Cочинение «Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон". Бунин иван - темные аллеи - ворон

Главная / Квартира

Является признанным мастером не только любовной поэзии, но и прозы. Пожалуй, самым известным считается его цикл рассказов «Темные аллеи». Сам Бунин писал, что он 38 раз (а именно столько рассказов входит в этот цикл) писал об одном и том же - о любви. Однако любовь в его произведениях драматична, даже трагична, она сродни солнечному удару , который оглушает человека и ослепляет на некоторое время, лишая человеческой сущности.

Удивительно, но цикл «Темные аллеи» создавался Буниным в эмиграции в течение 1937-1944 годов, когда в России происходили ужасные события. В самом разгаре были сталинские репрессии, потом началась Великая Отечественная война, самая жестокая из войн. А Бунин писал рассказы о любви. Но либо потому, что был уже далеко не молод, либо потому, что и в Европе, в частности, во Франции обстановка была неспокойная, весь цикл получился очень мрачным, что понятно уже по названию.

В центре внимания всех рассказов цикла - любовь мужчины и женщины, чаще всего изображенная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из любовников. Однако в каждом рассказе автор находит новые оттенки любовного чувства: любовь-игра, любовь-отчаяние, колдовство или жалость, сострадание.

Любовь у Бунина не перерастает в состояние прочного земного блаженства: читатель не найдет ни истории о счастливом замужестве, ни образа женщины-матери. Главной героиней обычно становится женщина, поэтому ее именем назван рассказ или она становится инициатором разрыва и расставания. Но есть одно исключение - рассказ «Ворон» , которому и будет посвящен анализ.

Предыстория героев, как почти во всех рассказах этого цикла, практически отсутствует. Автор сразу вводит в действие и выражает свое отношение к главному герою : «Отец мой похож был на ворона» . А далее следует подробное описание его внешности, доказывающее истинность данного утверждения, и только вскользь упоминается, что отец был давно вдов, а у героя была 8-летняя сестра. Конечно, нетрудно сопоставить эти факты, чтобы предположить, что мать, скорее всего, умерла при родах дочери.

К сожалению, это было нередко в прежние времена. Похожая ситуация описана в произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе». Там герой после смерти матери тоже не мог найти общего языка с отцом. И здесь сказано, что герой «к счастью, больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее» , а домой приезжал лишь на святки и летние каникулы. Из всего этого можно сделать вывод, что отношения с отцом не складывались и с сестрой Лилей, видимо, тоже, ведь она была похожа на отца - такая же черноглазая, тоже молчаливая, но «резкая даже в молчаливости, будто постоянно ждавшая чего-то и все как-то вызывающе вертевшая своей черной головкой» .

Однако вскоре все изменилось: вместо «длинной, плоской старухи» нянькой Лили стала «бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца» , которую он церемонно называл по имени-отчеству - «любезная Елена Николаевна» . В общем-то, развитие сюжета было предрешено: влюбленный отец - «ворон» начинает мучительно ревновать к молодому сопернику - своему сыну. А героиня, естественно, влюбляется в юношу, но в ее семье бедственное положение: отец-подчиненный получает у отца-хозяина всего 75 рублей в месяц, а детей еще пятеро - мал мала меньше.

В итоге отец героя, став свидетелем горячего поцелуя Леночки и своего сына, выгоняет его из дома, по сути, не просто лишив наследства, но и «выслав в деревню по этапу» . К счастью, герой смог, по протекции чужого человека, отца его лицейского друга, поступить в Петербурге в министерство иностранных дел, что позволило ему навсегда отказаться не только от наследства, но и материальной поддержки.

Через некоторое время герой видит отца в Мариинском театре вместе с Еленой Николаевной, теперь его женой. «Он, во фраке, сутулясь, вороном» , она «в средневековом платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком» . Все, о чем когда-то мечтал отец, сбылось. Только Леночка, уверявшая молодого человека, что ничто в мире не разлучит их, теперь в театре держалась легко и стройно и оживленно озиралась кругом.

Автор ничего не сообщает о тех чувствах, что испытывает молодой человек, видя теперь Леночку, которую «когда-то мучительно хотел видеть, целовать и прижимать к себе» , рядом со своим немолодым отцом. Ведь принято считать, что первой любовью нужно, как корью, переболеть в более раннем возрасте. Возможно, герой это как раз и сделал, но вслед за Надеждой, героиней рассказа «Темные аллеи» , потом скажет, что «все проходит, да не все забывается» . А может, судьба еще даст ему шанс встретить свою настоящую любовь.

Урок литературы в 11 классе. Цветовая символика в рассказе И.А.Бунина «Ворон».

Тип урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : анализ текста художественного произведения.

Цель урока : выявление главной мысли рассказа через анализ цветовых символов.

Задачи:1)учить, опираясь на символическое значение слова, понимать главную мысль произведения, верно интерпретировать его; 2)развивать умение самостоятельно находить в авторском тексте языковые средства в соответствии с поставленной задачей, использовать их в собственном речевом высказывании; 3)воспитывать любовь к родному слову, формировать жизненные ценности на примере важных нравственных категорий.

Оборудование : текст рассказа, карточки для самостоятельной работы, портрет писателя, иллюстрации к рассказу.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (предполагаемый результат)

Приветствую класс. Объявляю тему и цель урока.

Записывают тему в тетради.

2.Актуализация мыслительной деятельности учащихся.

Выявление первого впечатления о тексте.

Какой теме посвящён рассказ? Какую любовь изображает автор? В каких произведениях вы встречались с этой темой?

Предлагаю безотносительно к тексту подобрать определения к слову «ворон». Отмечаю определение «чёрный». Какие ассоциации вызывает этот цвет?

Отвечают на вопросы.

Рассказ посвящён теме любви. Речь идёт о первом чувстве, о несостоявшихся отношениях. Тема известна по произведениям «Евгений Онегин», «Первая любовь» и другим.

Чёрный, хищный, мрачный, мудрый и др.

Зло, агрессия, хищность и др.

3.Анализ текста.

Этап 1 . Выявление символики чёрного цвета.

Беседа. Чтение.

Прочитайте 1 абзац рассказа.

От чьего лица ведётся повествование, то есть через кого мы воспринимаем происходящее?

Почему у рассказчика возникла мысль о том, что отец похож на ворона?

Убедимся в верности нашего предположения. Прочитаем следующий фрагмент рассказа из 2-й части.

Практическая работа.

Из прочитанного фрагмента выпишите слова, характеризующие отца. Распределите их по 2-м колонкам: черты внешности/черты личности.

Какой цвет доминирует?

Как связаны между собой слова, определяющие внешность и личность отца? Видит ли главный герой в отце что-то хорошее?

Обратите внимание на выражение «медлительный в словах и поступках». Какой поступок ему предстоит совершить?

Вспомните, что такое символ, символика. В каком столбце вашей таблицы находятся слова, раскрывающие символику (ряд значений) чёрного цвета?

- Подведём предварительный итог .

Дайте краткую характеристику отца.

Этап 2 . Выявление символики белого цвета.

Чтение эпизода. Беседа.

Прочитайте фрагмент, рассказывающий о появлении в доме Елены Николаевны.

Как девушка появляется в доме?

Какое впечатление она производит на юношу?

Найдите цветовые определения. Какой цвет является определяющим в её внешности и характере?

-Сделайте предварительный вывод. Восстановите недостающее звено в ассоциативной паре:

Ворон: чёрный – хищник .

Елена Николаевна: белый - …

Кроме значения «жертва», какие ещё значения может иметь белый цвет?

Этап 3. Выявление символики красного, жёлтого, оранжевого цветов.

Прочитайте эпизод, изображающий пожар.

Обратите внимание на краски. Какие оттенки имеет огонь? Какие значения красного цвета вам известны? Что он здесь символизирует?

Найдите в финале рассказа другие детали, указывающие на красный цвет. «Чей» это цвет? Что он означает для молодого человека?

Чтение текста (выполняется в продолжение урока заранее подготовленными учениками) со слов «Отец занимал в нашем губернском городе…» до слов «…на подходящих к киоску…».

Повествование ведётся от 1 лица (от лица главного героя – юноши).

Мысль о сходстве отца с вороном возникла по цветовой ассоциации – «чёрный».

Выписывают в тетради признаки.

Черты внешности

Черты личности

Черноволосый,

Темный,

С длинным бритым лицом,

Большеносый,

В чёрном фраке,

Сутулый,

С большой вороньей головой,

Вороньи глаза.

Тяжёлый,

Угрюмый,

Молчаливый,

Холодно жестокий,

Медлительный в словах и поступках.

Преобладает чёрный цвет.

Через внешность показан характер героя. Внешние черты определяют его сущность. Примечательно, что рассказчик видит отца только с негативной стороны.

Отец неторопливо, но упорно добивается того, чтобы Елена Николаевна была с ним. Как ворон-хищник, он не торопясь дожидается добычи.

Дают определения символа и символики. Указывают, что слова, раскрывающие символику чёрного цвета, находятся во второй колонке.

Отец- тяжёлый и мрачный человек, подобно ворону, обладающий хищнической натурой.

Читают эпизод со слов «Весной того года…» до слов «в лёгкой белой блузке…».

Елена Николаевна – «дочь одного из мелких подчинённых отца». Юноша влюбляется в неё. Для него она – воплощение света. Можно отметить в её описании сравнение «точно солнце». Это «белокурая девушка» в «белой блузке». Белый цвет определяющий.

Ассоциативная пара «белый – жертва».

Не менее важны такие значения белого цвета как чистота, неискушённость.

Читают эпизод со слов «Мы побежали в столовую…» до слов «и она стала спокойнее и серьёзнее за обедом».

Отмечают эпитеты « медными » (красками), « бесовски » (игриво), определение « красным » (баком). Делают вывод о том, что оттенки огня передают сильные переживания: волнение, страсть. Пожар становится пиком разгорающегося чувства влюблённости главного героя.

Другие значения красного цвета – тревога, кровь, гибель. Значения красного цвета могут быть противоположными.

В конце рассказа встречаем следующие детали: пунцовое платье героини, ее рубиновый крестик и рубиновый аграф. Здесь они отзываются мыслью о крови, жертве (конечно же, в сознании молодого человека - рассказчика).

4.Распределительный диктант.

Распределите символы в соответствии с цветами. Надпишите над ними буквы «Ч» - чёрный, «Б» - белый, «К» - красный:

Агрессия, жертвенность, неискушённость, робость, угрюмость, жестокость, тревога, волнение, сила чувства, слабость, настойчивость, кровь, бесчувственность, чистота, холодность, тревога, мудрость, мука, сила, хищность, гибель, одиночество.

(Учителю необходимо учитывать, что символика цветов амбивалентна и даёт некоторую свободу в трактовке образов. Цвета помогают читателю взглянуть на героев как бы поверх взгляда рассказчика).

Выполняют работу по карточкам.

Примерные ответы:

Чёрный агрессия, угрюмость, жестокость, холодность, бесчувственность, настойчивость, мудрость, сила, хищность, одиночество.

Белый жертвенность, чистота, неискушённость, робость, слабост ь.

Красный сильное чувство влюблённости, волнение, тревога, кровь, мука.

5.Творческая работа. Рассуждение по аналогии.

Герои рассказа имеют «свои» цвета: отец – чёрный, Елена Николаевна – белый. «Окрашены» даже события. У кого из героев нет «своего» цвета? Какой цвет вы для него избрали бы? Объясните почему. Какими деталями-символами можно было бы окружить героя?

Запишите ответы на вопросы в виде творческой работы (примерный объём – 4-7 предложений, 5-7 минут). По возможности используйте цветовые эпитеты.

Нет «своего» цвета у рассказчика.

Возможные цветовые ассоциации – серый (отражает слабость, нерешительность), зелёный (молодость, неопытность), белый (т.к. рассказчик, как и Елена Николаевна, становится жертвой).

Возможные детали: зелёная ветка, серые стены.

6. Выводы к уроку. Интерпретация текста.

В произведении есть некоторая недосказанность, сюжетный провал. Это период от момента, когда отец застаёт сына наедине с Еленой Николаевной, до отъезда молодого человека. Какие вопросы вызывает эта часть сюжета?

Этот момент даёт повод для различных интерпретаций текста. В рецензиях на рассказ встречаем обвинения и в адрес рассказчика, и в адрес героини. Если же принять во внимание «настойчивость» цветовой символики, какой вывод можно сделать?

Кто или что виной несостоявшейся любви героев? Объясните смысл названия рассказа.

Недосказанность между этими частями сюжета вызывает вопросы. Необъяснённость юноши и Елены Николаевны – некоторая загадка для читателя. Что это – проявление слабости, несамостоятельности главного героя, осознание им бесполезности каких-либо действий или подчинение воле отца?

Скорее всего, в том, что любовь не состоялась, не виноваты ни юноша, ни девушка. Цветовая символика настойчиво диктует предопределённость событий: так назначено судьбой. Цветопись в рассказе усиливает именно фаталистичность происходящего. При этом правит событиями, безусловно, «ворон»: он хищник, а значит, те, кто рядом – жертвы.

6. Домашнее задание.

Практическая работа: 1вариант - «Символика жёлтого цвета в рассказе И.А.Бунина «Человек из Сан-Франциско»; 2 вариант – «Символика чёрного цвета в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».

Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни.
Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника.
Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца…
Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. “ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, - отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны.
Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника.
Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев…
Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства.
И впрямь “ворон”. Что тут скажешь?
Трагический намек…
Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”.
“Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?”
Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных.
Радоваться бы надо счастью сына!
Да не тут-то было.
Срочный вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”.
Пришлось подчиниться воле отца…
А любовь?
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой.
Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой помощи.
Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата…
Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны.
Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи.
Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец…
Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…

Отец мой был похож на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в «Ниве» картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в «Полярных путешествиях» Богданова, – так похож показался мне Наполеон на пингвина, – а потом грустно подумал: а папа похож на ворона…

Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его; думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно жестокого в медлительных словах и поступках. Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон – особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, – рослую даму в парче и кокошнике, с носом, настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным. Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, – я да маленькая сестра моя Лиля, – и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на Святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.

Весной того года я кончил лицей и, приехав из Москвы, просто поражен был: точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире, – всю ее озаряло присутствие той юной, легконогой, что только что сменила няньку восьмилетней Лили, длинную, плоскую старуху, похожую на средневековую деревянную статую какой-нибудь святой. Бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца, была она в те дни бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, а потом и моим приездом, появлением в доме сверстника. Но уж до чего была пуглива, как робела при отце за нашими чинными обедами, каждую минуту с тревогой следя за черноглазой, тоже молчаливой, но резкой не только в каждом своем движении, но даже и в молчаливости Лилей, будто постоянно ждавшей чего-то и все как-то вызывающе вертевшей своей черной головкой! Отец за обедами неузнаваем стал: не кидал тяжких взглядов на старика Гурия, в вязаных перчатках подносившего ему кушанья, то и дело что-нибудь говорил, – медлительно, но говорил, – обращаясь, конечно, только к ней, церемонно называя ее по имени-отчеству, – «любезная Елена Николаевна», – даже пытался шутить, усмехаться. А она так смущалась, что отвечала лишь жалкой улыбкой, пятнисто алела тонким и нежным лицом – лицом худенькой белокурой девушки в легкой белой блузке с темными от горячего юного пота подмышками, под которой едва означались маленькие груди. На меня она за обедом и глаз поднять не смела: тут я был для нее еще страшнее отца. Но чем больше старалась она не видеть меня, тем холоднее косился отец в мою сторону: не только он, но и я понимал, чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей скрыт был совсем иной страх – радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга. По вечерам отец всегда пил чай среди своих занятий, и прежде ему подавали его большую чашку с золотыми краями на письменный стол в кабинете; теперь он пил чай с нами, в столовой, и за самоваром сидела она – Лиля в этот час уже спала. Он выходил из кабинета в длинной и широкой тужурке на красной подкладке, усаживался в свое кресло и протягивал ей свою чашку. Она наливала ее до краев, как он любил, передавала ему дрожащей рукой, наливала мне и себе и, опустив ресницы, занималась каким-нибудь рукоделием, а он не спеша говорил – нечто очень странное.

"Темные аллеи - Ворон"

Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в "Ниве" картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в "Полярных путешествиях" Богданова, - так похож показался мне Наполеон на пингвина, - а потом грустно подумал: а папа похож на ворона...

Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его; думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого в медлительных словах и поступках. Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон - особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, - рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным. Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, - я да маленькая сестра моя Лиля, - и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.

Весной того года я кончил лицей и, приехав из Москвы, просто поражен был: точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире, - всю ее озаряло присутствие той юной, легконогой, что только что сменила няньку восьмилетней Лили, длинную, плоскую старуху, похожую на средневековую деревянную статую какой-нибудь святой. Бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца, была она в те дни бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, а потом и моим приездом, появлением в доме сверстника. Но уж до чего была пуглива, как робела при отце за нашими чинными обедами, каждую минуту с тревогой следя за черноглазой, тоже молчаливой, но резкой не только в каждом своем движении, но даже и в молчаливости Лилей, будто постоянно ждавшей чего-то и все как-то вызывающе вертевшей своей черной головкой! Отец за обедами неузнаваем стал: не кидал тяжких взглядов на старика Гурия, в вязаных перчатках подносившего ему кушанья, то и дело что-нибудь говорил, - медлительно, но говорил, - обращаясь, конечно, только к ней, церемонно называя ее по имени-отчеству, - "любезная Елена Николаевна", - даже пытался шутить, усмехаться. А она так смущалась, что отвечала лишь жалкой улыбкой, пятнисто алела тонким и нежным лицом - лицом худенькой белокурой девушки в легкой белой блузке с темными от горячего юного пота подмышками, под которой едва означались маленькие груди. На меня она за обедом и глаз поднять не смела: тут я был для нее еще страшнее отца. Но чем больше старалась она не видеть меня, тем холоднее косился отец в мою сторону: не только он, но и я понимал, чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей, скрыт был совсем иной страх, - радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга. По вечерам отец всегда пил чай среди своих занятий, и прежде ему подавали его большую чашку с золотыми краями на письменный стол в кабинете; теперь он пил чай с нами, в столовой, и за самоваром сидела она - Лиля в этот час уже спала. Он выходил из кабинета в длинной и широкой тужурке на красной подкладке, усаживался в свое кресло и протягивал ей свою чашку. Она наливала ее до краев, как он любил, передавала ему дрожащей рукой, наливала мне и себе и, опустив ресницы, занималась каким-нибудь рукоделием, а он не спеша говорил - нечто очень странное:

Белокурым, любезная Елена Николаевна, идет или черное, или пунсовое... Вот бы весьма шло к вашему лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом а ля Мария Стюарт, унизанным мелкими брильянтами... или средневековое платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком... Шубка темно-синего лионского бархату и венецианский берет тоже пошли бы к вам... Все это, конечно, мечты, - говорил он, усмехаясь. - Ваш отец получает у нас всего семьдесят пять рублей месячных, а детей у него, кроме вас, еще пять человек, мал мала меньше, - значит, вам скорей всего придется всю жизнь прожить в бедности. Но и то сказать: какая же беда в мечтах? Они оживляют, дают силы, надежды. А потом, разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются?.. Редко, разумеется, весьма редко, а сбываются... Ведь вот выиграл же недавно по выигрышному билету повар на вокзале в Курске двести тысяч, - простой повар!

Она пыталась делать вид, что принимает все это за милые шутки, заставляла себя взглядывать на него, улыбаться, а я, будто и не слыша ничего, раскладывал пасьянс "Наполеон". Он же пошел однажды еще дальше, - вдруг молвил, кивнув в мою сторону:

Вот этот молодой человек тоже, верно, мечтает: мол, помрет в некий срок папенька и будут у него куры не клевать золота! А куры-то и впрямь не будут клевать, потому что клевать будет нечего. У папеньки, разумеется, кое-что есть, - например, именьице в тысячу десятин чернозему в Самарской губернии, - только навряд оно сынку достанется, не очень-то он папеньку своей любовью жалует, и, насколько понимаю, выйдет из него мот первой степени...

Был этот последний разговор вечером под Петров день, - очень мне памятный. Утром того дня отец уехал в собор, из собора - на завтрак к имениннику-губернатору. Он и без того никогда не завтракал в будни дома, так что и в тот день мы завтракали втроем, и под конец завтрака Лиля, когда подали вместо ее любимых хворостиков вишневый кисель, стала пронзительно кричать на Гурия, стуча кулачками по столу, сошвырнула на пол тарелку, затрясла головой, захлебнулась от злых рыданий. Мы кое-как дотащили ее в ее комнату, - она брыкалась, кусала нам руки, - умолили ее успокоиться, наобещали жестоко наказать повара, и она стихла наконец и заснула. Сколько трепетной нежности было для нас даже в одном этом - в совместных усилиях тащить ее, то и дело касаясь рук друг друга! На дворе шумел дождь, в темнеющих комнатах сверкала иногда молния и содрогались стекла от грома.

Это на нее так гроза подействовала, - радостно сказала она шепотом, когда мы вышли в коридор, и вдруг насторожилась:

О, где-то пожар!

Мы пробежали в столовую, распахнули окно - мимо пас, вдоль бульвара, с грохотом неслась пожарная команда. На тополи лился быстрый ливень, - гроза уже прошла, точно он потушил ее, - в грохоте длинных несущихся дрог с медными касками стоящих на них пожарных, со шлангами и лестницами, в звоне поддужных колокольцов над гривами черных битюгов, с треском подков мчавших галопом эти дроги по булыжной мостовой, нежно, бесовски игриво, предостерегающе пел рожок горниста... Потом часто, часто забил набат на колокольне Ивана Воина на Лавах... Мы рядом, близко друг к другу, стояли у окна, в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью, и, казалось, только смотрели и слушали с пристальным волнением. Потом мелькнули последние дроги с каким-то громадным красным баком на них, сердце у меня забилось сильнее, лоб стянуло - я взял ее безжизненно висевшую вдоль бедра руку, умоляюще глядя ей в щеку, и она стала бледнеть, приоткрыла губы, подняла вздохом грудь и тоже как бы умоляюще повернула ко мне светлые, полные слез глаза, а я охватил ее плечо и впервые в жизни сомлел в нежном холоде девичьих губ... Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, - этих коротких встреч и отчаянно долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами.

В начале июля Лиля заболела, объевшись малиной, лежала, медленно поправляясь, в своей комнате и все рисовала цветными карандашами на больших листах бумаги, пришпиленных к доске, какие-то сказочные города, а она поневоле не отходила от ее кровати, сидела и вышивала себе малороссийскую рубашечку, - отойти было нельзя: Лиля поминутно что-нибудь требовала. А я погибал в пустом, тихом доме от непрестанного, мучительного желания видеть, целовать и прижимать к себе ее, сидел в кабинете отца, что попало беря из его библиотечных шкапов и силясь читать. Так сидел я и в тот раз, уже перед вечером. И вот вдруг послышались ее легкие и быстрые шаги. Я бросил книгу и вскочил:

Что, заснула?

Она махнула рукой.

Ах, нет! Ты не знаешь - она может по двое суток не спать и ей все ничего, как всем сумасшедшим! Прогнала меня искать у отца какие-то желтые и оранжевые карандаши...

И, заплакав, подошла, и уронила мне на грудь голову:

Боже мой, когда же это кончится! Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!

И, подняв мокрое от слез лицо, порывисто обняла меня, задохнулась в поцелуе. Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану, - мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту? Но на пороге кабинета уже слышалось легкое покашливание: я взглянул через ее плечо - отец стоял и глядел на нас. Потом повернулся и, горбясь, удалился.

К обеду никто из нас не вышел. Вечером ко мне постучался Гурий: "Папаша просят вас пожаловать к ним". Я вошел в кабинет. Он сидел в кресле перед письменным столом и, не оборачиваясь, стал говорить:

Завтра ты на все лето уедешь в мою самарскую деревню. Осенью ступай в Москву или Петербург искать себе службу. Если осмелишься ослушаться, навеки лишу тебя наследства. Но мало того: завтра же попрошу губернатора немедленно выслать тебя в деревню по этапу. Теперь ступай и больше на глаза мне не показывайся. Деньги на проезд и некоторые карманные получишь завтра утром через человека. К осени напишу в деревенскую контору мою, дабы тебе выдали некоторую сумму на первое прожитие в столицах. Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой. Иди.

В ту же ночь я уехал в Ярославскую губернию, в деревню к одному из моих лицейских товарищей, прожил у него до осени. Осенью, по протекции его отца, поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказываюсь не только от его наследства, но и от всякой помощи. Зимой узнал, что он, оставив службу, тоже переехал в Петербург - "с прелестной молоденькой женой", как сказали мне. И, входя однажды вечером в партер в Мариинском театре за несколько минут до поднятия занавеса, вдруг увидал и его и ее. Они сидели в ложе возле сцены, у самого барьера, на котором лежал маленький перламутровый бинокль. Он, во фраке, сутулясь, вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу. Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом - на теплый, сверкающий люстрами, мягко шумящий, наполняющийся партер, на вечерние платья, фраки и мундиры входящих в ложи. На шейке у нее темным огнем сверкал рубиновый крестик, тонкие, но уже округлившиеся руки были обнажены, род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом...

Иван Бунин - Темные аллеи - Ворон , читать текст

См. также Бунин Иван - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Темные аллеи - В Париже
Когда он был в шляпе, - шел по улице или стоял в вагоне метро, - и не...

Темные аллеи - Второй кофейник
Она и натурщица его, и любовница, и хозяйка - живет с ним в его мастер...



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация