Консультация для родителей "пожарная безопасность детей дошкольного возраста". Консультация для родителей «Формирование пожарной безопасности у дошкольников Консультация для воспитателей основы пожарной безопасности

Главная / Квартира
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Расскажите детям о пожарной безопасности. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире: Спички – это одна из причин пожаров. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить. Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Не забывайте выключить газовую плиту. Если почувствовали запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру. Ни в коем случае не зажигайте фейерверки дома.

Пожарная безопасность в лесу. Пожар – самая большая опасность в лесу. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегайте из леса. Старайтесь бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре.

Если начался пожар: поступайте так: Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону "01" или попросите об этом соседей. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону "01" и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей и прохожих. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь к выходу ползком – внизу дыма меньше. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закройте форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполните водой ванну, ведра, тазы. Можете облить водой двери и пол. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: "Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания! Опасные игры, неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности. Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!

Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!

Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:

1. Что нужно знать, если возник пожар в квартире?

2. Можно ли играть со спичками и зажигалками?

3. Чем можно тушить пожар

4. Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?

5. Знать номер пожарной службы

6. Главное правило при любой опасности (не поддаваться панике)

7. Можно ли без взрослых пользоваться свечами?

8. Можно ли трогать приборы мокрыми руками?

В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1. Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.

3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.

5. Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры

6. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнётесь

7. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна

8. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.

Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

Т.Юрмин "Кто плохой?";

В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

К.Паустовский "Барсучий нос";

Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

С.Михалков "Дядя Стёпа";

Л.Толстой "Пожарные собаки".

Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".

А. Шевченко "Как ловили уголька"

Кроме того, необходим показ имеющихся диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?

При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:

существование явления "пожар", его опасность и последствия;

источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);

правила поведения при пожаре.


Наиболее незащищённая часть населения - дети. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя ещё большее любопытство ребёнка. Попав в разные жизненные ситуации или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств, растеряться. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях,о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.Необходимо научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности необходимо определить основные цели и задачи:

Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

Воспитание грамотного участника дорожного движения;

Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Основные принципы реализации данных задач и формирование первоначальных основ безопасности:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др. виды);

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

Заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

Ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

На основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Форма организации учебно - воспитательного процесса:

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры - занятия;

Заучивание правил безопасного поведения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно - ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Обыгрывание ситуаций

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Обыгрывание ситуаций(правильного и не правильного поведения);

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого и ребёнка.

Работа с родителями - одно из направлений воспитательно- образовательной деятельности ДОУ,т.к. ничто так не воспитывает детей, как наглядный пример взрослых. Нужно помнить, что главное для детей - это личный пример их родителей. Необходимо объяснить родителям важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

Родительские собрания; круглые столы;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей.

Условия создания предметно-развивающей среды:

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входит:

Оформление уголка безопасности;

Подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Сюжетно-ролевые игры «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» , «В гостях у светофора» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Если малыш поранился», «Один дома» и т. д.

Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

Полина Лисаченко

"Безопасности формула есть :

надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

а где надо - на помощь позвать!"

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Жизнь, человека, в частности ребёнка, бесценна.

Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, не могут самостоятельно определить всю меру безопасности , поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребёнка.

Сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников - первостепенная задача детского сада .

Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представления о пожаре , об опасностях огня, о порядке действия во время пожара .

Детская пожарная безопасность - целый комплекс образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий.

Формы организации по формированию противопожарной безопасности :

1) Познавательные занятия. ("Детям спички не игрушка", "Кто с огнём не осторожен - у него пожар возможен ")

2) Беседы. ("Почему возникают пожары ?", "Пожар . Что делать?")

3) Игры. ("Пожарные на учении ", "Опасно - неопасно", "Ч. П. в доме")

4) Моделирование ситуаций. ("Если случилась беда")

5) Просмотр тематических мультфильмов. (серия "Уроки безопасности тётушки Совы ")

6) Плакаты по ППБ.

7) ИЗО. ("Огонь добрый- огонь злой")

8) Викторины. ("Что? Где? Когда?")

Ежемесячно проходят тренировочные занятия, на которых дети закрепляют порядок действия во время пожара .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Формирование основ безопасности в подготовительной группе Актуальность темы: Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования,.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста» Тема: Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста. Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Опыт работы с семьей по пропаганде правил пожарной безопасности в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №43 «Детский сад комбинированного вида». Нет недугам и несчастьям.

Разделы: Работа с дошкольниками

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Утверждена на педагогическом совете
детского сада № 1 от "_28 _" _августа _ 2008 _г.

  1. Введение
  2. Содержание проблемы основ безопасности жизнедеятельности (в частности пожарной безопасности дошкольников) в условиях детского сада
  3. Цель и задачи программы
  4. Механизм реализации программы
  5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
  6. Результаты сформированности знаний по пожарной безопасности дошкольников
  7. Эффективность внедрения опыта работы педагога через достижения воспитанников в конкурсах разного уровня
  8. Заключение

Введение

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №12 "Светлячок" пгт.Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края работает по программе "Обучение дошкольников пожарной безопасности" с 2008 года. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является основам безопасности жизнедеятельности

Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.

Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это можно сделать. Опрос детей показывает: многие из них не знают номер "01".

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

Программа разработана для детей в возрасте от 4 до 7 лет, включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста.

При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

  1. Закон "Об образовании РФ"
  2. Концепция дошкольного воспитания
  3. Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.
  4. Федеральный закон "О пожарной безопасности"

В основу программы положены следующие принципы :

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в детском саду по трём направлениям :

  1. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.
  2. Профилактическая работа с детьми
  3. Разъяснительная работа с родителями.

Профилактическая работа с детьми ведется в средних, старших и подготовительных к школе группах, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 направление. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом. (см. Приложение 2 , лист 1)

2 направление Профилактическая работа с детьми (см. Приложение 2 , лист 1)

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.

Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и усугубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара.

3 направление. Разъяснительная работа с родителями (см. Приложение 2 , лист 1)

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.

Педагоги используют самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

  • Беседы
  • Рассказ воспитателя
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала

Систему работы можно представить следующим образом:

знакомство дошкольников с профессией пожарного -> знакомство с причинами возникновения пожаров -> знакомство с правилами пожарной безопасности -> знакомство со средствами пожаротушения -> учить набирать телефонный номер пожарной службы -> формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации -> формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, исследовательских работ:

  • проект "Обучение детей пожарной безопасности"
  • История пожарной службы
  • Зачем пожарному защитный шлем
  • Опасен ли огонь?
  • Вулканы, почему они извергаются?

и другие.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Воспитывать в детях стремление к самостоятельной познавательной активности можно вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении интеллектуального развития детей.

Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  • в программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по ознакомлению с окружающим, развитию мышления. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
  • методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.
  • особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений, познавательный интерес и исследовательская активность (любопытство -> любознательность -> наблюдательность => прочные знания).

Исходя из этого важно, отобрать содержание и знания, которые бы помогали активизировать работу с дошкольниками в данном направлении:

Умение вовлекать воспитанников дидактически ценной проблемой;

Учить детей ставить проблему, намечать стратегию и тактику ее решения, делать умозаключения и выводы;

Развивать детскую практику;

Проводить мониторинг знаний по пожарной безопасности дошкольников.

Важным элементом данной программы является особое использование учебного времени. Главное, чтобы ребенок заканчивал то, что начал, доводил дело до логического завершения, не бросал начатое на полпути.

Предложенная в данной программе методика работы с дошкольниками по развитию у них знаний, умений и навыков по пожарной безопасности позволит сделать реальный шаг на этом пути.

Актуальность проблемы подтвердилась проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей.

Цель и задачи программы

Цель программы:

  • обобщать представления о пожарной безопасности,
  • формировать навыки безопасного поведения в быту,
  • учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях,
  • отрабатывание правил поведения при пожаре.

Задачи программы:

  • формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • углублять и расширять знания об охране жизни людей;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Задачи по обучению детей пожарной безопасности в разных возрастных группах и ожидаемые результаты см. Приложение 1 , лист 1

План мероприятий по пожарной безопасности с сотрудниками см. Приложение 1 , лист 2

Тематическое планирование по возрастам см. Приложение 1 , лист 3

Система программных мероприятий

Программно-методическое обеспечение.

  1. Методическая база педагогического кабинета:
  2. Газета "Дошкольное образование" № 15 - 2002г., с. 22
  3. Газета "Дошкольное образование" № 13 - 2008г., с. 2
  4. Журнал "Дошкольное воспитание" №5 - 2006г., с. 39
  5. Журнал "Дошкольное воспитание" №4 -2007г., с.114
  6. Журнал "Ребёнок в детском саду" № 6 - 2003г., с. 40
  7. К.Нефёдова Бытовые электроприборы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., издательство ГНОМ и Д, 2006 - 64с.
  8. Т.В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях - М.ТЦ Сфера 2003 - 64с.
  9. Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., Издательство ГНОМ и Д, 2006 - 96с.

Организационное обеспечение.

Возможны изменения в организации режима занятий.

Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения, реализация творческих проектов дошкольников.

Привлечение родителей воспитанников к участию в детско-родительских проектах.

Материально-техническое обеспечение.

В групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводится наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к воспитательно-образовательному процессу.

Механизм реализации программы

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Заведующая детским садом и старший воспитатель осуществляют:

  • Организацию и координацию деятельности по реализации программы, согласно плана работы.
  • Контроль за проведением плановых мероприятий.
  • Отчет о реализации программы.
  • Корректировку содержания планов.
  • Методическую помощь в подготовке детских исследовательских работ и творческих проектов воспитанников.

Оценка эффективности реализации программы

Использование творческого потенциала педагогов,

Активизация работы детей, придав ей творческий характер,

Соответствие материала тематике, эффективность использования материала в воспитательно-образовательном процессе,

Проведение конкурсов по данной тематике,

Формирование творческих связей между детскими садами района.

Результаты сформированности знаний по пожарной безопасности дошкольников

Заключение

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и повышения интереса у детей к познавательной деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний в познавательной деятельности.

Разработанная мной программа, перспективное планирование по теме на занятиях и в повседневной жизни показала свою эффективность.

Диагностика ЗУНов детей по пожарной безопасности



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация