Казаки и россия — все, что нужно знать. Кто такие казаки

Главная / Квартира

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки , что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru .

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и , но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как , черкеску, . Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья , очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV-XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая , черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Уральское.
  10. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из . Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли , хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили , особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал .

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] Гуц Александр Константинович

Какие бывают казаки?

Какие бывают казаки?

«Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись в догадках. Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это название происходило, вероятно, от города Черкасы. Город сей находился за Днепром, ниже Канева, ибо заселения казаков, когда Польша стала принимать и покровительствовать им, были первоначально по правую сторону Днепра. Недалеко от Черкасов, древнейшего главного становища казацкого, основан был потом казаками Чигирин, бывший главным их городом. Имя Черкасы… сие название города казацкого заставило думать многих, будто казаки были переселенцы с Кавказа, и именно черкесы горские… Начало казацкого днепровского города Черкас можно отнести к последним 20 годам XV века, и Богдан, воевода Черкасский, мог быть такой же вождь казаков, каким был потом Дашкович. Рассмотрите поход его к Очакову: это настоящий казацкий набег, повторенный Дашковичем в 1516 году! - На Дону, впоследствии, также построен был выходцами с Днепра, казаками, присоединившимися к донским, город Чекрасск, или Черкаской. Это имя казалось для них драгоценно, как имя Москвы русскому, которого называли московитом и москалем» (Полевой, Т. З. С. 665).

«Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова (Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков), и далее около Волги (отсюда название волжских казаков)» (Полевой, Т. З. С. 684).

Это еще не все казаки. Поищем и других.

Год 1496-й. «Тоя же весны майя прииде весть к великому князю Ивану Васильевичу от казанского хана Махамета-Аминя, что идет на него шибанский хан Мамук со многою силою, а измену чинят казанския казаки Калимет, Урак, Садырь, Агиш» (Татищев, Т. 6, с. 86).

«В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле бездомного, странствующего удальца-воина» (Полевой, Т. З. С. 663). Эти удальцы были объединены в Орды!

«Неизвестно…, когда именно Дашков ушел из Руси. В 1515 году он начальствовал уже самовластно казаками заднепровскими, и грабил Русь вместе с крымцами» (Полевой, Т. З. С. 666). Другими словами, заднепровские казаки , возглавляемые беглецом из Руси воеводой Евстафием Дашковичем, участвовали в военных походах против московского русского государства.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Какие бывают империи? Империи вообще довольно загадочные явления… их то ругают, то восхваляют, но изучают совершенно недостаточно.В Риме колонии были частями единого государства и постепенно сливались с центром империи, с метрополией. Римским гражданином, даже

автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина автора Зенькович Николай Александрович

АКВАЛАНГИСТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ Летом 1957 года самый крупный советский крейсер «Орджоникидзе» прибыл с дружественным визитом в Великобританию.На борту военного корабля был Никита Сергеевич Хрущев.Крейсер стал на рейде в порту Портсмут. Вечером в день прибытия советский

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Какие бывают праздники Русское народное мировосприятие XIX–XX вв. имело представление как о «светлых, благих», так и о «страшных, вредных» праздниках. Страшными праздники называли по той причине, что в такие дни из иного мира приходили духи, в первую очередь, души усопших

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Какие бывают казаки? «Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись в догадках. Днепровские казаки

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Соборное Уложение 1649 года автора Автор неизвестен

ГЛАВА XXII а в ней 26 статей Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание 1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо

автора Пушкарёва Наталья Львовна

I «КАКИЕ НОНЧЕ БРАКИ БЫВАЮТ…» Условия замужества и порядок заключения бракаВенчальный брак в XVIII - начале XIX в. стал основной формой заключения брачных уз в России. Это не означало, конечно, что нецерковные замужества девушек, браки «убегом» и «уводом», исчезли вовсе.

Из книги Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.) автора Пушкарёва Наталья Львовна

I. «КАКИЕ НОНЧЕ БРАКИ БЫВАЮТ…» Условия замужества и порядок заключения брака 1. РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 8 (Владим. у.). Л. 22об. - 23; Там же. Д. 23 (Меленковск. у.). Л. 20; Там же. Д. 47 (Муромск. у.). Л. 4; Там же. Д. 59 (Шуйск. у.). Л. 3; Д. 1884 (Шуйск. у.). Л. 2.2. РГИА. Ф. 1290. Оп. 4. Д. 1. А 20- 20об.; обычай «скрадывания

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Разум и цивилизация [Мерцание в темноте] автора Буровский Андрей Михайлович

Какие бывают феи? У многих людей фотографии 1917–1920 годов вызывают подозрения именно потому, что на них феи изображены такими, какими их делает молва: крохотными человечками с крылышками. Такими и правда видели фей многие дети… В разные времена. Но феи совершенно не

Из книги Молоко волчицы автора Губин Андрей Тереньтьевич

БЫВАЮТ ДНИ… З д е с ь н а ч и н а е т с я в т о р о й р о м а н Г л е б а Е с а у л о в а и М а р и и Г л о т о в о й.Полтора года белые удерживали Северный Кавказ, оплот контрреволюции. К весне двадцатого года красные выбили их навсегда, хотя островки белоказачьей Вандеи проступали

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Какие бывают деньги? Долгое время денег не было вообще: товар обменивали на товар.Потом мерилом стоимости был скот. В латыни само название денег и означало: скот.Еще мерилом стоимости стали металлы. Долгое время их оценивали по весу и обменивали вес на вес. Сказочное

В обозримой ретроспективе корни у такого явления, как казачество однозначно скифо-сарматские, потом сильно наложился тюркский фактор, потом ордынский. В ордынский и послеордынский периоды Донские, Волжские и Яицкие казаки сильно обрусели за счёт массового притока новых бойцов с Руси. По этой же причине Днепровское казачество не только обрусело, но и сильно облитвинилось за счёт притока новых бойцов с земель Великого Княжества Литовского. Произошло такое вот своеобразное этническое переопыление. Казаки же Приаралья и с низовьев Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи не могли обрусеть по определению, по религиозным и географическим причинам, поэтому сохранились Кара-Калпаками (в переводе с тюркского Чёрными Клобуками). Они очень мало контактировали с Русью, но усердно служили Хорезму, среднеазиатским Чингизидам и Тимуридам, о чём есть множество письменных свидетельств. То же самое казаки прибалхашские, жившие по берегам озера и по рекам впадавшим в Балхаш. Они сильно омонголились за счёт притока новых бойцов с азиатских земель, усилив собой военную мощь Могулистана и создав Казакские ханства. Так история де-факто развела казачий этнос по разным этногосударственным и геополитическим квартирам. Чтобы разделить де-юре казачьи субэтносы, только в 1925 году советским указом необрусевшие центрально-азиатские казаки (называемые в царское время киргиз-кайсаками, т.е. киргизскими казаками) были переименованы в казахов. Как это ни странно, но корни у казаков и казахов одни, произносятся и пишутся латиницей (до недавнего прошлого и кириллицей) названия этих народов абсолютно одинаково, но этноисторическое опыление очень разное.

****
В XV веке роль казачества в приграничных с Русью районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. В 1482 году, после окончательного распада Золотой Орды, возникли Крымское, Ногайское, Казанское, Казахское, Астраханское и Сибирское ханства.

Рис. 1 Распад Золотой Орды

Эти осколки Орды находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством. Ещё до окончательного распада Орды, в ходе внутриордынских усобиц, московиты и литвины поставили под свой контроль часть ордынских земель. Безначалие и смуты в Орде особенно замечательно было использовано литовским князем Ольгердом. Где силой, где умом и хитростью, где мздой он включил в свои владения многие русские княжества, в том числе территории днепровских казаков (бывших чёрных клобуков) и поставил себе широкие цели: покончить с Москвой и Золотой Ордой. Днепровские казаки составляли вооружённые силы до четырёх тем или 40000 хорошо обученного войска и оказались весомой поддержкой политики князя Ольгерда. И именно с 1482 года начинается новый, трёхвековой период восточноевропейской истории - период борьбы за Ордынское наследство. В ту пору мало кто мог предположить, что заштатное, хотя и динамично развивавшееся, Московское княжество в конечном итоге окажется победителем в этой титанической борьбе. Но уже спустя менее века после распада Орды, при царе Иване IV Грозном, Москва объединит вокруг себя все русские княжества и покорит значительную часть Орды. В конце XVIII в. при Екатерине II под Московской властью окажется почти вся территория Золотой Орды. Разгромив Крым и Литву, победоносные вельможи царицы-немки поставили жирную и окончательную точку в многовековом споре за Ордынское наследство. Более того, в середине XX века при Иосифе Сталине на короткое время московиты создадут протекторат над всей территорией Великой Монгольской Империи, созданной в XIII в. трудом и гением Великого Чингисхана, включая и Китай. И во всей этой послеордынской истории казаки приняли самое живое и активное участие. А великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без активнейшего участия казачества. Но всё это будет потом.

А в 1552 году царь Иван IV Грозный предпринимает поход на самое мощное из этих ханств - наследников Орды - Казанское. В том походе в составе русского войска участвовало до десяти тысяч донских и волжских казаков. Сообщая об этом походе, летопись отмечает, что Государь приказал идти из Нижнего Новгорода на Казань князю Петру Серебряному, «... а с ним дети боярские и стрельцы и казаки...». Из Мещеры на Волгу для перекрытия перевозов были посланы две с половиной тысячи казаков под командой Севрюги и Елки. При штурме Казани отличился со своими казаками донской атаман Миша Черкашенин. А казачье предание повествует, что во время осады Казани, молодой волжский казак Ермак Тимофеев, переодевшись татарином, проник в Казань, осмотрел крепость, и, возвратившись, указал места, наиболее выгодные для взрыва крепостных стен.

После падения Казани и присоединения к России Казанского ханства военно-политическая обстановка резко изменилась в пользу Московии. Уже в 1553 году в Москву прибыли кабардинские князья бить челом царю, чтобы он принял их в подданство и защитил против крымского хана и ногайских орд. С этим посольством прибыли в Москву и послы от гребенских казаков, живших по реке Сунже и соседствовавших с кабардинцами. В том же году Сибирский царь Едигей прислал двух чиновников в Москву с подарками и обязался платить дань московскому царю. Далее Иван Грозный поставил задачу воеводам на взятие Астрахани и покорение Астраханского ханства. Московское государство должно было укрепиться на всем протяжении Волги. Следующий 1554 год для Москвы был насыщен событиями. С помощью казаков и московских войск на трон Астраханского ханства был посажен Дервиш-Али с обязанностью платить дань Московскому государству. После Астрахани на службу московского царя перешёл с днепровскими казаками гетман Вишневецкий. Князь Вишневецкий происходил из рода Гедиминовичей и был сторонником русско-литовского сближения. За это он был репрессирован королём Сигизмундом I и бежал в Турцию. Вернувшись из Турции, с разрешения короля, он стал старостой старинных казачьих городов Канева и Черкасс. Затем прислал послов в Москву и царь принял его с «казатством» на службу, выдал охранную грамоту и послал жалованье.

Несмотря на измену русского ставленника Дервиша-Али, Астрахань вскоре была покорена, однако судоходство по Волге оказалось в полной власти казаков. Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько прочно “сидели” в Жигулевских горах, что практически ни один караван не проходил мимо без выкупа или не был разграблен. Сама природа, сотворив Жигулёвскую петлю на Волге, позаботилась о чрезвычайном удобстве этого места для подобного промысла. Именно в связи с этим российские летописи впервые особо отмечают именно волжских казаков - в 1560 году записано: «... Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь послал на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати...». 1560-й год волжские казаки считают годом старшинства (образования) Волжского казачьего Войска. Иван IV Грозный не мог поставить под угрозу всю восточную торговлю и, выведенный из терпения нападением казаков на своего посла, 1 октября 1577 года направляет стольника Ивана Мурашкина на Волгу с приказом «...воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать». Во многих работах по истории казачества имеется упоминание о том, что из-за правительственных репрессий многие волжские вольные казаки ушли - одни на Терек и Дон, другие на Яик (Урал), третьи, во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, в Чусовские городки на службу к купцам Строгановым, а оттуда в Сибирь. Основательно погромив крупнейшее Волжское казачье войско, Иван IV Грозный провёл первое в российской истории (но не последнее) масштабное расказачивание.

ВОЛЖСКИЙ АТАМАН ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ

Самым легендарным героем из казачьих атаманов XVI века, бесспорно, является Ермолай Тимофеевич Токмак (по казачьему прозвищу Ермак), покоривший Сибирское ханство и положивший начало Сибирскому казачьему Войску. Ещё до верстания в казаки, в ранней молодости этот поморский житель Ермолай сын Тимофеев за свою недюжинную силу и бойцовские качества получил своё первое и нехилое прозвище Токмак (токмак, токмач - массивная деревянная колотушка для трамбовки земли). Да и в казаках Ермак, судя по всему, также с молодых лет. Никто не знал Ермака лучше, чем его соратники - ветераны «сибирского взятия». На склоне лет те, кого пощадила смерть, жили в Сибири. Согласно есиповской летописи, составленной по воспоминаниям ещё живых соратников и противников Ермака, до сибирского похода казаки Ильин и Иванов уже знали его и служили с Ермаком в станицах не менее двадцати лет. Однако этот период жизни атамана документально не известен.

Согласно польским источникам, в июне 1581 года Ермак во главе волжской казачьей флотилии воевал в Литве против польско-литовских войск короля Стефана Батория. В это время его друг и сподвижник Иван Кольцо воевал в Заволжских степях с Ногайской Ордой. В январе 1582 г. Россия заключила Ям-Запольский мир с Польшей и Ермак получил возможность вернуться в родные края. Отряд Ермака прибывает на Волгу и в Жигулях соединяется с отрядом Ивана Кольцо и другими "воровскими Атаманами". До сего дня там есть село Ермаково. Здесь (по другим данным на Яике) их находит гонец от богатых пермских солепромышленников Строгановых с предложением идти к ним на службу. Для охраны своих владений Строгановым разрешалось строить крепости и содержать в них вооружённые отряды. Кроме того в пределах пермской земли постоянно находился отряд московских войск в крепости Чердынь. Обращение Строгановых привело к тому, что среди казаков произошел раскол. Атаман Богдан Барбоша, бывший до этoro главным помощником Ивана Кольцо, решительно отказался поступить в наём к пермским купцам. Барбоша увел с собой несколько казачьих сотен на Яик. После того как Барбоша и его сторонники покинули круг, большинство на круге перешло к Ермаку и его станицам. Зная, что за разгром царева каравана Ермак уже приговорен к четвертованию, а Кольцо к повешению, казаки принимают приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар. Была и другая причина. В ту пору на Волге уже несколько лет полыхало грандиозное восстание поволжских народов. После окончания Ливонской войны с апреля 1582 г. на Волгу стали прибывать царские судовые рати для подавления восстания. Вольные казаки оказались как бы между молотом и наковальней. Они не желали участвовать в действиях против восставших, но и не приняли их сторону. Они решили покинуть Волгу. Летом 1582 года отряд Ермака и атаманов Ивана Кольцо, Матвея Мещеряка, Богдана Брязги, Ивана Александрова по прозвищу Черкас, Никиты Пана, Саввы Болдыря, Гаврилы Ильина в количестве 540 человек по Волге и Каме поднимается на стругах до Чусовских городков. Строгановы дали Ермаку кое-какое вооружение, однако оно было незначительным, поскольку вся дружина Ермака имела прекрасное вооружение.

Воспользовавшись удобным моментом, когда сибирский царевич Алей с лучшими войсками ушёл в набег на пермскую крепость Чердынь, а Сибирский хан Кучум был занят войной с ногаями, Ермак сам предпринимает дерзкое вторжение в его земли. Это был чрезвычайно дерзкий и смелый, но опасный план. Любой просчёт или случайность лишали казаков всякого шанса на возврат и спасение. Доведись им потерпеть поражение современники и потомки легко списали бы его на безумство храбрых. Но ермаковцы победили, а победителей не судят, ими восхищаются. Восхитимся и мы. Строгановские торговые суда уже давно бороздили уральские и сибирские реки, и их люди прекрасно знали режим этих водных путей. В дни осеннего паводка вода в горных реках и ручьях после сильных дождей поднималась и горные перевалы становились доступными для переволоки. В сентябре Ермак мог перевалить за Урал, но если бы он там замешкался до окончания паводков, его казаки не смогли бы перетащить свои суда через перевалы обратно. Ермак понимал, что только стремительное и внезапное нападение может привести его к победе, и потому спешил изо всех сил. Люди Ермака не раз преодолевали многоверстовую переволоку между Волгой и Доном. Но преодоление уральских горных перевалов было сопряжено с несравненно большими трудностями. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, вследствие чего они не могли волочить суда по земле, используя катки. По словам участников похода из есиповской летописи, они тащили суда в гору "на себе", иначе говоря, на руках. По Тагильским перевалам Ермак вышел из Европы и спустился с “Камня” (Уральских гор) в Азию. За 56 дней казаки преодолели более 1500 км, в т. ч. около 300 км против течения по Чусовой и Серебрянке и 1200 км по течению сибирских рек и достигли Иртыша. Это оказалось возможным благодаря железной дисциплине и твердой воинской организации. Ермак категорически запретил в пути всякие мелкие стычки с туземцами, только вперёд. Поимо атаманов казаками командовали десятники, пятидесятники, сотники и есаулы. С отрядом было три православных священника и один поп-расстрига. Ермак в походе жестко требовал соблюдения всех православных постов и праздников.

И вот уже тридцать казацких стругов плывут по Иртышу. На переднем ветер полощет казачье знамя: синее с широкой кумачовой каймою. Кумач расшит узорами, по углам знамени - причудливые розетки. В центре на синем поле - две белые фигуры, стоящие друг против друга на задних лапах, лев и ингор-конь с рогом на лбу, олицетворение “благоразумия, чистоты и строгости”. С этим знаменем воевал Ермак против Стефана Батория на Западе, с ним пришел и в Сибирь. В это же самое время лучшая сибирская рать во главе с царевичем Алеем безуспешно штурмовала русскую крепость Чердынь в Пермском крае. Появление на Иртыше казачьей флотилии Ермака было для Кучума полной неожиданностью. Он поспешил собрать на защиту своей столицы татар из ближних улусов, а также мансийских и хантских князьков с отрядами. Татары наскоро устроили укрепления (засеку) на Иртыше у Чувашева мыса и расставили множество пеших и конных воинов вдоль всего берега. 26 октября на Чувашовом мысу, на берегу Иртыша, разгорелся грандиозный бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум. В этом бою казаки с успехом использовали старый и любимый приём «ладейной рати». Часть казаков с устроенными из хвороста чучелами, одетыми в казачье платье, плыла на стругах хорошо видимых с берега и непрерывно вела перестрелку с берегом, а основной отряд незаметно высадился на берег и в пешем строю стремительно атаковал с тыла конное и пешее воинство Кучума и опрокинул его. Хантские князьки, напуганные залпами, первыми покинули поле боя. Их примеру последовали мансийские воины, укрывшиеся после отступления в непроходимых Яскалбинских болотах. В этом бою войска Кучума были наголову разбиты, Маметкул ранен и чудом избежал плена, сам Кучум бежал, а его столицу Кашлык занял Ермак.

Рис. 2 Покорение Сибирского ханства

Вскоре казаки заняли городки Епанчин, Чинги-Туру и Искер, приведя в покорность местных князьков и царьков. Местные ханты-мансийские племена, тяготившиеся властью Кучума, проявили миролюбие по отношению к русским. Уже через четыре дня после битвы первый князек Бояр с единоплеменниками явился в Кашлык и привез с собой много припасов. Татары, бежавшие из окрестностей Кашлыка, стали вместе с семьями возвращаться в свои юрты. Лихой набег удался. В руки казаков попала богатая добыча. Однако торжествовать победу было преждевременно. На исходе осени казаки уже не могли выступить в обратный путь. Началась суровая сибирская зима. Лед сковал реки, служившие единственными путями сообщения. Казакам пришлось вытащить струги на берег. Началось их первое трудное зимовье.

Кучум тщательно готовился к тому, чтобы нанести казакам смертельный удар и освободить свою столицу. Однако ему волей-неволей пришлось дать казакам более чем месячную передышку: надо было дождаться возвращения отрядов Алея из-за Уральского хребта. Вопрос шел о существовании Сибирского ханства. Поэтому во все концы обширного "царства" поскакали гонцы с приказом о сборе воинских сил. Под ханские знамена были призваны все, кто способен был носить оружие. Кучум вновь поручил командование своему племяннику Маметкулу, не раз имевшему дело с русскими. Маметкул отправился освобождать Кашлык, имея в своем распоряжении более 10 тысяч воинов. Казаки могли обороняться от татар, засев в Кашлыке. Но они предпочли обороне наступление. Ермак 5 декабря атаковал наступавшее татарское войско в 15 верстах к югу от Кашлыка в районе озера Абалак. Сражение было трудным и кровопролитным. Много татар полегло на поле боя, но и казаки понесли тяжелые потери. С наступлением ночной темноты бой прекратился сам собой. Несметное татарское войско отступило. В отличие от первого сражения у Чувашева мыса на этот раз не было панического бегства противника в разгар боя. Не было речи и о пленении их главнокомандующего. Тем не менее, Ермак одержал самую славную из своих побед над объединенными силами всего Кучумова царства. Воды сибирских рек были покрыты льдом и непроходимыми снегами. Казачьи струги давно были вытащены на берег. Все пути к отступлению были отрезаны. Казаки яростно дрались с врагом, сознавая, что их ждет либо победа, либо смерть. На каждого из казаков приходилось более двадцати неприятелей. Эта битва показала героизм и моральное превосходство казаков, она означала полное и окончательное завоевание Сибирского ханства.

Для извещения царя о покорении сибирского царства весной 1583 года Ермак посылает к Ивану IV Грозному отряд казаков в 25 человек во главе с Иваном Кольцо. Это был не случайный выбор. По мнению казачьего историка А.А. Гордеева, Иван Кольцо - это бежавший на Волгу племянник опального митрополита Филиппа и бывший царский окольничий Иван Колычев, отпрыск многочисленного, но опального боярского рода Колычевых. С посольством были отправлены подарки, ясак, знатные пленники и челобитная, в которой Ермак просил прощения за свои прежние вины и просил прислать в Сибирь на помощь воеводу с отрядом войск. Москва в ту пору тяжело переживала неудачи Ливонской войны. Военные поражения следовали одно за другим. Успех горстки казаков, разгромивших Сибирское царство, блеснул как молния во тьме, поразив воображение современников. Посольство Ермака во главе с Иваном Кольцо было принято в Москве очень торжественно. По сведениям современников, в Москве не было такой радости со времени покорения Казани. «Ермаку с его товарищи и всем казакам царём были прощены все их прежние вины, царь одарил Ивана Кольцо и прибывших с ним казаков подарками. Ермаку была пожалована шуба с царского плеча, боевые доспехи и грамота на его имя, в которой царь жаловал атамана Ермака писать Сибирским князем…». Иван Грозный приказал направить в подмогу казакам отряд стрельцов количеством 300 человек во главе с князем Семеном Болховским. Одновременно с отрядом Кольцо, Ермак отправил на Дон и Волгу атамана Александра Черкаса с казаками для набора добровольцев. После посещения станиц Черкас также оказался в Москве, где долго и упорно хлопотал и добивался отправки подмоги в Сибирь. Но Черкас вернулся в Сибирь с новым большим отрядом, когда уже ни Ермака, ни Кольцо, вернувшегося в Сибирь раньше, не было в живых. Дело в том, что весной 1584 г. в Москве произошли большие перемены - Иван IV умер в своём кремлёвском дворце, в Москве произошли волнения. В общей сумятице о сибирской экспедиции на время забыли. Прошло почти два года, прежде чем вольные казаки получили помощь из Москвы. Что же позволило им удержаться в Сибири при небольших силах и ресурсах в течение столь длительного времени?

Ермак выстоял потому, что за плечами у казаков и атаманов были опыт длительных войн как с самой передовой европейской армией той поры Стефана Батория, так и с кочевниками в "диком поле". Их станы и зимовья со всех сторон на протяжении многих лет всегда окружали шляхта или ордынцы. Казаки научились одолевать их, невзирая на численный перевес неприятеля. Важной причиной успеха экспедиции Ермака явилась внутренняя непрочность Сибирского ханства. С тех пор, как Кучум убил хана Едигея и завладел его троном, прошло много лет, заполненных беспрерывными кровавыми войнами. Где силой, где хитростью и коварством Кучум смирил непокорных татарских мурз (князей) и обложил данью ханты-мансийские племена. Вначале Кучум, также как Едигей, платил дань Москве, но войдя в силу и получив известия о неудачах московских войск на западном фронте, занял враждебную позицию и стал нападать на пермские земли, принадлежавшие Строгановым. Окружив себя гвардией из ногайцев и киргизов, он упрочил свою власть. Но первые же военные неудачи немедленно привели к возобновлению междоусобной борьбы среди татарской знати. Сын убитого Едигея Сеид-хан, скрывавшийся в Бухаре, вернулся в Сибирь и стал угрожать Кучуму местью. С его помощью Ермак восстановил прежнее торговое сообщение Сибири с Юрджентом, столицей Белой Орды, расположенной на берегу Аральского моря. Ближний мурза Кучума Сеинбахта Тагин выдал Ермаку местопребывание Маметкула, самого выдающегося из татарских военачальников. Пленение Маметкула лишило Кучума надежного меча. Знать, боявшаяся Маметкула, стала покидать ханский двор. Карачи - главный сановник Кучума, принадлежавший к могущественному татарскому роду, перестал повиноваться хану и откочевал со своими воинами в верховья Иртыша. Сибирское царство разваливалось на глазах. Власть Кучума перестали признавать многие местные мансийские и хантские князьки и старейшины. Некоторые из них стали оказывать помощь Ермаку продовольствием. В числе союзников атамана были Алачей, князек крупнейшего хантского княжества в Приобье, хантский князек Бояр, мансийские князьки Ишбердей и Суклем из Яскалбинских мест. Их помощь имела для казаков неоценимое значение.

Рис. 3,4 Ермак Тимофеевич и присяга ему сибирских царьков

После долгих проволочек в Сибирь с большим запозданием прибыл воевода С. Болховский с отрядом в 300 стрельцов. Ермак, тяготившийся новыми знатными пленниками во главе с Маметкулом, поспешил их немедленно, несмотря на наступающую зиму, отправить в Москву со стрелецким головой Киреевым. Пополнение мало обрадовало казаков. Стрельцы были плохо обучены, в пути расстратили свои припасы, а впереди их ждали тяжкие испытания. Зима 1584-1585 гг. в Сибири была очень суровой и для русских была особенно тяжела, кончились припасы, начался голод. К весне от голода и холода умерли все стрельцы вместе с князем Болховским и значительная часть казаков. Весной 1585 года сановник Кучума - мурза Карача обманным путем завлек на пир отряд казаков во главе с Иваном Кольцо, а ночью, напав на них, сонных перерезал всех до единого. Многочисленные отряды Карачи держали Кашлык в кольце, рассчитывая уморить казаков голодом. Ермак терпеливо выждал момент для нанесения удара. Под покровом ночи, посланные им казаки во главе с Матвеем Мещеряком, скрытно пробрались к ставке Карачи и разгромили ее. В бою были убиты два сына Карачи, сам он едва избежал гибели, а его армия в тот же день бежала прочь от Кашлыка. Ермак одержал еще одну блистательную победу над многочисленными врагами. Вскоре к Ермаку прибыли гонцы от бухарских купцов с просьбой защитить их от произвола Кучума. Ермак с остатком войска - около ста человек - двинулся в поход. Конец первой сибирской экспедиции окутан плотной пеленой легенд. На берегу Иртыша близ устья реки Вагай, где заночевал отряд Ермака, на них во время страшной бури и грозы напал Кучум. Ермак оценил обстановку и приказал садиться в струги. Меж тем татары уже ворвались в лагерь. Ермак отходил последним, прикрывая казаков. Тучу стрел выпустили татарские лучники. Стрелы пронзили широкую грудь Ермака Тимофеевича. Стремительные ледяные воды Иртыша поглотили его навсегда...

Три года длилась эта сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери - ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года дружина Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла. Прибыв в Кашлык, Матвей Мещеряк собрал Круг, на котором казаки решили идти на Волгу за подмогой. Ермак привел в Сибирь 540 бойцов, а уцелело только 90 казаков. С атаманом Матвеем Мещеряком они вернулись на Русь. Уже в 1586 году другой отряд казаков с Волги приходит в Сибирь и основывает там первый русский город - Тюмень, что послужило основой будущего Сибирского казачьего Войска и началом невероятно жертвенной и героической Сибирской казачьей эпопеи. А через тринадцать лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума.

История сибирской экспедиции была богата многими невероятными событиями. Судьбы людей претерпевали мгновенные и невероятные перемены, а зигзаги и выкрутасы московской политики не устают удивлять даже сегодня. История царевича Маметкула может служить ярким тому примером. После смерти Грозного знать перестала считаться с распоряжениями слабоумного царя Федора. Бояре и столичные дворяне по любому поводу затевали местнические споры. Всякий требовал себе высших постов, ссылаясь на «породу» и службу своих предков. Борис Годунов и Андрей Щелкалов в конце концов нашли средство образумить знать. По их распоряжению Разрядный приказ объявил о назначении на высшие военные посты служилых татар. По случаю ожидавшейся войны со шведами была составлена роспись полков. По этой росписи Симеон Бекбулатович занял пост первого воеводы большого полка - главнокомандующего полевой армией. Командиром полка левой руки стал … «царевич Маметкул сибирский». Дважды битый и разгромленный Ермаком, пленённый и посаженный казаками в яму, Маметкул был обласкан при царском дворе и назначен на один из высших постов в русской армии.

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Развития любого народа возникали моменты, когда определённая этническая группа отделялась и тем самым создавала отдельную культурную прослойку. В одних случаях такие культурные элементы сосуществовали мирно со своей нацией и миром в целом, в других - боролись за равное место под солнцем. Примером подобного воинственного этноса можно считать такую прослойку общества, как казаки. Представители данной культурной группы всегда отличались особым мировосприятием и очень острой религиозностью. На сегодняшний день учёные не могут разобраться, является ли эта этническая прослойка славянского народа отдельной нацией. История казачества восходит к далёкому XV столетию, когда государства Европы погрязли в междоусобных войнах и династических переворотах.

Этимология слова «казак»

Множество современных людей имеет общее представление о том, что казак - это воин или же тип воинов, которые жили в определённый исторический период и сражались за свою свободу. Однако подобная трактовка достаточно суха и далека от истины, если учитывать ещё и этимологию термина «казак». Существует несколько основных теорий происхождения этого слова, например:

Тюркская («казак» - это вольный человек);

Слово происходит от косогов;

Турецкая («каз», «казак» означает «гусь»);

Слово исходит от термина «козары»;

Монгольская теория;

Туркестанская теория - о том, что это название кочевых племён;

В татарском языке «казак» - это воин авангарда в армии.

Существуют и другие теории, каждая из которых совершенно по-разному объясняет данное слово, однако можно выделить наиболее рациональное зерно из всех определений. Самая распространённая теория гласит, что казаком являлся человек вольный, но вооружённый, готовый к нападению и бою.

Историческое происхождение

История казачества начинается в XV веке, а именно с 1489 года - момента первого упоминания термина «казак». Исторической родиной казачества является Восточная Европа, а точнее, территория так называемого Дикого поля (современная Украина). Следует отметить тот факт, что в XV веке названная территория была нейтральной и не относилась как к Русскому Царству, так и к Польше.

В основном территория «Дикого поля» подвергалась постоянным набегам Постепенное заселение на эти земли выходцев как из Польши, так и из Русского Царства повлияло на развитие нового сословия - казаков. По сути, история казачества начинается с момента, когда обычные люди, крестьяне, начинают обживать земли Дикого поля, при этом создавая собственные самоуправленческие военные формирования, дабы отбиваться от набегов татар и других народностей. Уже к началу XVI века казацкие полки превратились в мощную военную силу, которая создавала большие трудности соседним государствам.

Создание Запорожской Сечи

Согласно историческим данным, которые известны на сегодняшний день, первая попытка самоорганизации казаками была предпринята в 1552 году князем волынским Вишневецким, более известным как Байда.

Он за свои средства создал военную базу, Запорожскую Сечь, которая располагалась на На ней протекала вся жизнь казаков. Расположение являлось стратегически удобным, так как Сечь перекрывала проход татарам с Крыма, а также находилась в непосредственной близости к границе Польши. Более того, территориальная расположенность на острове создавала большие трудности для штурма Сечи. Хортицкая Сечь просуществовала недолго, потому что в 1557 году её разрушили, однако вплоть до 1775 года подобные укрепления строились по одному и тому же типу - на речных островах.

Попытки подчинить казачество

В 1569 году образовывается новое литовско-польское государство - Речь Посполитая. Естественно, этот долгожданный союз как для Польши, так и для Литвы был очень важен, а вольные казаки на границах нового государства действовали вразрез с интересами Речи Посполитой. Конечно, подобные укрепления служили отличным щитом от татарских набегов, однако они были совершенно не контролированы и не считались с авторитетом короны. Таким образом, в 1572 году король Речи Посполитой издаёт универсал, которым регламентировал найм на службу короны 300 казаков. Они были записаны в список, реестр, что обусловило их название, - реестровые казаки. Подобные подразделения всегда находились в полной боевой готовности, чтобы максимально быстро отбивать набеги татар на границы Речи Посполитой, а также подавлять периодически возникающие восстания крестьян.

Казацкие восстания за религиозно-национальную независимость

С 1583 по 1657 год некоторые казацкие предводители поднимали восстания, дабы освободиться от влияния Речи Посполитой и других государств, которые пытались подчинить земли ещё не сформировавшейся Украины.

Наиболее сильная тяга к независимости начала проявляться среди казацкого сословия после 1620 года, когда гетман Сагайдачный вместе со всем запорожским войском вступил в Киевское братство. Подобное действие ознаменовало сплочённость казацких традиций с православной верой.

С этого момента битвы казаков несли не только освободительный, но ещё и религиозный характер. Возрастающее напряжение между казацтвом и Польшей привело к знаменитой национально-освободительной войне 1648 - 1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Помимо этого, следует выделить не менее значительные восстания, а именно: восстание Наливайко, Косинского, Сулимы, Павлюка и др.

Расказачивание во времена Российской Империи

После неудачной национально-освободительной войны в XVII веке, а также начавшейся смуты военная мощь казаков была существенно подорвана. К тому же казаки потеряли поддержку со стороны Российской Империи после перехода на сторону Швеции в битве под Полтавой, в которой армию казаков возглавил

Вследствие данной череды исторических событий в XVIII веке начинается динамический процесс расказачивания, который достиг своего пика во времена императрицы Екатерины II. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. Однако казакам был предоставлен выбор: идти своей дорогой (жить обычной крестьянской жизнью) или же вступить в гусарские, чем многие и воспользовались. Тем не менее оставалась существенная часть казацкого войска (около 12 000 человек), которая не принимала предложение Российской Империи. Чтобы обеспечить былую сохранность границ, а также каким-либо образом узаконить «казацкие остатки», по инициативе Александра Суворова было создано Черноморское казачье войско в 1790 году.

Кубанские казаки

Кубанское казачество, или же русские казаки, появилось в 1860 году. Оно было сформировано из нескольких военных казацких формирований, существовавших на тот момент. После нескольких периодов расказачивания эти военные формирования стали профессиональной частью вооружённых сил Российской Империи.

Базировались казаки Кубани в районе Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края). Основой кубанского казачества стало Черноморское казачье войско и Кавказское казачье войско, которое было упразднено вследствие окончания кавказской войны. Это военное формирование было создано как пограничные силы для контроля ситуации на Кавказе.

Война на этой территории была окончена, но стабильность постоянно находилась под угрозой. Русские казаки стали отличным буфером между Кавказом и Российской Империей. Помимо того, представители этого войска были задействованы во времена Великой Отечественной войны. На сегодняшний день быт казаков Кубани, их традиции и культура сохранились благодаря сформированному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донские казаки

Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла параллельно с запорожским казачеством в середине XV века. Донские казаки располагались на территории Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности.

Донские казаки активно сотрудничали с запорожскими во многих битвах. Во время Октябрьской революции донское войско основало своё собственное государство, но централизация на его территории «Белого движения» привела к разгрому и последующим репрессиям. Отсюда следует, что донской казак - это человек, который принадлежит к особому социальному формированию, основанному на этническом факторе. Культура донских казаков сохранилась и в наше время. На территории современной Российской Федерации проживает около 140 тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

Роль казачества в мировой культуре

На сегодняшний день история, быт казаков, их военные традиции и культура активно изучаются учёными всего мира. Бесспорно, казаки являются не просто военными формированиями, а отдельным этносом, который несколько веков подряд строил свою особую культуру. Современные историки работают над воссозданием мельчайших фрагментов истории казачества, дабы увековечить память этого великого источника особенной восточноевропейской культуры.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация