Конспект занятия по пожарной безопасности для дошкольников: «Юные пожарные. «Мы — юные пожарные». Конспект НОД по пожарной безопасности в подготовительной группе

Главная / Квартира
  • Приложение № 2 Программы обучения в области пожарной безопасности
  • Тематический план
  • Прием экзаменов. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
  • Тема 1. Требования пожарной безопасности к помещениям проведения ки­носеансов и киноаппаратного комплекса при демонстрации кинофильмов в учеб­ных, лечебных и других учреждениях.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.
  • Тема 2. Виды и порядок проведения пожароопасных работ. Причины возник­новения пожаров, меры их предупреждения.
  • Тема 3. Требования пожарной безопасности. Основные требования ппб 01-031.
  • Тема 4. Общие сведения о противопожарной защите в организации.
  • Тема 5. Действия при пожарах.
  • Тема 6. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструиру­емых объектах.
  • Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Действия работников при пожарах.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культур­но-просветительских учреждениях
  • Тема 4. Первичные пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Протокол №_____
  • Приложение № 2-7
  • Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
  • Приложение № 4
  • Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности2
  • 1.4 План противопожарных мероприятий
  • 1.4.1 Разработка плана противопожарных мероприятий
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
  • Для выполнения требований пожарной безопасности его руководитель обязан обеспечить:
  • 1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
  • 3. Наличие приказа руководителя об утверждении состава добровольной пожарной дружины
  • 11. Наличие журнала регистрации противопожарного инструктажа.
  • 12. Наличие журнала учета первичных средствпожаротушения.
  • 15. Наличие акта обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
  • 17. Наличие сертификата на химический состав, примененный для огнезащитной обработки.
  • 31. Наличие знаков пожарной безопасности и указателей направлений путей эвакуации.
  • 33. Отсутствие глухих решеток на окнах.
  • 35. Наличие графиков проверки противопожарного состояния гаражей и электрохозяйства. Исправное состояние электрохозяйства:
  • 3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок.
  • 4. Наличие графика технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
  • 6. Состояние электрощитовых комнат.
  • 7. Состояние электрических щитов.
  • 8. Состояние электросети.
  • II Порядок организации деятельности специалистов в области пожарной безопасности
  • 2.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности
  • 2.1.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности История профессии
  • Места работы
  • Обязанности инженера по пожарной безопасности
  • Требования к инженеру по пожарной безопасности
  • Образование
  • Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности
  • I. Общие положения
  • II. Должностные обязанности
  • III. Права
  • IV. Ответственность
  • 2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • III Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности
  • 3.1 Противопожарные инструктажи. Пожарно-технический минимум
  • 3.1.1 Противопожарные инструктажи
  • 3.1.2 Пожарно-технический минимум
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • IV Нормативное и правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
  • 4.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность пожарной безопасности
  • 4.1.1 Документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности
  • 4.2 Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.2.1 Порядок ведения акта проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов
  • Образец акта проверки пожарных кранов
  • 4.2.2 Порядок ведения акта проверки гидранта на водоотдачу
  • Образец акТа
  • 4.3. Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.3.1 Разработка планов тушения пожаров
  • Образец Плана тушения пожара
  • Табель пожарного расчета
  • Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), зато
  • Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
  • Оперативно-тактическая характеристика здания n
  • Наличие и характеристика установок пожаротушения
  • Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве, и меры защиты личного состава
  • Наличие ахов, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
  • Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
  • Учет использования планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
  • 4.3.2 Разработка карточки тушения пожара
  • Образец Карточки тушения пожара
  • V Разработка и осуществление мер по пожарной безопасности
  • 5.2.2 Оценка пожарного риска
  • 5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
  • Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
  • Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
  • Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
  • 5.3 Организация проведения противопожарных тренировок
  • 6.1.2 Порядок составления и выдачи наряд-допуска
  • Форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности _______________________________________________________________________
  • Наряд-допуск
  • 6.2 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.1 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.2 Ответственность руководителя за нарушение требований пожарной безопасности
  • VII Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
  • 7.1 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений, веществам и материалам
  • Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений
  • Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
  • 7.2 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
  • 7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • 7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • Формы документов
  • VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
  • 8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
  • 8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
  • 8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации
  • IX Противопожарный и особый противопожарный режимы
  • 9.1 Противопожарный режим на территории объекта
  • 9.1.1 Нормативно-правовой акт, регламентирующий правилапротивопожарного режима в рф. Термины и определения
  • 9.1.2 Общие обязанности руководителей организации в период противопожарного режима
  • X Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • Литература
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    3.2.1 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТИПОВОЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

    ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Утверждаю»

    Директор ____________

    Л.Л. Иванов

    План-конспект

    проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности:

      Ознакомление с требованиями законодательных документов в области пожарной безопасности.

      Возникновение и развитие пожара.

      Оперативная обстановка по пожарам, основные причины и места возникновения.

      Общие требования Правил пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к электроустановкам (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и инженерного оборудования (ППБ 01-03).

      Требования к содержанию средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного водоснабжения.

      Размещение и обслуживание пожарной техники. Первичные средства пожаротушения с иллюстрациями и техническими характеристиками.

      Эвакуация при пожаре. Требования к путям эвакуации.

      Пожароопасные работы.

      Пожарно-технические комиссии. Обучение работников мерам пожарной безопасности. Ведение документации по пожарной безопасности на объекте.

      Действия при пожаре. Распределение обязанностей в случае возникновения пожара.

    Ответственный

    за проведение занятий С.А. Петров

    Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТЕМА № ____ Возможные причины пожаров и условия для их возникновения.

    ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

    В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:

      открытый огонь, (пламя, искры),

      тепловой поток,

      повышенная температура,

      токсичность продуктов горения,

      пониженная концентрация кислорода,

      задымление, снижение видимости в дыму.

    К сопутствующим факторам пожара относятся:

      осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества.

      радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок,

      опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара,

      воздействие огнетушащих веществ.

    Основными причинами возникновения пожаров являются:

      неосторожное обращение с огнем (НОСО);

      электротехнические;

      нарушение правил устройства и эксплуатации печей;

    НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек.

    Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание.

    В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении.

    Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем – не оставлять его без присмотра.

    Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети.

    Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

    Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

    Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называетсясамовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них:

    Сероуглерод (жидкость)

    Целлулоид

    Гтанитоль и детматин

    Торф кусковой

    Древесина

    Бензин автомобильный

    Древесно-волокнистая плита

    Уголь древесный

    Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли.

    Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар.

    Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствиесамовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны.

    На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар.

    Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор.

    Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров.

    Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

      от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ.

      от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей.

      от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей.

      от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

    ТЕМА № ___ Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара

    ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара.

    Общие сведения о процессах горения.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Горение – физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями.

    Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты.

    Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее.

    Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота.

    Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное).

    Эта группа источников называется о т к р ы т а я.

    С к р ы т а я группа источника тепла – это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру (200-1300) имеет пламя бензиновой зажигалки.

    Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня:

      Горючего вещества;

      Окислителя;

      Источника воспламенения.

    При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет.

    Условия и способы прекращения горения.

    Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения.

    Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения:

      Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств;

      Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды.

    Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств.

    К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде.

    К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар.

    К изолирующим средствам – различные пены, огнетушащие порошки, песок.

    Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства.

    Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества.

    Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения.

    Основное свойство пены – изоляция очага загорания.

    При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе.

    Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2 .

    Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами.

    Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду.

    Огнетушащие свойства воды.

    Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода.

    Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты ацетон, органические кислоты.

    Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход.

    Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания.

    Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место.

    Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено . В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя.

    Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы – натрий, калий.

    Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин.

    Первичные средства тушения пожаров

    К первичным средствам пожаротушения относятся:

      Ящики с песком;

      Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно;

      Огнетушители;

      Водопроводная вода

    Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла.

    Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой.

    Огнетушители

    В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.

    Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.

    Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:

    Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.

    Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.

    Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).

    Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.

    Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.

    ОУ - нельзя тушить:

      горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение)

      пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).

    Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):

    Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.

    Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.

    Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.

    Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:

    Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.

    Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.

    Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1 ;СОТ – 5м; СОТ – 5М:

    Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).

    В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.

    На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение № 11).

    Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласноСП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

    Порядок действий в случае возникновения пожара

    В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

    Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:

      Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

      Задействовать систему оповещения людей о пожаре.

      Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.

      Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.

      Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.

      Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.

      При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.

      Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.

      При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:

      эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;

      детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

      хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах;

      воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

      покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.

    Цель:

    Систематизация ранее приобретенных знаний – об огне и пожаре.

    Задачи:

    Уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня;

    Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

    В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;

    При пожаре звонить – 01;

    Программное содержание:

    Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности, расширить представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь (пожарный рукав, струя, насос, пожарная машина, инспектор пожарной службы). Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику, составлять небольшие рассказы из опыта) Продолжать воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

    Предварительная работа:

    Чтение литературных произведений о пожарах, труде пожарных:сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом», А.Н. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

    Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Мишка Тишка»,

    Рассматривание иллюстраций о пожаре, о том, что может вызвать огонь и пожар, беседы о поведении при пожаре.

    Оборудование:

    Экран, костюм пожарного, магнитофон с записью сирены, картинки с фотографией пожарного и пожарной машины;

    оборудование для опытов: свечки, порошок, земля, песок, плотная ткань, спичка;

    материал для игр – картинки, ведра, тазики.

    Ход занятия:

    Воспитатель обращается к детям:

    Я вам сейчас загадаю загадку, а вы скажете, о чем мы сегодня будем говорить:

    Он красив и ярко-красен

    Но он жгуч, горяч, опасен! (ОГОНЬ)

    — Правильно, это – огонь.

    Огонь бывает полезным и очень опасным. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?

    — Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь, верно служит человеку. И нам без огня не обойтись.

    Огонь приносит пользу людям.

    Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)

    — Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно опасным, может возникнуть пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.

    — Пожар может возникнуть по вине человека (неосторожное обращение с бенгальскими огнями, фейерверками; во время празднования нового года, не выключенные электроприборы, спички, не потушенные сигареты, газ, траву жгут, пух тополиный), или по природной стихии (молния, землетрясение) :

    Если такое произошло мы первым делом звоним пожарным по номеру 01.

    Знает каждый гражданин

    Пожарный номер 01

    ИГРА ЗВОНИМ ПОЖАРНОМУ «Правила вызова пожарных»

    Смело трубку в руки взять,

    «01» суметь набрать

    И назвать еще потом: город, улицу и дом,

    и квартиру, где живете,

    и с каким она замком, и еще сказать

    «Даю вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою»

    — Каким может быть огонь? Предполагаемые ответы: (Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий.)

    Игра пантомима : (изобразите огонь злой, добрый, пламя свечки)

    Про огонь есть пословицы:

    «Не шути с огнем, обожжешься»,

    «Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»

    «Спички – не игрушки, огонь – не забава». А сейчас я вам покажу способы тушения огня.

    Сегодня мы с вами научимся тушить огонь и правильно себя вести в ситуации, если вдруг случился пожар.

    Опыт с тушением огня: способы тушения огня

    Воспитатель ставит на поднос свечи и поочередно их зажигает, а детям предлагает затушить пламя водой, песком, землей, плотной тканью, порошком. Дети выполняют опыт под руководством воспитателя, который указывает на явные ошибки в тушении огня, делая основной акцент на том, что сила пламени напрямую связана с доступом воздуха. (закрыть все окна).

    Закрепление

    — Что нужно делать, если случился пожар? Предполагаемые ответы: самое первое позвонить и вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, закричать в окно, постучать соседям, ну и конечно же постараться потушить огонь самим. Какие способы тушения вы знаете? Чем можно потушить огонь в доме? (вода, порошок, плотной тканью, огнетушителем если он есть в доме), ну а если ничего не получается выбегаем на лестницу и зовем на помощь соседей, а если к этому времени загорелась и дверь? Кричим с балкона, зовем на помощь.

    А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать? Предполагаемые ответы: услышим звук пожарной сигнализации

    Что мы будем делать? Предполагаемые ответы: выйти через запасной выход, спуститься по лестнице, не толкаясь

    Хорошо, ну а если вы в лесу и вдруг увидели огонь, воды рядом нет, огнетушителя тоже, порошка стирального тем более чем мы можем потушить? (земля, песок, плотная ткань, топчем ногой, если у вас резиновая подошва и конечно же тоже вызываем пожарных, если ничего не получается)

    Игра:

    Сейчас я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру. Выстраиваемся в две команды. Первая команда выбирает из картинок только те предметы которые нам пригодятся при тушении пожара, которыми можно потушить пожар. А вторая команда выбирает картинки те, которыми нельзя тушить пожар.

    Молодцы ребята справились с заданием. Я думаю, что все мы теперь можем справиться с пожаром, но скажите, а кто же лучше всех и быстрее всех может справится с пожаром? (пожарные)

    — А как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый)

    А в чем одет пожарный (картинка) (пожарные одеты в защитную одежду. на голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги) (КАРТИНКА) Чем он поливает? (пожарный рукав, струя, насос)

    Рассматривание ткани, из которой сшит комбинезон пожарных.

    — Посмотрите, из какой ткани сделан костюм пожарного.

    Почему именно из такого материала шьют пожарным одежду? Предполагаемые ответы: такая ткань защищает от огня, не промокает. Не горит.

    — Я вам предлагаю одеть рукавицу, из которой сшита форма пожарных, опустить ее в горячую воду и проверить, защищает ли она от воды.

    Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета? Предполагаемые ответы: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека. Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит? Предполагаемые ответы: правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.

    Дети слушают запись .

    Что делают пожарные, когда приезжают на место пожара? Предполагаемые ответы: тушат пожар, пожарные машины заливают огонь водой из шланга

    Воспитатель:

    А бывает, что до приезда пожарных, люди сами начинают тушить пожар. Я вам предлагаю поиграть в игру «Пожарные».

    Задание: маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в другое. Кто больше перенесет воды за 1 минуту, — тот и победитель.

    Группа делится на две команды.

    Выполняют игровые действия, соблюдая правила.

    Надеюсь, наше сегодняшнее занятие вам понравилось и вы запомните все эти правила, а самое главное будете соблюдать осторожность и безопасность.

    Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

    Закрепить знания детей об одежде пожарного, вещах, которые необходимы ему для работы; учить действовать в экстремальных ситуациях;

    Закрепить знания детей о различных видах транспорта; учить отличать и называть пожарную машину по строению, цвету;

    Закреплять знания детей о цифрах и числах от 1 до 5; о цветах, а именно - красный, желтый, синий, белый, черный; учить ориентироваться в пространстве;

    Учить дошкольников отвечать на вопросы воспитателя , развивать речь, пополнять словарный запас ; учить детей образовывать прилагательные от существительных;

    Учить детей быть вежливыми, не забывать здороваться и прощаться с людьми

    Воспитывать вежливость, учить выполнять трудовые поручения.

    Предыдущая работа: рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, изучение стихотворения «Мы в пожарных поиграем...», беседа о пожарной машине, как нужно вести себя при пожаре, рассматривание иллюстраций «Пожарные работают».

    Словарь: утюг, спички, сапоги, фен, сирена, кабина, кузов, цистерна с водой, пожарный рукав, лестница, огнетушитель, каска.

    Оборудование: 5 детских домиков-палаток, игрушка Бобер, цифры от 1 до 5, игрушка пожарная машина, игрушка-руль, платки желтые и красные - 14, цистерна, картинка пожарный рукав, картинки пламени - 4, кукла, красные жилеты для детей - 6, каски - 6, пожарный костюм для взрослого, каска, материалы для игр «Опасные предметы» (Свеча, спички, утюг, фен, расческа), «Вещи, которые необходимы пожарному» (огнетушитель, сапоги, каска, сумка, книга, перчатки, пожарный шланг, игрушка), посуда, чайные ложки, сладости, скатерть, аудиозаписи - телефонный звонок, сирена пожарной машины.

    Ход занятия в детском саду по пожарной безопасности

    Орг.момент. Приветствие

    Воспитатель: Малыши, посмотрите, пожалуйста, на меня. В какой я одежде? Как этот костюм называется? (Пожарного).

    Так, молодцы! А какой он цветом? (Красный).

    А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).

    Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).

    Одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).

    А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, к нам пришел еще один гость.

    Дети, кто это? (Бобер). Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с бобром).

    Малыши, он мне рассказал, что тоже хочет стать пожарным, но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине.

    Поможем нашему Бобру (Да).

    Давайте сначала с вами расскажем Бобру о пожаре, от чего он может произойти.

    Дидактическая игра «Опасные предметы»

    Воспитатель. Дети, перед вами лежат вещи, которые могут привести к пожару, а есть такие от которых не может случиться пожара. Составьте на желтый стол - вещи, от которых может случиться пожар. И объясните почему (Дети раскладывают и объясняют).

    Молодцы, ребята. Давайте с вами теперь немного отдохнем. Давайте возьмем вот такие платки! Какого они цвета? (Желтого и красного). Так, а теперь давайте поиграем.

    Физкультминутка

    Мы в пожарных поиграем,

    Быстро шланги размотаем,

    Вот так, вот так,

    Быстро шланги размотаем.

    Вот огонь у нас горит

    Будем мы его гасить,

    Вот так, вот так,

    Будем мы его гасить.

    А теперь мы приседаем,

    Под диваны заглядываем,

    Вот так, вот так,

    Под диваны заглядываем.

    Вот огонь мы погасили,

    И на стулья быстро сели.

    Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь давайте расскажем нашем Бобру о пожарной машине. Посмотрите вот она (стоит на столе, рассматриваем).

    Какого она цвета? (Красного). А вы знаете, почему машина окрашена в красный цвет? (Потому что это цвет тревоги, ее хорошо видно).

    Еще мигалка. Покажите где она. Какого она цвета? (Синего).

    А как называется эта часть машины и для кого, чего она? (Кабина - для водителя и пожарных, кузов - для пожарного оборудования: цистерн с водой, пожарных рукавов, огнетушителей, пожарной лестницы).

    Девочки и мальчики, давайте еще раз с вами расскажем и покажем Бобру, какие вещи необходимы пожарному.

    Дидактическая игра «Вещи, которые необходимы пожарному»

    Воспитатель: Вот посмотрите на все эти вещи и скажите мне, какую одну вещь можно положить в сумку пожарного и почему?

    Дети составляют вещи и говорят, почему именно эти вещи нужны пожарному на работе.

    Молодцы, все сложили, что нужно нашим спасателям, чтобы выполнять свою работу.

    Телефонный звонок.

    Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Так, сейчас выезжаем. Какой ваш адрес? Улица _________, номер___.

    Дорогой наш Бобер и дети, у Кати случилась беда. Она играла спичками, и забыла одну спичку потушить. Начался пожар. Поможем Кате? (Да).

    Тогда смотрите где наша пожарная машина, где наша одежда, пожарное оборудование. Быстренько одеваем жилеты, каски и едем к Кате на улицу ______. (В машине определяем водителя).

    Отправляемся скорее. А скажите, какой номер нужно набирать, когда случился пожар? (01, 010 или 112).

    Включается сирена.

    Молодцы быстро доехали. Выходим из машины.

    Дети, а давайте посмотрим, а на ту улицу мы с вами приехали. Посмотрите внимательно. Что нарисовано здесь? (Грибы). Значит ли это улица называется как? (Грибная).

    А нам нужна улица Вишневая, 5. Ой, посмотрите, что здесь нарисовано (Вишни). Значит это улица... (Вишневая).

    Где же здесь дом № 5? Дети, посмотрите это дом номер (1, 2, 3, 4, 5).

    Вот нужный нам дом. Берите цистерну с водой, вытаскиваем пожарный шланг и будем тушить огонь (Дети тушат огонь, спасают из дома Катю).

    Молодцы, спасатели. Вовремя мы с вами успели потушить огонь. А то еще бы немного и наша Катя осталась без дома. Вы настоящие пожарные.

    Итог. Рефлексия

    Воспитатель: Дети, а что мы сегодня с вами делали? (Были пожарными, тушили огонь, помогали Кате).

    Можно играть спичками? Свечой? Почему? (Нельзя, потому что будет пожар).

    К кому нужно обращаться, когда случился пожар? (Пожарным).

    По какому номеру нужно вызывать пожарных? (01, 010, 112).

    Что нужно сказать, когда вызывают пожарных? (Что случилось и адрес - улицу и номер дома).

    Без чего пожарные не смогут погасить огонь? (Без цистерны с водой, огнетушителей, бака с пеной).

    Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

    Воспитатель: Мои помощники рассказали, во что одеваются пожарные, нужные им вещи, какая у них машина. Также мы знаем, что вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес - улицу и номер дома, где возник пожар.

    Дети, Бобер вам благодарен за то, что вы ему рассказали и показали, он прощается с вами. Ему нужно возвращаться домой и теперь он обязательно будет знать, что нужно делать, если произойдет пожар и может наш Бобер тоже когда-нибудь станет пожарным (Дети прощаются с Бобром).

    Ой, дети, смотрите, Катя нам и нашим гостям приготовила угощение за то, что мы вовремя потушили пожар и спасли ееи ее дом.

    Говорим гостям всем-приятного аппетита! А теперь за нашим водителем отправляемся на следующий вызов.

    До свидания! (Дети прощаются и выходят).

    Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч!

    Конспект занятия «Пожарная безопасность»

    старшая группа №6 «Жемчужинка»

    МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016

    Воспитатель

    Булыгина Валентина Николаевна

    Занятие в системе дошкольного образования.

    Пояснительная записка

    Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью, кроме того обилие электротехники в домах является нередкой причиной пожаров. Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.

    Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

    1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
    2. Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;
    3. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
    4. Познакомить детей с пожарной машиной;
    5. Вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, чувство ответственности за свои поступки;
    6. Закрепить правила противопожарной безопасности:
    – не брать и не играть со спичками и зажигалками;
    – не влезать предметами в розетку;
    – не подходить к газовой плите;
    – не включать детям утюг и другие электроприборы;
    – при пожаре звонить – 01 или 112

    Ввести новое правило «Нельзя детям включать электроприборы».
    Словарь: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.

    Формы и методы реализации:

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    – поиск выхода из проблемной ситуации

    Коммуникативная деятельность:

    – беседа

    – ситуативный разговор

    Музыкально – художественная:

    – просмотр мультфильма

    Игровая деятельность:

    – дидактические упражнения;

    Двигательная:

    – физкультминутка

    Возрастная группа:

    Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    Ожидаемые результаты:

    – Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.

    – Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

    – Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

    Предварительная работа:

    – Рассматривание картинок и плакатов по пожарной безопасности.

    – Просмотр мультфильмов «Правила безопасного поведения детей при пожаре»,

    «Кошкин дом»

    – Чтение художественной литературы:

    рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки»,

    рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар», «Что я видел»,

    стихотворения С. Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

    – Беседы по правилам противопожарной безопасности;

    – Изготовление детско-родительской поделки по теме

    Материал к занятию:
    1. Игрушечная гладильная доска с утюгом.
    2. Железная тара с сухим горючим и бумагой.
    3. Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница.
    4. Краски, кисточки, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей.
    5. Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.

    Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь»

    Воспитатель – Ребята, вы узнаёте эту музыку? Какие мультфильмы про Машу вы смотрели? Какая наша героиня по характеру?

    Дети – Весёлая, любопытная, добрая, добродушная.

    Воспитатель – Сегодня у нас в гостях Машенька из мультфильма. Она просит отгадать загадку: Он красив и ярко-красен
    Но он жгуч, горяч, опасен!

    Дети – Огонь

    Воспитатель – Правильно, это – огонь. Ребята, какие предметы дают нам огонь?

    Дети – Спички, зажигалки, газовая плита.

    Воспитатель – Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего человеку нужен огонь?

    Дети – Чтобы готовить пищу, греться, жечь мусор и т.д.

    (стоит ширма, которая оформлена в виде леса, за ней сидит взрослый. В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах)

    Воспитатель – Мне кажется, что пахнет дымом. А вы ребята почувствовали? Посмотрите, идёт дым из леса. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать?

    Дети – Надо вызвать пожарных.

    Воспитател ь – Вот телефон, какой номер набрать?

    Дети – 01

    Воспитатель – Обязательно надо сообщить адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

    Предлагаю ребёнку набрать номер и сказать в трубку : «Приезжайте, у нас пожар, детский сад №12 «Солнышко» 12 микрорайон, дом №25»

    (включается сирена пожарной машины. Приезжает Медведь-пожарный и тушит пожар из огнетушителя, Маша ему помогает. Медведь-пожарный осматривает место и выясняет причину пожара)

    Чтобы потушить пожар пожарные включают насос, давайте сейчас поможем пожарным поработать насосом.

    Физминутка «Насос»

    А теперь насос включаем,

    Воду из реки качаем.

    Влево – раз, вправо – два.

    Потекла ручьем вода.

    Раз, два, три, четыре

    Раз, два, три, четыре.

    Хорошо мы потрудились.

    Медведь–пожарный – Утюг оставили включенным и ушли. Это вы включили утюг?

    Дети – Нет.

    Медведь–пожарный – А кто?

    Воспитатель – Это, наверное, Коза гладила бельё, ушла в лес и забыла убрать утюг. А козлята – озорники включили!

    Медведь-пожарный – А вы, дети, знаете, что детям утюг включать нельзя? Запомните, детям нельзя включать электроприборы, это опасно и может привести к возгоранию.

    Воспитатель – Посмотрите, дети, какая необычная машина у Медведя. Кто догадался, как она называется?

    Дети – Пожарная машина.

    Воспитатель – А как вы думаете, почему её так называют?
    Правильно, от слова «пожар» её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
    А какого цвета машина?

    Дети – Красная.

    Воспитатель – Почему пожарные машины красного цвета?

    Дети – Чтобы было хорошо видно.

    Воспитатель – А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?

    Дети – Быстро, чтобы спасти дом и людей.

    Воспитатель – Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других целей? Почему?

    Дети – Нет, а вдруг пожар, а машины нет.

    Воспитатель – Верно, пожарная машина – эта машина специального назначения, она красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.

    Мчится красная машина
    Всё быстрей, быстрей вперёд!
    Командир сидит в кабине
    И секундам счёт ведёт.
    – Поднажми ещё немножко,-
    Он шофёру говорит, –
    Видишь, в пламени окошко?
    Это дом жилой горит.
    Может, там остались дети,
    Люди ждут с надеждой нас…
    – Ясно всё, – шофёр ответил,
    Дав машине полный газ.

    К. Оленев.

    Воспитатель – Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?

    Дети – Чтобы было слышно и её пропускали другие машины.

    Воспитатель – Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу. Мишка, а что у тебя ещё находится в пожарной машине?

    Медведь- пожарный показывает предметы и предлагает детям повторить:

    – Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют «Рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар высоко, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.

    Маша и Медведь прощаются с детьми
    – Нам, ребята, пора уезжать, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к детскому садику и к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. До свидания.
    Воспитатель – А теперь предлагаю поиграть в пожарных. На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь, «потушите» его синей краской.

    В конце занятия закрепить с детьми по схемам правила пожарной безопасности:

    1. не брать и не играть со спичками и зажигалками;
    2. не влезать предметами в розетку;
    3. не подходить к газовой плите;
    4. не включать детям утюг и другие электроприборы;
    5. при пожаре звонить – 01.

    Воспитатель – Вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности, предлагаю вам найти Козу и познакомить её с этими правилами.

    Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о тех веществах, которые могут легко загораться. Сначала побеседуем о легковоспламеняющихся жидкостях.

    Как вы думаете, вода — легковоспламеняющаяся жидкость? Верно! Вода не горит! Напротив, водой гасят пламя. Вы помните мультфильм про синицу, которая хотела море поджечь? Что у нее из этого получилось?

    Но есть и другие жидкости, которые очень легко загораются. Вы знаете, какие это жидкости? Верно! Бензин, керосин, нефть. Их следует держать подальше от огня, ведь они могут вспыхнуть от малейшей искорки. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно. Эти жидкости легче воды, они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Обычно их тушат песком или специальной смесью.

    Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить на кухне. Почему? Правильно! На кухне горит газ, здесь часто зажигают спички, чтобы включить газовую плиту. Крошечный кусочек горящей спичечной головки может попасть в легковоспламеняющуюся жидкость, и та вспыхнет и вызовет пожар.

    Нельзя хранить горючие жидкости и на балконе. Как вы думаете почему? Верно! На балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусок неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта или клочок горящей бумаги. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар и даже взрыв.

    Так где же лучше всего хранить нужные в хозяйстве, но легковоспламеняющиеся вещества? Верно!

    В специальных бутылках или банках в металлическом шкафчике и подальше от огня.

    Какие еще вещества легко загораются? Правильно! Сухая опавшая листва, высохшие трава, сено, промасленные тряпки, вата.

    Вопросы и задания

    1. Какие вы знаете горючие жидкости?

    2. Вода — это легковоспламеняющаяся жидкость?

    3. Что тушат водой?

    4. Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

    5. Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне?

    6. Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

    7. Где нужно хранить легковоспламеняющиеся вещества?

    8. Какие вы знаете твердые вещества, которые легко загораются?

    9. На предлагаемых рисунках найдите опасный предмет при возникновении возгорания.

    Утюг, мяч, чашка, часы.

    Стул, книга, пылесос , кастрюля.

    10. Почему рядом с легковоспламеняющимися веществами нельзя чиркать спичками, зажигалкой?

    11. Игра «Четвертый лишний». Выделите лишнее слово и объясните свой выбор.

    Вода, чай, кофе, бензин.

    Бензин, керосин, нефть, вода.

    Лак, вода, краска, спирт.

    Песок , вата, сено, промасленная тряпка.

    Лед, нефть, краска, лак.

    12. Какой жидкостью можно погасить огонь?

    Водой, бензином, спиртом, ацетоном.

    13. С помощью чего можно потушить огонь?

    Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта.

    14. Попробуйте отгадать загадки.

    Если дом горит, тогда

    Пригодится нам... (вода).

    Он горючий, он летучий,

    Для машин необходим,

    Но опасным он бывает

    И пожары вызывает, Называется... (бензин).

    Невелик коробок,

    А пожар приволок. (Коробок спичек.)

    15. Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация