальные источники не разглашают.

Кто отменил смертную казнь в России

Интересно и нетипично: страна отказывалась от практики смертной кары де-факто.

За год до подписания конвенции первый президент Б. Н. Ельцин подписал указ No724, предписывающий судам постепенно прекращать применение пуль против преступников.

И заодно перестал рассматривать прошения о помиловании – делая невозможным приведение в действие смертного приговора. Мораторий длится и по сей день — может быть, сказывается смягчение русского нрава?

При Советах прецедент продлился всего лишь три года. В 1947 году вето на убийство во имя правосудия наложил И.В. Сталин. До середины двадцатого века в советской истории не было ни одного расстрелянного – после 50-го огнестрельный отбор государством человеческой породы возобновился.

Высшая мера наказания в России в настоящее время

В современной судебной практике это пожизненное тюремное заключение.

За решетку до смертного дня отправляют:

  • совершивших страшное убийство;
  • повинных в геноциде;
  • посягнувших на жизнь известного в общественной жизни / государственных структурах, правоохранителя.

Нужна ли смертная казнь в России

Однозначный ответ здесь вряд ли возможен – ведь вопрос напрямую касается человеческой жизни вообще, ее смысла и ценности.

Соизмеримы ли совершенное зверство и пожизненная изоляция от общества? Преступление ставит ли человека по ту сторону от других людей?

Готовы ли законопослушные граждане оплачивать своими налогами его пожизненное содержание? А как же несовершенство законодательной системы и вероятность гибели невиновного?

Бывшее смертной казнью при Сталине многие сегодня называют репрессиями. И может ли наказание быть действенной профилактикой преступления?

Достаточно регулярно различные центры обращаются с подобными вопросами к населению. И в общем результаты говорят следующее:

  • с годами количество мнений в пользу возвращения к старым временам растет;
  • одобряют решение ставить преступников к стенке больше половины респондентов;
  • основное большинство согласных лишать жизни за преступление составляют мужчины.

Смертная казнь 59 статья УК РФ

На вопрос, разрешено ли назначать эту меру ответственности, главный свод отечественного уголовного права отвечает положительно.

Нормативный документ предписывает карать таким образом только за особо тяжкие преступления, связанные с посягательством на человеческую жизнь.

При этом от обязанности отвечать собственной жизнью за подобное освобождаются:

  • женщины;
  • люди младше 18 лет;
  • достигшие возраста 65 на момент приговора;
  • иностранцы (в этом случае учитываются обстоятельства следствия и особенности иностранного законодательства).

Предусмотрено и право для смертника обратиться с просьбой пощадить его жизнь и заменить казнь отнятием свободы сроком на четверть века или вплоть до последнего дня жизни.

Могут ли вернуть смертную казнь в России

Это вполне реально. Определяться в этом вопросе, разрабатывая и утверждая соответствующий федеральный закон, государство по-прежнему не торопится.

Причины этого – непоследовательность ли властей, международные политические интриги, взвешенность и осторожность в словах общественных деятелей, утрата веры в решение проблем насилием – покажет время.

Между тем, сегодняшний итог российской гуманитарной кампании тянет на рекорд в отечественной истории: во имя правосудия не убивают уже более двух десятилетий.

Подобное было только при императрице Елизавете Петровне: за 20 лет ее правления в Империи не казнили ни одного человека. Считается, что для самодержавной правительницы это было делом религиозных убеждений.

В конце 90-х Россия была приглашена в Европейский Совет, но одним из условий подписания документа о международном соглашении была отмена смертной казни.

Предлагаем детально изучить вопрос, когда данное условие было введено и принят закон, ожидается ли его отмена в свете последних событий.

Мораторий на смертную казнь что это — описание

Мораторий это запрет на применение смертной казни. В действующей Конституции России от 1993 указано, что эта мера пресечения имела характер временный и с апреля 1997 года больше не может быть ни применена, ни назначена (отмена такого вида наказания). Но Конституционным судом данный вопрос был разъяснен позже, в 2009 году. Отметим, что в российском законодательстве этот вид уголовного наказания (норма) остался, хотя и не применяется фактически, поскольку противоречит протоколу международных отношений России, а именно Венской конвенсии (согласно протоколу №: 6 о международных соглашениях).

В частности законодательство содержит норму, в которой указано, что применить исключительную меру по отношению к преступнику можно, но при условии предоставления ему права воспользоваться советом присяжных в суде. Но та же норма указывает, что мера наказания в виде смертной казни может применяться, если она не противоречит Международным договорам.

Когда в России ввели мораторий на смертную казнь?

В РФ смертная казнь законодательно не отменена .

На данный момент Уголовный кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает смертную казнь как один из видов наказания за следующие преступления: убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид. Однако все эти статьи предусматривают альтернативные наказания - от восьми лет лишения свободы до пожизненного заключения.

При этом ч. 2 ст. 20 Конституции РФ 1993 года установлено: «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь , – что в дальнейшем и было сделано. Президент РФ Борис Ельцин 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

16 апреля 1997 года РФ подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому «смертная казнь отменяется . Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но так и не сделала этого.

Формально документ для РФ не вступил в силу, но по международным правилам после подписания договора страна должна вести себя как в случае его ратификации – поэтому на смертную казнь в России с 16 апреля 1997 года наложен мораторий .

В феврале 1999 года Конституционный Суд РФ принял постановление № 3-П , которым запретил применять смертную казнь до появления на всей территории России судов с участием присяжных заседателей. Произойти это должно было 1 января 2010 года, когда присяжные будут сформированы в Чеченской Республике.

Таким образом, 1 января 2010 года должен был истечь срок введенного моратория, но, несмотря на появление в Чечне суда присяжных, КС вынес определение № 1344-О-Р , которым заключил: «В течение 10 лет в РФ действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период».

Смертная казнь в Российской Федерации была предусмотрена Уголовным кодексом РФ, который определял основные виды наказаний за различные преступления. В частности, он устанавливал, что смертная казнь в нашей стране применялась к мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет за совершение ими таких деяний, как убийство, геноцид, а также покушение на убийство некоторых категорий граждан - сотрудников правоохранительных органов, видных государственных или общественных деятелей или лиц, осуществляющих расследование преступлений или правосудие.

Осуществление смертной казни, согласно законодательству, можно было производить при помощи единственного способа - расстрела. В последний раз это было осуществлено в 1996 году, а после этого ситуация со смертной казнью в России резко изменилась.

Мораторий на смертную казнь

Во всем мире основным мотивом для стран, вводящих в отношении своих граждан мораторий на смертную казнь, является вероятность ошибки правосудия, которая может привести к гибели невиновного человека. В апреле 1997 года Российская Федерация вступила в Совет Европы, и одним из условий ее членства в этой организации выступало введение в стране соответствующего моратория, что и было сделано.

При этом условия протокола № 6, являющегося приложением к Европейской конвенции по правам человека, который подписала Россия, предполагали, что мораторий в нашей стране вводится до тех пор, пока в каждом субъекте Федерации не появится . 1 января 2010 года процесс формирования этого института в Российской Федерации был полностью завершен: суд присяжных появился в последнем субъекте Федерации, где его до сих пор не существовало - в Чеченской республике.

В этой связи вопрос о сохранении или отмене моратория был внесен на рассмотрение Конституционного суда РФ, который, изучив все имеющиеся обстоятельства данной ситуации, постановил сохранить действие моратория на территории страны. Таким образом, в настоящее время наиболее строгой мерой наказания, которая применяется к преступникам, совершившим самые опасные с точки зрения общества деяния, является пожизненное заключение. Однако следует иметь в виду, что статья 44 Уголовного кодекса Российской Федерации по-прежнему содержит упоминание смертной казни в перечне видов наказаний, которые могут быть применены к преступникам.

Как известно, в настоящее время у нас в стране действует мораторий на смертную казнь, что означает фактическое отсутствие исполнения такого наказания, а так же невозможность его вынесения любыми судами РФ за любые преступления, предусмотренные уголовным кодексом страны. Тем не менее, с самого момента принятия моратория всегда находилось немало его противников, и недавно этот вопрос снова был поднят на повестке дня. В этот раз инициаторами выступили депутаты от партии ЛДПР. А темой опять стало миграционное законодательство и борьба с нелегалами.

Депутат Либерально-демократической партии России Роман Худяков предложил очередной шаг по ужесточению российского законодательства в отношении нелегальных мигрантов, совершивших уголовные преступления из категории тяжких и особо тяжких. В отношении таких иностранцев Худяков предлагает отменить некоторые пункты моратория на смертную казнь, действующего в настоящее время на территории страны. По его словам, только такой жесткий подход позволит стране не захлебнуться в волнах этнической преступности, которые приходят из-за рубежа. В основном из республик с постсоветского пространства из Средней Азии и Закавказья.

Согласно российскому законодательству к категории тяжких преступлений относятся те, наказание за которые предусматривает до 10 лет лишения свободы. А особо тяжкие выше этого срока. То есть к тяжким, например, относится кража со взломом. А в категорию особо тяжких в основном попадают преступления против личности: причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, изнасилование, а также все данные деяния, носящие признак серийных преступлений.

Депутат достаточно жестко высказался в отношении иностранных преступников. Хотя по этому поводу ясно говорят и данные столичной полиции, согласно которым более половины всех тяжких и особо тяжких преступлений по столице совершается выходцами из-за границы в основном Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Азербайджана. В настоящее время, вследствие несовершенства законодательства, а также общей коррумпированности правоохранительных органов, преступники-нелегалы имеют возможность избегать наказания по всей строгости. По словам депутата Романа Худякова хотя здесь он, очевидно, перегибает палку в сторону популизма многие из них отделываются от ответственности, заплатив 1-2 тысячи рублей. Для того чтобы остановить волну преступности, пришедшую к нам с нелегальными мигрантами, необходимо ввести более жесткие меры наказания, такие как пожизненное лишение свободы, депортация на срок до 15 лет, смертная казнь. Причем последнюю депутат от ЛДПР предлагает применять только к мигрантам, совершившим преступления по статьям, связанным с педофилией и серийными убийствами, а также отменить пункт моратория относительно руководителей, чьи халатные действия или бездействие повлекли за собой массовую гибель людей.

В качестве примера стран, где строгость законов в отношении не только мигрантов, но и своих граждан находится на высоте, депутат привел США, Китай и некоторые другие азиатские государства, в которых смертная казнь не только не отменена официально, но и активно применяется в судебной практике. Напомним, что сейчас в мире существует 58 государств, в которых официально существует смертная казнь, как мера наказания. В то время как в 140 государствах она либо отменена вовсе, либо действует мораторий на смертную казнь. По международным данным, за последние 2-3 года, реально смертную казнь применяли лишь 20 государств. Одними из лидеров здесь являются Китай и США.

По словам депутата, он не видит смысла в содержании серийных убийц в тюрьме пожизненно, так как это является не только источником горя и личных переживаний для его родственников и семьи, но и возлагает финансовое бремя на честных граждан налогоплательщиков, которые вынуждены из своего кармана оплачивать существование этого преступника. Причем, во многих странах Европы уровень жизни такого заключенного куда выше среднего уровня жизни по стране.

Худякова поддержал и другой представитель фракции ЛДПР в Госдуме бывший кандидат в мэры столицы Михаил Дегтярев. Однако, он предложил отменить мораторий на смертную казнь не только для мигрантов. По его словам, нет совершенно никакой разницы в том, кто совершил преступление гражданин России или иностранец. Если, например, речь идет об особо тяжких преступлениях, то любой преступник заслуживает в определенных законом случаях смертной казни, вне зависимости от того россиянин он, или гражданин Азербайджана.

Инициативу ЛДПР поддержали и депутаты другой парламентской партии КПРФ. В частности, свое мнение высказала Тамара Плетнева, которая занимает пост заместителя председателя комитета Государственной Думы по национальным вопросам. Она отметила, что присоединение к Западным конвенциям без сомнения стоит оценивать в положительном ключе. Но далеко не все решения и законопроекты, работающие в странах Европы, выглядят столь же эффективно в российских реалиях. И мораторий на смертную казнь из их числа. Все дело в нестабильной национальной ситуации, в результате чего у нас в стране возникает много этнических конфликтов. Результат большое количество преступлений экстремистского толка. Тамара Плетнева поддержала позицию Михаила Дегтярева, заявив, что нет смысла делать разграничение между мигрантами и гражданами РФ в том случае, если это доказано законом, смертной казни одинаково заслуживает и иностранный маньяк-убийца и русский педофил.

Логично, что на другой стороне баррикад оказались как раз те, против кого потенциально и может быть направлен будущий законопроект. С острой критикой инициативы выступил Мухаммад Амин Маджумдер, возглавляющий Союз мигрантов РФ. По его словам подобные речи из уст депутатов ЛДПР и КПРФ есть не что иное, как желание заработать очки народного признания, которые эти партии растеряли в последнее время. Пиар и «получение дивидендов» со стороны Худякова и Дегтярева, есть не что иное как просто популистские речи, на деле же данный законопроект просто неприемлем в российских реалиях многонациональности.

О неприемлемости законопроекта рассказала и эксперт по судебной практике ЕСПЧ Ольга Шепелева. Она напомнила, что дело не только в том, что в стране действует мораторий на смертную казнь, принятый еще в 1999 году.

Напомним, что официально смертная казнь была отменена в стране несколько раньше в 1997 году с принятием и подписанием европейского Протокола №6. Хотя уже и за год до этого с 1996 года с момента вступления России в Совет Европы де-факто в стране действовал мораторий на смертную казнь. Тем не менее, законодательно это не мешало вынесению смертных приговоров, однако, вследствие моратория, они должны были быть заменены пожизненными приговорами.

Мораторий принимался сроком на 10 лет, по истечении которого состоялось совещание Конституционного суда РФ. 19 ноября 2009 года КС РФ вынес решение, согласно которому смертные приговоры отменялись на всей территории страны для судов любых инстанций и за любые преступления. То есть, в настоящее время речь идет не об отмене какого-то постановления или конвенции, подписанных совместно с европейскими государствами. Возможное принятие такого постановления невозможно именно в рамках отечественного законодательства, так как оно будет противоречить решению Конституционного суда.

Скорее всего это экспертное мнение законопроект не будет принят, так как это потребует внесения серьезных изменений в существующее сейчас законодательство страны, а, также, может стать прецедентом на будущее. Ведь в таком случае Президент будет вынужден подписывать закон, который противоречит решению Конституционного Суда России. Впрочем, с учетом того, что парламентское большинство сейчас находится полностью в руках партии власти, вероятность того, что законопроект пройдет дальше нижней палаты парламента, практически равна нулю. Сами представители ЛДПР заявляли о том, что законопроект будет внесен на рассмотрение до конца 2013 года. Правда, подробного проекта пока не прилагают, так что вполне возможно, что это действительно окажется лишь пиаром Худякова и Дегтярева, ведь они должны прекрасно понимать, что вероятность прохождения законопроекта практически нулевая, а значит можно смело бравировать словами, не боясь, что за них когда-то придется ответить.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация